Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новошимкусская средняя общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики»
РАССМОТРЕНО Утверждено приказом школы
Школьным методическим объединением от 29 августа 2017 года № 102
Руководитель ШМО __________ С.М. Кириллова С.М.
Протокол № 1 от 29.08.2017
Директор школы:
П.В. Кузнецов
Рабочая программа
по алгебре
7 класс
Всего часов на учебный год – 105
Количество часов в неделю - 3
Учитель:
Кириллова Светлана Михайловна
Категория - высшая
Стаж работы - 31 лет
2017 год
Структура программы соответствует структуре учебно-методического комплекта «Алгебра. 7 класс» авторов А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якира – М.: Вентана-граф, 2017
Планируемые результаты обучения алгебры, 7 класс
Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
развитие компетентности в области использования ин- формационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
систематические знания о функциях и их свойствах;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умения:
выполнять вычисления с действительными числами;
решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;
проверить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
выполнять операции над множествами;
исследовать функции и строить их графики;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой);
решать простейшие комбинаторные задачи.
Глава «Алгебраические выражения»
Учащийся научится:
оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
выполнять преобразование выражений, содержащих степени с натуральными показателями;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами;
выполнять разложение многочленов на множители.
Учащийся получит возможность:
выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.
Глава «Уравнения»
Учащийся научится:
решать линейные уравнения с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Учащийся получит возможность:
овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
Глава «Функции»
Учащийся научится:
понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения);
строить графики линейной функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами;
Учащийся получит возможность:
проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; н основе графиков изученных функций строить боле сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
Содержание курса алгебры 7 класса
Глава 1. Линейное уравнение с одной переменной (14 ч)
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Свойства уравнений с одной переменной. Уравнение как математическая модель реальной ситуации.
Линейное уравнение. Рациональные уравнения. Решение рациональных уравнений, сводящихся к линейным. Решение текстовых задач с помощью рациональных уравнений.
Основные цели -- решать линейные уравнения с одной переменной;понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций.
Глава 2. Целые выражения (53 ч)
Выражение с переменными. Значение выражения с переменными. Допустимые значения переменных. Тождества. Тождественные преобразования алгебраических выражений. Доказательство тождеств.
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлены. Одночлен стандартного вида. Степень одночлена Многочлены. Многочлен стандартного вида. Степень многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов Формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности двух выражений, произведение разности суммы двух выражений. Разложение многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Метод группировки. Разность квадратов двух выражений. Сумм и разность кубов двух выражений.
Основные цели -- оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами; выполнять преобразование выражений, содержащих степени с натуральными показателями; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами; выполнять разложение многочленов на множители.
Глава 3. Функции (12 ч)
Числовые функции.
Функциональные зависимости между величинами. Понятие функции. Функция как математическая модель реального процесса. Область определения и область значения функции. Способы задания функции. График функции.
Линейная функция, ее свойства и графики.
Основные цели -- понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения); строить графики линейной функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков; понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Глава 4. Системы линейных уравнений с двумя переменными (18 ч)
Уравнение с двумя переменными. График уравнения с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными и его график.
Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений методом подстановки и сложения. Система двух уравнений с двумя переменными как модель реальной ситуации.
Основные цели -- решать системы двух уравнений с двумя переменными; понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом; применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Повторение (8ч)
Тематическое планирование уроков алгебры
№ п/п | Тема урока | Количество часов | |
Глава 1. Линейное уравнение с одной переменной (14 часов) | | |
1 | Введение в алгебру. | 3 | |
2 | Линейное уравнение с одной переменной. | 5 | |
3 | Решение задач с помощью уравнений. | 5 | |
4 | Контрольная работа № 1 «Линейные уравнения с одной переменной». | 1 | |
Глава 2. Целые выражения (53 часа) | | |
5 | Тождественно равные выражения. Тождества. | 2 | |
6 | Степень с натуральным показателем. | 3 | |
7 | Свойства степени с натуральным показателем | 3 | |
8 | Одночлены. | 2 | |
9 | Многочлены. | 2 | |
10 | Сложение и вычитание многочленов. | 3 | |
11 | Контрольная работа № 2 «Сложение и вычитание многочленов». | 1 | |
12 | Умножение одночлена на многочлен. | 4 | |
13 | Умножение многочлена на многочлен. | 4 | |
14 | Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки. | 3 | |
15 | Разложение многочленов на множители. Метод группировки. | 3 | |
16 | Контрольная работа № 3 «Умножение одночленов и многочленов» | 1 | |
17 | Произведение разности и суммы двух выражений. | 3 | |
18 | Разность квадратов двух выражений. | 2 | |
19 | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. | 4 | |
20 | Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений. | 3 | |
21 | Контрольная работа № 4 «Формулы сокращенного умножения». | 1 | |
22 | Сумма и разность кубов двух выражений. | 2 | |
23 | Применение различных способов разложения многочлена на множители. | 6 | |
24 | Контрольная работа № 5 «Применение формул сокращенного умножения». | 1 | |
Глава 3. Функции. (12 часов) | | |
25 | Связи между величинами. Функция. | 2 | |
26 | Способы задания функции. | 2 | |
27 | График функции. | 3 | |
28 | Линейная функция, её график и свойства. | 4 | |
29 | Контрольнаяработа № 6 «Функции». | 1 | |
Глава 4. Системы линейных уравнений с двумя переменными. (18 часов) | | |
30 | Уравнения с двумя переменными. | 2 | |
31 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график. | 3 | |
32 | Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными. | 3 | |
33 | Решение систем линейных уравнений методом подстановки. | 2 | |
34 | Решение систем линейных уравнений методом сложения. | 3 | |
35 | Решение задач с помощью систем линейных уравнений. | 4 | |
36 | Контрольная работа № 7 «Системы линейных уравнений с двумя неизвестными». | 1 | |
Повторение и систематизация учебного материала. (8 часов) | | |
37 | Упражнения для повторения курса 7 класса. | 7 | |
38 | Итоговая контрольнаяработа. | 1 | |
Система оценки планируемых результатов
Для оценки планируемых результатов данной программой предусмотрено использование:
вопросов и заданий для самостоятельной подготовки;
заданий для подготовки к итоговой аттестации;
тестовых задания для самоконтроля;
Виды контроля и результатов обучения
Текущий контроль
Тематический контроль
Итоговый контроль
Методы и формы организации контроля
Устный опрос.
Монологическая форма устного ответа.
Письменный опрос:
Математический диктант;
Самостоятельная работа;
Контрольная работа.
Особенности контроля и оценки по математике.
Текущий контроль осуществляется как в письменной, так и в устной форме при выполнении заданий в тетради.
Письменные работы можно проводить в виде тестовых или самостоятельных работ на бумаге Время работы в зависимости от сложности работы 5-10 или 15-20 минут урока. При этом возможно введение оценки «за общее впечатление от письменной работы» (аккуратность, эстетика, чистота, и т.д. ). Эта отметка дополнительная и в журнал выносится по желанию ребенка.
Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ практического типа. В этих работах с начала отдельно оценивается выполнение каждого задания, а затем вводится итоговая отметка. При этом итоговая отметка является не средним баллом, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
Оценка ответов учащихся
Оценка – это определение степени усвоения учащимися знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
1. Устный ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:
– полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
– изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику;
– правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
– показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
– продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
– отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя;
– возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в рисунках, чертежах и т.д., которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
2. Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
– в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
– допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
– допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в рисунках, чертежах и т.д., легко исправленных по замечанию учителя.
3. Отметка «3» ставится в следующих случаях:
– неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
– имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
– учащийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
– при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Оценка контрольных и самостоятельных письменных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест
Время выполнения работы: на усмотрение учителя.
Оценка «5» - 100 – 90% правильных ответов, «4» - 70-90%, «3» - 50-70%, «2» - менее 50% правильных ответов.
В рабочей программе предусмотрено 8 контрольных работ:
Контрольная работа № 1 «Линейные уравнения с одной переменной».
Контрольная работа № 2 «Сложение и вычитание многочленов».
Контрольная работа № 3 «Умножение одночленов и многочленов».
Контрольная работа № 4 «Формулы сокращенного умножения».
Контрольная работа № 5 «Применение формул сокращенного умножения».
Контрольная работа № 6 «Функции.»
Контрольная работа № 7 «Системы линейных уравнений с двумя неизвестными».
Итоговая контрольная работа №8.