ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по физической культуре для учащихся 7 классов
Рабочая программа учебного предмета "физическая культура" составлена для 7 класса 2022 - 2023 учебного года на основании:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.) или ФГОС ООО ( 2010г.) или ФГОС СОО общего образования (2012г.) 3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кардымовская СШ».
4. Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2022 - 2023 учебный год.
5. Рабочей программы воспитания МБОУ «Кардымовская СШ» на 2022-2023учебный год
Воспитательный потенциал урока реализуется путем привлечение внимания школьников к центральному аспекту изучаемых на уроках явлений.
Для реализации рабочей программы используется учебник Ляха В. И., Зданевича А. А. Физическая культура. 5-7 кл.: учеб, для общеобразоват. учреждений / под общ. ред. В. И. Ляха. М.: Просвещение, 2014.
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявление человеколюбия и добросердечности.
Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся :интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников, реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов.
Выявление наиболее способных и одаренных детей,привлечение их для проведения предметных недель и участие в предметных недель и участие в предметных олимпиадах с целью стимулирования углубленного изучения предмета.
На изучение данного предмета отводится 105 часов в год.
Форма промежуточной аттестации – тестирование.
Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой другой предмет, включённый в Базисный учебный план, также ориентирована на достижение этой цели. В свою, очередь специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлен на решение следующих задач:
• содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды,
воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
« формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 7 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях культуры.
В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
• умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;
формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо.
В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом;
• владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнёрами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.
В области физической культуры:
• владение умениями:
в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м;
в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырёхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10— 15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м;
в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырёх элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырёх элементов, включающую кувырки вперёд и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперёд и назад в полушпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки);
в единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приёмами техники и борьбы в партере и в стойке (юноши);
- в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);
« демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;
владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;
владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырёхборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;
владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
« умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего возможности выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность;
понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.
В области нравственной культуры:
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий;
приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного использования занятий физическими упражнениями, гигиенических факторов и естественных сил природы для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;
понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекательности;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;
владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
Предметные результаты
В основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
• формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Предметные результаты, так же как личностные и метапредметные, проявляются в разных областях культуры. В области познавательной культуры:
знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
» способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями, доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья;
умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке;
умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
умение организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений при выполнении упражнений разной направленности (на развитие координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости) в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки, показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами.
В области коммуникативной культуры:
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины;
умение определять задачи занятий физическими упражнениями, включёнными в содержание школьной программы, аргументировать, как их следует организовывать и проводить;
о способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, проводить занятия в качестве командира отделения, капитана команды, владея необходимыми информационными жестами.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности;
способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Выпускник научится:
-рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
-характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
-определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
-разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
-руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
-руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
-характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
-характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
-определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
-использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
-составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
-классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
-самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
-тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
-взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
-вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
-проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
-проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
-выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
-выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
-выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
-выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
-выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
-выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
-выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
-выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
-выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
-выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
-преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;
-осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
-выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Учебно-методическое обеспечение:
для учителя: Физическая культура. 5-7 классы / Под редакцией М.Я.Виленского. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2013.
Литература
Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А.Зданевич. – М.:Просвещение, 2011.
Настольная книга учителя физической культуры / авт.-сост. Г.И.Погадаев; под ред. Л.Б.Кофмана. –М.: Физкультура и спорт, 1998.
Настольная книга учителя физической культуры: справ.-метод, пособие/сост. Б.И.Мишин. – М.: ООО «Изд-во АСТ»; ООО «Изд-во Астрель», 2003.
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре / авт. – сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова – М. Дрофа, 2001.
Пояснительная записка к федеральному базисному учебному плану и примерный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ // Физкультура ы школе. – 2006.- №6.
Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И.Ляха, А.А.Зданевича / авт.-сост. А.Н.Каинов, Г.И.Курьерова. – Волгоград: Учитель, 2011.
В.И.Лях. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я.Виленского. В.И.Ляха 5-7, 8-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016.
Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М.Я.Виленского, В.И.Ляха
Физическая культура. 5-7 классы / Под редакцией М.Я.Виленского. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2013.
Всероссийский физкультурно - оздоровительный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), документы и методические материалы. - М.: Советский спорт, 2014.
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре в7 классе
№ | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
1 | Базовая часть | 75 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока |
1.2 | Спортивные игры (волейбол) | 19 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 20 |
1.4 | Легкая атлетика (с элементами кроссовой подготовки) | 21 |
1.5 | Лыжная подготовка | 15 |
2 | Вариативная часть | 24 |
2.1 | Баскетбол | 22 |
2.2 | Футбол | 8 |
| Итого | 105 |
Воспитательный потенциал урока реализуется путем
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников, реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,
выявление наиболее способных и одаренных детей, привлечение их для проведения предметных недель и участия в предметных олимпиадах с целью стимулирования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
7 Г класса
Общее количество часов на 2022 -2023 учебный год
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
План | Факт |
| Легкая атлетика (16ч) |
1 | Высокий старт (15–30 м), стартовый разгон, бег по дистанции (40–50 м). Инструктаж по ТБ. | 02.09 | |
2 | Высокий старт (15–30 м).Финиширование. | 05.09 | |
3 | Высокий старт (15–30 м). Финиширование. Бег (3 ×50 м). Специальные беговые упражнения. | 07.09 | |
4 | Бег 60 метров. Специальные беговые упражнения. Стартовая диагностика | 09.09 | |
5 | Бег (60 м) на результат. Специальные беговые упражнения. ОРУ. Эстафеты.. | 12.09 | |
6 | Бег 60 метров. Специальные беговые упражнения | 14.09 | |
7 | Прыжок в длину с 7–9 шагов. Метание теннисного мяча на заданное расстояние. | 16.09 | |
8 | Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Правила соревнований в метании. . | 19.09 | |
9 | Равномерный бег (12 мин).Бег в гору. Преодоление препятствий. | 21.09 | |
10 | Равномерный бег (15 мин). Бег под гору. Бег в гору. Спортивная игра «Лапта». Развитие выносливости | 23.09 | |
11 | Равномерный бег (17 мин). Бег под гору. Бег в гору. | 26.09 | |
12 | Бег (2000) Развитие выносливости В рамках комплекса ГТО | 28.09 | |
13 | Прыжок в высоту с 7–9 шагов разбега способом «перешагивание». Подбор разбега и отталкивание. ОРУ. | 30.09 | |
14 | Прыжок в высоту с 7–9 шагов разбега способом «перешагивание». | 03.10 | |
15 | Прыжок в высоту с 7–9 шагов разбега способом «перешагивание». | 05.10 | |
16 | Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств | 07.10 | |
| Волейбол (10ч) | | |
17 | Стойки и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками в парах и над собой. | 10.10 | |
18 | Прием мяча снизу двумя руками в парах через зону. Эстафеты. | 12.10 | |
19 | Передача мяча сверху двумя руками в парах в одной зоне и через зону, над собой. | 14.10 | |
20 | Прием мяча снизу двумя руками в парах через зону и через сетку. Эстафеты. | 17.10 | |
21 | Стойки и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками в парах, тройках через зону и в зоне, через сетку. | 19.10 | |
22 | Стойки и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками в парах через сетку. | 21.10 | |
23 | Прием мяча снизу двумя руками в парах через зону. Нижняя прямая подача мяча. | 31.10 | |
24 | Стойки и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками в парах через сетку. | 02.11 | |
25 | Стойки и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками в парах через сетку. | 07.11 | |
26 | . Прием мяча снизу двумя рукам после подачи. Эстафеты. | 09.11 | |
| Гимнастика (20 ч) | | |
27 | Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте. Подъем переворотом в упор. | 11.11 | |
28 | Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте. Подъем переворотом в упор. Сед ноги врозь (м.). | 14.11 | |
29 | Вис лежа. Вис присев (д.). Эстафеты. | 16.11 | |
30 | Подъем переворотом в упор. Сед ноги врозь (м.). Вис лежа. | 18.11 | |
31 | Подъем переворотом в упор. Сед ноги врозь (м.). Вис лежа. | 21.11 | |
32 | Выполнение на технику. Подъем переворотом в упор. Сед ноги врозь (м | 23.11 | |
33 | Прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 100–110 см). ОРУ в движении. Эстафеты | 25.11 | |
34 | . Упражнения на гимнастической скамейке. Развитие скоростно-силовых способностей | 28.11 | |
35 | Прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 100–110 см). ОРУ с обручем. Эстафеты. | 30.11 | |
36 | Прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 100–110 см). ОРУ в движении. Эстафеты. | 02.12 | |
37 | Прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 100–110 см). ОРУ с обручем. Эстафеты. | 05.12 | |
38 | Выполнение прыжка ноги врозь (на оценку). Выполнение комплекса ОРУ с обручем (5–6 упражнений). | 07.12 | |
39 | Кувырки вперед, назад, стойка на лопатках – выполнение комбинации. Два кувырка вперед слитно. ОРУ с мячом. Развитие координационных способностей | 09.12 | |
40 | Два кувырка вперед слитно. . | 12.12 | |
41 | Развитие координационных способностей с мячом. | 14.12 | |
42 | Два кувырка вперед слитно. «Мост из положения стоя (с помощью | 16.12 | |
43 | Комбинация из разученных приемов. Комбинация ОРУ с мячом. | 19.12 | |
44 | Выполнение комбинации из разученных элементов. Выполнение комбинации ОРУ с мячом. | 21.12 | |
45 | Выполнение комбинации из разученных элементов. Выполнение комбинации ОРУ с мячом. | 23.12 | |
46 | Выполнение комбинации из разученных элементов. Выполнение комбинации ОРУ с мячом. | 09.01 | |
Лыжная подготовка (15) часов |
47 | Основы знаний. Правила ТБ на уроках по лыжной подготовке. Одежда и обувь лыжника, подгонка инвентаря. Попеременный двухшажный ход | 11.01 | |
48 | Попеременный двухшажный ход. Одновременный двушажный ход. Игры на лыжах встречные эстафеты. | 13.01 | |
49 | Одновременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. Подвижная игра «Салки» | 16.01 | |
50 | Одновременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход.» | 18.01 | |
51 | Одновременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. | 20.01 | |
52 | Одновременный бесшажный ход. Медленное передвижение 3 км. Игры на лыжах | 23.01 | |
53 | Одновременный бесшажный ход. Медленное передвижение 3 км. Игры на лыжах. Встречная эстафета | 25.01 | |
54 | Подъем на склон елочкой. Медленное передвижение 3 км. | 27.01 | |
55 | Подъем на склон елочкой. Медленное передвижение 3 км. | 30.01 | |
56 | Подъем на склон елочкой. Спуск со склона в средней стойке. Медленное передвижение 3 км. | 01.02 | |
57 | Подъем на склон елочкой. Спуск со склона в средней стойке. Медленное передвижение 3 км. | 03.02 | |
58 | Подъем на склон елочкой. Спуск со склона в средней стойке. Медленное передвижение 3 км. | 06.02 | |
59 | Торможение и повороты плугом. Медленное передвижение 3 км. | 08.02 | |
60 | Торможение и повороты плугом. Медленное передвижение 3 км. | 10.02 | |
61 | Торможение и повороты плугом. Медленное передвижение 3 км. | 13.02 | |
Волейбол (9ч) |
62 | Прием мяча снизу двумя руками в парах. | 15.02 | |
63 | Стойки и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками в парах через зону и над собой. | 17.02 | |
64 | Стойки и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками в парах в одной зоне и через зону, над собой | 20.02 | |
65 | . Прием мяча снизу двумя руками в парах через зону и через сетку. Эстафеты. Нижняя прямая подача мяча. Игра по упрощенным правилам | 22.02 | |
66 | Стойки и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками в парах, тройках через зону и в зоне, через сетку. | 27.02 | |
67 | Прием мяча снизу двумя руками в парах в зоне и через зону | 01.03 | |
68 | Стойки и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками в парах через сетку. | 03.03 | |
69 | Стойки и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками в парах через сетку. | 06.03 | |
70 | . Прием мяча снизу двумя руками в парах. | 10.03 | |
| Баскетбол (22ч) | | |
71 | Стойки и передвижения игрока. Ведение мяча правой (левой) рукой. Перехват мяча | 13.03 | |
72 | Стойки и передвижения игрока. Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. | 15.03 | |
73 | Передачи мяча в тройках в движении со сменой места. Позиционное нападение через заслон. | 17.03 | |
74 | . Перехват мяча. Бросок одной рукой от плеча после остановки. Передачи мяча в тройках в движении | 27.03 | |
75 | Стойки и передвижения игрока. Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. | 29.03 | |
76 | Стойки и передвижения игрока. Перехват мяча. Бросок двумя руками от головы после остановки. | 31.03 | |
77 | Стойки и передвижения игрока. Ведение мяча в высокой стойке на месте. | 03.04 | |
78 | Ведение мяча в средней стойке на месте. Остановка двумя шагами | 05.04 | |
79 | Остановка мяча двумя шагами. Передача мяча двумя руками от груди в движении. | 07.04 | |
80 | Стойки и передвижения игрока. Ведение мяча в высокой стойке. | 10.04 | |
81 | Остановка двумя шагами. Передача мяча одной рукой от плеча на месте. | 12.04 | |
82 | Стойки и передвижения игрока. Ведение мяча в низкой стойке. Остановка двумя шагами. | 14.04 | |
83 | Стойки и передвижения игрока. Ведение мяча с разной высотой отскока. | 17,04 | |
84 | Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ловли мяча | 19.04 | |
85 | Стойки и передвижения игрока. Ведение мяча с разной высотой отскока. | 21.04 | |
86 | Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ловли мяча. | 24.04 | |
87 | Стойки и передвижения игрока. Ведение мяча с разной высотой отскока.. | 26.04 | |
88 | Бросок одной рукой от плеча после остановки | 28.04 | |
89 | Перехват мяча. Бросок одной рукой от плеча после остановки. | 03.05 | |
90 | Стойки и передвижения игрока. Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. Промежуточная аттестация | 05.05 | |
91 | Перехват мяча. Бросок одной рукой от плеча после остановки. Передачи мяча в тройках в движении | 10.05 | |
92 | Бросок двумя руками от головы после остановки. | 12.05 | |
| Легкая атлетика (5 ч) | | |
93 | Равномерный бег (15 мин). Бег в гору. Преодоление препятствий. Спортивная игра «Лапта». Развитие выносливости. Терминология кроссового бега | 15.05 | |
94 | Равномерный бег (16 мин). Бег в гору. Преодоление препятствий. | 17.05 | |
95 | Равномерный бег (16 мин). Бег под гору. Преодоление препятствий. | 19.05 | |
96 | Равномерный бег (17 мин). Бег в гору. Преодоление препятствий. | 22.05 | |
97 | Равномерный бег по пересеченный местности (18 мин). Преодоление препятствий | 24.05 | |
Футбол (8ч) |
98-99 | Стойки и перемещение футболиста, бегом лицом и спиной вперед, приставными и скрестными шагами в сторону | 26.05 | |
100 | Удары по катящемуся мячу различными частями стопы и подъема.). | | |
101 | Техника удара (совершенствование | | |
102-103 | Остановки мяча стопой, подошвой, остановка мяча. | | |
104-105 | Двусторонняя игра | | |
Корректировка: в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ «Кардымовская СШ» на 2022 – 2023 учебный год по предмету «Физическая культура» количество учебных часов сократилось. В связи с этим темы уроков №90 и №91, №92 и 93,№ и №94 и95, №96 и97,№98 и 99, №100и №101,№102 и 103,№ 104и-105 были обьеденены.
20