ГОУ РК Специальная ( коррекционная ) школа- интернат № 11 д.Горьковская
Рабочая программа факультативного занятия
«Основы финансовой грамотности»
( 7-9 КЛ.)
2024-2025г. Учитель: Парначева Г.П.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы финансовой грамотности » на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом Методических рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по разработке и организации программ по основам финансовой грамотности и Единой рамки компетенций по финансовой грамотности, одобренной межведомственной координационной комиссией по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 г г
Финансовые компетенции школьников являются составной частью их финансовой культуры и формируются в процессе разнообразной деятельности. Финансовая культура как часть культуры общества и личности включает ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов, лучших практик рационального финансового поведения, навыков и умений ответственного потребления, эффективного использования денег и обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых отношений, о национальной финансовой системе, действующих финансовых институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах, ответственности и обязанности потребителя.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 7-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2 Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Новизной данной программы является:
направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Цель : формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Сроки реализации программы – 1 год.
Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год при 1 часе в неделю.
Формы реализации программы.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:
Дискуссия, деловая игра, практическая работа, , познавательная беседа, мини-проект, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конкурсы.
Методы обучения.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъектного опыта учащихся;
2. Методы диалога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются
Планируемые предметные результаты 7-9 классы.
Минимальный уровень:
- Знание о назначении денег.
- Знание способов защиты от подделок бумажных денег (не менее 3).
- Знание основ семейном бюджете: доходы и расходы.
- Иметь представление о кредите.
- Иметь представление о банковских вкладах, накоплениях.
- Определение настоящих денег от поддельных по основным признакам (не менее 3).
- Отличие наличных и электронных денег.
- Покупка товара в магазине за наличный и безналичный расчет.
- Иметь представление об основных функциях банкомата.
- Знание основных источников дохода современного человека.
- Знание основ семейного бюджета.
-Умение различать доходы и расходы.
- Иметь представление о наследстве, выигрыше в лотерею, кладе.
- Иметь общее представление о сдельной и почасовой зарплатах.
- Знание основных форм помощи государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным.
- Иметь общее представление об имуществе и аренде.
- Знание основных видов банковских вкладов, займов, кредитов.
- Иметь представление о финансовом мошенничестве и способах защиты от него.
- Знать способы экономии личных денежных средств.
- Знание видов ценных бумаг по их характеристикам.
Достаточный уровень:
- Знание о назначении денег.
- Знание истории появления монет.
- Знание способов защиты от подделок бумажных денег.
- Знание основ семейном бюджете: доходы и расходы.
- Умение отличать надежные и ненадежные доходы.
- Иметь представление о кредите.
- Иметь представление о банковских вкладах, накоплениях.
- Определение настоящих денег от поддельных по основным признакам.
- Отличие наличных, безналичных и электронных денег.
- Покупка товара в магазине за наличный и безналичный расчет.
- Иметь представление об основных функциях банкомата.
- Снятие наличных денег через банкомат.
- Знание основных источников дохода современного человека.
- Знание основ семейного бюджета.
- Умение различать доходы и расходы.
- Иметь представление о наследстве, выигрыше в лотерею, кладе.
- Умение отличать сдельную зарплату от почасовой зарплаты.
- Знание основных форм помощи государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным.
- Иметь общее представление об имуществе и аренде.
- Знание основных видов банковских вкладов, займов, кредитов и умение их отличать.
- Иметь представление о финансовом мошенничестве и способах защиты от него.
- Уметь различать категории обязательных и необязательных расходов
- Знать способы экономии личных денежных средств.
- Знание и умение отличать ценные бумаги по их характеристикам.
- Знание видов страхования.
Формы подведения итогов и реализации программы
Занимательные упражнения( викторины, загадки, кроссворды, деловые игры.)
2. Тестирование по пройденным темам.
3. Участие в олимпиадах , зачетах по основам финансовой грамотности.
4 .Участие в Онлайн-уроках Банка России.
Содержание программы
1.Семейная экономика( 8 часов)
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»Семья и ее потребности .Бюджет семьи.
Финансовая документация семьи. Деньги и ее функции. Налоги – обязательные платежи. История возникновения денег. Деловая игра: «Семейный бюджет»
Экономика приусадебного хозяйства. Задачи приусадебного хозяйства.
2.Человек как потребитель-(16 часов)
Торговля. Импорт. Экспорт товара. Реклама .Деньги и цены. Права потребителя. Защита прав потребителя. Банки. Финансовые услуги
Движимое и недвижимое имущество. Движимое и недвижимое имущество. Аренда, арендаторы. Инфляция. Нотариус. Нотариальные услуги.
Ссуды и кредиты. Вклады в банках. Банковские карты. Страхование .Страховые услуги. Приватизация. Ценные бумаги. Акции, облигации.
3.Человек как член общества.(5 часов)
Налоги – обязательные платежи. Подоходный налог Декларация о доходах. Социальная защита населения Закон «О прожиточном минимуме в РФ»
4.Человек как работник ( 5 часов)
Виды современных фирм Наличие предприятий в нашем районе для трудоустройства воспитанников Биржа труда Формы и виды оплаты труда. Пособие по безработице
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/ п | Раздел, тема урока | Содержание программы | Содержание финансовой компетентности |
| Семейная экономика-8 часов | |
1 | Цели и задачи «Основ финансовой грамотности» | Почему так важно изучать «финансовую грамотность?» | осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; |
2 | Семья и ее потребность | Потребности семьи. Ресурсы семьи. | Осознанная потребность в самореализации . Социальные потребности, потребность в безопасности. |
3 | Бюджет семьи. Финансовая документация семьи. | Сбережения. Накопления. Личный бюджет. Семейный бюджет. Дефицит. Финансовая дисциплина. Доходы. Расходы. Виды и источники Расходов и доходов. | Определяют приоритетные траты; участвовать в составлении семейного бюджета; считать расходы и доходы (личные и семейные) в краткосрочном периоде; выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями, не выходить за рамки бюджета; выявлять наличие возможностей сокращения расходов |
4 | Деньги и ее функции. | Деньги и их функции. Виды денег. Обмен. Собственность. Имущество. Сущность, причины и виды инфляции. Подушка финансовой безопасности | Совместно с семьей следить за своими расходами и доходами и при необходимости их корректировать; составлять личный финансовый план, связанный с конкретными финансовыми целями; определять пути достижения этих целей и прогнозировать сроки их достижения; откладывать деньги на определенные цели; рассчитывать, сколько времени потребуется, чтобы накопить определенную сумму денег с учетом текущих доходов и расходов. |
5 | Налоги – обязательные платежи | Виды налогов. Роль налогов в обществе | Определить какие налоги платит семья. Земельный налог, налог на имущество. |
6 | История возникновения денег. | Бартер. Обмен товарами. Центральный банк. | Характеризуют недостаток натурального хозяйства .Бартер. |
7 | Деловая игра :Семейный бюджет. | Вопросы викторины | Уметь применять на практике знания ,полученные на уроках по предмету «Основы финансовой грамотности», разрабатывать стратегию и тактику в командной игре, проявлять инициативу. |
8. | Экономика приусадебного хозяйства. Задачи приусадебного хозяйства. | Планирование приусадебного участка. План-- проект. | Определить потребность приусадебного хозяйства для семьи. Доход семьи за счет излишков продукции, выращенных на участке. |
| Человек как потребитель-16 часов. | |
9 | Торговля. Импорт. Экспорт товара | Импорт, экспорт товара | Объяснить разницу понятия экспорт и импорт. |
10 | Реклама | Виды рекламы. | Сравнивать и оценивать виды рекламы. Обсуждать воздействие рекламы на принятие решений о покупке. |
11 | Деньги и цены. | История возникновения денег. Цены на товар. Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег. Виды денег. Примеры товарных денег. Преимущества и недостатки разных видов денег. Составлять задачи с денежными расчётами. Денежной системой страны управляет центральный банк. Изготовление фальшивых денег — преступление. | Определять приоритетные траты; участвовать в составлении семейного бюджета; считать расходы и доходы (личные и семейные) в краткосрочном периоде; выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями, не выходить за рамки бюджета; выявлять наличие возможностей сокращения расходов. • Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег. Перечислять виды денег. Приводить примеры товарных денег. Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег. Составлять задачи с денежными расчётами. Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться. Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег — преступление. |
12 | Права потребителя. | Семья и ее потребности. | Осознанная необходимость иметь что- либо материальное или духовное. |
13 | Защита прав потребителя. | Способы защиты прав потребителя финансовых услуг. Организации по защите прав потребителей финансовых услуг. Досудебное урегулирование спора. Финансовый уполномоченный (омбудсмен). Медиация. Жалобы и обращения. Судебное решение споров. Виды ответственности за нарушение прав потребителя финансовых услуг | Определять отличия мошеннических предложений от подлинных инвестиционных продуктов; предпринимать меры предосторожности при использовании различных видов денег и операциях с ними; обладать навыками обеспечения своей финансовой безопасности (в том числе при пользовании наличными деньгами, банковскими картами, банкоматами, обменом валют и др.); распознавать угрозу мошенничества и не совершать действий по платежам. Закон РФ «О защите прав потребителя» Ознакомление с некоторыми статьями |
14 | Банки. Финансовые услуги | Банки и их функции. Виды банковских лицензий | Описывание значение банков. Виды банков. Процентная ставка по вкладам в банке. |
15 | Ссуды и кредиты. | Кредит. Основные принципы кредитования. Виды и условия кредитов. Номинальная ставка кредита. Полная стоимость кредита. График платежей. Аннуитетный и дифференцированный платеж. Платежеспособность. Обеспечение кредита: залог и поручительство. Рефинансирование | Избегать типичных ошибок при принятии решения об использовании заёмных средств (в том числе при оценке своей способности своевременно осуществлять платежи по займам); выделять основную информацию в договоре по заимствованию средств (размер и периодичность платежей, общую сумму возврата, полную стоимость кредита и др.); оценить наличие финансовой выгоды от досрочного погашения кредита; оценивать возможность и необходимость личного страхования при получении кредита. |
16 | Вклады в банках. | Депозит. Банковский вклад. Виды и условия депозитов. Процентная ставка. Простые и сложные проценты. Система страхования вкладов. Риски вкладов и депозитов. | Осуществлять выбор вида вклада, наиболее подходящего для конкретного случая; сравнивать условия по разным банковским продуктам (по срокам, по доходности, по валюте, по условиям пополнения и снятия); проверять и анализировать выписки с банковского счета; сравнивать целевые и нецелевые кредиты; |
17 | Банковские карты | Платежная карта. Типы банковских карт. Электронная банковская карта. Коды безопасности | Обладать навыками обеспечения своей финансовой безопасности (в том числе при пользовании наличными деньгами, банковскими картами, банкоматами, обменом валют и др.); распознавать угрозу мошенничества и не совершать действий по платежам. Уметь пользоваться разными видами денег, в том числе оценивать достаточность имеющейся суммы для осуществления запланированных действий. |
18 | Страхование .Страховые услуги. | Страхование жизни и здоровья. Инвестиционное страхование жизни. Накопительное страхование жизни. Добровольное пенсионное страхование. Решение о страховании риска. Выбор страховой компании Страховщик. Договор страхования и страховой полис. Правила страхования. Страхователь. Застрахованное лицо. Страховой агент. Страховой брокер. Срок страхования. Срок действия договора. Банкротство страховщика. Выбор оптимальных условий страхования. Подготовка документов | Знать различные виды страховых продуктов (в том числе страхование имущества, здоровья, жизни); уметь определять страховой продукт, который требуется в той или иной жизненной ситуации; различать обязательное и добровольное страхование при выборе страхового продукта сравнивать страховые продукты разных страховых компаний и выбирать страховой продукт, подходящий для конкретного случая; быть мотивированным на использование страховых продуктов в различных сферах жизни; критически оценивать необходимость использования страховых продуктов в конкретных жизненных ситуациях; относиться к страховым продуктам как ценным и значимым, способствующим финансовой стабильности и финансовому благополучию. |
19 | Приватизация | Собственность. | Составляют документы по ( образцу на приватизацию. Составляют документы по образцу на передачу собственности, доверенности на пользование имуществом, |
20 | Ценные бумаги. Акции, облигации. | Рынок ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и их деятельность. Паевые инвестиционные фонды. Негосударственные пенсионные фонды. Инвестиционные советники | Знание и умение отличать ценные бумаги. Имеют общее представление об имуществе и аренде по их характеристикам. |
21 | Движимое и недвижимое имущество | Имущество движимое и недвижимое имущество. | Имеют общее представление о движимом и недвижимом имуществе и аренде по их характеристикам. |
22 | Аренда, арендаторы. | Имущество Аренда. Арендаторы. | Имеют общее представление об имуществе и аренде по их характеристикам. |
23 | Инфляция. | Сущность, причины и виды инфляции. Обесценивание денег. Понятие кризиса в стране | Определять риски инфляции для семьи и в стране в целом |
24 | Нотариус. Нотариальные услуги. | Профессия- нотариус. Пошлина. | Вычисление размера пошлины за нотариальные услуги |
Человек как член общества-5часов. | |
25 | Налоги – обязательные платежи. | Виды налогов. Роль налогов в обществе. | Объяснять, почему государство собирает налоги. Приводить примеры налогов. Описывать, как и когда платятся налоги. Рассчитывать величину подоходного налога и НДС. Объяснять, почему вводятся акцизные налоги. Описывать последствия невыплаты налогов для граждан. Приводить примеры выплаты налогов в семье. |
26 | Подоходный налог | Заработная плата в семье Подоходный налог- вид налогового платежа, которым облагаются все доходы физического или юридического лица. | Определение величины подоходного налога. |
27 | Декларация о доходах | Налоговая служба. | Налоговые письма. Интернет – сервиз « Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц. |
28 | Социальная защита населения | Социальные пособия населению., семье. | Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий. Находить информацию о социальных выплатах |
29 | Закон «О прожиточном минимуме в РФ» | Прожиточный минимум. | Определение размера социального пособия , путем вычисления разницы между прожиточным минимумом и фактическим доходом семьи. |
Человек как работник-5 часов. | |
30 | Наличие предприятий в нашем районе для трудоустройства воспитанников. | Конкретные организации. | Знакомство с предприятиями в нашем районе и о возможности в дальнейшем трудоустроится. |
31 | Формы и виды оплаты труда | Оплата труда: сдельная и почасовая. | Составление трудового контракта. Понимание различия между формами оплаты труда |
32 | Пособие по безработице | Служба занятости (биржа труд) . Пособие по безработице. | Определение размера пособия по безработице . исходя из данных средне-месячного заработка безработного на последнем месте работы |
33 | Индивидуальная трудовая деятельность | Себестоимость ,прибыль от предпринимательской деятельности. | Понимание о роли индивидуальной трудовой деятельности для семьи. |
34 | Итоговое занятие | Вопросы викторины: Знаток финансовой грамотности | Уметь применять на практике знания, полученные на уроках по предмету «Основы финансовой грамотности», разрабатывать стратегию и тактику в командной игре, проявлять инициативу. |
Литература
В.А. Рубе Е.С. Шабельник. Зачем нужны налоги .Издательство Вита-Пресс .2010г.
В.Д. Симоненко О. И. Шелепина Семейная экономика. Издательство Вита Москва 2000г
Г.Н. Евменова. О.И.Меньшикова Детский экономический словарь. М. Просвещение .1993 г
И.В. Липсиц. Удивительные приключения в стране экономики. Издательство Вита- Пресс 2013г.