Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников. Программа «Азбука дорожного движения» предназначена для использования во внеурочной деятельности в 1-6 классах.
Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование навыков безопасного участия в дорожном движении на основе моделирования реальных процессов дорожного движения у себя в сознании, умение прогнозировать и моделировать складывающиеся дорожные ситуации на основе знаний правил дорожного движения и особенностей движения транспортных средств и пешеходов.
Формирование установки на сохранение здоровья, привитие навыков здорового и безопасного образа жизни.
-способствовать приобретению школьниками знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;
- способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки»- ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности,
- формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
- воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;
- способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных участников дорожного движения;
- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.
Обучение школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95 №198-ФЗ, Положения о рабочей программе МБОУ Орловский УВК. Она соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования.
Цель и задачи формирования у школьников навыков безопасного участия в дорожном движении определены указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, содержащими программно-целевые показатели и индикаторы снижения численности детей, погибших на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий.
Программа внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 1-6 классов общеобразовательных учреждений «Азбука дорожного движения» рассчитана на 33 часа в первом классе и 34 часа в 2-6 классах.
 № Дата по Дата по плану факту | Тема занятия | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Безопасность пешеходов. | 1 | 1 | |
3 | Проект №1 «Безопасность пешеходов». | 1 | | 1 |
4 | Знаем ли мы правила дорожного движения. | 1 | 1 | |
5 | Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения. | 1 | | 1 |
6 | Проверка знаний правил дорожного движения. | 1 | 1 | |
7 | Основные понятия и термины ПДД. | 1 | 1 | |
8 | Проект №2 «Понятия и термины ПДД». | 1 | | 1 |
9 | Предупредительные сигналы. | 1 | 1 | |
10 | Движение учащихся группами и в колонне. | 1 | 1 | |
11 | Перевозка людей. | 1 | 1 | |
12 | Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. | 1 | 1 | |
13 | Нерегулируемые перекрестки. | 1 | 1 | |
14 | Проект №3 «Нерегулируемые перекрёстки». | 1 | | 1 |
15 | Оборудование автомобилей специальными приборами. | 1 | 1 | |
16 | Труд водителя. | 1 | 1 | |
17 | Разбор дорожной ситуации на макете. | 1 | 1 | |
18 | Проект №4 «Ситуации на дороге». | 1 | | 1 |
19 | Дорожные знаки. | 1 | 1 | |
20 | Проведения дня безопасности дорожного движения в классе. | 1 | 1 | 1 |
21 | Практическое занятие на специально размеченной площадке. | 1 | | 1 |
22 -23 | Основные виды травм и первая помощь при них. | 2 | 2 | |
24 | Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. Поведение пассажиров после ДТП. | 1 | 1 | |
25 | Обязанности велосипедистов. | 1 | 1 | |
26- 27 | Оценка дорожных ситуаций. | 2 | 1 | 1 |
28- 29 | Практические упражнения, тренирующие глазомер. | 2 | | 1 |
30 | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | 1 | 1 | |
31 | Ответственность за нарушение. | 1 | 1 | |
32 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. Итоговое занятие. | 1 | | 1 |
33 | Повторение. «Понятия и термины ПДД». | 1 | 1 | |
34 | Повторение. «Ситуации на дороге». | 1 | 1 | |
| Итого : 32ч +2 повторение | 34 | 24 | 10 |
№ | Тема занятия | Базовые умения | УУД |
1 | Вводное занятие | | |
2 | Безопасность пассажиров. | Интенсивность и скорость движения транспорта в городе. Любой движущийся транспорт – угроза безопасности человека. Виды транспортных средств: легковой, грузовой, специальный. Марки автомобилей. Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. | Р:самостоятельная постановка учебной цели Л:развитие морального сознания. П: построение логической цепи рассуждений. |
3 | Проект №1 Безопасность пешеходов. | Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. | К: обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе. Р: формирование самооценки деятельности. |
4 | Знаем ли мы правила дорожного движения. | Причины дорожно- транспортных происшествий с детьми: невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице и в транспорте и др. Обсуждение поведения детей, нарушающих правила дорожного движения. | П: поиск и выделение необходимой информации. Л: развитие морального сознания через дискуссию. |
5 | Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения | Настольные игры по ПДД. Закрепление знаний и представлений о безопасности дорожного движения. | Л:формирование личностной и коммуникативной рефлексии. |
6 | Проверка знаний правил дорожного движения. | Повторение материала по правилам дорожного движения, полученных в 1,2,3 классах. | К: адекватное межличностное восприятие. Р: способность к самоорганизации. Л: выработка кодекса моральных норм. |
7 | Основные понятия и термины ПДД. | Участник дорожного движения: пешеход, водитель; остановка, стоянка, вынужденная остановка, дорога, проезжая часть, переулок, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, железнодорожный переезд, транспортное средство, велосипед, жилая зона. | К: использование адекватных языковых средств. |
8 | Проект №2 «Понятия и термины ПДД». | Закрепить полученные понятия. | П: умение осознанно строить речевые высказывания в письменной форме. К:планирование общих способов работы. Р: способность к саморегуляции. |
9 | Предупредитель- ные сигналы. | Подача предупредительных сигналов световыми указателями поворотов или рукой. Значение этих сигналов для водителей и пешеходов. Сигналы поворотов, торможения, при буксировке транспортного средства, при аварийной остановке. Подача звуковых сигналов в населенных пунктах запрещена, кроме тех случаев, когда надо предотвратить дорожно- транспортное происшествие. | П: построение логической цепи рассуждений. Р:самостоятельнаяпостановка учебной цели. |
10 | Движение учащихся группами и в колонне. | Порядок движения учащихся группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному переходу. Порядок движения учащихся в колонне. Правила посадки группы учащихся в транспорт общего пользования. | Л: формирование ориентировки на нравственно- этическое содержание поступков и событий. |
11 | Перевозка людей. | Как осуществляется перевозка людей в автобусе, легковой, грузовой автомашине? Количество перевозимых людей, меры предосторожности, скорость движения. Какие существуют запрещения при перевозке людей? | П: построение логической цепи рассуждений. |
12 | Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. | Особенности перевозки учащихся на грузовых автомобилях. Оборудование кузова сиденьями, наличие сопровождающих, установка на автомобиле опознавательных знаков «Перевозка детей». Правила посадки и высадки учащихся. Правила поведения учащихся при перевозке их на грузовых автомобилях. |
13 | Нерегулируемые перекрестки. | Что такое нерегулируемый перекресток? Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги. Как ведут себя водители на нерегулируемых перекрестках? Какие знаки могут здесь стоять? Знакомство с группой знаков приоритета. | П: выдвижение гипотез и их обоснование. Р:самостоятельная постановка учебной цели |
14 | Проект № 3 Нерегулируемые перекрёстки. | Закрепить понятия «нерегулируемый перекрёсток», «равнозначные» и «неравнозначные» дороги, повторить знаки на нерегулируемых перекрёстках.
| П: знаково-символическое моделирование К:выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Р: формирование умения планировать свою деятельность. |
15 | Оборудование автомобилей специальными приборами. | Специальные автомобили: пожарные, полиции, скорой медицинской помощи, аварийные. Оборудование автомобилей специальной окраской, звуковыми сигналами и проблесковыми маячками синего или красного цвета. Преимущественное право проезда специальных автомобилей. Транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками оранжевого или желтого цвета. | П: умение анализировать объект. Л: усвоение теоретических знаний. К: способность с помощью вопросов добывать информацию. |
16 | Труд водителя. | Работа водителя – это напряженный и ответственный труд. Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения. Соблюдение ПДД пешеходами обеспечивает их личную безопасность и облегчает работу водителя. Беседа водителя автомобиля.
| К: вступать в диалог, участвовать в коллективном осуждении проблем. |
17 | Разбор дорожных ситуаций на макете. | На макете рассматриваются дорожные ситуации, в которые попадают дети. На имитируемых улицах выставляются различные дорожные знаки, фигурки пешеходов и игрушечные машинки.
| Р: умение анализировать ситуации. К:умение слышать и слушать друг друга. П: умение выдвигать гипотезы и проверять их. Л:развитие морального сознания. |
18 | Проект №4 Ситуации на дороге. | Сформировать у учащихся осознанное представление о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок, воспитывать дисциплинированность, развивать умения, навыки и привычки безопасного поведения.
| Л: создание проблемных ситуаций и пути их решения. К:управление поведением партнёра.
|
19 | Дорожные знаки. | Дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов.
| П: построение логической цепи рассуждений. Р:самостоятельная постановка учебной цели |
20 | Проведение дня безопасности дорожного движения в классе. | Проводится конкурс, викторина на лучших знатоков правил дорожного движения.
| П: умение делать выводы и умозаключения. |
21 | Практическое занятие в «Автогородке» | Движение групп учащихся по проезжей части на самокатах и велосипедах. Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. Сигналы регулировщика.
| К: умение аргументировать свою точку зрения. Р: организовывать учебное сотрудничество. |
22-23 | Основные виды травм и первая помощь при них. | Практические занятия по оказанию пострадавшим первой доврачебной помощи.
| К: обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений. |
24-25 | Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. | Поведение участников и очевидцев дорожно- транспортного происшествия. Вызов скорой помощи. Возможность оказания первой доврачебной помощи.
| К: выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. |
26 | Обязанности велосипедистов. | Правила и место пользования велосипедами. Порядок движения на улицах и дорогах. Выбор безопасного пути движения. Отработка сигналов поворота и остановки рукой при движении на велосипеде.
| П: использовать разные виды информации. |
27-28 | Оценка дорожных ситуаций. | Проблемные дорожные ситуации: отвлечение внимания, закрытый обзор, «пустынная улица», пешеход стоит на проезжей части в зоне остановки на нерегулируемом пешеходном переходе, на углу перекрёстка, возле дома, пешеход идёт вдоль проезжей части. Рекомендации по правилам безопасного поведения.
| Л: создание проблемных ситуаций и пути их решения. Р:самостоятельная постановка учебной цели |
29-30 | Практические упражнения, тренирующие глазомер. | Определение расстояния на глаз, оценка различных ситуаций, требующих рассчитать время и скорость сближения объектов.
| П: применение методов информационного поиска. К: участвовать в коллективном осуждении проблем. Р:самостоятельная постановка учебной цели. |
31 | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | Из чего складывается остановочный путь автомобиля. Время реакции водителя. Тормозной путь автомобиля. Расчёт остановочного пути. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения.
| П: поиск и выделение необходимой информации |
32 | Ответственность за нарушение. | Правила дорожного движения – закон для всех, невыполнение которого предусматривает определённую ответственность. Глава 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
| П: умение давать определение понятиям. Л: формирование самооценки. |
33 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. | Формирование умений и навыков использовать знания и представления, полученные на занятиях, в повседневной жизни.
| К: способность брать на себя инициативу. Л:развитие морального сознания. |
34 | Итоговое занятие | Подведение итогов всего курса в форме викторины, уроков вопросов и ответов.
| П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |