СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "ОПМ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "ОПМ"»

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему природному миру составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных ФГОС ОО у/о и отраженных в АООП в варианте 2 ГБОУ «Специальная школа-интернат г.Усмань».

Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.

Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Формирование представлений у детей с ТМНР должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование).

Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для успешного усвоения в дальнейшем в школе  всего цикла природоведческих дисциплин.     

Одним из специальных разделов, обеспечивающих получение ребенком систематических знаний, является ознакомление с окружающим. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда они будут получать не отдельные знания о предмете, а определенную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимость той или иной области действительности, что способствует умственному развитию детей, в том числе развитию и формированию речи.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка, то есть совершенствует его сенсорную сферу: учит его быть внимательным к тому, что его окружает, учит его правильно воспринимать - смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, мы можем создать чувственную основу для слова и подготовить ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен).

Закрепление образов восприятия в слове дает большие возможности для развития памяти ребенка. Такие образы могут быть произвольно вызваны, актуализированы в памяти ребенка по слову, произнесенному взрослым.

При ознакомлении с предметным миром, природой и социальными    явлениями у интеллектуально неполноценных детей формируется понимание логических отношений: части и целого, причины и следствия, временной последовательности. На основе анализа реальных фактов и явлений (особенно наглядных в природе) дети учатся делать простейшие обобщения, умозаключения, выводы.

Ознакомление с окружающей действительностью ведётся по разным направлениям. К этим направлениям относятся: ознакомление с предметным окружением, с природным окружением, с явлениями общественной жизни.

Каждое из этих направлений имеет свою специфику, знакомит детей с определённым типом свойств, связей и отношений, со специфическими для данной области действительности закономерностями.

Обучающие задачи: в ходе ознакомления с окружающим, прежде всего, появляется возможность расширить представления ребёнка-дошкольника о том предметном мире, в котором он живёт, выделить и сделать предметом его внимания те материальные условия существования, которые будут его окружать всю жизнь и во многом определять условия деятельности.

Ознакомление с окружающими явлениями и объектами природы предполагает опору на существенные свойства и отношения объектов, умение выделить их, что при правильной организации обучения может способствовать формированию мыслительных процессов ребёнка-дошкольника.

Ознакомление с окружающим  может также обогатить чувственный опыт ребёнка – научить его быть внимательным к тому, что его окружает, правильно воспринимать окружающее – смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного познания – ощущений, восприятий, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, мы можем создать чувственную основу для слова и подготовить ребёнка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений. Закрепление образов восприятия в слове даёт большие возможности и для развития памяти ребёнка, такие образы могут быть произвольно вызваны, актуализированы в памяти ребёнка по слову, произнесённому взрослым, т.е. извне.

Задача данного курса состоит в том, чтобы сформировать у ребенка целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающего мира. Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребёнка, учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. В процессе знакомства с природой у ребенка формируется представление о живом и неживом мире, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, формируется умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Уроки по окружающему природному миру предусматривают большое количество экскурсий по различной тематике.

Особенности курса:

Ознакомление с окружающим происходит двумя путями: на занятиях (организованные формы ознакомления с окружающим) и вне занятий (на прогулках, в повседневной бытовой жизни).

В ходе ознакомления с окружающим имеются большие возможности расширить и уточнить представления маленького умственно отсталого ребенка о том предметном мире, в котором он живет, выделить и сделать объектом его внимания те материальные условия существования, которые будут окружать его всю жизнь и во многом определяют условия деятельности.

Таким образом, изучение специфики формирования представлений об окружающем мире  школьников с умственной отсталостью позволяет нам сделать вывод о том, что современная коррекционная педагогика уделяет значительное внимание формированию природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для успешного усвоения в дальнейшем в школе всего цикла природоведческих дисциплин.

Особенности психофизического развития детей с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей.

Задачи:

- формировать представления об объектах неживой природы (огне, почве, земле, воздухе, лесе, луге, реке, водоемах)

- рассказывать о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека

-формировать умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт)

- формировать интерес к объектам живой природы

- рассказывать о животном и растительном мире (грибах, ягодах, птицах, рыбах и т.д.)

- формировать заботливое и бережное отношение к растениям и животным

- учить соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.)

- обучать элементарным представлениям о течении времени

- учить различать части суток, дни недели, месяцы

- формировать у школьников первые реалистичные представления об объектах и явлениях живой и неживой природы

-учить детей видеть и понимать простейшие связи и зависимости в природе

Коррекционные задачи:

- развивать наблюдательность и любознательность

- формировать нравственное поведение детей в природе

- воспитать эстетическое отношение к природе, способность видеть красоту родной природы

- учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы

- развивать ощущения, восприятия, представления

- создать у детей предпосылки к развитию речи

- формировать умение высказывать свои потребности с помощью жестов и мимики

- учить понимать обращённую речь

- формировать навыки адекватного реагирования на речь взрослого

- побуждать к эмоционально-звуковому выражению чувств

- учить пониманию речи и жестов

-развивать мышление и память в процессе общения со взрослым на основе обогащения представлений об окружающем

Основные формы и методы обучения - это практические уп­ражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, ди­дактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин.

На всех уроках используются принципы наглядности, доступно­сти, практической направленности, коррекции. Каждый урок по­строен так, чтобы он мог доставить детям радость познания и вы­звать желание повторной встречи с учителем.

Описание места учебного предмета в учебном плане:

Курс «Окружающий природный мир» рассчитан на 17,5 часов (0,5 ч. в неделю)

Требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных личностных и предметных результатов образования данной категории обучающихся.

Описание возможных результатов обучения учащихся:

1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

- интерес к объектам и явлениям неживой природы

- расширение представлений об объектах неживой природы (огне, почве, земле, воздухе, лесе, луге, реке, водоемах, формах земной поверхности, полезных ископаемых)

- представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека

- умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт)

2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

- интерес к объектам живой природы

- расширение представлений о животном и растительном мире (грибах, ягодах, птицах, рыбах и т.д.)

- заботливое и бережное отношение к растениям и животным, умение ухаживать за ними

- умение соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.)

3) Элементарные представления о течении времени.

- умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года

- представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца

Критерии оценивания результатов обучения:

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе обучения специалисты образовательной организации учитывают степень самостоятельности ребенка, т. е. оценивают уровень сформированности действий/операций и представлений, внесенных в СИПР. Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»,

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект»,

«не узнает объект».

Результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в виде характеристики. На основе этой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Итоговые достижения обучающихся с умственной отсталостью определяются индивидуальными возможностями ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития и тем, что его образование направлено на максимальное развитие жизненной компетенции.

Содержание учебного предмета:

Растительный мир.

Представление о растениях (дерево, куст, трава). Представление о деревьях (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна). Представление о фруктах (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик). Представление об овощах (помидор, огурец, капуста, лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец).Представление о ягодах (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква).Представление о грибах (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка).Представление о травянистых растениях (цветах) (астра, гладиолус, тюльпан, нарцисс, фиалка, роза, лилия, пион).Представление о пряных травянистых растениях (петрушка, укроп, мята). Представление о комнатных растениях (герань, кактус, фиалка, фикус), особенностях ухода за ними, значением в жизни человека (украшение помещения, очищение воздуха в помещении). Представление о зерновых культурах (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы), хлебе. Различение растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Различение растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Представление о значении растений в жизни человека: сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов, способами их переработки (изготовление сока, варенья, джема, варка, жарка, засол и др.).

Животный мир.

Представление о животном. Представление о домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан). Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Представление о птице. Представление о домашних птицах (курица (петух), утка, гусь, индюк). Представление о перелетных и зимующих птицах (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова, ласточка). Представление о водоплавающих птицах (лебедь, утка, гусь). Представление о рыбе. Представление о речных рыбах (сом, окунь, щука). Представление о морских рыбах (акула). Представление о насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Представление о морских обитателях (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог). Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.).

Объекты природы.

Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности. Представление об изображении земной поверхности на карте. Представление о полезных ископаемых (уголь, нефть, газ, известняк и др.) с учетом местных природных ресурсов. Представление о значении объектов природы в жизни человека.

Временные представления.

Представление о частях суток. Представление о неделе. Представление о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь, часы).

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1

Растительный мир.

4

Представление об овощах (помидор, огурец) через осязание. Нахождение овоща посредством взгляда. Показ овоща жестом. Составление овоща из 2 пазлов. Складывание разрезных картинок. Представление о деревьях: берёза. Узнавание берёзы на картинке посредством взгляда. Показ берёзы жестом. Экскурсия: берёза. Представление о фруктах (яблоко, груша) через осязание. Нахождение фрукта посредством взгляда. Показ фрукта жестом. Составление фрукта из 2 пазлов.

2

Животный мир.

4

Представление о зимующих птицах: голубь. Представление о домашних птицах: курица. Нахождение птицы посредством взгляда. Показ птицы жестом. Составление птицы из 2 пазлов. Имитация кормления птиц в «сухом бассейне». Звукоподражание курице: ко-ко-ко. Экскурсия в природу: подкормка птиц. Складывание разрезных картинок. Представление о домашних животных: кот, собака. Нахождение животных посредством взгляда, жеста. Поглаживание животных (игрушка). Звукоподражание животным: мяу, ав-ав. Складывание разрезных картинок. Конструирование конуры.

3

Объекты природы.

5

Представление об огне, о воде, о реке. Узнавание объектов природы на картинке. Практическое использование огня, воды. Правила поведения у огня, у воды, у реки.

4

Временные представления.

4,5

Представление о лете (об осени, о зиме, о весне). Узнавание на рисунке солнца. Имитация плавания в реке. Экскурсия: наблюдение за солнцем. Явление природы: дождь. Имитация дождя: постукивание по парте «кап-кап». Имитация листопада. Экскурсия: листопад. Признаки зимы: снег. Наблюдение за полётом снежинки. Имитация снегопада в «сухом

бассейне». Экскурсия: зимние забавы детей. Признаки весны: ручьи, сосульки. Экскурсия: весна.

Игры и забавы детей весной. Складывание разрезных картинок.



Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности

Различные по форме, величине, цвету наборы природного материала, пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением сезонных изменений, сюжетные картинки для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы.

Литература

БрыкинаН.Т., ЖирекоО.Е.,БарылкинаЛ.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»,М.;Вако,2014