Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Морд. Коломасовская средняя общеобразовательная школа»
Ковылкинского муниципального района республики Мордовия
Рассмотрено: Утверждено:
Заседание МО Директор школы
____________/Рогачева Н.М. _____________ /Асташкина З.И.
Протокол №___ от__________ 2017 г. Приказ №____ « »_____________2017 г.
Рабочая программа
курса «Алгебра»
9 класс
Подготовила:
учитель математики
Рогачева Н.М.
2017-18 учебный год
Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
- Закон «Об образовании» РФ и Закон «Об образовании» РМ;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 09. 03. 2004 года № 1089 (на основании п.6, ч. 2, ст.32 закона РФ «Об образовании»);
- Рабочие программы учебных дисциплин созданы на основе примерных программ РФ по заказу Министерства просвещения России (п.7, часть 2, статья 32 закона РФ «Об образовании»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (п.23, ч.2, ст.32, закона РФ «Об образовании»);
- Образовательная программа МБОУ «Морд.Коломасовкая СОШ» на 2017 – 2018 учебный год (п.6, ч.2, ст.32, закона РФ «Об образовании»);
- Учебный план МБОУ «Морд.Коломасовкая СОШ» на 2017 – 2018 учебный год;
- Обязательного минимума содержания основного общего образования по предмету.
-Авторской программы по алгебре для 7-9 классов, авторы: Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин,
Ю.Ф.Сидоров, Н.Е.Фёдорова, М.И.Шабунин.
Характеристика особенностей программы
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.).
В задачи обучения математики входит:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
овладение навыками дедуктивных рассуждений;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, необходимой, в частности, для освоения курса информатики;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и т.д.);
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
Алгебра – это раздел математики, обобщающий и развивающий знания о действиях с числами. Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Изучение алгебры позволяет формировать умения и навыки умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе изучения алгебры школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Курс алгебры построен в соответствии с традиционными содержательно-методическими линиями: числовой, функциональной, алгоритмической, уравнений и неравенств, алгебраических преобразований. В курсе алгебры 9-го класса продолжается систематизация и расширение сведений о функциях. На этапе 9-го класса завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. Дается понятие целого рационального уравнения и его степени. Особое внимание уделяется решению уравнений третьей и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной, что широко используется в дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений. Рассматриваются системы, содержащие уравнения второй степени с двумя неизвестными. Даются первые знания об арифметической и геометрической прогрессиях, как о частных видах последовательностей. Изучая формулу нахождения суммы первых членов арифметической прогрессии и формулу суммы первых членов геометрической прогрессии , целесообразно уделить внимание заданиям, связанным с непосредственным применением этих формул.
Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Программой отводится на изучение алгебры по 3 урока в неделю, что составляет 102 часа в учебный год. Из них контрольных работ 7 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений» 1 час, «Степень с рациональным показателем» 1 час, «Степенная функция» 1 час, «Арифметическая и геометрическая прогрессии» 2 часа, «Случайные события и случайные величины» 1 час и 1 час отведен на входную контрольную работу в начале года.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ для обязательного изучения математики в 9 классе отводится не менее 175 часов из расчёта 5 часов в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии.
Программой отводится на изучение алгебры по 3 урока в неделю, что составляет 102 часа в учебный год. Из них контрольных работ 7 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений» 1 час, «Степень с рациональным показателем» 1 час, «Степенная функция» 1 час, «Арифметическая и геометрическая прогрессии» 2 часа, «Случайные события и случайные величины» 1 час и 1 час отведен на входную контрольную работу в начале года.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала.
Итоговая аттестация предусмотрена в виде сдачи обязательного экзамена по математике в форме ОГЭ.
Реализация рабочей программы осуществляется по учебнику «Алгебра – 9», авт. Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др. //М: Просвещение, 2012.
Срок реализации программы – 1 год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ 9 КЛАСС.
Планируемые результаты представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все ученики, оканчивающие 9 класс.
Требования к уровню подготовки учащихся
должны знать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
должны уметь:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратов корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
владеть компетенциями:
познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной.
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
Самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов, пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации, самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА АЛГЕБРЫ
1.Вводное повторение – 4 часа.
Квадратные уравнения, замена переменной, биквадратное уравнение. Неравенства второй степени с одной переменной, нули функции, метод интервалов, график квадратичной функции.
Знать: формулы решения квадратных уравнений, алгоритм построения параболы, теорему Виета.
Уметь: выполнять упражнения из разделов курса VIII класса: решать квадратные уравнения и неравенства, задачи с помощью квадратных уравнений, строить график квадратичной функции.
2. Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений – 18 часов.
Многочлен, алгоритм деления многочленов, формула деления многочленов, уравнения третьей и четвёртой степеней, понятие возвратного уравнения, системы нелинейных уравнений.
Знать: алгоритм решения алгебраических уравнений и уравнений, сводящихся к ним.
Уметь: решать алгебраические уравнения и системы уравнений, выполнять деление многочленов, решать задачи с помощью уравнений.
3. Степень с рациональным показателем – 11 часов.
Определение степени с целым отрицательным и рациональным показателем; нулевым показателем, определение и свойства арифметического корня n-й степени.
Знать: степень с целым и рациональным показателями и их свойства; степень с нулевым и отрицательным показателями; определение арифметического корня натуральной степени и его свойства.
Уметь: находить значение степени с целым показателем при конкретных значениях основания и показателя степени и применять свойства степени для вычисления значений числовых выражений и выполнения простейших преобразований.
4. Степенная функция – 16 часов.
Функция, область определения и область изменения, нули функции, возрастающая и убывающая функция, четные и нечетные функции, их симметричность, понятие функции у=k/х, обратно пропорциональная зависимость, свойства степенной функции, иррациональное уравнение.
Знать: понятия область определения, чётность и нечётность функции, возрастание и убывание функции на промежутке.
Уметь: строить графики линейных и дробно-линейных функций и по графику перечислять их свойства; решать уравнения и неравенства, содержащие степень.
5. Прогрессии – 15 часов.
Арифметическая и геометрическая прогрессии, формула n-го члена прогрессии, формула суммы n-членов прогрессии.
Знать: определения арифметической и геометрической прогрессий, формулы суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий; определение бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
Уметь: решать задачи на нахождение неизвестного члена арифметической и геометрической прогрессии, проверять является ли данное число членом прогрессии, находить сумму n первых членов прогрессии.
6. Случайные события – 8 часов.
События. Случайное событие, относительная частота, классическое определение вероятности, противоположные события, независимые события, несовместные и совместные события.
Вероятность события. Перебор возможных вариантов, комбинаторное правило умножения, перестановки, число всевозможных перестановок, размещения, сочетания. Геометрическая вероятность.
Знать: классическое определение вероятности, формулу вычисления вероятности в случае исхода противоположных событий.
Уметь: ориентироваться в комбинаторике; строить дерево возможных вариантов
Знать и уметь пользоваться формулами для решения комбинаторных задач
7. Случайные величины – 8 часов.
Таблицы распределения. Полигоны частот. Генеральная совокупность и выборка. Размах и центральные тенденции.
Знать: определения полигона частот, генеральной совокупности и выборки, размаха, моды и медианы случайных величин.
Уметь: определять количество равновозможных исходов некоторого испытания; строить таблицы распределения; полигоны частот; находить размах, моду, медиану случайных величин.
8. Множества. Логика – 6 часов.
Множество, подмножество, высказывание, логическая связка. Уравнение окружности и прямой.
Знать: понятия множества, подмножества, пересечение множеств, объединение множеств; понятие высказывания.
Уметь: решать задачи, применяя теоремы множеств, круги Эйлера, с использованием логических связок «и», «или», «не».
9. Итоговое повторение - 16 часов.
- знать алгоритм построения графика функции; формулы n-го члена и суммы n членов арифметической и геометрической прогрессий и уметь их применять при решении задач
- уметь строить графики функции; по графику определять свойства функции
- уметь решать уравнения третьей и четвертой степени с одним неизвестным с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной; решать неравенства методом интервалов; решать системы уравнений; решать задачи с помощью составления систем.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ главы | § учебника | Название глав курса | Количество уроков | Контрольные работы |
| | Повторение | 4 | 1 ч. |
Гл.1 | §1 – 6 | Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений. | 18 ч. | 1 ч. |
Гл.2 | §7 – 11 | Степень с рациональным показателем | 11 ч. | 1 ч. |
Гл.3 | §12 – 16 | Степенная функция | 16 ч. | 1 ч. |
Гл.4 | §17 – 21 | Прогрессии | 15 ч. | 2 ч. |
Гл.5 | §22 – 26 | Случайные события | 8 ч. | 1 ч. |
Гл.6 | §27 – 30 | Случайные величины | 8 ч. | 1 ч. |
Гл.7 | §31 – 35 | Множества, логика | 6 ч. | |
| | Повторение | 16 ч. | 1 ч. |
| | Всего: | 102ч. | 9 ч. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Алгебра 9 класс
№ | Наименование темы | Дата проведения |
п\п | в теме | план | факт |
| 1 | Повторение (4 ч) | | |
1 | 1 | Повторение курса алгебры 7 – 8 классов. Действия с десятичными и обыкновенными дробями | | |
2 | 2 | Повторение свойств неравенств, решение неравенств, систем неравенств | | |
3 | 3 | Повторение правил решения квадратных и биквадратных уравнений | | |
4 | 4 | Повторение. Решение текстовых задач | | |
| 2 | Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений (20 ч) | | |
5 | 1 | Деление многочленов | | |
6 | 2 | Алгоритм деления многочленов с остатком | | |
7 | 3 | Решение задач на деление многочленов | | |
8 | 4 | Решение алгебраических уравнений | | |
9 | 5 | Способы разложения многочлена на множители | | |
10 | 6 | Решение алгебраических уравнений | | |
11 | 7 | Уравнения, сводящиеся к алгебраическим | | |
12 | 8 | Уравнения рациональные, сводящиеся к алгебраическим | | |
13 | 9 | Уравнения, сводящиеся к алгебраическим | | |
14 | 10 | Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными | | |
15 | 11 | Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными | | |
16 | 12 | Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными | | |
17 | 13 | Различные способы решения систем уравнений | | |
18 | 14 | Различные способы решения систем уравнений | | |
19 | 15 | Различные способы решения систем уравнений. Решение задач | | |
20 | 16 | Решение задач с помощью систем уравнений | | |
21 | 17 | Решение задач с помощью систем уравнений | | |
22 | 18 | Решение задач | | |
23 | 19 | Обобщение, систематизация и коррекция знаний | | |
24 | 20 | Контрольная работа №1 по теме "Алгебраические уравнения" | | |
| 3 | Степень с целым показателем (10 ч) | | |
25 | 1 | Повторение свойств степени с натуральным показателем | | |
26 | 2 | Степень с целым показателем | | |
27 | 3 | Арифметический корень натуральной степени | | |
28 | 4 | Свойства арифметического корня | | |
29 | 5 | Свойства арифметического корня | | |
30 | 6 | Степень с рациональным показателем | | |
31 | 7 | Возведение в степень числового неравенства | | |
32 | 8 | Решение показательных и логарифмических уравнений | | |
33 | 9 | Обобщение, систематизация и коррекция знаний | | |
34 | 10 | Контрольная работа № 2 по теме "Степень с целым показателем" | | |
| 4 | Степенная функция (18) | | |
35 | 1 | Область определения функции | | |
36 | 2 | Область определения функции | | |
37 | 3 | Область определения функции | | |
38 | 4 | Возрастание и убывание функции | | |
39 | 5 | Возрастание и убывание функции | | |
40 | 6 | Возрастание и убывание функции | | |
41 | 7 | Четность, нечетность функции | | |
42 | 8 | Четность, нечетность функции | | |
43 | 9 | Контрольная работа №3 по теме итогам 2 четверти | | |
44 | 10 | Функция | | |
45 | 11 | Функция | | |
46 | 12 | Функция | | |
47 | 13 | Неравенства и уравнения, содержащие степень | | |
48 | 14 | Неравенства и уравнения, содержащие степень | | |
49 | 15 | Неравенства и уравнения, содержащие степень | | |
50 | 16 | Решение задач | | |
51 | 17 | Обобщение, систематизация и коррекция знаний | | |
52 | 18 | Контрольная работа № 3 по теме "Степенная функция" | | |
| 5 | Прогрессии (15) | | |
53 | 1 | Числовая последовательность | | |
54 | 2 | Числовая последовательность | | |
55 | 3 | Арифметическая прогрессия | | |
56 | 4 | Арифметическая прогрессия | | |
57 | 5 | Сумма n- первых членов арифметической прогрессии | | |
58 | 6 | Сумма n- первых членов арифметической прогрессии | | |
59 | 7 | Геометрическая прогрессия | | |
60 | 8 | Геометрическая прогрессия | | |
61 | 9 | Сумма n- первых членов геометрической прогрессии | | |
62 | 10 | Сумма n- первых членов геометрической | | |
63 | 11 | Бесконечно-убывающая геометрическая прогрессия | | |
64 | 12 | Бесконечно-убывающая геометрическая прогрессия | | |
65 | 13 | Обобщение, систематизация и коррекция знаний. | | |
66 | 14 | Обобщение, систематизация и коррекция знаний. | | |
67 | 15 | Контрольная работа № 4 по теме "Прогрессии" | | |
| 6 | Случайные события (12ч) | | |
68 | 1 | События | | |
69 | 2 | Вероятность события. | | |
70 | 3 | Вероятность события | | |
71 | 4 | Повторение элементов комбинаторики. Решение комбинаторных задач | | |
72 | 5 | Решение комбинаторных задач | | |
73 | 6 | Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики | | |
74 | 7 | Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики | | |
75 | 8 | Противоположные события и их вероятности | | |
76 | 9 | Относительная частота и закон больших чисел | | |
77 | 10 | Относительная частота и закон больших чисел | | |
78 | 11 | Обобщение, систематизация и коррекция знаний. | | |
79 | 12 | Контрольная работа № 5 по теме "Случайные события" | | |
| | Случайные величины (10ч) | | |
80 | 1 | Таблица распределения | | |
81 | 2 | Таблица распределения | | |
82 | 3 | Полигоны частот | | |
83 | 4 | Генеральная совокупность и выборка | | |
84 | 5 | Генеральная совокупность и выборка | | |
85 | 6 | Размах и центральные тенденции | | |
86 | 7 | Размах и центральные тенденции | | |
87 | 8 | Решение задач | | |
88 | 9 | Обобщение, систематизация и коррекция знаний. | | |
89 | 10 | Контрольная работа № 6 по теме "Случайные величины" | | |
90-101 | 8 | Повторение курса алгебры. Подготовка к ОГЭ (12) | | |
102 | 9.1 | Контрольная работа № 7 Итоговая контрольная работа (1) | | |
| | Итого часов (102) | | |
. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
образовательного процесса.
Учебник: Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват.организаций/ авт. Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др. //М: Просвещение, 2012.
Л.И.Звавич, Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса. – Москва, «Просвещение», 2011 г.
Альхова З.Н. Проверочные работы с элементами тестирования по алгебре. 9 класс. – Саратов: «Лицей», 2011 г.
КИМ Алгебра. 9 класс/ сост.Л.И.Мартышова. – М.: ВАКО, 2012 г.
Алгебра. 8 класс. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [ А.Г.Мордкович и др.]; под ред. А.Г.Мордковича. – 11 изд., доп. – М.: Мнемозина, 2010.
Книга для учителя. Изучение алгебры в 7-9 классах/ Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров, М.В.Ткачёва и др. – М.: Просвещение, 2010.
Математика – приложение к газете «Первое сентября».
Цифровые образовательные ресурсы.
Электронные образовательные ресурсы.
Технические средства обучения:
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Экран
Банк презентаций по темам урока, вилеоуроки.
Банк электронных тренировочных, проверочных работ для организации фронтальной и индивидуальной работы на уроке.