Пояснительная записка
Нормативные документы
Рабочая программа по предмету «Алгебра» для 9 класса составлена на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.,
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2017 года №1897
Учебного плана МБОУ «Простинской основной общеобразовательной школы» НМР РТ на 2019 – 2020 учебный год
- Стандарты второго поколения, авторской программы по математике к учебнику
Ю. Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, С.Б.Суворовой «Алгебра 9» под редакцией С.А. Теляковского, М.: «Просвещение» 2019г.
Сборник рабочих программ для общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А.- 3 изд., М.: Просвещение, 2014 г.
Учебник Ю. Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, С.Б.Суворовой «Алгебра 9» под редакцией С.А. Теляковского, М.: «Просвещение» 2019г
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа для 9 класса составлена из расчёта 3 часа в неделю (102 часа в год), 8 контрольных работ. Обучение проводится на базовом уровне.
Планированные результаты освоения учебного предмета
в предметном направлении:
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
в метапредметном направлении:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
сформированность и развитие учебной компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентности)
Ученик научится:
понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
решать основные виды уравнений и неравенств с одной переменной, с двумя переменными и их систем, понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства;
понимать суть преобразований, содержащих квадратные корни, применение различных способов для разложения квадратного трёхчлена на множители;
применять свойства степени с целым показателем для вычисления корня n- й степени,
понимать и использовать язык последовательности (термины, символические обозначения);
применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессий к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни;
находить относительную частоту и вероятность случайного события.
Ученик получит возможность научиться:
проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. д.)
овладеть специальными приёмами решения уравнений, приёмами доказательства неравенств для решения математических задач и задач из смежных дисциплин;
осознавать практическую значимость изучаемых тем, создавать содержательные и организационные условия для развития умений анализировать познавательные объекты, сравнивать, выделять главное в познавательном объекте, развивать умение классифицировать их;
решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых n- членов прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую – с экспоненциальным ростом;
получит возможность приобрести опыт проведения случайных экспериментов и интерпретации их результатов.
личностные
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном интеллектуальном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
У ученика будут сформированы:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
стремление к самоконтролю процесса и результата учебной математической деятельности;
умения выполнять алгебраические вычисления, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
Ученик получит возможность сформировать:
коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими учащимися в общеобразовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
умение пользоваться изученными математическими формулами.
Содержание учебного предмета
1. Квадратичная функция (20ч.)
Функция. Область определения и область значений функции.
Свойства функции.
Квадратный трёхчлен и его корни.
Разложение квадратного трёхчлена на множители.
Функция у = ах2, ее график и свойства.
Графики функций у = ах2 + n и у = а(х – m)2
Построение графика квадратичной функции.
Функция у = хn Корень n – ой степени.
Основная цель - систематизировать и расширить представления о функциях; ввести понятия нулей функции, возрастающей и убывающей функций; координат вершины параболы, направление ветвей, преобразование графиков; развивать мыслительную деятельность; вычислительные навыки; логическое мышление.
2. Уравнения и неравенства с одной переменной (16ч)
Целое уравнение и его корни.
Дробные рациональные уравнения
Решение неравенства второй степени с одной переменной.
Решение неравенств методом интервалов.
Основная цель - обобщить и углубить сведения об уравнениях; ввести понятие целого уравнения; сформировать навыки решения рациональных уравнений; уравнений приводимых к квадратным; дробно – рациональных уравнений; сформировать умения решать неравенства второй степени с опорой на сведения о графике квадратичной функции; рациональные неравенства методом интервалов; развивать мыслительную деятельность; вычислительные навыки; логическое мышление.
3. Уравнения и неравенства с двумя переменными (18ч.)
Уравнения с двумя переменными и его график.
Графический способ решения систем уравнений.
Решение систем уравнений второй степени.
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
Неравенства с двумя переменными.
Системы неравенства с двумя переменными.
Основная цель - завершить изучение уравнений с двумя переменными; сформировать умения графически решать системы уравнений, привлекая известные учащимся графики; дать наглядные представления об уравнениях с двумя переменными; сформировать умения решать системы уравнений второй степени с помощью способов подстановки и сложения; умения решать неравенства с двумя переменными и их системы.
4. Арифметическая и геометрическая прогрессии (16ч)
Последовательности.
Определение арифметической прогрессии.
Формула n-го члена арифметической прогрессии.
Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии.
Определение геометрической прогрессии.
Формула n-го члена геометрической прогрессии.
Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии.
Основная цель - ввести понятия «последовательности», «арифметической и геометрической прогрессий»; ввести формулу n – го члена последовательности, формулы для нахождения суммы n – первых членов арифметической и геометрической прогрессий; развивать мыслительную деятельность; вычислительные навыки; логическое мышление
5. Элементы комбинаторики и теории вероятности (10ч)
Примеры комбинаторных задач
Перестановки
Размещения
Сочетания
Относительная частота случайного события.
Вероятность равновозможных событий.
Основная цель - ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события; обратить внимание учащихся, что эти понятия можно применять только для равновозможных исходов.
6. Повторение (22ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Глава | Количество часов |
1. | Глава I Квадратичная функция | 20 |
2 | Глава II Уравнения и неравенства с одной переменной | 16 |
3 | Глава III Уравнения и неравенства с двумя переменными | 18 |
4 | Глава IV Арифметическая и геометрическая прогрессии | 16 |
5 | Глава V Элементы комбинаторики и теории вероятности | 10 |
7 | Глава VI Повторение | 22 |
| ИТОГО: | 102 |
Календарно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Дата |
план | факт |
Глава 1 Квадратичная функция |
1 | Функция. Область определения и область значений функции. | 02,09 | |
2 | Функция. Область определения и область значений функции. | 05,09 | |
3 | Свойства функции. | 07,09 | |
4 | Свойства функции. | 09,09 | |
5 | Квадратный трёхчлен и его корни. | 12,09 | |
6 | Квадратный трёхчлен и его корни. | 14,09 | |
7 | Разложение квадратного трёхчлена на множители. | 16,09 | |
8 | Разложение квадратного трёхчлена на множители. | 19,09 | |
9 | Контрольная работа № 1«Квадратичная функция». | 21,09 | |
10 | Функция у = ах2, ее график и свойства. | 23,09 | |
11 | Функция у = ах2, ее график и свойства. | 26,09 | |
12 | Графики функций у = ах2 + n и у = а(х – m)2 | 28,09 | |
13 | Графики функций у = ах2 + n и у = а(х – m)2 | 30,09 | |
14 | Построение графика квадратичной функции. | 03,10 | |
15 | Построение графика квадратичной функции. | 05,10 | |
16 | Функция у = хn | 07,10 | |
17 | Функция у = хn | 10,10 | |
18 | Корень n – ой степени. | 12,10 | |
19 | Корень n – ой степени. | 14,10 | |
20 | Контрольная работа № 2«Степенная функция». | | |
Глава 2. Уравнения и неравенства с одной переменной (20ч) |
21 | Целое уравнение и его корни. | 17,10 | |
22 | Целое уравнение и его корни. | 19,10 | |
23 | Целое уравнение и его корни. | 21,10 | |
24 | Целое уравнение и его корни. | 24,10 | |
25 | Дробные рациональные уравнения | 26,10 | |
26 | Дробные рациональные уравнения | 28,10 | |
27 | Дробные рациональные уравнения | 31,10 | |
28 | Дробные рациональные уравнения | | |
29 | Решение неравенств второй степени с одной переменной. | | |
30 | Решение неравенств второй степени с одной переменной. | | |
31 | Решение неравенств второй степени с одной переменной. | | |
32 | Решение неравенств второй степени с одной переменной. | | |
33 | Решение неравенств методом интервалов | | |
34 | Решение неравенств методом интервалов | | |
35 | Решение неравенств методом интервалов | | |
36 | Контрольная работа № 3«Уравнения и неравенства с одной переменной». | | |
Глава 3 Уравнения и неравенства с двумя переменными (23ч) |
37 | Уравнения с двумя переменными и его график | | |
38 | Уравнения с двумя переменными и его график | | |
39 | Уравнения с двумя переменными и его график | | |
40 | Графический способ решения систем уравнений. | | |
41 | Графический способ решения систем уравнений. | | |
42 | Решение систем уравнений второй степени. | | |
43 | Решение систем уравнений второй степени. | | |
44 | Решение систем уравнений второй степени. | | |
45 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | | |
46 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | | |
47 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | | |
48 | Неравенства с двумя переменными. | | |
49 | Неравенства с двумя переменными. | | |
50 | Неравенства с двумя переменными. | | |
51 | Системы неравенств с двумя переменными. | | |
52 | Системы неравенств с двумя переменными. | | |
53 | Системы неравенств с двумя переменными. | | |
54 | Контрольная работа № 4«Уравнения и неравенства с двумя переменными». | | |
Глава 4. Арифметическая и геометрическая прогрессии (20ч) |
55 | Последовательности | | |
56 | Последовательности | | |
57 | Последовательности | | |
58 | Определение арифметической прогрессии. | | |
59 | Формула n-го члена арифметической прогрессии. | | |
60 | Определение арифметической прогрессии. Формула n | | |
61 | Определение арифметической прогрессии. Формула n | | |
62 | Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии. | | |
63 | Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии. | | |
64 | Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии. | | |
65 | Контрольная работа № 5«Арифметическая прогрессия» | | |
66 | Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. | | |
67 | Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. | | |
68 | Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии. | | |
69 | Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии. | | |
70 | Контрольная работа № 6«Геометрическая прогрессия» | | |
Глава 5. Элементы комбинаторики и теории вероятности (13ч) |
71 | Примеры комбинаторных задач | | |
72 | Перестановки | | |
73 | Перестановки | | |
74 | Размещения | | |
75 | Размещения | | |
76 | Сочетания | | |
77 | Сочетания | | |
78 | Относительная частота случайного события. | | |
79 | Вероятность равновозможных событий. | | |
80 | Контрольная работа № 7«Элементы комбинаторики и теории вероятности» | | |
Глава 6. Повторение (21ч) |
81 | Алгебраические выражения | | |
82 | Алгебраические выражения | | |
83 | Уравнения и системы уравнений | | |
84 | Уравнения и системы уравнений | | |
85 | Уравнения и системы уравнений | | |
86 | Неравенства | | |
87 | Неравенства | | |
88 | Неравенства | | |
89 | Функции и графики | | |
90 | Функции и графики | | |
91 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | | |
92 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | | |
93 | Элементы статистики и теории вероятности | | |
94 | Контрольная работа № 8 | | |
95 | Апробация решений тестовых работ в форме ОГЭ | | |
96 | Апробация решений тестовых работ в форме ОГЭ | | |
97 | Апробация решений тестовых работ в форме ОГЭ | | |
98 | Апробация решений тестовых работ в форме ОГЭ | | |
99 | Апробация решений тестовых работ в форме ОГЭ | | |
100 | Апробация решений тестовых работ в форме ОГЭ | | |
101 | Итоговая аттестационная работа | | |
102 | Подведение итогов | | |
Лист изменений в календарно-тематическом планировании
№ | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам.директора по УР |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
1