СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Основы финансовой грамотности" 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологи и аналитики уверены, что современные дети уже в дошкольном возрасте нуждаются в элементарных финансовых знаниях и навыках. Обучение финансовой независимости молодого поколения, освоения элементарных навыков финансиста является задачей педагогов, учителей и воспитателей образовательных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Основы финансовой грамотности" 8 класс»



Пояснительная записка

Психологи и аналитики уверены, что современные дети уже в дошкольном возрасте нуждаются в элементарных финансовых знаниях и навыках. Обучение финансовой независимости молодого поколения, освоения элементарных навыков финансиста является задачей педагогов, учителей и воспитателей образовательных учреждений.

Школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь обучающимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности. Обучающиеся 8-х классов с правовой точки зрения обретают часть прав и обязанностей, в том числе и в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем обучающиеся 8-х классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение обучающихся, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения по данному курсу важно опираться на личные потребности обучающегося, формировать в нём умение действовать в сфере финансов, научить ребенка планировать свой бюджет и траты, заработать с помощью своего таланта и какие финансовые инструменты можно использовать. Умение планировать и экономить, знание основ ведения хозяйства и законов мелкого производства позволили Робинзону Крузо не просто выжить на необитаемом острове, но и создать условия для прибыльного разноотраслевого хозяйства с минимальным «стартовым капиталом».

Основным умением, формируемым у обучающихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.

Финансовая зрелость школьников позволяет не стать им заложниками общества потребления и учит формировать финансовую академию, а не блуждать в лабиринте экономических механизмов, инструментов и терминов. Общество потребления позволило американским ученым выделить болезнь аффлуэнца (вирус потребительства). Единственным лекарством и инструментом самозащиты от него на сегодняшний день и является финансовая компетентность и умение строить продуктивные экономические Академии в быту и бизнес - среде.

Школьная финансовая грамотность выходит за рамки личных задач и становится залогом психологической устойчивости и уверенности в безопасности во время кризисов, что приводит к позитивному положению на экономическом рынке страны в целом.


Общая характеристика курса

Рабочая программа школьного курса «Основы финансовой грамотности» составлена на основе учебной программы «Финансовая грамотность»: учебная программа. 8–9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: Вита-Пресс, 2014.

Курс разработан для расширения финансовой грамотности обучающихся 9 класса. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор. Предлагаемый курс является одним из курсов социально-экономического профиля. Предназначение курса – предметно-ориентированное – дает возможность обучающемуся реализовать свой интерес к выбранному предмету, углубить отдельные темы базовых общеобразовательных программ, оценить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне. Обучающиеся получат практический опыт экономического поведения и взаимодействия с субъектами рынка, который смогут использовать в повседневной жизни. Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса.

Программа рассчитана на17 часов в год, 1 час в неделю (1 полугодие) Программа курса состоит из двух модулей:

- Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (10 ч.)

- Модуль 2. Финансы и кредит (7 ч.)

Цели и задачи курса

Цель - сформировать у обучающихся 8 классов основы финансовой грамотности.

Задачи:

  • усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;

  • формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;

  • развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;

  • выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;

  • освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;

  • формирование информационной культуры обучающихся, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке.



Методы и формы обучения:

Для реализации поставленных задач в рамках курса используются следующие методы обучения:

  • лекции,

  • практические занятия: анализ печатной, теле - радиоинформации; сравнительные таблицы, памятки для анализа правовых документов,

  • семинары,

  • дискуссии,

  • деловые игры,

  • решение тестов, задач, проблемных ситуаций.

Данный курс соответствует возрастным особенностям обучающихся и предусматривает индивидуальную работу, работу в группах.

Методы и формы контроля:

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в ходе выполнения обучающимися самостоятельных и практических работ, тематического тестирования. По завершении каждого модуля проводится итоговое диагностическое тестирование.

Критерии оценивания курса:

Для оценивания предпрофильного курса применяется зачетная система. Предпрофильный курс считается пройденным, если обучающийся посетил не менее 80% занятий и выполнил итоговую тестовую работу по завершению каждого модуля не менее 50%. Оценка выполнения итоговой тестовой работы выставляется в соответствии с процентным выполнением заданий:

100-90% - отлично

80-70% - хорошо

60-50% - удовлетворительно

менее 50% - неудовлетворительно

Планируемые результаты обучения

В результате изучения курса обучающийся должен знать и понимать:

  • понятия: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

  • структуру денежной массы;

  • структуру доходов населения страны и способов её определения;

  • зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;

  • основные виды финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;

  • возможные нормы сбережения;

  • способы государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации;

  • различные виды страхования;

  • виды финансовых рисков;

  • способы использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;

  • способы уплаты налогов, принципы устройства пенсионной системы в РФ.

В результате изучения данного курса обучающийся должен уметь использовать в практической деятельности:

  • умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

  • готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности;

  • умения анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;

  • умения осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов.

Структура курса

Курс «Основы финансовой грамотности» в 8 классе состоит из двух модулей:

- Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (10 ч.)

- Модуль 2. Финансы и кредит (7 ч.)

Программа курса состоит из двух модулей:

- Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (10 ч.)

- Модуль 2. Финансы и кредит (7 ч.)

из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением итогового контрольного тестирования.

Разделы

Количество часов

Раздел 1

Управление денежными средствами семьи

4

Раздел 2

Способы повышения семейного благосостояния

3

Раздел 3

Риски в мире денег

3

Раздел 4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

4

Раздел 5

Человек и государство: как они взаимодействуют

3

ИТОГО


17


Содержание курса

Модуль 1. Ресурсосбережение

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (4 ч)

Базовые понятия и знания:

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Способы влияния государства на инфляцию. Структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.. Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи. Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные ежемесячные затраты семьи.

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (3 ч)

Базовые понятия и знания: банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения.

Принципы хранения денег на банковском счёте. Варианты использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи. Необходимость аккумулировать сбережения для будущих затрат. Инвестиции и сбережения. Доходность инвестиционных продуктов. Рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

Учебно-тематический план


Раздел 1. Управление денежными средствами семьи

(4 ч)

Кол. час.

Теорет. занятия

Практ.

занятия

Темы




1.

Деньги: что это такое?

1

1


2.

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи

1

0,5

0,5

3.

Какие бывают источники доходов

1

1


4

От чего зависят личные и семейные доходы

1

0,5

0,5

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (3 ч)




Темы





5

Для чего нужны финансовые организации

2

1

1

6

Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций

1

0,5

0,5

7

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

2

1

1




Раздел 3. Риски в мире денег (3 ч)

Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Страхование: виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски: виды рисков. Способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых рисков.

Модуль 2. Финансы и кредит

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (4 ч)

Банк. Банковская система РФ. Бизнес. Источники финансирования бизнеса. Мировой валютный рынок. Виды банковских операций. Бизнес-план. Финансовые правила ведения бизнеса. Банковский договор. Банковские проценты. Виды банковских услуг.

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (3 ч)

Налоги: прямые и косвенные налоги. Пошлины, сборы. Пенсия. Пенсионная система. Пенсионные фонды. Налоги с физических и юридических лиц Способы уплаты налогов. Общие принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы пенсионных накоплений. Ответственность налогоплательщика.


Учебно-тематический план

Раздел 3. Риски в мире денег (3 ч)

Кол. Час.

Теорет. занятия

Практ.

занятия

Темы




1.

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца

1

0,5

0,5

2.

ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

1

0,5

0,5

3

Какие бывают финансовые риски

1

0,5

0,5

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (4 ч)




Темы





1

Что такое банк и чем он может быть вам полезен

1

0,5

0,5

2

Польза и риски банковских карт

1

0,5

0,5

3


Что такое бизнес

1

0,5

0,5

4

Как создать свое дело

1

0,5

0,5

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (3 ч)




Темы




1

Что такое налоги и зачем их платить

1

0,5

0,5

2

Какие налоги мы платим

1

0,5

0,5

3

Итоговое тестирование

1


1

ИТОГО: 17 часов


Учебно-материальное обеспечение

Для обучающихся

  1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Ма- териалы для учащихся. — М.: Вита-Пресс, 2014.

  2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: Вита-Пресс, 2014.

  3. Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк: учебник для 9 кл. – М.: Вита-Пресс, 2010.

  4. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 9 класса. – М.: Вита-пресс, 2010.

Для учителей

  1. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2014.

  2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: Вита-Пресс, 2014.

  3. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хо- зяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 2014.

  4. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ

  5. www.gov.ru – сайт Правительства РФ

  6. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики

  7. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ

  8. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ

  9. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ

  10. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ

  11. www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ

  12. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»


Материально-технические средства обучения:

- мультимедийное оборудование;

- проектор;

- интерактивная доска


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!