СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии на уровень 10 - 11 класс

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы по астрономии на уровень 10 - 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии на уровень 10 - 11 класс»

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


  1. Пояснительная записка.

2. Содержание программы.

3. Учебно-тематический план.

4. График контрольных, практических работ.

5. Календарно-тематический план.

6. Ресурсное обеспечение программы.

7. Лист корректировки рабочей программы.

























Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, вводится стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии, с использованием программы Астрономия. Базовый уровень. 11 класс Е. К. Страут.

Рабочая программа ориентирована на УМК Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М.: Дрофа, 2018. – 238.

Место учебного предмета в образовательном процессе: В соответствии с учебным планом МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» на 2019-2020 учебный год на изучение астрономии в 10 классе отводится 0,5 часа в неделю(17 часов), в 11 классе - 1 час в неделю (33 часа).

Уровень изучения учебного предмета: базовый.

Актуальность учебного предмета:  Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

Основная идея курса: Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.

  Цели и задачи курса.

Целями изучения астрономии на данном этапе обучения являются:

– осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

– приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

– овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

– развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

– использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

– формирование научного мировоззрения;

– формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Учебный предмет «Астрономия» направлен на формирование у учащихся естественнонаучной картины мира, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Он играет важную роль в становлении гражданской позиции и патриотическом воспитании выпускников, так как Россия занимает лидирующие позиции в мире в развитии астрономии, космонавтики и космофизики.

Основные задачи курса: заключаются в формировании у обучающихся естественнонаучной грамотности как способности человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, а также в его готовности интересоваться естественнонаучными идеями.

Современный образованный человек должен стремиться участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

– научно объяснять явления;

– понимать основные особенности естественнонаучного исследования;

– интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Требования к уровню подготовки обучающихся :

в результате изучения курса обучающиеся должны знать/понимать:

– смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

– определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

– смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

уметь:

– использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

– выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

– приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

– решать задачи на применение изученных астрономических законов;

– осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, и профессионально-трудового выбора.

Использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- нахождения светил на небе, используя карту звездного неба;

- ориентации на местности;

- определения времени по расположению светил на небе.

 Методы и формы обучения:

 В данной программе используются следующие педагогические технологии:

1. Технология (методика) формирования приемов учебной работы.

2. Технология проектной деятельности.

3. Технология личностно-ориентированного обучения.

4. Новые информационные технологии.

5. Нетрадиционные формы организации уроков. 

6. Различные источники географической информации.

Для обеспечения психологической комфортности обучения используются
различные формы организации образовательного процесса - фронтальная,
групповая, парная, индивидуальная. Данная программа будет реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов интегральной технологии, личностно-ориентированного и проектного обучения.

10 класс

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет

Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Практические основы астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.

Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Строение Солнечной системы (7 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием

сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы (3 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земляи Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами.




11 класс

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет

Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Практические основы астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.

Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Строение Солнечной системы (7 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием

сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.

Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы

теоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.

Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя). Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.


10 класс

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование раздела, темы




Количество часов (всего)

Из них (количество часов)

Практические работы

Контрольные работы

1.

Астрономия, ее значение и связь с другими науками

2

1


2.

Практические основы астрономии

5

2


3.

Строение Солнечной системы

7

1

1

4.

Природа тел Солнечной системы

3




Итого

17

4

1


11 класс

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование раздела, темы




Количество часов (всего)

Из них (количество часов)

Практические работы

Контрольные работы

1.

Астрономия, ее значение и связь с другими науками

2

1


2.

Практические основы астрономии

5

2


3.

Строение Солнечной системы

7

1

1

4.

Природа тел Солнечной системы

8



5.

Солнце и звезды

6

3

1

6.

Строение и эволюция Вселенной

5

1



Итого

33

8

2



10 класс

ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


№ п/п

Вид и тема работы

Дата проведения

(по плану)

Практическая работа №1 «Изучение видимого звездного неба»


Практическая работа №2 «Определение экваториальных (горизонтальных) координат светил звездного неба»


Практическая работа №3 «Определение максимальной разницы времени для школьного двора и классной комнаты»


Практическая работа №4 «Определение географической широты(долготы) местности при помощи солнечных часов»


Контрольная работа №1 по теме «Строение солнечной системы».



11 класс

ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


№ п/п

Вид и тема работы

Дата проведения

(по плану)

Практическая работа №1 «Изучение видимого звездного неба»


Практическая работа №2 «Определение экваториальных (горизонтальных) координат светил звездного неба»


Практическая работа №3 «Определение максимальной разницы времени для школьного двора и классной комнаты»


Практическая работа №4 «Определение географической широты(долготы) местности при помощи солнечных часов»


Контрольная работа №1 по теме «Строение солнечной системы».


Практическая работа №5 «Определение географической широты местности по высоте Полярной звезды»


Практическая работа №6 «Определение чисел Вольфа на основе наблюдения в телескоп или по снимкам Солнца»


Практическая работа №7 «Определение параметров звезд с помощью диаграммы Герцшпрунга–Рассела»


Контрольная работа №2 по теме «Солнце и звезды».


Практическая работа №8 «Определение количества солнечной энергии, падающей на поверхность школьного двора»




10 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п\п

Тема урока

Дата проведения (по плану)

Дата фактического проведения

Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 ч)

1

Что изучает астрономия



2

Наблюдения — основа астрономии. Практическая работа №1 «Изучение видимого звездного неба»



Практические основы астрономии (5 ч)

3

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. Практическая работа №2 «Определение экваториальных (горизонтальных) координат светил звездного неба»



4

Видимое движение звезд на различных географических широтах.



5

Годичное движение Солнца. Эклиптика



6

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Практическая работа №3 «Определение максимальной разницы времени для школьного двора и классной комнаты»



7

Время и календарь



Строение Солнечной системы (7 ч)

8

Развитие представлений о строении мира. Практическая работа №4 «Определение географической широты(долготы) местности при помощи солнечных часов»



9

Конфигурации планет. Синодический период



10

Законы движения планет Солнечной системы



11

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе



12

Практическая работа с планом Солнечной системы



13

Открытие и применение закона всемирного тяготения



14

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе. Контрольная работа №1 по теме «Строение солнечной системы».



Природа тел Солнечной системы (8 ч)

15

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение



16

Земля и Луна — двойная планета



17

Две группы планет




11 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п\п

Тема урока

Дата проведения (по плану)

Дата фактического проведения

Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 ч)

1

Что изучает астрономия



2

Наблюдения — основа астрономии. Практическая работа №1 «Изучение видимого звездного неба»



Практические основы астрономии (5 ч)

3

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. Практическая работа №2 «Определение экваториальных (горизонтальных) координат светил звездного неба»



4

Видимое движение звезд на различных географических широтах.



5

Годичное движение Солнца. Эклиптика



6

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Практическая работа №3 «Определение максимальной разницы времени для школьного двора и классной комнаты»



7

Время и календарь



Строение Солнечной системы (7 ч)

8

Развитие представлений о строении мира. Практическая работа №4 «Определение географической широты(долготы) местности при помощи солнечных часов»



9

Конфигурации планет. Синодический период



10

Законы движения планет Солнечной системы



11

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе



12

Практическая работа с планом Солнечной системы



13

Открытие и применение закона всемирного тяготения



14

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе. Контрольная работа №1 по теме «Строение солнечной системы».



Природа тел Солнечной системы (8 ч)

15

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение



16

Земля и Луна — двойная планета



17

Две группы планет



18

Природа планет земной группы



19

Урок-дискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?»



20

Планеты-гиганты, их спутники и кольца



21

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы)



22

Метеоры, болиды, метеориты



Солнце и звезды (6 ч)

23

Солнце: его состав и внутреннее строение



24

Солнечная активность и ее влияние на Землю



25

Физическая природа звезд . Практическая работа №5 «Определение географической широты местности по высоте Полярной звезды»



26

Переменные и нестационарные звезды. Практическая работа №6 «Определение чисел Вольфа на основе наблюдения в телескоп или по снимкам Солнца»



27

Эволюция звезд. Практическая работа №7 «Определение параметров звезд с помощью диаграммы Герцшпрунга–Рассела»



28

Контрольная работа №2 по теме «Солнце и звезды».



Строение и эволюция Вселенной (5ч)

29

Наша Галактика



30

Наша Галактика



31

Другие звездные системы — галактики Практическая работа №8 «Определение количества солнечной энергии, падающей на поверхность школьного двора»



32

Космология начала ХХ в.



33

Основы современной космологии





РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Методическое обеспечение учебного процесса.

1. Воронцов-Вельяминов, Б. А., Страут, Е. К. Астрономия. 11 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2016.

2. Кунаш М. А. Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» М.: Дрофа, 2018.

Литература для учителя

Иванов В. В., Кривов А. В., Денисенко П. А. Парадоксальная Вселенная. 175 задач по астрономии. СПб.: 1997.

Пшеничнер Б. Г., Войнов С. С. Внеурочная работа по астрономии: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989.

Сурдин В. Г. Астрономические олимпиады: Задачи с решениями. — М.: МГУ, 1995.

Шевченко М. Ю., Угольников О. С. Школьный астрономический календарь на 2016/17 учеб. год. Вып. 67: пособие для любителей астрономии. — М.:ОАО «Планетарий», 2016.

Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. — М.:Наука, 1984.

Касьянов В. А. Физика. Углубленный уровень.11 класс. — М.: Дрофа, 2016.

Литература для учащихся

Белонучкин В. Е. Кеплер, Ньютон и все-все-все… — Вып. 78. — М.: Изд-во «Наука». Главная редакция физико-математической литературы, 1990. — (Квант). Галактики / ред.-сост. В. Г. Сурдин. — М.: Физматлит, 2013.

Гамов Г. Приключения мистера Томпкинса. Вып. 85. — М.: Бюро Квантум, 1993. — (Квант).

Горелик Г. Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации. — Вып. 127. Приложение к журналу «Квант», № 3. — М.: Изд-во

МЦНМО, 2013. — (Квант).

Дубкова С. И. Истории астрономии. — М.: Белый город, 2002.

Максимачев Б. А., Комаров В. Н. В звездных лабиринтах: Ориентирование по небу. — М.: Наука, 1978.

Сурдин В. Г. Галактики. — М.: Физматлит, 2013.

Сурдин В. Г. Разведка далеких планет. — М.: Физматлит, 2013.

Хокинг С. Краткая история времени. — СПб.: Амфора, 2001.

Хокинг С. Мир в ореховой скорлупе. — СПб.: Амфора, 2002.

Интернет-ресурсы

Астрофизический портал. Новости астрономии.http://www.afportal.ru/astroВокруг света. http://www.vokrugsveta.ru

Всероссийская олимпиада школьников по астрономии. http://www.astroolymp.ru

Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга, МГУ. http://www.sai.msu.ru

Интерактивный гид в мире космоса. http://spacegid.com

МКС онлайн. http://mks-onlain.ru

Обсерватория СибГАУ. http://sky.sibsau.ru/index.php/astronomicheskie-sajty

Общероссийский астрономический портал. http://астрономия.рф

Репозиторий Вселенной. http://space-my.ru

Российская астрономическая сеть. http://www.astronet.ru

Сезоны года. Вселенная, планеты и звезды.http://сезоны-года.рф/планеты%20и%20звезды.html

ФГБУН Институт астрономии РАН. http://www.inasan.ru

Элементы большой науки. Астрономия. http://elementy.ru/astronomy








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!