МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/05/s_5b8fcb36622cf/945741_1.jpeg)
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
____________________________________________________________________
Амурская область, город Зея, улица Ленина, дом 161; телефон 2-46-64;Е-mail: [email protected]
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР ____________ В.В. Ружицкая | УТВЕРЖДЕНА приказом МОАУ СОШ № 1 от 30.05.2018 № 183-ОД |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету "Основы религиозных культур и светской этики"
(модуль "Основы мировых религиозных культур")
4АБ классы
Учитель:__________________________
Пономарева Яна Вячеславовна,
высшая квалификационная категория
г.Зея, 2018
Структура Рабочей программы
Пояснительная записка.
1.1. Обоснование выбора программы.
1.2. Количество учебных часов.
1.3. Описание учебно-методического комплекта.
Планируемые результаты обучения.
Содержание программы.
Тематическое планирование.
Календарно-тематический план.
I. Пояснительная записка
1.1. Обоснование выбора программы
Настоящая программа составлена на основе Учебной программы курса «Основырелигиозной культуры и светской этики» (2009 г.) и соответствует федеральномугосударственному образовательному стандарту основного общего образования.
Выбранная Учебная программа курса «Основы религиозной культуры и светской этики»соответствует возрастным особенностям обучающихся 4 класса, а также содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебноговремени с учетом образовательных возможностей младших подростков.
Программа соответствует содержанию учебника для 4 класса общеобразовательных учреждений Беглова А.Л., Саплиной Е.В., Е.С. Токаревой, А.А. Ярлыкапова «Основы духовно —нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4 класс» - М:
Просвещение,2014. Учебник включен в действующий Федеральный перечень учебников.
1.2. Количество учебных часов
Учебный план МОАУ СОШ № 1 отводит 34 часа в год (1 час в неделю) на изучениеодного из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики».
1.3. Описание учебно-методического комплекта.
В учебно-методический комплект входят: учебник "Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс", авторы А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов (М.: Просвещение, 2014) (с приложением на электронном носителе)
II. Планируемые результаты
2.1. Планируемый уровень подготовки обучающихся (планируемые результаты обучения) на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой учреждения
Метапредметные результаты изучения предмета в 4 классе выражаются такими качествами, как:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно, относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы мировых религиозных культур» ученик научится:
понимать значимость нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, способность выражать это понимание своими словами, приводить примеры;
осознавать значение традиционных нравственных ценностей народов России как основы нравственного самосовершенствования и духовного развития;
называть мировые религиозные культуры, традиционно представленные в России;
рассказывать об основателях мировых религий (имя, чему учил основатель религии, как называются последователи этой религии);
рассуждать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России, их роли в семье и обществе;
рассуждать об основных нравственных категориях в религиозной культуре народов России (любовь к ближнему, «золотое правило нравственности», долг, свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, отношение к труду);
понимать роль религиозной культуры в формировании нравственных ценностей в жизни человека, семьи, народа, в обществе и государстве;
оценивать свое поведение с использованием основных нравственных категорий;
рассказывать о священных книгах традиционных религий народов России (Библия, Коран, Трипитака, Танах), хранителях предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины);
называть и объяснять основные религиозные обряды в контексте изучаемых религиозных культур (1–2 примера);
понимать значение понятий: храм, синагога, церковь, мечеть, ступа, пагода. Знать назначение и устройство священных сооружений традиционных религий России, основные нормы поведения в религиозных сооружениях и рядом с ними;
понимать роль искусства в религиозных культурах;
понимать особенности и значение произведений религиозного (культового) искусства, проявлять ценностное отношение к культурно-историческим памятникам;
рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России (не менее одного религиозного праздника каждой традиции);
рассуждать о семейных ценностях в традиционных религиях народов России, основных нормах отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России;
распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (как минимум, по одному символу), объяснять своими словами ее значение в религиозной культуре;
рассказывать об основных исторических фактах и роли традиционных религий в становлении культуры народов России, российского общества, российской государственности;
применять полученные знания для осуществления проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия с учетом особенностей своего региона;
объяснять своими словами значение моральных норм для человека и общества, термины «добро», «зло», «любовь», «свобода вероисповедания»; • рассуждать о многонациональном и многоконфессиональном составе общества, понимать значение и формы выражения российского патриотизма, любви к Отечеству, нашей Родине — России;
выражать своими словами понимание ценности человеческой жизни, с опорой на примеры из традиционных религий России.
Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом:
4 класс | Выпускник получит возможность научиться |
Выпускник научится |
Работа с текстом:поиск информации и понимание прочитанного |
Ориентироваться в учебнике: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. Понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы. Понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию. Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое. Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках | использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; работать с несколькими источниками информации; сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации |
Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую. Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию. Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Письменно отвечать на заданные вопросы. Находить и формулировать правила, закономерности. | |
Работа с текстом: оценка информации |
Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте. На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. | сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию |
Планируемые результаты по ИКТ
4 класс | Выпускник получит возможность научиться |
Выпускник научится |
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером |
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку); организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере | |
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных |
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фотокамеры), сохранять полученную информацию; владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст; рисовать изображения на графическом планшете; сканировать рисунки и тексты | использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке |
Обработка и поиск информации |
подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты); пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников | грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации |
Создание, представление и передача сообщений |
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; создавать простые сообщения в виде последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, писать пояснения для презентации; размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения | |
Планирование деятельности, управление и организация |
- планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира | проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы |
Личностные результаты изучения предмета в 4 классе выражаются такими качествами, как:
−Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности,
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
III. Содержание программы
3.1 Содержание программы учебного курса в 4 классе
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Содержание |
1 | Духовныеценности инравственные идеалы вжизни человека иобщества | 1 | Россия – большая многонациональная страна. Уважительное и бережное отношение к культурным традициям дружной семьи народов России. Россия – наша Родина |
2 | Основырелигиозныхкультур | 28 | Культура и религия. Религия и мораль. Традиционные религии России. Иудаизм – первая религия Единого Бога. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Христианство. Крещение Руси. Во что верят православные христиане. Библия – Священное Писание христиан: Ветхий и Новый Завет. Евангелие и евангелисты. Проповедь Христа. Православные святые. Христианские священные сооружения. Православный храм. Святыни и паломничество в православии. Монахи и монастыри. Православный календарь и православные праздники. Художественная и музыкальная культура православия: лучшие образцы. Буддизм: Возникновение буддизма. История Сиддхартха Гуатамы. Во что верят буддисты. Священная книга: Трипитака. Будда и его учение. Буддийские храмы и обряды. Монахи и монастыри. Буддийский календарь и основные праздники буддизма. Искусство в буддийской культуре. Иудаизм: Древнееврейская религия. Во что верят иудеи. Тора – главная книга иудаизма. Пророки и Писания. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Обряды и традиции в иудаизме. Основные праздники и еврейский календарь. Роль общины в жизни иудеев. Ислам: Возникновение ислама. История пророка Мухаммеда. Во что верят мусульмане. Обязанности мусульман. Коран – священная книга мусульман. Священные сооружения в исламе. Уклад жизни мусульманина. Мусульманское летоисчисление и календарь. Искусство ислама. |
3 | Духовныетрадиции Многонационального НародаРоссии | 5 | Человек в религиозных традициях России. Нравственные заповеди в традиционных религиях России. Семья и семейные ценности в религиозной культуре традиционных религий России. Долг, свобода, ответственность, труд в религиозной культуре. Милосердие, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним в традиционных религиях России. Вклад представителей традиционных религий в российскую историю. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России |
IV. Тематическое планирование
4.1. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | В том числе |
Проверочные работы | Контрольные работы | Проекты |
1 | Духовныеценности инравственные идеалы вжизни человека иобщества | 1 | | | |
2 | Основырелигиозныхкультур | 28 | 1 | | 2 |
3 | ДуховныетрадициимногонациональногонародаРоссии | 5 | | | 3 |
V.Календарно-тематический план
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Возможные формы контроля и домашнее задание |
План | Факт |
1 | | | Россия – наша Родина | Подготовить вместе с родителями рассказ о ваших семейных традициях. Тест. |
2 | | | Культура и религия. | Подготовить вместе с родителями рассказ о культах предков. Тест, таблица. Тренажер. |
3 | | | Культура и религия. | - Ответь на вопросы на странице 7; - Вместе с взрослыми найди на карте, где проживают крупнейшие народы нашей страны. Узнай, какие религии они исповедуют. |
4 | | | Возникновение религий. Древнейшиеверования. | Узнать и рассказать о богах Греции, Рима, славянских богах, Индийских богах (на выбор). Ответить на вопрос: почему все древние народы были язычниками. |
5 | | | Возникновение религий. Религиимира и ихоснователи. | Рассказать родителям о возникновении новых религий. Выяснить их мнение о чертах сходства и различия. |
6 | | | Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака | Обсудите роль священных книг в жизни человека. |
7 | | | Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран | Проектная работа «Священные книги» |
8 | | | Хранителипредания в религиях мира | Подготовьте рассказ: духовенство. |
9 | | | Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния | Подготовить презентацию: Два мира – добро и зло» |
10 | | | Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад | Рекламный ролик: «Творите добро» |
11 | | | Человек врелигиозных традициях мира | Подготовь рассказ: человек в (по выбору) вере. |
12 | | | Священныесооружения.Иудаизм и Христианство | Подготовьте презентацию: священные сооружения. |
13 | | | Священныесооружения.Ислам и буддизм | Какие сооружения есть в нашем городе? Составьте рассказ с родителями о священном сооружении, в котором вам посчастливилось побывать. |
14 | | | Искусство врелигиозной Культуре. Православие и Ислам | Составить план ответа: «Искусство в религиозной культуре (по выбору)» |
15 | | | Искусство врелигиозной Культуре Иудаизм и буддизм | Сочинение «Мои впечатления» |
16 | | | Творческиеработыучащихся | |
17 | | | Презентациятворческихработ | |
18 | | | История религий в России | Подготовь ответ на тему: «Если бы я писал картину на сюжет выбора веры, что бы я на ней изобразил». Лист самоконтроля Предварительный контроль в форме беседы. Самооценка учащихся Лист самоконтроля. Предварительный контроль в форме беседы Самооценка учащихся |
19 | | | Резерв | |
20 | | | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | Подготовь рассказ о какой-либо одной традиции или ритуале (на основе рассказов старших или дополнительного материала).Самооценка учащихся |
21 | | | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | Расскажите об обрядах иудаизма, ислама, буддизма (на выбор). Составьте план ответа.Самооценка учащихся |
22 | | | Паломничества и святыни. | Контроль над выполнением домашнего задания: работа с фотографиями Расскажи членам семьи и друзьям о том, что ты узнал на уроке. Самооценка учащихся |
23 | | | Календари религий мира. Праздники в религиях мира. | Подготовьте вместе с родителями рассказ об одном из праздников. Самооценка учащихся |
24 | | | Календари религий мира. Праздники в религиях мира. | Подготовьте вместе с родителями рассказ о том,какой смысл несут праздники традиционных религий России. Самооценка учащихся |
25 | | | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Самооценка учащихся |
26 | | | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | Что общего в нравственных ценностях разных религий. Самооценка учащихся |
27 | | | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. | Таблица «Милосердие в разных религиях» Самооценка учащихся |
28 | | | Семья, семейные ценности. | Родовое дерево и родовой герб. Обсуждение выполнения домашнего задания. Самооценка учащихся |
29 | | | Долг, свобода, ответственность, учение и труд | Обсуждение кроссворда составленного с родителями по теме урока. Самооценка учащихся |
30 | | | Любовь и уважение к Отечеству. | Самооценка учащихся |
31 | | | Подготовка творческих проектов. | |
32 | | | Защита проектов. «Памятники религиозной культуры» | |
33 | | | Защита проектов. «Герои России» | |
34 | | | Защита проектов. «Диалог культур» | |