СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10 - 11 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 - 11 класс.»

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 10-11 классов разработана на основе примерной программы основного общего образования по биологии, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» . Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Р.Ф., утвержденного приказом Минобразования Р.Ф.; федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Курс общей биологии должен быть направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

  • находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

  • освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной естественнонаучной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;

  • овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание: убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования; необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы), собственному здоровью (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.


Общая характеристика учебного предмета

Биология 10 класс

Предлагаемая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования, в соответствии с которыми на изучение курса биологии на в 10 классе —2 ч в неделю (70 ч).

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.

Технологии опорных конспектов и графического представления информации позволяют давать и запоминать информацию блоками обеспечивают экономию времени при объяснении нового материала; представляют материал в более наглядном доступном для восприятия виде, воздействует на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая лучшее усвоение.; дифференциация решает задачу индивидуального подхода; коллективное обучение снижает конфликтные ситуации, позволяет обучающимся работать в соответствии со своим ритмом

В программу внесены следующие изменения. Увеличено количество часов на изучение раздела 2 «Клетка» на 1 час за счет резервного времени для проведения проверочной работы по теме «Клетка». В разделе 3 «Организм» 1 час из темы «Размножение» перенесен на дополнительный час темы «Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)» для проведения обобщающего урока по теме «Индивидуальное развитие организмов».

Резервное время составляет 5 часов.

Цель данных изменений - лучшее усвоение учебного материала курса «Биология 10 класс».

По программе запланировано:

Лабораторных работ – 5 часов:

  1. «Сравнение строения клеток растений и животных»;

  2. «Составление простейших схем скрещивания»;

  3. «Решение элементарных генетических задач»;

  4. «Решение генетических задач»;

  5. «Изучение модификационной изменчивости на основе изучения фенотипа комнатных растений»;

Обобщающих уроков – 8:

1. «Химический состав клетки»;

2. «Обмен веществ и энергии в клетке»;

3. «Размножение организмов»;

4. «Индивидуальное развитие организмов»;

5. «Генетика, основные закономерности наследственности»;

6. «Закономерности изменчивости»;

7. «Генетика. Основы селекции»;

8. «Обобщение знаний по курсу биологии 10 класса»

Проверочных работ – 1 по теме «Клетка»


Биологии 11 класса

Предлагаемая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования, в соответствии с которыми на изучение курса биологии на в 11 классе —2 ч в неделю (68 ч).

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

Данная программа реализована в учебнике: Сивоглазов В.И., Агафонова И.В., Захарова Е.Т. Общая биология. 11 класс: учебник для базового уровня. М: Дрофа, 2013 г.

В программу внесены следующие изменения – увеличено количество часов на изучение раздела 2 «Экосистемы» на 5 часов. В теме «Структура экосистем» увеличено на 3 часа для проведения урока-игры «Биотоп»; практической работы «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности, совмещенной с экскурсией «Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер, ферма и др.) экосистемы; обобщающего урока «Структура экосистем». И 2 часа на обобщающий урок и проверочную работу по теме «Экосистемы». Цель данных изменений - лучшее усвоение учебного материала курса «Биология 11 класс».

Резервное время составляет 5 часов

По программе запланировано

    • лабораторных работ - 3,

    • практических работ – 3,

    • экскурсий – 1,

    • обобщающих уроков – 7,

    • проверочных работ – 3.

Лабораторные работы:

  1. «Описание особей вида по морфологическому критерию»;

  2. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»;

  3. «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме»;

Практические работы:

  1. «Выявление приспособленности организмов к среде обитания»;

  2. «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности (в виде реферата, презентации, стендового доклада и пр.)»;

  3. «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

Экскурсия:

1. «Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер, ферма и др.) экосистемы»

Обобщающие уроки:

1. «Микроэволюция»

2. «Эволюционное учение»

3.«Развитие жизни на Земле»

4. «структура экосистем»

5. «Биосфера»

6. «экосистемы»

7. Обобщение знаний по курсу биологии 11 класса

Проверочные работы:

1. «Эволюционное учение»;

2. «Развитие жизни на Земле. Происхождение человека»;

3. «Экосистемы».


Место учебного предмета в учебном плане


Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 11классов предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. (70 часов)-10 класс и (68 часов)- 11 класс.

Учебник В.И. Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т. Захарова «Общая биология» 10-11 классы (Учебник для учащихся общеобразовательных организаций), Москва « Дрофа» 2014г.

.По рекомендации УИПК ПРО на усмотрение учителя была произведена коррекция практических и контрольных работ.



Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся по биологии


Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.


Отметка 5 («отлично») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.


Отметка 4 («хорошо»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.


Отметка 3 («удовлетворительно»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.


Отметка 2 («неудовлетворительно»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.



Оценка выполнения тестовых работ по биологии:


оценка

минимум

максимум

5

90 %

100 %

4

71 %

89 %

3

51 %

70 %

2

0 %

50%


Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Обучающие лабораторные работы оцениваются по усмотрению учителя оценка «2» не ставится.

Отметка "5" ставится, если ученик:

  1. правильно определил цель опыта;

  2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

  3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

  4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

  5. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

  6. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.


Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

  1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

  2. или было допущено два-три недочета;

  3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

  4. или эксперимент проведен не полностью;

  5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.


Отметка "3" ставится, если ученик:

  1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

  2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

  3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

  4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

  2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

  3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

  4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.







Содержание тем учебного курса

по биологии 11 класс (68 часов, из них 5 ч – резервного времени)

Введение (1 ч)

Раздел 1. Вид (36 ч)

Тема 1. История эволюционных идей (7 ч)

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественно-научной картины мира.

Демонстрация живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индиви­дуальную изменчивость и разнообразие сортов культур­ных растений и пород домашних животных.

Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.

Тема 2. Современное эволюционное учение (16 ч)

Вид. Критерии вида. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.

Доказательства эволюции органического мира.

Демонстрация. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; примеров го­мологичных и аналогичных органов, их строения и про­исхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирую­щих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Лабораторные и практические работы

  • Описание особей вида по морфологическому критерию.

  • Выявление приспособленности организмов к среде обитания.

Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования.

Тема 3. Происхождение жизни на Земле (6 ч)

Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы происхождения жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина-Холдейна.

Усложнение живых организмом на Земле в процессе эволюции

Демонстрация. Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов»; «Эволюция растительного мира»; «Эволюция животного мира». Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах. Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов.

Основные понятия. Теория Опарина — Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции.

Тема 4. Происхождение человека (7 ч)

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы.

Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

Демонстрация моделей скелетов человека, модели «Этапы развития человека»

Лабораторные и практические работы

  • Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство родства.

Раздел 2. Экосистемы (25 ч)

Тема 5. Экологические факторы (5 ч)

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.

Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.

Тема 6. Структура экосистем (10 ч)

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы.

Демонстрация. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы , демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды, круговорот веществ и энергии в экосистеме.

Лабораторные и практические работы

  • Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме.

  • Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности (в виде реферата, презентации, стендового доклада и пр.).

  • Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Экскурсия

  • Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер школы, ферма и др.) экосистемы.

Основные понятия. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети.

Тема 7. Биосфера – глобальная экосистема (4 ч)

Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).

Демонстрация таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.

Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли.

Тема 8. Биосфера и человек (4 ч)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде, национальных парков, заповедников.

Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.

Заключение (1 ч)

Резервное время — 5 ч.




Планируемые результаты изучения курса биологии в 10-11 классах.

В результате изучения биологии в средней общей школе 10-11 классов учащиеся должны

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере);

  • сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства;); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя;); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  • имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира;

  • строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;

  • использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии;

уметь:

  • объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать биологические задачи разной сложности;

  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере;
































Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 10 классе.

70 часов – 2 часа в неделю, из них 5ч – резервного времени

№ уро­ка

Название темы

Всего часов

Л/р, П/р

Дата проведения

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания.


5



Тема 1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук.


2



1/1

Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. ТБ

.

1


03.09

2/2

Система биологических наук


1


04.09

Тема 2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы

.

3



3/1

Сущность жизни. Основные свойства живой материи.


1


10.09

4/2

Живая природа как сложно организованная Иерархическая система.


1


11.09

5/3

Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы

.

1


17.09

Раздел 2. Клетка.


21



Тема 3. История изучения клетки. Клеточная теория.


2



6/1

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна.


1


18.09

7/2

Основные положения современной клеточной теории.


1


24.09

Тема 4. Химический состав клетки.


8



8/1

Единство элементного химического состава живых организмов.


1


25.09

9/2

Неорганические вещества. Вода, минеральные соли.


1


01.10

10/3

Органические вещества клетки. Белки. Ферменты – биологические катализаторы.


1


02.10

11/4

Органические вещества клетки. Жиры.


1


08.10

12/5

Органические вещества клетки. Углеводы.


1


09.10

13/6

Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке.


1


15.10

14/7

Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.


1


16.10

15/8

Обобщающий урок по теме «Химический состав клетки»


1


22.10

Тема 5. Строение эукариотической и прокариотической клеток.


6



16/1

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро – основные части клетки, их функции.


1


23.10

17/2

Основные органоиды клетки, их функции.


1


05.11

18/3

Основные отличия в строении животной и растительной клеток


1


06.11

19/4

Лабораторная работа №1 «Сравнение строения клеток растений и животных»

.

1

Л/р №1

12.11

20/5

Хромосомы, их строение и функции. Кариотип.


1


13.11

21/6

Прокариотическая клетка. Строение бактериальной клетки.


1


19.11

Тема 6. Реализация наследственной информации в клетке.


2



22/1

ДНК – носитель наследственной информации.


1


20.11

23/2

Биосинтез белка.


1


26.11

Тема 7. Вирусы.


2



24/1

Вирусы – неклеточные формы жизни.


1


27.11

25/2

Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.


1


03.12

26

Проверочная работа по теме «Клетка»


1


04.12

Раздел 3. Организм.


38



Тема 8. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов

.

1



27/1

Многообразие организмов.


1


10.12

Тема 9. Обмен веществ и превращение энергии.


4



28/1

Энергетический обмен – катаболизм, его этапы.


1


11.12

29/2

Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы.


1


17.12

30/3

Пластический обмен. Фотосинтез.


1


18.12

31/4

Обобщающий урок «обмен веществ и энергии в клетке»


1


24.12

Тема 10. Размножение.


8



32/1

Деление клетки. Митоз.


1


25.12

33/2

Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.


1


14.01

34/3

Половое размножение, его формы


1


15.01

35/4

Образование половых клеток.


1


21.01

36/5

Мейоз, биологическое значение.


1


22.01

37/6

Оплодотворение у животных и растений.


1


28.01

38/7

Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.


1


29.01

39/8

Обобщающий урок «размножение организмов»


1


04.02

Тема 11. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).


5



40/1

Прямое и непрямое развитие. Основные этапы эмбриогенеза.


1


05.02

41/2

Постэмбриональные периоды развития животных. причины нарушения развития организма.


1


11.02

42/3

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.


1


12.02

43/4

Периоды постэмбрионального развития человека.


1


18.02

44/5

Обобщающий урок по теме: «Индивидуальное развитие организмов».


1


19.02

Тема 12. Наследственность и изменчивость.


15



45/1

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

1


25.02

46/2

Г. Мендель – основоположник генетики. Лабораторная работа №2 «Составление простейших схем скрещивания».


1

Л/р №2

26.02

47/3

Моногибридное скрещивание. I и II законы Г. Менделя.


1


03.03

48/4

Закон частоты гамет. Анализирующее скрещивание.


1


04.03

49/5

Дигибридное скрещивание. III закон Г. Менделя.


1


10.03

50/6

Лабораторная работа №3 «Решение элементарных генетических задач».


1

Л/р №3

11.03

51/7

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов.

1


17.03

52/8

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.


1


18.03

53/9

Лабораторная работа №4 «Решение генетических задач»


1

Л/р №4

31.03

54/10

Обобщающий урок «генетика, основные закономерности наследственности»


1


01.04

55/11

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость.


1


07.04

56/12

Лабораторная работа №5 «Изучение модификационной изменчивости на основе изучения фенотипа комнатных растений»


1

Л/р №5

08.04

57/13

Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации


1


14.04

58/14

Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика

.

1


15.04

59/15

Обобщающий урок «закономерности изменчивости»


1


21.04

Тема 13. Основы селекции. Биотехнология.


5



60/1

Основы селекции: методы и достижения

.

1


22.04

61/2

Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.


1


28.04

62/3

Основные достижения и направления развития современной селекции.


1


29.04

63/4

Биотехнология: достижения и перспективы развития.


1


05.05

64/5

Обобщающий урок «Генетика. Основы селекции».


1


06.05

Заключение


1



65

Обобщение знаний по курсу биологии 10 класса.


1


12.05

Резервное время


5



66/1

Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Биология – наука о живой

природе»


1


13.05

67/2

Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Клетка как биологическая система»


1


19.05

68/3

Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Организм как биологическая система»


1


20.05

69/4

Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Наследственность и изменчивость»


1


26.05

70/5

Решение генетических задач


1


27.05


Всего


70ч.

5






Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 11 классе.

68 часов – 2 часа в неделю, из них 5ч – резервного времени

№ уро­ка

Название темы

Всего часов

Л/р

Пр/р

Дата проведения


Введение


1



1/1

Введение. ТБ в кабинете биологии.


1


04.09

Раздел 1. Вид


36



Тема 1. История эволюционных идей


7



2/1

История эволюционных идей.


1


06.09

3/2

Развитие био­логии в додарвиновский пе­риод. Значение работ К.Линнея.


1


11.09

4/3

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.


1


13.09

5/4

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.


1


18.09

6/5

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Искусственный отбор.


1


20.09

7/6

Эволюционная теория: борьба за существование и естественный отбор


1


25.09

8/7

Роль эволюционной тео­рии в. формировании естественнонаучной карти­ны мира


1


27.09

Тема 2. Современное эволюционное учение


16



9/1

Вид, его критерии . Л/р №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»


1

Л/р №1

02.10

10/2

Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.


1


04.10

11/3

Синтетическая теория эволюции.


1


09.10

12/4

Движущие силы эволю­ции.


1


11.10

13/5

Движущий и стабилизирующий естественный отбор.


1


16.10

14/6

Адаптации ор­ганизмов к ус­ловиям обита­ния.


1


18.10

15/7

Видообразова­ние как результат эволюции.


1


23.10

16/8

Практическая работа №1 «выявление приспособлений организмов к среде обитания»


1

Пр/р №1

25.10

17/9

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.


1


06.11

18/10

Обобщение по теме «Микроэволюция»

1


08.11

19/11

Главные направления эволюционного процесса


1


13.11

20/12

Урок-семинар по теме «Главные направления эволюционного процесса»


1


15.11

21/13

Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов


1


20.11

22/14

Доказательст­ва эволюции органического мира.


1


22.11

23/15

Обобщающий урок по теме «Эволюционное учение»


1


27.11

24/16

Проверочная работа по теме «Эволюционное учение»


1


29.11

Тема 3. Происхождение жизни на Земле


6



25/1

Развитие пред­ставлений о возникновении жизни.


1


04.12

26/2

Гипотезы о происхождении жизни


1


06.12

27/3

Современные представления о возникнове­нии жизни. Теория Опарина-Холдейна.


1


11.12

28/4

Эволюция растительного мира


1


13.12

29/5

Эволюция животного мира


1


18.12

30/6

Обобщающий урок по теме «Развитие жизни на Земле»


1


20.12

Тема 4. Происхождение человека


7



31/1

Гипотезы про­исхождения человека.


1


25.12

32/2

Положение че­ловека в сис­теме животно­го мира.


1


27.12

33/3

Эволюция че­ловека. Основные этапы.


1


15.01

34/4

Эволюция че­ловека. Л/р №2 «выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство родства»


1

л/р №2

17.01

35/5

Расы человека. Происхождение человеческих рас.


1


22.01

36/6

Видовое единство человечества.


1


24.01

37/7

Проверочная работа «Развитие жизни на Земле. Происхождение человека»


1


29.01

Раздел 2. Экосистемы


25



Тема 5. Экологические факторы


5


38/1

Организм и среда. предмет и задачи экологии.


1


31.01

39/2

Экологические факторы среды, их значение в жизни организмов.


1


05.02

40/3

Закономерности влияния экологических факторов на организмы.


1


07.02

41/4

Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения.


1


12.02

42/5

Урок-семинар «Экологические факторы»


1


14.02

Тема 6. Структура экосистем


10



43/1

Видовая и пространственная структура эко­систем.


1


19.02

44/2

Пищевые свя­зи, круговорот веществ и превращение энергии в эко­системах.


1


21.02

45/3

Пищевые свя­зи. Л/р №3 «Составление схем передачи вещества и энергии в экосистеме»


1

л/р №3

26.02

46/4

Причины ус­тойчивости и смены экоси­стем.


1


28.02

47/5

Игра «Биотоп»


1


04.03

48/6

Влияние чело­века на экоси­стемы.


1


06.03

49/7

Практическая работа №2 «выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности


1

Пр/р №2

11.03

50/8

Искусственные сообщества - агроценозы.


1


13.03

51/9

Практическая работа №3 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности».


Экскурсия

1

Пр/р №3

18.03

52/10

Обобщающий урок «структура экосистем»



1


20.03

Тема 7. Биосфера – глобальная экосистема


4



53/1

Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы.


1


01.04

54/2

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли.


1


03.04

55/3

Биологический круговорот веществ


1


08.04

56/4

Обобщающий урок «Биосфера»


1


10.04

Тема 8. Биосфера и человек


4



57/1

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.


1


15.04

58/2

Последствия деятельности человека для окружающей среды.


1


17.04

59/3

Правила поведения в природной среде


1


22.04

60/4

Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов

1


24.04

61

Обобщающий урок «экосистемы»


1


29.04

62

Проверочная работа «Экосистемы»


1


06.05

Заключение


1



63

Обобщение знаний по курсу биологии 11 класса


1


08.05

Резервное время


7



64/1

Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира»


1


13.05

65/2

Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Экосистемы и присущие им закономерности»


1


15.05

66/3

Экскурсия «Многообразие видов» (окрестности школы)


1


20.05

67/4

Решение генетических задач



1


22.05

68/5

Решение генетических задач

1















Учебно-методический комплекс, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса


  1. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 381 с.: ил.

  2. ЕГЭ. Биология: тематический сборник заданий/ под ред. Г.С. Калиновой. – М.: Национальное образование, 2012. – 256 с. – 9ЕГЭ. ФИПИ – школе)

  3. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003


Дополнительная литература для учителя:


  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы/ авт.-сост. И.Б. Морзунова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 254 с.

  2. Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина/ авт./сост. Т.И. Чайка. – Волгоград: Учитель, 2010.

  3. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 11 класс/ сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с.

  4. ЕГЭ. Биология: тематический сборник заданий/ под ред. Г.С. Калиновой. – М.: Национальное образование, 2012. – 256 с. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе).

  5. Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М., 1996.

  6. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. – М.: Мир, 1996.

  7. Биология. Проверочные тесты и задания. 6-11 кл. Волгоград «Учитель» 2010г.

  8. Биология. 5-11кл. Волгоград «Учитель» 2009г.

  9. Биология. ЕГЭ, Москва «Эксмо», 2008г.

  10. Г.А. Адельшина, Ф.К. Адельшин «Генетика в задачах», Москва «Глобус» 2009г.






Интернет-ресурсы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!