СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОРКСЭ

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОРКСЭ»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы исламской культуры»


Предметная линия учебников под редакцией . Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы исламской культуры. 4—5 кл.

4 класс

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

всего 34часа, 34 часа в год, 1 час в неделю.

уровень базовый


Программа «Основы религиозных культур и светской этики»



Учебник. Учебник для 4 класса (. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы исламской культуры. 4—5 кл.

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)

(М.: Просвещение, 2014) в соответствии с ФГОС 2 поколения.



Пояснительная записка

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

(ОРКСЭ)

Основы исламской культуры


Рабочая программа составлена на основе:

1. Требований Стандарта (п. 12.4);

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г.

(Стандарты второго поколения).

3. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ

осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и

профессиональной переподготовки работников образования»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 ч в неделю , всего 34 часа.

Состав предметной линии учебников «Основы религиозных культур и светской этики»:

1. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4—5 кл.

2. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы исламской культуры. 4—5 кл.

3. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы иудейской культуры. 4—5 кл.

4. Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4—5 кл.

5. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы мировых религиозных культур. 4—5 кл.

6. Основы светской этики. 4—5 кл.


Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.


Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

- Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


Освоение школьниками учебного содержания должно обеспечить:

  • Понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества.

  • Формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям.

  • Знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.

  • Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.


Результаты освоения учебного курса:

Требования к личностным результатам:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

  2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре народов.

  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  4. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

  5. Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

  6. Развитие навыков сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  7. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Требования к метапредметным и духовным ценностям:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.

  2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности.

  3. Адекватное использование речевых средств информационно- коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

  4. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

  5. Овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

  6. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  7. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  1. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

  2. Знакомство с основами светской морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

  3. Формирование первоначальных представлений о светской этике и роли в истории современной России.

  4. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни


Содержание учебного курса

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ


Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и

общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный, который предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.

Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащихся за весь курс


Учебно- методическое обеспечение:


  1. «Основы светской этики» учебник для 4-5 класса четырёхлетней начальной школы/А. Я Данилюк. – Москва, Просвещение, 2010 год.

  2. Программа « Основы религиозных культур и светской этики» для учителя/ А. Я. Данилюк, М., Просвещение, 2010 год.

  3. Книга для родителей «Основы религиозных культур и светской этики» \ А.Я. Данилюк, М., Просвещение, 2010 год.

  4. Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов/ В. А. Тишков, Т. Д. Шапошникова, М., Просвещение, 2010 год.

  5. Электронное пособие «Основы светской этики», для 4- 5 класса (диск)

  6. Дополнительные мультимедийные образовательные ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

  7. « Урал, человек, истоки»/ Екатеринбург, Центр «Учебная книга» 2006- учебники и педагогический альмонах.

  8. Обществознание «Я и общество» Практикум для 6 – 7 классов/ Е. В. Прямикова, Н. В. Веселкова, Н. В. Ершова, М., Издательский центр» Академия 2008 год.

  9. Граждановедение 5-6кл.В. Соколов, М., НВЦ «Гражданин»1998год

  10. Семейный праздники в воспитании школьников Родительские собрания в начальной школе/Ю.А.Вакуленко, Г. П. Попов, Р. Ш. Энсани, Издательство «Учитель»

  11. «Это стоит запомнить» А. Дорохов, Москва 1961год

  12. «Начала мудрости» 50 уроков о добрых качествах / А. Лопатина, М. Скребцова , «Амрита –Русь», 2004 год.


Материально- техническое обеспечение курса:

Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально- техническом обеспечении.

Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие объекты и средства материально- технического обеспечения:

  • Технические средства обучения(предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно- воспитательном процессе):

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление(компьютер, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, СД и ДВД, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др);

- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото и видеотехника.

  • Экранно- звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику:

- электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет- ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематические связанные с содержанием курса;

  • Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

- учебно- методические комплекты, обеспечивающие изучение учебного курса ОРКСЭ (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и др);

- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государств и религиозных организаций;

- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи;

- научно- популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

- документальные источники;

- энциклопедическая и справочная литература;

- религиозная культура;

- художественные альбомы;

  • Печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.


Диагностика достижений результатов


- устный опрос (фронтальный, индивидуальный)

- письменный опрос (работа по карточкам, тестирование, анкетирование)

- творческая работа ( составление презентации, рефераты)

Календарно-тематическое планирование

по основам исламской культуры.


Тема урока


Кол. часов


Тип урока


Элементы содержания


основные виды учебной деятельности обучающихся


Дата проведе

ния

1.Россия - наша Родина.

1

Урок открытия новых знаний

Россия – наша Родина, Отечество. Духовный мир человека.

Культурные традиции.

Формирование гордости за свою Родину, российский народ и историю России.


2.Введение в исламскую духовную

традицию. Культура и религия

1

Урок открытия новых знаний

Ислам-мировая религия.

Аравийский полуостров. Арабские племена.

Мусульманин, Аллах, Коран.


Формирование первоначальных представлений об основах исламской культуры.


3.Пророк

Мухаммад- основатель

ислама.


1

Урок открытия новых знаний

Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности.

Жизнеописание.

Формирование первоначальных представлений об основах исламской культуры


4.

Начало пророчества.

1

Урок рефлексии.

Пророк Мухаммад –

проповедническая миссия.


Формирование первоначальных представлений об основах исламской культуры


5.Чудесное путешествие пророка.


1

Урок открытия новых знаний

Прекрасные качества пророка Мухаммада.


Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.



6.Хиджара.

1

Урок открытия новых знаний

Общие принципы ислама и исламской этики.


Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.



7. Коран и сунна.

1

Урок открытия новых знаний

Священный Коран и Сунна как источники Нравственности.





8.Вера в Аллаха.

1

Урок открытия новых знаний

Вера и обязанности мусульманина

и его качества.

Кто такие ангелы и джинны.


Формирование первоначальных представлений об основах исламской культуры


9.Божественные Писания. Посланники Бога.

1

Урок открытия новых знаний

Божественное Писание.

Посланники Божественного Писания.

Тора, Евангелие, Коран.


Формирование первоначальных представлений об основах исламской культуры


10.Вера в Судный день и судьбу.


1

Урок открытия новых знаний

Что ожидает людей в судный день. Рай и ад. Судьба человека.

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и

общества.



11.Обязанности мусульман.


1

Урок открытия новых знаний

Столпы ислама и исламской этики.


Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания,

духовных традициях народов России.



12.Поклонение Аллаху.

1

Урок открытия новых знаний

Главная форма поклонения Аллаху.

Молитва. Мечеть.




13. Пост и месяц рамадан.


1

Урок открытия новых знаний

Пост – ураза.

Месяц рамадан.

Значение поста для мусульманина.


Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.



14.Пожертвование во имя Всевышнего.


1

Урок открытия новых знаний

Пожертвования.

Богатство и бедность.

Высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности.


15.Поломничество

в Мекку.

1

Урок открытия новых знаний

Обязанности мусульманина и его заветная мечта.

Мекка. Хадж.


Осознание своей этнической и национальной принадлежности;


16.Творческие

работы учащихся.


1

Урок развивающего контроля

Жизнь пророка Мухаммада.

Нравственный облик посланника Аллаха.

Хиджара – начало мусульманского летосчисления.

Что значит для мусульман Священный Коран и Сунна?


Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).



17.Творческие

работы учащихся.


1

Урок развивающего контроля

Во что верят мусульмане?

Религиозные обязанности мусульман.

Священные города Мекка и Медина.

Ислам – это религия внутренней и внешней чистоты.

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).



18.История ислама в России.

1

Урок открытия новых знаний

Распространение ислам на территории России. Народы, исповедующие ислам. Изменения в жизни людей после принятия ислама.


Первоначальные представления об исторической роли исламской религии в

становлении российской государственности.



19.Нраственные ценности ислама.

1

Урок открытия новых знаний

Нравственные ценности.

Нравственные ценности мусульман.

Любовь к Родине.


Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.


20.Сотворение добра.

1

Урок открытия новых знаний

Что значит «творить добро» и как научиться творить добро.




21. Дружба и взаимопомощь.

1

Урок открытия новых знаний

В чём проявляется дружба. Какие традиции крепкой дружбы существуют.




22.Семья в исламе.

1

Урок открытия новых знаний

Значение семьи для мусульманина.

Качества, необходимые в семейной жизни.


Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их

значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.



23.Родители и дети.

1

Урок открытия новых знаний

Родительская любовь.

Чему мать и отец учат своих детей.




24.Отношение к старшим.

1

Урок открытия новых знаний

Отношение мусульман к старшим.

Правила поведения детей в присутствии взрослых.




25.Традиции гостериимства.

1

Урок открытия новых знаний

Отношение мусульман к гостям. Традиции гостериимства.




26.Ценность и польза образования.

1

Урок открытия новых знаний

Отношение мусульман к образованию.

Обучение в исламских школах.




27.Ислам и наука.

1

Урок открытия новых знаний

Развитие науки в исламском мире.

Видные мусульманские деятели в области образования.




28.Искусство ислама.

1

Урок открытия новых знаний

Что отражает искусство ислама. Интерес к произведениям исламского искусства.



29.Праздники мусульман.


1

Урок открытия новых знаний

Любимые праздники мусульман.

С чего начинаются праздники.




30. Любовь и уважение к Отечеству.

1

Урок открытия новых знаний

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Формирование ценностей многонационального российского общества.


31.Выступление уч-ся

со своими творческими работами.


1


«Как я понимаю ислам». «Значение религии в жизни человека и общества». «Памятники религиозной культуры (в моем городе)»

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).



32..Выступление

уч-ся со своими творческими работами.


1


«Как я понимаю ислам». «Значение религии в жизни человека и общества».

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).



33.Выступление

уч-ся со своими творческими работами.

1


«Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России»,

«С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).



34.Презентация творческих проектов

1


«Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!