СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Основы православной культуры" 7 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Основы православной культуры" 7 класс»

Пояснительная записка

Наше время - время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой, - буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия. В этой ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы, поэтому такое заметное внимание во многих странах мира уделяется вопросам образования.

Его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное состояние детей и молодежи. Поэтому оптимальной линией в развитии мирового образования, видимо, должна быть линия сохранения и обогащения национальных культур.

Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.

Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.

Невозможно понять нравственное учение Церкви не познакомившись с историей Ветхого и Нового Завета, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.

Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. И в этом главное разделение между православной культурой как учебной дисциплиной и религией как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией.

 Цели и задачи:

1. Дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях.

2. Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета, развитием главных мировых религий и христианских церквей. Раскрыть несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.

3. Изучить историю Русской Православной Церкви и ее культурную и государственнообразующую роль в жизни России. Способствовать формированию интереса к истории Православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, святыням.

4. Дать знания о Православной Церкви и Православном Храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы. Донести до детей их смысловое и системообразующее значение. Способствовать активному освоению детьми православного искусства.

5. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в раскрытии, и для себя лично, смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства, так бурно распространяющихся сегодня в опустошенных душах потерявших веру людей. Для этого дать детям твердые ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты.

В 7 классе на изучение «Основ православной культуры» выделено 34 часа. Изучение православной христианской религии идет в контексте изучения истории мировых религий и религий в России.




















































Требования к уровню подготовки обучающихся

знать/уметь:

  • термины, перечислять , указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия;

  • сопоставлять и сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношение, общее и существенные различия;

  • объяснять и раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры;

  • называть, характеризовать (термины, события, явления, понятия).









































Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Основные термины и понятия: религия, культ. Мировые религии.

1

2

Развитие буддизма в I-X вв. Этическая и Эстетическая культура буддизма.


1

3

Иудаизм

1

4

Ислам

4

5

Христианство

27


Итого

34

Содержание

Основные термины и понятия: религия, культ. Мировые религии.(1ч)

Основные термины и понятия: религия, культ. Мировые религии.

Развитие буддизма в I-X вв. Этическая и Эстетическая культура буддизма.(1ч)

Развитие буддизма в I-X вв. Этическая и Эстетическая культура буддизма.

Иудаизм.(1ч)

Иудаизм. Основные этапы развития иудаизма в I тысячелетии . Талмуд

Ислам.(4ч)

Ислам. Становление ислама. Характеристика ислама как религиозного учения. Коран. Пять столпов ислама. Обряды. Исламская культура. Шариат. Нравственные нормы.

Христианство(27ч)

Рождение христианства. Апостолы, их чудеса и деяния. Распространение христианства и гонения. Апостол Иаков. Богослужебная культура православия. Богослужение Всенощного бдения. Литургия, её происхождение и центральное значение в православной богослужебной культуре. Богослужебное пение. Значение церковного пения. Миссионерская деятельность святых апостолов. Жизнеописание и учение апостола Павла. Апостол любви – Иоанн Богослов. Жизнеописание Андрея Первозванного. Смерть апостолов. Христианство в первые века. Гонения на христиан. Святой император Константин. Монастырская культура православия. Монастырская культура православия. Вселенские соборы, их решения и роль в истории Церкви. Первый Вселенский собор в Никее (325). Символ веры как краткое и точное изложение главных христианских истин. Происхождение и назначение Символа веры. Учение о Святой Троице. Тайна воплощения Сына Божия. Учение о Вокресении Христовом. Вознесение Христово как одно из важнейших событий нашего искупления. Учение о Святом Духе.Учение о Церкви. Таинства Православной церкви. Отцы Церкви. Василий Великий и Григорий Богослов. Иоанн Златоуст и его нравственное учение. Литургия Иоанна Златоуста. Развитие Православия в Ромейской империи. (Византии) в V-VII вв.Вселенские Соборы. Собор Софии. Православный храм и его устройство. Развитие православия в Ромейской империи (Византиии) В VIII-X вв. Борьба иконоборцев и иконопочитателей православия. Преодоление ереси иконоборчества. Церковная иконография. Икона – окно в духовный мир. Развитие церкви в XI веке. Постепенное отделение Римской Поместной церкви от других Поместных церквей. Окончательный разрыв в 1054 году.



Календарно- тематическое планирование



№п/п

Дата

Тема

Примечание



1



Основные термины и понятия: религия, культ. Мировые религии.


Основные термины и понятия: религия, культ. Мировые религии.


2



Развитие буддизма в I-X вв. Этическая и Эстетическая культура буддизма.


Развитие буддизма в I-X вв. Этическая и Эстетическая культура буддизма.



3



Иудаизм.

Иудаизм. Основные этапы развития иудаизма в I тысячелетии . Талмуд



4



Ислам.

Ислам. Становление ислама.


5



Характеристика ислама как религиозного учения. Коран


6



Пять столпов ислама. Обряды.


7



Исламская культура. Шариат. Нравственные нормы.


8



Христианство

Рождение христианства. Апостолы, их чудеса и деяния.


9



Распространение христианства и гонения.


10



Апостол Иаков. Богослужебная культура православия.


11



Богослужение Всенощного бдения.


12



Литургия, её происхождение и центральное значение в православной богослужебной культуре.


13



Богослужебное пение. Значение церковного пения.


14



Миссионерская деятельность святых апостолов.


15



Жизнеописание и учение апостола Павла.


16



Апостол любви – Иоанн Богослов


17



Жизнеописание Андрея Первозванного. Смерть апостолов.


18



Христианство в первые века. Гонения на христиан.


19



Святой император Константин.


20



Монастырская культура православия.


21



Вселенские соборы, их решения и роль в истории Церкви. Первый Вселенский собор в Никее (325).


22



Символ веры как краткое и точное изложение главных христианских истин. Происхождение и назначение Символа веры.


23



Учение о Святой Троице.


24



Тайна воплощения Сына Божия. Учение о Вокресении Христовом.


25



Вознесение Христово как одно из важнейших событий нашего искупления.



26



Учение о Святом Духе. Учение о Церкви.


27



Таинства Православной церкви.


28



Отцы Церкви. Василий Великий и Григорий Богослов.


29



Иоанн Златоуст и его нравственное учение. Литургия Иоанна Златоуста.


30



Развитие Православия в Ромейской империи. (Византии) в V-VII вв.Вселенские Соборы. Собор Софии. Православный храм и его устройство.


31



Развитие православия в Ромейской империи ( Византиии) В VIII-X вв.

Борьба иконоборцев и иконопочитателей православия. Преодоление ереси иконоборчества.


32



Церковная иконография. Икона – окно в духовный мир.


33



Развитие церкви в XI веке.


34



Постепенное отделение Римской Поместной церкви от других Поместных церквей. Окончательный разрыв в 1054 году.

























Учебно- методическое обеспечение


  1. Основы православной культуры: учебная программа Курск.гос.ун-т–Курск,2016.

  2. Библия.

  3. Барская Н. А. Сюжеты и образы древне русской живописи. -М.,1993.

  4. Бахметьева А.Н. Рассказы по истории Христианской церкви. -М.,1993.

  5. Детская библия.

  6. Образовательная деятельность Русской Православной Церкви: проблемы освоения наследия. Справочник учебно-методической литературы. Новосибирск, 1996.

  7. Пушкарь Б.Н. Священная библейская история в 2-х томах. Чебоксары, 1996 г.

  8. Православный богословский энциклопедический словарь. -М., 1991.

  9. Поснов М.Э. История христианской церкви (до разделения церквей - 1054). -Киев, 2013.

  10. Супрун В.И. Православные святые имена. - Волгоград., 2016.

  11. Тальберг Н.Д. История христианской церкви. -М.,1992.

  12. Успенский М. Богословие иконы православной церкви. - М.,1989.

  13. Сборник программ по Закону Божию. М., Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 2015