СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основного общего образования предметная область: русский родной язык учебный предмет: родной язык (русский) 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык» является усвоение содержания учебного предмета «Русский родной язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной программой основного общего образования образовательной организации.                                                                                                                       

Программа рассчитана на 17 часов.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основного общего образования предметная область: русский родной язык учебный предмет: родной язык (русский) 7 класс»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________/ ______________/

Протокол МО

№____ от «____»___________2019г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


__________________/ __________/



№____ от «____»___________2019 г.

«Утверждено»

Директор СОШ № ______

____________/ ______________/

Приказ

№____ от «____»___________2019 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Основного общего образования

предметная область: русский родной язык

учебный предмет: родной язык (русский)

5 класс







Автор : Залесная Валерия Тихоновна

Утверждена на заседании

педагогического совета

Протокол № _____

от «____» __________2019 г.









2019-2020 учебный год

г. Оренбург

Пояснительная записка


Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык» является усвоение содержания учебного предмета «Русский родной язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной программой основного общего образования образовательной организации.

Программа рассчитана на 17 часов.


Главными задачами реализации учебного предмета являются:

  • приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;

  • расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.



Технологии, используемые в обучении:

  1. Информационно-коммуникационная технология помогает сделать общение с обучающимися интересным, увлекательным, эмоциональным.

  2. Цели традиционной технологии ориентированы на усвоение знаний, умений и навыков.

  3. В технологии развивающего обучения обучающемуся отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой.

  4. Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности обучающихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.

  5. Технология уровневой дифференциации помогает приспособить обучение к особенностям различных групп обучающихся на уровне их возможностей и способностей.

  6. Технология развития критического мышления помогает овладеть различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.

  7. Технология проблемного обучения способствует формированию у обучающихся способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

  8. Игровая технология помогает усилить мотивацию к изучению предмета, формирование ассоциативного запоминания.

  9. Проектная технология помогает создать условия для самостоятельного приобретения недостающих знаний из разных источников.


Методы и формы контроля:

Устные методы контроля:

1.Индивидуальный опрос имеет своей целью основную проверку знаний, умений и навыков отдельных обучающихся.

2.Фронтальный опрос используется для получения экспресс информации о степени готовности класса к усвоению нового материала и актуализации имеющихся знаний.

3.Уплотненный опрос – это способ устранить многие недостатки индивидуального опроса.

Письменные методы контроля:

1.Самостоятельная работа позволяет учителю за относительно небольшой отрезок времени получить информацию об уровне усвоения всеми обучающимися того или иного материала.

Формы промежуточной аттестации: контрольные работы.

Контрольно-измерительные материалы:


Наименование тем

1

Входная контрольная работа.

2

Контрольная работа № 1 «Культура речи».

3

Итоговая контрольная работа.


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета:

личностным;

метапредметным;

предметным.


Таблица 1


Формируемые УУД

5 класс

1

Личностные УУД

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

2

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД

1) Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4) Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5) Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

1) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3) Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

4) Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

4) Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

1) Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2) Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.


В таблице 2 представлены планируемые предметные результаты по учебному предмету «Русский родной язык».


Таблица 2

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса


Планируемые результаты

Предметные

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Основное общее образование

5 класс / 2019-2020 год обучения


  1. Понимать взаимосвязь языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:

осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;

осознавать роль русского родного языка в жизни человека;

понимать и истолковывать значения слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

2.Овладевать основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;

осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

корректировать речь с учетом её соответствия основным нормам литературного языка;

3.Совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорение и слушание, чтение и письмо, общение при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

владеть различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

владеть различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

уметь дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами;


  1. Понимать взаимосвязь языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:

понимать и истолковывать значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;

понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;

определять различия между литературным языком и диалектами;

  1. Овладевать основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;

формировать ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

понимать активные процессы в области произношения и ударения;

3.Совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорение и слушание, чтение и письмо, общение при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

уметь соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;

уметь строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

владеть умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки;

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;


Содержание программы


5 класс


Язык и культура

Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека.

Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.

Входная контрольная работа.

Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в тюркских языках и т.п.).

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску.

Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.


Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.

Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке.

Контрольная работа № 1 «Культура речи».


Речь. Речевая деятельность. Текст

Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).

Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.


Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности языка.

Итоговая контрольная работа.

Функциональные разновидности языка.



Тематическое планирование


Название блока / раздела / модуля

Название темы

Контрольные работы

Дата

Количество часов

План

Факт

Язык и культура


1



8


Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека.




1


Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.




1


Входная контрольная работа.

1



1


Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в тюркских языках и т.п.).




1


Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в тюркских языках и т.п.).




1


Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску.




1


Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску.




1


Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.




1

Культура речи.


1



4


Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения.




1


Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.




1


Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке.




1


Контрольная работа № 1 «Культура речи».

1



1

Речь. Речевая деятельность. Текст





2


Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).




1


Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.




1

Функциональные разновидности языка


1



3


Функциональные разновидности языка.




1


Итоговая контрольная работа.

1



1


Функциональные разновидности языка.




1



Приложение

Фонд оценочных средств


Критерии оценивания.

Оценка устных ответов обучающихся.

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен пред­ставлять собой связное, логически последовательное сообщение на задан­ную тему, показывать его умение применять определения, правила в кон­кретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный ма­териал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаружива­ет понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учеб­нику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последова­тельно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понима­ние основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке пра­вил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суж­дения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошиб­ки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспо­рядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие не­достатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятстви­ем к успешному овладению последующим материалом.

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовремен­ный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определен­ное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащего­ся, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на прак­тике.



Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставится только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления.

Первая и вторая работа, как классная , так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.



Оценка тестов 

При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала:

Баллы

Степень выполнения заданий

1

Менее чем на балл «2»

2

Выполнено не менее 20 % предложенных заданий

3

Выполнено не менее 30 % предложенных заданий      

4

Выполнено не менее 40 % предложенных заданий

5

Выполнено не менее 50 % предложенных заданий

6

Выполнено не менее 60 % предложенных заданий

7

Выполнено не менее 70 % предложенных заданий

8

Выполнено не менее 80 % предложенных заданий

9

Выполнено не менее 90 % предложенных заданий  

10

Выполнены все предложенные задания



Входная контрольная работа.


  1. Закончи определение:

Фольклор – это…

2.Перед тобой таблица «Малые фольклорные жанры». Впиши пропущенные термины, их определения, примеры.

Название жанра

Определение жанра

Пример

1.


Небольшое произведение, предназначенное для пения на ночь

Баю – бай, баю – бай!

Поскорее засыпай.

Не то выну из зыбки,

Брошу в море рыбке.

Скушай, рыбка, Лиленьку,

Непослушную!

2.

Пестушки


Потягунюшки, потягунюшки

Поперёк толстунюшки,

А в ручки – хватунюшки,

А в ножки - ходунюшки,

А в роток – говорок,

А в головку – разумок!

3.

Потешки

Песенки и стишки, сопровождающие первые сознательные игры с пальцами, руками, ногами


4.

Прибаутки


Ваня, Ваня, простота,

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперёд

И поехал в огород

5.


Обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы.

Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе я гущи!

6.

Приговорка

Стихотворное обращение к живым существам.


7.

Считалка

Рифмованный стих со строгим соблюдением ритма, используемый для распределения ролей в игре.


8.


Игра слов, средство развития речевого аппарата.

Сшит колпак не по-колпаковски; надо его переколпаковать, перевыколпаковать.

9.

Дразнилка


Рыжий красного спросил:

- Чем ты бороду красил?

- Я на солнышке лежал, Кверху бороду держал!

10.

Загадка

Иносказательное изображение какого-либо предмета или явления, которое надо отгадать.


11.


Краткое законченное нравоучительное суждение-вывод.

На чужой стороне

Родина милей вдвойне.

Слабым ученикам рекомендуется дать материал для справок, которым они могут воспользоваться при заполнении таблицы, например:

Материал для справок

Жанры: скороговорка, колыбельная песня, пословица, закличка.

Определения:

сюжетная развлекательная песенка юмористического характера, не связанная с игрой;

- небольшое стихотворение юмористического характера об особенностях внешности человека;

- первые сознательные движения ребенка, сопровождаемые приговорами, часто своеобразная зарядка с приговорами.

Примеры:

1.Божья коровка!

Полети на небо, дам тебе я хлеба!

2.Идёт коза рогатая за малыми ребятами…

3.Тебе дано, а люди пользуются(имя)

4.На златом крыльце сидели

Царь, царевна,

Король, королевна,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

 5.Отгадай загадки.

А) В неё льётся,

     Из неё льётся,

     Сама по земле плетётся.

Это –

Б) Выросло, повыросло,

     Из бороды повылезло,

     Солнышко стало,

     Ничего не стало.

Это –

3) Зелена, а не луг,

     Белена, а не снег,

     Кудрява, а не человек.

Это –

4) По земле не ходит,

    На свет не глядит,

    А на обед, на ужин

    Все её зовут

Это –

5) Сито свито,

    Золотом покрыто,

    Кто на него взглянет,

    Тот заплачет.

Это –

Закончи пословицы.

А) Человек без Родины... (что соловей без песни)

Б) Не всякий вдело гож... (кто лицом пригож)

В) Умный не тот, кто много говорит, а тот, (кто много знает)


Контрольная работа № 1 «Культура речи».

1 вариант

1. Дайте определение терминам: «однозначные слова», «омонимы», «лексика».

Приведите по одному примеру. (6б)

2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:

Бежать, мчаться, катиться, нестись (1б)

3. Найди в каждой группе слов омонимы, выпиши их. Придумай и запиши предложения с двумя омонимами из текста. (4б)

Птичья клетка, потерять ключ, ручная вышивка, журчащий ключ, ручная кладь, нервные клетки.

Приведи свои примеры омонимов (2 примера) - 2б

4. Запиши антонимы к словам (8б):

Утро, длинный, умный, день, маленький, смеяться, тогда, нашел.

5. Найди в толковом словаре учебника «Русский язык» одно однозначное и одно многозначное слово. Выпиши их лексическое значение. (2б)

6. Устно образуй словосочетания. Запиши те, которые будут иметь переносное значение. (1б) Горячий (молоко, печь, время)

7. Запиши синонимы к словам (7б):

Разговор, еда, мощный, небольшая, веселиться, метель, смотреть.

8. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение (3б):

А) строить дом; Б) убить время;

В) тяжелый характер; Г) часы бегут;

Д) мягкое кресло; Е) острый нож

9. Выберите пары антонимов (3б):

А) смелый – грубый;

Б) мудрость – глупый;

В) щедрый – скупой;

Г) рассеянность – сосредоточенность;

Д) благородный – подлый;

Г) отзывчивый - вспыльчивый

2 вариант

1. Дайте определение терминам (3б): «многозначные слова», «синонимы», «лексическое значение».

2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:

Метель, пурга, ураган, буран (1б)

3. Найди в каждой группе слов омонимы, выпиши их. Придумай и запиши предложения с двумя омонимами из текста. (6б)

Включить плиту, хищная рысь, тень дуба, мраморная плита, перевести лошадь на рысь ()бег, тень сомнения.

Приведи свои примеры омонимов (2 примера) – 2 б

4. Запиши антонимы к словам (8б):

Подниматься, вверх, горячий, добро, узкий, близко, свет, нагреть.

5. Найди в толковом словаре учебника «Русский язык» одно однозначное и одно многозначное слово. Выпиши их лексическое значение. (2б)

6. Устно образуй словосочетания. Запиши те, которые будут иметь переносное значение. (1б) Легкий (пальто, характер, рюкзак)

7. Запиши синонимы к словам (7б):

Большой, жара, бросать, медленный, умный, бежать, горе.

8. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение (3б):

А) твердая воля; Б) бегут ручьи;

В) горят костры; Г) зерно пшеницы;

Д) золотое кольцо; Е) ледяной взгляд

9. Выберите пары антонимов (3б):

А) угрюмый - веселиться;

Б) гигант - карлик;

В) робкий - смелый;

Г) холодный - вспыльчивый;

Д) благородный - подлость;

Г) скромный - хитрый


Итоговая контрольная работа


1. Выберите правильный вариант ответа окончания фразы «Лексика – это…»

А) раздел науки о языке, в котором изучаются части речи;

Б) раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка;

В) раздел науки о языке, в котором изучается строение слова.

2. Дайте определение синонимам.

А) Синонимы – это слова, обозначающие одно и то же, но имеющие разные лексические значения.

Б) Синонимы – это слова, противоположные по значению.

В) Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

3. Лексическое значение слова – это:

А) то, к какой части речи относится слово;

Б) то, из каких звуков состоит слово;

В) то, что обозначает слово;

Г) то, каким членом предложения является.

Дайте лексическое значение слову ПОРТФЕЛЬ.

4. Определи, в каком ряду все словосочетания даны в переносном значении

А) волк воет, золотые руки, красить краской;

Б) мягкий взгляд, седые сопки, черствый человек;

В) море цветов, красное платье, твердая земля.

5. Определите, чем являются выделенные слова в словосочетаниях по отношению друг к другу: заключить мир – сказочный мир.

А) антонимы;

Б) синонимы;

В) омонимы.

6. Подберите синонимы к слову, выделенному в предложении. «На улице воздух казался холодным»

……………………………………………………………………………………

7. Выпишите слова из предложения, которые являются антонимами.

Было время, когда человек был не великаном, а карликом, не хозяином природы, а ее рабом. Но теперь все изменилось, и природа очень часто страдает от деяний человека.

8. К данным словам подберите и запишите синонимы:

Корабль, бегать, храбрый

9. Объясните значение фразеологизмов словами-синонимами, придумай 1 предложение с любым из них.

А) Не разлить водой

Б) Сквозь землю провалиться

10. Отгадать загадки. Выписать антонимы.

Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я … .

За каждое правильно выполненное задание вы получаете 2 балла!

20-18 баллов – «5», 17 – 15 баллов – «4», 14 – 10 баллов – «3», менее 10 баллов – «2»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!