СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии для 8 класса

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по геометрии для 8 класса (учебник Л.С. Атанасян)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии для 8 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»

Кардымовского района Смоленской области



«Рассмотрена»

«Принята»

«Утверждена»

протокол № 1

педагогическим советом

приказом от «31» августа 2020 г.

от « 17» августа 2020г.


№ 42

Руководитель ШМО

Протокол № 1

Директор

_____________ /И.А. Сауткина/

от «31» августа 2020г.

___________/Н.В .Силина /










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


основного общего образования

по геометрии

для 8 класса А






Составитель:


Агеева Л.В.

учитель математики

первой квалификационной категории








«Согласована»

Заместитель директора


___________ / Н.В. Морковкина/

«31» августа 2020г






Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «геометрия», 8 класс, составлена для учащихся 8 «А» класса на 2020-2021 учебный год на основании

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федерального государственного образовательного стандарта ООО (2010г.)

  3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»

  4. Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2020-2021 учебный год.


Для реализации рабочей программы используется учебник :Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе/Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. -4 издание.-М.:Просвещение, 2015.


На изучение данного предмета отводится 70часов.

Форма стартовой диагностики – проверочная работа.

Форма промежуточной аттестации –контрольная работа.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


  • В процессе изучения предмета геометрия учащиеся получат возможность изучать основные понятия и определения геометрических фигур по программе;

  • формулировки основных теорем и их следствий;

уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования фигур;

  • решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

  • владеть алгоритмами решения основных задач на построение;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин;

  • построение геометрическими инструментами.

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

  • У выпускника могут быть сформированы: основные понятия и определения геометрических фигур по программе;

  • формулировки основных теорем и их следствий;

уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования фигур;

  • решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

  • владеть алгоритмами решения основных задач на построение;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин;

  • построение геометрическими инструментами.

Метапредметные результаты

1. Регулятивные универсальные учебные действия

  • Выпускник научится: умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  • Выпускник получит возможность научиться: умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

2. Познавательные универсальные учебные действия

  • Выпускник научится: осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетентности);

  • формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

Выпускник получит возможность научиться:

умению находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

3. Коммуникативные универсальные учебные действия

  1. Выпускник научится:

  2. умению организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

  3. умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

  4. слушать партнера;

  5. формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  6. Выпускник получит возможность научиться: умению организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

  7. умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

Предметные результаты

  • Выпускник научится: овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

  • умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  • овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;

  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

  • умение измерять длины отрезков, величины углов;

  • Выпускник получит возможность научиться: умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.



Основное содержание тем.

Вводное повторение (3 часа)

Повторение материала курса 7 класса.

Четырехугольники (13 часов)

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.

Площадь (14 часов)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.

Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

Подобные треугольники (19 часов)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках  в  прямоугольном  треугольнике.   Дается  представление о методе подобия в задачах на построение.

        В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Окружность (17 часов)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная  и описанная окружности.

Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.

Решение задач. (3 ч)

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.



Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Контрольная работа

1

Вводное повторение

3


2

Глава 5. Четырехугольники

13

1

3

Глава 6. Площадь

14

1

4

Глава 7. Подобные треугольники

19

2

5

Глава 8. Окружность

17

1

6

Промежуточная аттестация

1

1

7

Повторение

3



Итого

70

6

Календарно-тематический план


№ урока

Название раздела и тема урока

Дата проведения урока планируемая

Дата проведения урока фактическая

1

Повторение. Начальные геометрические сведения. Признаки равенства треугольников.

01.09


2

Повторение. Признаки параллельности прямых.

04.09


3.

Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

08.09


§1. МНОГОУГОЛЬНИКИ.

4

Стартовая диагностика. Многоугольник. Выпуклый многоугольник.

11.09


§2. ПАРАЛЛЕЛОГРАММ И ТРАПЕЦИЯ.

5

Параллелограмм.

15.09


6

Признаки параллелограмма.

18.09


7

Решение задач по теме: «Параллелограмм».

22.09


8

Трапеция.

25.09


9

Теорема Фалеса.

29.09


10

Задачи на построение.

02.10


§3. ПРЯМОУГОЛЬНИК. РОМБ. КВАДРАТ.

11

Прямоугольник.

06.10


12

Ромб. Квадрат.

09.10


13

Решение задач по теме: «Прямоугольник, ромб, квадрат»

13.10


14

Осевая и центральная симметрии.

16.10


15

Решение задач.

20.10


16

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА№1 по теме «Четырёхугольники».

23.10

16 ур.


§1. ПЛОЩАДЬ МНОГОУГОЛЬНИКА.

17

Площадь многоугольника.

03.11


18

Площадь прямоугольника.

06.11


§2. ПЛОЩАДИ ПАРАЛЛЕЛОГРАММА, ТРЕУГОЛЬНИКА И ТРАПЕЦИИ.

19

Площадь параллелограмма.

10.11


20

Площадь треугольника.

13.11


21

Площадь треугольника.

17.11


22

Площадь трапеции.

20.11


23

Решение задач на вычисление площадей фигур.

24.11


24

Решение задач на вычисление площадей фигур.

27.11


§3. ТЕОРЕМА ПИФАГОРА.

25

Теорема Пифагора.

01.12


26

Теорема, обратная теореме Пифагора.

04.12


27

Решение задач по теме: «Теорема Пифагора».

08.12


28

Решение задач.

11.12


29

Решение задач.

15.12


30

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 по теме: «Площадь».

18.12


31

Анализ контрольной работы.

22.12


§1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДОБНЫХ ТРЕУГОЛЬНИКОВ.

32

Определение подобных треугольников.

25.12

16 ур


33

Отношение площадей подобных треугольников.

12.01


§2. ПРИЗНАКИ ПОДОБИЯ ТРЕУГОЛЬНИКОВ.

34

Первый признак подобия треугольников.

15.01


35

Решение задач на применение первого признак подобия треугольников

19.01


36

Второй и третий признаки подобия треугольников.

22.01


37

Решение задач.

26.01


38

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 «Признаки подобия треугольников».

29.01


§3. ПРИМЕНЕНИЕ ПОДОБИЯ К ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ ТЕОРЕМ И РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ.

39

Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника.

02.02


40

Свойство медианы треугольника.

05.02


41

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

09.02


42

Решение задач по теме «Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике».

12.02


43

Решение задач по теме «Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике».

16.02


44

Задачи на построение.

19.02


45

Задачи на построение методом подобных треугольников.

26.02


§4. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ТРЕУГОЛЬНИКА.

46

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

02.03


47

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45 и 60.

05.03


48

Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач.

09.03


49

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4 «Применение подобия к решению задач».

12.03


50

Решение задач

16.03


§1. КАСАТЕЛЬНАЯ К ОКРУЖНОСТИ.

51

Взаимное расположение прямой и окружности.

19.03

19 ур


52

Касательная к окружности.

30.03


53

Касательная к окружности. Решение задач.

02.04


§2. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ И ВПИСАННЫЕ УГЛЫ.

54

Теорема о вписанном угле.

06.04


55

Теорема о вписанном угле.

09.04


56

Теорема об отрезках пересекающихся хорд

13.04


57

Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы».

16.04


§3. ЧЕТЫРЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ТОЧКИ ТРЕУГОЛЬНИКА.

58

Свойства биссектрисы угла.

20.04


59

Серединный перпендикуляр.

23.04


60

Теорема о точке пересечения высот треугольника.

27..04


61

Промежуточная аттестация.

30.04


§4. ВПИСАННАЯ И ОПИСАННАЯ ОКРУЖНОСТИ.


62

Вписанная окружность.


04.05


63

Вписанная окружность. Свойство описанного четырёхугольника.

07.05


64

Описанная окружность. Свойство вписанного четырёхугольника.


11.05



65

Описанная окружность. Свойство вписанного четырёхугольника.

14.05



66

Описанная окружность. Свойство вписанного четырёхугольника.

18.05


67

Контрольная работа №5 по теме «Окружность»

21.05


68

Повторение. Решение задач.

25.05


69

Решение задач

28.05


70

Итоговый урок



Согласно годовому календарному учебному графику МБОУ «Кардымовская СШ» количество запланированных уроков составляет – 69 , объединены уроки №69 и 70, так как 1 урок выпадает на праздничный день –23.02).