Рабочая программа по английскому языку для 5–9-х классов
Пояснительная записка
Рабочая программа по английскому языку на 2021/22 учебный год для обучающихся 5–9-х классов МБОУ СОШ № 1 разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом МБОУ СОШ № 1 от 31.08.2021 № 175 «О внесении изменений в основную образовательную программу основного общего образования»;
рабочей программы воспитания МБОУ СОШ № 1;
положения о рабочих программахМБОУ СОШ № 1;
УМК «Английский в фокусе» (5–9).
Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Для педагога:
Апальков В.Г. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Английский в фокусе». 5–9 классы;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский язык. Книга для учителя. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. (Английский в фокусе);
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский язык. Книга для учителя. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. (Английский в фокусе);
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский язык. Книга для учителя. 7 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский язык. Книга для учителя. 8 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский язык. Книга для учителя. 9 класс;
Ваулина Ю.Е., Английский в фокусе (Spotlight). Книга для учителя к учебнику для 7 класса;
Английский язык. Диагностические материалы. 5–9 классы;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский в фокусе. Аудиокурс для занятий в классе. 7 класс (1 CD mp3);
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский в фокусе. Аудиокурс для занятий в классе. 8 класс (1 CD mp3);
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский язык. 5 класс;
Ваулина Ю.Е. Английский язык. Англ. в фокусе. Аудиокурс к учебнику 5 кл. (4 CD);
Ваулина Ю.Е. и др. Английский язык. Английский в фокусе. Аудиокурс. 6 кл. (5 CD);
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Рабочая тетрадь. 5 класс;
Ваулина Ю.Е., Подоляко О.Е. Английский язык. Тренировочные упражнения в формате ГИА. 5 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский язык. 6 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Рабочая тетрадь. 6 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Контрольные задания. 6 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский язык. 7 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Рабочая тетрадь. 7 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Языковой портфель. 7 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Контрольные задания. 7 класс;
Ваулина Ю.Е., Подоляко О.Е. Английский язык. Тренировочные упражнения в формате ГИА. 7 класс;
Ваулина Ю.Е., Подоляко О.Е. Английский язык. Тренировочные упражнения в формате ГИА. 8 класс;
Ваулина Ю.Е., Подоляко О.Е. Английский язык. Тренировочные упражнения в формате ГИА. 9 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский язык. 8 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д.., Подоляко О.Е. и др. Рабочая тетрадь. 8 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д.., Подоляко О.Е. и др. Языковой портфель. 8 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д.., Подоляко О.Е. и др. Контрольные задания. 8 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский язык. 9 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д.., Подоляко О.Е. и др. Рабочая тетрадь. 9 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д.., Подоляко О.Е. и др. Языковой портфель. 9 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д.., Подоляко О.Е. и др. Контрольные задания. 9 класс.
Для обучающихся:
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский в фокусе. Аудиокурс для занятий в классе. 7 класс (1 CD mp3);
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский в фокусе. Аудиокурс для занятий в классе. 8 класс (1 CD mp3);
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский язык. 5 класс;
Ваулина Ю.Е. Английский язык. Англ. в фокусе. Аудиокурс к учебнику 5 кл. (4 CD);
Ваулина Ю.Е. и др. Английский язык. Английский в фокусе. Аудиокурс. 6 кл. (5 CD);
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Рабочая тетрадь. 5 класс;
Ваулина Ю.Е., Подоляко О.Е. Английский язык. Тренировочные упражнения в формате ГИА. 5 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский язык. 6 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Рабочая тетрадь. 6 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Контрольные задания. 6 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский язык. 7 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Рабочая тетрадь. 7 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Языковой портфель. 7 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Контрольные задания. 7 класс;
Ваулина Ю.Е., Подоляко О.Е. Английский язык. Тренировочные упражнения в формате ГИА. 7 класс;
Ваулина Ю.Е., Подоляко О.Е. Английский язык. Тренировочные упражнения в формате ГИА. 8 класс;
Ваулина Ю.Е., Подоляко О.Е. Английский язык. Тренировочные упражнения в формате ГИА. 9 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский язык. 8 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Рабочая тетрадь. 8 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Языковой портфель. 8 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Контрольные задания. 8 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский язык. 9 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Рабочая тетрадь. 9 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Языковой портфель. 9 класс;
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Контрольные задания. 9 класс.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 105 часов в год в 5–8-х классах (из расчета на 35 учебных недель в 5–8-х классах) и 102 часа в год в 9-м классе (из расчета на 34 учебные недели в 9-м классе), 522 часа за уровень образования.
Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает формирование у обучающихся предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты
Коммуникативные умения
Говорение. Диалогическая речь
Выпускник научится вести диалог (диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог – побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
вести диалог – обмен мнениями;
брать и давать интервью;
вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т. д.).
Говорение. Монологическая речь
Выпускник научится:
строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики;
описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);
давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова, план или вопросы;
описывать картинку или фото с опорой или без опоры на ключевые слова, план или вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:
делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
комментировать факты из прочитанного или прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному или прослушанному;
кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т. п.);
кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование
Выпускник научится:
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
воспринимать на слух и понимать нужную, интересующую или запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
Выпускник получит возможность научиться:
выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение
Выпускник научится:
читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления;
читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную, интересующую или запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде;
читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале;
выразительно читать вслух небольшие, построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
Выпускник получит возможность научиться:
устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;
восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов.
Письменная речь
Выпускник научится:
заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.);
писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес);
писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке;
выражать благодарность, извинения, просьбу;
давать совет и т. д. (объемом 100–120 слов, включая адрес);
писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец или план.
Выпускник получит возможность научиться:
делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул; составлять план или тезисы устного или письменного сообщения;
кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности; писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.).
Языковые навыки и средства оперирования ими
Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
правильно писать изученные слова;
правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;
расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию.
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка;
соблюдать правильное ударение в изученных словах;
различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
членить предложение на смысловые группы;
адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том числе соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Выпускник получит возможность научиться:
выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;
различать британские и американские варианты английского языка в прослушанных высказываниях.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики уровня основного общего образования;
употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики уровня основного общего образования в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
соблюдать существующие в английском языке нормы лексической сочетаемости;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения и конверсии в пределах тематики уровня основного общего образования в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики уровня основного общего образования в соответствии с решаемой коммуникативной задачей:
1) глаголы при помощи аффиксов dis-, mis-, re-, -ize/-ise;
2) имена существительные при помощи суффиксов -or/ -er, -ist, -sion/- tion, -nce/-ence, -ment, -ity, -ness, -ship, -ing;
3) имена прилагательные при помощи аффиксов inter-; -y, -ly, -ful, -al, - ic, -ian/an, -ing; -ous, -able/ible, -less, -ive;
4) наречия при помощи суффикса -ly;
5) имена существительные, имена прилагательные, наречия при помощи отрицательных префиксов un-, im-/in-;
6) числительные при помощи суффиксов -teen, -ty; -th.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики уровня основного общего образования;
знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы;
распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (firstly, to begin with, however, as for me, finally, at last, etc.);
использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским или родным языком, по словообразовательным элементам).
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно значимом контексте: распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные;
распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке;
распознавать и употреблять в речи предложения с начальным It;
распознавать и употреблять в речи предложения с начальным There + to be;
распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами and, but, or;
распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами because, if, that, who, which, what, when, where, how, why;
использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени;
распознавать и употреблять в речи условные предложения реального характера (Conditional I – If I see Jim, I’ll invite him to our school party) и нереального характера (Conditional II – If I were you, I would start learning French);
распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения; распознавать и употреблять в речи существительные с определенным, неопределенным или нулевым артиклем;
распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и объектном падежах, в абсолютной форме), притяжательные, возвратные, указательные, неопределенные и их производные, относительные, вопросительные;
распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения;
распознавать и употреблять в речи наречия времени и образа действия и слова, выражающие количество (many/much, few/a few, little/a little);
наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу и исключения;
распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные;
распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present Perfect;
распознавать и употреблять в речи различные грамматические средства для выражения будущего времени: Simple Future, to be going to, Present Continuous; распознавать и употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты (may, can, could, be able to, must, have to, should);
распознавать и употреблять в речи глаголы в следующих формах страдательного залога: Present Simple Passive, Past Simple Passive;
распознавать и употреблять в речи предлоги места, времени, направления; предлоги, употребляемые при глаголах в страдательном залоге.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными: времени с союзом since; цели с союзом so that; условия с союзом unless; определительными с союзами who, which, that;
распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами whoever, whatever, however, whenever;
распознавать и употреблять в речи предложения с конструкциями as... as; not so... as; either... or; neither... nor;
распознавать и употреблять в речи предложения с конструкцией I wish;
распознавать и употреблять в речи конструкции с глаголами на -ing: to love/hate doing something; stop talking;
распознавать и употреблять в речи конструкции It takes me...to do something; to look / feel / be happy;
распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными, в правильном порядке их следования;
распознавать и употреблять в речи глаголы во временных формах действительного залога: Past Perfect, Present Perfect Continuous, Future in the Past;
распознавать и употреблять в речи глаголы в формах страдательного залога Future Simple Passive, Present Perfect Passive;
распознавать и употреблять в речи модальные глаголы need, shall, might, would;
распознавать по формальным признакам и понимать значение неличных форм глагола (инфинитива, герундия, причастия I и II, отглагольного существительного) без различения их функций и употреблять их в речи;
распознавать и употреблять в речи словосочетания «Причастие I + существительное» (a playing child) и «Причастие II + существительное» (a written poem).
Социокультурные знания и умения
Выпускник научится:
употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
представлять родную страну и культуру на английском языке;
понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
находить сходство и различие в традициях родной страны и страны или стран изучаемого языка.
Компенсаторные умения
Выпускник научится:
выходить из положения при дефиците языковых средств:
использовать переспрос при говорении.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
Содержание учебного предмета
Предметное содержание речи
Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека.
Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодежная мода. Покупки.
Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек.
Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.
Мир профессии. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Уcловия проживания в городской или сельской местности. Транспорт.
Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, интернет).
Страна или страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
Говорение
Диалогическая речь.
Уметь вести:
диалоги этикетного характера;
диалог-расспрос;
диалог – побуждение к действию;
диалог – обмен мнениями;
комбинированные диалоги.
Объем диалога – от 3 реплик (5–7-й классы) до 4–5 реплик (8–9-й классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – 2,5–3 минуты (9-й класс).
Монологическая речь.
Уметь пользоваться основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом (включающим эмоционально-оценочные суждения), рассуждением (характеристикой) – с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст либо заданную коммуникативную ситуацию.
Объем монологического высказывания – от 8–10 фраз (5–7-й классы) до 10–12 фраз (8–9-й классы). Продолжительность монолога – 1,5–2 минуты (9-й класс).
Аудирование
Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, публицистические.
Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалог-интервью, стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания текстов для аудирования – до 1 минуты.
Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном материале, содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов для аудирования – до 2 минут.
Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для аудирования – до 1,5 минуты.
Чтение
Уметь читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое или поисковое чтение).
Письменная речь
Уметь:
писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес);
заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо). Объем личного письма – около 100–110 слов, включая адрес;
составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности.
Языковые средства и навыки пользования ими
Орфография и пунктуация
Знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого иностранного языка в потоке речи, соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.
Лексическая сторона речи. Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объеме 1200 единиц (включая 500, усвоенных на уровне начального общего образования). Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка.
Основные способы словообразования:
1) аффиксация:
глаголов dis- (disagree), mis- (misunderstand), re- (rewrite); -ize/-ise (revise);
существительных -sion/-tion (conclusion/celebration), -ance/-ence (performance/influence), -ment (environment), -ity (possibility), -ness (kindness), -ship (friendship), -ist (optimist), -ing (meeting);
прилагательных un- (unpleasant), im-/in- (impolite/independent), inter- (international), -y (busy), -ly (lovely), -ful (careful), -al (historical), -ic (scientific), -ian/-an (Russian), -ing (loving), -ous (dangerous), -able/-ible (enjoyable/responsible), -less (harmless), -ive (native);
наречий -ly (usually);
числительных -teen (fifteen), -ty (seventy), -th (sixth);
2) словосложение:
существительное + существительное (peacemaker);
прилагательное + прилагательное (well-known);
прилагательное + существительное (blackboard);
местоимение + существительное (self-respect);
3) конверсия:
образование существительных от неопределенной формы глагола (to play – a play);
образование прилагательных от существительных (cold – cold winter).
Распознавание и использование интернациональных слов (doctor). Представления о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности.
Грамматическая сторона речи
Дальнейшее расширение объема значений грамматических средств, изученных ранее, и знакомство с новыми грамматическими явлениями:
нераспространенные и распространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке (We moved to a new house last year); предложения с начальным It и с начальным There + to be (It’s cold. It’s five o’clock. It’s interesting. It was winter. There are a lot of trees in the park);
сложносочиненные предложения с сочинительными союзами and, but, or;
сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами what, when, why, which, that, who, if, because, that’s why, than, so;
сложноподчиненные предложения с придаточными: времени с союзами for, since, during; цели с союзом so that; условия с союзом unless; определительными с союзами who, which, that;
сложноподчиненные предложения с whoever, whatever, however, whenever;
условные предложения реального (Conditional I – If it doesn’t rain, they’ll go for a picnic) и нереального характера (Conditional II – If I were rich, I would help the endangered animals; Conditional III – If she had asked me, I would have helped her);
все типы вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы в Present, Future, Past Simple; Present Perfect; Present Continuous);
побудительные предложения в утвердительной (Be careful) и отрицательной (Don’t worry) формах;
предложения с конструкциями as... as, not so... as, either... or, neither... nor;
конструкция to be going to (для выражения будущего действия);
конструкции It takes me... to do something; to look/feel/ be happy;
конструкции be/get used to something; be/get used to doing something;
конструкции с инфинитивом типа I saw Jim ride/riding his bike. I want you to meet me at the station tomorrow. She seems to be a good friend;
правильные и неправильные глаголы в формах действительного залога в изъявительном наклонении (Present, Past, Future Simple; Present, Past Perfect; Present, Past, Future Continuous; Present Perfect Continuous; Future-in-the-Past);
глаголы в видо-временных формах страдательного залога (Present, Past, Future Simple Passive; Past Perfect Passive);
модальные глаголы и их эквиваленты (can/could/be able to, may/might, must/have to, shall/should, would, need);
косвенная речь в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях в настоящем и прошедшем времени;
согласование времен в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого;
причастия настоящего и прошедшего времени;
неличные формы глагола (герундий, причастия настоящего и прошедшего времени) без различения их функций;
фразовые глаголы, обслуживающие темы, отобранные для данного этапа обучения;
определенный, неопределенный и нулевой артикли (в том числе c географическими названиями);
неисчисляемые и исчисляемые существительные (a pencil, water), существительные с причастиями настоящего и прошедшего времени (a burning house, a written letter); существительные в функции прилагательного (art gallery);
степени сравнения прилагательных и наречий, в том числе образованных не по правилу (little – less – least);
личные местоимения в именительном (I) и объектном (me) падежах, а также притяжательные местоимения; неопределенные местоимения (some, any); возвратные местоимения, неопределенные местоимения и их производные (somebody, anything, nobody, everything и т. д.);
наречия, оканчивающиеся на -ly (early), а также совпадающие по форме с прилагательными (fast, high);
устойчивые словоформы в функции наречия типа sometimes, at last, at least и т. д.;
числительные для обозначения дат и больших чисел.
Социокультурные знания и умения
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны или стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (в проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространенными образцами фольклора (скороговорками, поговорками, пословицами);
представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
умением распознавать и соблюдать в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику);
умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
Совершенствуются умения:
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
использовать в качестве опоры при собственных высказываниях ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения
Формируются и совершенствуются умения:
работать с информацией: сокращение, увеличение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
работать с прослушанным или прочитанным текстом: извлечение основной, запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;
самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формируются и совершенствуются умения:
находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
семантизировать слова на основе языковой догадки;
осуществлять словообразовательный анализ;
выборочно использовать перевод;
пользоваться двуязычным и толковым словарями;
участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Тематическое планирование
Тематическое планирование по английскому языку для 5–9-х классов разработано с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
№ п/п | Раздел/тема | Количество часов, отводимых на освоение темы |
5-й класс |
1 | Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека | 12 |
2 | Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодежная мода. Покупки | 17 |
3 | Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек | 13 |
4 | Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года | 12 |
5 | Мир профессии. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее | 6 |
6 | Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Уcловия проживания в городской или сельской местности. Транспорт | 20 |
7 | Страна или страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру | 25 |
6-й класс |
8 | Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека | 10 |
9 | Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодежная мода. Покупки | 15 |
10 | Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек | 14 |
11 | Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года | 7 |
12 | Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Уcловия проживания в городской или сельской местности. Транспорт | 18 |
13 | Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, интернет) | 3 |
14 | Страна или страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру | 38 |
7-й класс |
15 | Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека | 10 |
16 | Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодежная мода. Покупки | 22 |
17 | Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек | 18 |
18 | Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года | 6 |
19 | Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Уcловия проживания в городской или сельской местности. Транспорт | 12 |
20 | Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, интернет) | 17 |
21 | Страна или страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру | 20 |
8-й класс |
22 | Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека | 14 |
23 | Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодежная мода. Покупки | 12 |
24 | Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек | 8 |
25 | Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года | 12 |
26 | Мир профессии. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее | 7 |
27 | Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской или сельской местности. Транспорт | 17 |
28 | Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, интернет) | 10 |
29 | Страна или страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру | 25 |
9-й класс |
30 | Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека | 9 |
31 | Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодежная мода. Покупки | 16 |
32 | Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек | 16 |
33 | Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года | 9 |
34 | Мир профессии. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее | 3 |
35 | Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Уcловия проживания в городской или сельской местности. Транспорт | 18 |
36 | Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, интернет) | 6 |
37 | Страна или страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру | 25 |
Итого: | 522 |