МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ГОРЛОВКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42»
РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения учителей естественно – математических дисциплин Протокол от _______2020г №________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ___________М.В.Рыбина __________ 2020г | УТВЕРЖДЕНО Директор _______ О.И.Сладкевич __________ 2020г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре
Базовый уровень
в 7 классе
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель рабочей программы: Рыбина М.В.
Горловка
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для 7 класса составлена в соответствии с Примерной программой по учебному предмету «Алгебра». 7-9 классы / сост. Скафа Е.И., Федченко Л.Я., Полищук И.В. – 5-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 55 с., с Учебным планом МОУ Г.ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42» и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. № 120-НП).
Данная рабочая программа реализуется по учебнику: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. Алгебра. 7 класс / Под ред. Теляковского С.А. − М.: Просвещение, 2016.
Согласно Учебному плану МОУ Г.ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42» на изучение алгебры в 7 классе выделено 3 часа в неделю.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ АЛГЕБРЫ В 7 КЛАССЕ
Класс | Название темы | Кол-во часов на изучение темы |
7 | Обобщение и систематизация учебного материала за 5-6 классы | 12 |
Выражения, тождества, уравнения | 12 |
Функции | 11 |
Степень с натуральным показателем | 13 |
Многочлены | 10 |
Формулы сокращенного умножения | 18 |
Системы линейных уравнений | 16 |
Обобщение и систематизация учебного материала за 7 класс | 10 |
Резерв | 3 |
Всего | 105 |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМАМ, С УЧЕТОМ РАЗБИЕНИЯ ИХ НА ЛОГИЧЕСКИ ЗАВЕРШЕННЫЕ БЛОКИ ЗНАНИЙ (ПОДТЕМЫ). КОЛИЧЕСТВО КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п | Изучаемый материал | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ |
7 класс | 105 | 9 |
1 | Обобщение и систематизация программного материала за курс 5-6 классов | 12 | 1 (ДКР) |
2 | Выражение, тождества, уравнения | 12 | 1 |
3 | Функции | 11 | 1 |
4 | Степень с натуральным показателем | 13 | 1 |
5 | Многочлены | 10 | 1 |
6 | Формулы сокращенного умножения | 18 | 2 |
| - Формулы сокращенного умножения | 9 | 1 |
| - Преобразование целых выражений | 9 | 1 |
7 | Системы линейных уравнений | 16 | 1 |
8 | Обобщение и систематизация программного материала за 7 класса | 10 | 1 (ГКР) |
9 | Резерв | 3 | |
ДКР – диагностическая контрольная работа; ГКР – годовая контрольная работа.
СВОДНЫЕ ТАБЛИЦЫ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО АЛГЕБРЕ
Недельная нагрузка | Класс | Предмет | Количество часов |
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | За год |
3 часа | 7 | алгебра | 24 | 24 | 28 | 29 | 105 |
ПРИМЕРНОГО КОЛИЧЕСТВА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Класс | Предмет | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Итого |
7 | Алгебра | 2 | 2 | 3 | 2 | 9 |
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Диагностические контрольные работы (ДКР), которые проводятся в начале учебного года с целью определения готовности обучающихся в данном классе по соответствующим содержательным линиям программного материала за предыдущие годы.
Результаты ДКР свидетельствуют только об уровне готовности обучения каждого обучающегося в данном классе и его начальном показателе для дальнейшего отслеживания результатов обучения. Поэтому результаты ДКР не учитываются при выставлении в журнале за четверть (семестр). Однако, все итоговые результаты обучения в течение года сравниваются с результатами ДКР, которые свидетельствуют о положительной динамике в продвижении учебных достижений по каждому ученику.
Тематические контрольные работы, которые свидетельствуют о результатах усвоения всей темы. Эти контрольные работы должны быть выполнены обязательно.
Годовая контрольная работа, которая свидетельствуют о результатах качества знаний обучающихся на конец изучения алгебры в 7 классе.
Самостоятельные работы – это деятельность школьников, которая направлена на овладение знаниями, умениями, способами их применения на практике, развивающая мыслительную и творческую активность детей, формирующая произвольное внимание и умение сосредоточенно игнорировать происходящее вокруг, исключающая формальное выполнение задания. Проводится без непосредственного участия педагога.
В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие:
- Обучающие.
- Тренировочные.
- Закрепляющие.
- Повторительные.
- Развивающие.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО АЛГЕБРЕ 7 КЛАСС
3 часа в неделю, всего – 105 ч:
Учебник: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. / Под ред. Теляковского С.А. Алгебра. 7 класс. − М.: Просвещение, 2016.
№п\п | Дата проведения урока | Тема урока | |
| План | Факт | |
І четверть (24 часа) |
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО МАТЕМАТИКЕ ЗА КУРС 5 – 6 КЛАССОВ (12 часов) |
1 | | | Делимость натуральных чисел. НОД и НОК. | |
2 | | | Действия с обыкновенными дробями | |
3 | | | Действия с десятичными дробями | |
4 | | | Действия с рациональными числами Самостоятельная работа | |
5 | | | Отношения и пропорция. Решения задач с помощью пропорции. | |
6 | | | Проценты. Решение задач. | |
7 | | | Проценты. Решение задач. | |
8 | | | Уравнения. | |
9 | | | Решения задач с помощью уравнения | |
10 | | | Решения задач с помощью уравнения | |
11 | | | Диагностическая контрольная работа. | |
12 | | | Анализ диагностической контрольной работы. Решение задач и уравнений. | |
1. ВЫРАЖЕНИЯ, ТОЖДЕСТВА, УРАВНЕНИЯ (12 часов) |
13 | | | Числовые выражения. Выражения с переменными | § 1, п. 1, 2 |
14 | | | Сравнение значений выражений. Свойства действий над числами | § 3, п. 3, § 2, п. 4 |
15 | | | Тождества. Тождественные преобразования выражений | § 3, п. 5 |
16 | | | Уравнение и его корни | § 3, п. 6 |
17 | | | Линейное уравнение с одной переменной | § 3, п. 7 |
18 | | | Решение задач с помощью уравнений | § 3, п. 8 |
19 | | | Решение задач с помощью уравнений | § 3, п. 8 |
20 | | | Среднее арифметическое, размах и мода. | § 4, п. 9 |
21 | | | Медиана как статистическая характеристика. Самостоятельная работа | § 4, п. 10 |
22 | | | Решение задач и уравнений | |
23 | | | Контрольная работа № 1 по теме: «Выражения, тождества, уравнения». | |
24 | | | Анализ контрольной работы. Решение задач и уравнений | |
II четверть (24 часа) |
2. ФУНКЦИИ (11 часов) |
25 | | | Что такое функция. Вычисление значений функции по формуле | § 5, п. 12, 13 |
26 | | | График функции | § 5, п. 14 |
27 | | | График функции | § 5, п. 14 |
28 | | | Прямая пропорциональность и ее график | § 6, п. 15 |
29 | | | Прямая пропорциональность и ее график | § 6, п. 15 |
30 | | | Линейная функция и ее график | § 6, п. 16 |
31 | | | Линейная функция и ее график | § 6, п. 16 |
32 | | | Решение задач. Самостоятельная работа | |
33 | | | Решение задач | |
34 | | | Контрольная работа № 2 по теме: «Функции». | |
35 | | | Анализ контрольной работы. Решение задач. | |
3. СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ (13 часов) |
36 | | | Определение степени с натуральным показателем | § 7, п. 18 |
37 | | | Умножение и деление степеней | § 7, п. 19 |
38 | | | Умножение и деление степеней | § 7, п. 19 |
39 | | | Возведение в степень произведения и степени | § 7, п. 20 |
40 | | | Возведение в степень произведения и степени | § 7, п. 20 |
41 | | | Одночлен и его стандартный вид | § 8, п. 21 |
42 | | | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень. | § 8, п. 22 |
43 | | | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень. Самостоятельная работа. | § 8, п. 22 |
44 | | | Функции и и их графики | § 8, п. 23 |
45 | | | Функции и и их графики | § 8, п. 23 |
46 | | | Решение задач | |
47 | | | Контрольная работа № 3 по теме: «Степень с натуральным показателем». | |
48 | | | Анализ контрольной работы. Решение задач. | |
ІІІ четверть (28 часов) |
4. МНОГОЧЛЕНЫ (10 часов) |
49 | | | Многочлен и его стандартный вид | § 9, п. 25 |
50 | | | Сложение и вычитание многочленов | § 9, п. 26 |
51 | | | Произведение одночлена и многочлена | § 10, п. 27 |
52 | | | Вынесение общего множителя за скобки | § 10, п. 28 |
53 | | | Умножение многочлена на многочлен. Самостоятельная работа. | § 11, п. 29 |
54 | | | Разложение многочлена на множители способом группировки | § 11, п. 30 |
55 | | | Разложение многочлена на множители способом группировки. | § 11, п. 30 |
56 | | | Решение задач | |
57 | | | Контрольная работа № 4 по теме: «Многочлены». | |
58 | | | Анализ контрольной работы. Решение задач. | |
5. ФОРМУЛЫ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНИЯ (9 часов) |
59 | | | Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений | § 12, п. 32 |
60 | | | Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений | § 12, п. 32 |
61 | | | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | § 12, п. 33 |
62 | | | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | § 12, п. 33 |
63 | | | Умножение разности двух выражений на их сумму | § 13, п. 34 |
64 | | | Разложение разности квадратов на множители | § 13, п. 35 |
65 | | | Разложение на множители суммы и разности кубов | § 13, п. 36 |
66 | | | Контрольная работа № 5 по теме: «Формулы сокращенного умножения». | |
67 | | | Анализ контрольной работы. Решение задач. | |
6. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЦЕЛЫХ ВЫРАЖЕНИЙ (9 часов) |
68 | | | Преобразование целого выражения в многочлен | § 14, п. 37 |
69 | | | Преобразование целого выражения в многочлен | § 14, п. 37 |
70 | | | Преобразование целого выражения в многочлен | § 14, п. 37 |
71 | | | Применение различных способов для разложения на множители | § 14, п. 38 |
72 | | | Применение различных способов для разложения на множители | § 14, п. 38 |
73 | | | Применение различных способов для разложения на множители. Самостоятельная работа. | § 14, п. 38 |
74 | | | Решение задач | |
75 | | | Контрольная работа № 6 по теме: «Преобразование целых выражений». | |
76 | | | Анализ контрольной работы. Решение задач. | |
IY четверть (29 часов) |
7. СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ УРАННЕНИЙ (16 часов) |
77 | | | Линейное уравнение с двумя переменными | § 15, п. 40 |
78 | | | График линейного уравнения с двумя переменными | § 15, п. 41 |
79 | | | График линейного уравнения с двумя переменными | § 15, п. 41 |
80 | | | Системы линейных уравнений с двумя переменными | § 15, п. 42 |
81 | | | Системы линейных уравнений с двумя переменными | § 15, п. 42 |
82 | | | Способ подстановки | § 16, п. 43 |
83 | | | Способ подстановки | § 16, п. 43 |
84 | | | Способ подстановки. Самостоятельная работа. | § 16, п. 43 |
85 | | | Способ сложения | § 16, п. 44 |
86 | | | Способ сложения. Самостоятельная работа. | § 16, п. 44 |
87 | | | Решение задач с помощью систем уравнений | § 16, п. 45 |
88 | | | Решение задач с помощью систем уравнений | § 16, п. 45 |
89 | | | Решение задач с помощью систем уравнений | § 16, п. 45 |
90 | | | Решение задач с помощью систем уравнений | § 16, п. 45 |
91 | | | Контрольная работа № 7 по теме: «Системы линейных уравнений». | |
92 | | | Анализ контрольной работы. Решение упражнений. | |
8. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО АЛГЕБРЕ ЗА 7 КЛАСС (10 часов) |
93 | | | Выражения, тождества, уравнения | |
94 | | | Функции | |
95 | | | Степень с натуральным показателем | |
96 | | | Многочлены | |
97 | | | Многочлены | |
98 | | | Формулы сокращенного умножения | |
99 | | | Системы линейных уравнений | |
100 | | | Годовая контрольная работа | |
101 | | | Анализ контрольной работы. Решение упражнений. | |
102 | | | Урок обобщения и систематизации программного материала | |
РЕЗЕРВ (3 часа) |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ,
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Критерии оценивания устных ответов
Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:
полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при изложении теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если: ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Критерии оценивание письменных работ
Оценка письменных контрольных работ обучающихся.
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена верно и полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
решение не содержит неверных математических утверждений (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); - допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);
выполнено без недочетов не менее ¾ заданий.
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме;
без недочетов выполнено не менее половины работы.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере;
правильно выполнено менее половины работы.
Отметка «1» ставится, если: работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Ошибка – это погрешность, свидетельствующая о том, что ученик не овладел теми знаниями и умениями (связанными с контролируемым разделом, темой), которые определены программой по математике для средней школы. К ошибкам относятся погрешности, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств и алгоритмов, неумение их применять, например, потеря корня или сохранение постороннего корня в ответе, неумение строить и читать графики функций в объеме программных требований и т.п.; а также вычислительные ошибки, если они не являются описками и привели к искажению или существенному упрощению задачи.
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетом считают погрешность, указывающую либо на недостаточно полное, прочное усвоение основных знаний и умений, либо на отсутствие знаний, которые программой не относятся к основным.
Недочетами являются:
описки;
недостаточность или отсутствие необходимых пояснений;
орфографические ошибки при написании математических терминов;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. Алгебра. 7 класс / Под ред. Теляковского С.А. − М.: Просвещение, 2016.
Алгебра. 7 класс. Тематические тесты / Ю.П. Дудицын, В.Л. Кронгауз.− М.: Просвещение, 2011.
Алгебра. Дидактические материалы. 7 класс/ Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова − М.: Просвещение, 2012.
Изучение алгебры в 7-9 кл.: пособие для учителей / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, С.Б.Суворова, И.С. Шлыкова. – М.: Просвещение, 2009.
Разноуровневые задания для тематических и итоговых контрольных работ по алгебре. 7-8 классы. / Л.Я. Федченко. – Д., 2004.
Сборник заданий для тематических и итоговых аттестаций по алгебре. 7-9 класс / Л.Я.Федченко. – Д., 2009.