СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по алгебре 7- 9 класс

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа написана для ФГОС, с учетом примерной программы и стандарта ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре 7- 9 класс»
















Рабочая программа

учебного предмета

«Алгебра»

( 7-9 классы)























1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.


Метапредметные результаты

При изучении учебного предмета «Алгебра» обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения учебного предмета «Алгебра», обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (много- аспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного.

  1. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • критически оценивать содержание и форму текста.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Предметные результаты

Элементы теории множеств и математической логики

  • Оперировать на базовом уровне1 понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;

  • задавать множества перечислением их элементов;

  • находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях;

  • оперировать на базовом уровне понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство;

  • приводить примеры и контрпримеры для подтвержнения своих высказываний.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать графическое представление множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач других учебных предметов.

Числа

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанная дробь, рациональное число, арифметический квадратный корень;

  • использовать свойства чисел и правила действий при выполнении вычислений;

  • использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач;

  • выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;

  • оценивать значение квадратного корня из положительного целого числа;

  • распознавать рациональные и иррациональные числа;

  • сравнивать числа.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • оценивать результаты вычислений при решении практических задач;

  • выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;

  • составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.

Тождественные преобразования

  • Выполнять несложные преобразования для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;

  • выполнять несложные преобразования целых выражений: раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые;

  • использовать формулы сокращенного умножения (квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов) для упрощения вычислений значений выражений;

  • выполнять несложные преобразования дробно-линейных выражений и выражений с квадратными корнями.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • понимать смысл записи числа в стандартном виде;

  • оперировать на базовом уровне понятием «стандартная запись числа».

Уравнения и неравенства

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство, неравенство, решение неравенства;

  • проверять справедливость числовых равенств и неравенств;

  • решать линейные неравенства и несложные неравенства, сводящиеся к линейным;

  • решать системы несложных линейных уравнений, неравенств;

  • проверять, является ли данное число решением уравнения (неравенства);

  • решать квадратные уравнения по формуле корней квадратного уравнения;

  • изображать решения неравенств и их систем на числовой прямой.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • составлять и решать линейные уравнения при решении задач, возникающих в других учебных предметах.

Функции

  • Находить значение функции по заданному значению аргумента;

  • находить значение аргумента по заданному значению функции в несложных ситуациях;

  • определять положение точки по её координатам, координаты точки по её положению на координатной плоскости;

  • по графику находить область определения, множество значений, нули функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения функции;

  • строить график линейной функции;

  • проверять, является ли данный график графиком заданной функции (линейной, квадратичной, обратной пропорциональности);

  • определять приближённые значения координат точки пересечения графиков функций;

  • оперировать на базовом уровне понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;

  • решать задачи на прогрессии, в которых ответ может быть получен непосредственным подсчётом без применения формул.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений и т.п.);

  • использовать свойства линейной функции и ее график при решении задач из других учебных предметов.

Статистика и теория вероятностей

  • Иметь представление о статистических характеристиках, вероятности случайного события, комбинаторных задачах;

  • решать простейшие комбинаторные задачи методом прямого и организованного перебора;

  • представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков;

  • читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика;

  • определять основные статистические характеристики числовых наборов;

  • оценивать вероятность события в простейших случаях;

  • иметь представление о роли закона больших чисел в массовых явлениях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • оценивать количество возможных вариантов методом перебора;

  • иметь представление о роли практически достоверных и маловероятных событий;

  • сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;

  • оценивать вероятность реальных событий и явлений в несложных ситуациях.

Текстовые задачи

  • Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;

  • строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;

  • осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;

  • составлять план решения задачи;

  • выделять этапы решения задачи;

  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;

  • знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;

  • решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;

  • решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;

  • находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное снижение или процентное повышение величины;

  • решать несложные логические задачи методом рассуждений.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых в задаче величин (делать прикидку).

История математики

  • Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;

  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;

  • понимать роль математики в развитии России.

Методы математики

  • Выбирать подходящий изученный метод для решении изученных типов математических задач;

  • Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.


2.Содержание учебного предмета

Числа

Рациональные числа

Множество рациональных чисел. Сравнение рациональных чисел. Действия с рациональными числами. Представление рационального числа десятичной дробью.

Иррациональные числа

Понятие иррационального числа. Распознавание иррациональных чисел. Примеры доказательств в алгебре. Иррациональность числа .Применение в геометрии. Сравнение иррациональных чисел. Множество действительных чисел.

Тождественные преобразования

Числовые и буквенные выражения

Выражение с переменной. Значение выражения. Подстановка выражений вместо переменных.

Целые выражения

Степень с натуральным показателем и ее свойства. Преобразования выражений, содержащих степени с натуральным показателем.

Одночлен, многочлен. Действия с одночленами и многочленами (сложение, вычитание, умножение). Формулы сокращенного умножения: разность квадратов, квадрат суммы и разности. Разложение многочлена на множители: вынесение общего множителя за скобки, группировка, применение формул сокращенного умножения. Квадратный трехчлен, разложение квадратного трехчлена на множители.

Дробно-рациональные выражения

Степень с целым показателем. Преобразование дробно-линейных выражений: сложение, умножение, деление. Алгебраическая дробь. Допустимые значения переменных в дробно-рациональных выражениях. Сокращение алгебраических дробей. Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю. Действия с алгебраическими дробями: сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень.

Преобразование выражений, содержащих знак модуля.

Квадратные корни

Арифметический квадратный корень. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни: умножение, деление, вынесение множителя из-под знака корня, внесение множителя под знак корня.

Уравнения и неравенства

Равенства

Числовое равенство. Свойства числовых равенств. Равенство с переменной.

Уравнения

Понятие уравнения и корня уравнения. Представление о равносильности уравнений. Область определения уравнения (область допустимых значений переменной).

Линейное уравнение и его корни

Решение линейных уравнений. Линейное уравнение с параметром. Количество корней линейного уравнения. Решение линейных уравнений с параметром.

Квадратное уравнение и его корни

Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения. Дискриминант квадратного уравнения. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Теорема, обратная теореме Виета. Решение квадратных уравнений: использование формулы для нахождения корней, графический метод решения, разложение на множители, подбор корней с использованием теоремы Виета. Количество корней квадратного уравнения в зависимости от его дискриминанта. Биквадратные уравнения. Уравнения, сводимые к линейным и квадратным. Квадратные уравнения с параметром.

Дробно-рациональные уравнения

Решение простейших дробно-линейных уравнений. Решение дробно-рациональных уравнений.

Методы решения уравнений: методы равносильных преобразований, метод замены переменной, графический метод. Использование свойств функций при решении уравнений.

Простейшие иррациональные уравнения вида ,.

Уравнения вида .Уравнения в целых числах.

Системы уравнений

Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными. Прямая как графическая интерпретация линейного уравнения с двумя переменными.

Понятие системы уравнений. Решение системы уравнений.

Методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными: графический метод, метод сложения, метод подстановки.

Системы линейных уравнений с параметром.

Неравенства

Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. Проверка справедливости неравенств при заданных значениях переменных.

Неравенство с переменной. Строгие и нестрогие неравенства. Область определения неравенства (область допустимых значений переменной).

Решение линейных неравенств.

Квадратное неравенство и его решения. Решение квадратных неравенств: использование свойств и графика квадратичной функции, метод интервалов. Запись решения квадратного неравенства.

Решение целых и дробно-рациональных неравенств методом интервалов.

Системы неравенств

Системы неравенств с одной переменной. Решение систем неравенств с одной переменной: линейных, квадратных. Изображение решения системы неравенств на числовой прямой. Запись решения системы неравенств.

Функции

Понятие функции

Декартовы координаты на плоскости. Формирование представлений о метапредметном понятии «координаты». Способы задания функций: аналитический, графический, табличный. График функции. Примеры функций, получаемых в процессе исследования различных реальных процессов и решения задач. Значение функции в точке. Свойства функций: область определения, множество значений, нули, промежутки знакопостоянства, четность/нечетность, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения. Исследование функции по ее графику.

Представление об асимптотах.

Непрерывность функции. Кусочно- заданные функции.

Линейная функция

Свойства и график линейной функции. Угловой коэффициент прямой. Расположение графика линейной функции в зависимости от ее углового коэффициента и свободного члена. Нахождение коэффициентов линейной функции по заданным условиям: прохождение прямой через две точки с заданными координатами, прохождение прямой через данную точку и параллельной данной прямой.

Квадратичная функция

Свойства и график квадратичной функции (парабола). Построение графика квадратичной функции по точкам. Нахождение нулей квадратичной функции, множества значений, промежутков знакопостоянства, промежутков монотонности.

Обратная пропорциональность

Свойства функции . Гипербола.

Графики функций. Преобразование графика функции для построения графиков функций вида .

Графики функций ,,, .

Последовательности и прогрессии

Числовая последовательность. Примеры числовых последовательностей. Бесконечные последовательности. Арифметическая прогрессия и ее свойства. Геометрическая прогрессия. Формула общего члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Сходящаяся геометрическая прогрессия.

Решение текстовых задач

Задачи на все арифметические действия

Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.

Задачи на движение, работу и покупки

Анализ возможных ситуаций взаимного расположения объектов при их движении, соотношения объемов выполняемых работ при совместной работе.

Задачи на части, доли, проценты

Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Решение задач на проценты и доли. Применение пропорций при решении задач.

Логические задачи

Решение логических задач. Решение логических задач с помощью графов, таблиц.

Основные методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов. Первичные представления о других методах решения задач (геометрические и графические методы).

Статистика и теория вероятностей

Статистика

Табличное и графическое представление данных, столбчатые и круговые диаграммы, графики, применение диаграмм и графиков для описания зависимостей реальных величин, извлечение информации из таблиц, диаграмм и графиков. Описательные статистические показатели числовых наборов: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения. Меры рассеивания: размах, дисперсия и стандартное отклонение.

Случайная изменчивость. Изменчивость при измерениях. Решающие правила. Закономерности в изменчивых величинах.

Случайные события

Случайные опыты (эксперименты), элементарные случайные события (исходы). Вероятности элементарных событий. События в случайных экспериментах и благоприятствующие элементарные события. Вероятности случайных событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Классические вероятностные опыты с использованием монет, кубиков. Представление событий с помощью диаграмм Эйлера. Противоположные события, объединение и пересечение событий. Правило сложения вероятностей. Случайный выбор. Представление эксперимента в виде дерева. Независимые события. Умножение вероятностей независимых событий. Последовательные независимые испытания. Представление о независимых событиях в жизни.

Элементы комбинаторики

Правило умножения, перестановки, факториал числа. Сочетания и число сочетаний. Формула числа сочетаний. Треугольник Паскаля. Опыты с большим числом равновозможных элементарных событий. Вычисление вероятностей в опытах с применением комбинаторных формул. Испытания Бернулли. Успех и неудача. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.

Случайные величины

Знакомство со случайными величинами на примерах конечных дискретных случайных величин. Распределение вероятностей. Математическое ожидание. Свойства математического ожидания. Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей. Применение закона больших чисел в социологии, страховании, в здравоохранении, обеспечении безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.

История математики

Возникновение математики как науки, этапы ее развития. Основные разделы математики. Выдающиеся математики и их вклад в развитие науки.

Бесконечность множества простых чисел. Рациональные числа. Потребность в иррациональных числах. Школа Пифагора

Зарождение алгебры в недрах арифметики. Ал-Хорезми. Рождение буквенной символики. П. Ферма, Ф. Виет, Р. Декарт. История вопроса о нахождении формул корней алгебраических уравнений степеней, больших четырех. Н. Тарталья, Дж. Кардано, Н.Х. Абель, Э. Галуа.

Появление метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Появление графиков функций. Р. Декарт, П. Ферма. Примеры различных систем координат.

Задача Леонардо Пизанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначчи. Задача о шахматной доске. Сходимость геометрической прогрессии.

Истоки теории вероятностей: страховое дело, азартные игры. П. Ферма, Б.Паскаль, Я. Бернулли, А.Н.Колмогоров.

Роль российских ученых в развитии математики: Л. Эйлер., П.Л.Чебышев, С. Ковалевская, А.Н. Колмогоров.

Математика в развитии России: Петр I, школа математических и навигацких наук, развитие российского флота, А.Н. Крылов. Космическая программа и М.В. Келдыш.


3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

7 класс


Основное содержание по те­мам

Кол-во часов


Числа


1.


2.


3.


4.

5.


6.

7.

8.


9.

10.

11.

12.

13.

14.


15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

Возникновение математики как науки, этапы ее развития. Основные разделы математики. Натуральные числа и действия с ними.

Степень числа. Выдающиеся математики и их вклад в развитие науки.

Простые и составные числа. Разложение натуральных чисел на множители. Бесконечность множества простых чисел.

Множество рациональных чисел.

Контрольная работа «Степень числа. Целые числа. Рациональные числа»

Сравнение рациональных чисел.

Действия с рациональными числами.

Представление рационального числа десятичной дробью. Конечные десятичные дроби.

Представление рационального числа десятичной дробью.

Периодические десятичные дроби.

Периодичность десятичного разложения обыкновенной дроби.

Десятичное разложение рациональных чисел.

Контрольная работа по теме «Рациональные числа».

Понятие иррационального числа. Распознавание иррациональных чисел. Потребность в иррациональных числах. Школа Пифагора.

Множество действительных чисел. Понятие действительного числа.

Сравнение действительных чисел.

Основные свойства действительных чисел.

Приближение чисел.

Длина отрезка. Числа и длины отрезков. Применение в геометрии.

Координатная ось.

Контрольная работа по теме «Действительные числа».

1


1


1


1

1


1

1

1


1

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1


Тождественные преобразования


22.



23.

24.

25.

26.

27.


28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.


48.


49.

50.


51.

52.


53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.


64.

65.

66.

67.

68.

Зарождение алгебры в недрах арифметики. Ал-Хорезми. Выражение с переменной. Значение выражения. Рождение буквенной символики. П. Ферма

Подстановка выражений вместо переменных.

Одночлен.

Действия с одночленами (умножение).

Стандартный вид одночлена.

Действия с одночленами (сложение, вычитание).Подобные одночлены.

Обобщение материала по теме «Одночлены».

Контрольная работа по теме «Одночлены»

Многочлен. Свойства многочленов.

Многочлен стандартного вида.

Действия с многочленами (сложение, вычитание).

Действия с одночленами и многочленами (умножение).

Действия с многочленами (умножение).

Целые выражения.

Числовое значение целого выражения.

Тождественное равенство целых выражений.

Обобщение материала по теме «Многочлены».

Контрольная работа по теме «Многочлены».

Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы.

Формулы сокращенного умножения: квадрат разности.

Выделение полного квадрата.

Формулы сокращенного умножения: разность квадратов.

Формулы сокращенного умножения: сумма кубов, разность кубов.

Формулы сокращенного умножения: куб суммы, куб разности.

Полугодовая контрольная работа.

Разложение многочлена на множители: вынесение общего множителя за скобки.

Разложение многочлена на множители: применение формул сокращенного умножения.

Разложение многочлена на множители: группировка.

Обобщение материала по теме «Формулы сокращенного умножения».

Контрольная работа по теме «Формулы сокращенного умножения».

Алгебраическая дробь. Допустимые значения переменных в дробно-рациональных выражениях.

Сокращение алгебраических дробей.

Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю.

Действия с алгебраическими дробями: сложение, вычитание.

Действия с алгебраическими дробями: умножение, деление.

Действия с алгебраическими дробями: возведение в степень.

Рациональные выражения.

Числовое значение рационального выражения.

Тождественное равенство рациональных выражений.

Контрольная работа по теме «Алгебраические дроби».

Степень с натуральным показателем и ее свойства.

Преобразования выражений, содержащих степени с натуральным показателем.

Степень с целым показателем.

Свойства степени с целым показателем.

Стандартный вид числа.

Преобразование рациональных выражений.

Контрольная работа по теме «Степень с целым показателем».

1



1

1

1

1

2


1

1

1

1

2

1

2

1

1

1

1

1

2

2

1

2

1

1

1

2


2


1

1


1

1


2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1


2

2

1

1

1


Уравнения и неравенства


69.


70.



71.


72.

73.


74.


75.


76.

77.


78.


79.

80.

81.

82.

83.


84.

Числовое равенство. Свойства числовых равенств. Равенство с переменной.

Понятие уравнения и корня уравнения.

Представление о равносильности уравнений. Область определения уравнения (область допустимых значений переменной).

Решение линейных уравнений. Количество корней линейного уравнения.

Уравнения, сводимые к линейным.

Решение текстовых задач алгебраическим способом. Решение задач с помощью линейных уравнений.

Контрольная работа по теме «Линейные уравнения с одним неизвестным».

Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными.

Понятие системы уравнений. Решение системы уравнений.

Методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными: метод подстановки.

Методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными: метод сложения.

Решение задач при помощи систем уравнений первой степени.

Обобщение по теме «Линейные уравнения».

Контрольная работа по теме «Линейные уравнения».

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса.

Линейное уравнение с параметром. Решение линейных уравнений с параметром.

Системы линейных уравнений с параметром.

1


1

1


2


1

2


1


1


2

2


2


2

1

1


1


1





































8 класс

Содержание учебного предмета

Кол-во часов

1.

Решение линейных уравнений. Решение задач с помощью линейных уравнений.

1

2.

3.


4.

Степень с натуральным показателем и ее свойства.

Преобразование дробно-линейных выражений: сложение, умножение, деление. Алгебраическая дробь.

Контрольная работа « Линейные уравнения. Системы уравнений. Степень с натуральным показателем. Алгебраические дроби»

1

1


1

Функции

5.

6.


7.

8.



9.


10.



11.




12.


13.

14.

15.

16.

17.

Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств.

Координатная ось. Формирование представлений о метапредметном понятии «координаты». Модуль числа.

Множество действительных чисел.

Декартовы координаты на плоскости. Появление метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Примеры различных систем координат.

Понятие функции. Способы задания функции: аналитический, графический, табличный. Значение функции в точке.

Свойства функции: область определения, множество значений, четность/нечетность, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения.

Появление графиков функций Р. Декарт, П. Ферма. График функции. Примеры функции, получаемых в процессе исследования различных реальных процессов и решения задач. Исследование функции по ее графику.

График функции. Непрерывность функции. Кусочно- заданные функции.

Свойства и график линейной функции.

Свойства и график квадратичной функции (парабола).

Построение графика квадратичной функции по точкам.

Свойства функции.

Контрольная работа по теме «Функции».

1

1


1

1



1


1



1




1


1

1

1

1

1

Тождественные преобразования

18.

19.

20.


21.


22.



23.

24.

25.


26.

Понятие квадратного корня.

Арифметический квадратный корень.

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни: умножение.

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни: деление.

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни: вынесение множителя из-под знака корня, внесение множителя под знак корня.

Квадратный корень из натурального числа.

Приближенное вычисление квадратных корней.

Понятие иррационального числа. Распознавание иррациональных чисел. Иррациональность числа .

Контрольная работа по теме «Квадратные корни».

1

2

1


1


1



1

1

1


1


Уравнения и неравенства


27.


28.



29.


30.

31.


32.

33.

34.

35.



36.


37.

38.

39.

40.

41.


42.


43.


44.



45.

46.


47.

Квадратный трехчлен, разложение квадратного трехчлена на множители.

Квадратные уравнения. Дискриминант квадратного уравнения. Количество корней квадратного уравнения в зависимости от его дискриминанта.

Неполные квадратные уравнения. Квадратные уравнения с параметром.

Полугодовая контрольная работа.

Формула корней квадратного уравнения. Решение квадратных уравнений: использование формулы для нахождение корней.

Решение квадратных уравнений: разложение на множители. Уравнения, сводимые к квадратным.

Приведенное квадратное уравнение.

Ф. Виет. Теорема Виета. Теорема, обратная теореме Виета. Решение квадратных уравнений: подбор корней с использованием теоремы Виета.

Применение квадратных уравнений к решению задач. Основные методы решения текстовых задач: алгебраический.

Контрольная работа по теме: «Квадратные уравнения»

Понятие рационального уравнения.

Биквадратные уравнения.

Распадающиеся уравнения.

Решение простейших дробно-линейных уравнений. Решение дробно-рациональных уравнений.

Методы решения уравнений: методы равносильных преобразований.

Основные методы решения текстовых задач: алгебраический. Решение задач при помощи рациональных уравнений.

Анализ возможных ситуаций взаимного расположения объектов при их движении, соотношении объемов выполняемых работ при совместной работе.

Методы решения уравнений: метод замены переменной.

Уравнение-следствие. Простейшие иррациональные уравнения вида .

Контрольная работа по теме «Дробно-рациональные уравнения»

1


1

1


1


1

2


2

1

1

2



2

1

1

1

1

2


1


2



1



1

1


1


Функции


48.

49.

50.

51.

Прямая пропорциональность.

Функция и ее график.

Свойства и график линейной функции.

Преобразование графика функции

1

1

1

1

52.



53.



54.



55.

56.

57.

58.

59.

60.

61

62.


63.

64.

65.


66.


67.


68.



69.

Угловой коэффициент прямой. Расположение графика линейной функции в зависимости от ее углового коэффициента и свободного члена.

Нахождение коэффициента линейной функции по заданным условиям: прохождение прямой через две точки с заданными координатами.

Нахождение коэффициента линейной функции по заданным условиям: прохождение прямой через данную точку и параллельной данной прямой.

Равномерное движение.

Графики функций .

Контрольная работа по теме «Линейная функция».

Функция .

Функция .

Функция

Свойства и график квадратичной функции (парабола).

Нахождение нулей квадратичной функции, множества значений, промежутков знакопостоянства, промежутков монотонности. Решение квадратных уравнений: графический метод решения.

Контрольная работа по теме: «Квадратичная функция».

Обратная пропорциональность. Методы решения уравнений: графический метод.

Свойства функции

Свойства функции). Использование свойств функций при решении уравнений.

Дробно-линейная функция и ее график. Графики функций .

Контрольная работа по теме: «Дробно-рациональная функция».

1



1



1



1

1

1

1

1

1

2

2


1

1

1


2


2


2



1


Уравнения и неравенства


70.


71.


72.

73.


74.


75.

76.


77.


78.

79.



80.

81.

Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными. Понятие системы уравнений.

Решение систем уравнений. Методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными: метод подстановки.

Решение систем рациональных уравнений.

Решение систем уравнений. Методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными: метод сложения.

Основные методы решения текстовых задач: алгебраический.

Решение задач при помощи систем рациональных уравнений.

Контрольная работа по теме «Системы линейных уравнений»

Прямая как графическая интерпретация линейного уравнения с двумя переменными.

Графический способ исследования системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными.

Система линейных уравнений с параметром.

Методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными: графический метод. Решение систем уравнений второй степени графическим методом.

Примеры решения уравнений графическим методом.

Контрольная работа по теме «Графический метод решения систем уравнений».

1


1


1

2


2


1

1


1


2

1



1

1

82.

83.


84.

85.

86.



87.

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса.

Решение текстовых задач. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.

Уравнения в целых числах.

Функции. Построение графиков функций.

Разложение многочленов на множители и решение уравнений. История вопроса о нахождении формул корней алгебраических уравнений степеней больших четырех.

Множества. Множество рациональных чисел.

1

1


1


1



1

9 класс

Содержание учебного предмета

Кол-во часов

1.

2.

3.

4.

Квадратные корни.

Квадратные уравнения и его корни.

Свойства и график квадратичной функции (парабола).

Контрольная работа « Квадратные корни. Квадратные уравнения и неравенства. Квадратичная функция».

1

1

1

1


Уравнения и неравенства


5.


6.



7.

8.



9.

10.

11.

12.

Числовые неравенства. Неравенство с переменной. Проверка справедливости неравенств при заданных значениях переменной.

Применение графиков к решению неравенств первой степени с одним неизвестным. Область определения неравенства (область допустимых значений переменной).

Решение линейных неравенств.

Системы неравенств с одной переменной. Решение систем неравенств с одной переменной: линейных. Изображение решения системы неравенств на числовой прямой.

Неравенства, содержащие неизвестное под знаком модуля.

Контрольная работа по теме «Линейные неравенства».

Квадратное неравенство и его решение.

Решение квадратных неравенств: метод интервалов. Запись решения квадратного неравенства.

1


1



1

1



1

1

1

2

13.


14.

15

16.

17.

18.


19

20.

21.

Решение квадратных неравенств: использование свойств и графика квадратичной функции.

Неравенства, сводящиеся к неравенствам второй степени.

Контрольная работа по теме «Квадратные неравенства»

Решение целых неравенств методом интервалов.

Решение дробно-рациональных неравенств методом интервалов.

Системы рациональных неравенств. Решение систем неравенств с одной переменной: квадратных.

Строгие и нестрогие неравенства.

Замена неизвестного при решении неравенств.

Контрольная работа по теме«Рациональные неравенства».

2


1

1

1

2

2


1

1

1


Функции


22.

23.

24.

25.

26.

27.



28.

29.

30.


31.

Свойства и график функции

Свойства и график функции

Понятие корня степени n. Арифметический квадратный корень.

Корни четной и нечетной степени.

Арифметической корень степени n. Уравнения вида История вопроса о нахождении формул корней алгебраических уравнений степеней, больших четырех. Н. Тарталья, Дж. Кардано, Н.Х. Абель, Э. Галуа.

Свойства корней степени n.

Графики функций . Функция

Иррациональные числа. Сравнение иррациональных чисел. Примеры доказательств в алгебре.

Контрольная работа по теме «Степенная функция».

2

2

1

1

1

1



2

2

1


1


Последовательности и прогрессии


32.


33.


34.

35.


36.

37.

38.


39.

Числовая последовательность. Примеры числовых последовательностей.

Свойства числовых последовательностей. Бесконечные последовательности. Задача о шахматной доске.

Арифметическая прогрессия и ее свойства.

Формула общего члена и сумма nпервых членов арифметической прогрессии.

Полугодовая контрольная работа.

Геометрическая прогрессия.

Формула общего члена и сумма nпервых членов геометрической прогрессии.

Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Сходящаяся геометрическая прогрессия. Сходимость геометрической прогрессии.

1


2


1

2


1

1

2


1



40.

Контрольная работа по теме «Последовательности и прогрессии».

1


Тригонометрические формулы


41

42

43

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

Понятие угла.

Величина угла. Градусная мера угла.

Радианная мера угла.

Тригонометрические функции острого угла.

Основные формулы для sin и cos.

Тангенс и котангенс угла.

Косинус суммы, косинус разности.

Формулы для дополнительных углов.

Синус суммы и синус разности двух углов.

Сумма и разность синусов и косинусов.

Формулы для двойных и половинных углов.

Произведение синусов и косинусов.

Контрольная работа по теме «Тригонометрические формулы».

1

1

1

1

2

1

2

1

2

2

2

2

1


Статистика и теория вероятности


54.


55.


56.

57.




58.



59.

60.


61.

62.

63.

64.

65.


66.



67.




68.



69.

70.



71.


72.


73.


74.


75.

76.

77.



78.


79.


Абсолютная погрешность приближения. Относительная погрешность приближения.

Приближения суммы и разности. Приближение произведения и частного.

Приближенные вычисления и калькулятор.

Табличное и графическое представление данных, столбчатые и круговые диаграммы, графики, применение диаграмм и графиков для описания зависимостей реальных величин, извлечение информации из таблиц, диаграмм и графиков.

Описательные статистические показатели числовых наборов: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значение.

Меры рассеивания: размах, дисперсия и стандартное отклонение.

Задачи на перебор всех возможных вариантов. Основные методы решения текстовых задач: перебор вариантов.

Правило умножения.

Перестановки, факториал числа.

Размещения.

Сочетания и число сочетаний. Формула сочетаний.

Контрольная работа по теме «Статистика. Элементы комбинаторики».

Случайные опыты (эксперименты), элементарные случайные события (исходы). События в случайных экспериментах и благоприятствующие элементарные события. Случайный выбор.

Опыты с равновозможными элементарными событиями.

Вероятности элементарных событий. Вероятности случайных событий. Вычисление вероятностей в опытах с применением комбинаторных формул.

Классические вероятностные опыты с использованием монет, кубиков. Истоки теории вероятностей: страховое дело, азартные игры. Представление эксперимента в виде дерева.

Правило сложения вероятностей. Противоположные события. Независимые события. Умножение вероятностей независимых. событий. Последовательные независимые испытания. представление о независимых событиях в жизни.

Представление событий с помощью диаграмм Эйлера. Противоположные события, объединение и пересечение событий.

Опыты с большим числом равновозможных элементарных событий. Частота случайных событий.

Случайная изменчивость. Изменчивость при измерениях. Решающие правила. Закономерности в изменчивых величинах.

Знакомство со случайными величинами на примерах конечных. дискретных случайных величин. Распределение вероятностей.

Математическое ожидание. Свойства математического ожидания.

Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей. Применение закона больших чисел в социологии, страховании, в здравоохранении, обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.

Контрольная работа по теме «Случайные события и случайные величины».

Треугольник Паскаля. Испытания Бернулли. Успех и неудача. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли. П. Ферма, Б. Паскаль, Я. Бернулли, А.Н. Колмогоров.

1


1


1

1




1



1

1


1

1

1

1

1


1



1





1


1

1



1


1


1


1


1

1

1


1


1


80.

81.


82.


83.


84.

85.

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.

Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. Доказательства числовых неравенств.

Понятие степени с рациональным показателем.

Свойства степени с рациональным показателем.

Задача Леонардо Пизанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначчи.

Графики функций. Представление об асимптотах.

Решение логических задач. Решение логических задач с помощью графов, таблиц.

1

1


1


1


1

1





1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!