МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края
Администрация муниципального образования Лабинский район
СОШ №16
РАССМОТРЕНО Председатель педагогического совета ________________________ Полищукова Н.Ю Протокол №1 от «29» августа 2025 г. | СОГЛАСОВАНО Руководитель ШМО ________________________ Колмакова О.А. Протокол №1 от «29» августа 2025 г. | УТВЕРЖДЕНО И.о. директора ________________________ Полищукова Н.Ю Приказ 01-12/110 от «29» августа 2025 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1892953)
Учебного предмета
«Финансовая грамотность»
(для 11 класса образовательных организаций)
станица Каладжинская 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс «Финансовая грамотность» отражает современные тенденции развития образования, имеет тесные межпредметные связи с курсами обществознания, истории, географии, а также математики. Он направлен на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных способностей учащихся 11 класса. Одним из основных видов деятельности, способствующих развитию познавательного интереса, является исследовательская деятельность. В курсе «Финансовая грамотность» она осуществляется по ключевым финансовым вопросам, актуальным в современном мире, на основе личного участия, обучающегося в определении проблемных финансовых ситуаций, изучении способов решения выявленных проблем, обсуждении и выборе варианта действий, проведении опросов в социуме, подведении итогов исследования.
Цели обучения:
приобретение опыта решения задач на управление личными финансами учащимися 11 класса на основе практико-ориентированного подхода с применением современных информационных и цифровых технологий;
формирование финансовой грамотности у учащихся 11 класса для принятия аргументированных решений на основе альтернатив в цифровом мире.
Для достижения поставленных целей предлагается решение следующих задач:
раскрыть эволюцию денег и их роль денег в современной экономике;
познакомиться с практикой использования различных, в том числе цифровых денег;
освоить механизм управления личными финансами;
изучить и применить инструменты сбережения и инвестирования в в современной экономике;
познакомиться с процессами кредитования и заимствования в современной экономике;
рассмотреть возможности применения современных, в том числе цифровых технологий в процессе финансового планирования;
определить возможности формирования современной личности как условия поиска себя в динамично меняющимся мире;
исследовать финансовые возможности для реализации стартапа.
По своей структуре Программа является общеобразовательной, предназначена для реализации на уровне среднего общего образования. Реализация Программы рассчитана на один год обучения (11 класс) по 1 часу в неделю в течение каждого года:
11 класс-34 часа
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
11 класс
Тема 1. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления»
Факторы, влияющие на размер будущей пенсии, риски, присущие различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении, существование риска в разного рода пенсионных программах; важность пенсионных накоплений в России. Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах; формула расчета размера пенсии.
Формирование навыков выбора негосударственного пенсионного фонда на рынке пенсионного обеспечения согласно целевым критериям.
Формирование навыков поиска актуальной и достоверной информации, решение задач на расчет размера пенсии по формуле.
Тема 2. «Собственный бизнес: как создать и не потерять»
Бизнес; финансовые риски и неудачи бизнеса; алгоритм бизнес-плана; самообразования для развития бизнеса, стартап, бухучет, уставной капитал, доходы, расходы, прибыль, налогообложение, бизнес идеи.
Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Маркетинг, менеджмент.
Тема 3. «Риски в мире денег: как защититься от разорения»
Способы сохранности денег; финансовые риски в современной экономической ситуации; финансовая подушка безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; финансовые пирамиды и как не попасться на «хорошие» предложения.
Защита и безопасность личной информации в сети Интернет (быть осторожным с паролями, пин-кодами и др.); поиск актуальной информации на сайтах компаний и государственных служб; сопоставление и анализ полученной информации из различных источников.
Тема 4. «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду»
Основные задачи и принципы страхования; страховые продукты в различных сферах жизни; преимущества и последствия заключения договоров на страхование; виды страхования;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Финансовая грамотность» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края, становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение фактов из истории появления российских денег, развития между людьми обмена, торговых и финансовых отношений, осознания материальных и нематериальных богатств России.
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением об основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного; мотивация на достижение личных финансовых целей и общих финансовых целей семьи
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач в области финансов, осознанием важности финансового образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию экономических субъектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть экономические закономерности в обществе;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием экономической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком экономики и финансовой культуры как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять знания в области финансов в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению финансовой грамоты, развитию умений принимать успешные финансовые решения, активность и самостоятельность в познавательной деятельности;
- осознание своих привычек при пользовании деньгами и возможностей изменения этих привычек при формировании финансово грамотного поведения;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки экономических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
выявлять закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
проводить самостоятельно несложные доказательства фактов для принятия решения в сфере финансовой грамотности, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
понимать особенности пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;
понимать основы функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;
отличать виды финансовых мошенничеств и особенности их функционирования,
понимать способы идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов;
понимать правила поведения при взаимодействии с различными финансовыми институтами.
Оценка знаний и умений учащихся по устному опросу
Оценка «5» ставится, если учащийся: полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся: в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся: не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если учащийся: почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка решения тестовых заданий
«5» - правильно выполнено 100 - 90 % заданий;
«4» - правильно выполнено 89 – 66 % заданий;
«3» - правильно выполнено 60 – 51% заданий;
«2» - правильно выполнено 50 и менее % заданий.
Оценка решения практических задач
Объектом оценки является письменная работа с представленным ходом решения задачи.
Критерии оценки:
Формулирование целей и условий, в которых решается задача.
Определение (выявление в результате поиска) критериев решения практической задачи.
Оценка альтернатив.
Обоснование итогового выбора.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего |
1 | Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | 8 | Анимированные презентации по финансовой грамотности для уроков в 5-7 классах - Портал МОИФИНАНСЫ.РФ (xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai) |
2 | Собственный бизнес: как создать и не потерять | 11 | |
3 | Риски в мире денег: как защититься от разорения | 6 | |
4 | Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | 8 | |
5 | Повторение и обобщение | 1 | Портал МОИФИНАНСЫ.РФ Персональный навигатор по финансам (xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai) |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | Дата проведения |
Всего | Контрольные работы |
1 | Что такое пенсия и кому она положена | 1 | | | | |
2 | Государственная пенсионная система. Накопительная и страховая пенсия. | 1 | | | Как устроена пенсионная система (fincult.info) | |
3 | От чего зависит размер пенсии и как его увеличить | 1 | | | | |
4 | От чего зависит размер пенсии и как его увеличить | 1 | | | Задания по формированию функциональной грамотности | |
5 | Как выбрать программу пенсионного накопления | 1 | | | | |
6 | Как распорядиться своими пенсионными накоплениями | 1 | | | | |
7 | Как выбрать негосударственный пенсионный фонд | 1 | | | Что такое негосударственные пенсионные фонды(НПФ). Как накопить на дополнительную пенсию (fincult.info) | |
8 | Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд» | 1 | | | Задания по формированию функциональной грамотности | |
9 | Создание собственного бизнеса: с чего нужно начать | 1 | | | Как разработать бизнес-стратегию развития компании (fincult.info) | |
10 | Пишем бизнес-план | 1 | | | | |
11 | Расходы и доходы в собственном бизнесе | 1 | | | | |
12 | Налогообложение малого и среднего бизнеса | 1 | | | | |
13 | С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен | 1 | | | | |
14 | Как создать стартап | 1 | | | | |
15 | Как создать стартап | 1 | | | Задания по формированию функциональной грамотности | |
16 | Кто поможет в создании стартапа | 1 | | | | |
17 | Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. | 1 | | | | |
18 | Маркетинг. | 1 | | | | |
19 | Менеджмент | 1 | | | | |
20 | Риски в мире денег | 1 | | | Задания по формированию функциональной грамотности | |
21 | Основные признаки и виды финансовых пирамид. | 1 | | | Финансовая пирамида: как ее распознать (fincult.info) | |
22 | Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет | 1 | | | Пять способов потерять деньги, продавая вещи в интернете (fincult.info) | |
23 | Махинации с банковскими картами. | 1 | | | | |
24 | Махинации с кредитами | 1 | | | Задания по формированию функциональной грамотности | |
25 | Махинации с инвестициями | 1 | | | | |
26 | Страховой рынок России | 1 | | | | |
27 | Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние | 1 | | | | |
28 | Личное страхование, страхование ответственности | 1 | | | Зачем нужна страховка: защищаем жизнь, здоровье, дом и дачу (fincult.info) | |
29 | Страховой случай, страховая выплата | 1 | | | | |
30 | Алгоритм действий при наступлении страховых случаев | 1 | | | Задания по формированию функциональной грамотности | |
31 | Особенности выбора страховой компании | 1 | | | | |
32 | Обязательное и добровольное страхование | 1 | | | | |
33 | Выбор страховых продуктов | 1 | | | | |
34 | Обобщение и повторение | 1 | | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Б87 Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10–11 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 232 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека портала МОИ ФИНАНСЫ.РФ
8