РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Основы читательской грамотности»
9 класс
на 2024 – 2025 учебный год
0,5 часа в неделю
17 часа в год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, идентичности содержания образовательных программ основного общего образования, возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286 и № 287 утверждены обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования (далее – ФГОС ООО). Особая роль в обновленных ФГОС отводится достижению метапредметных результатов, включающих такие умения, как овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Это значит, что формированию и развитию читательской грамотности обучающихся необходимо уделять серьезное внимание, так как . Читательская данный вид грамотности рассматривается современными исследователями как ведущая способность XXI века.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы читательской грамотности» для учащихся 9 классов составлена с опорой на:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
- Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
На усвоение данного курса в 9 классе отводится 17 ч (0,5 часа в неделю)
Цель программы: повысить уровень читательской грамотности учащихся в логике ФГОС третьего поколения, создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к работе с текстом;
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации;
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;
Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.
Общая характеристика курса.
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Содержание курса.
Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания.
Сопоставление содержания текстов разных стилей.
Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации Типы текстов: текст-аргументация.
Составление плана на основе исходного текста.
Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи.
Работа со смешанным текстом. Составные тексты.
Итоговый контроль.
Планируемые результаты
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
• Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
• Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
• Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
• Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
• Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
• Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
• Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
• Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
• Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
• Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
• Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
• Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
• В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Выпускник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;
• выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;
• формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
• предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
• объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
• сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
• ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
• выделять главную и избыточную информацию;
• прогнозировать последовательность изложения идей текста;
• сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
• выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
• формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста);
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. | 2 |
2 | Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. | 2 |
3 | Стили текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). | 4 |
4 | Жанр текста. | 1 |
5 | Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. | 1 |
6 | Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. | 1 |
7 | Смысловые части текста, микротемы, план текста. | 1 |
8 | Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. | 1 |
9 | Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). | 1 |
10 | Приемы сжатия текста. Практическая работа. | 1 |
11 | Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. | 1 |
12 | Аргументы, подтверждающие вывод. Итоговая практическая работа: сжатое изложение и сочинение -рассуждение | 1 |
| | 17 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература
1 Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
2 Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова и др.: под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. – 288 с.
3 Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения / Э.А. Орлова. – Москва : МЦБС, 2008. – 72 с. – Текст: непосредственный
4. Колесова О.В. Приемы формирования читательской грамотности младших школьников / О.В. Колесова. – Нижний Новгород: НГПУ, 2018. – 54 с. – Текст: непосредственный
5. 11. Лутошкина В.Н. Формирование читательской грамотности младших школьников: учебно-методическое пособие / В.Н. Лутошкина, Е.Н. Плеханова; под общ. ред. С.В. Буланкова. – Красноярск: КК ИПК ППРО, 2012. – 66 с. – Текст: непосредственный
6. https://multiurok.ru/files/effektivnye-priiomy-i-metody-dlia-formirovaniia-ch.html
7. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П.Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018.
8. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык издательский дом “Первое сентября”
9. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей.-- Тлн.: Арго, 2017
10. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти, 2018.
11. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm
12. . Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
13. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru