СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ПМ.04 "Выполнение работ по профессии "Токарь"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ПМ.04 для очного отделения, специальность 15.02.08 "Технология машиностроения"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ПМ.04 "Выполнение работ по профессии "Токарь"»


Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Симский механический техникум»












Рабочая ПРОГРАММа

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ 04 Выполнение работ по професии «Токарь»


15.02.08 Технология машиностроения


Среднее профессиональное образование базовой подготовки

















Сим, 2013

ОДОБРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании цикловой Заместитель директора по УР

комиссии по _________________/Т.А. Тюрина/

специальным дисциплинам «___» __________________2013г.

Председатель ЦК

_______________/А.Г. Горшкова/

Протокол №____
«___» _________________2013г.





Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 151901 «Технология машиностроения»


Организация - разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (ССУЗ) «Симский механический техникум».


Разработчики:

Преподаватель спецдисциплин Горшкова А.Г.;

Преподаватель спецдисциплин Челюмова Т.Д;

Преподаватель спецдисциплин Г.М. Кучугов;

Преподаватель общепрофессиональных дисциплин Трякшина Н.М.;

Преподаватель общепрофессиональных дисциплин Кожарина О.А.;

Заместитель директора по УПР Конов В.Б.














СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


стр.


4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


6

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля


7

4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


19

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)








26

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих


    1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 151901 Технология машиностроения (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Участвовать в  реализации технологического процесса по  изготовлению деталей.

2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям конструкторской документации.  

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области технологии машиностроения при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.


1.2 Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в результате изучения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- выполнения обработки детали на универсальном технологическом оборудовании;

- проведения контроля качества деталей;


уметь:

- выполнения обработки детали по 12 – 14 квалитету на универсальных станках с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений;

- обрабатывать детали простые  и средней сложности;

- осуществлять управление станками, устанавливать детали в приспособлениях

знать:

- устройство и принцип работы однотипных станков;

- наименование, назначение и условия применения наиболее распространенных универсальных приспособлений;

- устройство контрольно-измерительных инструментов;

- назначение, виды режущего инструмента, основные углы и правила заточки;

- систему допусков и посадок;

- квалитеты и параметры шероховатости;

- назначение и свойства охлаждающих и смазывающих жидкостей.

    1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 648 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 360 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 240 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 120 часов;

учебной и производственной практики – 288 часов.





2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности. Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 4.1

Участвовать в  реализации технологического процесса по изготовлению деталей.

ПК 4.2

Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям конструкторской документации.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля


Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производствен

ная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 4.1 – 4.2

МДК 04.01. Реализация технологических процессов изготовления деталей

468

240

96


120


108



Производственная практика (по профилю специальности)

180


180


Всего:

648

240

96


120


108

180


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)


Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

МДК 04.01 Реализация технологических процессов 

изготовления деталей


360


Тема 1.1 Машиностроительное черчение

Компетенции

ПК 1, ПК 2,

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 9


Умения:

- выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной графике,

- выполнять комплексные чертежи геометрических тел.

Знания:

- законов, методов и приемов инженерной графики,

- правила выполнения и чтения конструкторской документации,

- правила выполнения чертежей,

- способы графического представления технологического оборудования,

- требование стандартов ЕСКД и ЕСТД к оформлению и составлению чертежей и схем.



Содержание

6

1

Анализ модели повышенной сложности. Элементы технического конструирования в рисунке модели.

2

2

2

Назначение рабочих чертежей и эскизов. Масштабы. Выборов компоновки листа.

2

2

3

Анализ формы детали и выбор рационального количества изображений.

2

2

Практические занятия

30


1

Комплектация чертежа моделей аксонометрии и технический рисунок модели

2

2

2

Элементы технического конструирования в рисунке модели

2

2

3

Виды. Выполнение и обозначение основных видов

2

2

4

Простые разрезы. Расположение, обозначения

2

2

5

Изображение модели с применением простых разрезов

2

2

6

Соединение ½ разреза с половиной вида

2

2

7

Разрезы в аксонометрических проекциях

2

2

8

Выбор компоновки листа и рационального количества изображений (разрезы, виды)

2

2

9

Обмер детали, эскиз вала с применением сечения порядок и последовательность

2

2

10

Эскиз детали с применением простых разрезов. Технический рисунок

2

2

11

Рабочий чертеж детали по эскизу

2

2

12

Графическая и текстовая часть чертежа

2

2

13

Нанесение на чертежах размеров, шероховатостей поверхностей, тех. условий

2

2

14

Требование к рабочим чертежам ГОСТ 2.109-73. Чтение чертежей

2

2

15

Рабочие чертежи изделий основного и вспомогательного производства

2

2

Тема 1.2

Компьютерная графика

Компетенции

ПК 1, ПК 2,

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 9


Умения:

- создавать, редактировать и оформлять чертежи на персональном компьютере

Знания:

- основных приемов работы с чертежом на персональном компьютере

20


Содержание

10

1

Создание и оформление чертежей деталей с целью последующей их вставки в качестве фрагментов в сборочный чертёж. Заполнение основной надписи. Создание и настройка слоёв для чертежей деталей. Расположение линий изображения чертежа; размеров, текстов, шероховатостей на разных слоях.

2

2

2

Использование векторов привязки для каждого проекционного вида детали для задания положения и ориентации фрагмента на сборочном чертеже

2

2

3

Применение контура невидимой штриховки деталей для определения видимости деталей, вставленных в качестве фрагментов в сборочный чертёж.

2

2

4

Создание сборочных 2D чертежей методом сборки из отдельных элементов сборки – фрагментов. Нанесение фрагментов на чертёж. Задание параметров вставки фрагмента в сборку. Задание значений внешних переменных фрагмента.

2

5

Установка связи фрагмента со спецификацией сборочного чертежа. Формирование спецификации сборочного чертежа.

2

Практические работы

10


1

Подготовка деталей для вставки в сборочный чертёж приспособления в соответствии с полученным вариантом задания.

2

2

Формирование сборочного чертежа приспособления из созданных деталей-фрагментов.

2

3

Оформление сборочного чертежа приспособления в соответствии с вариантом задания.

2

4

Изменение деталей-фрагментов, входящих в сборочный чертёж. Заполнение спецификации.

2

5

Ознакомление с библиотекой элементов, используемых для создания сборочных чертежей в КБ приспособлений и штампов отдела главного технолога на ОАО «Агрегат».

2

Тема 1.3

Введение в специальность

Компетенции

ПК 1, ПК 2,

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 9




Содержание

16

1

Обеспечение безопасности при выполнении работ с ручным инструментом

2

2

2

Безопасность труда и пожарная безопасность на рабочем месте. Инструктаж. Инструкции по охране труда

2

2

3

Источники и характеристики негативных факторов. Опасные факторы

2

2

4

Управление безопасностью труда. Организация безопасности труда. Трудовой кодекс РФ о вопросах по охране труда

2

2

5

Технические возможности универсальных металлообрабатывающих станков, автоматических линий, гибких производственных модулей, робототизированных технологических комплексов

6

2

6

Технологическое оснащение металлообрабатывающих станков

2

2

Тема 1.4

Режущий инструмент

Компетенции

ПК 1, ПК 2,

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 9


Умения:

- решать задачи по конструированию режущего инструмента

- осуществлять выбор геометрических параметров инструмента, а также выполнять прочностные расчеты типовых режущих инструментов

- использовать новые инструментальные материалы.

Знания:

- основных положений САПР режущего инструмента

- основных отличительных особенностей конструкций современных инструментов

- методики расчета и проектирования инструментов общего назначения, а также перспективных конструкций инструментов.

- особенностей проектирования инструментов для автоматизированного производства и станков с ЧПУ







88


Содержание

48


1.

Инструментальные материалы

2

2

2

Основные конструктивные элементы инструментов

2

2

3

Крепление насадного инструмента на оправках

2

2

4

Крепление концевых инструментов

2

2

5

Расчет резцов на прочность и жесткость

2

2

6

Крепление пластин на державках

2

2

7

Фасонные резцы. Специальные резцы

2

2

8

Расточные инструменты

4

2

9

Конструкции сверл, зенкеров, разверток

2

2

10

Специальные конструкции осевого инструмента

2

2

11

Проектирование фрез с остроконечными зубьями

2

2

12

Проектирование фрез с затылованными зубьями

2

2

13

Конструирование зуборезных инструментов

2

2

14

Режущий инструмент для станков с ЧПУ

4

2

15

Размерная настройка инструмента вне станка

2

2

16

Абразивные материалы и инструменты

2

2

17

Конструктивные особенности абразивного инструмента

2

2

18

Отделочная обработка абразивным инструментом

2

2

19

Автоматизированное проектирование режущего инструмента

4

2

20

Технология изготовления режущего инструмента

4

2

Практические занятия

40


1

Расчет резца на прочность и жесткость

4

2

Графопостроение профиля круглого фасонного резца

2

3

Расчет и конструирование круглого фасонного резца

6

4

Профилирование призматического фасонного резца

2

5

Конструирование расточных блоков

4

6

Расчет и конструирование сверла

4

7

Расчет диаметра оправки для насадных фрез

2

8

Расчет и конструирование набора фрез

4

9

Расчет и конструирование концевой фрезы

2

10

Расчет резьбовой фрезы

2

11

Расчет и конструирование червячной фрезы

4

12

Расчет и конструирование токарных резцов с механическим креплением сменных пластин




4

Тема 1.5

Общие сведения о токарной обработке

Компетенции

ПК 1, ПК 2,

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 9


Умения:

- приемов и наладки, эксплуатации токарных станков

- выбор токарных станков для конкретной обработки

Знания:

- способов обработки и замеры детали любого типа на токарных станках


Содержание

16

1

Значение технологического оборудования в промышленности. История развития станкостроения

2

2

2

Классификация токарных станков. Характеристика токарно-винторезного станка типа 16К20, их основные узлы, органы управления.

2

2

3

Техническое обслуживание токарного станка

2

2

4

Способы обработки цилиндрических наружных и внутренних поверхностей

2

2

5

Способы обработки конических, фасонных поверхностей

2

2

6

Способы нарезания резьбы

2

2

7

Наладка токарных станков на обточку конусов и нарезания различных видов резьбы

2

2

8

Стандартизация и контроль качества продукции

2

2





Лабораторные работы

6


1

Ознакомление с устройством и работой основных механизмов токарного станка. Наладка станка на обработку детали типа «вал»

2

2

Измерения и проверка размеров деталей различным мерительным инструментом

2

3

Установка положения органов управления токарными станками на заданные режимы резанья

2

Тема 1.6

Общие сведения о фрезерных станках

Компетенции

ПК 1, ПК 2,

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 9


Содержание

19

1

Классификация фрезерных станков. Органы управления, наладка, техническое обслуживание станка

3

2

2

Способы установки заготовки и режущего инструмента для выполнения технологических операций

4

2

3

Контроль качества продукции. Виды брака при фрезеровании

2

2

4

Техническое обслуживание. Техника безопасности

2

2

5

Органы управления, основные узлы универсально-фрезерных станков

4

2

6

Техническая характеристика, кинематика принцип работы универсально-фрезерных станков

4

2

Лабораторные работы

6


1

Ознакомление с устройством и работой основных механизмов фрезерного станка. Наладка станка на обработку детали типа «планка»

4

2

Контроль качества фрезерованных поверхностей. Вид контрольно-измерительного инструментов и способы контроля

2

Тема 1.7

Технологическое оснащение токарных и фрезерных станков


Умения:

- выбрать тип и элементы приспособления для конкретной токарной или фрезерной обработки

Знания:

- назначение, применение, устройство, технические возможности токарных и фрезерных приспособлений


Содержание

19

1

Технологическая оснастка оборудования, станочные приспособления, их назначения, основные конструктивные элементы

4

2

2

Базирование заготовок, правило шести точек

3

2

3

Погрешности базирования, расчет погрешности базирования

2

2

4

Классификация токарных приспособлений, их особенности, применение

2

2

5

Классификация фрезерных приспособлений. Делительные головки

4

2

6

Установочные и зажимные элементы и механизмы токарных и фрезерных приспособлений

4

2

Практическая работа

4


1

Расчет погрешности базирования заготовок

4

Тема 1.8

Метрология, стандартизация и сертификация

Компетенции

ПК 1, ПК 2,

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 9


Умения:

- выбирать посадки в ОСТ и ЕСДП

- определять поля допусков отверстий и валов

Знания:

- обозначения шероховатости поверхности


Содержание

10

1

Точность размеров. Допуски. Размеры с односторонними отклонениями

2

2

2

Поля допусков отверстий и валов в ОСТи ЕСДП

2

2

3

Посадки в ОСТ и ЕСДП. Обозначения на чертежах. ГОСТ 25347-82

2

2

4

Рекомендации по выбору посадок. Применение посадок а СВ

2

2

5

Обозначение шероховатости поверхностей согласно изменению №3

ГОСТ 2.309-79

2

2

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 4.

120


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

46

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

74


Самостоятельный выбор режущего инструмента для токарной и фрезерной операций.

Чтение рабочих чертежей отдельных деталей.

Написание рефератов по предложенным темам.

Изучение условий и режима труда и отдыха станочника

Оформление отчетов по выполнению лабораторных работ

Выполнение эскизов и рабочих чертежей для деталей различного типа

Выбор режущих и мерительных инструментов для токарных и фрезерных операций

Новые инструментальные материалы

Режущие инструменты специальной конструкции

Комбинированные режущие инструменты

Компоновка и кодирование инструментальных блоков для станков с ЧПУ

Износ, стойкость и формы заточки режущих инструментов

Выбор оборудования на фрезерные и токарные работы, сравнительный анализ, рекомендации по использованию технологического оборудования для конкретных условий обработки

Инновации при выборе методов наладки и настройки токарных и фрезерных станков

Выполнение сборочного чертежа с использованием фрагментов из стандартных библиотек T-Flex (установочные элементы, крепёжные детали)

Формирование простого сборочного чертежа, состоящего из 3-х деталей.

Подготовка деталей для вставки в сборочный чертёж приспособления средней сложности.

Формирование сборочного чертежа приспособления средней сложности из деталей-фрагментов.

Оформление сборочного чертежа приспособления средней сложности. Изменение деталей-фрагментов, входящих в сборочный чертёж. Заполнение спецификации.

46

Выполнение карт контроля, кроссвордов, чайнвордов, тестов, заданий, рефератов для деловой игры и других нестандартных занятий по всем темам МДК 04.01

Оформление отчетов по выполнению практических и лабораторных работ по всем темам МДК 04.01

28

Учебная практика

108


п/п

Виды работ



1

Ознакомление с содержанием слесарной практике, виды работ. Знакомство с оборудованием и слесарным инструментом. Научная организация труда (НОТ) слесаря.

6


2

Первичный инструктаж на рабочем месте. Охрана труда при слесарных работах.

6

3

Разметка плоскостная: контуров плоских деталей, центров, разметочных рисок. Упражнения по разметке.

6

4

Правка и гибка металла: назначение, приемы, особенности. Брак. Упражнения по правке, гибке металлов.

6

5

Рубка металла: назначение, организация работы, приемы, выбор инструментов. Упражнения по рубке металлов.

6

6

Резка металла: приемы, механизация, охрана труда, выполнение слесарных работ по разметке и рубке металлов.

6

7

Опиливание металла: организация работы, выбор напильников, брак и причины, упражнения при опиливании.

6

8

Сверление и рассверливание отверстий: подготовка станка к работе, приемы сверления, заточка сверл. Упражнения по сверлению и рассверливанию сквозных и глухих отверстий.

6

9

Зенкование, зенкерование отверстий под коническую и цилиндрическую головку винта. Развертывание отверстий ручными развертками. Упражнения по зенкованию и развертыванию отверстий.

6

10

Нарезание резьбы: классификация резьб, нарезание внутренних и наружных резьб, резьбовыми плашками и метчиками. Выполнение комплексных работ: разметка, сверление, зенкование, нарезание резьбы.

6

11

Клепка: элементы заклепки, клепка пневматическим молотком, склепывание заклепками с полукруглыми головками. Упражнения по выполнению клепки.

6

12

Разметка пространственная: принцип разметки объёмных деталей, несложных деталей по чертежу и образцу с установкой на плите, призме и при помощи домкратов. Упражнения по выполнению пространственной разметки.

6

13

Распиливание и припасовка: квадратных и трехгранных отверстий, полукруглых наружных и внутренних контуров, припасовка многоугольных вкладышей. Выполнение простых слесарных работ по распиливанию.

6

14

Шабрение: назначение подготовка, заточка, заправка шабера. Шабрение плоских деталей, криволинейных плоскостей, угловых. Контроль качества. Упражнения по шабрению.

6

15

Притирка и доводка: назначение и область применения. Шаржирование притиров, плит. Притирка и доводка широких, узких и конических поверхностей. Доводка наружных и внутренних плоскостей. Упражнения.

6

16

Пайка, лужение, склеивание: назначение, организация рабочего места. Пайка мягкими припоями, твердыми припоями, электрическим паяльником. Лужение, склеивание. Упражнения по пайке, лужению и склеиванию.

6

17

Комплексная слесарная работа: чтение чертежей, заполнение технологической документации. Контроль качества выполнения.

6

18

Зачёт по слесарной практике.

6

Производственная практика (по профилю специальности)

180


п/п

Виды работ


1

Ознакомление обучающихся с механическим участком учебно-производственной мастерской, правилами внутреннего распорядка. Охрана труда. Виды работ на станках. Понятия об элементах технологического процесса, базировании, точности обработки. Оформление журнала инструктажа по технике безопасности.

6

2

Ознакомление с управлением станками: общие принципы, знакомство с инструментами, настройка станка на заданный режим. Тренировочные упражнения по управлению станками, настройке, уходом за станком.

6

3

Работа на заточных станках: устройство станков, характеристика абразивных кругов, охрана труда. Приемы заточки резцов, сверл, метчиков, осевых инструментов. Упражнения по заточке режущих инструментов.

6

4

Работа на токарных станках: краткие сведения, классификация и узлы станков. Охрана труда. Работа на токарных станках, простейшие приемы.

6

5

Основные процессы резания металлов. Элементы режима резания. Виды стружек, СОЖ. Материалы режущих инструментов. Работа на токарных станках.

6

6

Токарные резцы: типы, основные части и элементы резцов. Формы заточки резцов. Определение углов резцов, выбор углов в зависимости от конкретной обработке. Работа на токарных станках.

6

7

Обтачивание наружных цилиндрических поверхностей: ручной подачей, предварительная обработка цилиндрических поверхностей, подрезка уступов упорными резцами. Упражнения по обтачиванию наружных цилиндрических поверхностей.

6

8

Обтачивание наружных цилиндрических поверхностей: при установке предварительнозацентрированных заготовок в центрах, получистовая обработка. Центрирование заготовок, наладка станков, измерение деталей при обтачивании наружных цилиндрических поверхностей. Упражнения по обтачиванию цилиндрических поверхностей.

6

9

Обработка торцовых поверхностей и уступов: приемы подрезки торца и уступа, режимы резания, заточка резцов, брак и причины. Упражнения по обработке торцовых поверхностей и уступов.

6

10

Вытачивание наружных канавок на цилиндрических и торцовых поверхностях. Отрезание: резцы, приемы вытачивания, измерения и контроль канавок. Упражнения по вытачиванию канавок и отрезанию.

6

11

Центрование заготовок: формы центровых отверстий, выбор сверл для центрования, разметка, накернивание центра, приемы и способы получения центровых отверстий. Упражнению по центрованию и сверлению.

6

12

Сверление сквозных и глухих отверстий. Рассверливание: сверла, установка и закрепление сверл, подготовка поверхностей под сверление, приемы сверления на заданную глубину. Заточка и проверка правильности заточки сверла по шаблону. Измерения обработанных отверстий. Упражнения по центрованию, сверлению отверстий.

6

13

Зенкерование, зенкование и развертывание цилиндрических отверстий: типы инструментов, припуски, режимы резанья, приемы, измерения отверстий, брак и меры предупреждения. Упражнения по зенкерованию.

6

14

Растачивание цилиндрических отверстий: назначение, приемы, режимы резания, обтачивание канавок в отверстиях, фасок. Измерение и контроль канавок. Упражнения по растачиванию отверстий.

6

15

Обработка наружных конических поверхностей: способы получения широким резцом, при помощи поворота суппорта, смещение корпуса задней бабки, конусной линейки. Измерение и контроль. Брак и меры предупреждения. Упражнения по обработке наружных конических поверхностей

6

16

Обработка внутренних конических поверхностей: при помощи поворота суппорта, конусные линейки. Определение припусков, наладка конусной линейки. сверление отверстий уступами с расчетом глубины ступеней. Обработка конических отверстий комплектом конических разверток. Измерение и контроль отверстий штангенциркулем, калибрами, шаблонами, нутромером. Упражнения по обработке внутренних конических поверхностей.

6

17

Обтачивание фасонных поверхностей: фасонные резцы, их установка и работа. Обработка фасонных участков деталей методом двух подач, с применением копира. Контроль, брак. Упражнение по обтачиванию фасонных поверхностей.

6

18

Отделка и доводка поверхностей: полирование, накатывание, обкатывание цилиндрических, конических и фасонных поверхностей. контроль качества. Упражнения.

6

19

Нарезание резьбы: общие сведения, типы резьб. Измерения и контроль резьбы. Упражнения по выполнению метрической резьбы.

6

20

Нарезание резьбы плашками: установка и закрепление плашек, подготовка поверхностей заготовки, приемы нарезания плашками крепежных резьб. Упражнения по нарезанию наружной резьбы плашками.

6

21

Нарезание резьбы метчиками: применение универсальных приспособлений для закрепления метчиков, приемы нарезания, измерения и контроль стержней и отверстий под резьбу, контроль резьбы. Упражнения.

6

22

Комплексная токарная работа: ознакомление с чертежами и технологическими картами. Обработка деталей на станке. Контроль качества работы. Охрана труда при работе на токарных станках.

6

23

Работа на фрезерных станках: ознакомление с назначение и общим устройством фрезерного станка, с настройкой станка на заданные режимы резания. Установка, закрепление и снятие оправок, и фрез. Уход за станком и рабочим местом. Упражнения в управлении фрезерным станком.

6

24

Фрезерование плоских поверхностей: проверка и измерение деталей по линейки, угольником, шаблоном, угломером. Брак при фрезеровании плоских поверхностей. Упражнения фрезерованию.

6

25

Фрезерование уступов, пазов, канавок, фасонных поверхностей. Упражнения по обработке поверхностей.

6

26

Фрезерование с применением делительных приспособлений: фрезерование многогранников, концевой и торцевой фрезой, фрезерование канавок. Настройка делительной головки, установка и закрепление ее. Упражнения по фрезерованию деталей с использованием делительных головок.

6

27

Комплексная фрезерная работа.

6

28

Работа на шлифовальных станках: устройство и принципы работы, основные сведения о шлиф. кругах, правка кругов. Упражнения по управлению шлифовальным станком и выполнение шлифования детали.

6

29

Работа на строгальных станках: назначение, классификация и устройство строгальных станков. Приспособления и инструменты. Контроль качества и заточка резцов. Упражнения при работе на строгальных станках.

6

30

Зачет по практике для получения практических первичных умений и навыков.

6

Всего

648


4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов инженерной графики, безопасности жизнедеятельности и охраны труда и лабораторий процессов формообразования и инструментов, технологического оборудования и оснастки, а также мастерских слесарных, механических.

Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий: технологическое оборудование, режущий и мерительный инструмент, технологическая оснастка, оборудование кабинетов: компьютеры, локальная сеть, выход в глобальную сеть, проектор, экран, оборудование мастерских: станки токарные и фрезерные, комплект учебно-методической документации.

Материально-техническое обеспечение.

Оборудование учебных кабинетов:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебно-наглядные пособия по всем темам модуля ПМ 04 (комплекты деталей, инструментов для токарных, фрезерных, резьбо-нарезных операций, режущие и мерительные инструменты, макеты режущих инструментов);

- планшеты: «Фрезерные работы», «Токарные работы», «Шлифовальные работы»;

- приспособления, основные части станков.

Технические средства обучения:

- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиа проектор;

- аудио система, видео фильмы;

- комплекты презентационных слайдов по темам МДК модуля.

Оборудование учебно-производственной мастерской.

  1. Слесарное отделение:

- 15 рабочих мест;

- настольно-сверлильный станок – 2;

- вертикально-сверлильный станок – 1;

- 2-х шпиндельный вертикально-сверлильный станок – 1;

- заточной станок;

- шлифовальный станок;

- механический пресс;

- слесарные верстаки;

- тиски;

- слесарные инструменты.

2. Механическое отделение:

- токарно-винторезные станки;

- токарно-револьверные станки;

- горизонтально-фрезерные станки;

- вертикально-фрезерные станки;

- вертикально-сверлильные станки;

- мотоустановка;

- механическая приводная ножовка по металлу;

- тумбочки для инструментов с пюпитром.

3. Заточное отделение:

- точильно-шлифовальные станки;

- заточные станки;

- шлифовальные станки.




4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


Основные источники:

  1. Адаскин А.М.,Зуев В.М. Материаловедение и технология материалов М: ФОРУМ, 2010. 336 с.

  2. Адаскин А.М., Колесов Н.В. Современный режущий инструмент М: Академия, 2012

  3. Аверьянов О.И. и др. Технологическое оборудование М: ФОРУМ-Инфра-М,2007

  4. Боголюбов С.К. Инженерная графика М: «Машиностроение», 2000

  5. Васильева П.С. Черчение. Практикум. М: Академия, 2013

  6. Ганевский Г. М., Гольдин И.И. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении: Учеб. для нач. проф. образования М.: ПрофОбрИздат: ИРПО, 2002. 288 с.

  7. Девисилов В.А. Охрана труда: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. 400с.

  8. Заплатин В. Н. Основы материаловедения. Учебник. М: Академия, 2012

  9. Зайцев С.А. и др. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении. Учебник. М: Академия, 2012

  10. Кошевая И.П., Канке А.А. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебник М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. 416с.

  11. Кошевая И.П., Канке А.А. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебник М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. 416с.

  12. Минько В.М. Охрана труда в машиностроении. М: Академия, 2012

  13. Нефедов Н.А., Осипов К.А. Сборник задач и примеров по резанию металлов и режущему инструменту. М: «Машиностроение», 1990

  14. Овсеенко А.Н., Клауч Д.Н., и др. Формообразование и режущие инструменты М. : ФОРУМ, 2010. 416 с.

  15. Справочник конструктора-инструментальщика под ред. Гречишнекова В.А. и Кирсанов С.В. М: «Машиностроение», 2006

  16. Чекмарев А.А. Инженерная графика (машиностроительное черчение): Учебник М.: ИНФРА – М, 2009. 396с.

  17. Чернов Н.Н. Технологическое оборудование (металлорежущие станки) Ростов н/Д: Феникс, 2009. 491с.

  18. Черпаков Б.И. Технологическая оснастка. М: Академия, 2005


Дополнительные источники

1. Арзамасов Б.Н. Конструкционные материалы: справочник М.: Машиностроение, 1990. 688с.

2. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних спец. учеб. заведений М.: Высшая школа, 2003. 357с

3. ГОСТ 24642-81 Допуски формы и расположения. Термины и определения.

4. ГОСТ 24643-81 Допуски формы и расположения. Числовые значения.

5. ГОСТ 2.308-79 Допуски формы и расположения поверхностей.

6. ГОСТ 2.309-73 Обозначение шероховатости поверхности.

7. Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 марта 19997 г. № 12.


Интернет – ресурсы:

1. http//www.materialscience.ru

2. http://www.sasta.ru

3. http://www.asw.ru

4. http://www.metalstanki.ru

5. http://www.news.elteh.ru

Список используемой литературы по слесарной практике.

Основная литература:

  1. Вишняков И.З. Устройство сверлильных станков и работа на них. М. «Высшая школа» 1990 г.

  2. Макиенко Н. И. Общий курс слесарного дела. М. «Высшая школа» 1989 г.

  3. Нефёдов Н.А. Практическое обучение в машиностроительных техникумах. М. «Высшая школа» 1990 г.

  4. Скакун В. А. Руководство по обучению слесарному делу. М. «Высшая школа» 1992 г.


Дополнительная литература:

  1. Винников И. 3. Устройство сверлильных станков и работа на них. М. «Высшая школа» 1986 г.

  2. Кропивницкий Н. Н. Общий курс слесарного дела. Машиностроение 1990 г.

  3. Макиенко Н. И. Практические работы по слесарному делу. М. «Высшая школа» 2001 г.

  4. Покровский Б. С. Производственное обучение слесарей. Учебное пособие М. «Академия» 2007 г.


Список используемой литературы по производственной практике.

1. Батов В.П. «Токарные станки» М Машиностроение 1998г.

2. Барбашов Ф.А. Фрезерное дело М Высшая школа 1975г.

3. Вереина Л.И. Иллюстрационное учебное пособие «Токарное дело» 2008г. -36 плакатов

4. Денежный П.М., Стискин P.M. «Токарное дело» М Высшая школа 1986г.

5. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Машиностроение 1990г.

6. Захаров В.А., Чистоклетов А.С. «Токарные станки» М Машиностроение 1989г.

7. Нефедов Н.А. «Практическое обучение в машиностроительных техникумах» М Высшая школа 1990г.

8. Скакун В.А. Руководство по обучению слесарному и токарному делу. М Высшая школа 1992г.

9. Справочник технолога-машиностроителя М Машиностроение 1990г.

10. Тишенина Т.И., Феров Б.В. «Токарные станки и работа на них» М Машиностроение 1990г.

11. «Токарь-расточник» Пакет учебных элементов по профессии М издательский дом «Новый учебник» 2004г.

12. Фещенко В.Н., Махмутов Р.Х. Токарная обработка М Высшая школа 1984г.


4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Освоение программы модуля базируется на изучении общепрофессиональных дисциплин «Инженерная графика», «Процессы формообразования и инструменты», «Технологическое оборудование», «Охрана труда», «Проектирование режущего инструмента» с использованием разных технологий обучения по профессиональному модулю ПМ 04:

- деятельностные, ориентированные на овладение способами профессиональной и учебной деятельности (контекстное обучение, моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе и т.п.);

- личностно-ориентированные, направленные на развитие личности, в частности на формирование активности личности в учебном процессе;

- конгетивные (мыследеятельностные), направленные на развитие интеллектуальных функций обучающихся, овладение ими принципами системного подхода к решению проблем (проектный метод, метод групповой дискуссии и др.).

Реализация программы модуля предполагает проведение учебной практики, направленной на формирование у студентов практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта.

Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» является освоение теоретического материала и выполнение лабораторных работ и практических занятий в полном объеме в рамках МДК.04.01 «Реализация технологических процессов изготовления деталей» и обязательного зачета по учебной практике.

При проведении практических занятий в зависимости от сложности изучаемой темы и технических условий возможно деление учебной группы на подгруппы численностью не менее 8 человек.


4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Подготовка обучающихся по профессии 19149 «Токарь» по специальности «Технология машиностроения» для данного модуля ПМ 04 осуществляют 5 преподавателей имеющие высшее образование соответствующее профилю модуля и педагогический стаж работы более 25 лет. Два преподавателя имеют высшую квалификационную категорию, остальные первую категорию.

Производственную практику обеспечивают 2 мастера, из них 1 мастер имеет высшее профессиональное образование, второй – среднее профессиональное образование и 1 квалификационную категорию.

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)


ПК

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1

Участвовать в  реализации технологического процесса по изготовлению деталей.

- обоснованность выбора технологического оснащения и приемов работы на технологическом оборудовании

- полнота и точность реализации требований технической документации

- экспертная оценка защиты практических и лабораторных работ по настройке оборудования на обработку детали, выбору технологического оснащения

-экспертная оценка процесса выполнения наладки технологического оборудования

ПК 2

Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям конструкторской документации.

- эффективность выбора средств и методов контроля качества деталей

- экспертная оценка защиты практических и лабораторных работ по определению качества деталей

- экспертная оценка уровня владения мерительным инструментом при защите лабораторных работ



Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.



ОК

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- демонстрация интереса к профессии в процессе учебной деятельности и на практике;

- участие в конкурсах профессионального мастерства

-экспертная оценка наблюдений за обучающимся


-тестирование на профессиональную пригодность

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • обоснованность выбора методов и способов решения профессиональных задач по наладке технологического оборудования и контролю качества деталей, выбору режущих инструментов и приспособлений

-экспертная оценка защиты практических и лабораторных работ по темам МДК ПМ 04


ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • решение стандартных и нестандартных профессиональных задач, по выбору инструмента и наладке технологического оборудования и контролю качества деталей

-экспертная оценка участия обучающегося в деловой игре

-экспертная оценка наблюдений за обучающимся во время учебной практики

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • эффективный поиск необходимой информации с использованием различных источников, включая электронные и интернет ресурсы;

-экспертная оценка проектной деятельности обучающегося

- тестирование

- оценка выполнения рефератов, презентаций

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • взаимодействие с участниками образовательного процесса




-экспертная оценка наблюдений за обучающимся во время учебной практики, экскурсий, групповых форм обучения

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

  • обоснованность выбора метода наладки технологического оборудования с учетом анализа инноваций

-экспертная оценка защиты проектной деятельности


ОК 10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

  • использование ИКТ при проведении мероприятий военно-патриотического характера

-экспертная оценка представителей военкомата по результатам проведенных мероприятий






















Разработчик:

Преподаватель спецдисциплин Горшкова А.Г.;

Преподаватель спецдисциплин Челюмова Т.Д;

Преподаватель спецдисциплин Г.М. Кучугов;

Преподаватель общепрофессиональных дисциплин Трякшина Н.М.;

Преподаватель общепрофессиональных дисциплин Степанова И.Г.;

Преподаватель общепрофессиональных дисциплин Кожарина О.А.;

Заместитель директора по УПР Конов В.Б.


Эксперты:

ОАО «Агрегат» Начальник учебно-производственного центра

Дворко Б.Н. ___________________

ОАО «Агрегат» И.О. Заместитель главного технолога

С.И. Павлючук_____________________

*

6