Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Уфимская коррекционная школа-интернат № 63 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
| | «Утверждено» Директор __________ /З.А. Аглиуллина/ «___»_________2020г. |
Рабочая программа
по предмету: «Социально-бытовая ориентировка»
предметная область: «Технология»
класс 7
срок освоения программы: 2020-2021 учебный год
Разработал: учитель Галиуллина Г.М.
Уфа – 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Предметные результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета « Социально – бытовая ориентировка» для 5-11 классов составлена на основе учебного плана утвержденного приказом МО РФ от 10.04.02 №29/2065-п
Преподавание Социально- бытовая ориентировка ведётся по программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида , под редакцией Воронковой В.В. М: ВЛАДОС 2001г. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.
По школьному учебному плану на уроки по СБО отводится 2 ч. в неделю, 68 часов в год в 7 классах
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.
В системе предметов «Социально- бытовая ориентировка » входит в обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную и социокультурную цели:
Специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития.
формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и условие их социально-психологической адаптации;
развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с нарушением слуха;
освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;
развитие умений, необходимых детям с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;
повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
Для достижения поставленных целей изучения Социально бытовая ориентировка необходимо формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач:
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.
Учащиеся должны знать:
правила личной гигиены девушки и юноши, виды косметических салфеток, правила ухода за кожей лица и волосами;
особенности стирки цветного и белого белья, правила пользования моющими средствами, устройство стиральной машины и правила пользования ею, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды и стирке вручную и с помощью стиральной машины санитарно-гигиенические требования – последовательность и особенности глажения одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей, назначение прачечной, виды услуг, способы сдачи вещей в прачечную, правила пользования прачечной самообслуживания;
виды питания, их особенности, значение первых, вторых блюд, правила безопасности при использовании механических и электробытовых приборов при приготовлении пищи;
правила ухода за младшими детьми, различные тихие и подвижные игры, сказки, песенки;
правила поведения при встрече и расставании, правила поведения в гостях, правила поведения при вручении и приеме подарков;
последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения, способы и периодичность ухода за окнами, виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон, способы утепления окон, правила ухода за мебелью в зависимости от ее покрытия;
функции железнодорожного транспорта, тип пассажирского вагона, примерную стоимость билета в зависимости от типа вагона и дальности расстояния, виды справочных служб, камер хранения, сроки и стоимость хранения багажа, о сроках и месте возврата приобретенного билета;
назначение универмага и универсама, различия между ними, за какими товарами лучше обратиться в универмаг, чем в универсам, стоимость мебели, ковра, холодильника, телевизора и др. подобных товаров;
перечень предметов, посылаемых бандеролью в посылке, максимальный вес почтовых отправлений, виды и способы упаковок, виды почтовых отправлений;
меры по предупреждению переломов, виды доврачебной помощи, правила обработки раны и наложения повязки, меры предупреждения осложнений после микротравмы, правила оказания первой помощи при ушибах, растяжениях и вывихах;
местонахождение ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия, название цехов, отделов, рабочих специальностей, виды выпускаемой продукции.
Учащиеся должны уметь:
определить тип кожи и волос, подбирать мыло и шампунь, средства от перхоти и выпадения волос, правильно ухаживать за лицом и волосами;
ремонтировать разорванные места одежды: разными видами штопки, накладыванием заплат, стирать белое белье вручную и с помощью стиральной машины, гладить одежду и белье;
пользоваться механическими и электробытовыми приборами: мясорубкой, теркой, сбивалкой (миксером) и др., приготовить первое и второе блюдо по рецепту из доступных по цене продуктов, составить меню завтрака, обеда, ужина на день;
ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры, помогать младшим при уборке игрушек, рассказывать им сказки, петь с ними детские песенки;
культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры, вручать и принимать подарки;
убирать жилые помещения, мыть зеркала и стекла, утеплять окна, ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства;
ориентироваться в расписании, приобретать билеты в ж/д кассе, ознакомиться с правилами пользования железнодорожным транспортом, выполнять правила безопасности во время поездки в железнодорожном транспорте;
обращаться за справкой в справочное бюро вокзала или в центральную ж/д справочную по телефону;
найти нужные товары в отделах универмага или универсама, приобретать товары с учетом необходимости в потребности их и финансовым возможностям;
заполнить бланк на отправку бандероли, посылки, составить опись посылаемых предметов, упаковать бандероль, посылку в твердой упаковке, определить стоимость почтовых отправлений;
использовать лекарственные растения при оказании первой помощи, готовить настои, отвары из лекарственных растений, обрабатывать раны, накладывать повязки;
обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятия.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Социально – бытовая ориентировка»
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения по предмету СБО, готовность их применения.
Определяется два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; умение приготовить несложные виды блюд под руководством учителя; представление о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовление пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; знание отдельных видов одежды и обуви и некоторых правил ухода за ними; знание правил личной гигиены, умение их выполнять под руководством взрослого; знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; знание названий торговых организаций, их видов и назначения; умения совершать покупки различных видов товара под руководством взрослого; представление о статьях семейного бюджета; представление о различных видах средств связи. | умения самостоятельно совершать покупки различных видов товара; умения ежедневного соблюдения правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.; умения соблюдать правила поведения в доме и общественных местах; усвоение морально-этических норм поведения; навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.); умение обращаться в различные медицинские учреждения, вызывать врача на дом, покупать лекарства и т.д.; умение пользоваться различными средствами связи, в том числе и Интернет- средствами; знание основных статей семейного бюджета, умение вести его расчет; составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в различные организации социального назначения. |
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Социально - бытовая ориентировка»
№ | I триместр | |
1 | Личная гигиена | 2 |
2 | Одежда и обувь | 8 |
3 | Питание | 10 |
4 | Семья | 4 |
| II триместр | |
5 | Культура поведения | 4 |
6 | Жилище | 8 |
7 | Транспорт | 6 |
8 | Торговля | 4 |
| III триместр | |
9 | Бюджет семьи | 4 |
10 | Учреждение и организация | 3 |
11 | Промышленные предприятия, совхозы, колхозы и другие предприятия народного хозяйства | 4 |
12 | Средства связи | 4 |
13 | Медицинская помощь | 7 |
| Всего | 68 часов |
Личная гигиена
Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела.
Одежда и обувь
Значение продления срока служения одежды. Виды штопок, наложение заплат. Использование бытовой техники при стирке белья из хлопчатобумажных тканей, стирка изделий из шелка вручную. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной. Экскурсия в школьную прачечную.
Питание
Виды питания. Значение первых блюд. Значение вторых блюд. Приготовление овощных блюд и блюд из рыбных продуктов. Приготовление блюд из мясных продуктов. Чтение рецептов и подбор продуктов. Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи. Знакомство с инструкцией устройства и правилами пользования механическими и электробытовыми приборами. Соблюдение правил безопасности при работе режущими инструментами, приспособлениями, электроприборами. Приготовление щей из свежей капусты. Приготовление киселя, компота. Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю.
Семья
Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми – умывание, одевание, обувание, причесывание. Помощь родителям и воспитателям в соблюдении чистоты и порядка в школе-интернате и дома. Разучивание и проведение с младшими школьниками тихих и подвижных игр.
Культура поведения
Правила приема приглашения в гости и формы отказа. Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа), подарки. Изготовление несложных сувениров. Сюжетная игра «В гости к…».
Жилище
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры и дома к зиме, лету. Санитарная обработка помещения в случае необходимости. Уход за полом в зависимости от покрытия (лак, мастика, масляная краска, линолеум, ковер), средства ухода за полом.
Транспорт
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретения железнодорожных билетов. Экскурсия на железнодорожный вокзал. Виды камеры хранения багажа. Порядок сдачи и его получения.
Торговля
Универмаги и универсамы, их назначение. Сельмаг и сельпо. Их назначение. Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения: выбор товара, рассматривание, выяснение назначения, принципа действия; примерка одежды, обуви, головного убора; оплата в кассе, получение чека, сдачи. Хранение чека или его копии. Отделы, распродажа товаров по сниженным ценам, прием товаров у населения. Экскурсия в универсам – самостоятельное нахождение указанного отдела для покупки указанного товара и по собственному желанию.
Бюджет семьи
Источники дохода. Заработная плата членов семьи, пенсия. Составление доверенности на получение заработной платы.
Учреждения и организации
Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их значение для жителей города и села. Экскурсия на ближайшее промышленное или сельскохозяйственное предприятие для ознакомления с их деятельностью и основными профессиями.
Средства связи
Виды бандеролей (простая, заказная, ценная, с уведомлением). Порядок их отправления. Упаковка. Стоимость пересылки. Посылки. Виды упаковок. Правила отправления. Стоимость отправления. Посылки, бандероли, отправляемые наложенным платежом. Экскурсия на почту. Упаковка бандероли, посылки. Определение стоимости отправки простых и ценных посылок.
Медицинская помощь
Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при микротравмах (глубокий порез, ссадины, ушибы, укусы насекомых и др.). Лекарственные растения в домашней аптечке. Первая медицинская помощь при травмах: вывих, перелом, наложение повязки на раны. Меры по предупреждению переломов. Экскурсия в травмпункт, наблюдение за накладыванием гипса при переломах.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во ч. |
| I триместр |
| Личная гигиена | 2 часа |
1 | Правила личной гигиены в течение дня | 1 |
2 | Личная гигиена подростка (мальчика и девочки) | 1 |
| Одежда и обувь | 8 часов |
3 | Ремонт одежды – наложение заплаты | 1 |
4 | Ремонт одежды – штопка разорванного места | 1 |
5 | Ручная стирка белой хлопчатобумажной ткани | 1 |
6 | Стирка белья с помощью стиральной машины | 1 |
7 | Глажение прямого белья | 1 |
8 | Глажение рубашки, блузки | 1 |
9 | Виды услуг химчистки. Правила обращения. | 1 |
10 | Обобщение пройденного материала | 1 |
| Питание | 10 часов |
11 | Санитарно – гигиенические требования и правила безопасной работы на кухне при приготовлении пищи (повторение) | 1 |
12 | Сервировка стола к обеду | 1 |
13 | Приготовление закуски | 1 |
14 | Приготовление первых блюд | 2 |
15 | Приготовление вторых блюд | 2 |
16 | Приготовление третьих блюд | 2 |
17 | Обобщение пройденного материала. Проверочная работа | 1 |
| Семья | 4 часа |
18 | Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми – умывание, одевание, обувание, причесывание. | 1 |
19 | Помощь родителям и воспитателям в соблюдении чистоты и порядка в школе-интернате и дома. | 1 |
20 | Паспорт. Виды паспортов. | 1 |
21 | Получение паспорта. | 1 |
| II триместр | |
| Культура поведения | 4 часа |
22 | Правила приема приглашения в гости и формы отказа. | 1 |
23 | Подготовка к поездке в гости: внешний вид (тематическая одежда, обувь, украшения, прическа), подарки. | 1 |
24 | Выбор подарка. Правила вручения подарка. | 1 |
25 | Сюжетная игра «На день рождения к другу». | 1 |
| Жилище | 8 часов |
26 | Регулярная уборка помещения – ежедневная, еженедельная. | 1 |
27 | Сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры и дома к зиме, лету. | 1 |
28 | Санитарная обработка помещения в случае необходимости. (разбили градусник, разлили бытовую химию, пролили кофе) | 1 |
29 | Способы и периодичность ухода за окнами, за зеркалами. Помывка окон. Виды моющих средств. | 1 |
30 | Уход за полом в зависимости от покрытия (лак, мастика, масляная краска, линолеум, ковер), средства ухода за полом. | 1 |
31 | Виды мебели: мягкая, корпусная, столы, стулья. Виды покрытия мебели. | 1 |
32 | Способы ухода за мебелью. Средства и приспособления по уходу. | 1 |
33 | Обобщение пройденного материала. Тест. | 1 |
| Транспорт | 6 часов |
34 | Междугородний железнодорожный транспорт. | 1 |
35 | Вокзалы. Их назначение и основные службы. | 1 |
36 | Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. | 1 |
37 | Виды пассажирских вагонов, типы поездов. | 1 |
38 | Виды камеры хранения багажа. Порядок сдачи и его получения. | 1 |
39 | Обобщение пройденного материала. Тест. | 1 |
| Торговля | 4 часа |
40 | Универмаги и универсамы, их назначение. | 1 |
41 | Сельмаг. Их назначение. | 1 |
42 | Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров. | 1 |
43 | Порядок приобретения: выбор товара, рассматривание. | 1 |
| III триместр | |
| Бюджет семьи | 4 часа |
44 | Бюджет семьи. | 1 |
45 | Источники дохода. | 1 |
46 | Заработная плата членов семьи, пенсии. | 1 |
47 | Составление доверенности на получение заработной платы. | 1 |
| Учреждения и организации | 3 часа |
48 | Детские ясли, сад, школа. | 1 |
49 | Центры досуговой деятельности. | 1 |
50 | Спортивные школы. | 1 |
| Промышленные предприятия, совхозы, колхозы и другие предприятия народного хозяйства | 4 часа |
51 | Виды промышленных предприятий | 1 |
52 | Виды цехов и отделов, имеющихся на предприятии. | 1 |
53 | Виды выпускаемой продукции | 1 |
54 | Названия рабочих специальностей | 1 |
| Средства связи | 4 часов |
55 | Виды бандеролей (простая, заказная, ценная, с уведомлением). Порядок их отправления. | 1 |
56 | Посылки. Виды упаковок. Правила отправления. Стоимость отправления. | 1 |
57 | Посылки, бандероли, отправляемые наложенным платежом. | 1 |
58 | Практическая работа. Заполнение бланков на отправку бандероли, посылки. Упаковка бандероли, посылки. | 1 |
| Медицинская помощь | 7 часов |
59 | Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при микротравмах . | 1 |
60 | Лекарственные растения в домашней аптечке. | 1 |
61 | Первая медицинская помощь при травмах. | 1 |
| Как изменить температуру тела | 1 |
63 | Правила дорожного движения | 1 |
64 | Обобщение пройденных тем. Тест. | 1 |
65 | Подведение итогов учебного года. | 1 |
| Итого | 68 |
«Рассмотрено» на заседании ШМО технологии Руководитель МО______/Ханафина А.Ф./ «___»_________2020г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________ / Богданова Л.В./ «___»___________2020г. |