Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «ОРКСЭ», модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по образования по ОРКСЭ с учетом авторской программы курса «ОРКСЭ» А. И. Шемшуриной. Москва: Просвещение, 2016 г.;. К учебнику «Основы светской этики» для 4 класса, автор А.И. Шемшурина, М.: Просвещение, 2017 г.
Специфика курса «Основы светской этики» в том, что он носит принципиально светский, культурологический характер.
Курс направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах, на понимание их значения в отечественной истории, современной жизни, а также своей сопричастности к ним.
В контексте учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
Цели и задачи изучения учебного предмета:
дать представление об основных нормах нравственности, первичные
представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
формировать общественно–значимую мотивацию детей, их поступков,
адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость и другое.
Задачи курса:
развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
формирование качеств гражданина России;
воспитание духовно–нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты).
Сроки реализации программы 2020-2021учебный год.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:
Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.
На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.
При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.
Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.
Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка — все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.
Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.
Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.
У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
Место учебного предмета в учебном плане.
Данная программа по предмету «Основы светской этики» для 4 класса составлена в полном соответствии с учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение предмета: 1 час в неделю, 34 часа в год.
2. Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты.
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «ОРКСЭ» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные.
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;
владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами,
строить рассуждения, в соответствии с известными понятиями новых этических категорий.
Коммуникативные
адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;
владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;
слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию.
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;
определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях,
не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
понимать и сопереживать чувствам других людей.
проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
Регулятивные
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации;
вносить соответствующие коррективы в процесс реализации целей на основе оценки и учета характера ошибок
определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями
Предметные результаты:
знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
познакомиться с основными нормами светской морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимать значения нравственности в жизни человека и общества;
иметь первоначальные представления о светской этике, ее роли в культуре, истории и современности России;
осознавать ценности человеческой жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 4 класс
Выпускник научится
понимать:
- общие этические понятия на разных языках России;
- общепризнанные ценности, идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны;
- понятия: культура, мораль, нравственность, этика, долг и совесть: профессиональный долг, моральный долг;
- «Золотое правило нравственности»;
- ценные качества человеческой души;
- ценности рода и семьи;
- светские правила;
- как появилась семья;
- семейные традиции;
- правила поведения в школе;
- права и обязанности школьника;
- правила дружбы;
- понятие: этикет;
- сокровища нравственности;
- роли в семье;
- понятия: рабочий, деловой человек, предприниматель, интеллигент, толерантность;
- понятия: Отечество, Родина, любовь к Родине, патриотизм, традиция, народ, многонациональный народ, соотечественник.
Выпускник получит возможность научиться:
- определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
- излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
- устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;
- строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
- строить отношения между людьми в школе;
- жить по законам чести;
- держать слово;
- иметь силу воли;
- строить отношения в семье;
- договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;
- жить в мире друг с другом, сохранив национальные традиции каждого;
- любить страну, Родину и Отечество.
Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека – (1 час)
Этика общения (4 часа)
Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил -добрые слова и поступки. Каждый интересен.
Этикет (4 часа)
Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеек нашей речи.
Этика человеческих отношений (4 часа)
В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.
Этика отношений в коллективе (4 часа)
Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Простые нравственные истины (4 часа)
Жизнь священна. Человек рожден для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим.
Душа обязана трудиться (4 часа)
Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков
Посеешь поступок – пожнешь характер (4 часа)
Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения.
Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со-»
Судьба и Родина едины (5 часов)
С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек- чело века. Слово, обращенное к себе. Обобщение пройденного.
Основные виды учебной деятельности
Виды учебно-познавательной деятельности и их предметы
Виды учебно-познавательной деятельности | Предметы видов учебно-познавательной деятельности |
Наблюдение | Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них |
Эксперимент | Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них |
Работа с книгой | Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе |
Систематизация знаний | Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний |
Решение познавательных задач (проблем) | Комплексная разнообразная информация познавательного характера |
Построение графиков | Закономерные связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками) |
Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Самостоятельная работа с учебником.
Работа с научно-популярной литературой;
Решение текстовых количественных и качественных задач.
Выполнение заданий по разграничению понятий.
Систематизация учебного материала.
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
Наблюдение за демонстрациями учителя.
Просмотр учебных фильмов.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.
Анализ проблемных ситуаций.
Виды деятельности с практической (опытной) основой:
Работа с раздаточным материалом.
Сбор и классификация коллекционного материала.
Постановка опытов для демонстрации классу.
Постановка фронтальных опытов.
Выполнение работ практикума.
Сборка приборов из готовых деталей и конструкций.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Учебно-методический комплекс по ОРКСЭ
1. А.А. Шемшурин «Основы светской этики» 4 класс, М. Просвещение, 2017
2. Программа курса к учебнику А.А. Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс.
3.Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
для 4-5 классов М.: Просвещение, 2016
Календарно - тематическое планирование
4 класс (34 часов)
№ п/п | Название раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | | Этика – наука о нравственной жизни человека | 1 | 1 неделя сент. | 7.09 |
2 | Этика общения | Добрым жить на белом свете веселей | 1 | 2 неделя сен. | 14.09 |
3 | | Правила общения для всех | 1 | 3 неделя сен. | 21.09 |
4 | | От добрых правил-добрые слова и поступки | 1 | 4 неделя сент. | 28.09 |
5 | | Каждый интересен | 1 | 1 неделя окт. | 5.10 |
6 | Этикет | Премудрости этикета | 1 | 2 неделя окт. | 12.10 |
7 | | Красота этикета | 1 | 3 неделя окт. | 19.10 |
8 | | Простые школьные и домашние правила этикета | 1 | 4 неделя окт. | 26.10 |
9 | | Чистый ручеек нашей речи | 1 | 5 неделя окт. | 16.11 |
10 | Этика человеческих отношений | В развитии добрых чувств – творение души | 1 | 3 неделя ноябр. | 23.11 |
11 | | Природа – волшебные двери к добру и доверию | 1 | 2 неделя нояб. | 30.11 |
12 | | Чувство Родины | 1 | 5 неделя нояб. | 7.12 |
13 | | Жизнь протекает среди людей | 1 | 1 неделя декабря | 14.12 |
14 | Этика отношений в коллективе | Чтобы быть коллективом | 1 | 2 неделя дек. | 21.12 |
15 | | Коллектив начинается с меня | 1 | 3 неделя дек. | 28.12 |
16 | | Мой класс – мои друзья | 1 | 4 неделя дек. | 11.01 |
17 | | Ежели душевны вы и к этике не глухи | 1 | 3 неделя января | 18.01 |
18 | Простые нравственные истины | Жизнь священна | 1 | 4 неделя янв. | 25.01 |
19 | | Человек рожден для добра | 1 | 5 неделя янв. | 01.02 |
20 | | Милосердие – закон жизни | 1 | 1 неделя февраля | 08.02 |
21 | | Жить во благо себе и другим | 1 | 2 неделя фев. | 15.02 |
22 | Душа обязана трудиться | Следовать нравственной установке | 1 | 3 неделя фев. | 20.02 |
23 | | Достойно жить среди людей | 1 | 4 неделя фев. | 01.03 |
24 | | Уметь понять и простить | 1 | 2 неделя марта | 15.03 |
25 | | Простая этика поступков | 1 | 3 неделя март. | 22.03 |
26 | Посеешь поступок – пожнешь характер | Общение и источники преодоления обид | 1 | 4 неделя март. | 05.04 |
27 | | Ростки нравственного опыта поведения | 1 | 2 неделя апреля | 05.04 |
28 | | Доброте сопутствует терпение | 1 | 3 неделя апр. | 12.04 |
29 | | Действия с приставкой «со-» | 1 | 4 неделя апр. | 19.04 |
30 | Судьба и Родина едины | С чего начинается Родина | 1 | 5 неделя апр. | 19.04 |
31 | | В тебе рождается патриот и гражданин | 1 | 1 неделя мая | 26.04 |
32 | | Человек- чело века | 1 | 2 неделя мая | 26.04 |
33 | | Слово, обращенное к себе | 1 | 3 неделя мая | 17.05 |
34 | | Обобщение пройденного | 1 | 4 неделя мая | 17.05 |
Итого: 34 часа |
8