Российская Федерация Свердловская область
Управление образования Администрации Артинского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Поташкинская средняя общеобразовательная школа»
623357 Свердловская область, Артинский район, с. Поташка, ул. Октябрьская, 28
тел. (34391) 4-33-21 E-mail: Potachca1@yandex.ru
Принято на педагогическом совете протокол №_____от «___»____________2019 | «Утверждаю» И.о. директора МБОУ «Поташкинская СОШ» ____________П.Ю. Русинов «__»____________2019 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету (курсу)
алгебра,
наименование курса
7 класс
Количество часов: 105
Учебник : Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин. Издательство «Просвещение», 2012.
на 2019-2020 учебный год
Михалина Дарья Владимировна,
учитель математики
с. Поташка
2019
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В курсе алгебры можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика. Наряду с этим в содержание включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно – методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия – «Логика и множества» - служат цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая – «Математика в историческом развитии» - способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание линии «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе.
Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разделов математики, смежных предметов и окружающей реальности. Язык алгебры подчёркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира.
Развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений также являются задачами изучения алгебры. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений.
Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитие цивилизации и культуры.
Раздел «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществить рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
6) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
7) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) сформированность и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение
в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
предметные:
1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей;
3) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
5) умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
6) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
7) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
8) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Базисный учебный (образовательный) план на изучение алгебры в 7 классе отводит 3 часа в неделю в течение года обучения, всего 105 уроков.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Алгебраические выражения (8 ч). Числовые и алгебраические выражения. Алгебраические равенства. Формулы. Свойства арифметических действий. Правила раскрытия скобок.
Уравнения с одним неизвестным (8 ч). Уравнение и его корни. Решение уравнений с одним неизвестным, сводящихся к линейным. Решение задач с помощью уравнений.
Одночлены и многочлены (18 ч). Степень с натуральным показателем. Свойства степени с натуральным показателем. Одночлен. Стандартный вид одночлена. Умножение одночленов. Многочлены. Приведение подобных членов. Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен. Умножение многочлена на многочлен. Деление одночлена и многочлена на одночлен.
Разложение многочленов на множители (15 ч). Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Формула разности квадратов. Квадрат суммы. Квадрат разности. Применение нескольких способов разложения многочлена на множители.
Алгебраические дроби (18 ч). Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сложение и вычитание алгебраических дробей. Умножение и деление алгебраических дробей. Совместные действия над алгебраическими дробями.
Линейная функция и ее график (10 ч). Прямоугольная система координат на плоскости. Функция. Функция y=kх и ее график. Линейная функция и ее график.
Системы двух уравнений с двумя неизвестными (11 ч). Уравнение первой степени с двумя неизвестными. Системы уравнений. Способ подстановки. Способ сложения. Графический способ решения систем уравнений. Решение задач с помощью систем уравнений.
Элементы комбинаторики (6ч). Различные комбинации из трех элементов. Таблица вариантов и правило произведения. Подсчет вариантов с помощью графов. Решение задач.
Повторение (8 ч). Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 7 класса.
Тематическое планирование
по алгебре
наименование курса
Класс 7
Учитель Михалина Дарья Владимировна
Количество часов по учебному плану
Всего 105 часов; в неделю 3 часа.
Плановых контрольных работ 11.
Планирование составлено на основе
Учебник Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин. Издательство «Просвещение», 2012.
название, автор, издательство, год издания
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Вводное повторение | 3 |
1 | Повторение. Действия с обыкновенными и десятичными дробями | 1 |
2 | Повторение. Действия с рациональными числами | 1 |
3 | Входной срез знаний | 1 |
Глава I. Алгебраические выражения | 8 |
4 | Числовые выражения | 1 |
5 | Алгебраические выражения | 1 |
6 | Алгебраические равенства. Формулы | 1 |
7 | Свойства арифметических действий | 1 |
8 | Правила раскрытия скобок | 1 |
9 | Решение задач по теме «Правила раскрытия скобок» | 1 |
10 | Обобщающий урок по теме «Алгебраические выражения» | 1 |
11 | Контрольная работа по теме «Алгебраические выражения» | 1 |
Глава II. Уравнения с одним неизвестным | 8 |
12 | Уравнения и его корни | 1 |
13 | Решение уравнений с одним неизвестным | 1 |
14 | Основные свойства уравнений | 1 |
15 | Решение задач с помощью уравнений | 1 |
16 | Способы решения задач с помощью уравнений | 1 |
17 | Обобщающий урок по теме «Уравнения с одним неизвестным» | 1 |
18 | Контрольная работа по теме «Уравнения с одним неизвестным» | 1 |
19 | Работа над ошибками | 1 |
Глава III. Одночлены и многочлены | 18 |
20 | Степень с натуральным показателем | 1 |
21 | Стандартный вид числа | 1 |
22 | Свойства степени с натуральным показателем | 1 |
23 | Применение свойств степени к решению задач | 1 |
24 | Решение задач по теме «Свойства степени с натуральным показателем» | 1 |
25 | Одночлен. Стандартный вид одночлена | 1 |
26 | Умножение одночленов | 1 |
27 | Обобщающий урок по теме «Свойства степени» | 1 |
28 | Контрольная работа по теме «Свойства степени» | 1 |
29 | Многочлены | 1 |
30 | Приведение подобных членов | 1 |
31 | Сложение и вычитание многочленов | 1 |
32 | Умножение многочлена на одночлен | 1 |
33 | Умножение многочлена на многочлен | 1 |
34 | Деление одночлена на одночлен | 1 |
35 | Деление многочлена на одночлен | 1 |
36 | Обобщающий урок по теме «Одночлены и многочлены» | 1 |
37 | Контрольная работа по теме «Одночлены и многочлены» | 1 |
Глава IV. Разложение многочленов на множители | 15 |
38 | Вынесение общего множителя за скобки | 1 |
39 | Решение задач по теме «Вынесение общего множителя за скобки» | 1 |
40 | Способ группировки | 1 |
41 | Способ группировки | 1 |
42 | Формула разности квадратов | 1 |
43 | Формула разности квадратов. Решение задач | 1 |
44 | Квадрат суммы. | 1 |
45 | Квадрат суммы. Решение задач. | 1 |
46 | Квадрат разности | 1 |
47 | Квадрат разности. Решение задач. | 1 |
48 | Куб суммы. Куб разности | 1 |
49 | Сумма кубов. Разность кубов | 1 |
50 | Применение нескольких способов разложения на множители | 1 |
51 | Обобщающий урок по теме «Разложение многочленов на множители» | 1 |
52 | Контрольная работа по теме «Разложение многочленов на множители» | 1 |
Глава V. Алгебраические дроби | 18 |
53 | Алгебраическая дробь. | 1 |
54 | Сокращение дробей | 1 |
55 | Алгоритм сокращения дробей | 1 |
56 | Приведение дробей к общему знаменателю | 1 |
57 | Алгоритм приведения дробей к общему знаменателю | 1 |
58 | Сложение алгебраических дробей | 1 |
59 | Вычитание алгебраических дробей | 1 |
60 | Решение задач по теме «Сложение и вычитание алгебраических дробей» | 1 |
61 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание алгебраических дробей» | 1 |
62 | Умножение алгебраических дробей | 1 |
63 | Деление алгебраических дробей | 1 |
64 | Решение задач по теме «Умножение и деление алгебраических дробей» | 1 |
65 | Совместные действия над алгебраическими дробями | 1 |
66 | Совместные действия над алгебраическими дробями | 1 |
67 | Решение задач по теме «Совместные действия над алгебраическими дробями» | 1 |
68 | Обобщающий урок по теме «Алгебраические дроби» | 1 |
69 | Контрольная работа по теме «Алгебраические дроби» | 1 |
70 | Работа над ошибками | 1 |
Глава VI. Линейная функция и ее график | 10 |
71 | Прямоугольная система координат на плоскости | 1 |
72 | Функция. Способы задания функции | 1 |
73 | Функция у = kх | 1 |
74 | Функция у = kх и ее график | 1 |
75 | Прямая пропорциональность | 1 |
76 | Линейная функция. Понятие линейной функции | 1 |
77 | График линейной функции | 1 |
78 | Построение графика линейной функции | 1 |
79 | Обобщающий урок по теме «Линейная функция и её график» | 1 |
80 | Контрольная работа по теме «Линейная функция и ее график» | 1 |
Глава VII. Системы двух уравнений с двумя неизвестными | 11 |
81 | Уравнения с двумя неизвестными. Системы уравнений. | 1 |
82 | Способ подстановки | 1 |
83 | Решение систем уравнений способом подстановки | 1 |
84 | Способ сложения | 1 |
85 | Решение систем уравнений способом сложения | 1 |
86 | Графический способ решения систем уравнений | 1 |
87 | Решение систем уравнений графическим способом | 1 |
88 | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 |
89 | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 |
90 | Обобщающий урок по теме «Системы уравнений с двумя неизвестными». | 1 |
91 | Контрольная работа по теме «Системы двух уравнений с двумя неизвестными» | 1 |
Глава VIII. Элементы комбинаторики | 6 |
92 | Исторические комбинаторные задачи | |
93 | Различные комбинации из трех элементов | |
94 | Таблица вариантов. | |
95 | Правило произведения | |
96 | Подсчет вариантов с помощью графов | |
97 | Проверочная работа по теме «Элементы комбинаторики» | |
Итоговое повторение | 8 |
98 | Повторение. Алгебраические выражения | |
99 | Повторение. Уравнения с одним неизвестным | |
100 | Повторение. Алгебраические дроби | |
101 | Повторение. Разложение многочленов на множители. | |
102 | Повторение. Линейная функция. Системы уравнений | |
103 | Повторение. Системы двух уравнений с двумя неизвестными. | |
104 | Итоговая контрольная работа | |
105 | Анализ итоговой работы. | |