СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа
АОП обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития. Вариант 7.2.
(обучение на дому)
учебного предмета (курса) Окружающий мир в 4 а классе
муниципальное общеобразовательное учреждение
Семибратовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена Заседание МО протокол № 1 от «30» августа 2021г. Согласована Руководитель МО ___________ _/ Н. А. Кулькова/__ Согласована Зам. директора по УВР _____________/Т.А. Капралова/
| Утверждена Директор школы
__________________/С.Д. Лысюк/
Приказ по школе №141 от «01» сентября 2021 г. |
Рабочая программа
АОП обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития. Вариант 7.2.
(обучение на дому)
учебного предмета (курса) Окружающий мир в 4 а классе
Учитель: Отрывина Наталия Евгеньевна
2020–2021 учебный год
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития по предмету окружающий мир составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
АООП МОУ Семибратовская СОШ;
авторской программой Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 2 ч в неделю – 68 часов (34 учебные недели)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир, 4 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2019.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
осознание себя как гражданина России проявляется в:
Гордости за свою Родину (ее размеры, богатства, разнообразие народов)
Понимания отличия России от других стран,
Заинтересованности в пополнении знаний о своей стране,
Знании наиболее насущных экологических проблем в регионе и конкретном месте своего проживания;
уважительном отношении к представителям других национальностей (с которыми ученик должен взаимодействовать).
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур проявляется в:
понимании смысла географической карты как модели мира, страны,
Понимании взаимосвязи живой и неживой природы;
Понимании взаимосвязей в природе;
Понимании взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием природы.
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов проявляется в:
- интересе к зарубежным странам
- интересе к другим культурам.
интерес к познанию социального и природного мира проявляется в:
интересе к изучаемому предмету в целом (в невербальных проявлениях при рассказах учителя и вопросах),
стремлении смотреть кинофильмы или читать произведения о животных, природе.
интересе к подсобному хозяйству (даче): что растет, как растет и выездам «на природу»;
интересе к жизни своей семьи в связи с изучаемыми темами (поездкам родителей, их занятиям, семейному бюджету и т.п.);
интересе к зарубежным странам (понимании их отличий от России, удаленности и пр.);
стремлении выполнять практические работы, домашние задания и проекты по предмету,
освоение социальной позиции ученика проявляется в:
трансляции домашнего задания родителям,
переживании при получении нежелаемой (или неполучении желаемой) оценки,
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:
восхищении красотой человеческих творений и природы;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни проявляется в:
- понимании роли правильного питания в сохранении здоровья;
понимании роли профилактики заболеваний в сохранении здоровья;
понимание роли здорового образа жизни в сохранении здоровья;
- соблюдении правил безопасного поведения.
уважение к людям труда проявляется в:
понимании того, что деньги платят за труд
понимании, что люди ценят результаты своего труда и беспокоятся об их сохранности/использовании;
знании названий профессий и их значения для людей.
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении проявляется в:
понимании связи состояния здоровья с налагаемыми ограничениями,
понимании связи заботы о здоровье с учебной успешностью (пропуски занятий по болезни приводят к появлению пробелов в знаниях),
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий проявляется в:
возможности рассказывать результаты своего проекта, сопровождая его презентацией.
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации проявляется в:
расширении представлений о различных аспектах и многообразии природного и социального мира, их взаимосвязях;
понимании значения экономических факторов для жизни семьи, региона, страны;
Метапредметные результаты освоения ПРП для 3-го класса по учебному предмету «Окружающий мир» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированность познавательных универсальных учебных действий:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления проявляется в:
понимании групповой инструкции к заданиям для самостоятельной работы
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера проявляется в:
самостоятельности в подготовке проектов (по оценке родителей).
проявлениях поисковой активности (попыток самостоятельного поиска решения ранее неизвестного задания).
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач проявляется в:
овладении умениями декодирования условных знаков и представленных наглядных моделей.
Овладении умением транслировать необходимую информацию с опорой на наглядную модель.
Овладение умением самостоятельного построения наглядной модели (в соответствии с изучаемым материалом)
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать. в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета проявляется в:
Овладении умением выяснять нужные сведения у взрослых.
Овладении умением самостоятельного поиска некоторой необходимой информации (под контролем взрослого).
Овладении умением рассказывать подготовленный материал перед классом.
Овладении умением сопровождать рассказ видеопрезентацией или другой наглядностью.
Овладении умением интерпретировать полученные количественные данные (например, состав пищевых продуктов, семейный бюджет и пр.
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах проявляется в:
овладении умениями самостоятельного чтения научно-популярных (информационных) статей в учебнике;
овладении умением формулировать выводы устно и письменно.
Овладении умением находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы
способности излагать свое мнение и аргументировать его;
Овладении умением понятного пересказа информационного текста.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям проявляется в:
Овладении умением выделять существенные признаки.
Овладении умением сравнивать различные объекты и явления природы и формулировать вывод.
Овладении умением называть объекты, входящие в определенную обобщенную группу или обобщать объекты.
Овладении умением вербализовать причинно-следственную связь между явлениями природы, природными изменениями.
Овладении умением объяснять значение слов обобщенного и абстрактного характера в соответствии с изучаемым материалом.
умении устанавливать причинно-следственные связи между некоторыми явлениями и событиями;
овладении операциями обобщения и абстрагирования, в т.ч. составления памяток с условными знаками для воспроизведения усвоенного материала.
Сформированность регулятивных универсальных учебных действий.
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата проявляется в:
способности выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности;
способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, оречевлять план и соотносить действия с планом;
способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;
способности исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно.
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих проявляется в;
Умении договориться о распределении ролей в ходе выполнения деятельности.
Овладении умением договориться с партнером о частных моментах в ходе выполнения задания.
Овладении умением адекватно воспринимать указания одноклассника на ошибки.
Овладении умением оценить поведение окружающих.
Овладении умением оценить собственное поведение.
Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий.
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач проявляется в:
Овладении умением обратиться к сверстнику с предложением, просьбой о помощи в преодолении затруднения, объяснением.
Овладении умением позвонить (написать) однокласснику чтобы узнать у него задание или совместно его выполнить.
Овладении умением обратиться к педагогу с просьбой о помощи в преодолении затруднения.
Овладении умением сопровождать видеопрезентацию рассказом.
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий проявляется в;
Овладении умением работать в паре (предлагать и выслушивать предложения).
Овладении умением аргументировать свою точку зрения.
Сформированность личностных универсальных учебных действий.
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха проявляется в;
Способности адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (не понял, забыл, не постарался, не успел).
Овладении доступными формами ответственного поведения (записать задание, транслировать его взрослым, самостоятельно уточнить недостающую информацию у учителя или одноклассников, принести на урок требуемое, дополнительно подготовиться к проверочным работам).
Стремлении к совершенствованию своих учебных умений, базирующееся на осознании имеющихся затруднений (просьба объяснить, повторные попытки решения, повторные правильные выполнения ранее неудававшихся заданий).
Способности выполнять домашние задания с минимальной помощью взрослого.
способности адекватно относиться к неуспеху в деятельности (увеличивать старание);
способности объективно оценивать причины неуспеха в деятельности;
способность адекватно оценивать свое поведение на уроке.
Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
предметные результаты:
1) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.
Предметные результаты
-понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
-находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
-называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
-называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
-понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
- объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
-раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
-рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
-проводить несложные астрономические наблюдения;
-изготавливать модели планет и созвездий;
-использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
-анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
-приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;
-находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
-объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
-приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
-выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
-оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
-давать краткую характеристику своего края;
-различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
-давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
-выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
-оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
-рассказывать об охране природы в своём крае;
-различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
-приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
- соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
-читать историческую карту;
-перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
- с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
-описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
-показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
- рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
-соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
- составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
-описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
- называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
-находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
-раскрывать связь современной России с её историей;
-использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ и пр.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд, болото); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Охрана, бережное использование воздуха.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана, бережное использование воды.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Охрана, бережное использование почв.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие, культурные и комнатные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Размножение животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Охрана и бережное отношение человека к диким животным, уход за домашними животными. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. Здоровый образ жизни, соблюдение режима, профилактика нарушений деятельности органов чувств, опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, нервной систем. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовнонравственные и культурные ценности российского общества, отраженные в государственных праздниках и народных традициях региона.
Человек — член общества, создатель и носитель культуры. Могонациональность – особенность нашей страны. Общее представление о вкладе разных народов в многонациональную культуру нашей страны. Ценность каждого народа для него самого и для всей страны. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Родословная. Свои фамилия, имя, отчество, возраст. Имена и фамилии членов семьи. Знаковые даты и события в истории семьи, участие семьи в событиях страны и региона (стройках, Великой отечественной войне, в работе в тылу и пр.) семейные праздники, традиции. День Матери. День любви, семьи и верности.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Школьные праздники и торжественные даты. День учителя. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Правила взаимодействия со знакомыми и незнакомыми взрослыми и сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностносмысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовнонравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовнонравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к государственному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Расположение Москвы на карте.
Города России. СанктПетербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).
Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 3—4 (нескольки ми) странами (по выбору): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Темы | По рабочей программе | Контрольные работы, тесты | Практические работы | Экскурсии |
ЦОР |
Земля и человечество | 9 | 1 | 4 |
| 1.https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2011/07/29/issledovatelskaya-rabota-planety-solnechnoy-sistemy
2.https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/4-klass/zemlya-i-chelovechestvo/planety-solnechnoy-sistemy 3.https://nsportal.ru/shkola/astronomiya/library/2018/05/10/prezentatsiya-po-astronomii-solnechnaya-sistema 4.https://pptcloud.ru/astronomiya/harakteristika-planet-solnechnoy-sistemy 5.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/09/05/prezentatsiya-mir-glazami-ekologa 6.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/10/12/prezentatsiya-po-teme-mir-glazami-geografa 7.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/09/03/prezentatsiya-mir-glazami-istorika 8. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/10/06/vsemirnoe-nasledie
9. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2018/10/09/prezentatsiya-krasnaya-kniga-k-uroku
|
Природа России | 11 | 2 | 4 |
|
1..https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/01/14/ravniny-i-gory-rossii
2.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2018/01/27/morya-ozyora-i-reki-rossii |
Родной край – часть большой страны | 13 | 1 | 2 | 1 | https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-moy-kray-rodnoy-chastica-bolshoy-strani-932908.html |
«Страницы всемирной истории | 6 | 1 |
|
| https://infourok.ru/prezentaciya-k-otkritomu-uroku-po-okruzhayuschemu-miru-stranici-vsemirnoy-istorii-klass-578253.html |
Страницы истории России | 20 | 2 |
| 1 | https://thepresentation.ru/uncategorized/stranitsy-istorii-rossii |
Современная Россия | 9 | 2 |
| 2 | 1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/01/08/my-grazhdane-rossii 2.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2019/05/08/prezentatsiya-k-uroku-takie-raznye-prazdniki 3.https://shareslide.ru/mhk/prezentatsiya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-916/download
|
Итого | 68 | 9 | 10 | 4 |
|
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков окружающего мира в 4 а, б классе 2021-2022учебныйгод
№ | Дата план факт | Тема
| Элемент содержания | Характеристика деятельности
|
|
| |||||||||||||||||||||||
|
| Раздел «Земля и человечество» (9ч.) | Рассказывать о мире с точки зрения астронома. Изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы. На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров. Различать планеты и их спутники. Определять на «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях. Рассказывать о мире с точки зрения эколога. Анализировать современные экологические проблемы, предлагать мера по их решению. Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги и готовить сообщения о них.
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
1 | 3.09 | 3.09 | Изучение по схеме строения Солнечной системы. Характеристика планет.
| 1 | Мир глазами астронома Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце — ближайшая к Земле звезда. |
|
|
| |||||||||||||||||||||
2 | 8.09 | 8.09 | Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца». | 1 | Планеты Солнечной системы Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Изучение планет астрономами. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и времён года. |
|
|
| |||||||||||||||||||||
3 | 10.09 | 10.09 | Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира». | 1
| Звёздное небо — Великая книга Природы. Правила наблюдения звёздного неба. Созвездия: Малая Медведица, Большой Пёс, Телец. Звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран. Плеяды — скопление звёзд в созвездии Тельца
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
4 | 15.09 | 15.09 | Глобус и географическая карта. Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» | 1 | Мир глазами географа Понятия о географии как науке и о географических объектах. Карта полушарий. История создания карт в мире и в России, история создания глобуса. Наш край на карте Родины. Формы поверхности, характерные для нашего края.
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
5 | 17.09 | 17.09 | Знакомство с историей как наукой и источниками исторических сведений. | 1 | Мир глазами историка Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории |
|
|
| |||||||||||||||||||||
6 | 22.09 | 22.09 | Знакомство со счётом лет в истории. Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами». | 1 | Когда и где? Понятия о веке (столетии) и тысячелетии. Летосчисление в древности и в наши дни. «Лента времени». Историческая карта
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
7 | 24.09 | 24.09 | Мир глазами эколога. Анализ и способы решения экологических проблем. | 1 | Мир глазами эколога Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения. Международные соглашения по охране окружающей среды. Международные экологические организации. Экологический Календарь. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. |
|
|
| |||||||||||||||||||||
8 | 29.09 | 29.09 | Знакомство с понятием о Всемирном наследии, с объектами Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом. | 1 | Сокровища Земли под охраной человечества. Понятие о Всемирном наследии и его составных частях (Всемирном природном и Всемирном культурном наследии). Наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга |
|
|
| |||||||||||||||||||||
9 | 1.10 | 1.10 | Международная Красная книга. Редкие животные и растения нашего округа. Тест № 1 по теме «Земля и человечество». | 1 |
|
|
| ||||||||||||||||||||||
Раздел «Природа России» (11ч.) |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
10/1 | 6.10 | 6.10 | Равнины и горы России. Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России». | 2 | Равнины и горы России Формы земной поверхности России. Наиболее крупные равнины и горы. Вулканы Камчатки — объект Всемирного наследия. Ильменский заповедник. Россия на карте, государственная граница России.
| Различать холмистые и плоские равнины, находить их на физической карте России. Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Находить и показывать на физической карте изученные моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте. Знакомиться с картой природных зон России, определять по карте природные зоны России. Находить и показывать на карте зону арктических пустынь. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны и её освещённости солнечными лучами. Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии. Рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры. Рассказывать об освоении природных богатств и возникших экологических проблемах. Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов. Сравнивать общий вид леса и степи. Находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте. Сравнивать общий вид степи и пустыни. Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь. Обсуждать экологические проблемы зон степей и пустынь. Находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте. Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны. Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. Совершать с помощью Интернета виртуальные экскурсии на курорты Черноморского побережья Кавказа, в дендрарий г. Сочи, в национальный парк «Сочинский».
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
11/2 | 8.10 | 8.10 | Моря, озера и реки России. Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России». | 2 | Моря, озёра и реки России Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Озёра: Каспийское, Байкал, Ладожское, Онежское. Реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Дальне- восточный морской заповедник |
|
|
| |||||||||||||||||||||
12/3 | 13.10 | 13.10 | Природные зоны России. Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природных зон России». | 2 | Природные зоны России Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность |
|
|
| |||||||||||||||||||||
13/4 | 15.10 | 15.10 | Зона арктических пустынь. Практическая работа №8 «Растения Арктики». | 2 | Зона арктических пустынь Местоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем. Полярный день и полярная ночь. Полярное сияние. Живые организмы зоны арктических пустынь. Экологические проблемы и охрана природы в зоне арктических пустынь
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
14/5 | 20.10 | 20.10 | Итоговая контрольная работа за I четверть. Природа тундры. Выявление признаков приспособленности растений и животных к условиям жизни в тундре. | 2 | Тундра Местоположение зоны тундры, обозначение её на карте природных зон. Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи. Занятия местного населения. Экологические проблемы и охрана природы в зоне тундры
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
15/6 | 22.10 | 22.10 | Леса России, их местоположение. Знакомство с растительным и животным миром лесных зон. | 2 | Леса России Местоположение зон тайги, смешанных и широколиственных лесов, зависимость их природы от распределения тепла и влаги. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах |
|
|
| |||||||||||||||||||||
16/7 | 27.10 | 27.10 | Определение роли леса в жизни человека. Формулирование правил поведения в лесу.
| 2 | Лес и человек Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Растения и животные леса, занесённые в Красную книгу России. Правила поведения в лесу. Заповедники и национальные парки лесных зон. |
|
|
| |||||||||||||||||||||
17/8 | 10.11 | 10.11 | Зона степей, её природные особенности. Выявление экологических проблем степной зоны и путей их решения. | 2 | Зона степей. Местоположение зоны степей, её природные особенности. Экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Заповедники степной зоны. Питомники для редких животных
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
18/9 | 12.11 | 12.11 | Выявление приспособлений растений и животных полупустынь и пустынь к природным условиям. Освоение полупустынь и пустынь человеком. | 2 | Пустыни. Местоположение зон полупустынь и пустынь, их природные особенности. Приспособление растений и животных полупустынь и пустынь к природным условиям. Освоение полупустынь и пустынь человеком. Экологические проблемы этих зон и пути их решения. Заповедник «Чёрные земли»
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
19/10
20/11 | 17.11
19.11 | 17.11
19.11 | Знакомство с зоной субтропиков и ее природными особенностями. Тест по разделу «Природа России».
Обобщение по теме «Природа России». | 2
2 | У Чёрного моря. Местоположение зоны субтропиков, её природные особенности. Правила безопасности во время отдыха у моря. Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа и Южного берега Крыма, животные и растения, внесённые в Красную книгу России. Курорты Черноморского побережья. Дендрарий города Сочи. Национальный парк «Сочинский». Никитский ботанический сад в Ялте |
|
|
| |||||||||||||||||||||
Раздел «Родной край – часть большой страны» |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
21/1 | 24.11 | 24.11 | Родной край – часть большой страны. Практическая работа «Знакомство с картой родного края». | 3 | Наш край Политико-административная карта России. Наш край на карте России. Карта родного края. Общая характеристика родного края. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего праздника | Составлять список водных объектов своего региона, описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану. Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов. Находить по физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, места и способы добычи полезного ископаемого, описывать изученное полезное ископаемое по плану, готовить сообщение и представлять его классу. Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе. Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона. Приводить примеры правильного или неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Наблюдать объекты и явления природы. Фиксировать результаты наблюдений. Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий. Различать сорта культурных растений. Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий. Различать породы домашних животных. Наблюдать за трудом животноводов. Выполнять тесты с выбором ответов. Оценивать правильность – неправильность предложенных ответов |
|
|
| ||||||||||||||||||||
22/2 | 26.11 | 26.11 | Поверхность родного края. Введение понятий «овраг», «балка». Охрана поверхности края. | 3 | Поверхность нашего края Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки. Охрана поверхности края |
|
|
| |||||||||||||||||||||
23/3 | 1.12 | 1.12 | Экскурсия на тему «Поверхность родного края». | 3 |
|
|
| ||||||||||||||||||||||
24/4 | 3.12 | 3.12 | Рассказ по плану о водных объектах родного края. Формулирование правил поведения на воде. | 3 | Водные богатства нашего края Водные объекты своего региона, их значение для жизни края. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде |
|
|
| |||||||||||||||||||||
25/5 | 8.12 | 8.12 | Полезные ископаемые родного края. Практическая работа «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств». | 3 | Наши подземные богатства Важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Охрана подземных богатств |
|
|
| |||||||||||||||||||||
26/6 | 10.12 | 10.12 | Знакомство с разнообразием почв России. Почвы родного края. Охрана почв. | 3 | Земля-кормилица Разнообразие почв России, наиболее распространённые типы почв. Почвы родного края. Охрана почв. |
|
|
| |||||||||||||||||||||
27/7 | 15.12 | 15.12 | Введение понятия «природное сообщество». Характеристика природного сообщества смешанного леса по плану.
| 3 | Жизнь леса Лес — сложное единство живой и неживой природы. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса. Взаимосвязь в природном сообществе. Влияние человека на природное сообщество. |
|
|
| |||||||||||||||||||||
28/8 | 17.12 | 17.12 | Итоговая контрольная работа за II четверть.
| 3 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
29/9 | 22.12 | 22.12 | Характеристика природного сообщества луга по плану. Охрана лугов. | 3 | Жизнь луга Природное сообщество луга. Луг – единство живой и неживой природы. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов |
|
|
| |||||||||||||||||||||
30/10 | 24.12 | 24.12 | Характеристика природного сообщества пресных вод по плану. Болота и их охрана. | 3 | Жизнь в пресных водах Природное сообщество пресных вод. Правила поведения у водоёма. Охрана пресноводных растений и животных. Болота и их охрана |
|
|
| |||||||||||||||||||||
31/11 | 12.01 | 12.01 | Знакомство с растениеводством. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе. | 3 | Растениеводство в нашем крае Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе |
|
|
| |||||||||||||||||||||
32/12 | 14.01 | 14.01 | Знакомство с животноводством. Отрасли животноводства, развитие их в регионе. | 3 |
Животноводство в нашем крае Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Породы домашних животных. Отрасли животноводства, развитие их в регионе |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
33/13 | 19.01 | 19.01 | Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны». Презентация проектов.
| 3 | Презентация проектов (по выбору) Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
Раздел «Страницы Всемирной истории» |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
34/1 | 21.01 | 21.01 | Знакомство с эпохой первобытного мира. Выявление роли огня в жизни первобытного человека. | 4 | Начало истории человечества История первобытного мира. Первобытное искусство
| Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории и истории Древнего мира. Обсуждать роль огня и приручения животных. Находить на карте местоположение древних государств. Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества. Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья. Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье. Сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время. Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества.
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
35/2 | 26.01 | 26.01 | Знакомство с государствами Древнего мира. Великое изобретение этой эпохи – письменность. | 4 | Мир древности: далёкий и близкий История Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Куль тура, религия, археологические находки
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
36/3 | 28.01 | 28.01 | Знакомство с эпохой Средних веков. Изобретение книгопечатания.
| 4 | Средние века: время рыцарей и замков Средние века в истории Европы. Возникновение городов. Появление мировых религий в древности и в Средние века. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
37/4 | 2.02 | 2.02 | Знакомство с географическими открытиями, изобретениями эпохи Нового времени. | 4 | Новое время: встреча Европы и Америки Новое время в истории Европы. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. Великие географические открытия. Развитие техники |
|
|
| |||||||||||||||||||||
38/5 | 4.02 | 4.02 | Знакомство с достижениями эпохи Новейшего времени. | 4 | Новейшее время: история продолжается сегодня Исследования Арктики и Антарктики. Развитие парламентаризма и республиканской формы правления. Первая и Вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия. Организация Объединённых Наций. Достижения современной науки и техники. Освоение космоса |
|
|
| |||||||||||||||||||||
39/6 | 9.02 | 9.02 | Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории». Тест по теме «Страницы всемирной истории». | 4 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
Раздел «Страницы истории России» |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
40/1 | 11.02 | 11.02 | Выявление взаимосвязи жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. | 5 | Жизнь древних славян Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Союзы племён | Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Моделировать древнеславянское жилище. Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот. Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия. Находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. Прослеживать по карте передвижение русских и ордынских войск. Моделировать ход Куликовской битвы. Отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы». Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России. Сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям. Рассказывать о реформах Петра. Обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим. Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великая. Сравнивать положение разных слоёв российского общества. Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва. Рассказывать о Бородинском сражении. Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года. Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны. Обсуждать, в чём значение Победы для нашей страны и всего мира. Извлекать из дополнительной литературы информацию об освоении космоса. Прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина. Знакомиться с репродукциями картин космонавта А. Леонова.
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
41/2 | 16.02 | 16.02 | Знакомство с историей возникновения Древней Руси. Крещение Руси. | 5 | Во времена Древней Руси Торговый путь «из варяг в греки». Основание Новгорода и Киева. Призвание на княжение Рюрика. Возникновение Древнерусского государства. Многонациональный характер Древней Руси. Поход Олега на Византию. Крещение Древней Руси |
|
|
| |||||||||||||||||||||
42/3 | 18.02 | 18.02 | Описание по иллюстрациям и схемам древнего Киева и древнего Новгорода. | 5
| Страна городов Устройство древнерусского города. Древний Киев и древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы |
|
|
| |||||||||||||||||||||
43/4 | 25.02 | 25.02 | Знакомство с возникновением славянской азбуки и появлением письменности на Руси. Сравнение древнерусских книг с современными книгами. | 5
| Из книжной сокровищницы Древней Руси Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности. Распространение грамотности в Древней Руси. Древнерусские летописи. «Повесть временных лет». Рукописные книги |
|
|
| |||||||||||||||||||||
44/5 | 2.03 | 2.03 | Описание Невской битвы и Ледового побоища по карте. Сравнение вооружения воинов по иллюстрациям. | 5 | Трудные времена на Русской земле Феодальная раздробленность Руси в середине XII века. Нашествие Батыя. Ордынское иго. Александр Невский
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
45/6 | 4.03 | 4.03 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Описание древней Москвы по иллюстрациям. | 5 | Русь расправляет крылья Возрождение северо- восточных земель Руси в конце XIII — начале XIV века. Московский князь Иван Калита — собиратель русских земель . Сергий Радонежский
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
46/7 | 9.03 | 9.03 | Определение по карте места Куликовской битвы. Выявление роли Куликовской битвы в истории России. | 5 | Куликовская битва Поход Мамая на Русь. Подготовка объединённого русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословение Сергия Радонежского. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск |
|
|
| |||||||||||||||||||||
47/8 | 11.03 | 11.03 | Итоговая контрольная работа за III четверть. Знакомство с созданием независимого единого Российского государства. Показ по карте его границы и территории. | 5 | Иван Третий Стояние на Угре. Падение ордынского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. Перестройка Кремля. Кремль — символ Москвы. Герб государства — двуглавый орёл. Укрепление экономики. Иван Грозный — первый российский царь. Земские соборы. Опричнина. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Начало освоения Сибири
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
48/9 | 16.03 | 16.03 | Знакомство с книгопечатанием в России. Выявление роли книгопечатания в развитии культуры России. | 5 | Мастера печатных дел Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Фёдоров. Издание учебников Василия Бурцова, Мелетия Смотрицкого, Кариона Истомина |
|
|
| |||||||||||||||||||||
49/10 | 18.03 | 18.03 | Работа с текстом «Борьба народа за независимость в начале XVII века». | 5 | Патриоты России Смута. Польская интервенция. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
50/11 | 23.03 | 23.03 | Ознакомление с преобразованиями России Петром I. | 5 | Пётр Великий Организация «потешных полков». Путешествие Петра в Европу и работа в качестве плотника на верфях. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота. Пётр I — первый российский император
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
51/12 | 25.03 | 25.03 | Составление рассказа о великом русском учёном Михаиле Васильевиче Ломоносове. | 5 | Михаил Васильевич Ломоносов Биография М. В. Ломоносова. Энциклопедический характер его деятельности. Основание Московского университета
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
52/13 | 6.04 | 6.04 | Знакомство с временами правления Екатерины II. След А.В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова в истории России. | 5 | Екатерина Великая Екатерина Великая — продолжательница реформ Петра I. Личные качества императрицы. Продолжение строительства Санкт -Петербурга. Развитие просвещения. Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачёва. Войны с Турцией за выход к Азовскому и Чёрному морям
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
53/14 | 8.04 | 8.04 | Отечественная война 1812 года Знакомство с героическими поступками русского народа, вставшего на защиту Родины. | 5 | Отечественная война 1812 года Вторжение в Россию армии Наполеона. Отступление русской армии. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Пожар Москвы. Отступление Наполеона. Партизанское движение. Д. В. Давыдов. Победа над Наполеоном |
|
|
| |||||||||||||||||||||
54/15 | 13.04 | 13.04 | Знакомство с важным событием для России – отменой крепостного права. | 5 | Страницы истории ХIХ века Декабристы, основные идеи движения, выступление 14 декабря 1825 года. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Петербург и Москва после 1861 года, рост промышленности, городские контрасты. Технические достижения России в XIX веке: электрическое освещение городов, трамвай, телефон, развитие железной дороги, Транссиб, открытие Политехнического музея
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
55/16 | 15.04 | 15.04 | Выявление роли событий 1917 года и Гражданской войны в истории России. | 5 | Россия вступает в ХХ век Николай II — последний император России. Возникновение политических партий. В. И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Великая Российская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи. Победа большевиков
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
56/17 | 20.04 | 20.04 | Образование СССР. Знакомство с жизнью рабочих и крестьян в 1920 – 1930-х годах. | 5 | Страницы истории 1920—1930- х годов Образование СССР. Переход предприятий в собственность государства. Борьба с неграмотностью. Изменения в жизни города и деревни. Репрессии 1930 -х годов
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
57/18 | 22.04 | 22.04 | Знакомство с крупнейшими битвами Великой Отечественной войны и их героями. | 5 | Великая Отечественная война и великая Победа Начало Великой Отечественной войны. Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!». Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение. Изгнание фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. Города- герои, города воинской славы. Цена Победы
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
58/19 | 27.04 | 27.04 | Знакомство с жизнью и деятельностью людей в тылу в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия (виртуальная)в музей боевой и трудовой славы. | 5 |
|
|
| ||||||||||||||||||||||
59/20 | 29.04 | 29.04 | Освоение космоса. Тест по теме «Страницы истории отечества». | 5 | Страна, открывшая путь в космос Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин — первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир», Международная космическая станция (МКС). Развитие СССР до 1980 -х годов: достижения и проблемы. Перестройка. Распад СССР |
|
|
| |||||||||||||||||||||
Раздел «Современная Россия» |
| 6.05 | |||||||||||||||||||||||||||
60/1
| 4.05 | 4.05 | Знакомство с основным законом страны – Конституцией. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка.
| 6 | Основной закон России и права человека. Понятие о федеративном устройстве России. Многонациональный характер на- селения России. Конституция — основной закон страны. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка
| Находить на политико – административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города. Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка. Различать права и обязанности гражданина. Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей. Знакомиться с Государственным флагом России. Выучить текст гимна. Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные. Рассказывать о своих любимых праздниках. Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны. Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность или неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами |
|
|
| ||||||||||||||||||||
61/2
| 6.05 | 6.05 | Знакомство с понятием «гражданство». Государственное устройство России. | 6 | Мы — граждане России Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина России. Государственное устройство Российской Федерации. Президент, Федеральное собрание, Правительство
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
62/3 | 11.05 | 11.05 | Итоговая контрольная работа за год. | 6 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
63/4 | 13.05 | 13.05 | Государственная символика страны, знакомство с их историей возникновения. | 6
| Славные символы России Государственные герб, флаг и гимн, их история, значение в жизни государства и общества. Уважение к государственным символам — уважение к родной стране |
|
|
| |||||||||||||||||||||
64/5 | 18.05 | 18.05 | Знакомство с государственными праздниками современной России. | 6 | Такие разные праздники Праздники в жизни человека, семьи, страны. День России, День Государственного флага Российской Федерации, День народного единства, День Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, День весны и труда
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
65/6 | 20.05 | 20.05 | Виртуальная экскурсия по Дальнему Востоку, Сибири, Уралу, северу европейской России.
| 6 | Путешествие по России Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности. Народы России, особенности их традиционной культуры. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России Презентация проектов Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
66/7 | 25.05 | 25.05 | Виртуальная экскурсия по Волге, по югу России. | 6 |
|
|
| ||||||||||||||||||||||
67/8 | 27.05 | 27.05 | Тест по теме «Современная Россия» Презентация проектов «Крупнейшие художественные музеи России». | 6 |
|
|
| ||||||||||||||||||||||
68/9 |
|
| Презентация проектов «Крупнейшие художественные музеи России». | 6 |
|
|
|
\
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
4 А | Презентация проектов «Крупнейшие художественные музеи России». |
|
| Объединение тем | 27.05 |