СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по алгебре 9 класс

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Морд. Коломасовская средняя общеобразовательная школа»

Ковылкинского муниципального района республики Мордовия





Рассмотрено: Утверждено:

Заседание МО Директор школы

____________/Рогачева Н.М. _____________ /Асташкина З.И.

Протокол №___ от__________ 2017 г. Приказ №____ « »_____________2017 г.







Рабочая программа

курса «Алгебра»
9 класс








Подготовила:

учитель математики

Рогачева Н.М.




2017-18 учебный год


Пояснительная записка


Нормативная база преподавания предмета:

- Закон «Об образовании» РФ и Закон «Об образовании» РМ;

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 09. 03. 2004 года № 1089 (на основании п.6, ч. 2, ст.32 закона РФ «Об образовании»);

- Рабочие программы учебных дисциплин созданы на основе примерных программ РФ по заказу Министерства просвещения России (п.7, часть 2, статья 32 закона РФ «Об образовании»;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (п.23, ч.2, ст.32, закона РФ «Об образовании»);

- Образовательная программа МБОУ «Морд.Коломасовкая СОШ» на 2017 – 2018 учебный год (п.6, ч.2, ст.32, закона РФ «Об образовании»);

- Учебный план МБОУ «Морд.Коломасовкая СОШ» на 2017 – 2018 учебный год;

- Обязательного минимума содержания основного общего образования по предмету.

-Авторской программы по алгебре для 7-9 классов, авторы: Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин,
Ю.Ф.Сидоров, Н.Е.Фёдорова, М.И.Шабунин.



Характеристика особенностей программы


Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.).

В задачи обучения математики входит:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • овладение навыками дедуктивных рассуждений;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, необходимой, в частности, для освоения курса информатики;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и т.д.);

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;


Алгебра – это раздел математики, обобщающий и развивающий знания о действиях с числами. Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Изучение алгебры позволяет формировать умения и навыки умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе изучения алгебры школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

Курс алгебры построен в соответствии с традиционными содержательно-методическими линиями: числовой, функциональной, алгоритмической, уравнений и неравенств, алгебраических преобразований. В курсе алгебры 9-го класса продолжается систематизация и расширение сведений о функциях. На этапе 9-го класса завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. Дается понятие целого рационального уравнения и его степени. Особое внимание уделяется решению уравнений третьей и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной, что широко используется в дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений. Рассматриваются системы, содержащие уравнения второй степени с двумя неизвестными. Даются первые знания об арифметической и геометрической прогрессиях, как о частных видах последовательностей. Изучая формулу нахождения суммы   первых членов арифметической прогрессии   и формулу суммы   первых членов геометрической прогрессии  , целесообразно уделить внимание заданиям, связанным с непосредственным применением этих формул.

Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

Программой отводится на изучение алгебры по 3 урока в неделю, что составляет 102 часа в учебный год. Из них контрольных работ 7 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений» 1 час, «Степень с рациональным показателем» 1 час, «Степенная функция» 1 час, «Арифметическая и геометрическая прогрессии» 2 часа, «Случайные события и случайные величины» 1 час и 1 час отведен на входную контрольную работу в начале года.

Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.

Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала.




МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.


Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ для обязательного изучения математики в 9 классе отводится не менее 175 часов из расчёта 5 часов в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии.

Программой отводится на изучение алгебры по 3 урока в неделю, что составляет 102 часа в учебный год. Из них контрольных работ 7 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений» 1 час, «Степень с рациональным показателем» 1 час, «Степенная функция» 1 час, «Арифметическая и геометрическая прогрессии» 2 часа, «Случайные события и случайные величины» 1 час и 1 час отведен на входную контрольную работу в начале года.

Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.

Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала.

Итоговая аттестация предусмотрена в виде сдачи обязательного экзамена по математике в форме ОГЭ.

Реализация рабочей программы осуществляется по учебнику «Алгебра – 9», авт. Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др. //М: Просвещение, 2012.


Срок реализации программы – 1 год.




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ 9 КЛАСС.


Планируемые результаты представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все ученики, оканчивающие 9 класс.

Требования к уровню подготовки учащихся

должны знать:

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;  вероятностный характер различных процессов окружающего мира;

должны уметь:

  • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

  • применять свойства арифметических квадратов корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;

  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • изображать числа точками на координатной прямой;

  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;

  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

  • решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;

  • вычислять средние значения результатов измерений;

  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях.


владеть компетенциями:  

  • познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной.

способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • Самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать  других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов, пользоваться предметным указателем  энциклопедий  и справочников для нахождения информации, самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА АЛГЕБРЫ

1.Вводное повторение – 4 часа.

Квадратные уравнения, замена переменной, биквадратное уравнение. Неравенства второй степени с одной переменной, нули функции, метод интервалов, график квадратичной функции.

Знать: формулы решения квадратных уравнений, алгоритм построения параболы, теорему Виета.

Уметь: выполнять упражнения из разделов курса VIII класса: решать квадратные уравнения и неравенства, задачи с помощью квадратных уравнений, строить график квадратичной функции.


2. Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений – 18 часов.

Многочлен, алгоритм деления многочленов, формула деления многочленов, уравнения третьей и четвёртой степеней, понятие возвратного уравнения, системы нелинейных уравнений.

Знать: алгоритм решения алгебраических уравнений и уравнений, сводящихся к ним.

Уметь: решать алгебраические уравнения и системы уравнений, выполнять деление многочленов, решать задачи с помощью уравнений.

3. Степень с рациональным показателем – 11 часов.

Определение степени с целым отрицательным и рациональным показателем; нулевым показателем, определение и свойства арифметического корня n-й степени.

Знать: степень с целым и рациональным показателями и их свойства; степень с нулевым и отрицательным показателями; определение арифметического корня натуральной степени и его свойства.

Уметь: находить значение степени с целым показателем при конкретных значениях основания и показателя степени и применять свойства степени для вычисления значений числовых выражений и выполнения простейших преобразований.

4. Степенная функция – 16 часов.

Функция, область определения и область изменения, нули функции, возрастающая и убывающая функция, четные и нечетные функции, их симметричность, понятие функции у=k/х, обратно пропорциональная зависимость, свойства степенной функции, иррациональное уравнение.

Знать: понятия область определения, чётность и нечётность функции, возрастание и убывание функции на промежутке.

Уметь: строить графики линейных и дробно-линейных функций и по графику перечислять их свойства; решать уравнения и неравенства, содержащие степень.

5. Прогрессии – 15 часов.

Арифметическая и геометрическая прогрессии, формула n-го члена прогрессии, формула суммы n-членов прогрессии.

Знать: определения арифметической и геометрической прогрессий, формулы суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий; определение бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

Уметь: решать задачи на нахождение неизвестного члена арифметической и геометрической прогрессии, проверять является ли данное число членом прогрессии, находить сумму n первых членов прогрессии.


6. Случайные события – 8 часов.

События. Случайное событие, относительная частота, классическое определение вероятности, противоположные события, независимые события, несовместные и совместные события.

Вероятность события. Перебор возможных вариантов, комбинаторное правило умножения, перестановки, число всевозможных перестановок, размещения, сочетания. Геометрическая вероятность.

Знать: классическое определение вероятности, формулу вычисления вероятности в случае исхода противоположных событий.

Уметь: ориентироваться в комбинаторике; строить дерево возможных вариантов

Знать и уметь пользоваться формулами для решения комбинаторных задач

7. Случайные величины – 8 часов.

Таблицы распределения. Полигоны частот. Генеральная совокупность и выборка. Размах и центральные тенденции.

Знать: определения полигона частот, генеральной совокупности и выборки, размаха, моды и медианы случайных величин.

Уметь: определять количество равновозможных исходов некоторого испытания; строить таблицы распределения; полигоны частот; находить размах, моду, медиану случайных величин.

8. Множества. Логика – 6 часов.

Множество, подмножество, высказывание, логическая связка. Уравнение окружности и прямой.

Знать: понятия множества, подмножества, пересечение множеств, объединение множеств; понятие высказывания.

Уметь: решать задачи, применяя теоремы множеств, круги Эйлера, с использованием логических связок «и», «или», «не».


9. Итоговое повторение - 16 часов.

- знать алгоритм построения графика функции; формулы n-го члена и суммы n членов арифметической и геометрической прогрессий и уметь их применять при решении задач

- уметь строить графики функции; по графику определять свойства функции

- уметь решать уравнения третьей и четвертой степени с одним неизвестным с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной; решать неравенства методом интервалов; решать системы уравнений; решать задачи с помощью составления систем.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


главы

§ учебника

Название глав курса

Количество уроков

Контрольные работы




Повторение


4


1 ч.

Гл.1

§1 – 6

Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений.

18 ч.

1 ч.

Гл.2

§7 – 11

Степень с рациональным показателем


11 ч.

1 ч.

Гл.3

§12 – 16

Степенная функция


16 ч.

1 ч.

Гл.4

§17 – 21

Прогрессии


15 ч.

2 ч.

Гл.5

§22 – 26

Случайные события


8 ч.

1 ч.

Гл.6

§27 – 30

Случайные величины


8 ч.

1 ч.

Гл.7

§31 – 35

Множества, логика


6 ч.




Повторение


16 ч.

1 ч.



Всего:


102ч.

9 ч.























КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 Алгебра  9  класс



Наименование темы

Дата проведения

п\п

в теме

план

факт


1

Повторение (4 ч)



1

1

Повторение курса алгебры 7 – 8 классов. Действия с десятичными и обыкновенными дробями



2

2

Повторение свойств неравенств, решение неравенств, систем неравенств



3

3

Повторение правил решения квадратных и биквадратных уравнений



4

4

Повторение. Решение текстовых задач




2

Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений (20 ч)



5

1

Деление многочленов



6

2

Алгоритм деления многочленов с остатком



7

3

Решение задач на деление многочленов



8

4

Решение алгебраических уравнений



9

5

Способы разложения многочлена на множители



10

6

Решение алгебраических уравнений



11

7

Уравнения, сводящиеся к алгебраическим



12

8

Уравнения рациональные, сводящиеся к алгебраическим



13

9

Уравнения, сводящиеся к алгебраическим



14

10

Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными



15

11

Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными



16

12

Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными



17

13

Различные способы решения систем уравнений



18

14

Различные способы решения систем уравнений



19

15

Различные способы решения систем уравнений. Решение задач



20

16

Решение задач с помощью систем уравнений



21

17

Решение задач с помощью систем уравнений



22

18

Решение задач



23

19

Обобщение, систематизация и коррекция знаний



24

20

Контрольная работа №1 по теме "Алгебраические уравнения"




3

Степень с целым показателем (10 ч)



25

1

Повторение свойств степени с натуральным показателем



26

2

Степень с целым показателем



27

3

Арифметический корень натуральной степени



28

4

Свойства арифметического корня



29

5

Свойства арифметического корня



30

6

Степень с рациональным показателем



31

7

Возведение в степень числового неравенства



32

8

Решение показательных и логарифмических уравнений



33

9

Обобщение, систематизация и коррекция знаний



34

10

Контрольная работа № 2 по теме "Степень с целым показателем"




4

Степенная функция (18)



35

1

Область определения функции



36

2

Область определения функции



37

3

Область определения функции



38

4

Возрастание и убывание функции



39

5

Возрастание и убывание функции



40

6

Возрастание и убывание функции



41

7

Четность, нечетность функции



42

8

Четность, нечетность функции



43

9

Контрольная работа №3 по теме итогам 2 четверти



44

10

Функция



45

11

Функция



46

12

Функция



47

13

Неравенства и уравнения, содержащие степень



48

14

Неравенства и уравнения, содержащие степень



49

15

Неравенства и уравнения, содержащие степень



50

16

Решение задач



51

17

Обобщение, систематизация и коррекция знаний



52

18

Контрольная работа № 3 по теме "Степенная функция"




5

Прогрессии (15)



53

1

Числовая последовательность



54

2

Числовая последовательность



55

3

Арифметическая прогрессия



56

4

Арифметическая прогрессия



57

5

Сумма n- первых членов арифметической прогрессии



58

6

Сумма n- первых членов арифметической прогрессии



59

7

Геометрическая прогрессия



60

8

Геометрическая прогрессия



61

9

Сумма n- первых членов геометрической прогрессии



62

10

Сумма n- первых членов геометрической



63

11

Бесконечно-убывающая геометрическая прогрессия



64

12

Бесконечно-убывающая геометрическая прогрессия



65

13

Обобщение, систематизация и коррекция знаний.



66

14

Обобщение, систематизация и коррекция знаний.



67

15

Контрольная работа № 4 по теме "Прогрессии"




6

Случайные события (12ч)



68

1

События



69

2

Вероятность события.



70

3

Вероятность события



71

4

Повторение элементов комбинаторики. Решение комбинаторных задач



72

5

Решение комбинаторных задач



73

6

Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики



74

7

Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики



75

8

Противоположные события и их вероятности



76

9

Относительная частота и закон больших чисел



77

10

Относительная частота и закон больших чисел



78

11

Обобщение, систематизация и коррекция знаний.



79

12

Контрольная работа № 5 по теме "Случайные события"





Случайные величины (10ч)



80

1

Таблица распределения



81

2

Таблица распределения



82

3

Полигоны частот



83

4

Генеральная совокупность и выборка



84

5

Генеральная совокупность и выборка



85

6

Размах и центральные тенденции



86

7

Размах и центральные тенденции



87

8

Решение задач



88

9

Обобщение, систематизация и коррекция знаний.



89

10

Контрольная работа № 6 по теме "Случайные величины"



90-101

8

Повторение курса алгебры. Подготовка к ОГЭ (12)



102

9.1

Контрольная работа № 7

Итоговая контрольная работа (1)






Итого часов (102)




























. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

образовательного процесса.


  1. Учебник: Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват.организаций/ авт. Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др. //М: Просвещение, 2012.

  2. Л.И.Звавич, Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса. – Москва, «Просвещение», 2011 г.

  3. Альхова З.Н. Проверочные работы с элементами тестирования по алгебре. 9 класс. – Саратов: «Лицей», 2011 г.

  4. КИМ Алгебра. 9 класс/ сост.Л.И.Мартышова. – М.: ВАКО, 2012 г.

  5. Алгебра. 8 класс. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [ А.Г.Мордкович и др.]; под ред. А.Г.Мордковича. – 11 изд., доп. – М.: Мнемозина, 2010.

  6. Книга для учителя. Изучение алгебры в 7-9 классах/ Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров, М.В.Ткачёва и др. – М.: Просвещение, 2010.

  7. Математика – приложение к газете «Первое сентября».

  8. Цифровые образовательные ресурсы.

  9. Электронные образовательные ресурсы.


Технические средства обучения:


  1. Персональный компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экран

  4. Банк презентаций по темам урока, вилеоуроки.

  5. Банк электронных тренировочных, проверочных работ для организации фронтальной и индивидуальной работы на уроке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!