Филиал «Морд.Коломасовская средняя общеобразовательная школа»
МБОУ «Кочелаевская средняя общеобразовательная школа»
Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия
Рассмотрено: Заседание МО __________/Рогачева Н.М. Протокол №____ от «___»______2018г. | Утверждаю: Директор школы ___________/Силантьев А.Н. Приказ №____ от «___» ______2018 г. |
Составила:
учитель математики
Рогачева Наталья Михайловна
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании примерной программы основного общего образования по алгебре (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») и сборника "Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 4-е изд. – 2004г
Общая характеристика учебного предмета
Рассматриваемый курс алгебры и начала анализа для 10 класса организован вокруг основных содержательных линий:
- числовой (действительные числа, степень с действительным показателем, логарифмы чисел, тригонометрические числовые выражения);
- функциональной (показательной, логарифмической, степенная и тригонометрическая функции);
_ уравнений и неравенств (показательные, логарифмические, иррациональные, тригонометрические уравнения и неравенства);
_ преобразований (выражений, содержащих степени, логарифмы, тригонометрические функции).
Основные методические особенности курса алгебры и начала анализа заключается в следующем:
1.Элементарные функции изучаются элементарными методами (без использования производной).
2.Числовая линия и линия преобразований развиваются параллельно с функциональной, не опережая её по времени изучения. Так, например, изучению логарифмической функции предшествует изучение понятия логарифма числа и свойств логарифмов, преобразования логарифмических выражений, решение элементарных логарифмических уравнений.
3. При изложении курса широко используется графические средства наглядности.
4 Впервые вводится понятие равносильности уравнений и неравенств, поскольку в этом возникает необходимость.
5. Новые математические понятия, когда это возможно, вводятся после рассмотрения прикладных задач, мотивирующих необходимость их появления.
6 Система упражнений позволяет организовать уровневую дифференциацию по каждой теме.
7 Теоретический материал излагается доступным языком, что способствует самостоятельному изучению старшеклассниками.
8 Акцент в преподавание делается на практическое применение приобретённых знаний.
Основным в курсе 10 класса является изучение элементарных функций и связанное с ним решение уравнений и неравенств.
Цели программы:
формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда;
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса ,отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математический идей..
Основные задачи
предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
обеспечить базу математических знаний, достаточную для будущей профессиональной деятельности или последующего обучения в высшей школе;
сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
развивать математические и творческие способности учащихся;
подготовить обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути;
расширить понятие множества чисел ( от натурального до действительного);
изучить степенную,показательную,логарифмическую функции их свойства и графики;
овладеть основными способами решения показателных,логарифмических,иррациональных уравнений и неравенств;
познакомить учащихся с тригонометрической формой записи действительного числа и её свойствами;
рассмотреть преобразование тригонометрических выражений (включая решение уравнений ) по формулам как алгебраическим, так и тригонометрическим..
Межпредметные и межкурсовые связи: при работе широко используются: физика –«Действительные числа»,«Степенная функция», химия – «Действительные числа», биология – « Действительные числа», «Показательная функция».
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения алгебры на базе основного общего образования в 10 классе отводится 2 часа в неделю, т.е. 68 часов в год.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Учебный процесс состоит из системы уроков, среди которых выделяются следующие виды:
Урок- лекция
Урок- практикум
Комбинированный урок
Урок –решения задач
Урок- тест
Требования к математической подготовке учащихся
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Алгебра
уметь
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики
уметь
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
Уравнения и неравенства
уметь
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Содержание тем учебного курса
Повторение (3часа) ешение уравнений и неравенств. Нахождение членов и суммы членов алгебраической и геометрической прогрессии.
Действительные числа (8 часов)
Целые и рациональные числа. Действительные числа. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с рациональным и действительным показателями.
Основная цель — обобщить и сист-ть знания о действительных числах; сформировать понятие степени с дейст-м показателем; научить применять определения арифметического корня и степени, а также их свойства при выполнении вычислений и преобразовании выражений.
Степенная функция (7 часов).
Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства.
Основная цель — обобщить и систем-ть известные из курса алгебры основной школы свойства функций; изучить свойства степенных функций с натуральным и целым показателями и научить применять их при решении уравнений и неравенств; сформировать понятие равносильности уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств.
4.Показательная функция (8 часов)
Показательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.
Основная цель — изучить свойства показательной функции; научить решать показательные уравнения и неравенства, простейшие системы показательных уравнений.
5.Логарифмическая функция (9 часов)
Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства.
Основная цель — сформировать понятие логарифма числа; научить применять свойства логарифмов при решении уравнений; изучить свойства логарифмической функции и научить применять ее свойства при решении простейших логарифмических уравнений и неравенств.
6.Тригонометрические формулы (15 часов)
Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Триг-кие тождества. Синус, косинус и тангенс углов а и -а. Формулы сложения. Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов.
Основная цель — сформировать понятия синуса, косинуса, тангенса, котангенса числа; научить применять формулы тригонометрии для вычисления значений тригонометрических функций и выполнения преобразований тригонометрических выражений; научить решать простейшие триг-кие уравнения sinx = a, cosx = а при а = 1, -1, 0.
7.Тригонометрические уравнения (8 часов)
Уравнения cosx = a, sinx= a, tgx= а. Решение тригонометрических уравнений. Примеры решения простейших тригонометрических неравенств.
Основная цель — сформировать умение решать простейшие тригонометрические уравнения; ознакомить с некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений.
7.Повторение и решение задач (10 часов)
Целые и рациональные числа. Степень с рациональным показателем. Алгебраические преобразования. Логарифмы. Тригон-е формулы. Уравнения. Неравенства.Системы уравнений и неравенств. Текстовые задачи. Функции и графики. Беседа о великих математиках.
Тематическое планирование
курса алгебры 10 класса
№ п/п | Тема | Кол-во часов, всего | Из них |
| Теоретическое обучение, ч. | Самостоят. работа, ч. | Контрольн. работа, ч. |
1 | Повторение | 3 | 2 | Х | 1 |
2 | Действительные числа | 8 | 6 | 1 | 1 |
3 | Степенная функция | 7 | 5 | 1 | 1 |
4 | Показательная функция | 8 | 6 | 1 | 1 |
5 | Логарифмическая функция | 9 | 7 | 1 | 1 |
6 | Тригонометрические формулы | 15 | 13 | 1 | 1 |
7 | Тригонометрические уравнения | 8 | 6 | 1 | 1 |
8 | Повторение и решение задач | 10 | 9 | х | 1 |
9 | Итого | 68 | 54 | 6 | 8 |
Календарно – тематическое планирование
по курсу алгебры 10 класса
№ п/п | № в теме | Тема | Дата проведения |
план | факт |
Повторение курса 7-9 классов (3 часа) |
1 | 1 | Решение уравнений и неравенств | | |
2 | 2 | Алгебраическая и геометрическая прогрессии | | |
3 | 3 | Входящая контрольная работа | | |
Действительные числа (8 часов) |
4 | 1 | Целые и рациональные числа. | | |
5 | 2 | Действительные числа. | | |
6 | 3 | Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. | | |
7 | 4 | Арифметический корень натуральной степени. | | |
8-9 | 5-6 | Степень с рациональным и действительным показателем. | | |
10 | 7 | Упражнения к главе 1. Самостоятельная работа «Проверь себя». | | |
11 | 8 | Контр. Раб. по теме: «Действительные числа» | | |
Степенная функция (7 часов) |
12 | 1 | Работа над ошибками. Степенная функция, её свойства и график. | | |
13 | 2 | Взаимно обратные функции. | | |
14 | 3 | Равносильные уравнения и неравенства. | | |
15-16 | 4-5 | Иррациональные уравнения. | | |
17 | 6 | Упражнения к главе 2. Самостоятельная работа «Проверь себя». | | |
18 | 7 | Контрольная работа по теме: «Степенная функция». | | |
Показательная функция ( 8 часов) |
19 | 1. | Работа над ошибками. Показательная функция, её свойства и график. | | |
20-21 | 2-3 | Показательные уравнения. | | |
22 | 4 | Показательные неравенства. | | |
23 | 5 | Системы показательных уравнений и неравенств. | | |
24-25 | 6-7 | Упражнения к главе 3. Самостоятельная работа «Проверь себя». | | |
26 | 8 | Контрольная работа по теме «Показательная функция» | | |
Логарифмическая функция (9 часов) |
27 | 1 | Работа над ошибками. Логарифмы. | | |
28 | 2 | Свойства логарифмов. | | |
29 | 3 | Десятичные и натуральные логарифмы. | | |
30 | 4 | Логарифмическая функция, её свойства и график. | | |
31 | 5 | Логарифмические уравнения. | | |
32 | 6 | Логарифмические неравенства. | | |
33-34 | 7-8 | Упражнения к главе 4. Самостоятельная работа «Проверь себя». | | |
35 | 9 | Контрольная работа по теме: Логарифмическая функция» | | |
Тригонометрические формулы (15 часов) |
36 | 1 | Работа над ошибками. Радианная мера угла. | | |
37 | 2 | Поворот точки вокруг начала координат. | | |
38 | 3 | Определение синуса, косинуса и тангенса угла. | | |
39 | 4 | Знаки синуса, косинуса и тангенса. | | |
40 | 5 | Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. | | |
41 | 6 | Тригонометрические тождества. | | |
42 | 7 | Синус, косинус и тангенс углов а и –а. | | |
43 | 8 | Формулы сложения. | | |
44 | 9 | Синус, косинус и тангенс двойного угла. | | |
45 | 10 | Синус, косинус и тангенс половинного угла. | | |
46 | 11 | Формулы приведения. | | |
47 | 12 | Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов. | | |
48-49 | 13-14 | Упражнения к главе 5. Самостоятельная работа «Проверь себя». | | |
50 | 15 | Контрольная работа по теме «Тригонометрические формулы» | | |
Тригонометрические уравнения (8 часов) |
51 | 1 | Работа над ошибками. Уравнение cos x= a. | | |
52 | 2 | Уравнение sin x=a. | | |
53 | 3 | Уравнение tg x=a. | | |
54 | 4 | Решение тригонометрических уравнений. | | |
55 | 5 | Примеры решения простейших тригонометрических неравенств. | | |
56-57 | 6-7 | Упражнения к главе 6. Самостоятельная работа «Проверь себя». | | |
58 | 8 | Контрольная работа по теме: «Тригонометрические уравнения» | | |
Повторение (10 часов) |
59 | 1 | Работа над ошибками. Целые и рациональные числа. Степень с рациональным показателем. | | |
60 | 2 | Алгебраические преобразования. | | |
61 | 3 | Логарифмы. | | |
62 | 4 | Тригонометрические формулы. | | |
63 | 5 | Уравнения. Неравенства | | |
64 | 6 | Системы уравнений и неравенств. | | |
65 | 7 | Текстовые задачи. | | |
66 | 8 | Итоговая контрольная работа. | | |
67 | 9 | Функции и графики. | | |
68 | 10 | Итоговое повторение. Беседа о великих математиках | | |
Список литературы:
УМК для учащихся
Учебник «Алгебра и начала анализа» / Ш.И Алимов и др.,Просвещение,2006.
М.И.Шабунин и др. « Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 10 класс. Базовый уровень».М.Просвещение.2010
Ершова А.Г.,Голобородько В.В. « Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 класса». М.Илекса, 2005.
УМК для учителя
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
Алгебра и начала анализа.10-11: Учеб. для 10кл. общеобразоват. учреждений .автор АлимовШ.А,2006.
3 .Г.Г.Левитас. «. Математические диктанты. Алгебра и начала анализа.7-11 класс. Дидактические материалы» М., «Илекса»,2006.
4 .Григорьева Г.И.. «Алгебра и начала анализа.10 класс: поурочное планирование по учебнику Ш.А.Алимоваи.др. 1 полугодие».Волгоград. Учитель,2008.
5 .Григорьева Г.ИМ. «Алгебра и начала анализа.10 класс: поурочное планирование по учебнику Ш.А.Алимоваи.др. 2 полугодие».Волгоград. Учитель,2008.
6. Н.А.Ким. « Алгебра и начала математического анализа.7-11 класс. Развёрнутое тематическое планирование. Линия Ш.А.Алимова».Волгоград.Учитель,2010.