СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Основы социальной жизни" 7 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа по предмету "Основы социальной жизни" составлена для коррекционных школ VIII вида

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Основы социальной жизни" 7 класс»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Уфимская коррекционная школа-интернат № 63 для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья





«Утверждено»

Директор

__________ /З.А. Аглиуллина/ «___»_________2020г.







Рабочая программа


по предмету: «Социально-бытовая ориентировка»

предметная область: «Технология»

класс 7

срок освоения программы: 2020-2021 учебный год















Разработал: учитель Галиуллина Г.М.









Уфа – 2020

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

  2. Предметные результаты освоения учебного предмета

  3. Содержание учебного предмета

  4. Тематическое планирование












































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета « Социально – бытовая ориентировка» для 5-11 классов составлена на основе учебного плана утвержденного приказом МО РФ от 10.04.02 №29/2065-п

Преподавание Социально- бытовая ориентировка ведётся по программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида , под редакцией Воронковой В.В.  М: ВЛАДОС 2001г.  Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.

По школьному учебному плану на уроки по СБО отводится 2 ч. в неделю, 68 часов в год в 7 классах

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.

В системе предметов «Социально- бытовая ориентировка » входит в обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную и социокультурную цели:

Специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития.

  • формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и условие их социально-психологической адаптации;

  • развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с нарушением слуха;

  • освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;

  • развитие умений, необходимых детям с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;

  • повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.


Для достижения поставленных целей изучения Социально бытовая ориентировка необходимо формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач:


Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.


Учащиеся должны знать:

правила личной гигиены девушки и юноши, виды косметических салфеток, правила ухода за кожей лица и волосами;

  • особенности стирки цветного и белого белья, правила пользования моющими средствами, устройство стиральной машины и правила пользования ею, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды и стирке вручную и с помощью стиральной машины санитарно-гигиенические требования – последовательность и особенности глажения одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей, назначение прачечной, виды услуг, способы сдачи вещей в прачечную, правила пользования прачечной самообслуживания;

  • виды питания, их особенности, значение первых, вторых блюд, правила безопасности при использовании механических и электробытовых приборов при приготовлении пищи;

  • правила ухода за младшими детьми, различные тихие и подвижные игры, сказки, песенки;

  • правила поведения при встрече и расставании, правила поведения в гостях, правила поведения при вручении и приеме подарков;

  • последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения, способы и периодичность ухода за окнами, виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон, способы утепления окон, правила ухода за мебелью в зависимости от ее покрытия;

  • функции железнодорожного транспорта, тип пассажирского вагона, примерную стоимость билета в зависимости от типа вагона и дальности расстояния, виды справочных служб, камер хранения, сроки и стоимость хранения багажа, о сроках и месте возврата приобретенного билета;

  • назначение универмага и универсама, различия между ними, за какими товарами лучше обратиться в универмаг, чем в универсам, стоимость мебели, ковра, холодильника, телевизора и др. подобных товаров;

  • перечень предметов, посылаемых бандеролью в посылке, максимальный вес почтовых отправлений, виды и способы упаковок, виды почтовых отправлений;

  • меры по предупреждению переломов, виды доврачебной помощи, правила обработки раны и наложения повязки, меры предупреждения осложнений после микротравмы, правила оказания первой помощи при ушибах, растяжениях и вывихах;

  • местонахождение ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия, название цехов, отделов, рабочих специальностей, виды выпускаемой продукции.

Учащиеся должны уметь:

  • определить тип кожи и волос, подбирать мыло и шампунь, средства от перхоти и выпадения волос, правильно ухаживать за лицом и волосами;

  • ремонтировать разорванные места одежды: разными видами штопки, накладыванием заплат, стирать белое белье вручную и с помощью стиральной машины, гладить одежду и белье;

  • пользоваться механическими и электробытовыми приборами: мясорубкой, теркой, сбивалкой (миксером) и др., приготовить первое и второе блюдо по рецепту из доступных по цене продуктов, составить меню завтрака, обеда, ужина на день;

  • ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры, помогать младшим при уборке игрушек, рассказывать им сказки, петь с ними детские песенки;

  • культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры, вручать и принимать подарки;

  • убирать жилые помещения, мыть зеркала и стекла, утеплять окна, ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства;

  • ориентироваться в расписании, приобретать билеты в ж/д кассе, ознакомиться с правилами пользования железнодорожным транспортом, выполнять правила безопасности во время поездки в железнодорожном транспорте;

  • обращаться за справкой в справочное бюро вокзала или в центральную ж/д справочную по телефону;

  • найти нужные товары в отделах универмага или универсама, приобретать товары с учетом необходимости в потребности их и финансовым возможностям;

  • заполнить бланк на отправку бандероли, посылки, составить опись посылаемых предметов, упаковать бандероль, посылку в твердой упаковке, определить стоимость почтовых отправлений;

  • использовать лекарственные растения при оказании первой помощи, готовить настои, отвары из лекарственных растений, обрабатывать раны, накладывать повязки;

  • обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятия.



  1. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Социально – бытовая ориентировка»


Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения по предмету СБО, готовность их применения.

Определяется два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.


Минимальный уровень

Достаточный уровень

  • представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам;

  • понимание их значения для здорового образа жизни человека;

  • умение приготовить несложные виды блюд под руководством учителя;

  • представление о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовление пищи;

  • соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; знание отдельных видов одежды и обуви и некоторых правил ухода за ними;

  • знание правил личной гигиены, умение их выполнять под руководством взрослого;

  • знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения;

  • знание названий торговых организаций, их видов и назначения; умения совершать покупки различных видов товара под руководством взрослого;

  • представление о статьях семейного бюджета;

  • представление о различных видах средств связи.

  • умения самостоятельно совершать покупки различных видов товара;

  • умения ежедневного соблюдения правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;

  • умения соблюдать правила поведения в доме и общественных местах;

  • усвоение морально-этических норм поведения; навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.);

  • умение обращаться в различные медицинские учреждения, вызывать врача на дом, покупать лекарства и т.д.;

  • умение пользоваться различными средствами связи, в том числе и Интернет- средствами;

  • знание основных статей семейного бюджета, умение вести его расчет;

  • составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в различные организации социального назначения.



3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Социально - бытовая ориентировка»

I триместр


1

Личная гигиена

2

2

Одежда и обувь

8

3

Питание

10

4

Семья

4


II триместр


5

Культура поведения

4

6

Жилище

8

7

Транспорт

6

8

Торговля

4


III триместр


9

Бюджет семьи

4

10

Учреждение и организация

3

11

Промышленные предприятия, совхозы, колхозы и другие предприятия народного хозяйства

4

12

Средства связи

4

13

Медицинская помощь

7


Всего

68 часов










Личная гигиена

Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела.

Одежда и обувь

Значение продления срока служения одежды. Виды штопок, наложение заплат. Использование бытовой техники при стирке белья из хлопчатобумажных тканей, стирка изделий из шелка вручную. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной. Экскурсия в школьную прачечную.

Питание

Виды питания. Значение первых блюд. Значение вторых блюд. Приготовление овощных блюд и блюд из рыбных продуктов. Приготовление блюд из мясных продуктов. Чтение рецептов и подбор продуктов. Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи. Знакомство с инструкцией устройства и правилами пользования механическими и электробытовыми приборами. Соблюдение правил безопасности при работе режущими инструментами, приспособлениями, электроприборами. Приготовление щей из свежей капусты. Приготовление киселя, компота. Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю.

Семья

Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми – умывание, одевание, обувание, причесывание. Помощь родителям и воспитателям в соблюдении чистоты и порядка в школе-интернате и дома. Разучивание и проведение с младшими школьниками тихих и подвижных игр.

Культура поведения

Правила приема приглашения в гости и формы отказа. Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа), подарки. Изготовление несложных сувениров. Сюжетная игра «В гости к…».

Жилище

Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры и дома к зиме, лету. Санитарная обработка помещения в случае необходимости. Уход за полом в зависимости от покрытия (лак, мастика, масляная краска, линолеум, ковер), средства ухода за полом.

Транспорт

Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретения железнодорожных билетов. Экскурсия на железнодорожный вокзал. Виды камеры хранения багажа. Порядок сдачи и его получения.

Торговля

Универмаги и универсамы, их назначение. Сельмаг и сельпо. Их назначение. Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения: выбор товара, рассматривание, выяснение назначения, принципа действия; примерка одежды, обуви, головного убора; оплата в кассе, получение чека, сдачи. Хранение чека или его копии. Отделы, распродажа товаров по сниженным ценам, прием товаров у населения. Экскурсия в универсам – самостоятельное нахождение указанного отдела для покупки указанного товара и по собственному желанию.

Бюджет семьи

Источники дохода. Заработная плата членов семьи, пенсия. Составление доверенности на получение заработной платы.

Учреждения и организации

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их значение для жителей города и села. Экскурсия на ближайшее промышленное или сельскохозяйственное предприятие для ознакомления с их деятельностью и основными профессиями.

Средства связи

Виды бандеролей (простая, заказная, ценная, с уведомлением). Порядок их отправления. Упаковка. Стоимость пересылки. Посылки. Виды упаковок. Правила отправления. Стоимость отправления. Посылки, бандероли, отправляемые наложенным платежом. Экскурсия на почту. Упаковка бандероли, посылки. Определение стоимости отправки простых и ценных посылок.

Медицинская помощь

Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при микротравмах (глубокий порез, ссадины, ушибы, укусы насекомых и др.). Лекарственные растения в домашней аптечке. Первая медицинская помощь при травмах: вывих, перелом, наложение повязки на раны. Меры по предупреждению переломов. Экскурсия в травмпункт, наблюдение за накладыванием гипса при переломах.


4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема урока

Кол-во ч.


I триместр


Личная гигиена

2 часа

1

Правила личной гигиены в течение дня

1

2

Личная гигиена подростка (мальчика и девочки)

1


Одежда и обувь

8 часов

3

Ремонт одежды – наложение заплаты

1

4

Ремонт одежды – штопка разорванного места

1

5

Ручная стирка белой хлопчатобумажной ткани

1

6

Стирка белья с помощью стиральной машины

1

7

Глажение прямого белья

1

8

Глажение рубашки, блузки

1

9

Виды услуг химчистки. Правила обращения.

1

10

Обобщение пройденного материала

1


Питание

10 часов

11

Санитарно – гигиенические требования и правила безопасной работы на кухне при приготовлении пищи (повторение)

1

12

Сервировка стола к обеду

1

13

Приготовление закуски

1

14

Приготовление первых блюд

2

15

Приготовление вторых блюд

2

16

Приготовление третьих блюд

2

17

Обобщение пройденного материала. Проверочная работа

1


Семья

4 часа

18

Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми – умывание, одевание, обувание, причесывание.

1

19

Помощь родителям и воспитателям в соблюдении чистоты и порядка в школе-интернате и дома.

1

20

Паспорт. Виды паспортов.

1

21

Получение паспорта.

1


II триместр



Культура поведения

4 часа

22

Правила приема приглашения в гости и формы отказа.

1

23

Подготовка к поездке в гости: внешний вид (тематическая одежда, обувь, украшения, прическа), подарки.

1

24

Выбор подарка. Правила вручения подарка.

1

25

Сюжетная игра «На день рождения к другу».

1


Жилище

8 часов

26

Регулярная уборка помещения – ежедневная, еженедельная.

1

27

Сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры и дома к зиме, лету.

1

28

Санитарная обработка помещения в случае необходимости. (разбили градусник, разлили бытовую химию, пролили кофе)

1

29

Способы и периодичность ухода за окнами, за зеркалами. Помывка окон. Виды моющих средств.

1

30

Уход за полом в зависимости от покрытия (лак, мастика, масляная краска, линолеум, ковер), средства ухода за полом.

1

31

Виды мебели: мягкая, корпусная, столы, стулья. Виды покрытия мебели.

1

32

Способы ухода за мебелью. Средства и приспособления по уходу.

1

33

Обобщение пройденного материала. Тест.

1


Транспорт

6 часов

34

Междугородний железнодорожный транспорт.

1

35

Вокзалы. Их назначение и основные службы.

1

36

Справочная служба вокзалов. Расписание поездов.

1

37

Виды пассажирских вагонов, типы поездов.

1

38

Виды камеры хранения багажа. Порядок сдачи и его получения.

1

39

Обобщение пройденного материала. Тест.

1


Торговля

4 часа

40

Универмаги и универсамы, их назначение.

1

41

Сельмаг. Их назначение.

1

42

Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров.

1

43

Порядок приобретения: выбор товара, рассматривание.

1


III триместр



Бюджет семьи

4 часа

44

Бюджет семьи.

1

45

Источники дохода.

1

46

Заработная плата членов семьи, пенсии.

1

47

Составление доверенности на получение заработной платы.

1


Учреждения и организации

3 часа

48

Детские ясли, сад, школа.

1

49

Центры досуговой деятельности.

1

50

Спортивные школы.

1


Промышленные предприятия, совхозы, колхозы и другие предприятия народного хозяйства

4 часа

51

Виды промышленных предприятий

1

52

Виды цехов и отделов, имеющихся на предприятии.

1

53

Виды выпускаемой продукции

1

54

Названия рабочих специальностей

1


Средства связи

4 часов

55

Виды бандеролей (простая, заказная, ценная, с уведомлением). Порядок их отправления.

1

56

Посылки. Виды упаковок. Правила отправления. Стоимость отправления.

1

57

Посылки, бандероли, отправляемые наложенным платежом.

1

58

Практическая работа. Заполнение бланков на отправку бандероли, посылки. Упаковка бандероли, посылки.

1


Медицинская помощь

7 часов

59

Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при микротравмах .

1

60

Лекарственные растения в домашней аптечке.

1

61

Первая медицинская помощь при травмах.

1


Как изменить температуру тела

1

63

Правила дорожного движения

1

64

Обобщение пройденных тем. Тест.

1

65

Подведение итогов учебного года.

1


Итого

68







«Рассмотрено»

на заседании ШМО технологии

Руководитель МО______/Ханафина А.Ф./

«___»_________2020г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________ / Богданова Л.В./ «___»___________2020г.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!