СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Физика» 9 класс, базовый уровень.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденным в 2004 году.

            За основу взята авторская программа  Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Физика» 9 класс, базовый уровень.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области



Рассмотрено на заседании ШМО

Руководитель

________/Сикачёва И.В./

Протокол № _____

от «___»_________20____г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

«___»_______20___г.

_____/Хализева И .Н./



Принята на заседании

педагогического совета

Протокол № _____

от «____»______20____г.

Утверждено и введено в действие

Приказ № ______

от «___»__________20___г.

Директор МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области

___________/Жарких М.В./






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Физика»

9 класс, базовый уровень.

Учитель первой квалификационной категории Сикачёва И. В.







Примерная программа. Сборник нормативных документов.

/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М: Дрофа,2004.- 443,[5]c.

ISBN 5-7107-8665-9

УДК 372.8

ББК 74.202


Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.

7-11 кл. /сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа,

ISBN 978-5-358-07507-8

УДК 372.853

ББК 74.262.22

П 78

П. Колонтаевка 2016 год



Содержание

Пояснительная записка___________________________________________3

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ _______________4

Содержание учебной программы________________________________5-6


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ____________________7-14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ________________________________________________15





Пояснительная записка

Рабочая программа для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденным в 2004 году.

За основу взята авторская программа Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.

Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

Основные задачи данной рабочей программы:

  • сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.

  • научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

При составлении тематического планирования рабочей программы в авторскую программу внесены изменения:

в разделы «Механические колебания и волны», «Электромагнитное поле» и «Строение атома и атомного ядра» из обобщающего повторения добавлены часы в связи с большим объемом теоретического материала.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  1. Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.- М.: Дрофа, 2009 г.

  2. Громцева, О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс»/О.И. Громцева. -М.: Издательство Экзамен, 2010.-159 с.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа рассчитана на 66 часов в год, 2 часа в неделю.

Из них:

контрольные работы – 5 часов;

фронтальные лабораторные работы –9 часов.


Принятые сокращения в календарно-тематическом планировании:

ЛР – лабораторная работа, ТБ – техника безопасности, упр. – упражнение, стр.- страница, Р. – А.П. Рымкевич «Задачник» - М.: Дрофа, 2001г.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Ученик должен знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемир­ного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения электри­ческого заряда;


уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механиче­ские колебания и волны, действие магнитного по­ля на проводник с током, электромагнит­ную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка време­ни, силы;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от вре­мени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от си­лы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Междуна­родной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний омеханических, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно­научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графи­ков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспорт­ных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • оценки безопасности радиационного фона.













Содержание учебной программы.


1. Законы взаимодействия и движения тел (24 ч.)

Материальная точка. Система отсчета.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномер­ного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгно­венная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движе­нии.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Инерциальная система отсчета. Первый, вто­рой и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Вес тела. Невесомость. Закон всемир­ного тяготения. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактив­ное движение. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения энергии.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

  2. Определение ускорения свободного падения

2. Механические колебания и волны. Звук (10 ч.)

Колебательное движение. Колебания груза на пру­жине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колеба­ний. Гармонические колебания.

Превращение энергии при колебательном движе­нии. Затухающие колебания. Вынужденные колеба­ния. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Механические волны. По­перечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и пе­риодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Ин­терференция звука.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от груза и жесткости пружины»

  2. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

3. Электромагнитное поле (18ч.)

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его маг­нитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный по­ток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индук­ция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энер­гии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные вол­ны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Интерференция света. Электромагнитная при­рода света. Преломление света. Показатель пре­ломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение явления электромагнитной индук­ции.

  2. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания

4. Строение атома и атомного ядра (13ч.)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Со­хранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Пра­вило смещения для альфа- и бета-распада. Энер­гия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цеп­ная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия. Период полураспада. Закон ра­диоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение деления ядра атома урана по фотог­рафии треков

  2. Изучение треков заряженных частиц по фотографиям.

  3. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.,































Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

№ урока

Название раздела, темы, урока


Лабораторные работы (практические работы)

Учебно-творческое задание

Количество часов

Дата проведения

Домашнее задание


План


Факт


ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (24 ЧАСА)


Основы кинематики (11 часов).

1

1

Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета.


1



§1, §2, упр.1,2.

2

2

Определение координаты движущегося тела. Прямолинейное равномерное движение.


1



§3, §4 упр.3.

3

3

Решение задач по теме «Прямолинейное равномерное движение»


1



§1-§3повторить, №24-Р.

4

4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Графическое представление движения.


1



§4, упр.4

5

5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.


1



§5, упр.5(1,2)

6

6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.


1



§6,упр.6(1,3)

7

7

Решение задач по теме «Равноускоренное движение».


1



§5, §6, повторить, упр.5(3), упр.6(2,5)

8

8

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.


1



§7, упр.7(1,2).

9

9

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.


1



§8, упр.8.

10

10

Инструктаж по ТБ. ЛР №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

ЛР №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

1



Повторить § 5-§8.

11

11

Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики»


1



§7§8 повторить, упр.7(3).


Основы динамики (13 часов).


12

1

Относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы отсчета.


1



§9, упр.9 (1-3 – устно, 4).

13

2

Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона.


1



§10, упр.10, Р. №118.

14

3

Сила. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона


1



§11, §12, упр.11 (2,4).

15

4

Решение задач по теме «Законы Ньютона».


1



Упр.11 (3,5), упр.12 (2,3).

16

5

Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.


1



§13, §14, упр.13(1,2)

17

6

Инструктаж по ТБ. ЛР №2 «Измерение ускорения свободного падения»

ЛР №2 «Измерение ускорения свободного падения»

1



Повторить §13, §14, упр.13 (3).

18

7

Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.


1



§15, §16, упр.15(3-5).

19

8

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.



1



§18, §19, упр.18(1-3)

20

9

Импульс тела. Закон сохранения импульса.


1



§21, упр.20(1,4).

21

10

Реактивное движение. Ракеты.



1



§22, упр.21(1,2)

22

11

Вывод закона сохранения энергии.


1



§23, упр.22 (3)

23

12

Обобщение по теме «Законы взаимодействия и движения тел»


1



Повторить §9- §23, упр.20(3), упр.22(2)

24

13

Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Импульс тела. Закон сохранения импульса»


1



Упр.21(2,3)

МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК. (10 часов).

25

1

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.


1



§24, §25, выполнить работу над ошибками.

26

2

Величины, характеризующие колебательное движение. Решение задач.


1



§26, упр.24(3,5).

27

3

Инструктаж по ТБ. ЛР №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины»

ЛР №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от груза и жесткости пружины»

1



§26 – повторить, упр.24 (6).

28

4

Инструктаж по ТБ. ЛР №4 «Исследование зависимости периода колебаний нитяного маятника от его длины»

ЛР №4 «Исследование зависимости периода колебаний нитяного маятника от его длины»

1



§27.

29

5

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Резонанс.


1



§28 - §30, упр.25(1).

30

6

Распространение колебаний в среде. Волны. Длина волны. Скорость распространения волн.


1



§31-§33, упр.28(1,3) .

31

7

Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.


1



§34- §36

32

8

Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Звуковой резонанс.


1



§37- §40, упр.31, упр.32 (1).

33

9

Обобщение по теме «Механические колебания и волны. Звук»


1



Повторить §24 - §40, упр.32(2-4).

34

10

Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны. Звук»




1



Упр.28.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ. (18 часов)

35

1

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.


1



§42, §43, упр.33(2), упр.34(2).

36

2

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.



1



§44, упр.35(1,4,5).

37

3

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.



1



§45, упр.36(5),

Р. №829 б),г),е),ж).

38

4

Индукция магнитного поля.



1



§46, Р.831.

39

5

Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции.


1



§47,§48, упр.39 .

40

6

Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.


1



§49, §50, упр.40

41

7

Инструктаж по ТБ. ЛР №5 «Изучение явления электромагнитной индукции».

ЛР №5 «Изучение явления электромагнитной индукции».

1



§49 (повторить), Р.№902.

42

8

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах.


1



§51 (1 часть).

43

9

Трансформатор. Передача энергии на расстояние.


1



§51 (2 часть).

44

10

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Электромагнитная природа света.


1



§52, §53 (стр.181-182), § 58, Р. №981, №982.

45

11

Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.


1



§53 (стр.183-184), упр.44.

46

12

Конденсатор.


1



§54, упр.45 (2-4).

47

13

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.


1



§55, упр.46.

48

14

Принципы радиосвязи и телевидения.


1



§56, упр.47.

49

15

Преломление света, показатель преломления. Дисперсия света.


1



§ 59, § 60,

50

16

Типы оптических спектров, Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.


1



§ 62, §64,

51

17

Инструктаж по ТБ. ЛР № 6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания».

ЛР № 6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания».

1



Упр.48, 49.

52

18

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле».


1



Повторить § 42 -§ 64.

СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР. (14 часов)







10.02

53

1

Радиоактивность. Модели атомов. Опыт Резерфорда.


1



§ 65, § 66,

54

2

Радиоактивные превращения атомных ядер.


1



§ 67,

55

3

Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона. Открытие нейтрона.


1



§ 68 -§ 70,

56

4

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.



1



§ 71,

57

5

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс


1



§ 72, § 73,

58

6

Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная реакция


1



§ 74, § 75.

59

7

Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы АЭС.


1



§ 76, § 77.

60

8

Инструктаж по ТБ. ЛР № 7 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков»

ЛР № 7 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков»

1



Упр. 51

61

9

Инструктаж по ТБ. ЛР №8 «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям»

ЛР №8 «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям»

1



Упр.53.

62

10

Период полураспада. Закон радиоактивного распада


1



§ 78 (стр.261 – 263),

63

11

Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.


1



§ 78 (стр.259 -261),

64

12

Инструктаж по ТБ. ЛР № 9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

ЛР № 9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

1



Р. №1265, №1266.

65

13

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.


1



§79, повторить «Закон сохранения импульса».

66

14

Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра».



1




ВСЕГО

66 ч








































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


Основная и дополнительная литература:

  1. Государственный образовательный стандарт общего образования. Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.

  2. Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с. ил.

  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.

  4. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.

  5. Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред.шк.

  6. Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.

  7. Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 9-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.

  8. Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: Учеб.для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2008

  9. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 334 с.

  10. Сборник нормативных документов. Физика./сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007 . -207 с.

  11. Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.



Для ученика


Автор, название учебника

Год издания

Издательство

Пёрышкин А.В. Гутник Е.М. Физика. 9 класс

2011

ДРОФА

В.И. Лукашик. Сборник задач по физике7-9кл

2002

М.Просвещение

А.П. Рымкевич. Сборник задач по физике для 10-11 классов. 4-е издание

2000

М.: Дрофа