Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
141300, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Куликова, д.16
Тел. 8(496) 540-41-46; факс 8(496) 540-41-46
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №14 _______________
И. В. Горшкова
«30» августа 2016года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии на 2016/2017 учебный год
(базовый уровень)
7 «А» класс ФГОС
Составитель: Сенькина Наталья Николаевна
учитель биологии высшей квалификационной категории
2016 год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта второго поколения, примерной программы основного общего образования по биологии, а также на основе авторской программы В.В. Пасечника (Биология. 5-9 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника, изд. - М. Дрофа, 2009 г.).
Данная рабочая программа по биологии для 7 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №14
- Учебного плана на 2016-2017 учебный год МБОУ СОШ №14;
- авторской рабочей программы по биологии. Биология 5-9 класс. Автор программы: В.В. Пасечник и др. // Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5–11 классы. Сборник программ – М.: Дрофа, 2011.
УМК - В. В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой «Биология. Животные» 7 класс. М.: Дрофа, (2006 г.)
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту на изучение биологии в 7 классе отводится 35 часа (1 час в неделю), что соответствует базисному плану. Из компонента образовательного учреждения дополнительно выделяется 1 час, так как школа уделяет большое внимание экологическому образованию поколения.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся со строением, жизнедеятельности животных, их многообразием, индивидуальным и историческим развитием;
- систематизировать знания учащихся о животных организмах и их многообразии;
- продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;
- продолжить формирование основ экологических знаний, функционированию биогеоценозов, их изменений под влиянием деятельности человека.
- уделять большое внимание познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Данная программа, ориентированная на использование учебника входящего в линию учебников по биологии для средней школы (5 – 11 классы), Учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: - М.; Дрофа. 2006
В 7 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
В программах данной линии особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний, а также на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии, а это совпадает с поставленными задачами школы в области экологического образования.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
В рабочей программе предусмотрены разнообразные формы организации учебного процесса, такие как диалог, беседа, дискуссия, диспут, а также практические и лабораторные занятия. Основной формой организации учебного процесса является урок. Применяются также варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. В учебном процессе предусмотрено использование дистанционного обучения.
Из форм промежуточного контроля в учебном процессе преобладают такие как: устный опрос, тестовые и письменные проверочные работы, индивидуальная работа по карточкам, биологический диктант, самостоятельная работа.
Содержание курса для 7 класса продолжает линию учебно-методических пособий по биологии, соответствующих современным образовательным стандартам.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- эволюционный путь развития животного мира;
- историю изучения животных;
- структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории.
Учащиеся должны уметь:
- определять сходства и различия между растительным и животным организмом;
- объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- давать характеристику методам изучения биологических объектов;
- классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;
- наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
- использовать знания по зоологии в повседневной жизни;
- применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций.
Содержание программы Биология. «Животные» 7 класс
авторов В. В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)
История развития зоологии. Современная зоология. Сходство и различия животных и растений
Раздел 1. Простейшие (2 часа)
Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.
Демонстрация
Живые инфузории. Микропрепараты простейших.
Раздел 2. Многоклеточные животные (31 час)
Беспозвоночные животные.
Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Типы Плоские: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Типы Круглые: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы. Видеофильм.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Многообразие кольчатых червей.
Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Многообразие моллюсков и их раковин.
Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Морские звезды и другие иглокожие. Видеофильм.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Знакомство с разнообразием ракообразных.
Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение представителей отрядов насекомых
Тип Хордовые. Класс Ланцетники.
Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные);
среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторные и практические работы
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения птиц.
Экскурсии
Изучение многообразия птиц.
Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация
Видеофильм.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- систематику животного мира;
- особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;
- исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.
Учащиеся должны уметь:
- находить отличия простейших от многоклеточных животных;
- правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;
- работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
- распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;
- раскрывать значение животных в природе и в жизни человека;
- применять полученные знания в практической жизни;
- распознавать изученных животных;
- определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе;
- наблюдать за поведением животных в природе;
- прогнозировать поведение животных в различных ситуациях;
- работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
- объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
- понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение;
- отличать животных, занесенных в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
- совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств, находясь в природном окружении;
- вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных;
- привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия;
- оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;
- использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
- выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;
- абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из среды их обитания;
- обобщать и делать выводы по изученному материалу;
- работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;
- презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ.
Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (10 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения.
Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация
Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.
Лабораторные и практические работы
Изучение особенностей различных покровов тела.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- основные системы органов животных и органы, их образующие;
- особенности строения каждой системы органов у разных групп животных;
- эволюцию систем органов животных.
Учащиеся должны уметь:
- правильно использовать при характеристике строения животного организма, органов и систем органов специфические понятия;
- объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;
- сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп;
- описывать строение покровов тела и систем органов животных;
- показать взаимосвязь строения и функции систем органов животных;
- выявлять сходства и различия в строении тела животных;
- различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах – органы и системы органов животных;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать и сопоставлять особенности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;
- использовать индуктивные и дедуктивные подходы при изучении строения и функций органов и их систем у животных;
- выявлять признаки сходства и отличия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных;
- устанавливать причинно-следственные связи процессов, лежащих в основе регуляции деятельности организма;
- составлять тезисы и конспект текста;
- осуществлять наблюдения и делать выводы;
- получать биологическую информацию о строении органов, систем органов, регуляции деятельности организма, росте и развитии животного организма из различных источников;
- обобщать, делать выводы из прочитанного.
Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (4 часа)
Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без. Периодизация и продолжительность жизни животных.
Лабораторные и практические работы
Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- основные способы размножения животных и их разновидности;
- отличие полового размножения животных от бесполого;
- закономерности развития с превращением и развития без превращения.
Учащиеся должны уметь:
- правильно использовать при характеристике индивидуального развития животных соответствующие понятия;
- доказать преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме;
- характеризовать возрастные периоды онтогенеза;
- показать черты приспособления животного на разных стадиях развития к среде обитания;
- выявлять факторы среды обитания, влияющие на продолжительность жизни животного;
- распознавать стадии развития животных;
- различать на живых объектах разные стадии метаморфоза у животных;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать и сопоставлять стадии развития животных с превращением и без превращения и выявлять признаки сходства и отличия в развитии животных с превращением и без превращения;
- устанавливать причинно-следственные связи при изучении
- приспособленности животных к среде обитания на разных стадиях развития;
- абстрагировать стадии развития животных из их жизненного цикла;
- составлять тезисы и конспект текста;
- самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;
- конкретизировать примерами рассматриваемые биологические явления;
- получать биологическую информацию об индивидуальном развитии животных, периодизации и продолжительности жизни организмов из различных источников.
Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
Демонстрация
Палеонтологические доказательства эволюции.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции;
- причины эволюции по Дарвину;
- результаты эволюции.
Учащиеся должны уметь:
- правильно использовать при характеристике развития животного мира на Земле биологические понятия;
- анализировать доказательства эволюции;
- характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы;
- устанавливать причинно-следственные связи многообразия животных;
- доказывать приспособительный характер изменчивости у животных;
- объяснять значение борьбы за существование в эволюции животных;
- различать на коллекционных образцах и таблицах гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы у животных;
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- выявлять черты сходства и отличия в строении и выполняемой функции органов-гомологов и органов-аналогов;
- сравнивать и сопоставлять строение животных на различных этапах исторического развития;
- конкретизировать примерами доказательства эволюции;
- составлять тезисы и конспект текста;
- самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;
- получать биологическую информацию об эволюционном развитии животных, доказательствах и причинах эволюции животных из различных источников;
- анализировать, обобщать высказывать суждения по усвоенному материалу;
- толерантно относиться к иному мнению;
- корректно отстаивать свою точку зрения
Раздел 6. Биоценозы (5часов)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсии
Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов;
- признаки экологических групп животных;
- признаки естественного и искусственного биоценоза.
Учащиеся должны уметь:
- правильно использовать при характеристике биоценоза биологические понятия;
- распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания;
- выявлять влияние окружающей среды на биоценоз;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания;
- определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу;
- определять направление потока энергии в биоценозе;
- объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза;
- определять принадлежность биологических объектов к разным экологическим группам.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;
- устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов;
- конкретизировать примерами понятия «продуценты», «консументы», «редуценты»;
- выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепи питания и пищевой цепи;
- самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы;
- систематизировать биологические объекты разных биоценозов;
- находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений;
- находить в словарях и справочниках значения терминов;
- составлять тезисы и конспект текста;
- самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;
- поддерживать дискуссию.
Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)
Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Экскурсии
Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- методы селекции и разведения домашних животных;
- условия одомашнивания животных;
- законы охраны природы;
- признаки охраняемых территорий;
- пути рационального использования животного мира (области, края, округа, республики)
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться Красной книгой;
- анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир;
Учащиеся должны понимать:
- причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу;
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- выявлять причинно-следственные связи принадлежности животных к разным категориям в Красной книге;
- выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны;
- находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов;
- находить значения терминов в словарях и справочниках;
- составлять тезисы и конспект текста;
- самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
- знать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
- испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетические чувства от общения с животными;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Резерв времени — 3 часа
Календарно - тематическое планирование по программе Пасечника В. В.
Биология. Животные. 7 класс. ФГОС
68 часа, 2 часа в неделю.
№ | Содержание урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 - я четверть. |
Введение (2 часа) |
1 | 1. История развития зоологии | 05.09.16 | |
2 | 2. Современная зоология | 05.09.16 | |
Многообразие животных (31час) |
Простейшие. 2 часа. |
3 | 1. Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики. | 08.09.16 | |
4 | 2. Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории | 12.09.16 | |
Многоклеточные животные (15 часов) |
5 | 1. Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. | 15.09.16 | |
6 | 2. Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. | 19.09.16 | |
7 | 3. Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные. | 22.09.16 | |
8 | 4. Тип Круглые черви. | 26.09.16 | |
9 | 5. Тип Кольчатые черви. Класс: Многощетинковые или Полихеты. | 29.09.16 | |
10 | 6. Классы кольчецов: Малощетинковые (олигохеты) и Пиявки Л/р 1 «Знакомство с многообразием кольчатых червей» | 03.10.16 | |
11 | 7. Тип Моллюски | 06.10.16 | |
12 | 8. Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Л/р 2 «Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков» | 10.10.16 | |
13 | 9. Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские ежи, Голотурии, Офиуры. | 13.10.16 | |
14 | 10. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные .и паукообразные. Л/р 3 «Знакомство с разнообразием ракообразных» | 17.10.16 | |
15 | 11. Общая характеристика класса Насекомых. Л/р 4 «Изучение представителей отрядов насекомых» | 20.10.16 | |
16 | 12. Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Стрекозы, Вши, Клопы, Жуки.. | 24.10.16 | |
17 | 13. Отряды насекомых: Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. | 27.10.16 | |
| | 2 - я четверть. | |
18 | 14. Отряд насекомых: Перепончатокрылые. | 07.11.16. | |
19 | 15. Зачет по теме «Беспозвоночные» | 10.11.16. | |
Многоклеточные животные Хордовые (16 часов) |
20 | 1. Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные (Позвоночные) | 14.11.16. | |
21 | 2. Класс хрящевые рыбы. Характеристика отрядов. | 17.11.16. | |
22 | 3. Костные рыбы. Характеристика отрядов. Л/р 5 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб» | 21.11.16. | |
23 | 4. Класс Земноводные или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. | 24.11.16. | |
24 | 5. Класс Пресмыкающиеся или Рептилии. Отряд Чешуйчатые. | 28.11.16. | |
25 | 6. Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы. | 01.12.16. | |
26 | 7. Общая характеристика класса Птиц. Л/р 6 «Изучение внешнего строения птиц» | 05.12.16. | |
27 | 8. Отряды птиц: Страусообразные Гусеобразные. Воробьинообразные | 08.12.16. | |
28 | 9. Отряды птиц: Дневные хищники, Совы, Куриные. | 12.12.16. | |
29 | 10. Многообразие птиц. Значение в природе и жизни человека. | 15.12.16. | |
30 | 11. Класс Млекопитающие или Звери. Общая характеристика. Первозвери.. | 19.12.16. | |
31 | 12. Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные. Хищные. | 22.12.16. | |
32 | 13. Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие | 26.12.16. | |
33 | 14. Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные. | 29.12.16. | |
| | 3 - я четверть. | |
34 | 15. Отряд Приматы. | 12.01.17. | |
35 | 16. Обобщающий урок по теме «Хордовые». | 16.01.17. | |
Эволюция строения и функций органов и их систем ( 10 часов) |
36 | 1. Покровы тела. Л/р 7 «Изучение особенностей различных покровов тела.» | 19.01.17. | |
37 | 2. Опорно-двигательная система. | 23.01.17. | |
38 | 3. Способы передвижения животных. Л/р 8 «Наблюдение за способами передвижения животных» | 26.01.17. | |
39 | 4. Полости тела. | 30.01.17. | |
40 | 5. Органы дыхания и газообмен. | 02.02.17 | |
41 | 6. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. | 06.02.17 | |
42 | 7. Кровеносная система. Кровь. | 09.02.17 | |
43 | 8. Органы выделения. | 13.02.17 | |
44 | 9. Нервная система. Ре6флекс. Инстинкт. | 16.02.17 | |
45 | 10. Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Л/р 9 «Изучение органов чувств животных» | 20.02.17 | |
Индивидуальное развитие животных (4 часа) |
46 | 1. Продление рода. Органы размножения. | 27.02.17 | |
47 | 2. Способы размножения животных. Оплодотворение. | 02.03.17. | |
48 | 3. Развитие животных с превращением и без превращения. | 06.03.17. | |
49 | 4. Периодизация и продолжительность жизни животных. Л/р 10 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста» | 09.03.17. | |
Развитие животного мира на Земле (3 часа) |
50 | 1. Доказательства эволюции животных. | 13.03.17. | |
51 | 2. Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. | 16.03.17. | |
52 | 3. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. | 20.03.17. | |
| Закономерности размещения животных на Земле (2 часа) |
53 | 1. Ареалы обитания. Зоогеографические области. | 23.03.17. | |
4 - я четверть. |
54 | 2. Закономерности размещения. Миграции. | 03.04.17. | |
Биоценозы (5 часов) |
55 | 1. Естественные и искусственные биоценозы. | 06.04.17. | |
56 | 2. Факторы среды и их влияние на биоценозы. | 10.04.17. | |
57 | 3. Цепи питания. Поток энергии. | 13.04.17. | |
58 | 4. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | 17.04.17. | |
59 | 5. Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза. | 20.04.17. | |
Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов) |
60 | 1. Воздействие человека и его деятельности на животный мир. | 24.04.17. | |
61 | 2. Одомашнивание животных. | 27.04.17. | |
62 | 3. Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. | 04.05.17. | |
63 | 4. Охрана и рациональное использование животного мира. | 08.05.17. | |
64 | 5. Выставка сельскохозяйственных и домашних животных. | 11.05.17. | |
65 | Заключительный урок по курсу «Биология: Животные. 7 класс» | 15.05.17. | |
66 | Резервное время | 18.05.17. | |
67 | Резервное время | 22.05.17. | |
68 | Резервное время | 25.05.17. | |
Теоретическая часть – 65 часов + 3 часа – резервное время. Лаб. работ -10; экскурсий – 3
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Учебные пособия для учащихся:
1. Учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.; Дрофа. 2006 – 304с. Учебник соответствует Государственному стандарту.
2. Рабочая тетрадь: В.В. Латюшин, Е.А. Лемехова. Биология. Животные: - М.; Дрофа. 2003
Литература для учителя:
1. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника / автор-составитель Г.М. Пальдяева – М: Дрофа, 2010
2. Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.; Дрофа 2008
3. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин Биология. Животные. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология. Животные - М.; Дрофа. 2003 - 144.
4. А.И. Никишов, А.В. Теремов. Дидактический материал по зоологии. М., «РАУБ» «Цитадель», 1996.
5. Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С».
6. Елкина Л.В. Биология. Весь школьный курс в таблицах. -Минск: Современная школа: Кузьма, 2011-416 с.
7. Захарова Н. Ю. Тесты по биологии: к Учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 кл – М.: Издательство «Экзамен», 2006
8. Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.- 158с.
9. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
10. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. К учебникам А.И. Никишова, В.М. Константинова, В.В. Латюшина. – М.: ВАКО, 2006. – 432с.
11. Семенцова В. Н. биология 7 кл. Технологические карты уроков: Методическое пособие. СПб: «Паритет», 2003
12. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1999
Рабочая программа согласована
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей биологии, географии и химии Протокол № 1 от «22» августа 2016 года Руководитель ШМО: _______________ Палагина Т.В. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________ Бирюкова Т.В. «26 августа» 2016 года |
15