СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основного общего образования предметная область: русский родной язык учебный предмет: родной язык (русский) 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык» является усвоение содержания учебного предмета «Русский родной язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной программой основного общего образования образовательной организации.                                                                                                                       

Программа рассчитана на 17 часов.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основного общего образования предметная область: русский родной язык учебный предмет: родной язык (русский) 5 класс»



«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________/ ______________/

Протокол МО

№____ от «____»___________2019г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


__________________/ __________/



№____ от «____»___________2019 г.

«Утверждено»

Директор СОШ № ______

____________/ ______________/

Приказ

№____ от «____»___________2019 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Основного общего образования

предметная область: родная русская литература

учебный предмет: родная литература (русская)

5 класс







Автор : Залесная Валерия Тихоновна

Утверждена на заседании

педагогического совета

Протокол № _____

от «____» __________2019 г.





2019-2020 учебный год

г. Оренбург


Пояснительная записка


Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная русская литература» является усвоение содержания учебного предмета «Родная русская литература» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной программой основного общего образования образовательной организации.

Программа рассчитана на 17 часов.


Главными задачами реализации учебного предмета являются:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;

  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  • формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.


Технологии, используемые в обучении:

  1. Информационно-коммуникационная технология помогает сделать общение с обучающимися интересным, увлекательным, эмоциональным.

  2. Цели традиционной технологии ориентированы на усвоение знаний, умений и навыков.

  3. В технологии развивающего обучения обучающемуся отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой.

  4. Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности обучающихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.

  5. Технология уровневой дифференциации помогает приспособить обучение к особенностям различных групп обучающихся на уровне их возможностей и способностей.

  6. Технология развития критического мышления помогает овладеть различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.

  7. Технология проблемного обучения способствует формированию у обучающихся способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

  8. Игровая технология помогает усилить мотивацию к изучению предмета, формирование ассоциативного запоминания.

  9. Проектная технология помогает создать условия для самостоятельного приобретения недостающих знаний из разных источников.


Методы и формы контроля:

Устные методы контроля:

1.Индивидуальный опрос имеет своей целью основную проверку знаний, умений и навыков отдельных обучающихся.

2.Фронтальный опрос используется для получения экспресс информации о степени готовности класса к усвоению нового материала и актуализации имеющихся знаний.

3.Уплотненный опрос – это способ устранить многие недостатки индивидуального опроса.

Письменные методы контроля:

1.Самостоятельная работа позволяет учителю за относительно небольшой отрезок времени получить информацию об уровне усвоения всеми обучающимися того или иного материала.


Формы промежуточной аттестации: контрольные работы



Контрольно-измерительные материалы:


Наименование тем

1

Входная контрольная работа.

2

Контрольная работа за 1 полугодие.

3

Итоговая контрольная работа.


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета:

личностным;

метапредметным;

предметным.


Таблица 1


Формируемые УУД

5 класс

1

Личностные УУД

-осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

-формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

-понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

-обучающиеся понимают важность процесса обучения,изучения литературы как одного из учебных предметов,необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и обучения;

-понимают значимость литературы как явления национальной и мировой культуры,важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

-развивают эстетические чувства,формируют художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;

-развивают моральное сознание и компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,учебно-исследовательской,творческой и других видов деятельности;

-приобретают устойчивый познавательный интерес к чтению,ведениюдиалога,потребность в чтении,в самовыражении через слово.

-обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

-воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

2

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД

1) Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4) Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

5) Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

1) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3) Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • критически оценивать содержание и форму текста.

4) Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

1) Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

2) Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3) Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;


В таблице 2 представлены планируемые предметные результаты по учебному предмету «Русский родной язык».


Таблица 2

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса



Планируемые результаты

Предметные

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Основное общее образование

5 класс / 2019-2020 год обучения


  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

  • пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;

  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

  • характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;

  • характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;

  • формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.



  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • характеризовать нравственную позицию героев;

  • формулировать художественную идею произведения;

  • формулировать вопросы для размышления;

  • участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;

  • давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;

  • выразительно читать произведения лирики;

  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).



Содержание программы


Своеобразие родной литературы.

Родная литература как национально-культурная ценность народа.


Русский фольклор

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках

Входная контрольная работа.

Древнерусская литература.

Афанасий Никитин Из «Хождения за три моря».

Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…».


Из литературы XIX века.


Басни. Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».

Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?».

Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег».

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»:

Контрольная работа за 1 полугодие


Литература XX века


Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща».

Гайдар А.П. «Тимур и его команда».

Паустовский К.Г. «Заячьи лапы».

Пришвин М.М. «Остров спасения»

Итоговая контрольная работа.

Рубцов Н.М. «Родная деревня» .Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…».


Тематическое планирование


Название блока / раздела / модуля

Название темы

Контрольные работы

Дата

Количество часов

План

Факт

Своеобразие родной литературы.





1


Родная литература как национально-культурная ценность народа.




1

Русский фольклор.


1



3


«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.




1


«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.




1


Входная контрольная работа.

1



1

Древнерусская литература.





1


Афанасий Никитин Из «Хождения за три моря».




1

Из литературы XVIII века





1


Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…».




1

Из литературы XIX века.


1



5


Басни. Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».




1


Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?».




1


Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег».




1


Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»:




1


Контрольная работа за 1 полугодие

1



1

Литература XX века


1



6


Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща».




1


Гайдар А.П. «Тимур и его команда».




1


Паустовский К.Г. «Заячьи лапы».




1


Пришвин М.М. «Остров спасения»




1


Итоговая контрольная работа.

1



1


Рубцов Н.М. «Родная деревня» .Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…».




1


Приложение

Фонд оценочных средств


Критерии оценивания.

Устный ответ (развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя, отзыв)

Критерии оценивания устного ответа:

Высокий уровень (Отметка «5») оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-

эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными

знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст

для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); сво-

бодное владение монологической литературной речью.

Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять

взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Базовый уровень (Отметка «3») оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений;

об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения

для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня

чтения нормам, установленным для данного класса.

Низкий уровень (Отметка «2») оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-

эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность

выразительных средств языка.

Сообщение:

Высокий уровень (Отметка «5») оценивается сообщение, соответствующий критериям:

1.Соответствие содержания заявленной теме

2. Умение логично и последовательно излагать материалы доклада.

3. Свободное владение материалом, умение ответить на вопросы по теме сообщения.

4. Свободное владение монологической литературной речью.

5. Наличие презентации, схем, таблиц, иллюстраций и т.д.

Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается сообщение, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Базовый уровень (Отметка «3») ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы сообщения, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в изложении фактов; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого, не владеет

монологической речью.

Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части излагаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.


Устный пересказ (подробный, выборочный, сжатый от другого лица, художественный)

Высокий уровень (Отметка «5») ставится, если

1) содержание работы полностью соответствует теме и заданию;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических

конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

Повышенный уровень (Отметка «4») ставится, если

I) содержание работы в основном соответствует теме и заданию(имеются незначительные

отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Базовый уровень (Отметка «3»)ставится, если

1) в работе допущены существенные отклонения от темы и задания;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения

последовательности изложения;

3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, u1074 встречается

неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если

1) работа не соответствует теме и заданию;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует

связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.


Выразительное чтение наизусть

Критерии выразительного чтения Баллы

правильная постановка логического ударения; 1

соблюдение пауз 1

правильный выбор темпа 1

соблюдение нужной интонации 1

безошибочное чтение 1

«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);

«4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);

«3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);

«2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).

Тестирование

Высокий уровень (Отметка «5») Выполнено 90-100% заданий теста

Повышенный уровень (Отметка «4») Выполнено 70-89% заданий теста

Базовый уровень (Отметка «3») Выполнено 50-69% заданий теста

Низкий уровень (Отметка «2» Выполнено менее 50% заданий теста

Контрольная работа (состоит из теста и краткого ответа на один из проблемных вопросов (по выбору ученика)

Высокий уровень (Отметка «5») ставится за правильное выполнение 100% заданий тестовой части

и ответ на один из проблемных вопросов, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, стройный по композиции, логичный и последовательный в изложении мыслей; написанный правильным литературным языком и стилистически соответствующий содержанию.

Повышенный уровень (Отметка «4») ставится за правильное выполнение 90%

заданий тестовой части и ответ на один из проблемных вопросов, достаточно полно и убедительно раскрывающий тему, обнаруживающий хорошее знание литературного материала, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания; написанный правильным литературным языком, стилистически соответствующий содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Базовый уровень (Отметка «3») ставится за правильное выполнение 65%- 90% заданий тестовой части.

Низкий уровень (Отметка «2») ставится за правильное выполнение менее 65% заданий тестовой части.

Входная контрольная работа.


  1. Сказка –это

1) краткий рассказ нравоучительного характера;

2) занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях, сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего;

3) сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего.

  1. Вступительная часть сказки, в которой говорится о том, где и когда происходит действие, кто герои сказки, называется:

1) начало;

2) зачин;

3) почин;

3. Сказка «Царевна – лягушка»:

1) волшебная;

2) бытовая;

3) о животных.

4. Выражения «буйна голова», «красная девица», «синее море», «дремучие леса» в сказке «Царевна –лягушка» являются:

1) присказкой;

2) эпитетами;

3) повтором.

5. За что Кощей Бессмертный разгневался на свою дочь и «приказал ей три года квакушею быть»:

1) за то, что была «хитрее – мудрее отца»;

2) за то, что была самой красивой в кощеевом царстве;

3) за то что не слушалась отца

6. Кто из перечисленных животных не помогал Ивану – царевичу в сказке «Царевна-лягушка» победить Кощея:

1) медведь;

2) заяц;

3) волк

7.Чему лиса учила волка в сказке «Лисичка – сестричка и волк»

1) ловить рыбу;

2) пробираться;

3) воровать сметану

8. Кого лиса в сказке «Лисичка-сестричка и волк» взяла у мужика за скалочку:

1) невесточку;

2) индюшечку;

3) гусочку

9.Из –за чего поспорили бедный и богатый братья в сказке «Дочь –семилетка»:

1) из-за сена;

2) из – за ночлега;

3) из –за жеребёнка

10. Как дочь бедняка в сказке «Дочь – семилетка» ответила на вопрос: «Что всего милее?»

1) родители;  2) сон;  3) друзья

Ответы: № вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10        № ответа 2 2 1 2 1 3 1 3 3 2

Контрольная работа за 1 полугодие.

Первый вариант

  1. Что такое былина? Какие герои былин Вам известны?

  2. Чем былина похожа на сказку? Ответ аргументируйте.

  3. Укажите, какие изобразительно-выразительные средства используются в данном фрагменте былины.

У того ли города Чернигова

Нагнано-то силушки черным-черно,

Ай черным-черно, как черна ворона.так пехотою никто тут не прохаживат,

На добром коне никто тут не проезживат,

Птица черный ворон не пролетыват,

Серый зверь да не прорыскиват.

А подъехал как ко силушке великоей,

Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал конем колоть,а и побил он эту силу всю великую.

  1. Чем отличаются нартские богатыри от героев русских былин?

  2. Какие герои «Песни о Роланде» Вам запомнились? Кто и почему вызвал у Вас уважение и сочувствие?

  3. Что такое рыцарский героический эпос?

  4. Определите разницу между лирическими и историческими песнями. Приведите примеры.

  5. Определите вид народной песни.

А) помешался весь казачий круг,

Атамана больше нет у нас,

Нет Степана Тимофеевича,

По прозванию Стеньки Разина.

Б) жали мы, жали,

Жали-пожинали,

Жвеи молодые,

Серпы золотые!





  1. Что такое лирический сюжет?



Второй вариант

  1. Что такое былина? Какие герои былин Вам известны?

  2. Чем былина похожа на сказку? Ответ аргументируйте.

  3. Укажите, какие изобразительно-выразительные средства используются в данном фрагменте былины.

Так тут старый казак Илья Муромец

Повернул коня богатырского

И поехал по раздольицучисту полю,

По той ли дорожке прямоезжей.

С холмы на холмы стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.

Подъезжает он ко речке ко Смородинке,

Да ко тоей он ко Грязи он ко Черноей.

Да ко тою ко березе ко покляпыя,

К тому славному кресту ко Леванидову.

  1. Какие герои «Песни о Роланде» Вам запомнились? Кто и почему вызвал у Вас уважение и сочувствие?

  2. Что такое рыцарский героический эпос?

  3. Что объединяет героев русского и нартского эпоса?

  4. Какие разновидности народных лирических песен Вам известны? Расскажите об одной из них более подробно.

  5. Определите вид народной песни.

А) как не белые снежеченькизабелелися,-

Забелелися у нас во чистом поле белокаменны палаты

Со красными со окнами,

Со светлыми со московскими со стеклами.

Сидит тут раздушенюшка красна девонька.

Сорочку шьет милому дружку, сама все плачет…

Б) начинаются дни золотые

Молодой беззаветной любви.

Ах, вы,кони мои вороные,

Черны вороны-кони мои!





9.С помощью, каких художественных средств и приемов создается музыкальность данного фрагмента песни?

Гуляй, гуляй, девица,

Доколь волюшка дана.

Коли волюшку соймут-

Гулять больше не дадут.

Итоговая контрольная работа.

Вариант I

1. Фольклор – это …

а) устное народное творчество;

б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

в) сказки, придуманные народом;

2. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?

а) Басня б) Загадка в) Прибаутка

3. Соотнесите понятие и определение.

а) слово 1) особая, специфически организованная речь, выражающая

чувства в стихотворной, ритмической форме;

б) стихотворение 2) единица речи; с помощью звуков выражает предмет мысли,

служит средством общения между людьми;

в) поэзия 3) один из популярных жанров фольклора; вид повествования

с фантастическим вымыслом;

г) сказка 4) небольшое лирическое произведение, написанное

в стихотворной форме.

4. В стихотворении «Весенние воды» Ф.И. Тютчева выделенные слова являются:

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

а) метафорой; б) сравнением; в) эпитетом

5. Кто является родоначальником жанра басни?

а) Эзоп; б) Ломоносов; в) Сумароков; г) Лафонтен.

6. Татьяна в произведении И.С. Тургенев «Муму», уезжая с мужем в деревню, поцеловала на прощанье Герасима, потому что:

а) существовал такой обычай перед дальней дорогой;

б) они были друзьями;

в) она оценила его доброту, в знак благодарности;

7. По датам жизни определите писателя.

  1. 1769 – 1844 А) А.С.Пушкин

  2. 1814 – 1841 Б) Н.В.Гоголь

  3. 1799 -1937 В) И.С.Тургенев

4) 1809 – 1852 Г) М.Ю.Лермонтов

5) 1818 – 1883 Д) И.А.Крылов

6) 1828 – 1910 Е) Л.Н.Толстой

Вариант II

1. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?

а) сказка

б) роман

в) пословица

2. Какой вид конфликта вы не встретите в русской народной сказке?

а) добро – зло;

б) жизнь – смерть;

в) природа – цивилизация.

3. Соотнесите понятие и определение.

а) пословица 1) устное народное творчество, народная мудрость;

б) фольклор 2) один из популярных жанров фольклора; вид повествования

с фантастическим вымыслом;

в) сказка 3) особая, специфически организованная речь, выражающая

чувства в стихотворной, ритмической форме;

г) поэзия 4) краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее

поучительный смысл.

4. Распределите последовательно элементы композиции литературного произведения:

завязка; развязка; пролог; эпилог; развитие действия; экспозиция; кульминация.

5. В стихотворении Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» выделенные слова являются:

а) метафорой б) сравнением в) эпитетом

6. Соотнесите автора и название произведения:

1) И.А.Бунин А) «Низкий дом с голубыми ставнями…»

2) Дон-Аминадо Б) «Косцы»

3) С.А.Есенин В) «У Лукоморья дуб зелёный…»

4) Н.В.Гоголь Г) «Бородино»

5) А.С.Пушкин Д) «Заколдованное место»

6) М.Ю.Лермонтов Е) «Города и годы»

7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него…»

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

в) И.С. Тургенев «Муму»






Скачать

© 2019, 256 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!