КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
СОГЛАСОВАНО Директор ООО «ПП Солинг» ____________ В.В.Чижикова «___»______________20__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СПО «Волгоградский технический колледж» __________________ Ю.А.Назаров «___»__________________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02. ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИИ
по специальности: 080114 Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям) (углубленная подготовка)
2013 г.
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 02 разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Организация разработчика: ГБОУ СПО «Волгоградский технический колледж»
Разработчики: Цыбанева Н.А.
Рассмотрено и одобрено цикловой комиссией общепрофессиональных и специальных дисциплин Протокол №_____ от «_____»__________20_____________ ___________________/Трыкова Л.М./ | |
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества,
выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств организации
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 Экономики и бухгалтерский учет (по отраслям)
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плата счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.5. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации и переподготовке по специальности 080114 Экономики и бухгалтерский учет (по отраслям)
Уровень образования: среднее (полное) общее, профессиональное образование.
Опыт работы: не требуется
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-ведение бухгалтерского учета и источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организаций;
уметь:
-рассчитывать заработную плату сотрудников;
-определять сумму удержаний из заработной платы сотрудников;
-определять финансовые результаты деятельности организации по основным видам деятельности;
-определять финансовые результаты деятельности организации по прочим видам деятельности;
-проводить учет нераспределенной прибыли;
-проводить учет собственного капитала;
-проводить учет уставного капитала;
-проводить учет резервного капитала и целевого финансирования;
-проводить учет кредитов и займов;
-определять цели и периодичность проведения инвентаризации;
-руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества;
-пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации имущества;
-давать характеристику имущества организации;
-готовить регистры аналитического учета по местам хранения имущества и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
-составлять инвентаризационные описи;
-проводить физический подсчет имущества;
-составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
-выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
-выполнять работу по инвентаризации нематериальных активов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
-выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально-производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
-формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи ценностей, выявленной в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
-формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
-составлять акт по результатам инвентаризации;
-проводить выверку финансовых обязательств;
-участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
-проводить инвентаризацию расчетов;
-определять реальное состояние расчетов;
-выявлять задолженность, нереальную для взыскания с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
-проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98);
знать:
-учет труда и заработной платы:
-учет финансовых результатов и использования прибыли:
учет финансовых результатов по обычным видам деятельности;
учет финансовых результатов по прочим видам деятельности;
учет нераспределенной прибыли;
-учет собственного капитала;
-учет уставного капитала;
-учет резервного капитала и целевого финансирования;
-учет кредитов и займов;
-нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации имущества;
-основные понятия инвентаризации имущества;
-характеристику имущества организации;
-цели и периодичность проведения инвентаризации имущества;
-задачи и состав инвентаризационной комиссии;
-процесс подготовки к инвентаризации;
-порядок подготовки регистров аналитического учета по местам хранения имущества без указания количества и цены;
-перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
-приемы физического подсчета имущества;
-порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию;
-порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
-порядок инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
-порядок инвентаризации нематериальных активов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
-порядок инвентаризации и переоценки материально-производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
-формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленной в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
-формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
-процедуру составления акта по результатам инвентаризации;
-порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
-порядок инвентаризации расчетов;
-технологию определения реального состояния расчетов;
-порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
-порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86) доходов будущих периодов (счет 98)
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего – 312 часов, в том числе:
максимальная учебная нагрузка обучающегося – 276 часов, в т.ч.:
учебной и производственной практики – 36 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации,
в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1. | Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плата счетов бухгалтерского учета. |
ПК 2.2. | Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения. |
ПК 2.3. | Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета. |
ПК 2.4. | Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации. |
ПК 2.5. | Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 2.1. | ПМ.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации | 276 | 186 | 92 | | 90 | | | |
| МДК.02.01 Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации. Раздел 1. Учет труда, заработной платы и источников формирования имущества предприятия. | 146 | 100 | 50 | | 46 | | | |
ПК 2.2. – ПК 2.5 | МДК.02.02 Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации Раздел 2. Организация и осуществление инвентаризации имущества предприятия и его обязательств | 130 | 86 | 42 | 44 | | |
| Учебная практика (по профилю специальности), часов (практика) | 36 | 36 | |
| Всего: | 312 | 186 | 92 | | 90 | | 36 | |
9