СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОРКСЭ модуль Основы православной культуры 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 4 класс по Основам православной культуры. 33 часа в неделю. С УУД, пояснительной запиской и контрольно - измерительными материалами.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОРКСЭ модуль Основы православной культуры 4 класс»

Шолоховский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колундаевская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Колундаевская СОШ»

Приказ №

_________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ОРКСЭ (Основы православной культуры)

начального общего образования, 4 класс

количество часов 33

учитель Косинова Людмила Анатольевна





  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по ОРКСЭ (Основы православной культуры) разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и примерной программой по Основам православной культуры на уровне начального общего образованя. Учебно – методический комплекс «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» автор Кураев А. В.

Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Задачи учебного курса:

1.знакомство обучающихся с основами православной культуры;

2.развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3.обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;

4.формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

5.развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Курс Основы православной культуры будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

  1. Общая характеристика учебного предмета

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. Модуль курса «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа расчитана на 34 учебных часа (1 часа в неделю). В 2021 – 2022 уч. году в связи с тем, что 9 мая выпадает на рабочий день, количество часов сокращается на 1 часа. Итого за год 33 часов.


  1. Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ

В основе учебно - воспитательного процесса курса Основы православной культуры заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Ожидается, что учащиеся по завершению обучения смогут демонстрировать следующие результаты в освоении ОРКСЭ:


п/п

Разделы учебного курса

Компетенции

Научится

Получит возможность научиться

1

Модуль «Основы православной культуры»

Личностные

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные

Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.

Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

Метапредметные

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и при-чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Коммуникативные

Умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.


  1. Содержание учебного предмета

Раздел, темы учебного курса

Кол-во часов на раздел

Формы контроля

Россия – наша Родина.

Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

1

Фронтальный опрос.

Культура и религия.

Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Нравственный закон в светской и религиозной жизни. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

1

Участие в беседе.

Человек и Бог в православии.

Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Кого православная культура называет Творцом. Вечные вопросы человечества.

1

Письменный опрос.

Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые. повседневной жизни православных верующих.

1

Ответы на вопросы.

Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Библия — священная книга христианства. Ветхий Завет и Новый Завет. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение Евангелия среди славянских народов.

1

Фронтальный опрос.

Проповедь Христа. Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Чему учил Христос. Какое сокровище нельзя украсть. Как христиане относятся к мести, и почему. Чему учил Христос. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса Христа. Что является духовными сокровищами. Какое богатство христиане считают истинным и вечным.

1

Участие в беседе.

Христос и Его крест. События, предшествующие рождению Иисуса Христа. Благовещение. Как Бог стал человеком. События жизни Иисуса Христа. Рождество, детство и юность, начало проповеднической деятельности. Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды. Распятие. Воскресение. Вознесение. Апостолы и их проповедническая деятельность. Христианские представления об Иисусе Христе как Спасителе. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

1

Письменный опрос.

Пасха. Воскресение Христа. Пасха  главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого поста. Смысл поста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Русская Пасха. Как празднуют Пасху. Традиционные пасхальные блюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны.

1

Ответы на вопросы.

Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души христианина.

1

Фронтальный опрос.

Совесть и раскаяние. Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки. Совесть в системе нравственных ценностей православия.

1

Участие в беседе.

Заповеди. Какие заповеди даны людям. Божественное происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди об отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовь как основа всех заповедей. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

1

Письменный опрос.

Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Милосердие как нравственное качество и христианская добродетель. Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Какие существуют дела милосердия.

1

Ответы на вопросы.

Золотое правило этики. Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. Почему главное правило этики называется «золотое».

1

Фронтальный опрос.

Храм. Храм как культурно-историческое наследие. Значение храма в жизни православных верующих. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы как произведения архитектуры и искусства. Различное и общее во внешнем облике православных храмов. Правила поведения в храме. Забота государства и Русской Православной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Каноны строительства храма. Строительство новых храмов. Внутреннее строение и убранство храма.

1

Участие в беседе.

Икона.  Фрески и иконы в храме. Технология, правила и традиции создания фресок. Икона как особый священный предмет для православных верующих. Назначение иконы. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как произведения искусства и культурное достояние России. Андрей Рублев. Особенности изображения на иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов в иконописи. Символика цвета и света в иконописи.

1

Письменный опрос.

Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

2

Творческие работы.

Как христианство пришло на Русь. Принятие христианства на Руси. Летописные свидетельства о крещении Руси. Представления о Боге в христианстве. Представление о сотворении мира в христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и Евы, появление в человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение православия в мире. Православие как традиционная религия России.

1

Фронтальный опрос.

Подвиг. Что такое подвиг, жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью.

1

Участие в беседе.

Заповеди блаженств. Что делает христианина счастливым. Почему христиане благодарны Иисусу Христу. Текст Заповедей Блаженства

1

Письменный опрос.

Зачем творить добро?  Свобода воли и проблема выбора как нравственная проблема. Ответственность человека за свой выбор и свои поступки. Забота человека о своей душе. Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа человеческих взаимоотношений. Прощение, умение прощать.

1

Ответы на вопросы.

Чудо в жизни христианина. Чудеса, совершенные Иисусом Христом согласно Евангелию. В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются. Почему христиане верят в бессмертие. Творение добра. Как вера в Божий суд влияет на поступки христиан.

1

Фронтальный опрос.

Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

1

Участие в беседе.

Таинство Причастия. Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовая и духовная составляющие церковных таинств.

1

Письменный опрос.

Монастырь. Монастыри в истории Древней Руси. Внешний вид православного монастыря. Стены и надвратная церковь. Защитные функции монастыря в военное время. Монашество как духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты. Правила монашеской жизни, монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря. Монастыри как центры культуры, просвещения и благотворительности. Монастыри как объекты культурного наследия. Монашество в православной традиции.

1

Ответы на вопросы.

Отношение христианина к природе. Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?

1

Фронтальный опрос.

Христианская семья.  Основа семьи в православной традиции. Почему заключение брака в церкви называется «венчание». День семьи, любви и верности  светский и церковный праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и смирение как христианские добродетели.

1

Участие в беседе.

Защита Отечества. Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы.  Какие поступки недопустимы даже на войне. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем.

1

Письменный опрос.

Христианин в труде. Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. Какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины. Какой труд напрасен.

1

Ответы на вопросы.

Любовь и уважение к Отечеству. Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви. Жертвенность как основа любви. Защита Родины.

1

Фронтальный опрос.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся. В ходе изучения предмета предусмотрена проектная деятельность обучающихся, поэтапная подготовка к ним и защита проектов на основе изученного материала. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.

3

Участие в беседе.



7. Тематическое планирование

Раздел, тема

Кол-во

часов

Дата

Предметные компетенции

Вид учебной деятельности

Контроль

1

Россия – наша Родина

1

06.09

Л: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления П: установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям К: спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё.

Осознают чувство гордости за свою Родину, свой народ; Осознают свою принадлежность к многонациональному российскому обществу; Знакомятся с терминами и понятиями: Россия = Родина = Отечество, патриотизм, государственная символика; Знакомятся с содержанием учебника «Основы православной культуры»; Знакомятся с принципами работы с учебником «Основы православной культуры».

Текущий

2

Культура и религия

1

13.09

Л: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов Р: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации П: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную К: адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Стремятся к осмыслению приоритета духовных ценностей над материальными; Формулируют вопросы по прочитанному тексту модуля «Основы православной культуры» и ответить на них; Знакомятся с терминами и понятиями: религия, духовность, культурные традиции, памятники культуры.

Текущий

3

Человек и Бог в православии

1

20.09

Л: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе Р: определять наиболее эффективные способы достижения результата П: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

Проявляют интерес к познанию Православия; Знакомятся с терминами и понятиями: Бог, Творец, Иисус Христос, Богочеловек, Богородица, духовный мир человека; Составляют план по изучаемой теме по имеющемуся алгоритму; Работают в парах и группах, применяя правила сотрудничества.

Текущий

4

Православная молитва

1

27.09

Л: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Р: вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок П: определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Развивают познавательный интерес к новому учебному предмету; Знакомятся с терминами и понятиями: молитва, благодать, апостолы, святые; Соотносят правильно дидактический материал, иллюстрации в учебнике с текстом (контекстом); Раскрывают авторский замысел картины (художественного произведения), с выделением основной мысли.

Текущий

5

Библия и Евангелие

1

04.10

Л: развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения Р: понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности П: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих К: разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация.

Знакомятся с терминами и понятиями: Библия, Священное Предание, Священное Писание, Евангелие, евангелисты, христиане; Работают с карточками по определению и классификации новых терминов и понятий; Находят в текстах произведений библейские сюжеты.

Текущий

6

Проповедь Христа

1

11.10

Л: развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний Р: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий П: знание , понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России К: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Сопоставляют информацию, полученную из различных источников; Выделяют значимую и существенную информацию в текстах учебника «Основы православной культуры»;

Знакомятся с терминами и понятиями: учение Иисуса Христа, проповедь, новизна; Осознают ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственности, изложенных в Нагорной проповеди.

Текущий

7

Христос и Его крест

1

18.10

Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Р: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

П: знакомство с основами светской о религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. К: слушать и слышать друг друга.

Узнают основные события земной жизни Иисуса Христа; Знакомятся с терминами и понятиями: крест, Голгофа, жертва Христа, распятие, символика; Выявляют элементы общечеловеческих ценностей; При помощи учителя определяют нравственные принципы собственного развития.

Текущий

8

Пасха

1

01.11

Л: наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Р: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации П: осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Знакомятся с терминами и понятиями: Спаситель, Воскресение Христа, Пасха, пасхальный гимн, жертвенная любовь, любовь, победившая смерть; Учатся осознанному осмыслению материала, изученного на уроке; Учатся передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; Знакомятся с приёмами монологической и диалогической речи; логическую цепочку рассуждений.

Текущий

9

Православное учение о человеке

1

08.11

Л: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления П: установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям К: спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё.

Узнают смысл православного учения о человеке; Знакомятся с терминами и понятиями: крест, душа, образ Божий, предназначение человека, уникальность, неприкосновенность, ценность человеческой жизни; Отвечают на вопросы, заданные учителем и одноклассниками по изучаемой теме.

Текущий

10

Совесть и раскаяние

1

15.11

Л: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов Р: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации П: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную К: адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Знакомятся с терминами и понятиями: совесть, отречение, раскаяние, покаяние;

Классифицируют и оценивают свои поступки; Приводят примеры ситуаций, когда человеку бывает стыдно; Принимают готовность слушать и слышать собеседника.

Текущий

11

Заповеди

1

22.11

Л: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе Р: определять наиболее эффективные способы достижения результата П: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

Выбирают правильно информативные источники для получения дополнительных знаний; Знакомятся с терминами и понятиями: заповедь, скрижали, гора Синай, пророк Моисей, нравственные требования; Подбирают к изучаемому термину его синоним или новое значение.

Текущий

12

Милосердие и сострадание

1

29.11

Л: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Р: вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок П: определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Учатся понимать значимость милосердия, сострадания, сопереживания в жизни каждого человека; Знакомятся с терминами и понятиями: сострадание, сопереживание, милосердие, милостыня, бескорыстие, благодушие, благожелательность;

Учатся проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся людях.

Текущий

13

Золотое правило этики

1

06.12

Л: развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения Р: понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности П: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих К: разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация.

Находят примеры применения золотого правила этики в обыденной жизни; Выделяют основные категории золотого правила нравственности;

Знакомятся с терминами и понятиями: золотое правило этики, не осуждение, доброжелательность, честность, искренность, тактичность; Учатся выстраивать правильные взаимоотношения с родственниками, педагогами, одноклассниками, друзьями.

Текущий

14

Храм

1

13.12

Л: развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний Р: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий П: знание , понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России К: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Учатся делать правильный личностный выбор в различных жизненных ситуациях;

Знакомятся с терминами и понятиями: православный храм, приход, устройство храма, алтарь, клирос, священнослужители, благословение священника, церковное пение; Учатся находить правильный ответ в тестовых заданиях по изучаемой теме.

Текущий

15

Икона

1

20.12

Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Р: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

П: знакомство с основами светской о религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. К: слушать и слышать друг друга.

Усваивают основы работы с текстами по теме «Иконопись»;

Знакомятся с новым материалом; Знакомятся с терминами и понятиями: икона, иконописцы, нимб, свеча, фрески, лик, православные праздники, церковнославянский язык.

Текущий

16

Творческие работы учащихся

1

10.01

Л: наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Р: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации П: осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя;

Тематический

17

Творческие работы учащихся

1

17.01

Л: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления П: установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям К: спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё.

Определяют и формулируют самостоятельно цель деятельности;

Тематический

18

Как христианство пришло на Русь

1

24.01

Л: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов Р: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации П: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную К: адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Знакомятся с терминами и понятиями: именах собственных: княгиня Ольга, князь Владимир Красное Солнышко, государство, образующая религия, крещение, святая Русь, Киев, Новгород; Принимают участие в ведении группового диалога; Учатся правильно соотнести разрозненные части пословиц и поговорок по изучаемой теме.

Текущий

19

Подвиг

1

31.01

Л: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе Р: определять наиболее эффективные способы достижения результата П: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

Учатся творить добрые дела, полезные Отечеству, людям; Учатся понимать осмысленно значимость и ценность человеческой жизни; Учатся понимать разницу и сходство понятий «подвиг», «подвижничество»; Знакомятся с терминами и понятиями: подвиг во имя других, жертвенность, подвижничество, подвижник; Учатся делать правильный личностный выбор.

Текущий

20

Заповеди блаженств

1

07.02

Л: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Р: вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок П: определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Знакомятся с заповедями блаженств; Знакомятся с терминами и понятиями: нищие духом = смиренные, плачущие = скорбящие о грехах, кроткие, алчущие = желающие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду, неправедно злословить; Формулируют разницу между понятиями «заповеди» и «заповеди блаженств»; Учатся избегать конфликтов, находить компромиссный выход из любых спорных ситуаций; Учатся осознанному построению речевых высказываний по теме урока.

Текущий

21

Зачем творить добро?

1

14.02

Л: развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения Р: понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности П: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих К: разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация.

Знакомятся с терминами и понятиями: даром приняли – даром отдавайте, искренность, честь, достоинство, сопричастность, самоотверженность, сопереживание; Знакомятся с христианскими воззрениями на суть борьбы добра и зла в мире; Стремятся к совершению добрых дел и поступков; Оценивают свои поступки, классифицируя их как хорошие и плохие; Приобретают навыки работы с опорным конспектом.

Текущий

22

Чудо в жизни христианина

1

21.02

Л: развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний Р: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий П: знание , понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России К: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Знакомятся с терминами и понятиями: гимн любви, добродетель, порядочность, бескорыстие, взаимопонимание, долготерпение, не искать своего, не радоваться неправде; Учатся понимать разницу и сходство понятий «вера», «верность»; Учатся выстраиванию добрых и хороших отношений с людьми (в семье, классе); Стремятся к бережному отношению ко всему, что создано природой и человеком.

Текущий

23

Православие о Божием суде

1

28.02

Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Р: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

П: знакомство с основами светской о религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. К: слушать и слышать друг друга.

Учатся объяснять происхождение понятия «Божий суд»; Знакомятся с терминами и понятиями: Божий суд, бессмертие души, легенда; Учатся понимать значимость личной ответственности за совершаемые поступки; Учатся самостоятельно выявлять в текстах библейские сюжеты; Учатся составлять план урока с опорой на учебный материал.

Текущий

24

Таинство Причастия

1

7.03

Л: наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Р: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации П: осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Знакомятся с сутью православных таинств; Знакомятся с терминами и понятиями: Тайная Вечеря, таинство, Евхаристия, литургия; Учатся преобразовывать информацию из одной формы в другую, с выбором наиболее удобную для усвоения и запоминания; Учатся самостоятельно анализировать сюжеты текстов из учебника «Основы православной культуры»; Учатся составлять сложный план по учебному тексту.

Текущий

25

Монастырь

1

14.03

Л: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления П: установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям К: спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё.

Знакомятся с терминами и понятиями: монастырь, монашество, монах, насельник, послушание, мирская жизнь, монашеское облачение; Учатся составлять устный рассказа по изучаемой теме с опорой на вопросы и задания учебника; Приобретают навыки работы с дополнительным текстом учебника через анализ по алгоритму; Учатся умению оформлять мысли в письменной речи; Учатся развивать эмоциональную отзывчивость.

Текущий

26

Отношение христианина к природе

1

28.03

Л: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов Р: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации П: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную К: адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Знакомятся с терминами и понятиями: личная ответственность, экологический кризис, природоохранные зоны, праведник Ной, всемирный потоп; Учатся осознавать значимость и ценность всех форм жизни в природе; Учатся умению уважительно и внимательно слушать собеседника при ведении диалога; Учатся самостоятельно отбирать нужную и полезную информацию для выполнения заданий творческого характера.

Текущий

27

Христианская семья

1

04.04

Л: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе Р: определять наиболее эффективные способы достижения результата П: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

Узнают о значимости семьи и семейных взаимоотношениях;

Узнают о добрых взаимоотношениях в семье со всеми её членами; Учатся отказываться ради них от своих личных желаний; Узнают семейные традиции и стремятся к сохранению лучших из них; Подбирают самостоятельно пословицы и поговорки о семье; Знакомятся с терминами и понятиями: крест, обычай, традиция, помолвка, заключение брака, таинство венчания, венец, родословная, тактичность, семейная этика.

Текущий

28

Защита Отечества

1

11.04

Л: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Р: вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок П: определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Знакомятся с терминами и понятиями в именах собственных: защита Отечества, вера, святые защитники, воин – христианин, миротворец, справедливая война, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Илья Муромец, Александр Невский, Фёдор Ушаков; Учатся проявлять уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны; Учатся самостоятельно подготовить выступление по теме «Защитники Отечества».

Текущий

29

Христианин в труде

1

18.04

Л: развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения Р: понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности П: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих К: разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация.

Осознают значимость труда в жизни человека и общества. Учатся уважительно относиться к любому общественно-полезному труду; Учатся проявлять уважительное отношение к чужому труду; Учатся добросовестно исполнять поручения классного коллектива; Совершенствуют навыки самообслуживающего труда.

Текущий

30

Любовь и уважение к Отечеству

1

25.04

Л: развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний Р: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий П: знание , понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России К: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Учатся испытывать чувство гордости за свою Родину; Развивают патриотическое самосознание; стремятся к выбору активной жизненной позиции; Учатся понимать мотивацию собственных поступков;

Текущий

31

Подготовка творческих проектов учащихся

1

2.05

Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Р: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

П: знакомство с основами светской о религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. К: слушать и слышать друг друга.

Подготовка творческих проектов учащихся

Текущий

32

Выступление учащихся со своими творческими работами

1

16.05

Л: наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Р: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации П: осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Конференция Выступление со своим творческими проектами

Итоговый

33

Презентация творческих проектов

1

23.05

Л: развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения Р: понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности П: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих К: разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация.

Смотр знаний. Урок презентация.

Итоговый

  1. Материально – техническое обеспечение

Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении. Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

• оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

• технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):

— классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

— демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, СD и DVD , мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.).

Кураев А.В. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / А.В. Кураев. –М.: Просвещение, 2017.

Основы религиозных культур. Сборник рабочих программ. 4 класс. Пособие для учителей. / А.Я. Данилюк. –М.: Просвещение, 2017.

Интернет ресурсы

https://infourok.ru/

https://multiurok.ru/rjcbyjdf/

https://единыйурок.рф/

https://urok.1sept.ru/

https://nsportal.ru/

https://урок.рф/library/

https://rosuchebnik.ru/

  1. Контрольно - измерительные материалы

По курсу Основы православной культуры контроль осуществляется по безотметочной системе оценивания. Система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без использования отметок. Содержательный контроль и оценка должны отражать качественный результат процесса обучения, который определяется не только умением усвоения учеником знаний по предмету, но и уровнем его развития.

Примерные темы творческих работ:

Темы сочинений:

«Как я понимаю православие»

«Что такое этика?»

«Значение религии в жизни человека и общества»

«Православный храм как произведение архитектуры»

«Экскурсия в православный храм»

«Православные святыни»

«Шедевры православной культуры»

«Православные праздники»

«Крещение Руси как начало великой русской культуры»

«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»

«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»

«Возможен ли подвиг в мирное время?»

«Мое отношение к людям»

«Мое отношение к России»

«С чего начинается Родина»

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

«Мой дедушка – защитник Родины»

«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»

Требования к проекту

(учащимся выдается памятка, которая содержит рекомендации по выполнению проекта)

Сам проект (может быть выполнен в паре, индивидуально):

1 Форма проекта, продукт (поделка своими руками, любая творческая работа:

макет, модель, костюм, путеводитель, ролик, рисунок, другое)

в любой технике, из любого материала:

квиллинг, бисероплетение, выпечка, фотография, резьба, соленое тесто, другое),

сопровождающийся текстовым документом (письменный/печатный)

в объеме не более 3 страниц формат (А 4),

это не электронная презентация с большим количеством текста

2 Текстовый документ включает:

Актуальность, цель, задачи (не более трех) проекта

Основная часть (текст, где описывается информация, собранная, обработанная автором)

(также включает этапы, последовательность действий, как я это делал),

результат (описание продукта, который получился), практическая значимость проекта

(где это можно использовать, что полезного узнал, работая над проектом), вывод

(с какими трудностями столкнулся, что получилось, что нет, почему,

что можно сказать о работе над проектом в целом).

3 Защита проекта

Происходит публично перед классом

4 Оценка проекта в классе (с согласия родителей учащихся):

1 Глубина содержания

(знание основных понятий курса, корректное использование фактического материала по теме,

умение приводить примеры: бытовые исторические, литературные)

2 Умение формулировать цель, задачи, актуальность,

3 Аккуратность/эстетичность, оригинальность

4 Общительность

(с кем сотрудничал при работе над проектом, как использовал помощь других людей),

5 Выражение собственной точки зрения, ее обоснование,

владение грамотной, свободной речью, умение сравнивать, обобщать и делать выводы,

отвечать на поставленные вопросы, соблюдение регламента выступления (не более 6 минут)

Оценка проекта в форме аттестации (оценивает учитель):

Оценка

Познавательные УУД:

2 балла: критерий соблюден

1 балл: соблюден частично

0 баллов: критерий отсутствует

Регулятивные УУД

2 балла: критерий соблюден

1 балл: соблюден частично

0 баллов: критерий отсутствует

Коммуникативные УУД:

2 балла: критерий соблюден

1 балл: соблюден частично

0 баллов: критерий отсутствует

0 баллов: критерий отсутствует, работа выполнена формально,

отсутствует структура, план, некорректно представлено содержание,

не соответствует заданной теме, отсутствует печатный текст,

текст скачан из сети Интернет без работы над ним, представлена презентация

с большим количеством текста, выполненная взрослыми, содержание которой не проработано

Базовый уровень: 3 - 4 балла;

Повышенный уровень: 5 – 6 баллов

При недостаточном количестве баллов, набранных при защите проекта,

учащемуся предложено доработать проект с учетом замечаний.