Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чебачинская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ директор школы ___________ / Д.Г.Казьмин/ приказ № 56 от 28.08.2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО АЛГЕБРЕ
Уровень - основное общее образование - 9 класс
Учитель - Крутилина Эллина Анатольевна
2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе
Основу рабочей программы составляют следующие документы:
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
2.Федеральный Государственный Образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010г. № 1897
3.Образовательная программа основного общего образования МБОУ Чебачинская СОШ.
4.Учебный план МБОУ Чебачинская СОШ на 2020-2021 учебный год.
5.Положение о рабочей программе учителей МБОУ Чебачинская СОШ утвержденное приказом № 102 от 28.04.2018 г.
6. Примерная программа основного общего образования по алгебре;
7.Учебно-методический комплект Сборник рабочих программ.7-9 классы: А45 пособия для учителей общеобразовательных учреждений (составитель Т.А.Бурмистрова), М.:Просвещение, 2016. Учебник для 9 класса общеобразовательных организаций Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева Москва «Просвещение», 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА АЛГЕБРЫ
Степень с рациональным показателем
Степень с целым показателем и ее свойства. Возведение числового неравенства в степень с натуральным показателем.
Основная цель — сформировать понятие степени с целым показателем; выработать умение выполнять преобразования простейших выражений, содержащих степень с целым показателем; ввести понятия корня п-й степени и степени с рациональным показателем.
Детальное изучение степени с натуральным показателем в 7 классе создает базу для введения понятия степени с целым показателем. Однако в начале темы необходимо целенаправленное повторение свойств степени с натуральным показателем и выполнение преобразований алгебраических выражений, содержащих степени с натуральными показателями. Такое повторение служит пропедевтикой к изучению степени с целым показателем и ее свойств, чему в данной теме уделяется основное внимание.
Формируется понятие степени с целым отрицательным и нулевым показателями. Повторяется определение стандартного вида числа. Доказывается свойство возведения в степень с целым отрицательным показателем произведения двух множителей. Учащиеся овладевают умениями находить значение степени с целым показателем при конкретных значениях основания и показателя степени и применять свойства степени для вычисления значений числовых выражений и выполнения простейших преобразований.
Учащиеся знакомятся с возведением в натуральную степень неравенств, у которых левые и правые части положительны. В дальнейшем эти знания будут применяться при изучении возрастания и убывания функций у = х2, у = х3.
В данной теме вводятся понятие арифметического корня натуральной степени и понятие степени с рациональным показателем. Необходимость их введения обосновывается на конкретных примерах. Формирование умения применять свойства степени с рациональным показателем не предусматривается.
Степенная функция
Область определения функции. Возрастание и убывание функции. Четность и нечетность функции. Функция у = k/x
Основная цель — выработать умение исследовать по заданному графику функции у = х2, у = х3, у=1/x, y=x1/2, y=k/x, y=ax2+bx+c.
При изучении материала данной главы углубляются и существенно расширяются функциональные представления учащихся.
На примерах функций у = х3, у = х1/2, у = 1/х рассматриваются основные свойства степенной функции, которые после изучения степени с действительным показателем лягут в основу формирования представлений о степенной функции с любым действительным показателем. Здесь же важно не только изучить свойства и графики конкретных функций, но и показать прикладной аспект их применения.
Учащимся предстоит овладеть такими понятиями, как область определения, четность и нечетность функции, возрастание и убывание функции на промежутке.
Понятия возрастания и убывания функции, учащиеся встречали в курсе алгебры 8 класса, но лишь при изучении данной темы формируются определения этих понятий, а, следовательно, появляется возможность аналитически доказать возрастание или убывание конкретной функции на промежутке. (Однако проведение подобных доказательств не входит в число обязательных умений.) Учащиеся должны научиться находить промежутки возрастания функции с помощью графика рассматриваемой функции.
При изучении темы примеры функций с дробным показателем не рассматриваются, так как понятие степени с рациональным показателем в данном курсе не вводится.
При изучении каждой конкретной функции (включая и функции у = kx + b, y=ax2+bx+c.) предполагается, что учащиеся смогут изобразить эскиз графика рассматриваемой функции и по графику перечислить ее свойства.
С помощью функции у = k/x - уточняется понятие обратной пропорциональности, о котором лишь упоминалось в курсе алгебры 8 класса.
При изучении данной темы особое внимание уделяется свойствам функций и отображению этих свойств на графиках. Одновременно формируются начальные умения выполнять простейшие преобразования графиков функций.
Прогрессии
Числовая последовательность. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы л первых членов арифметической и геометрической прогрессий.
Основная цель — познакомить учащихся с понятиями арифметической и геометрической прогрессий.
Учащиеся знакомятся с понятием числовой последовательности, учатся по заданной формуле n-го члена при рекуррентном способе задания последовательности находить члены последовательности.
Знакомство с арифметической и геометрической прогрессиями как числовыми последовательностями особых видов происходит на конкретных практических примерах.
Формулы n-го члена и суммы n- первых членов обеих прогрессий выводятся учителем, однако требовать от учащихся выводить эти формулы необязательно.
Упражнения не должны предполагать использование в своем решении формул, не приведенных в учебнике. Основное внимание уделяется решению практических и прикладных задач.
Случайные события
События невозможные, достоверные, случайные. Совместные несовместные события. Равновозможные события. Классическое определение вероятности события. Представление о геометрической вероятности. Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики. Противоположные события и их вероятности. Относительная частота и закон больших чисел. Тактика игр, справедливые и несправедливые игры.
Основная цель — познакомить учащихся с различными видами событий, с понятием вероятности события и с различными подходами к определению этого понятия; сформировать умения нахождения вероятности события, когда число равновозможных исходов испытания очевидно; обучить нахождению вероятности I события после проведения серии однотипных испытаний.
Классическое определение вероятности события вводится и применяется в ходе моделирования опытов (испытаний) с равно возможными исходами: бросание монет, игральных кубиков, изъятие карт из колоды, костей домино из набора и т. п. Статистическое определение вероятности вводится после рассмотрения опытов, в которых равновозможность исходов не очевидна.
Приводится теорема о сумме вероятностей противоположных событий. Рассматриваются задачи на нахождение вероятности искомого события через нахождение вероятности противоположного события.
Прикладной аспект вероятностных знаний иллюстрируется, в частности, при выявлении справедливых и несправедливых игр, при планировании участия в лотереях и т. п.
Случайные величины
Таблицы распределения значений случайной величины. Наглядное представление распределения случайной величины: полигон частот, диаграммы круговые, линейные, столбчатые, гистограмма. Генеральная совокупность и выборка. Репрезентативная выборка. Характеристики выборки: размах, мода, медиана, среднее. Представление о законе нормального распределения.
Основная цель — сформировать представления о закономерностях в массовых случайных явлениях; выработать умение сбора и наглядного представления статистических данных; обучить нахождению центральных тенденций выборки.
После знакомства с различными видами случайных величин приводятся примеры составления таблиц распределения этих величин по вероятностям, частотам, относительным частотам. На основании таблиц распределения строятся полигоны частот и диаграммы.
Формируется представление о генеральной совокупности, о произвольной и репрезентативной выборках. На учебных выборках, имеющих небольшой размах, формируется умение находить моду, медиану и среднее значение; умение определять — какую выборку имеет смысл характеризовать одной из центральных тенденций.
Рассматриваются дискретные и непрерывные случайные величины, демонстрируется наглядная интерпретация распределения значений непрерывной случайной величины с помощью гистограммы. Приводятся характеристики выборки — отклонение от среднего, дисперсия, среднее квадратичное отклонение. Формулируется правило трех сигм.
Множество и логика
Подмножества. Множество. Элементы множества, характеристическое свойство. Круги Эйлера. Разность множеств, дополнение до множества, числовые множества, пересечение и объединение множеств, совокупность. Высказывания. Отрицание высказывания, предложение с переменной, множество истинности, равносильные множества, символы общности и существования, прямая и обратная теорема, необходимые и достаточные условия взаимно противоположные теоремы. Расстояния между двумя точками, формула расстояния, уравнение фигуры, уравнение окружности. Уравнение и график прямой, угловой коэффициент прямой, взаимное расположение прямых. Фигура, заданная уравнением или системой уравнений с двумя неизвестным. Фигура, заданная неравенством или системой неравенств с двумя неизвестными.
Основная цель – формирование представлений о подмножестве, множестве, элементах множества, о характеристическом свойстве, о кругах Эйлера, о разности множеств, о дополнении до множества, о числовые множества, пересечении и объединении множеств, совокупности.
Планируемые результаты обучения
в направлении личностного развития:
-
формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
-
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
-
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
-
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
-
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
-
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
-
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
в метапредметном направлении:
-
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
-
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
-
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора, оснований и критериев;
-
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы;
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-
формирование учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
-
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
-
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
-
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
-
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
-
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки.
в предметном направлении:
-
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
-
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
-
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
-
овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
-
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
-
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
-
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Календарно-тематическое планирование
Учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение алгебры на этапе основного общего образования в рамках реализации ФГОС ООО (9класс) в объеме 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Кол-во часов в неделю | Количество уч. недель | По программе | Праздничные дни | Итого |
3 | 34 | 102 | 08.03.2021-1ч 03.05.2021-1ч | 100ч. |
Согласно календарному учебному графику на 2020-2021 учебный год из них 2 урока выпадают на праздничные дни. Темы, предусмотренные на данные даты, будут проведены за счет уплотнения тем уроков
№ | Дата | Тема урока |
Повторение 3 часа |
1 | 2.09 | Решение квадратных уравнений, неравенств |
2 | 4.09 | Арифметический квадратный корень |
3 | 7.09 | Диагностическая контрольная работа |
Степень с рациональным показателем 13 часов |
4 | 9.09 | Повторение степени с натуральным показателем |
5 | 11.09 | Степень с натуральным показателем |
6 | 14.09 | Определение степени с целым показателем |
7 | 16.09 | Свойства степени с целым показателем |
8 | 18.09 | Решение задач. Степени с целым показателем |
9 | 21.09 | Арифметический корень натуральной степени |
10 | 23.09 | Свойства арифметического корня |
11 | 25.09 | Решение задач. Свойства арифметического корня |
12 | 28.09 | Степень с рациональным показателем. |
13 | 30.09 | Решение задач. Степень с рациональным показателем. |
14 | 2.10 | Возведение в степень числового неравенства |
15 | 5.10 | Обобщения знаний по теме Степень с рациональным показателем. |
16 | 7.10 | Контрольная работа №1. Степень с рациональным показателем. |
Степенная функция 18 часов |
17 | 9.10 | Понятие функции |
18 | 12.10 | Область определения функции |
19 | 14.10 | Нахождение области определения функции |
20 | 16.10 | Понятие возрастания и убывания функции |
21 | 19.10 | Определение возрастающей (убывающей) функций |
22 | 21.10 | Четность и нечетность функции |
23 | 23.10 | Определение четности и нечетности функции, заданной формулой или графиком |
24 | 26.10 | Функция y=k/x и ее определение |
25 | 28.10 | Функция y=k/x k0, график |
26 | 30.10 | Функция y=k/x k , график |
27 | 9.11 | Неравенства и уравнения, содержащие степень |
28 | 11.11 | Решение уравнений, содержащих степень |
29 | 13.11 | Решение неравенств, содержащих степень |
30 | 16.11 | Иррациональные уравнения |
31 | 18.11 | Графическое решение уравнений |
32 | 20.11 | Решение задач по теме «Степенная функция» |
33 | 23.11 | Обобщающий урок по теме «Степенная функция» |
34 | 25.11 | Контрольная работа №2. Степенная функция. |
Прогрессии 16 часов |
35 | 27.11 | Числовая последовательность |
36 | 30.11 | Арифметическая прогрессия |
37 | 2.12 | Формула n-го члена арифметической прогрессии |
38 | 4.12 | Сумма n первых членов арифметической прогрессии |
39 | 7.12 | Способы нахождения суммы п первых членов арифметической прогрессии |
40 | 9.12 | Решение задач на нахождение суммы n первых членов арифметической прогрессии |
41 | 11.12 | Определение геометрической прогрессии |
42 | 14.12 | Формула знаменателя геометрической прогрессии |
43 | 16.12 | Формула n-го члена геометрической прогрессии |
44 | 18.12 | Сумма n первых членов геометрической прогрессии |
45 | 21.12 | Нахождение суммы n первых членов геометрической прогрессии |
46 | 23.12 | Решение задач на нахождение суммы n первых членов геометрической прогрессии |
47 | 25.12 | Решение практических задач |
48 | 28.12 | Решение практических задач по теме «Прогрессии» |
49 | 11.01 | Обобщающий урок по теме «Прогрессии» |
50 | 13.01 | Контрольная работа № 3 «Прогрессии» |
Случайные события 13 часов |
51 | 15.01 | События |
52 | 18.01 | Вероятность события |
53 | 20.01 | Решение задач на вероятность события |
54 | 22.01 | Повторение элементов комбинаторики |
55 | 25.01 | Решение комбинаторных задач |
56 | 27.01 | Вероятностные задачи |
57 | 29.01 | Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики |
58 | 1.02 | Геометрическая вероятность |
59 | 3.02 | Относительная частота события |
60 | 5.02 | Статистическая вероятность |
61 | 8.02 | Закон больших чисел |
62 | 10.02 | Обобщающий урок по теме «Случайные события» |
63 | 12.02 | Контрольная работа №4«Случайные события» |
Случайные величины 11часов |
64 | 15.02 | Таблицы распределения |
65 | 17.02 | Теоретический расчет вероятностей событий |
66 | 19.02 | Составление таблиц распределения значений случайной величины по их вероятностям |
67 | 22.02 | Полигоны частот |
68 | 24.02 | Построение полигона частот |
69 | 26.02 | Генеральная совокупность и выборка |
70 | 1.03 | Решение задач на генеральную совокупность и выборку |
71 | 3.03 | Размах, мода и медиана Среднее значение |
72 | 5.03 | Решение задач на размах и центральные тенденции |
73 | 10.03 | Обобщающий урок по теме «Случайные величин» |
74 | 12.03 | Контрольная работа №5 «Случайные величины» |
Множества. Логика 11 часов |
75 | 15.03 | Множества |
76 | 17.03 | Высказывания |
77 | 19.03 | Теоремы |
78 | 29.03 | Следование |
79 | 31.04 | Равносильность |
80 | 2.04 | Следование и равносильность |
81 | 5.04 | Уравнение окружности |
82 | 7.04 | Уравнение прямой |
83 | 9.04 | Множества точек на координатной плоскости |
84 | 12.04 | Обобщающий урок по теме «Множества. Логика» |
85 | 14.04 | Контрольная работа №6 «Множества. Логика» |
Повторение 15часов |
86 | 16.04 | Числовые и буквенные выражения |
87 | 19.04 | Действия со степенями с целыми показателями |
88 | 21.04 | Разложение многочленов на множители |
89 | 23.04 | Тождественные преобразования рациональных выражений |
90 | 26.04 | Совместные действия с алгебраическими дробями |
91 | 28.04 | Свойства арифметического квадратного корня |
92 | 30.04 | Решение квадратных уравнений |
93 | 5.05 | Решение рациональных уравнений |
94 | 7.05 | Решение систем уравнений |
95 | 12.05 | Решение уравнений |
96 | 14.05 | Прогрессии |
97 | 17.05 | События |
98 | 19.05 | Итоговая контрольная работа. |
99 | 21.05 | Работа над ошибками |
100 | 24.05 | Итоговое занятие |
РЕКОМЕНДОВАНО Протокол заседания МО № 1 от 28.08.2020 г. Руководитель МО _________/ Е.В.Шашерина / | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ / Э.А.Крутилина/ «28» августа 2020 г. |