Пояснительная записка
Рабочая программа по «Основам финансовой грамотности» для учащихся 10-11классов составлена для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий школьников на экономическом содержании образования при введении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
Цели и задачи реализации программы «Основы финансовой грамотности»
цели данного курса:
- содействие формированию разумного финансового поведения старшеклассников, их ответственного отношения к личным финансам, повышению финансовой безопасности и эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.
Задачи:
проинформировать школьников об основных финансовых инструментах и услугах, доступных всему населению страны;
показать реальные возможности по повышению личной финансовой защищенности и росту уровня материального благополучия семьи;
способствовать формированию у школьников нового типа мышления, содержащего установки на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям;
научить школьников основам личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющим повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования личных средств и внутренних резервов семейного потребления.
Методы и формы обучения
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
Экскурсии.
Игры.
Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
Работа с источниками экономической информации.
Интерактивные технологии.
Индивидуальная работа.
Принцип отбора материала в соответствии со спецификой аудитории связан с необходимостью выделить те темы, которые будут способствовать формированию финансовой культуры, освоению базовых финансовых понятий и развитию базовых навыков эффективного и ответственного ведения личного бюджета, практических навыков принятия ответственных решений, необходимых для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества, а также для профессиональной ориентации выпускников.
На занятиях необходимо использовать игровые моменты, групповые, индивидуальные, коллективные, исследовательские и проектные формы работы.
Курс «Основы финансовой грамотности» имеет интегрированный характер, что осуществляется межпредметными связями с математикой (решение математических задач с экономическим содержанием), историей (например, история денег и т.д), обществознанием (основы экономики), технологией.
Планируемые результаты обучения
Предметные результаты изучения данного курса – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.
Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.
Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Таким образом, элективный курс способствует самоопределению учащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика.
Место в учебном плане: 0,5 часа в неделю (18часов в год) в 10 классе и 0,5 часа в неделю (17 часов в год) в 11 классе
Содержание программы «Основы финансовой грамотности» 10 класс
Тема 1. Банковские продукты (10ч.)
Банковская система. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. Виды и принципы кредитования. Ипотечное кредитование. Кредитное бюро. Что такое кредитная история заемщика? Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. Виды депозитов и банка.
Тема 2. Расчетно-кассовые операции. (2ч.)
Конвертируемость национальной валюты. Валютные курсы. Выбор банковской карты. Виды банковских карт
Тема З. Страхование: что и как надо страховать. (6ч).
Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Особенности личного страхования Виды страховых продуктов. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору страховщика. О пенсионной грамотности.
Содержание программы 11 класс
Тема 1. Основы налогообложения. (8ч.)
Система налогообложения в РФ. Классификация налогов. Принципы налогообложенияЧто такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.
Тема 2. Личное финансовое планирование. (9 ч)
Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег.Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых проектов.
Итоговый контроль по курсу.
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ | Тема занятия | Дата план | Тип урока | Краткое содержание | Планируемые результаты |
Раздел I. Банковские продукты 10 часов |
1 | Основные понятия кредитования. Виды кредитов. | 4.09 | Открытие новых знаний | Виды кредитов. Ипотечное кредитование. Принципы кредитования | Различать виды кредитования |
2 | Условия кредитов. | 18.09 | Открытие новых знаний | Необходимые документы при оформлении кредита | Научиться анализировать и сравнивать условия по кредиту в различных банках |
3 | Что такое кредитная история заемщика? | 2.10 | Комбинированный урок | Федеральный закон «О кредитных историях». Кредитное бюро, кредитная история | Формирование осознанной необходимости соблюдения платежной дисциплины во избежание личного банкротства, поиска легитимных способов решения возможных проблем совместно с банком |
4-5 | Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. | 16.10 6.11 | Практикум | Виды платежей по кредитам | Уметь рассчитывать размеры выплат по различным видам кредитов |
6-7 | Виды депозитов. | 20.11 4.12 | Открытие новых знаний | Банковские депозиты: виды, особенности и доходность | Приводить примеры виды банковских депозитов |
8 | Условия депозитов. | 18.12 | Комбинированный урок | Способы начисления процентов по депозитам | Вычислять простые и сложные проценты по депозиту |
9 | Выбор банка. Открытие депозита. | 15.01 | Практикум | Критерии надежности банка. Условия открытия вклада | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации |
10 | Экскурсия в банк | 29.01 | Экскурсия | Информация о банке и банковских продуктах | Составить рекламные буклеты о банковских продуктах |
Раздел II. Расчетно-кассовые операции 2 часа |
11 | Валютный курс. | 12.02 | Открытие новых знаний | Конвертируемость национальной валюты. Национальная валюта. Валютные курсы | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации |
12 | Банковские карты. | 26.02 | Открытие новых знаний. | Выбор банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная) | Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами |
Раздел III. Страхование 6 часов |
13 | Виды страхования в России. | 11.03 | Открытие новых знаний | Понятие страхования. Страхователь. Страховка. Страховщик. Договор страхования. Ведущие страховые компании в России | Оценка роли обязательного и добровольного страхования в жизни человека |
14 | Страхование имущества. | 15.04 | Комбинированный урок. | Страхование имущества граждан. | Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя. |
15-16 | Личное страхование. | 29.04 13.05 | Комбинированный урок | Особенности личного страхования | Алгоритм поведения страхователя в условиях наступления страхового случая |
17 | Страховые продукты. | 27.05 | Комбинированный урок | Виды страховых продуктов | Составление таблицы «Страховые продукты с учетом интересов страхователя» |
18 | Выбор страховой компании. | 03.06 | Практикум | Информация о страховой компании и предоставляемых страховых программах | Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов |
| Итого | 18 часов |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
Раздел 1. Основы налогообложения 8 часов |
№ | Тема занятия | Дата план | Тип урока | Краткое содержание | Планируемые результаты |
1 | Налоговый кодекс РФ. | 11.09 | Открытие новых знаний | Изучение налогового законодательства РФ. Структура налоговой системы РФ | Формирование базовых знаний о налоговой системе РФ как инструменте государственной экономической политики |
2-3 | Виды налогов в РФ. | 25.09 9.10 | Открытие новых знаний | Классификация налогов РФ. Принципы налогообложения | Составление схемы «Налоги их виды» |
4-5 | Налоговые льготы в РФ. | 23.10 13.11 | Открытие новых знаний | Назначение налоговых льгот. Порядок и основания предоставления налоговых льгот | Вычисление величины выплат по индивидуальному подоходному налогу |
6 | Обязанность и ответственность налогоплатель-щиков. | 27.11 | Открытие новых знаний | Права и обязанности налогоплательщика, налоговых органов | Осознание ответственности налогоплательщика и важности соблюдения налоговой дисциплины |
7-8 | Налоговый инспектор. | 11.12 25.12 | Деловая игра | Функции налогов. Налоговый вычет. Местные налоги | Расчет налогового вычета по НДФЛ. Расчет НДС |
Раздел 2 . Личное финансовое планирование 9 часов |
9 | Роль денег в нашей жизни. | 22.01 | Открытие новых знаний | Деньги. Финансовое планирование. Номинальные и реальные доходы | Формулирование финансовых целей, предварительная оценка их достижимости |
10 | Семейный бюджет. | 05.02 | Открытие новых знаний | Структура семейного бюджета. Источники семейного дохода | Составление семейного бюджета |
11 | Личный бюджет. | 19.02 | Практикум | Личный бюджет. Дефицит. Профицит. Баланс | Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета |
12 | Личные финансовые цели. | 04.03 | Практикум | Личные финансовые цели, предварительная оценка их достижимости | Разработка стратегии сокращения расходной части личного бюджета и увеличения его доходной части (на конкретных примерах) |
13-14 | Составление личного финансового плана. | 18.03 8.04 | Урок – проект | Личный финансовый план (ЛФП). Этапы построения ЛФП | Личный финансовый план |
15 | Защита своего личного финансового плана | 22.04 | | Представление личного финансового плана | Индивидуальный проект «Личный финансовый план» |
16-17 | Итоговое занятие | 6.05 20.05 | Итоговый урок | Итоговое тестирование. (Приложение 1) Защита исследовательских и творческих проектов | Прохождение теста. Индивидуальный проект |
| Итого | 17 часов |
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники
Гражданский Кодекс РФ
Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012.
Бокарев, А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации / А. А. Бокарев // Финансы. - 2010. - № 9..
Налоговый Кодекс РФ
Прутченков, А. Личная финансовая безопасность. Как ее можно обеспечить: ["шк. финансовая неделя": обучение финансовой грамотности школьников, родителей и педагогов] / А. Прутченков // Народное образование. - 2008. - № 10.
Дополнительная литература
Завьялов, С. С. Повышение финансовой грамотности населения: опыт Главного управления Банка России по Курганской области / С.С. Завьялов // Деньги и кредит. - 2008. - № 9.
Карпунин, М. А. "Свои деньги" - проект по повышению финансовой грамотности населения / М. А. Карпунин // Деньги и кредит. - 2008. - № 2.
А.П. Архипов Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Вита-Пресс, 2010 г.
В.С. Антономов «Введение в экономику». Учебник для 10-11 класса, М.: Вита-пресс, 2014
5. Ю.В. Брехова, Д. Ю. Завьялов, А. П. АлмосовФинансовая грамотность. 10-11 классы. Учебная программа М.: Вита-Пресс, 2016 г.
6.Н.И. Берзон Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10-11классы М.: Вита-Пресс, 2011 г.
А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г.
И.В. Лисиц «Экономика, 1-2 часть. Учебник для 10-11 класса, М.: Вита-пресс, 2014
Н. Розанова Банк: от клиента до президента: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов М.: Вита-Пресс, 2008 г.
В.С. Савенок Как составить личный финансовый план и как его реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г.
Аннотация сайтов
1.Фин-грамота. ру - www.fin-gramota.ru
Сайт Центра повышения финансовой грамотности. Удобный интерфейс позволяет пользователю в зависимости от возраста, пола и интересов выбрать тот раздел сайта, где представлена необходимая информация. Информационное наполнение и тематические разделы сайта помогут желающим повысить уровень своей финансовой культуры.
2.Академия личных финансов - www.homecredit.ru
Сайт Банка Хоум Кредит. Интерес представляет раздел «Академия личных финансов», призванный помочь посетителю сайта сориентироваться в мире банковских продуктов и услуг. В этом разделе можно найти информацию, которая пригодится при выборе банковских продуктов.
3.Мои умные деньги- www.visa.com.ru
Сайт корпорации Visa, создавшей крупнейшую в мире сеть розничных электронных платежей. Посетители сайта найдут здесь рекомендации по планированию бюджета и банковским услугам. Но особый акцент сделан на пластиковых картах – их видах, особенностям их использования, правилам безопасного использования карт.
МЦФО - http://mmcfo.ru
Сайт Молодежного Центра изучения финансовых операций - региональной молодежной общественной организации, созданной для получения молодыми людьми практических навыков работы в области экономики и финансов. На сайте представлена разнообразная информация о фондовом рынке и его инструментах, рекомендации начинающему инвестору, торговые платформы для работы на фондовом рынке через Интернет. Но особый интерес представляет раздел о конкурсах, организуемых МЦФО среди молодых инвесторов – школьниках и студентах.
Школа личных финансов- www.familyfinance.ru
Сайт Галины Остриковой из Воронежа – привлекает своей тематической и информационной насыщенностью. Ориентирован прежде всего на родителей, которым предлагается «побывать» на Уроках Здорового Отношения к Деньгам: Бездефицитное мышление и Как контролировать денежные потоки, Как жить по средствам и Как сберегать деньги… А также много другой полезной информации.
Ученики Скруджа- ycheniki-skrudja.com
Сайт посвящен вопросам финансового просвещения. Тематика разнообразна – от личного финансового плана и семейной бухгалтерии до инвестиций на фондовом рынке и рынке недвижимости. Обширная библиотека книг, статей, аудио-книг и видеофильмов по финансовой грамотности.
Доступно о деньгах - www.moneybasics.ru
Сайт создан при поддержке ДжиИ Мани Банка в продолжение программы корпоративной социальной ответственности, основанной на принципах Ответственного кредитования. И посвящен, в первую очередь, банковским кредитам – потребительским, ипотеке, кредитным картам.
Основы финансовой грамотности – www.finbas.ru
Путеводитель по работе частных лиц с финансовыми организациями - банками, брокерами, ПИФами и ОФБУ. Знакомство с финансовыми инструментами – депозиты, ценные бумаги. Инвестиции на фондовом рынке и в альтернативные финансовые инструменты – памятные монеты и драгметаллы.
Первый финансовый портал Краснодарского края - www.finances26.ru Портал ориентирован в первую очередь на жителей Краснодарского края и призван помочь им в выборе той или иной региональной финансовой компании. Значительное место в материалах портала отведено теме повышения финансовой грамотности населения: кредитование и пенсионные накопления, ипотека и операции с недвижимостью.
Азбука финансов - www.azbukafinansov.ru
Создатели сайта стремились помочь людям разного возраста и достатка приобрести знания и умения, которые помогут им осознанно принимать финансовые решения. Сайт тематически делится на несколько разделов, каждый из которых ориентирован на свою аудиторию: «для Школы» - будет полезен преподавателям и учащимся; «для Дома» - взрослому населению; «для Работы» - предпринимателям и работодателям; «для Организации» - партнерам и потенциальным участникам программы повышения финансовой грамотности.
Финансовая грамотность - myfinance.ane.ru
Сайт создан группой разработчиков Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации с целью повышения финансовой грамотности граждан России. Как принимать финансовые решения? Какой кредит выбрать? Куда вложить свободные средства? Какой вариант ипотеки использовать для приобретения жилья? Как застраховать себя, своих близких и своё имущество? Ответы на эти вопросы найдут посетители сайта.
Методические приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Итоговое тестирование (1 ч.) Тест для контроля знаний и умений
Контроль знаний проводится в форме стандартизованных и ограниченных во времени электронных испытаний.
Вид применяемых контрольно-измерительных материалов - традиционный тесты, который содержит список вопросов и различные варианты ответов.
Тест: выполните задания с выбором ответа (с одним или несколькими правильными ответами) |
Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 30 мин. 2. Вы можете воспользоваться информационно-коммуникационными технологиями. Задания с выбором ответа Вопрос №1. Что такое финансовый план? Варианты ответов: 1) исполнение Ваших желаний; 2) это схема, которая отображает Ваше финансовое положение в определенный момент; 3) предположение о том, что может произойти в будущем. Вопрос№2. Что такое бюджет? Варианты ответов: 1) сумма, которую Вам надо накопить для достижения среднесрочной цели; 2) Ваши ежемесячные расходы; 3) план, показывающий, как тратить, копить и вкладывать деньги, которые Вы зарабатываете. Вопрос №3. Среднесрочная цель – это: Варианты ответов: 1) Вы хотите достичь ее в течение следующего года; 2) Вы хотите достичь ее в течение пяти ближайших лет; 3) для ее достижения Вам может потребоваться от пяти лет и больше. Вопрос №4. Активы - это: Варианты ответов: 1) квартплата; 2) банковские депозиты; 3) банковский кредит. Вопрос №5. Налоговая ставка устанавливается в виде: Варианты ответов: 1) налогового периода; 2) процентов; 3) твердых сумм. Вопрос №6. Налоговая декларация предоставляется в налоговую инспекцию: Варианты ответов: 1) не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом; 2) до 1 марта текущего года; 3) до 15 июня. Вопрос №7. Расчет простого процента. Вы положите 20 000 рублей на сберегательный счет под 10% годовых, то к концу первого года вы заработаете: Варианты ответов: 1) 1000 рублей; 2) 2000 рублей; 3) 4000 рублей. Вопрос №8. Расчет простого процента. Вы положите 20 000 рублей на сберегательный счет под 10% годовых, то к концу второго года вы заработаете: Варианты ответов: 1) 1000 рублей; 2) 2000 рублей; 3) 4000 рублей. Вопрос №9. Простой расчет сложного процента. Вы положите 20 000 рублей на сберегательный счет под 10% годовых, то через два года в банке будет: Варианты ответов: 1) 21000 рублей; 2) 22000рублей; 3) 24200 рублей. Вопрос №10. Накопительная часть пенсии формируется у граждан: Варианты ответов: 1) старше 1955 года рождения; 2) с 1967 года рождения и моложе; 3) с 1980 года рождения. Вопрос №11. Финансовая "подушка безопасности" -: Варианты ответов: 1) обязательный резервный фонд наличности на непредвиденный случай; 2) инвестиции в акции; 3) кредитная банковская карта. Вопрос №12. Недвижимость - это: Варианты ответов: 1) высоколиквидный актив; 2) низколиквидный актив; 3) все ответы правильны. Вопрос №13. Имущественные налоговые вычеты предоставляются при продаже имущества и при приобретении или строительстве имущества : Варианты ответов: 1) при продаже имущества; 2) при приобретении имущества; 3) при строительстве имущества; 4) все ответы правильны. Вопрос №14. Профессиональные налоговые вычеты предоставляются: Варианты ответов: 1)индивидуальным предпринимателям; 2)физическим лицам, получающим доходы от выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам; 3)лицам, получающим вознаграждения по авторским договорам или вознаграждение за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства; 4) все ответы правильны. Вопрос №15. Эффективные способы снижения долгового бремени и коэффициента задолженности: Варианты ответов: 1) снизить расходы; 2) зарабатывать больше денег; 3) занять деньги у друзей. Вопрос №16. По ст. 138 Трудового кодекса РФ размер всех удержаний из зарплаты в счет погашения кредита не должен превышать : Варианты ответов: 1) 30% от нее; 2) 50% от нее; 3) 70% от нее. Вопрос №17. Телебанкинг – это: Варианты ответов: 1)управление счетом при помощи телефона; 2) работа со счетом через персональный компьютер; 3)расчетные операции с помощью Интернета; 4) управление счетом при помощи портативных устройств. Вопрос №18. Профицит бюджета - это: Варианты ответов: 1) убытки; 2) прибыль; 3) расходы. Вопрос №19. Инвестиционные активы имеют цель: Варианты ответов: 1) получение текущего дохода и/или дохода за счет роста стоимости при последующей продаже; 2) поддержание уровня жизни; 3) все ответы правильны. Вопрос №20. Потребительские активы имеют цель: Варианты ответов: 1) получение текущего дохода и/или дохода за счет роста стоимости при последующей продаже; 2) поддержание уровня жизни; 3) все ответы правильны. |
Ключи к тесту
№1 - 2 | №11 - 1 |
№2 - 3 | №12 - 2 |
№3 - 2 | №13 - 4 |
№4 - 2 | №14 – 4 |
№5 – 2,3 | №15 – 1,2 |
№6 - 1 | №16 - 2 |
№7 - 2 | № 17 - 1 |
№8 - 3 | №18 -2 |
№9 - 3 | №19 – 1 |
№10 - 2 | №20-2 |