Пояснительная записка
Рабочая программа «Основы права и российской гражданственности» для 10 класса разработана на основе :
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»
Положение о рабочей учебной программе в ОКОУ «Льговская школа-интернат для детей с ОВЗ»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
Программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой, автор Платонова Н.М., 2006 г. "
Учебными пособиями данный курс не обеспечен.
Предлагаемая программа соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
Курс направлен на формирование политико-правовых знаний, призван способствовать самореализации личностного потенциала детей с проблемами здоровья, носит практикоориентированный характер.
Цель программы:
Социализация учащихся, формирование их социально-коммуникативной компетентности.
Задачи:
1. Познакомить с отечественной системой правовых отношений в обществе;
2. Сформировать знания, умения и навыки о правах и обязанностях гражданина;
3. Выявлять взаимосвязи гражданской позиции и процветания страны;
4. Приобщить к ценностям демократии, правового государства и гражданского общества;
5. Воспитывать уважение к законам страны, правам и обязанностям граждан;
6. Формировать мировоззрение, активное отношение к жизни и окружающему миру;
7. Активизировать стремление к самообразованию;
8. Воспитывать высоконравственного патриота своей родины.
Изучение элементов теории государства и права России, основ конституционного, гражданского и уголовного права Российской Федерации.
Межпредметные связи
Обществознание связано с русским языком и чтением в понятиях и определениях, письменных работах учеников; математикой – в графиках, таблицах, иллюстрациях и пр., содержащих цифровой фактический материал; а также биологией – в социальных и экологических вопросах прав гражданина, регистрации прав гражданского состояния, прав собственности, трудовых и семейных отношений.
Основные направления коррекционной работы:
- научиться анализировать, обобщать и сравнивать факты, явления и события,
- научиться оценивать, чтобы иметь собственное суждение о роли государства и граждан,
- уметь оперировать полученными знаниями самостоятельно.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
10 класс
Учащиеся должны знать:
- Основные законы и правовые акты Российской Федерации
- Свои основные права и обязанности гражданина России
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться своими правами, обращаться в соответствующие органы и инстанции
- Составлять заявления, доверенности, заполнять бланки
Минимальный уровень
Учащиеся должны знать:
- Свои основные права и обязанности гражданина России
Учащиеся должны уметь:
- Составлять заявления, доверенности, заполнять бланки
Структура курса
10 класс
Рабочая программа по обществознанию рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), из них в I полугодии – 16 часов, во II полугодии – 19 часов
Тематический план
№ | Тематический раздел | Количество часов |
1 | Государство и право | 2 |
2 | Наследственное право | 2 |
3 | Семейное право | 7 |
4 | Административное право | 3 |
5 | Трудовое право | 9 |
6 | Уголовное право | 4 |
7 | Повторение | 8 |
8 | Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование 10 класс
Nп/п | Тема урока, раздел | Кол-во часов | Домашнее задание |
1 | Цели и задачи предмета | 1 | |
2 | Государство, право, мораль | 1 | |
3 | Наследство | 1 | |
4,5 | Наследственное право: Наследники по завещанию наследодателя; Наследники по закону (очерёдность наследования) | 2 | |
6 | Семейное право: заключение и расторжение брака. Появление детей, родственники | 1 | |
7 | Брачный контракт | 1 | |
8 | Повторение | 1 | |
9 | Личные и имущественные отношения супругов | 1 | |
10 | Личные и имущественные отношения родителей и детей | 1 | |
11 | Личные права ребёнка; имущественные права ребенка | 1 | |
12 | Опека и попечительство | 1 | |
13 | Алименты | 1 | |
14 | Повторение | 1 | |
15 | Обобщение: «Основы семейного права» | 1 | |
16 | Субъекты административного права | 1 | |
17 | Правонарушение и ответственность в административном праве | 1 | |
18 | Административное взыскание | 1 | |
19 | Повторение изученных тем | 1 | |
20 | Трудовое право: понятие и назначение | 1 | |
21 | Трудовой договор | 1 | |
22 | Рабочее время | 1 | |
23 | Время отдыха | 1 | |
24 | Заработная плата | 1 | |
25 | Гарантии и компенсации в труде. Дисциплина труда | 1 | |
26 | Ответственность сторон трудового договора. Охрана труда | 1 | |
27 | Профессиональный союз – защита трудовых прав. Трудовые споры | 1 | |
28 | Обобщение: «Основы трудового права» | 1 | |
29 | Уголовное право: понятие и система. | 1 | |
30 | Уголовное преступление. Наказание | 1 | |
31 | Права подозреваемого, обвиняемого, осужденного | 1 | |
32,33 | Обобщение: «Основы уголовного права» | 2 | |
34,35 | Итоговое повторение | 2 | |
Содержание курса
Понятие о государстве, его основные признаки, задачи, функции.
Основы конституционного права в РФ.
Основы гражданского права.
Понятие правоспособности, дееспособности
Регистрация актов гражданского состояния.
Собственность и имущественные отношения. Собственность на жилое помещение.
Наследственное право.
Понятие административного правонарушения. Понятие уголовного преступления. Отличие преступления и правонарушения.
Труд и трудовые отношения. Пенсионное обеспечение.
Семейное право. Образовательное право.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по обществознанию
Базовый уровень
Оценка «5» - понимание материала, самостоятельное формулирование ответа, приведение примеров, единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно.
Оценка «4» - правильный ответ с неточностями.
Оценка «3» - знание и понимание основных положений темы, но неполное непоследовательное изложение, затруднения в приведении примера.
Минимальный уровень
Оценка «5» - понимание и обоснование материала с помощью учителя, самостоятельное формулирование ответа, приведение примеров, единичные ошибки, которые исправляются с помощью учителя.
Оценка «4» - правильный ответ с неточностями, которые исправляются с помощью учителя.
Оценка «3» - неполное непоследовательное изложение, затруднения в приведении примера, необходимость в постоянной помощи учителя.
Список использованных источников и литературы
Платонова Н.М. Программно-методическое обеспечение для 10–12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя; под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 331 с.
Конституция Российской Федерации. – М.: «Издательство Новая Волна», 1997. – 63 с.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации; 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. – 784 с.
Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право; 3-е изд., пересмот. и доп. – М.: Норма, 2007. – 816 с.
Венгеров А.Б. Теория государства и права; 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
Гражданское право. Учебник в 3-х томах; под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 2005. – ТТ. 1-3.
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2004. – 512 с.
Трудовое право России. Учебник; отв. ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова. – М.: «ИНФРА-М», 2008. – 608 с.
Уголовное право России в 2-х томах; отв. ред. А.Н. Игнатов, Ю.А. Красиков. – М. Норма, 2000. – ТТ. 1,2.
6