СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа . Письмо и развитие речи 8 вид 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа . Письмо и развитие речи 8 вид 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Труслейская средняя школа



«Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО учителей

гуманитарного цикла Зам. директора по УВР Директор школы

и рекомендовано к _________Н.Ю. Мазанова

утверждению»: __________О.А.Просвирнина Приказ №______

Протокол №_____3___ от ________ 2017 года от «__11_» января 2017 года. ______________2017 года.

Руководитель МО

_______Долушкина Г.Н.




Рабочая программа

учебного курса

«Письмо и развитие речи»

для 5 класс

Индивидуальная коррекционная 8 вида





Составитель: учитель русского языка

и литературы высшей категории

Долушкина Г.Н.







2016-2017 учебный год






Пояснительная записка

Грамматика, правописание и развитие речи.

5 класс (VIII вид). 2 часа в неделю. 70 часов в год.


В школе для умственно отсталых детей в старших классах (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.



Учащиеся должны:

  • овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных пи­
    сателей;


  • получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;


  • научиться правильно и последовательно излагать свои мыс­ли в устной и письменной форме;


  • быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.


Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.


Связная речь:

Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная рабо­та над развитием их фонематического слуха и правильного произ­ношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построе­нию предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2—4 классах. Подготовительные упражнения — ответы на после­довательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5—9 классов овладеть такими видами работ, как изложе­ние и сочинение.

В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащие­ся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается фор­мирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при состав­лении автобиографии, заявления, расписки и др.).


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

5класса (VIII вида)

Учащие должны уметь:

  • писать под диктовку текст, применяя правила написания слов;

  • разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

  • различать части речи;


Учащиеся должны знать:

  • главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;

  • называть части речи, их значение;

  • наиболее распространенные правила правописания слов.


Оценка за контрольные работы:

Пять – без ошибок

Четыре – 1 -2 ошибки

Три – 3- 5 ошибок

Два – 6 -8 ошибок

Единица – 8 и более ошибок


Изложения и сочинения:

5 класс – 45 слов.


Словарь


Адрес, бензин, беседа, библиотека, благодарю, болото, ботинки, верблюд, веревка, верстак, география, герой, горизонт, грамота, граница, долото, до свида­ния, естествознание, железо, забота, запад, защита, здравствуй, знамя, инстру­мент, канал, каникулы, картон, коллекция, колонна, компас, конверт, космос, матрос, металл, область, овраг, орден, остров, отряд, охота, охрана, пассажир, по­беда, природа, равнина, ракета, расстояние, салат, салют, свобода, север, стамес­ка, станок, столица, творог, физкультура (57 слов)


Перечень разделов программы


Повторение – 4 ч

Звуки и буквы – 5 ч

Слово – 17 ч

Части речи. Имя существительное – 26 ч

Предложение – 12 ч

Повторение пройденного – 6 ч


Содержание курса.

Звуки и буквы

В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.

Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношении, сходных по правописанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработке практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространения и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2-4 классах. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работы с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

 В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.

 

Контрольные работы и работы по развитию речи.

 

I четверть: 2 контрольных работ, 4 работы по развитию речи.

II четверть: 2 контрольных работ, 4 работы по развитию речи.

IIIчетверть: 3 контрольных работ, 3 работы по развитию речи.

IV четверть: 2 контрольных работ, 4 работы по развитию речи.

 

Основные требования к знаниям  и умениям учащихся.

 

Учащиеся должны уметь:

 Различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

Подбирать группы родственных слов ( несложные случаи);

Проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;

Обозначать мягкость согласных буквой ь;

Разбирать слово по составу;

Выделять имя существительное как часть речи;

Строить простое распространенное предложение;

Связно высказываться устно, письменно ( с помощью учителя);

Пользоваться словарем.

 Учащиеся должны знать:

Алфавит;

Способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).

 

Список литературы

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.

  2. Учебник «Русский язык» 5-го класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2012

  3. Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы: коррекционное обучение/ Шабалкова Т.П. – Волгоград: Учитель, 2007

  4. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2005

  5. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2005

  6. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2005

  7. Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2005

Календарно-тематическое поурочное планирование по письму и развитию речи в 5 классе – 70 ч


Общая тема, ее ведущие образовательные и коррекционные цели

Темы уроков

Часы

Новые понятия, словарь

Учебный материал

Дата

Повторение. Звуки и буквы.


*Повторить узловые темы 4 класса. Восстановить ОУУН.

Коррекционные цели:

*восстановление в памяти основных понятий курса русского языка, в т.ч. РР;

*коррекция вербальной памяти;

*коррекция и развитие основных мыслительных умений, в т.ч. установление логических связей, РР.

Повторение. Практические упражнения в составлении и распространении предложений. РР1 Устный рассказ «как я провел каникулы».

1


с.4 №7,13


Главные и второстепенные члены предложения - подлежащее и сказуемое.

1


с.10 №15,19-21


РР2 Рассказ по личным наблюдения по вопросам

1


с.14 №26,28.31


Контрольный диктант № 1 «Предложение»

1


Раб.тетр.


Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные

1

Область

с.20 №37,39


Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами Ь, Е, Ё, И, Ю, Я

1


с.26 №44,45


Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов.

1


с.29 №47,48


Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова и после гласных

1


с.34 №55д.ист.


Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.

1

Каникулы

с.31,34-37 №51,53


Слово. Состав слова.

*закрепление ЗУН морфемного разбора слов, правописания безударных гласных и согласных в слове.

Коррекционные цели:

* Коррекция и развитие разных видов памяти, логического мышления на основе установления причинно – следственных связей, анализа, сравнений и сопоставления.

*Развитие и коррекция устной и письменной речи, навыков пользования орфографическим словарем, работы с деформированным текстом.

Корень и однокоренные слова

1

Граница, охрана

с.39 №59


Упражнения в распознавании однокоренных слов

1


с.42 №64


РР3 Составление рассказа по вопросам

1


Раб.тетр.


Окончание

1

Верстак, инструмент

с.43 №70,71


РР4 составление рассказа по плану и рисункам

1


Раб.тетр.


Приставка

1


с.47 №78


Суффикс

1

Железо, металл

с.52 №81


Образование слов при помощи приставок и суффиксов

1


с.54 №85


Правописание безударных гласных в корне слова

1

Победа, беседа

с.57 раб.т.


Непроверяемые безударные гласные в корне слова

1

Болото, охота, север

с.58 №96,97


Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

1

Физкультура

с.66 №106


Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1

Верблюд, библиотека

с.73 №122


Правописание слов с двойными согласными

1

Коллекция

Раб.т.. №127


Приставки и предлоги

1


с.79 №130


Буква Ъ после приставок

1


с.81 №136


Контрольный диктант № 2 по теме «Слово. Состав слова»



Раб.тетр.


РР5 Изложение «Вьюга в лесу»

1


с.83-88 №137-143


Части речи.

Общее понятие о частях речи. Существительное, глагол, прилагательное

1

Долото

Забота

с.89,99 №152


Имя существительное.

*Дать понятие имя существительное как части речи. Сформировать умения находить существительные в предложении, в устной и письменной речи; научить пользоваться существительным в устной и письменной речи.

Коррекционные цели:

* Развитие и коррекция устной и письменной речи на основе работы над словом, его значением; связями слов в предложении и предложений в тексте.

* Развитие и коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти

Понятие об имени существительном.

1

Запад, север

с.101 №162,163


Имена существительные собственные и нарицательные.

1

Столица, космос

с.103 №167


РР6 Деловое письмо. Адрес на конверте и открытке

1

Адрес, конверт

Раб.тетр.


Имена существительные. Одушевленные и неодушевленные.

1


с.106 №172,173


Изменение имен существительных по числам.

1

Ботинки

с.111 №178,181


Род имен существительных.

1


с.116 №196,197


Мягкий знак после шипящих на конце слов у существительных женского и мужского родов

1

Герой

с.124 №201,203


Изменение имен существительных по падежам

1


с.132 правило


Именительный падеж (кто? что?)

1

Овраг, канал

с.135 №217


Родительный падеж (кого? чего?)

1


с.137 №220


Дательный падеж (кому? чему?)

1


с.139 №223


Винительный падеж (кого? что?)

1

Верёвка

с.140 №224


Творительный падеж (кем? чем?)

1


с.143 №229


Предложный падеж (о ком? о чем?)

1


с.145 №233


Обобщение по теме «Изменение имен существительных по падежам»

РР7 Работа с деформированным текстом

1

Природа

с.147 №234


Контрольный диктант № 3 по теме «Изменение имен существительных»

1


Раб.тетр.


Понятие о 1, 2, 3-м склонении существительных

1

Стамеска, ракета

с.150 №251-253


Первое склонение имен существительных в единственном числе.

1

Творог, защита

с.160 №288-292


РР8 Составление рассказа по вопросам

1

Грамота, свобода

Раб.тетр.


Второе склонение имен существительных в единственном числе.

1

Салат, отряд, компас

с.186 №327-334


РР9 Изложение по вопросам «Храбрый сторож»

1


Раб.тетр.


Третье склонение имен существительных в единственном числе

1

Колонна, картон

с.213 №358-362


Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям

1

Запад, горизонт, орден, салют

с.229 №369


Контрольный диктант № 4 по теме «Имя существительное»

1


Раб.тетр.


РР10 Рассказ по вопросам «Как спасся зайчишка?»

1


Раб.тетр.


Предложение.

* Сформировать ЗУН о главных и второстепенных членах предложения, об однородных членах предложения, пользование ими в устной и письменной речи.

Коррекционные цели:

*Развитие и коррекция мыслительной деятельности детей на основе анализа, синтеза, классификации, установления причинно – следственных связей.

*Развитие речи на основе установления логических связей в тексте.

Главные члены предложения.

1

Бензин, станок

с.233 №370,371


Второстепенные члены предложения

1


с.236 №373,374


Нераспространенные и распространенные предложения.

1


с.238 №379.380


РР11 Составление рассказа по рисункам.

1


Раб.тетр.


Однородные члены предложения.

1


с.240 №381


Однородные подлежащие.

1


с.241 №382


Однородные сказуемые.

1


с.241 №383


Однородные второстепенные члены.

1


с.242 №384


Знаки препинания при однородных членах.

1


с.244 №389


Перечисление без союзов и с одиночным союзом И

1


с.245 №394,395


Контрольный диктант № 5 по теме «Предложение»

1


Раб.тетр.


РР12 Работа с деформированным текстом

1


Раб.тетр.


Повторение пройденного

Повторить узловые темы 5 класса. Восстановить ОУУН.

Коррекционные цели:

*восстановление в памяти основных понятий курса русского языка, в т.ч. РР;

*коррекция вербальной памяти;*коррекция и развитие основных мыслительных умений, в т.ч. установление логических связей, РР.

Слово. Состав слова. Части речи.

1


с.251 №404


Распространенные и нераспространенные предложения

1


с.259 №417,418


  1. 68

РР13 Изложение «Аистята»

1


Раб.тетр.


6970

РР14 Составление рассказа по опорным словам «Мой друг»

1


Раб.тетр.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!