Пояснительная записка
Наше время - время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой, - буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия. В этой ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы, поэтому такое заметное внимание во многих странах мира уделяется вопросам образования.
Его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное состояние детей и молодежи. Поэтому оптимальной линией в развитии мирового образования, видимо, должна быть линия сохранения и обогащения национальных культур.
Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.
Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.
Невозможно понять нравственное учение Церкви не познакомившись с историей Ветхого и Нового Завета, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.
Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. И в этом главное разделение между православной культурой как учебной дисциплиной и религией как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией.
Цели и задачи:
1. Дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях.
2. Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета, развитием главных мировых религий и христианских церквей. Раскрыть несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.
3. Изучить историю Русской Православной Церкви и ее культурную и государственнообразующую роль в жизни России. Способствовать формированию интереса к истории Православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, святыням.
4. Дать знания о Православной Церкви и Православном Храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы. Донести до детей их смысловое и системообразующее значение. Способствовать активному освоению детьми православного искусства.
5. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в раскрытии, и для себя лично, смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства, так бурно распространяющихся сегодня в опустошенных душах потерявших веру людей. Для этого дать детям твердые ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты.
В 7 классе на изучение «Основ православной культуры» выделено 34 часа. Изучение православной христианской религии идет в контексте изучения истории мировых религий и религий в России.
Требования к уровню подготовки обучающихся
знать/уметь:
термины, перечислять , указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия;
сопоставлять и сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношение, общее и существенные различия;
объяснять и раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры;
называть, характеризовать (термины, события, явления, понятия).
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 | Основные термины и понятия: религия, культ. Мировые религии. | 1 |
2 | Развитие буддизма в I-X вв. Этическая и Эстетическая культура буддизма. | 1 |
3 | Иудаизм | 1 |
4 | Ислам | 4 |
5 | Христианство | 27 |
| Итого | 34 |
Содержание
Основные термины и понятия: религия, культ. Мировые религии.(1ч)
Основные термины и понятия: религия, культ. Мировые религии.
Развитие буддизма в I-X вв. Этическая и Эстетическая культура буддизма.(1ч)
Развитие буддизма в I-X вв. Этическая и Эстетическая культура буддизма.
Иудаизм.(1ч)
Иудаизм. Основные этапы развития иудаизма в I тысячелетии . Талмуд
Ислам.(4ч)
Ислам. Становление ислама. Характеристика ислама как религиозного учения. Коран. Пять столпов ислама. Обряды. Исламская культура. Шариат. Нравственные нормы.
Христианство(27ч)
Рождение христианства. Апостолы, их чудеса и деяния. Распространение христианства и гонения. Апостол Иаков. Богослужебная культура православия. Богослужение Всенощного бдения. Литургия, её происхождение и центральное значение в православной богослужебной культуре. Богослужебное пение. Значение церковного пения. Миссионерская деятельность святых апостолов. Жизнеописание и учение апостола Павла. Апостол любви – Иоанн Богослов. Жизнеописание Андрея Первозванного. Смерть апостолов. Христианство в первые века. Гонения на христиан. Святой император Константин. Монастырская культура православия. Монастырская культура православия. Вселенские соборы, их решения и роль в истории Церкви. Первый Вселенский собор в Никее (325). Символ веры как краткое и точное изложение главных христианских истин. Происхождение и назначение Символа веры. Учение о Святой Троице. Тайна воплощения Сына Божия. Учение о Вокресении Христовом. Вознесение Христово как одно из важнейших событий нашего искупления. Учение о Святом Духе.Учение о Церкви. Таинства Православной церкви. Отцы Церкви. Василий Великий и Григорий Богослов. Иоанн Златоуст и его нравственное учение. Литургия Иоанна Златоуста. Развитие Православия в Ромейской империи. (Византии) в V-VII вв.Вселенские Соборы. Собор Софии. Православный храм и его устройство. Развитие православия в Ромейской империи (Византиии) В VIII-X вв. Борьба иконоборцев и иконопочитателей православия. Преодоление ереси иконоборчества. Церковная иконография. Икона – окно в духовный мир. Развитие церкви в XI веке. Постепенное отделение Римской Поместной церкви от других Поместных церквей. Окончательный разрыв в 1054 году.
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема | Примечание |
| |
1 | | | Основные термины и понятия: религия, культ. Мировые религии. Основные термины и понятия: религия, культ. Мировые религии. | |
2 | | | Развитие буддизма в I-X вв. Этическая и Эстетическая культура буддизма. Развитие буддизма в I-X вв. Этическая и Эстетическая культура буддизма. | |
3 | | | Иудаизм. Иудаизм. Основные этапы развития иудаизма в I тысячелетии . Талмуд | |
4 | | | Ислам. Ислам. Становление ислама. | |
5 | | | Характеристика ислама как религиозного учения. Коран | |
6 | | | Пять столпов ислама. Обряды. | |
7 | | | Исламская культура. Шариат. Нравственные нормы. | |
8 | | | Христианство Рождение христианства. Апостолы, их чудеса и деяния. | |
9 | | | Распространение христианства и гонения. | |
10 | | | Апостол Иаков. Богослужебная культура православия. | |
11 | | | Богослужение Всенощного бдения. | |
12 | | | Литургия, её происхождение и центральное значение в православной богослужебной культуре. | |
13 | | | Богослужебное пение. Значение церковного пения. | |
14 | | | Миссионерская деятельность святых апостолов. | |
15 | | | Жизнеописание и учение апостола Павла. | |
16 | | | Апостол любви – Иоанн Богослов | |
17 | | | Жизнеописание Андрея Первозванного. Смерть апостолов. | |
18 | | | Христианство в первые века. Гонения на христиан. | |
19 | | | Святой император Константин. | |
20 | | | Монастырская культура православия. | |
21 | | | Вселенские соборы, их решения и роль в истории Церкви. Первый Вселенский собор в Никее (325). | |
22 | | | Символ веры как краткое и точное изложение главных христианских истин. Происхождение и назначение Символа веры. | |
23 | | | Учение о Святой Троице. | |
24 | | | Тайна воплощения Сына Божия. Учение о Вокресении Христовом. | |
25 | | | Вознесение Христово как одно из важнейших событий нашего искупления. | |
26 | | | Учение о Святом Духе. Учение о Церкви. | |
27 | | | Таинства Православной церкви. | |
28 | | | Отцы Церкви. Василий Великий и Григорий Богослов. | |
29 | | | Иоанн Златоуст и его нравственное учение. Литургия Иоанна Златоуста. | |
30 | | | Развитие Православия в Ромейской империи. (Византии) в V-VII вв.Вселенские Соборы. Собор Софии. Православный храм и его устройство. | |
31 | | | Развитие православия в Ромейской империи ( Византиии) В VIII-X вв. Борьба иконоборцев и иконопочитателей православия. Преодоление ереси иконоборчества. | |
32 | | | Церковная иконография. Икона – окно в духовный мир. | |
33 | | | Развитие церкви в XI веке. | |
34 | | | Постепенное отделение Римской Поместной церкви от других Поместных церквей. Окончательный разрыв в 1054 году. | |
Учебно- методическое обеспечение
Основы православной культуры: учебная программа Курск.гос.ун-т–Курск,2016.
Библия.
Барская Н. А. Сюжеты и образы древне русской живописи. -М.,1993.
Бахметьева А.Н. Рассказы по истории Христианской церкви. -М.,1993.
Детская библия.
Образовательная деятельность Русской Православной Церкви: проблемы освоения наследия. Справочник учебно-методической литературы. Новосибирск, 1996.
Пушкарь Б.Н. Священная библейская история в 2-х томах. Чебоксары, 1996 г.
Православный богословский энциклопедический словарь. -М., 1991.
Поснов М.Э. История христианской церкви (до разделения церквей - 1054). -Киев, 2013.
Супрун В.И. Православные святые имена. - Волгоград., 2016.
Тальберг Н.Д. История христианской церкви. -М.,1992.
Успенский М. Богословие иконы православной церкви. - М.,1989.
Сборник программ по Закону Божию. М., Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 2015