СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа соответствует содержанию учебника для 4 класса общеобразовательных учреждений Беглова А.Л., Саплиной Е.В., Е.С. Токаревой, А.А. Ярлыкапова «Основы духовно —нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4 класс» - М:

Просвещение,2014. Учебник включен в действующий Федеральный перечень учебников.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

____________________________________________________________________

Амурская область, город Зея, улица Ленина, дом 161; телефон 2-46-64;Е-mail: [email protected]



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

____________ В.В. Ружицкая




УТВЕРЖДЕНА

приказом МОАУ СОШ № 1

от 30.05.2018 № 183-ОД



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету "Основы религиозных культур и светской этики"

(модуль "Основы мировых религиозных культур")

4АБ классы




Учитель:__________________________

Пономарева Яна Вячеславовна,

высшая квалификационная категория




г.Зея, 2018

Структура Рабочей программы

  1. Пояснительная записка.

1.1. Обоснование выбора программы.

1.2. Количество учебных часов.

1.3. Описание учебно-методического комплекта.

  1. Планируемые результаты обучения.

  2. Содержание программы.

  3. Тематическое планирование.

  4. Календарно-тематический план.





I. Пояснительная записка

1.1. Обоснование выбора программы

Настоящая программа составлена на основе Учебной программы курса «Основырелигиозной культуры и светской этики» (2009 г.) и соответствует федеральномугосударственному образовательному стандарту основного общего образования.

Выбранная Учебная программа курса «Основы религиозной культуры и светской этики»соответствует возрастным особенностям обучающихся 4 класса, а также содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебноговремени с учетом образовательных возможностей младших подростков.

Программа соответствует содержанию учебника для 4 класса общеобразовательных учреждений Беглова А.Л., Саплиной Е.В., Е.С. Токаревой, А.А. Ярлыкапова «Основы духовно —нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4 класс» - М:

Просвещение,2014. Учебник включен в действующий Федеральный перечень учебников.


1.2. Количество учебных часов

Учебный план МОАУ СОШ № 1 отводит 34 часа в год (1 час в неделю) на изучениеодного из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики».


1.3. Описание учебно-методического комплекта.

В учебно-методический комплект входят: учебник "Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс", авторы А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов (М.: Просвещение, 2014) (с приложением на электронном носителе)


II. Планируемые результаты


2.1. Планируемый уровень подготовки обучающихся (планируемые результаты обучения) на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой учреждения

Метапредметные результаты изучения предмета в 4 классе выражаются такими качествами, как:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно, относиться к позиции других, пытаться договариваться.

Предметные результаты

В результате изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы мировых религиозных культур» ученик научится:

  • понимать значимость нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, способность выражать это понимание своими словами, приводить примеры;

  • осознавать значение традиционных нравственных ценностей народов России как основы нравственного самосовершенствования и духовного развития;

  • называть мировые религиозные культуры, традиционно представленные в России;

  • рассказывать об основателях мировых религий (имя, чему учил основатель религии, как называются последователи этой религии);

  • рассуждать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России, их роли в семье и обществе;

  • рассуждать об основных нравственных категориях в религиозной культуре народов России (любовь к ближнему, «золотое правило нравственности», долг, свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, отношение к труду);

  • понимать роль религиозной культуры в формировании нравственных ценностей в жизни человека, семьи, народа, в обществе и государстве;

  • оценивать свое поведение с использованием основных нравственных категорий;

  • рассказывать о священных книгах традиционных религий народов России (Библия, Коран, Трипитака, Танах), хранителях предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины);

  • называть и объяснять основные религиозные обряды в контексте изучаемых религиозных культур (1–2 примера);

  • понимать значение понятий: храм, синагога, церковь, мечеть, ступа, пагода. Знать назначение и устройство священных сооружений традиционных религий России, основные нормы поведения в религиозных сооружениях и рядом с ними;

  • понимать роль искусства в религиозных культурах;

  • понимать особенности и значение произведений религиозного (культового) искусства, проявлять ценностное отношение к культурно-историческим памятникам;

  • рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России (не менее одного религиозного праздника каждой традиции);

  • рассуждать о семейных ценностях в традиционных религиях народов России, основных нормах отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России;

  • распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (как минимум, по одному символу), объяснять своими словами ее значение в религиозной культуре;

  • рассказывать об основных исторических фактах и роли традиционных религий в становлении культуры народов России, российского общества, российской государственности;

  • применять полученные знания для осуществления проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия с учетом особенностей своего региона;

  • объяснять своими словами значение моральных норм для человека и общества, термины «добро», «зло», «любовь», «свобода вероисповедания»; • рассуждать о многонациональном и многоконфессиональном составе общества, понимать значение и формы выражения российского патриотизма, любви к Отечеству, нашей Родине — России;

выражать своими словами понимание ценности человеческой жизни, с опорой на примеры из традиционных религий России.



Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом:


4 класс

Выпускник получит возможность научиться

Выпускник научится

Работа с текстом:поиск информации и понимание прочитанного

Ориентироваться в учебнике: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

Понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы.

Понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию.

Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое.

Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках

  • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

  • работать с несколькими источниками информации;

  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую.

Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.

Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.

Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Письменно отвечать на заданные вопросы.

Находить и формулировать правила, закономерности.

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;


Работа с текстом: оценка информации

Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.

На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

  • сопоставлять различные точки зрения;

  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию


Планируемые результаты по ИКТ

4 класс

Выпускник получит возможность научиться

Выпускник научится

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);

  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере


Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фотокамеры), сохранять полученную информацию;

  • владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст;

  • рисовать изображения на графическом планшете;

  • сканировать рисунки и тексты

использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке

Обработка и поиск информации

  • подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

  • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль;

  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников

  • грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;

  • критически относиться к информации и к выбору источника информации

Создание, представление и передача сообщений

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

  • создавать простые сообщения в виде последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, писать пояснения для презентации;

  • размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения

  • представлять данные;

  • создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель»

Планирование деятельности, управление и организация

- планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира

проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы




Личностные результаты изучения предмета в 4 классе выражаются такими качествами, как:

−Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности,

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.



III. Содержание программы


3.1 Содержание программы учебного курса в 4 классе


п/п

Раздел, тема

Количество часов

Содержание

1

Духовныеценности инравственные идеалы вжизни

человека иобщества

1

Россия – большая многонациональная страна. Уважительное и бережное отношение к культурным традициям дружной семьи народов России.

Россия – наша Родина

2

Основырелигиозныхкультур

28

Культура и религия. Религия и мораль. Традиционные религии России. Иудаизм – первая религия Единого Бога. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм.

Христианство. Крещение Руси.

Во что верят православные христиане. Библия – Священное Писание христиан: Ветхий и Новый Завет. Евангелие и евангелисты. Проповедь Христа. Православные святые.

Христианские священные сооружения. Православный храм.

Святыни и паломничество в православии. Монахи и монастыри.

Православный календарь и православные праздники.

Художественная и музыкальная культура православия: лучшие образцы.

Буддизм:

Возникновение буддизма. История Сиддхартха Гуатамы.

Во что верят буддисты. Священная книга: Трипитака. Будда и его учение.

Буддийские храмы и обряды. Монахи и монастыри.

Буддийский календарь и основные праздники буддизма.

Искусство в буддийской культуре.

Иудаизм: Древнееврейская религия.

Во что верят иудеи. Тора – главная книга иудаизма. Пророки и Писания.

Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Обряды и традиции в иудаизме. Основные праздники и еврейский календарь. Роль общины в жизни иудеев.

Ислам:

Возникновение ислама. История пророка Мухаммеда.

Во что верят мусульмане. Обязанности мусульман. Коран – священная книга мусульман.

Священные сооружения в исламе. Уклад жизни мусульманина. Мусульманское летоисчисление и календарь.

Искусство ислама.


3

Духовныетрадиции

Многонационального

НародаРоссии

5

Человек в религиозных традициях России. Нравственные заповеди в традиционных религиях России. Семья и семейные ценности в религиозной культуре традиционных религий России. Долг, свобода, ответственность, труд в религиозной культуре. Милосердие, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним в традиционных религиях России. Вклад представителей традиционных религий в российскую историю.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России




IV. Тематическое планирование

4.1. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

В том числе

Проверочные работы

Контрольные работы

Проекты

1

Духовныеценности инравственные идеалы вжизни

человека иобщества

1




2

Основырелигиозныхкультур

28

1


2

3

ДуховныетрадициимногонациональногонародаРоссии

5



3



V.Календарно-тематический план

№ урока

Дата проведения


Тема урока

Возможные формы контроля и домашнее задание

План

Факт

1



Россия – наша Родина

Подготовить вместе с родителями рассказ о ваших семейных традициях.

Тест.

2



Культура и религия.

Подготовить вместе с родителями рассказ о культах предков.

Тест, таблица. Тренажер.

3



Культура и религия.

- Ответь на вопросы на странице 7;

- Вместе с взрослыми найди на карте, где проживают крупнейшие народы нашей страны. Узнай, какие религии они исповедуют.

4



Возникновение религий.

Древнейшиеверования.

Узнать и рассказать о богах Греции, Рима, славянских богах, Индийских богах (на выбор). Ответить на вопрос: почему все древние народы были язычниками.

5



Возникновение религий.

Религиимира и ихоснователи.

Рассказать родителям о возникновении новых религий. Выяснить их мнение о чертах сходства и различия.

6



Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака

Обсудите роль священных книг в жизни человека.

7



Священные книги религий мира:

Тора, Библия, Коран

Проектная работа «Священные книги»

8



Хранителипредания в религиях

мира

Подготовьте рассказ: духовенство.

9



Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния

Подготовить презентацию: Два мира – добро и зло»

10



Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

Рекламный ролик: «Творите добро»

11



Человек врелигиозных традициях

мира

Подготовь рассказ: человек в (по выбору) вере.

12



Священныесооружения.Иудаизм и Христианство

Подготовьте презентацию: священные сооружения.

13



Священныесооружения.Ислам и буддизм

Какие сооружения есть в нашем городе?

Составьте рассказ с родителями о священном сооружении, в котором вам посчастливилось побывать.

14



Искусство врелигиозной

Культуре. Православие и Ислам

Составить план ответа: «Искусство в религиозной культуре (по выбору)»

15



Искусство врелигиозной

Культуре Иудаизм и буддизм

Сочинение «Мои впечатления»

16



Творческиеработыучащихся


17



Презентациятворческихработ


18



История религий в России

Подготовь ответ на тему: «Если бы я писал картину на сюжет выбора веры, что бы я на ней изобразил». Лист самоконтроля

Предварительный контроль в форме беседы. Самооценка учащихся

Лист самоконтроля. Предварительный контроль в форме беседы

Самооценка учащихся

19



Резерв


20



Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Подготовь рассказ о какой-либо одной традиции или ритуале (на основе рассказов старших или дополнительного материала).Самооценка учащихся

21



Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Расскажите об обрядах иудаизма, ислама, буддизма (на выбор). Составьте план ответа.Самооценка учащихся

22



Паломничества и святыни.

Контроль над выполнением домашнего задания: работа с фотографиями

Расскажи членам семьи и друзьям о том, что ты узнал на уроке.

Самооценка учащихся

23



Календари религий мира. Праздники в религиях мира.

Подготовьте вместе с родителями рассказ об одном из праздников.

Самооценка учащихся

24



Календари религий мира. Праздники в религиях мира.

Подготовьте вместе с родителями рассказ о том,какой смысл несут праздники традиционных религий России. Самооценка учащихся

25



Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

Самооценка учащихся

26



Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Что общего в нравственных ценностях разных религий.

Самооценка учащихся

27



Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Таблица «Милосердие в разных религиях»

Самооценка учащихся

28



Семья, семейные ценности.

Родовое дерево и родовой герб. Обсуждение выполнения домашнего задания.

Самооценка учащихся

29



Долг, свобода, ответственность, учение и труд

Обсуждение кроссворда составленного с родителями по теме урока.

Самооценка учащихся

30



Любовь и уважение к Отечеству.

Самооценка учащихся

31



Подготовка творческих проектов.


32



Защита проектов. «Памятники религиозной культуры»


33



Защита проектов.

«Герои России»


34



Защита проектов.

«Диалог культур»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!