СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа
АОП обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития. Вариант 7.2.
(обучение на дому)
учебного предмета (курса) Русский язык в 4 а классе
муниципальное общеобразовательное учреждение
Семибратовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена Заседание МО протокол №1 от «30 » августа 2021г. Согласована Руководитель МО ___________ _/ Н. А. Кулькова/__ Согласована Зам. директора по УВР _____________/Т.А. Капралова/
| Утверждена Директор школы
__________________/С.Д. Лысюк/
Приказ по школе № 141 от «01» сентября 2021 г. |
Рабочая программа
АОП обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития. Вариант 7.2.
(обучение на дому)
учебного предмета (курса) Русский язык в 4 а классе
Учитель: Отрывина Наталия Евгеньевна
2021–2022 учебный год
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития по предмету русский язык составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
АООП МОУ Семибратовская СОШ;
авторской программой Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На изучение курса «Русский язык» в 4 классе отводится 4 ч в неделю – 136 часов (34 учебные недели)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – Москва Просвещение» 2019
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения ПРП для 3-го класса по учебному предмету «Русский язык» оцениваются по следующим параметрам и конкретизирующим их дескрипторам:
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
соблюдении школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку, действовать в соответствии с инструкцией учителя);
старательности;
подчинении дисциплинарным требованиям;
адекватной эмоциональной реакции на похвалу и порицание учителя;
стремлении отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе;
порядке в учебных принадлежностях;
бережном отношении к учебникам, школьному имуществу;
выполнении порученных учителем заданий неучебного характера;
самостоятельных вопросах по содержанию учебного материала;
проявлении ответственного поведения (беспокойство по поводу соблюдения требований).
Сформированность речевых умений проявляется в:
владении связной речью, выполняющей коммуникативную функцию (диалогические умения);
грамматически правильной речи;
овладении чтением и письмом для реализации коммуникации;
возможности аргументировать свои решения, говорить об испытываемых эмоциях, намерениях (монологические умения);
возможности выразительно читать текст;
стремлении улучшать качество речи (лучше читать или писать).
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
умении соблюдать нормы речевого этикета, не перебивать, соблюдать очередность, уступать;
понимании того, что каждый продукт и каждая вещь является результатом чьего-то труда и бережном отношении к вещам;
невербально проявляемой вежливость (улыбка при встрече, обращении);
умение проявить сочувствие при чужих затруднениях и неприятностях;
согласие (стремлении) делиться своими имуществом или знаниями;
умении сделать правильный реальный поведенческий выбор в конфликтной ситуации на основе представлений о нравственных нормах и справедливости.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:
желании поддерживать порядок и чистоту вокруг себя;
способности следить за своим внешним видом;
заинтересованности в процессе прослушивания литературных произведений.
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в:
умении обратиться с вопросом, просьбой к взрослому или сверстнику;
возможности согласованно выполнять необходимые действия в паре, не разрушая общего замысла;
способности объяснять что-либо, выслушивать объяснение или мнение коммуникативного партнера;
умении справедливо распределять обязанности в паре;
умении договариваться, вести себя в соответствии с договоренностью;
умении проявлять терпение, корректно реагировать на чужие оплошности и затруднения;
умении проявлять внимание к настроению партнера по общению.
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в:
умении обозначить свою социальную роль (школьник, ученик) и порожденные ею обязанности (ходить в школу, делать уроки, учиться новому и т.д.);
осознании разных результатов выполнения заданий (сформированность самооценки в деятельности);
осознании собственных потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);
осознании затруднений (не понимаю, не успел);
возможности анализировать причины успехов и неудач;
разграничении ситуаций, требующих и не требующих помощи педагога;
умении прогнозировать последствия своего поведения и поведения других по отношению к себе.
Метапредметные результаты освоения ПРП для 3-го класса по учебному предмету «Русский язык» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в:
умении формулировать (воспроизводить) правило, необходимое для объяснения написания орфограмм;
умении определять подлежащее, сказуемое, главные и второстепенные члены предложения;
умении классифицировать предложения по интонации;
умении использовать схему для конструирования предложения по заданным условиям;
находить нужную информацию в словарях учебника;
умении понимать и использовать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;
осуществлять элементарный синтаксический и морфологический разбор;
сравнивать, группировать объекты: находить общее и различие в однокоренных словах;
умении называть объекты, входящие в определенную обобщенную группу или обобщать объекты: части речи, простые и сложные предложения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге языковых явлений: сколько в слове гласных, столько и слогов;
овладение понятиями, требующимися при обучении учебному предмету: корень, приставка, окончание, суффикс, существительное, прилагательное, глагол.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в:
понимании инструкции, предложенной классу;
удержании инструкции;
умении составить план действий;
умении придерживаться плана (на материале разных учебных заданий: написание текста, проверка безударной гласной, синтаксический разбор предложения);
умении оценить результат действий (на материале практической деятельности, в приложении к каждому осваиваемому учебному действию);
умении выслушивать не перебивая;
умении сопоставлять результат с образцом;
умение найти ошибки у соседа;
умении найти ошибки у себя.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в:
умении слушать мнение партнера по поводу решения учебной задачи;
умении высказывать свое мнение по поводу коммуникативных ситуаций;
умении рассказывать о событии;
умении решить спор договоренностью;
умение высказывать свое мнение по поводу событий, явлений и т.п.;
умении аргументировать свое мнение;
умении убеждать;
умении распределить функции.
Сформированные личностные универсальные учебные действия проявляются в:
способности адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (не понял, забыл, не постарался, не успел);
стремлении к опережающему овладению каким-либо учебным умением или знанием (инициативность);
беспокойстве о выполнении домашнего задания или поручения (ответственность);
беспокойстве о некачественно выполненной работе и стремление это исправить (в т.ч. плохую оценку);
умении адекватно оценить свое поведение;
умении адекватно оценить поведение партнера;
умении предложить способ решения, удовлетворяющий обоих (не жребий);
готовности помочь партнеру в решении проблемы.
Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
овладение основами грамотного письма;
овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
практическое овладение формой диалогической речи; овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
владеть монологической формой речи; умение под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
различать звуки и буквы;
классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
понимать этимологию мотивированных слов-названий;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс, (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладение алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).
Морфология
определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
распознавать наречия как части речи; понимать их роль и значение в речи;
различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
понимать роль союзов и частицы не в речи;
подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Синтаксис
различать предложение, словосочетание и слово;
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Орфография и пунктуация
а) применять ранее изученные правила правописания:
раздельное написание слов;
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;
мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
соединительныео и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-ого лица единственного числа (читаешь, пишешь);
мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов);
з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текстs, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста. Создание небольших собственных текстов по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.).
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Гласные и согласные звуки, различение гласных и согласных звуков. Мягкие и твердые согласные звуки, различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки, различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Ударение, нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Деление слов на слоги. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами.
Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами: умение найти слово в школьном орфографическом словаре по первой букве, умение расположить слова в алфавитном порядке (например, фамилии, имена).
Состав слова (морфемика). Общее понятие о частях слова: корне, приставке, суффиксе, окончании. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Корень, общее понятие о корне слова. Однокоренные слова, овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Выделение корней в однокоренных (родственных) словах. Наблюдение за единообразием написания корней (корм — кормить — кормушка, лес — лесник — лесной). Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Представление о значении суффиксов и приставок. Умение отличать приставку от предлога. Умение подбирать однокоренные слова с приставками и суффиксами.
Различение изменяемых и неизменяемых слов. Разбор слова по составу.
Морфология. Общие сведения о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Его значение и употребление в речи. Вопросы, различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Умение опознавать имена собственные.
Род существительных: мужской, женский, средний. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение имен существительных по числам.
Изменение имен существительных по падежам в единственном числе (склонение). 1, 2, 3-е склонение, определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3му склонению. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Умение правильно употреблять предлоги с именами существительными в различных падежах.
Склонение имен существительных во множественном числе.
Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Его значение и употребление в речи, вопросы. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, в сочетании с существительными (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ов, -ин). Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Правильное употребление местоимений в речи (меня, мною, у него, с ней, о нем).
Глагол. Его значение и употребление в речи, вопросы. Общее понятие о неопределенной форме глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Время глагола: настоящее, прошедшее, будущее. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Лексика. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова. Умение выделить словосочетания (пары слов), связанные между собой по смыслу (без предлога и с предлогом); составить предложение с изученными грамматическими формами и распространить предложение.
Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Выделение голосом важного по смыслу слова в предложении.
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без разделения на виды). Нахождение главных членов предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Предложения с однородными членами с союзами и (без перечисления), а, но и без союзов. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами, запятая при перечислении. Умение составить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
Знакомство со сложным предложением. Сложные предложения, состоящие из двух простых. Различение простых и сложных предложений. Запятая в сложных предложениях. Умение составить сложное предложение и поставить запятую перед союзами и, а, но.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);
безударные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Овладение краткими и полными ответами на вопросы. Составление вопросов устно и письменно. Составление диалогов в форме вопросов и ответов.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (повествование, описание). Составление и запись рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, с помощью вопросов; составление сюжетных рассказов по готовому плану (в форме вопросов, повествовательных предложений). Введение в рассказы элементов описания. Построение устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой речи).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Понятие об изложении и сочинении. Изложение под руководством учителя, по готовому и коллективно составленному плану. Подробный и сжатый рассказ (сочинение) по картинке и серии картинок.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
| Раздел | Количество часов по программе | Количество контрольных работ, проверочных | Количество работ по развитию речи | ЦОР |
1 | Повторение | 10 | 1 | 1 | https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-obuchayuschee-izlozhenie-pervaya-vahta-klass-umk-shkola-rossii-2012365.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temu-obraschenie-klass-2435154.html |
2 | Предложение | 8 | 1 | 1 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temu-odnorodnie-chleni-predlozheniya-klass-881294.html http://www.myshared.ru/slide/1020571/ https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temu-znaki-prepinaniya-zapyataya-v-slozhnih-predlozheniyah-klass-3190738.html |
3 | Слово в языке и речи | 13 | 1 | 2 | http://www.myshared.ru/slide/824537/ https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/01/24/razdelitelnye-i-znaki |
4 | Части речи | 6 | 1 | 1 | https://infourok.ru/urok-i-prezentaciya-po-russkomu-yazyku-na-temu-chasti-rechi-morfologicheskie-priznaki-chastej-rechi-4-klass-4339431.html https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/10/28/prezentatsiya-znakomstvo-s-osobennostyami-narechiya-kak https://uchi.ru/teachers/groups/10647106/subjects/2/course_programs/4/lessons/17442 |
5 | Имя существительное | 36 | 3 | 3 | https://uchi.ru/teachers/groups/10647106/subjects/2/course_programs/4/lessons/22143 https://uchi.ru/teachers/groups/10647106/subjects/2/course_programs/4/lessons/22144 https://uchi.ru/teachers/groups/10647106/subjects/2/course_programs/4/lessons/22145 https://infourok.ru/prezentaciya-sochinenie-po-reprodukcii-kartini-hudozhnika-aaplastova-perviy-sneg-1895761.html |
6 | Имя прилагательное | 28 | 1 | 5 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-klass-na-temuobuchayuschee-sochinenie-opisanie-lyubimaya-igrushka-838771.html https://uchi.ru/teachers/groups/10647106/subjects/2/course_programs/4/lessons/22148 https://uchi.ru/teachers/groups/10647106/subjects/2/course_programs/4/lessons/22149 |
7 | Местоимения | 7 | 2 | - | https://uchi.ru/teachers/groups/10647106/subjects/2/course_programs/4/lessons/78706 https://uchi.ru/teachers/groups/10647106/subjects/2/course_programs/4/lessons/78707 |
8 | Глагол | 28 | 1 | 2 | https://uchi.ru/teachers/groups/10647106/subjects/2/course_programs/4/lessons/17428 https://uchi.ru/teachers/groups/10647106/subjects/2/course_programs/4/cards/58404 https://uchi.ru/teachers/groups/10647106/subjects/2/course_programs/4/cards/58405 https://uchi.ru/teachers/groups/10647106/subjects/2/course_programs/4/lessons/17433 https://uchi.ru/teachers/groups/10647106/subjects/2/course_programs/4/cards/73730 https://uchi.ru/teachers/groups/10647106/subjects/2/course_programs/4/cards/73731 |
| Итого | 136 | 11 | 15 |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков русского языка в 4 а классе 2021-2022учебный год
№ | Тема урока | Основные виды деятельности | план | факт |
Повторение | ||||
1(1) | Наблюдение над значением языка и речи в жизни людей. | Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни. | 2.09 | 2.09 |
2(2) | Упражнение в определении темы и главной мысли текста. | Определять тему и главную мысль текста. Научатся выделять части текста и обосновывать правильность их выделения, подбирать заголовок к тексту, соотносить заголовок и текст. Составлять план текста, соблюдать нормы построения текста. | 3.09 | 3.09 |
3(3) | Корректировка порядка предложений и частей текста(абзацев). Озаглавливание текста. | Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста(абзацев). | 6.09 | 6.09 |
4(4) | Р.р. Обучающее изложение повествовательного текста по коллективно-составленному плану | Познакомятся с оформлением на письме различных по цели высказывания и интонации предложений, диалога. Самостоятельно подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова «каникулы». | 7.09 | 7.09 |
5(5) | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Моделирование предложений. | Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложений. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Моделировать предложения (распространять и сокращать). | 8.09 | 8.09 |
6(6) | Упражнение в постановке знаков препинания в конце предложения.
| Научатся находить значения слова в словаре, различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Составление предложения и его запись. | 9.09 | 9.09 |
7(7) | Составление предложений с обращением. | Находить обращение в предложении. Научатся составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме. | 13.09 | 13.09 |
8(8) | Анализ простого предложения. | Устанавливать связи между словами в предложении. Находить главные члены предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения. Предложения распространённые и нераспространённые. Моделирование предложений. Разбор предложения по членам. | 14.09 | 14.09 |
9(9) | Сравнение предложения, словосочетания и слова, их сходство и различие. | Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Выделять в предложении словосочетания. | 15.09 | 15.09 |
10 (10) | Входной диктант по теме «Повторение» с грамматическим заданием | Писать слова под диктовку, используя изученные правила. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. | 16.09 | 16.09 |
Предложение | ||||
11(1) | Работа над ошибками допущенными в диктанте. Знакомство с особенностями предложений с однородными членами. | Знать признаки однородных членов предложения. | 20.09 | 20.09 |
12(2) | Наблюдение над связью однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов. | Определять, каким членом предложения являются однородные члены предложения. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов. | 21.09 | 21.09 |
13(3) | Наблюдение над расстановкой знаков препинания в предложениях с однородными членами, соединенными бессоюзной связью, одиночным союзом и. | 22.09 | 22.09 | |
14(4) | Р.р. Обучающее сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». | Формирование уважительного отношения к труду и людям труда. Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности. Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами. | 23.09 | 23.09 |
15(5) | Упражнение в различении простого предложения от сложного. Постановка знаков препинания | Знать признаки сложного предложения. Научатся расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях. Анализировать предложение, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | 27.09 | 27.09 |
16(6) | Сравнение сложных предложений и предложений с однородными членами. Союзы в сложном предложении. | Знать признаки сложного предложения. Научатся расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях. Анализировать предложение, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
| 28.09 | 28.09 |
17(7) | Пунктуационное оформление сложных предложений с союзами и, а, но. | Уметь применять практически основные правила письма при работе со сложными и простыми пердложениями.
| 29.09 | 29.09 |
18(8) | Контрольное списывание. Пунктуационное оформление предложений с однородными членами. | 30.09 | 30.09 | |
Слово в языке и речи | ||||
19(1) | Определение значения слова с помощью толкового словаря | Анализировать высказывания о русском языке. Выделять слова, значение которых требует уточнения. Научатся определять значение слова по тексту ли уточнять с помощью толкового словаря. Выписывать значение слова, пользуясь толковым словарем. | 4.10 | 4.10 |
20(2) | Уточнение представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, устаревших и новых словах. | 5.10 | 5.10 | |
21(3) | Подбор к слову синонимов, антонимов. Работа с лингвистическими словарями синонимов, антонимов, омонимов. | Научатся подбирать к слову синонимы, антонимы. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи. | 6.10 | 6.10 |
22(4) | Р.р. Уточнение представлений о фразеологизмах. Подбор текста к фразеологизму. | Наблюдение за изобразительно-выразительными средствами языка, составление текста по рисунку и фразеологизму. | 7.10 | 7.10 |
23(5) | Упражнение в распознавании однокоренных слов. Разбор слова по составу. | Развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части слова. Научатся контролировать правильность объединения слов в группу, обнаруживать лишнее слово. Научатся различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. | 11.10 | 11.10 |
24(6) | Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. | 12.10 | 12.10 | |
25(7) | Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. | Развивать умение распознавать морфемный состав слова. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. | 13.10 | 13.10 |
26(8) | Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов. | Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Использовать алгоритм применения орографического правила при обосновании написания слова. | 14.10 | 14.10 |
27(9) | Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. | Узнают о роли мягкого и твердого разделительных знаков в слове. Научатся различать на слух и зрительно слова с мягким и твердым Ь И Ъ в середине слова перед другим согласным; обозначать мягкость согласного на конце слова мягким знаком. | 18.10 | 18.10 |
28 (10) | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием за 1 четверть | Писать слова под диктовку, используя изученные правила. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. | 19.10 | 19.10 |
29 (11) | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Упражнение в написании гласных и согласных в приставке и суффиксе. | Уточнить правила написания гласных и согласных в приставках и суффиксах. | 20.10 | 20.10 |
30 (12)
| Р.р. Обучающее изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.
| Письменное изложение деформированного текста. Развитие речи: работа с текстом (восстановление последовательности частей текста, самостоятельное составление плана текста).
| 21.10 | 21.10 |
31 (13) | Работа над ошибками, допущенными в изложении. |
| 25.10 | 25.10 |
Части речи | ||||
32(1) | Деление частей речи на самостоятельные и служебные. | Классифицировать слова по частям речи. Научатся анализировать изученные грамматические признаки частей речи. Научатся различать изученные части речи. | 26.10 | 26.10 |
33(2) | Грамматические признаки изученных частей речи.
| 27.10 | 27.10 | |
34(3) | Произношение имён числительных в соответствии с литературной нормой. | Научатся определять признаки глагола, изменять глагол по временам. Воспроизведут правила написания приставок, предлогов со словами, частицы не с глаголами. | 8.11 | 8.11 |
35(4) | Знакомство с наречием как частью речи. Определение роли наречия в предложении и тексте.
| Развивать умения определять наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте. | 9.11 | 9.11 |
36(5) | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Части речи» | Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имен прилагательных. | 10.11 | 10.11 |
37(6) | Р. р. Обучающее сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» | Развивать умения соотносить содержание текста-образца и картины. Научатся определять тему, главную мысль. Составлять план текста. Дополнять содержание текста описанием портрета. Высказывать свое отношение к содержанию текста и картины. | 11.11 | 11.11 |
Имя сществительное | ||||
38 (1) | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей. | Различать имена существительные, уточнить представление об определении падежа существительных. Научатся определять признаки, присущие имени существительному. Изменять существительные по падежам. | 15.11 | 15.11 |
39(2) | Упражнение в распознавании именительного, родительного винительного падежей. | Различение падежных и смысловых (синтаксически) вопросов. Научатся различать падежные и смысловые вопросы. Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имен существительных. | 16.11 | 16.11 |
40(3) | Распознавание одушевленных имён существительных в родительном, винительном падежах. Нахождение существительных в Д. п. | Развитие умения сознательно использовать падежные формы имен существительных для точного выражения мысли. Формирование навыка правописания безударных падежных окончаний существительных в единственном и множественном числах. | 17.11 | 17.11 |
41(4) | Упражнение в различении имён существительных в творительном и предложных падежах. Несклоняемые имена существительные. | Развивать умение определять падеж имён существительных. | 18.11 | 18.11 |
42(5) | Р.р. Обучающее изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. |
| 22.11 | 22.11 |
43(6) | Наблюдение за различием в системе падежных окончаний имён существительных разных склонений. | Познакомятся с признаками 1-го склонения. Научатся распознавать имена существительные 1-го склонения. Умение правильно определять принадлежность существительных к 1-му склонению. | 23.11 | 23.11 |
44(7) | Выделение признаков имён существительных 1-го склонения. | Развивать умения распознавать имена существительные 1-го склонения. Научатся обосновывать правильность определения 1-го склонения сущ. Подбирать примеры существительных 1-го склонения. | 24.11 | 24.11 |
45(8) | Сопоставление ударных и безударных окончаний имён существительных 1-го склонения в одном и том же падеже. | Сравнивать существительные 1-го и 2-го склонений: находить сходство и различие, классифицировать существительные по склонениям. | 25.11 | 25.11 |
46(9) | Выделение признаков имён существительных 2-го склонения. | 29.11 | 29.11 | |
47 (10) | Сопоставление ударных и безударных окончаний имён существительных 2-го склонения в одном и том же падеже. | 30.11 | 30.11 | |
48 (11) | Выделение признаков имён существительных 3-го склонения. | Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 3-го склонения. | 1.12 | 1.12 |
49 (12) | Сопоставление ударных и безударных окончаний имён существительных 3-го склонения в одном и том же падеже. | 2.12 | 2.12 | |
50 (13) | Р. р. Обучающее изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | Научатся распознавать имена существительные 1,2,3 -го склонения. | 6.12 | 6.12 |
51 (14) | Р. р. Обучающее сочинение-описание по репродукции картины художника А. А Пластова «Первый снег» по готовому плану. | Развивать умения соотносить содержание текста-образца и картины. Научатся определять тему, главную мысль. Составлять план текста. Дополнять содержание текста описанием портрета. Высказывать свое отношение к содержанию текста и картины. | 7.12 | 7.12 |
52 (15)
| Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Обобщение знаний об именах существительных трёх склонений .
| Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания. Определять способ проверки окончаний. | 8.12 | 8.12 |
53 (16) | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе в именительном и винительном падежах. | Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания. Выбирать нужный способ проверки при написании слова. | 9.12 | 9.12 |
54 (17) | Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном падеже. | Обучать умению определять окончания имён существительных. Научатся обосновывать правильность написания падежного окончания. Определять окончания имени существительного в родительном падеже. | 13.12 | 13.12 |
55 (18) | Упражнение в правописании одушевленных имён существительных в родительном падеже и в винительном падеже. | 14.12 | 14.12 | |
56 (19) | Правописание безударных окончаний имён существительных в дательном падеже. | Ознакомить с окончаниями существительных дательного падежа. | 15.12 | 15.12 |
57 (20) | Упражнение в правописании имён существительных в дательном падеже. | 16.12 | 16.12 | |
58 (21) | Упражнение в распознавании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах. | Ознакомить с окончаниями существительных. Научатся проверять безударные падежные окончания существительных. Контролировать правильность записи окончаний существительных дательного падежа. | 20.12 | 20.12 |
59 (22) | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием за 2 четверть | Писать слова под диктовку, используя изученные правила. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
| 21.12 | 21.12 |
60 (23) | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Упражнение в правописании падежных окончаний имён существительных в творительном падеже. | Ознакомить с окончаниями существительных. Научатся проверять безударные падежные окончания существительных. Контролировать правильность записи окончаний существительных дательного падежа. | 22.12 | 22.12 |
61 (24) | Правописание падежных окончаний имён существительных в предложном падеже. | Воспроизведение знаний об окончаниях существительных в предложном падеже. Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями. | 23.12 | 23.12 |
62 (25) | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах. | Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями. | 27.12 | 27.12 |
63 (26) | Упражнение в правописании падежных безударных окончаний имён существительных. | Воспроизведение знаний о способах проверки написания безударных окончаний существительных. Совершенствовать умения проверять написание безударных окончаний существительных. Выбирать нужный способ проверки при написании слова. | 28.12 | 28.12 |
64 (27) | Закрепление знаний о правописании безударных падежных окончаний имён существительных. | Обосновывать правильность написания безударных падежных окончаний имен существительных. | 10.01 | 10.01 |
65 (28) | Проверочная работа по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | Воспроизведение знаний о приемах распознавания падежей имен существительных. Обосновывать правильность написания безударных падежных окончаний имен существительных. | 11.01 | 11.01 |
66 (29) | Склонение имён существительных во множественном числе | Научиться распознавать именительный и винительный падежи существительных множественного числа.
| 12.01 | 12.01 |
67 (30) | Распознавание именительного и винительного падежей существительных множественного числа | 13.01 | 13.01 | |
68 (31) | Образование и употребление в речи формы родительного падежа имен существительных множественного числа. | Ознакомить с окончаниями имен существительных множественного числа в родительном падеже. Научатся правильно образовывать и употреблять в речи формы родительного падежа имен существительных множественного числа. | 17.01 | 17.01 |
69 (32) | Правописание окончаний имён существительных множественного числа в дательном падеже. | 18.01 | 18.01 | |
70 (33) | Правописание окончаний имён существительных множественного числа в творительном падеже.
| Воспроизведение знаний об окончаниях имён существительных множественного числа. | 19.01 | 19.01 |
71 (34) | Правописание окончаний имён существительных множественного числа в предложном падеже. | 20.01 | 20.01 | |
72 (35) | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание окончаний имён существительных множественного числа». | Умение распознавать падежи имён существительных.
| 24.01 | 24.01 |
73 (36) | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 25.01 | 25.01 | |
Имя прилагательное | ||||
74(1) | Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление имён прилагательных в речи. | Научатся распознавать имена прилагательные в тексте, определять роль имени прилагательного в предложении. Научатся образовывать имена прилагательные от данных имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов. | 26.01 | 26.01 |
75(2) | Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. | Научатся определять род имён прилагательных.
| 27.01 | 27.01 |
76(3) | Упражнение в определении рода и в правописании родовых окончаний имён прилагательных. | 31.01 | 31.01 | |
77(4) | Р.р. Обучающее сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» по коллективно-составленному плану. |
| 1.02 | 1.02 |
78(5) | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. | Научатся определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения. | 2.02 | 2.02 |
79(6) | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж. | Научатся определять способы проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Определять написания пропущенных окончаний имён прилагательных. | 3.02 | 3.02 |
80(7) | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. | Знать падежные окончания имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода в родительном падеже, распознавать имена существительные мужского и среднего рода в родительном падеже и правильно записывать падежные окончания. Умение ставить имена прилагательные в форму родительного падежа, выделять окончания имён прилагательных. | 7.02 | 7.02 |
81(8) | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | Познакомятся с падежными окончаниями имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода в дательном падеже. Научатся распознавать имена существительные мужского и среднего рода в дательном падеже и правильно записывать падежные окончания. | 8.02 | 8.02 |
82(9) | Упражнение в различении имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах и правописании их падежных окончаниях. | Научатся определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного.
| 9.02 | 9.02 |
83 (10) | Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | 10.02 | 10.02 | |
84 (11) | Упражнение в правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода | Знания зависимость падежа имён прилагательных от падежа имён существительных
| 14.02 | 14.02 |
85 (12) | Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов». |
| 15.02 | 15.02 |
86 (13) | Работа над ошибками, допущенными в тексте. Общее представление о склонении имён прилагательных женского рода. | Научатся проверять написание падежных окончаний прилагательных. Научатся сопоставлять окончания имён прилагательных женского рода в винительном и именительном падежах. Обосновывать их написание. | 16.02 | 16.02 |
87 (14) | Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах. | 17.02 | 17.02 | |
88 (15) | Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода в родительном, дательном падежах. | Научатся сопоставлять правописание падежных окончаний имён прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном падеже.
| 21.02 | 21.02 |
89 (16) | Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода в творительном и предложном падежах. | 22.02 | 22.02 | |
90 (17) | Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода. | Научатся образовывать падежные формы имён прилагательных и имён существительных, обосновывать правильность написания падежных окончаний. | 24.02 | 24.02 |
91 (18) | Склонение имён прилагательных множественного числа. | Познакомятся с особенностями склонения имён прилагательных множественного числа.
| 28.02 | 28.02 |
92 (19) | Правописание окончаний имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах. | Познакомятся с окончаниями имён прилагательных в именительном и винительном падежах. | 1.03 | 1.03 |
93 (20)
| Правописание окончаний имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах. | Познакомятся с окончаниями имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах. | 2.03 | 2.03 |
94 (21) | Правописание окончаний имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах. | Познакомятся с окончаниями имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах. | 3.03 | 3.03 |
95 (22) | Правописание безударных окончаний имён прилагательных множественного числа во всех падежах | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных. Научатся определять падежи и обосновывать правильность написания окончания. | 5.03 | 5.03 |
96 (23) | Р.р Обучающее изложение повествовательного текста по коллективно-составленному плану. |
| 9.03 | 9.03 |
97 (24) | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Р.р. Восстановление деформированного текста. |
| 10.03 | 10.03 |
98 (25) | Р.р. Составление устного сообщения по репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». | Научатся самостоятельно подбирать правильно и точно использовать в речи имена существительные и имена прилагательные. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных. | 14.03 | 14.03 |
99 (26) | Итоговый контрольный диктант за 3 четверть с грамматическим заданием. | 15.03 | 15.03 | |
100 (27) | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Упражнение в морфологическом разборе имен прилагательных. | 16.03 | 16.03 | |
101 (28) | Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». | 17.03 | 17.03 | |
Местоимение | ||||
102 (1) | Нахождение местоимений в тексте. Употребление местоимений вместо существительных. | Научатся распознавать личные местоимения среди других слов и предложении. Научатся определять роль каждому местоимению в предложении, употреблять местоимение вместо существительных.
| 21.03 | 21.03 |
103 (2) | Знакомство с личными местоимениями единственного и множественного числа. | 22.03 | 22.03 | |
104 (3) | Склонение местоимений 1 и 2-го лица единственного и множественного числа. Проверочная работа по теме «Местоимения» | Познакомятся со склонением местоимений, образованием падежных форм, написанием местоимений в этих формах.
| 23.03 | 23.03 |
105 (4) | Склонение местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. | Научатся определять лицо, число, падеж местоимений.
| 24.03 | 24.03 |
106 (5) | Правописание личных местоимений в косвенных формах и местоимений с предлогами. | Научатся определять лицо, число, падеж местоимений.
| 4.04 | 4.04 |
107 (6) | Обобщение знаний и проверочная работа по теме «Местоимение» | Научатся писать местоимения отдельно от других слов.
| 5.04 | 5.04 |
108 (7) | Контрольное списывание. Замена имен существительных местоимениями. | 6.04 | 6.04 | |
Глагол | ||||
109 (1) | Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении | Научатся видеть глаголы в речи. Научатся распознавать глаголы среди омонимичных форм слов, относящихся к разным частям речи.
| 7.04 | 7.04 |
110 (2) | Изменение глаголов по временам. | Научатся определять формы времени глагола, изменять глаголы по временам.
| 11.04 | 11.04 |
111 (3) | Распознавание неопределённой формы глагола среди других форм глагола. | Научатся различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных. Научатся находить в тексте глаголы в неопределённой форме и слова, от которых они зависят. | 12.04 | 12.04 |
112 (4) | Образование временных форм от глагола в неопределённой форме.
| 13.04 | 13.04 | |
113 (5) | Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами. | Научатся классифицировать и исправлять ошибки. Использование алгоритма анализа ошибок.
| 14.04 | 14.04 |
114 (6) | Р.р Обучающее изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | Подробно излагать содержание повествовательного текста. Самостоятельно составлять план текста. | 18.04 | 18.04 |
115 (7) | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Спряжение глаголов. | Познакомятся учебнике с таблицей изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. (Спряжение). Научатся распознавать лица глаголов.
| 19.04 | 19.04 |
116 (8) | Определение лица и числа глаголов по местоимению и по вопросу. | Научатся определять лицо и число глагола по местоимению, по вопросу.
| 20.04 | 20.04 |
117 (9) | Употребление мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица единственного числа. | Познакомятся с особенностью окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа.
| 21.04 | 21.04 |
118 (10) | Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице единственного числа и в правописании НЕ с глаголами. | Научатся совершенствовать умение различать лицо глаголов, писать частицу не с глаголом. | 25.04 | 25.04 |
119 (11) | Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. | Познакомятся с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения.
| 26.04 | 26.04 |
120 (12) | Личные окончания глаголов І и ІІ спряжения. | Научатся различать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.
| 27.04 | 27.04
|
121 (13) | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. | Научатся моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. | 28.04 | 28.04 |
122 (14) | Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределённой форме. | Научатся определять спряжения глаголов и правильно записывать с безударными личными окончаниями. | 4.05 | 4.05 |
123 (15) | Упражнение в правописании глагольных форм. | 5.05 | 5.05 | |
124 (16) | Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов. | 11.05 | 11.05 | |
125 (17) | Морфологический разбор глаголов. | 12.05 | 12.05 | |
126 (18) | Р.р. Обучающее изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | 16.05 | 16.05 | |
127 (19) | Итоговый контрольный диктант за год. |
| 17.05 | 17.05 |
128 (20) | Работа над ошибками допущенными в диктанте.
| Подробно излагать содержание повествовательного текста. Самостоятельно составлять план текста. | 18.05 | 18.05 |
129 (21) | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Научатся обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола.
| 19.05 | 19.05 |
130 (22) | Возвратные глаголы. Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. | Познакомятся с правописанием –тся,-ться в возвратных глаголах.
| 23.05 | 23.05 |
131 (23) | Упражнение в правописании безударных личных окончаний в возвратных глаголах. | Научатся отличать возвратные глаголы, употреблённые в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени.
| 24.05 | 24.05 |
132 (24) | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. | Познакомятся с родовыми окончаниями глаголов в прошедшем времени по таблице и вопросам. | 25.05 | 25.05 |
133 (25) | Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | Научатся изменять глаголы прошедшего времени по родам, выделять родовые окончания.
| 26.05 | 26.05 |
134 (26) | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. | Знания, умения, навыки по изученным темам. Написание слов с изученными орфограммами, определение изученных грамматических признаков глаголов и обосновывать правильность их выделения. | 30.05 | 30.05 |
135 (27) | Морфологический и морфемный разбор глаголов. Обобщение знаний о глаголе. | Научатся разбирать глаголы как часть речи. Научатся обосновывать написание изученных орфограмм в словах.
| 31.05 | 31.05 |
136 (28) | Обобщение знаний о глаголе. |
|
| 31.05 |
|
| ВСЕГО | 135 | 135 |
Лист корректировки рабочей программы
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
Обобщение знаний о глаголе. |
|
| Объединение тем | 31.05 |