СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа : Основы финансовой грамотности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы.Финансовая грамотность необходимое условие жизни в современном мире

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа : Основы финансовой грамотности»

ГОУ РК Специальная ( коррекционная ) школа- интернат № 11 д.Горьковская









Рабочая программа факультативного занятия


«Основы финансовой грамотности»



( 7-9 КЛ.)











2024-2025г. Учитель: Парначева Г.П.


Пояснительная записка





Рабочая программа учебного курса «Основы финансовой грамотности » на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом Методических рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по разработке и организации программ по основам финансовой грамотности и Единой рамки компетенций по финансовой грамотности, одобренной межведомственной координационной комиссией по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 г г

Финансовые компетенции школьников являются составной частью их финансовой культуры и формируются в процессе разнообразной деятельности. Финансовая культура как часть культуры общества и личности включает ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов, лучших практик рационального финансового поведения, навыков и умений ответственного потребления, эффективного использования денег и обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых отношений, о национальной финансовой системе, действующих финансовых институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах, ответственности и обязанности потребителя.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 7-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2 Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков

Новизной данной программы является:

направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

 Цель : формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

Задачи:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

Сроки реализации программы – 1 год.

Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год при 1 часе в неделю.

Формы реализации программы.

Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:

Дискуссия, деловая игра, практическая работа, , познавательная беседа, мини-проект, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конкурсы.

Методы обучения.

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

1. Приемы актуализации субъектного опыта учащихся;

2. Методы диалога;

3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;

4. Игровые методы;

5. Методы диагностики и самодиагностики;

6. Технологии критического мышления;

7. Информационно-коммуникационные технологии;

8. Технологии коллективного метода обучения.

II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются

Планируемые предметные результаты 7-9 классы.

Минимальный уровень:

- Знание о назначении денег.

- Знание способов защиты от подделок бумажных денег (не менее 3).

- Знание основ семейном бюджете: доходы и расходы.

- Иметь представление о кредите.

- Иметь представление о банковских вкладах, накоплениях.

- Определение настоящих денег от поддельных по основным признакам (не менее 3).

- Отличие наличных и электронных денег.

- Покупка товара в магазине за наличный и безналичный расчет.

- Иметь представление об основных функциях банкомата.

- Знание основных источников дохода современного человека.

- Знание основ семейного бюджета.

-Умение различать доходы и расходы.

- Иметь представление о наследстве, выигрыше в лотерею, кладе.

- Иметь общее представление о сдельной и почасовой зарплатах.

- Знание основных форм помощи государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным.

- Иметь общее представление об имуществе и аренде.

- Знание основных видов банковских вкладов, займов, кредитов.

- Иметь представление о финансовом мошенничестве и способах защиты от него.

- Знать способы экономии личных денежных средств.

- Знание видов ценных бумаг по их характеристикам.











Достаточный уровень:

- Знание о назначении денег.

- Знание истории появления монет.

- Знание способов защиты от подделок бумажных денег.

- Знание основ семейном бюджете: доходы и расходы.

- Умение отличать надежные и ненадежные доходы.

- Иметь представление о кредите.

- Иметь представление о банковских вкладах, накоплениях.

- Определение настоящих денег от поддельных по основным признакам.

- Отличие наличных, безналичных и электронных денег.

- Покупка товара в магазине за наличный и безналичный расчет.

- Иметь представление об основных функциях банкомата.

- Снятие наличных денег через банкомат.

- Знание основных источников дохода современного человека.

- Знание основ семейного бюджета.

- Умение различать доходы и расходы.

- Иметь представление о наследстве, выигрыше в лотерею, кладе.

- Умение отличать сдельную зарплату от почасовой зарплаты.

- Знание основных форм помощи государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным.

- Иметь общее представление об имуществе и аренде.

- Знание основных видов банковских вкладов, займов, кредитов и умение их отличать.

- Иметь представление о финансовом мошенничестве и способах защиты от него.

- Уметь различать категории обязательных и необязательных расходов

- Знать способы экономии личных денежных средств.

- Знание и умение отличать ценные бумаги по их характеристикам.

- Знание видов страхования.





Формы подведения итогов и реализации программы

  1. Занимательные упражнения( викторины, загадки, кроссворды, деловые игры.)

2. Тестирование по пройденным темам.

3. Участие в олимпиадах , зачетах по основам финансовой грамотности.

4 .Участие в Онлайн-уроках Банка России.









Содержание программы

1.Семейная экономика( 8 часов)

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»Семья и ее потребности .Бюджет семьи.

Финансовая документация семьи. Деньги и ее функции. Налоги – обязательные платежи. История возникновения денег. Деловая игра: «Семейный бюджет»

Экономика приусадебного хозяйства. Задачи приусадебного хозяйства.

2.Человек как потребитель-(16 часов)

Торговля. Импорт. Экспорт товара. Реклама .Деньги и цены. Права потребителя. Защита прав потребителя. Банки. Финансовые услуги

Движимое и недвижимое имущество. Движимое и недвижимое имущество. Аренда, арендаторы. Инфляция. Нотариус. Нотариальные услуги.

Ссуды и кредиты. Вклады в банках. Банковские карты. Страхование .Страховые услуги. Приватизация. Ценные бумаги. Акции, облигации.

3.Человек как член общества.(5 часов)

Налоги – обязательные платежи. Подоходный налог Декларация о доходах. Социальная защита населения Закон «О прожиточном минимуме в РФ»

4.Человек как работник ( 5 часов)

Виды современных фирм Наличие предприятий в нашем районе для трудоустройства воспитанников Биржа труда Формы и виды оплаты труда. Пособие по безработице

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/ п

Раздел, тема урока

Содержание программы

Содержание финансовой компетентности


Семейная экономика-8 часов


1

Цели и задачи «Основ финансовой грамотности»

Почему так важно изучать «финансовую грамотность?»

осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

2

Семья и ее потребность

Потребности семьи. Ресурсы семьи.

Осознанная потребность в самореализации . Социальные потребности, потребность в безопасности.

3

Бюджет семьи. Финансовая документация семьи.

Сбережения. Накопления. Личный бюджет. Семейный бюджет. Дефицит. Финансовая дисциплина. Доходы.

Расходы. Виды и источники

Расходов и доходов.

Определяют приоритетные траты;

участвовать в составлении семейного бюджета;

считать расходы и доходы (личные и семейные) в краткосрочном периоде;

выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями, не выходить за рамки бюджета;

выявлять наличие возможностей сокращения расходов

4

Деньги и ее функции.

Деньги и их функции. Виды денег. Обмен. Собственность. Имущество. Сущность, причины и виды инфляции. Подушка финансовой безопасности

Совместно с семьей следить за своими расходами и доходами и при необходимости их корректировать;

составлять личный финансовый план, связанный с конкретными финансовыми целями; определять пути достижения этих целей и прогнозировать сроки их достижения;

откладывать деньги на определенные цели;

рассчитывать, сколько времени потребуется, чтобы накопить определенную сумму денег с учетом текущих доходов и расходов.

5

Налоги – обязательные платежи

Виды налогов. Роль налогов в обществе

Определить какие налоги платит семья.

Земельный налог, налог на имущество.

6

История возникновения денег.

Бартер. Обмен товарами. Центральный банк.

Характеризуют недостаток натурального хозяйства .Бартер.

7

Деловая игра :Семейный бюджет.

Вопросы викторины

Уметь применять на практике знания ,полученные  на уроках по предмету «Основы финансовой грамотности», разрабатывать стратегию и тактику в командной игре, проявлять инициативу.

8.

Экономика приусадебного хозяйства. Задачи приусадебного хозяйства.

Планирование приусадебного участка. План-- проект.

Определить потребность приусадебного

хозяйства для семьи. Доход семьи за счет излишков продукции, выращенных на участке.


Человек как потребитель-16 часов.


9

Торговля. Импорт. Экспорт товара

Импорт, экспорт товара

Объяснить разницу понятия экспорт и импорт.

10

Реклама

Виды рекламы.

Сравнивать и оценивать виды рекламы.

Обсуждать воздействие рекламы на принятие решений о покупке.

11

Деньги и цены.


История возникновения денег. Цены на товар. Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег. Виды денег. Примеры товарных денег.

Преимущества и недостатки разных видов денег.

Составлять задачи с денежными расчётами.

Денежной системой страны управляет центральный банк.

Изготовление фальшивых денег — преступление.

Определять приоритетные траты;

участвовать в составлении семейного бюджета;

считать расходы и доходы (личные и семейные) в краткосрочном периоде;

выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями, не выходить за рамки бюджета;

выявлять наличие возможностей сокращения расходов. • Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

Перечислять виды денег.

Приводить примеры товарных денег.

Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

Составлять задачи с денежными расчётами.

Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк.

Объяснять, почему изготовление фальшивых денег — преступление.

12

Права потребителя.

Семья и ее потребности.

Осознанная необходимость иметь что- либо материальное или духовное.

13

Защита прав потребителя.

Способы защиты прав потребителя финансовых услуг. Организации по защите прав потребителей финансовых услуг. Досудебное урегулирование спора. Финансовый уполномоченный (омбудсмен). Медиация. Жалобы и обращения. Судебное решение споров. Виды ответственности за нарушение прав

потребителя финансовых услуг

Определять отличия мошеннических предложений от подлинных инвестиционных продуктов;


предпринимать меры предосторожности при использовании различных видов денег и операциях с ними;

обладать навыками обеспечения своей финансовой безопасности (в том числе при пользовании наличными деньгами, банковскими картами, банкоматами, обменом валют и др.);

распознавать угрозу мошенничества и не совершать действий по платежам. Закон РФ «О защите прав потребителя» Ознакомление с некоторыми статьями


14

Банки. Финансовые услуги

Банки и их функции. Виды банковских лицензий

Описывание значение банков. Виды банков. Процентная ставка по вкладам в банке.

15

Ссуды и кредиты.

Кредит. Основные принципы кредитования. Виды и условия кредитов. Номинальная ставка кредита. Полная стоимость кредита. График платежей. Аннуитетный и дифференцированный платеж. Платежеспособность.

Обеспечение кредита: залог и поручительство. Рефинансирование

Избегать типичных ошибок при принятии решения об использовании заёмных средств (в том числе при оценке своей способности своевременно осуществлять платежи по займам);

выделять основную информацию в договоре по заимствованию средств (размер и периодичность платежей, общую сумму возврата, полную стоимость кредита и др.);

оценить наличие финансовой выгоды от досрочного погашения кредита;

оценивать возможность и необходимость личного страхования при получении кредита.

16

Вклады в банках.

Депозит. Банковский вклад. Виды и условия депозитов. Процентная ставка. Простые и сложные проценты. Система страхования вкладов. Риски вкладов и депозитов.

Осуществлять выбор вида вклада, наиболее подходящего для конкретного случая;

сравнивать условия по разным банковским продуктам (по срокам, по доходности, по валюте, по условиям пополнения и снятия);

проверять и анализировать выписки с банковского счета;

сравнивать целевые и нецелевые кредиты;


17

Банковские карты

Платежная карта. Типы банковских карт. Электронная банковская карта. Коды безопасности


Обладать навыками обеспечения своей финансовой безопасности (в том числе при пользовании наличными деньгами, банковскими картами, банкоматами, обменом валют и др.);

распознавать угрозу мошенничества и не совершать действий по платежам.

Уметь пользоваться разными видами денег, в том числе оценивать достаточность имеющейся суммы для осуществления запланированных действий.


18

Страхование .Страховые услуги.

Страхование жизни и здоровья. Инвестиционное страхование жизни. Накопительное страхование жизни. Добровольное пенсионное страхование.

Решение о страховании риска. Выбор страховой компании

Страховщик. Договор страхования и страховой полис. Правила страхования. Страхователь. Застрахованное лицо. Страховой агент. Страховой брокер. Срок страхования. Срок действия договора.

Банкротство страховщика. Выбор оптимальных условий страхования. Подготовка документов

Знать различные виды страховых продуктов (в том числе страхование имущества, здоровья, жизни);

уметь определять страховой продукт, который требуется в той или иной жизненной ситуации;

различать обязательное и добровольное страхование при выборе страхового продукта

сравнивать страховые продукты разных страховых компаний и выбирать страховой продукт, подходящий для конкретного случая;

быть мотивированным на использование страховых продуктов в различных сферах жизни;

критически оценивать необходимость использования страховых продуктов в конкретных жизненных ситуациях; относиться к страховым продуктам как ценным и значимым, способствующим

финансовой стабильности и финансовому благополучию.

19

Приватизация

Собственность.

Составляют документы по ( образцу на приватизацию.

Составляют документы по образцу на передачу собственности, доверенности на пользование имуществом,

20

Ценные бумаги. Акции, облигации.

Рынок ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и их деятельность. Паевые инвестиционные фонды. Негосударственные пенсионные

фонды. Инвестиционные советники

Знание и умение отличать ценные бумаги.

Имеют общее представление об имуществе и аренде по их характеристикам.

21

Движимое и недвижимое имущество

Имущество движимое и недвижимое имущество.

Имеют общее представление о движимом и недвижимом имуществе и аренде по их характеристикам.

22

Аренда, арендаторы.

Имущество Аренда. Арендаторы.

Имеют общее представление об имуществе и аренде по их характеристикам.

23

Инфляция.

Сущность, причины и виды инфляции. Обесценивание денег. Понятие кризиса в стране

Определять риски инфляции для семьи и в стране в целом

24

Нотариус. Нотариальные услуги.

Профессия- нотариус. Пошлина.

Вычисление размера пошлины за нотариальные услуги


Человек как член общества-5часов.


25

Налоги – обязательные платежи.

Виды налогов. Роль налогов в обществе.

Объяснять, почему государство собирает налоги.

Приводить примеры налогов.

Описывать, как и когда платятся налоги.

Рассчитывать величину подоходного налога и НДС.

Объяснять, почему вводятся акцизные налоги.

Описывать последствия невыплаты налогов для граждан. Приводить примеры выплаты налогов в семье.

26

Подоходный налог

Заработная плата в семье Подоходный налог- вид налогового платежа, которым облагаются все доходы физического или юридического лица.

Определение величины подоходного налога.

27

Декларация о доходах

Налоговая служба.


Налоговые письма. Интернет – сервиз « Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц.

28

Социальная защита населения

Социальные пособия населению., семье.

Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий. Находить информацию о социальных выплатах

29

Закон «О прожиточном минимуме в РФ»

Прожиточный минимум.

Определение размера социального пособия , путем вычисления разницы между прожиточным минимумом и фактическим доходом семьи.

Человек как работник-5 часов.


30

Наличие предприятий в нашем районе для трудоустройства воспитанников.

Конкретные организации.

Знакомство с предприятиями в нашем районе и о возможности в дальнейшем трудоустроится.

31

Формы и виды оплаты труда

Оплата труда: сдельная и почасовая.

Составление трудового контракта. Понимание различия между формами оплаты труда

32

Пособие по безработице

Служба занятости (биржа труд) . Пособие по безработице.

Определение размера пособия по безработице . исходя из данных средне-месячного заработка безработного на последнем месте работы

33

Индивидуальная трудовая деятельность

Себестоимость ,прибыль от предпринимательской деятельности.

Понимание о роли индивидуальной трудовой деятельности для семьи.

34

Итоговое занятие

Вопросы викторины: Знаток финансовой грамотности

Уметь применять на практике знания, полученные  на уроках по предмету «Основы финансовой грамотности», разрабатывать стратегию и тактику в командной игре, проявлять инициативу.





Литература



В.А. Рубе Е.С. Шабельник. Зачем нужны налоги .Издательство Вита-Пресс .2010г.

В.Д. Симоненко О. И. Шелепина Семейная экономика. Издательство Вита Москва 2000г

Г.Н. Евменова. О.И.Меньшикова Детский экономический словарь. М. Просвещение .1993 г

И.В. Липсиц. Удивительные приключения в стране экономики. Издательство Вита- Пресс 2013г.