Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель ________/Сикачёва И.В./ Протокол № _____ от «___»_________20____г. | Согласовано Заместитель директора по УВР «___»_______20___г. _____/Хализева И .Н./ | Принята на заседании педагогического совета Протокол № _____ от «____»______20____г. | Утверждено и введено в действие Приказ № ______ от «___»__________20___г. Директор МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области ___________/Жарких М.В./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Физика»
9 класс, базовый уровень.
Учитель первой квалификационной категории Сикачёва И. В.
Примерная программа. Сборник нормативных документов.
/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М: Дрофа,2004.- 443,[5]c.
ISBN 5-7107-8665-9
УДК 372.8
ББК 74.202
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.
7-11 кл. /сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа,
ISBN 978-5-358-07507-8
УДК 372.853
ББК 74.262.22
П 78
П. Колонтаевка 2016 год
Содержание
Пояснительная записка___________________________________________3
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ _______________4
Содержание учебной программы________________________________5-6
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ____________________7-14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ________________________________________________15
Пояснительная записка
Рабочая программа для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденным в 2004 году.
За основу взята авторская программа Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Основные задачи данной рабочей программы:
сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
При составлении тематического планирования рабочей программы в авторскую программу внесены изменения:
в разделы «Механические колебания и волны», «Электромагнитное поле» и «Строение атома и атомного ядра» из обобщающего повторения добавлены часы в связи с большим объемом теоретического материала.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.- М.: Дрофа, 2009 г.
Громцева, О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс»/О.И. Громцева. -М.: Издательство Экзамен, 2010.-159 с.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа рассчитана на 66 часов в год, 2 часа в неделю.
Из них:
контрольные работы – 5 часов;
фронтальные лабораторные работы –9 часов.
Принятые сокращения в календарно-тематическом планировании:
ЛР – лабораторная работа, ТБ – техника безопасности, упр. – упражнение, стр.- страница, Р. – А.П. Рымкевич «Задачник» - М.: Дрофа, 2001г.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Ученик должен знать/понимать:
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения электрического заряда;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний омеханических, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
оценки безопасности радиационного фона.
Содержание учебной программы.
1. Законы взаимодействия и движения тел (24 ч.)
Материальная точка. Система отсчета.
Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.
Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.
Свободное падение. Вес тела. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Искусственные спутники Земли.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения энергии.
Фронтальные лабораторные работы
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
Определение ускорения свободного падения
2. Механические колебания и волны. Звук (10 ч.)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания.
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Механические волны. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.
Фронтальные лабораторные работы
Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от груза и жесткости пружины»
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
3. Электромагнитное поле (18ч.)
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Фронтальные лабораторные работы
Изучение явления электромагнитной индукции.
Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания
4. Строение атома и атомного ядра (13ч.)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правило смещения для альфа- и бета-распада. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Фронтальные лабораторные работы
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков
Изучение треков заряженных частиц по фотографиям.
Измерение естественного радиационного фона дозиметром.,
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | № урока | Название раздела, темы, урока | Лабораторные работы (практические работы) Учебно-творческое задание | Количество часов | Дата проведения | Домашнее задание |
План | Факт |
ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (24 ЧАСА) |
Основы кинематики (11 часов). |
1 | 1 | Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета. | | 1 | | | §1, §2, упр.1,2. |
2 | 2 | Определение координаты движущегося тела. Прямолинейное равномерное движение. | | 1 | | | §3, §4 упр.3. |
3 | 3 | Решение задач по теме «Прямолинейное равномерное движение» | | 1 | | | §1-§3повторить, №24-Р. |
4 | 4 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Графическое представление движения. | | 1 | | | §4, упр.4 |
5 | 5 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | | 1 | | | §5, упр.5(1,2) |
6 | 6 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. | | 1 | | | §6,упр.6(1,3) |
7 | 7 | Решение задач по теме «Равноускоренное движение». | | 1 | | | §5, §6, повторить, упр.5(3), упр.6(2,5) |
8 | 8 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | | 1 | | | §7, упр.7(1,2). |
9 | 9 | Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. | | 1 | | | §8, упр.8. |
10 | 10 | Инструктаж по ТБ. ЛР №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». | ЛР №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». | 1 | | | Повторить § 5-§8. |
11 | 11 | Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики» | | 1 | | | §7§8 повторить, упр.7(3). |
Основы динамики (13 часов). |
12 | 1 | Относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы отсчета. | | 1 | | | §9, упр.9 (1-3 – устно, 4). |
13 | 2 | Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона. | | 1 | | | §10, упр.10, Р. №118. |
14 | 3 | Сила. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона | | 1 | | | §11, §12, упр.11 (2,4). |
15 | 4 | Решение задач по теме «Законы Ньютона». | | 1 | | | Упр.11 (3,5), упр.12 (2,3). |
16 | 5 | Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. | | 1 | | | §13, §14, упр.13(1,2) |
17 | 6 | Инструктаж по ТБ. ЛР №2 «Измерение ускорения свободного падения» | ЛР №2 «Измерение ускорения свободного падения» | 1 | | | Повторить §13, §14, упр.13 (3). |
18 | 7 | Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | | 1 | | | §15, §16, упр.15(3-5). |
19 | 8 | Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. | | 1 | | | §18, §19, упр.18(1-3) |
20 | 9 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. | | 1 | | | §21, упр.20(1,4). |
21 | 10 | Реактивное движение. Ракеты. | | 1 | | | §22, упр.21(1,2) |
22 | 11 | Вывод закона сохранения энергии. | | 1 | | | §23, упр.22 (3) |
23 | 12 | Обобщение по теме «Законы взаимодействия и движения тел» | | 1 | | | Повторить §9- §23, упр.20(3), упр.22(2) |
24 | 13 | Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Импульс тела. Закон сохранения импульса» | | 1 | | | Упр.21(2,3) |
МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК. (10 часов). |
25 | 1 | Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. | | 1 | | | §24, §25, выполнить работу над ошибками. |
26 | 2 | Величины, характеризующие колебательное движение. Решение задач. | | 1 | | | §26, упр.24(3,5). |
27 | 3 | Инструктаж по ТБ. ЛР №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины» | ЛР №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от груза и жесткости пружины» | 1 | | | §26 – повторить, упр.24 (6). |
28 | 4 | Инструктаж по ТБ. ЛР №4 «Исследование зависимости периода колебаний нитяного маятника от его длины» | ЛР №4 «Исследование зависимости периода колебаний нитяного маятника от его длины» | 1 | | | §27. |
29 | 5 | Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Резонанс. | | 1 | | | §28 - §30, упр.25(1). |
30 | 6 | Распространение колебаний в среде. Волны. Длина волны. Скорость распространения волн. | | 1 | | | §31-§33, упр.28(1,3) . |
31 | 7 | Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука. | | 1 | | | §34- §36 |
32 | 8 | Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Звуковой резонанс. | | 1 | | | §37- §40, упр.31, упр.32 (1). |
33 | 9 | Обобщение по теме «Механические колебания и волны. Звук» | | 1 | | | Повторить §24 - §40, упр.32(2-4). |
34 | 10 | Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны. Звук» | | 1 | | | Упр.28. |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ. (18 часов) |
35 | 1 | Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. | | 1 | | | §42, §43, упр.33(2), упр.34(2). |
36 | 2 | Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. | | 1 | | | §44, упр.35(1,4,5). |
37 | 3 | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | | 1 | | | §45, упр.36(5), Р. №829 б),г),е),ж). |
38 | 4 | Индукция магнитного поля. | | 1 | | | §46, Р.831. |
39 | 5 | Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. | | 1 | | | §47,§48, упр.39 . |
40 | 6 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. | | 1 | | | §49, §50, упр.40 |
41 | 7 | Инструктаж по ТБ. ЛР №5 «Изучение явления электромагнитной индукции». | ЛР №5 «Изучение явления электромагнитной индукции». | 1 | | | §49 (повторить), Р.№902. |
42 | 8 | Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. | | 1 | | | §51 (1 часть). |
43 | 9 | Трансформатор. Передача энергии на расстояние. | | 1 | | | §51 (2 часть). |
44 | 10 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Электромагнитная природа света. | | 1 | | | §52, §53 (стр.181-182), § 58, Р. №981, №982. |
45 | 11 | Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. | | 1 | | | §53 (стр.183-184), упр.44. |
46 | 12 | Конденсатор. | | 1 | | | §54, упр.45 (2-4). |
47 | 13 | Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. | | 1 | | | §55, упр.46. |
48 | 14 | Принципы радиосвязи и телевидения. | | 1 | | | §56, упр.47. |
49 | 15 | Преломление света, показатель преломления. Дисперсия света. | | 1 | | | § 59, § 60, |
50 | 16 | Типы оптических спектров, Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. | | 1 | | | § 62, §64, |
51 | 17 | Инструктаж по ТБ. ЛР № 6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания». | ЛР № 6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания». | 1 | | | Упр.48, 49. |
52 | 18 | Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле». | | 1 | | | Повторить § 42 -§ 64. |
СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР. (14 часов) | | | | | | | 10.02 |
53 | 1 | Радиоактивность. Модели атомов. Опыт Резерфорда. | | 1 | | | § 65, § 66, |
54 | 2 | Радиоактивные превращения атомных ядер. | | 1 | | | § 67, |
55 | 3 | Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона. Открытие нейтрона. | | 1 | | | § 68 -§ 70, |
56 | 4 | Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. | | 1 | | | § 71, |
57 | 5 | Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс | | 1 | | | § 72, § 73, |
58 | 6 | Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная реакция | | 1 | | | § 74, § 75. |
59 | 7 | Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы АЭС. | | 1 | | | § 76, § 77. |
60 | 8 | Инструктаж по ТБ. ЛР № 7 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков» | ЛР № 7 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков» | 1 | | | Упр. 51 |
61 | 9 | Инструктаж по ТБ. ЛР №8 «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям» | ЛР №8 «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям» | 1 | | | Упр.53. |
62 | 10 | Период полураспада. Закон радиоактивного распада | | 1 | | | § 78 (стр.261 – 263), |
63 | 11 | Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. | | 1 | | | § 78 (стр.259 -261), |
64 | 12 | Инструктаж по ТБ. ЛР № 9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» | ЛР № 9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» | 1 | | | Р. №1265, №1266. |
65 | 13 | Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. | | 1 | | | §79, повторить «Закон сохранения импульса». |
66 | 14 | Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра». | | 1 | | | |
ВСЕГО | 66 ч | | | | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Основная и дополнительная литература:
Государственный образовательный стандарт общего образования. Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.
Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с. ил.
Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.
Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.
Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред.шк.
Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.
Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 9-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.
Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: Учеб.для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2008
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 334 с.
Сборник нормативных документов. Физика./сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007 . -207 с.
Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.
Для ученика
Автор, название учебника | Год издания | Издательство |
Пёрышкин А.В. Гутник Е.М. Физика. 9 класс | 2011 | ДРОФА |
В.И. Лукашик. Сборник задач по физике7-9кл | 2002 | М.Просвещение |
А.П. Рымкевич. Сборник задач по физике для 10-11 классов. 4-е издание | 2000 | М.: Дрофа |