КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
СОГЛАСОВАНО Директор ООО «ПП Солинг» ____________ В.В.Чижикова «___»______________20__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СПО «Волгоградский технический колледж» __________________ Ю.А.Назаров «___»__________________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебной дисциплине
ОП 08 основы бухгалтерского учета
по специальности 080114 (38.02.01) «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
(углубленная подготовка)
2015
Рабочая программа ОП 08 «Основы бухгалтерского учета» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Организация разработчика: ГБОУ СПО «Волгоградский технический колледж»
Разработчики: Цыбанева Н.А.
Рассмотрено и одобрено цикловой комиссией общепрофессиональных и специальных дисциплин Протокол №_____ от «_____»__________20_____________ ___________________/Трыкова Л.М./ | |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Заочное отделение.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен уметь:
−применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;
-ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности;
-соблюдать требования к бухгалтерскому учету;
-следовать методам и принципам бухгалтерского учета;
-использовать формы и счета бухгалтерского учета;
должен знать:
− нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
- национальную систему нормативного регулирования;
- международные стандарты финансовой отчетности;
- понятие бухгалтерского учета;
- сущность и значение бухгалтерского учета;
- историю бухгалтерского учета;
- основные требования к ведению бухгалтерского учета;
- предмет, метод и принципы бухгалтерского учета;
- план счетов бухгалтерского учета;
- формы бухгалтерского учета.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 63 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 10 часов;
самостоятельной работы обучающегося 53 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 63 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 10 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 2 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 53 |
Итоговая аттестация в форме диф.зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Бухгалтерский учет, его объекты и задачи. | | 43 | |
Тема 1.1. Хозяйственный учет, его сущность и значение. | Содержание учебного материала | - | |
Содержание дисциплины и её задачи. Связь с другими дисциплинами с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины в условиях многообразия и равноправия форм собственности. История бухгалтерского учета. Понятие о хозяйственном учете. Виды хозяйственного учета, сущность и содержание оперативного, статического и бухгалтерского учета. Управленческий, налоговый финансовый учет. Измерители, применяемые в учете: натуральные, трудовые, денежные. Задачи бухгалтерского учета. Принципы бухгалтерского учета. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету. Регулирование бухгалтерского учета в России. Международная стандартизация бухгалтерского учета | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | |
Изучить Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 26.11.96г. № 129-ФЗ. Составить сравнительную характеристику видов бухгалтерского учета, результаты оформить в таблице. | | |
Тема 1.2. Предмет бухгалтерского учета | Содержание учебного материала | 2 | |
Предмет бухгалтерского учета. Хозяйственные процессы, хозяйственные средства предприятий. Классификация хозяйственных средств предприятия по видам и размещению. Классификация хозяйственных средств по источникам образования. | | |
Практические занятия | 2 | |
Сгруппировать хозяйственные средства по видам и размещению по источникам образования в таблице. | | |
Самостоятельная работа обучающихся. Изучить Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» | 8 | |
Тема 1.3. Метод бухгалтерского учета | Содержание учебного материала | 2 | |
Метод бухгалтерского учета. Элементы метода бухгалтерского учета их характеристика (документация, оценка, счета бухгалтерского учета, двойная запись, калькуляция себестоимости, инвентаризация, бухгалтерский баланс, бухгалтерская отчетность). Понятие и структура баланса. Связь баланса со способами классификации. Баланс как форма отчетности предприятия. Информационное содержание бухгалтерского баланса его статистические свойства. Изменения в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций, их характеристика. Классификация документов. Реквизиты документов. Формы документов. Порядок составления документов. Понятие документооборота и порядок хранения документов. Понятие о счетах бухгалтерского учета, как способе группировки, обобщения и контроля данных о хозяйственных операциях. Бухгалтерские счета, их назначение и структура. Счета активные и пассивные. Понятие двойной записи операций на счетах. Бухгалтерские записи, их виды. Корреспонденция счетов. Понятие и характеристика синтетического и аналитического счетов, их назначение и взаимосвязь. Обобщение данных текущего учета. Оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета. Значение оборотных ведомостей и их связь с балансом. | | |
| Практические занятия | - | |
Составление бухгалтерского баланса организации. Отражение изменений в балансе, вызванных хозяйственными операциями на начало и конец года. Отражение на счетах двойной записи. Составление оборотной ведомости по синтетическим счетам. Составление оборотной ведомости количественно-суммовой формы. Составление оборотной ведомости суммовой формы. Составление сальдовой ведомости. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 10 | |
Изучить План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по применению плана счетов. Изучить методические рекомендации по инвентаризации имущества организаций. | | |
Тема 1.4 Классификация счетов бухгалтерского учета. | Содержание учебного материала | 2 | |
Классификация счетов бухгалтерского учета по назначению и структуре и по экономическому содержанию. Состав бухгалтерских счетов. Основные счета. Инвентарные, денежные счета. Счета расчетов. Формирование развернутого сальдо по активно-пассивными счетам. Счета капитала. Регулирующие счета. Операционные счета. Собирательно распределительные счета. Бюджетно-распределительные счета. Калькуляционные счета. Отражающие счета. Сопоставляющие счета. Операционно-результативные, финансово-результативные, забалансовые счета. | | |
Практические занятия | - | |
Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, составление оборотно-сальдовой ведомости и бухгалтерского баланса. | | |
Тема 1.5 Учет хозяйственных процессов | Содержание учебного материала | - | |
Документальное оформление движения материалов в организации. Способы оценки материалов на складе и при их списании. Отражение в учете списания материалов в производство. Учет процесса производства. Основные задачи учета производства. Основные задачи учета производства. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции. Понятие прямых и косвенных затрат. Учет распределения общехозяйственных и общепроизводственных затрат. Понятие калькуляции себестоимости продукции. Учет готовой продукции на складе, её реализация. Понятие НДС. Учет отклонения в стоимости готовой продукции. Документальное оформление процесса продажи. | | |
Практические занятия | - | |
Отражение в учете движения материалов, способы их списания в производство. Составление калькуляции себестоимости готовой продукции. Учет отклонения в стоимости готовой продукции. Учет реализации готовой продукции. | | |
Самостоятельная работа обучающихся: | 9 | |
Ознакомится с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации». | | |
Раздел 2 Учетные регистры, формы и техника бухгалтерского учета на предприятии | | 20 | |
Тема 2.1 Учетные регистры | Содержание учебного материала | 2 | |
Учетные регистры, их сущность и роль в бухгалтерском учете. Виды и форма учетных регистров. Классификация учетных регистров. Порядок записей в учетные регистры. Хронологическая и систематическая, шахматная и линейная записи. Ошибки в счетных записях. Способы исправления ошибок в учетных регистрах: корректурный, способ «Крастное сторно» и способ дополнительной записи. | | |
Практические занятия | - | |
Составление шахматной ведомости . Оформление журнала-ордера и ведомости по сводным документам и составление регистров линейно-позиционной формы. | | |
Самостоятельная работа обучающегося | 9 | |
Изучить журнально-ордерную форму учёта в соответствии с нормативными документами. | | |
Тема 2.2. Формы бухгалтерского учета | Содержание учебного материала | - | |
Понятие о формах бухгалтерского учета. Признаки, определяющие форму учета, и их характеристика. Журнально-ордерная форма учета. Мемориально-ордерная форма учета. Автоматизированная и упрошенная формы бухгалтерского учета. | | |
Практические занятие | - | |
Занятие главной книги на основании журналов-ордеров. Заполнение книги К-1. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 9 | |
Изучить упрощенную форму ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях. | | |
Всего: | 63 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории.
«Основы бухгалтерского учета» и лаборатории информационных технологий в профессиональной деятельности.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Основы бухгалтерского учета»
-комплект законодательных и нормативных документов;
-комплект бланков бухгалтерской документации;
-комплект учебно-методической документации;
-комплект образцов оформления бухгалтерских документов;
-комплект учебно-методических материалов.
Технические средства обучения:
-мультимедиа проектор;
-интерактивная доска;
-компьютеры;
-принтер;
-программное обеспечение.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории «Компьютерной обработки экономической информации»:
Компьютеры, принтер, сканер, мультимедиапроектор, экран, программное обеспечение общего и профессионального назначения (бухгалтерские программы), комплект учебно-методической документации.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Федеральный закон от 21ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп.).
Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (с изм. и доп.).
Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»
Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому «Доходы организации» ПБУ 9/99 (с изм. и доп)
Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету» Расходы организаций» ПБУ 10/99 (с изм. и доп)
Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01»
Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29 июля 1983 г. № 105 по согласованию с ЦСУ СССР)
Письмо Минфина СССР от 7 марта 1960 г. № 63 «Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства»
Дополнительные источники:
Бабаева. Ю.А. Теория бухгалтерского учета: учебник/Ю. А. Бабаева. -М.: Проспект, 2010 г.-256 с.
Мизиковский Е.А. Основы бухгалтерского учета: учебное пособие/ Е. А. Мизиковский. – М.:Экономист, 2009 г. – 400 с.
Попова П.В. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие / П.В. Попова.- М.: ДИС, 2011 г. – 208 с.
Осипова. И.В. Теория бухгалтерского учета: сборник задач / И.В. Осипова. – М.:КРОНУС, - 2009г. – 296 с.
Куттер. М.И. Теория бухгалтерского учета: учебник / М. И. Кутер. – М.: Финансы и кредит, - 2010 г. – 592 с.
Сергеева. С.А. Теория бухгалтерского учета в таблицах и схемах / С.А. Сергеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2010-186, [2] с. : ил. – (Библиотека бухгалтера и аудитора).
Соколов. Ю. А. Практическое пособие по ведению, учету и оформлению: учебное пособие / Ю.А. Соколов. – М.: Альфа Пресс, 2011 г. – 116 с.
Кислов. Д. В. Расчетный счет и касса: учебное пособие / Д. В. Кислов. М.: налог ИНФ, Статус Кво, - 2011 г.- 97 с.
Русалева. Л.А. Бухгалтерский учет: учебное пособие / Л. А. Русалева. – Ростов н/Д: Феникс, 2010 г. – 416 с.
Справочно–правовая система «Гарант»
Бух.учет. Теория и практика бух.учета. – http://www.bookhuchet.ru/
Электронная библиотека - /www.fictonbook.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Уметь: | |
- применять нормативное регулирование бухгалтерского учета; | Оценка результатов выполнения практической работы. |
- ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности; | Оценка результатов выполнения задания. |
- соблюдать требования к бухгалтерскому учету; | Наблюдение и оценка выполнения практической работы. |
- следовать методам и принципам бухгалтерского учета; | Оценка защиты исследовательских работ. |
- использовать формы и счета бухгалтерского учета; | Оценка выполнения практической работы. |
Знать: | |
- нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности; | Оценка умения работать с нормативными документами. |
- национальную систему нормативного регулирования; | Тестирование теоретического материала. |
- международные стандарты финансовой отчетности; | Оценка сравнительного анализа международных и национальных стандартов финансовой отчетности. |
- понятие бухгалтерского учета; | Тестирование теоретического материала. |
- сущность и значение бухгалтерского учета; | Тестирование теоретического материала. |
- историю бухгалтерского учета; | Оценка презентационных материалов. |
- основные требования к ведению бухгалтерского учета; | Проверка и оценка заполненных документов. |
- предмет, метод и принципы бухгалтерского учета; | Оценка исследования студентов. |
- план счетов бухгалтерского учета; | Тестирование теоретического материала. |
- формы бухгалтерского учета. | Оценка результатов выполнения практической работы. |
5