СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10»

Пояснительная записка


Данная программа составлена на основе:

1. Закона РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012.

2. Приказа Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009) "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

3. Программы и тематического планирования для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника /автор составитель Г.М.Пальдяеева.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011, учебник Биология. Общая биология. 10-11 кл. А.А.Каменский, Е.А.Крискунов, В.В. Пасечник М.: Дрофа, 2008.

  • Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:

Устава МКОУ «Краснознаменская СОШ»;

Учебного плана на 2019-2020 год;


Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Цели:

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

развитие учащихся высокой биологической, экологической, природоохранительной грамотности; углубление и расширение знаний о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости, знакомство с теориями и законами биологии и их применение в различных областях.

Задачи:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; живой природе и присущих ей закономерностях;  строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями  обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии,  факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание  позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

Общая характеристика содержания учебного предмета


В данном курсе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

   Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

   Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

   Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены две лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

   Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков с ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

   Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с технологическими картами- модулями. Работая в индивидуальном темпе, учащиеся устно сдают материал учителю и выполняют зачётное тестирование

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-го класса преду­сматривает обучение биологии в объеме 68 часов в год (2 часа в неделю), количество лабораторных работ –6, практических работ -1

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Биология» входит в инвариантную часть учебного плана .

Количество учебных часов, определенных учебным планом для изучения предмета биология в 10 классе на базовом уровне составляет 2 часа в неделю, всего 70 часов в год.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного, письменного опроса и тестирования. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы в письменной форме, в форме тестирования или их комбинации.



Ценностные ориентиры содержания курса биологии

Понятия «ценности» и «культура» соотносятся между со­бой, но не тождественны друг другу, поскольку культура вклю­чает лишь ценности, созданные человеком. Личность в процес­се деятельности овладевает системой ценностей, являющихся элементом культуры и соотносящихся с базовыми элементами культуры: познавательной, труда и быта, коммуникативной, этической, эстетической.

Поскольку само понятие ценности предполагает наличие
ценностного отношения к предмету, включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта
к объекту), в качестве ценностных ориентиров биологического
образования как в основной, так и в старшей школе выступают
объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение. По сути, ориентиры представляют собой то, чего мы стремимся достичь. При
этом ведущую роль в курсе биологии играют познавательные
ценности, так как данный учебный предмет входит в группу
предметов познавательного цикла, главная цель которых — изучение природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания. Познавательные ценност­ные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изу­чения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценно­сти биологических методов исследования объектов живой при­роды, понимании сложности и противоречивости самого про­цесса познания как извечного стремления к истине.

Развитие познавательных ценностных ориентации содер­жания курса биологии позволяет сформировать уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; пони­мание необходимости вести здоровый образ жизни, потреб­ность соблюдать гигиенические нормы и правила; сознатель- ный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирова­ния коммуникативных ценностей, основу которых составля­ют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориента­ции направлены на воспитание стремления у обучающихся грамотно пользоваться биологической терминологией и симво­ликой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участво­вать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии, в наибольшей мере по сравнению с други­ми школьными курсами, направлен на формирование нравст­венных ценностей — ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповтори­мости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентиры, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у обучающихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все вышеобозначенные ценности и ценностные ориентиры составляют в совокупности основу для формирования ценност­ного отношения к природе, обществу, человеку в контексте об­щечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.


Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

      В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/ понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом;

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;



уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных заболеваний, мутаций;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), зародыши человека и других млекопитающих, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).



Содержание учебного предмета


Введение -5 ч

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественно-научных дисциплин. Цели и задачи курса. Биологические направления вузов РБ.

Демонстрация портретов ученых-биологов, схемы «Связь биологии с другими науками».

Основы цитологии -30

Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные источники РБ. Органические вещества: углеводы, белки. Достижения ученых РБ в области иммунологии. Липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке.

Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Производство витаминов в РБ.

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа. Распространение и профилактика СПИДа в РБ.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез и его значение в биосфере. Регулирование процессов фотосинтеза в тепличных хозяйствах РБ. Хемосинтез. Уникальность курорта «Красноусольск».

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК - источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения вещества и энергии в клетке.

Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки; опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; моделей РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схемы путей метаболизма в клетке; модели-аппликации «Синтез белка».

Лабораторные работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Сравнение строения клеток растений и животных.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов -11

Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фразы и биологическое значение.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схем митоза и мейоза.

Практическая работа

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Основы генетики-17ч

История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.

Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулегальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.

Демонстрация моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом; результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений.

Лабораторная работа

Изучение фенотипов растений.

Практические работы

Составление простейших схем скрещивания.

Решение элементарных генетических задач.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Генетика человека – 5ч

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы. Генетические службы РБ.

Демонстрация хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления.


Итоговое повторение – 2ч








Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Домашнее задание


По плану

По факту

Ведение -5ч


История развития биологии


1





§ 1ответить на вопросы на стр.

Методы исследования в биологии




§ 2

Сущность жизни и свойство живого




§ 3

Уровни организации живой материи

1



§ 4

Обобщающий урок. «Биология как наука. Методы научного познания».




§ 1-4

Основы цитологии -30ч


Методы цитологии. Клеточная теория.

1



§ 5

Особенности химического состава клетки.

1



§ 6

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки.


1



§ 7,

Минеральные вещества и их роль в жизнедеятельности клетки.

1



§ 8.

Углеводы и их роль в жизнедеятельно­сти клетки.

1



§ 9,

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

1



§ 10.

Строение и функции белков.

1



§ 11,.

Нуклеиновые кислоты и их роль в жиз­недеятельности клетки.

1



§ 12,

АТФ и другие органические соединения клетки.

1



§ 13,

Итоговое повторение по теме: «Хими­ческая организация клетки».

1



§ 5-13

Контрольная работа № 1 по теме «Химическая организация клетки».





Анализ контрольной работы. Лабораторная работа № 1 «Наблюдение клеток под микроскопом и их описание»





Строение клетки. Клеточная мембра­на. Ядро.

1



§ 14.

Строение клетки. Цитоплазма. Кле­точный центр. Рибосомы.

1



§ 15,


Строение клетки. Комплекс Гольджи. Эндоплазматическая сеть. Лизосомы. Клеточные включения.

1

.


§ 16.

Строение клетки. Митохондрии. Пла­стиды. Органоиды движения.

1



§ 17,

Сходства и различия в строении эукариотических и прокариотических клеток.

1



§ 18,

Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.Лабораторная работа №3 «Сравнение строения клеток животных и растений».

1



§ 19,


Неклеточные формы жизни. Вирусы и

бактериофаги.Вирус СПИДа. Распространение и профилактика вируса СПИДа в РБ.


1



§ 20,


Контрольная работа «Клетка – структурная единица живого».»

1



§ 14-20

Обмен веществ и энергии в клетке.

1



§ 21,

Энергетический обмен в клетке.

1



§ 22,

Питание клетки.

1



§ 23,

Автотрофное питание. Фотосинтез.

1



§ 24.

Автотрофное питание. Хемосинтез.

1



§ 25.

Генетический код. Транскрипция. Трансляция.

1



§ 26.


Синтез белков в клетке.




§ 26.


Регуляция транскрипции и трансляции в клетке.




§ 27

Закрепление знаний по теме: «Обмен веществ»

1

.


Повт. § 21-27.

Контрольная работа по теме «Обмен веществ»





Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов -11ч.


Жизненный цикл клетки. и мейоз.

1



§ 28

Митоз




§ 29

Мейоз.

1



§ 30.

Формы размножения организмов. Бес­полое размножение.

1



§ 31,

Формы размножения организмов. По­ловое размножение.

1



§ 32, повторить § 31.

Развитие половых клеток.

1



§ 33,

Оплодотворение.

1



§ 34,).

Онтогенез - индивидуальное развитие организма.

1



§ 35,

Индивидуальное развитие. Эмбрио­нальный период.Лабораторная работа № 4 «Выявление сходства зародышей человека и других млекопитающих».

1



§ 36,

Индивидуальное развитие. Постэм­бриональный период.

1



§ 37,

Обобщающий урок «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

1



Повторить § 27,

Основы генетики-17ч



История развития генетики. Гибридоло­гический метод.


1



§ 38,

Закономерности наследования. Моно­гибридное скрещивание.

1



§ 39.


Множестве иные аллели. Анализирую­щее скрещивание.

1



§ 40,

Лабораторная работа № 5. «Составление простейших схем скрещивания».

1



§ 38-40, решить задачу в тет­ради.

Дигибридное скрещивание. Закон не­зависимого наследования признаков.

1



§ 41,


Решение генитических задач

1




Хромосомная теория наследственно­сти.

1



§ 42, изучить стр. 154.

Взаимодействие неаллельных генов.

1



§43,

Решение генетических задач.

1




Цитоплазматическая наследственность

1



§44, повторить § 17.

Генетическое определение пола.

1



§ 45.

Практическая работа «Решение гене­тических задач».

1



Решить зада­чи в тетради.

3акрепление и обобщение темы: ос­новы генетики.

1




Изменчивость.

1



§46.

Виды мутаций.

1



§ 47, повторить § 46.

Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.

1



§ 48, повторить § 47.

Закономерности наследственности и изменчивости, (обобщающий урок)

1



текст на стр. 173-174.

Генетика человека -5ч




15.05.

Методы исследования генетики чело­века.

1



§ 49.

Генетика и здоровье человека.

1



§ 50, подготовить данные по родослов­ным.

Лабораторная работа № 6. «Составление родословных.


1



Оформить лаборатор­ную работу.


Проблемы генетической безопасности»

1



§ 51

Повторение темы: Основы генетики

1



тест


Повторение (2ч)

Общебиологические закономерности, проявляющиеся на клеточном и организменном уровня

1





Итоговое повторение

1













































Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Литература для учителя

Базовый (основной) учебник Каменская А.А. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.А.Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник – М: Дрофа, 2008

Методическая литература для учителя. Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе.

Учебно-методическое пособие М.: Педагогическое общество России, 2007

Селевеко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий:

В 2т.М.: НИИ школьных технологии,2006

Дополнительная литература для учителя Энциклопедии, словари, справочники, ресурсы internet

Оборудование и приборы 1.Микроскоп

2.Микропрепараты: клетки растений, животных, грибов, бактерий

3.Таблица «Зародыши млекопитающих»

4.Гербарии местных растений (одного вида, разных видов, различных экологических групп)

5.Аквариум

Перечень компьютерных программ, используемых в образовательном процессе: 1.Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. и др. Биология. Общие закономерности жизни: 9 кл. М.: гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003 (2 СD).

2.Ресурсы internet (сайты и пр.), презентации.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса

1.ПК учителя, м/м проектор.

2. Видеомагнитофон, ОУО- проигрыватель.

3. Видеоматериалы, записанные с телепрограмм центрального телевидения

4. Видеоматериалы

Литература для учащихся

1. Базовый (основной) учебник Каменская А.А. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.А.Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник – М: Дрофа, 2005

2.Общая биология: учеб. Для 10-11 кл, общеобр. учреждений/ под ред. Д.К.Беляева, Г.М. Дымшица – М.: Просвещение, 2005

Дополнительная литература для учащихся Энциклопедии, словари, справочники, ресурсы internet







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!