СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «ОРКСЭ», модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по образования по ОРКСЭ с учетом авторской программы курса «ОРКСЭ» А. И. Шемшуриной. Москва: Просвещение, 2016 г.;. К учебнику «Основы светской этики» для 4 класса, автор А.И. Шемшурина, М.: Просвещение, 2017 г.

Специфика курса «Основы светской этики» в том, что он носит принципиально светский, культурологический характер.

Курс направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах, на понимание их значения в отечественной истории, современной жизни, а также своей сопричастности к ним.

В контексте учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.

Цели и задачи изучения учебного предмета:

  • дать представление об основных нормах нравственности, первичные

  • представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;

  • формировать общественно–значимую мотивацию детей, их поступков,

  • адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;

  • изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость и другое.

Задачи курса:

  • развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;

  • формирование качеств гражданина России;

  • воспитание духовно–нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты).

Сроки реализации программы 2020-2021учебный год.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основны­ми нормами нравственности, дать первичные представления о мо­рали. Поставлена задача нравственного развития младших школь­ников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельно­сти предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упоря­дочить уже имеющиеся у них.

Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:

Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.

Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.

На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и поря­дочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики по­лучают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.

Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.

Обсуждение произведений художественной литературы, ска­зок, их инсценировка — все это нацелено на воспитание первона­чальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоци­онального восприятия.

Как правило, ученики способны самостоятельно проанализи­ровать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника (учебно­го пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие но­вого для учеников материала; при интерпретации во время бесе­ды происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диало­га ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пере­сказ прочитанного, составление рассказа с введением в него но­вых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений де­тей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходит­ся поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое пове­дение или свою позицию, обосновать поступок, разработать соб­ственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и про­анализировать их.

У учеников вырабатываются коммуникативные умения: форму­лировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный ма­териал по предложенному плану, работать с разнообразными источ­никами информации, планировать и контролировать учебные дей­ствия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Место учебного предмета в учебном плане.

Данная программа по предмету «Основы светской этики» для 4 класса составлена в полном соответствии с учебным планом образовательных учреждений общего обра­зования. Она предусматривает следующее количество часов, отве­денное на изучение предмета: 1 час в неделю, 34 часа в год.

2. Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты.

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «ОРКСЭ» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Познавательные.

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;

  • осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;

  • владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами,

  • строить рассуждения, в соответствии с известными понятиями новых этических категорий.

Коммуникативные

  • адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;

  • владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;

  • слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию.

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;

  • определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;

  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях,

  • не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • понимать и сопереживать чувствам других людей.

  • проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,

Регулятивные

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации;

  • вносить соответствующие коррективы в процесс реализации целей на основе оценки и учета характера ошибок

  • определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;

  • осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

Предметные результаты:

  • знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

  • познакомиться с основными нормами светской морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимать значения нравственности в жизни человека и общества;

  • иметь первоначальные представления о светской этике, ее роли в культуре, истории и современности России;

  • осознавать ценности человеческой жизни.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 4 класс

Выпускник научится

понимать:

- общие этические понятия на разных языках России;

- общепризнанные ценности, идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны;

- понятия: культура, мораль, нравственность, этика, долг и совесть: профессиональный долг, моральный долг;

- «Золотое правило нравственности»;

- ценные качества человеческой души;

- ценности рода и семьи;

- светские правила;

- как появилась семья;

- семейные традиции;

- правила поведения в школе;

- права и обязанности школьника;

- правила дружбы;

- понятие: этикет;

- сокровища нравственности;

- роли в семье;

- понятия: рабочий, деловой человек, предприниматель, интеллигент, толерантность;

- понятия: Отечество, Родина, любовь к Родине, патриотизм, традиция, народ, многонациональный народ, соотечественник.

Выпускник получит возможность научиться:

- определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);

- излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;

- устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;

- строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

- делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;

- строить отношения между людьми в школе;

- жить по законам чести;

- держать слово;

- иметь силу воли;

- строить отношения в семье;

- договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;

- жить в мире друг с другом, сохранив национальные традиции каждого;

- любить страну, Родину и Отечество.

    1. Содержание учебного предмета

Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека – (1 час)

  1. Этика общения (4 часа)

Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил -добрые слова и поступки. Каждый интересен.

  1. Этикет (4 часа)

Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеек нашей речи.

  1. Этика человеческих отношений (4 часа)

В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.

  1. Этика отношений в коллективе (4 часа)

Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи.

  1. Простые нравственные истины (4 часа)

Жизнь священна. Человек рожден для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим.

  1. Душа обязана трудиться (4 часа)

Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков

  1. Посеешь поступок – пожнешь характер (4 часа)

Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения.

Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со-»

  1. Судьба и Родина едины (5 часов)

С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек- чело века. Слово, обращенное к себе. Обобщение пройденного.




Основные виды учебной деятельности

Виды учебно-познавательной деятельности и их предметы

Виды учебно-познавательной деятельности 

Предметы видов
учебно-познавательной деятельности
 

Наблюдение

Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них

Эксперимент

Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них

Работа с книгой

Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе

Систематизация знаний

Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний

Решение познавательных задач (проблем)

Комплексная разнообразная информация познавательного характера

Построение графиков

Закономерные связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками)

Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

  • Слушание объяснений учителя.

  • Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

  • Самостоятельная работа с учебником.

  • Работа с научно-популярной литературой;

  • Решение текстовых количественных и качественных задач.

  • Выполнение заданий по разграничению понятий.

  • Систематизация учебного материала.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

  • Наблюдение за демонстрациями учителя.

  • Просмотр учебных фильмов.

  • Объяснение наблюдаемых явлений.

  • Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.

  • Анализ проблемных ситуаций.

Виды деятельности с практической (опытной) основой:

  • Работа с раздаточным материалом.

  • Сбор и классификация коллекционного материала.

  • Постановка опытов для демонстрации классу.

  • Постановка фронтальных опытов.

  • Выполнение работ практикума.

  • Сборка приборов из готовых деталей и конструкций.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Учебно-методический комплекс по ОРКСЭ

1. А.А. Шемшурин «Основы светской этики» 4 класс, М. Просвещение, 2017

2. Программа курса к учебнику А.А. Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс.

3.Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

для 4-5 классов М.: Просвещение, 2016

Календарно - тематическое планирование

4 класс (34 часов)

п/п

Название раздела

Тема урока

Кол-во

часов


Дата план

Дата факт


1




Этика – наука о нравственной жизни человека


1

1 неделя сент.

7.09

2

Этика общения

Добрым жить на белом свете веселей

1

2 неделя сен.

14.09

3


Правила общения для всех

1

3 неделя сен.

21.09

4


От добрых правил-добрые слова и поступки

1

4 неделя сент.

28.09

5


Каждый интересен

1

1 неделя окт.

5.10

6

Этикет

Премудрости этикета

1

2 неделя окт.

12.10

7


Красота этикета

1

3 неделя окт.

19.10

8


Простые школьные и домашние правила этикета

1

4 неделя окт.

26.10

9


Чистый ручеек нашей речи

1

5 неделя окт.

16.11

10

Этика человеческих отношений

В развитии добрых чувств – творение души

1

3 неделя ноябр.

23.11

11


Природа – волшебные двери к добру и доверию

1

2 неделя нояб.

30.11

12


Чувство Родины

1

5 неделя нояб.

7.12

13


Жизнь протекает среди людей

1

1 неделя декабря

14.12

14

Этика отношений в коллективе

Чтобы быть коллективом

1

2 неделя дек.

21.12

15


Коллектив начинается с меня

1

3 неделя дек.

28.12

16


Мой класс – мои друзья

1

4 неделя дек.

11.01

17


Ежели душевны вы и к этике не глухи

1

3 неделя января

18.01

18

Простые нравственные истины

Жизнь священна

1

4 неделя янв.

25.01

19


Человек рожден для добра

1

5 неделя янв.

01.02

20


Милосердие – закон жизни

1

1 неделя февраля

08.02

21


Жить во благо себе и другим

1

2 неделя фев.

15.02

22

Душа обязана трудиться

Следовать нравственной установке

1

3 неделя фев.

20.02

23


Достойно жить среди людей

1

4 неделя фев.

01.03

24


Уметь понять и простить

1

2 неделя марта

15.03

25


Простая этика поступков

1

3 неделя март.

22.03

26

Посеешь поступок – пожнешь характер

Общение и источники преодоления обид

1

4 неделя март.

05.04

27


Ростки нравственного опыта поведения

1

2 неделя апреля

05.04

28


Доброте сопутствует терпение

1

3 неделя апр.

12.04

29


Действия с приставкой «со-»

1

4 неделя апр.

19.04

30

Судьба и Родина едины

С чего начинается Родина

1

5 неделя апр.

19.04

31


В тебе рождается патриот и гражданин

1

1 неделя мая

26.04

32


Человек- чело века

1

2 неделя мая

26.04

33


Слово, обращенное к себе

1

3 неделя мая

17.05

34


Обобщение пройденного

1

4 неделя мая

17.05

Итого: 34 часа








8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!