ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46)
Рассмотрено методической комиссией филиала № 7 ФКП образовательного учреждения № 46. Протокол от « » августа 2020 г. № . | | УТВЕРЖДАЮ Директор ФКП образовательного учреждения № 46 И.Б. Лисин «___» __________ 2020 г. М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03
Устранение и предупреждение аварий и неполадок электрооборудования.
Профессия 19861 «Электромонтер по ремонт обслуживанию электрооборудования»
г. Владимир, 2020
Программа профессионального модуля ПМ.03«Устранение и предупреждение аварий и неполадок электрооборудования» по профессии 19861 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию» разработана на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих отраслей экономики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 № 31/3-30 «Об утверждении «Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР»; раздела «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1».
Организация-разработчик:
Федеральное казённое профессиональное образовательное
учреждение № 46 Федеральной службы исполнения наказаний
(ФКП образовательное учреждение № 46)
Разработчик:
Кривошеин Сергей Геннадьевич, преподаватель ФКП образовательного учреждения № 46.
Рецензенты:
Григорьев Игорь Александрович, преподаватель высшей категории, ФКП образовательного учреждения № 46;
Шевченко Сергей Александрович, главный инженер ФКУ «Исправительная колония № 7» УФСИН России по Владимирской области.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 3 |
| |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 4 |
| |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 9 |
| |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 12 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1.1.Область применения программы профессионального модуля
Программа профессионального модуля ПМ.03 «Устранение и предупреждение аварий и неполадок электрооборудования» является частью основной программы профессионального обучения (профессиональной подготовки) (далее – ОППО) по профессии 19861 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и в профессиональном обучении в составе программ повышения квалификации, переподготовки по профессии 19861 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»
1.2. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить вид деятельности и соответствующие ему профессиональные компетенции:
Код | Профессиональные компетенции |
ПК 3.1 | Проводить плановые и внеочередные осмотры электрооборудования. |
ПК 3.2 | Производить техническое обслуживание электрооборудования согласно технологическим картам. |
ПК 3.3 | Выполнять замену электрооборудования, не подлежащего ремонту, в случае обнаружения его неисправности. |
В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
Иметь практический опыт | работы ручным столярным инструментом |
Уметь | разбираться в графиках ТО и ремонта электрооборудования и проводить плановый предупредительный ремонт (ППР) в соответствии с графиком; производить межремонтное техническое обслуживание электрооборудования; оформлять ремонтные нормативы, категории ремонтной сложности и определять их; устранять неполадки электрооборудования во время межремонтного цикла; производить межремонтное обслуживание электродвигателей. |
Знать | задачи службы технического обслуживания; виды и причины износа электрооборудования; организацию технической эксплуатации электроустановок; обязанности электромонтёра по техническому обслуживанию электрооборудования и обязанности дежурного электромонтёра; порядок оформления и выдачи наряда на работу; |
1.3 Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего – 228, в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 часа;
из них: лабораторно-практические занятия – 8 часа;
учебная практика – 96 часов;
производственная практика – 96 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Структура профессионального модуля
Коды профес-сиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
обязательные аудиторные учебные занятия | внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа, всего часов | учебная, часов | производ-ственная, часов |
всего, часов | в том числе лабораторно- практические работы, часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 1.1-1.3 | МДК 03.01 Организация технического обслуживания электрооборудования промышленных организаций | 36 | 36 | 8 | 0 | 96 | Х |
ПК 1.1. – 1.3 | Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) | 96 | Х | Х | Х | Х | 96 |
| Всего: | 228 | 36 | | 0 | 96 | 96 |
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля
Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисципли-нарных курсов (МДК) | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объём часов |
1 | 2 | 3 |
МДК 03.01 Организация технического обслуживания электрооборудования промышленных организаций. | 18 |
Тема №1 Монтаж, техническое обслуживание электрооборудования. | Содержание | Уровень освоения | |
Трансформатор, конструкция, принцип работы, разновидности трансформаторов, их назначение. | 1 |
Трансформатор тока и напряжения. Измерительные трансформаторы тока и напряжения. Их конструкция, принцип работы. Схема подключения. | 2 |
Схемы соединения обмоток трансформатора, их техническое обслуживание и монтаж. Соединение обмоток трансформатора в треугольник, звезду и зигзаг. Их достоинства и недостатки. Причины их применения. | 2 |
Виды опор. Виды и назначение опор воздушной линии электропередач. | 2 |
Виды изоляторов. Подвесные, натяжные, штыревые и проходные изоляторы. Их назначение. | 2 |
СИП. Самонесущий изолированный провод. Применение данного провода в линиях напряжением 0,4 кВ и до 35 кВ. | 2 | |
Охрана труда при работе на воздушной линии. Категории работ на воздушной линии (со снятием напряжения, без снятия напряжения и в близи линии которая находится под напряжением) | 2 | |
Тематика учебных занятий | |
Уроки | 14 |
Урок № 1. Трансформатор, конструкция, принцип работы, разновидности трансформаторов, их назначение. | 2 |
Урок № 2. Трансформатор тока и напряжения. Измерительные трансформаторы тока и напряжения. Их конструкция, принцип работы. Схема подключения. | 2 |
Урок №3 Схемы соединения обмоток трансформатора, их техническое обслуживание и монтаж. Соединение обмоток трансформатора в треугольник, звезду и зигзаг. Их достоинства и недостатки. Причины их применения. | 2 |
Урок № 4. Виды опор. Виды и назначение опор воздушной линии электропередач. | 2 |
| Урок №5 Виды изоляторов. Подвесные, натяжные, штыревые и проходные изоляторы. Их назначение. | 2 |
| Урок №6 СИП. Самонесущий изолированный провод. Применение данного провода в линиях напряжением 0,4 - 35 кВ.. | 2 |
| Урок №7 Охрана труда при работе на воздушной линии. Категории работ на воздушной линии (со снятием напряжения, без снятия напряжения и в близи линии которая находится под напряжением). | 2 |
| Практические занятия | 4 |
| Практическое занятие №1 Методы расчета трансформатора | 2 |
Практическое занятие №2 Расчет защитного электрооборудования | 2 |
Тема 2 Техническое обслуживание кабельных линий, пускорегулирующей аппаратуры, электропроводок. | Содержание | Уровень освоения | 16 |
Технология монтажа и техническое обслуживание кабельных линий. Правила хранения, перевозки и монтажа кабельных линий. Ремонт кабельных линий. Технология разделки концов кабельных линий. | 1 | |
Прозвонка кабелей. Способы нахождения повреждения на кабельных линиях. Метод приблизительного и точного места повреждения. | 2 | |
Устранение неполадок в электромагнитных пускателях. Основные неисправности и их устранение в электромагнитных пускателях. | 2 | |
Устранение неполадок в предохранителях, автоматическом выключателе. Основные неисправности и их устранение в предохранителе, автоматическом выключателе. | 2 | |
Устранение неполадок в открытых, скрытых электропроводках. Основные неисправности в внутренних и наружных открытых, скрытых электропроводках. Их устранение. | 2 | |
Правила расчета сечения проводов в зависимости от токовой нагрузки. Основные правила расчета сечения проводов в зависимости от токовой нагрузки. Расчет для одиночных и групповых потребителей. | 2 | |
Измерение напряжения, силы тока и мощности. | | |
Тематика учебных занятий | 12 |
Урок №1 Технология монтажа и техническое обслуживание кабельных линий. Правила хранения, перевозки и монтажа кабельных линий. Ремонт кабельных линий. Технология разделки концов кабельных линий. | 2 |
Урок №2 Прозвонка кабелей. Способы нахождения повреждения на кабельных линиях. Метод приблизительного и точного места повреждения. | 2 |
Урок №3 Устранение неполадок в электромагнитных пускателях. Основные неисправности и их устранение в электромагнитных пускателях. | 2 |
Урок №4 Устранение неполадок в предохранителях, автоматическом выключателе. Основные неисправности и их устранение в предохранителе, автоматическом выключателе. | 2 |
Урок №5 Устранение неполадок в открытых, скрытых электропроводках. Основные неисправности в внутренних и наружных открытых, скрытых электропроводках. Их устранение. | 2 |
Урок №6 Правила расчета сечения проводов в зависимости от токовой нагрузки. Основные правила расчета сечения проводов в зависимости от токовой нагрузки. Расчет для одиночных и групповых потребителей. | 2 |
Практические занятия | 4 |
Практическое занятие №3 Выбор аппаратов защиты электрооборудования и электрических сетей | 2 |
| Практическое занятие №4 Применение электромагнитов. Применение индуктивности. | 2 |
Дифференциальный зачет | 2 |
| |
Учебная практика | 96 |
Виды работ: №. Наименование | |
1- Проверка работоспособности и устранение неисправностей пакетных выключателей; | 6 |
2- Проверка работоспособности и устранение неисправностей автоматических выключателей; | 6 |
3- Проверка работоспособности и устранение неисправностей в кнопках управления; | 6 |
4- Проверка работоспособности и устранение неисправностей в предохранителях; | 6 |
5- Проверка работоспособности диодов в выпрямителях, замена неисправных; | 6 |
6- Проверка целостности и исправности обмоток электродвигателей переменного тока; | 6 |
7- Проверка целостности и исправности обмоток электродвигателей постоянного тока; | 6 |
8- Проверка сопротивления изоляции обмоток электродвигателя при помощи мегаомметра; | 6 |
9- Проверка целостности проводов и кабелей; | 6 |
10- Проверка сопротивления изоляции мегомметром; | 6 |
11 Проверка целостности и исправности обмоток силового трансформатора; | 6 |
12- Проверка сопротивления обмоток трансформатора; | 6 |
13- Монтаж однофазного трансформатора; | 6 |
14- Вязка проводов к штыревым изоляторам; | 6 |
15- Проверка диэлектрической прочности изоляторов; | 6 |
16- Крепление изоляторов к траверсе. | 6 |
| |
Производственная практика | 96 |
1- Техническое обслуживание и ремонт магнитных пускателей нулевой, первой и второй величины; | 8 |
2- Техническое обслуживание и ремонт автоматических и пакетных выключателей; | 8 |
3- Техническое обслуживание и ремонт диодов в выпрямителях; | 8 |
4- Проверка целостности и исправности обмоток электродвигателей. Проверка сопротивления изоляции обмоток; | 8 |
5- Проверка целостности проводов и кабелей. Проверка сопротивления изоляции мегаомметром; | 8 |
6- Проверка целостности и исправности обмоток силового трансформатора. Проверка сопротивления обмоток трансформатора; | 8 |
7- Вязка проводов к штыревым изоляторам; | 8 |
8- Проверка диэлектрической прочности изоляторов; | 8 |
9- Крепление изоляторов к траверсе. | 8 |
10- Вязка проводов к штыревым изоляторам. Крепление изоляторов. | 8 |
Экзамен | 8 |
Практическая квалификационная работа | |
Уровни освоения учебного материала, обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы модуля предполагает наличие лаборатории: «Электротехники и электроники»;
«Информационных технологий»;
«Контрольно-измерительных приборов»;
«Технического обслуживания электрооборудования»;
Кабинета:
«Технического черчения»; «Электротехники»; «Технической механики»;
«Материаловедения»; «Охраны труда»; «Безопасности жизнедеятельности».
мастерской: «Слесарно-механической»; «Электромонтажной».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплекты учебно – наглядных пособий;
комплект учебно – методической документации.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедиа проектор.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
«Слесарно-механической»; «Электромонтажной»:
рабочее место мастера производственного обучения ;
слесарные верстаки;
комплект ручного слесарного инструмента на каждый вид работ;
электрифицированный электроинструмент;
комплект учебно – методической документации.
набор измерительных инструментов;
комплект электромонтажного инструмента;
тренажеры для отработки тем профессионального модуля.
3.2. Информационное обеспечение
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: Учебники:
1. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: учеб. для нач. проф. образования: учеб. пособие для студ. проф. образования./Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин.-2-е изд., стер.-М. Издательский центр «Академия», 2006.-432с.
2. Электробезопасность при эксплуатации электроустановок промышленных предприятий: учеб. для нач.проф. образования: учеб. пособие для студ. проф. образования./Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин.-4-е изд., стер.-М. Издательский центр «Академия», 2008.-240с.
3. Электроматериаловедение : учеб. для нач. проф. образования: / Журавлёва Л.В. – 4-е изд. Перераб. И доп. - М. Издательский центр «Академия», 2006.-352с.
4. Электротехника : учеб. для нач. проф. образования / П.А. Бутырин – 5-е изд., М. Издательский центр «Академия», 2007.-272с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
(ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата |
ПК3.1 Проводить плановые и внеочередные осмотры электрооборудования. | Знания: -задачи службы технического обслуживания; -виды и причины износа электрооборудования; -организацию технической эксплуатации электроустановок; -обязанности электромонтёра по техническому обслуживанию электрооборудования и обязанности дежурного электромонтёра; -порядок оформления и выдачи наряда на работу; Умения: -разбираться в графиках ТО и ремонта электрооборудования и проводить плановый предупредительный ремонт (ППР) в соответствии с графиком; -производить межремонтное техническое обслуживание электрооборудования; -оформлять ремонтные нормативы, категории ремонтной сложности и определять их; -устранять неполадки электрооборудования во время межремонтного цикла; -производить межремонтное обслуживание электродвигателей. |
| ПК3.2 Производить техническое обслуживание электрооборудования согласно технологическим картам.. | Знания: -задачи службы технического обслуживания; -виды и причины износа электрооборудования; -организацию технической эксплуатации электроустановок; -обязанности электромонтёра по техническому обслуживанию электрооборудования и обязанности дежурного электромонтёра; -порядок оформления и выдачи наряда на работу; Умения: -разбираться в графиках ТО и ремонта электрооборудования и проводить плановый предупредительный ремонт (ППР) в соответствии с графиком; -производить межремонтное техническое обслуживание электрооборудования; -оформлять ремонтные нормативы, категории ремонтной сложности и определять их; -устранять неполадки электрооборудования во время межремонтного цикла; -производить межремонтное обслуживание электродвигателей. |
| ПК3.3 Выполнять замену электрооборудования, не подлежащего ремонту, в случае обнаружения его неисправности.. | Знания: -задачи службы технического обслуживания; -виды и причины износа электрооборудования; -организацию технической эксплуатации электроустановок; -обязанности электромонтёра по техническому обслуживанию электрооборудования и обязанности дежурного электромонтёра; -порядок оформления и выдачи наряда на работу; Умения: -разбираться в графиках ТО и ремонта электрооборудования и проводить плановый предупредительный ремонт (ППР) в соответствии с графиком; -производить межремонтное техническое обслуживание электрооборудования; -оформлять ремонтные нормативы, категории ремонтной сложности и определять их; -устранять неполадки электрооборудования во время межремонтного цикла; -производить межремонтное обслуживание электродвигателей. |