СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» разработана в соответствии:
1.Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)
3.Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «Соколовская СОШ».
4.С учетом примерной программы по биологии к учебнику для 10–11 классов общеобразовательных учреждений под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2019.
5. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность".
В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественные науки».
По учебному плану школы - в 10 классе -70часов (2 часа в неделю); в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю). Всего 138 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные
1) реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
2) признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализацию установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметные:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные:
В познавательной (интеллектуальной сфере):
• характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
• выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере);
• объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния никотина, алкоголя, наркотических веществ на развитие человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических фактор на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
• приведения доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;
• умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
• решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
• описание особей видов по морфологическому критерию;
• выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
• сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыша человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.
В ценностно-ориентационной сфере:
• анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения человека и возникновения жизни, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации полученной из разных источников;
• оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
В сфере трудовой деятельности:
• овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.
В сфере физической деятельности:
• обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомании); правил поведения в окружающей среде.
5. В эстетической сфере:
• выявление эстетических достоинств объектов живой природы
10- класс:
Личностные:
1.Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
2.Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
3.Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
4.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
5.Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
6.Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные :
Регулятивные УУД:
1.Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
2.Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных, и искать самостоятельно средства достижения цели.
3.Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
1.Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
2.Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
3.Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
4.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
5.Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
6. Вычитывать все уровни текстовой информации.
7.Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
1.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные:
1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
По окончанию 10 класса ученик на базовом уровне научится:
– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид;
– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
– объяснять причины наследственных заболеваний;
– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; ненаследственную изменчивость;
– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
– объяснять последствия влияния мутагенов;
– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
По окончанию 10 класса ученик на базовом уровне получит возможность научиться:
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя клеточную закономерности изменчивости;
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме
родословной, применяя законы наследственности.
11 класс
Личностные
Осознавать единство и целостность окружающего мира (взаимосвязь органов в организме, строения органа и функции, которую он выполняет, взаимосвязи организмов друг с другом в растительном сообществе, с факторами неживой природы и т.д.), возможности его познаваемости.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего углублённого (профильного) образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута.
Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали.
Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях.
Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели.
Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты.
Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели.
Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
Искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи.
Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках.
Использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках.
Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; Спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия.
Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.
Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий.
При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.).
Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.
Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Распознавать конфликтногенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные
характеризовать процессы трансляции, транскрипции, генной и клеточной инженерии, процессы регуляции биосинтеза белка: поменять знания: о строении и функциях ДНК и-РНК для объяснения процесса биосинтеза, генной и клеточной инженерии, выявлять черты сходства и различия процессов трансляции и транскрипции: делать выводы о принципе передачи наследственной информации, единым для всех живых организмов.
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ;
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;
проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;
обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;
характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;
устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;
обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку.
По окончанию 11 класса выпускник на базовом уровне научится:
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
объяснять причины наследственных заболеваний;
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
объяснять последствия влияния мутагенов;
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
По окончанию 11 класса выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную); учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
Содержание предметного курса «Биология» с 10 по 11 класс
Изучение биологии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников. Изучение биологии на углубленном уровне ориентировано на: подготовку к последующему профессиональному образованию; развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем предусматривается базовым уровнем, овладения основами биологии и методами изучения органического мира. Изучение биологии на углубленном уровне обеспечивает: применение полученных знаний для решения практических и учебно-исследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации, умение систематизировать и обобщать полученные знания; овладение основами исследовательской деятельности биологической направленности и грамотного оформления полученных результатов; развитие способности моделировать некоторые объекты и процессы, происходящие в живой природе. Изучение предмета на углубленном уровне позволяет формировать у обучающихся умение анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции экологической безопасности последствия деятельности человека в экосистемах.
Содержание тем учебного курса Биология
10 класс 2 часа в неделю
70 часов в год
Введение (1ч)
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний. Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные критерии живого. Уровни организации живой природы.
Раздел I КЛЕТКА — ЕДИНИЦА ЖИВОГО (32 ч)
Тема 1. Химический состав клетки (7 ч)
Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.
Л. Р. №1. Активность фермента каталазы в животных и растительных тканях.
Тема 2. Структура и функции клетки (10 ч)
Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты
Л.Р. №2 Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
Л.Р. №3:«Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»
Тема 3. Обеспечение клеток энергией (6 ч)
Обмен веществ и превращение энергии — свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.
Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (9 ч)
Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Вирусы. Профилактика СПИДа. Демонстрации: схемы, таблицы, пространственные модели, иллюстрирующие: строение молекул белков, молекулы ДНК, молекул РНК, прокариотической клетки, клеток животных и растений, вирусов, хромосом; удвоение молекул ДНК; транскрипцию; генетический код; биосинтез белков; обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез. Динамические пособия «Биосинтез белка», «Строение клетки».
Раздел II РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (13 ч)
Тема 5. Размножение организмов (6 ч)
Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (7 ч)
Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое. Демонстрации Схемы, таблицы, транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: деление клетки (митоз, мейоз); способы бесполого размножения; формирование мужских и женских половых клеток; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Динамическое пособие «Деление клетки. Митоз и мейоз». Сорусы комнатного папоротника (нефролеписа или адиантума).
Раздел III ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (24 ч)
Тема 7. Основные закономерности наследственности (10 ч)
Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом.
П.Р. №1 Решение задач на моногибридное скрещивание.
П.Р. №2 Решение задач на дигибридное скрещивание.
Тема 8. Основные закономерности изменчивости (6 ч)
Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.
Лабораторная работа №4. Фенотипы местных сортов растений.
Лабораторная работа №5 «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой (на примере гербарных образцов или живых листьев деревьев, крупных семян растений, клубней, луковиц и т. п. или на примере сравнения антропометрических показателей школьников)».
Тема 9. Генетика и селекция (8 ч)
Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование. Демонстрации Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание; перекрест хромосом; неполное доминирование; наследование, сцепленное с полом; мутации (различные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений, если есть возможность — культуры мутантных линий дрозофилы); модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений; искусственный отбор; гибридизацию; исследования в области биотехнологии. Динамическое пособие «Перекрест хромосом». Семена гороха с разным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые).
11 класс
(2 часа в неделю, 68 часов)
Раздел I.ЭВОЛЮЦИЯ (39 ч)
Глава 1.Свидетельства эволюции (6 ч)
Возникновение и развитие эволюционной биологии. Молекулярные свидетельства эволюции. Морфологические и эмбриологические свидетельства эволюции. Палеонтологические и биогеографические свидетельства.
Глава 2. Факторы эволюции (13 ч)
Популяционная структура вида. Наследственная изменчивость - исходный материал для эволюции. Направленные и случайные изменения генофондов в ряду поколений. Формы естественного отбора. Возникновение адаптаций в результате естественного отбора. Видообразование. Прямые наблюдения процесса эволюции. Макроэволюция.
Лабораторные работы:
№1. Морфологические особенности растений различных видов.
№2. Изменчивость организмов.
№3. Приспособленность организмов к среде обитания. Ароморфозы у растений.
Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (11 ч)
Современные представления о возникновении жизни. Основные этапы развития жизни. Развитие жизни в криптозое. Развитие жизни в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. Многообразие органического мира.
Глава 4. Происхождение человека (9 ч)
Положение человека в системе органического мира. Предки человека. Первые представители рода Homo. Появление человека Разумного. Факторы эволюции человека. Эволюция современного человека.
Раздел II.ЭКОСИСТЕМЫ (29 ч.)
Глава 5. Организмы и окружающая среда (12 ч)
Взаимоотношения организма и среды. Популяция в экосистеме. Экологическая ниша и межвидовые отношения. Сообщества и экосистемы. Экосистема: устройство и динамика. Биоценоз и биогеоценоз. Влияние человека на экосистемы.
Практические работы:
№1. Оценка влияния температуры воздуха на человека.
№2. Аквариум как модель экосистемы.
Глава 6. Биосфера (6 ч)
Биосфера и ее биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек.
Практическая работа:
№3. Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем.
№4. Определение качества воды водоема
Глава 7. Биологические основы охраны природы (4 ч)
Охрана видов и популяций. Охрана экосистем. Биологический мониторинг.
Глава 8. Общие закономерности развития живых организмов (7 ч)
Вид. Критерии и структура. Способы видообразования. Движущие силы и факторы эволюции. Главные направления эволюции. Основные ароморфозы растений и животных. Генетика. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Законы Г. Менделя. Изменчивость признаков у организмов. Виды мутаций. Систематика. Основные систематические категории живой природы, уровни организации. Клетка как биологическая система. Клеточная теория. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.
Тематическое планирование
10 класс
( 2 часа в неделю – 70 часов)
Содержание разделов примерной программы |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся | ||
|
| ||
Введение (1 ч) | |||
Биология — наука о живой природе. Основные признаки живого. Уровни организации жизни. Методы изучения живой природы. Значение биологии. Основные понятия: Биология, микология, бриология, биотехнология, биофизика, биохимия, радиобиология. Биология как наука. Становление биологии как науки. | Самостоятельно определять цель учебной деятельности. Определять значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества и формировании научного мировоззрения в системе современной естественнонаучной картины мира. Давать определение термину Биология. Приводить примеры: практического применения достижений современной биологии; дифференциации интеграции биологических наук. Выделять предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира в практической деятельности людей. | ||
Раздел 1. Клетка-единица живого (32 ч) Химический состав клетки (7 ч) | |||
Неорганические соединения клетки. Основные понятия: Микроэлементы, макроэлементы, ультрамикроэлементы, гидрофильные и гидрофобные соединения. Факты химический состав клетки. Вода и её биологическая роль, особенности строения и свойства: растворимость, высокая теплоемкость, теплопроводность, высокая интенсивность испарения. Роль неорганических веществ в жизни клетки и организма человека. | Оценивать роль воды и других неорганических веществ в жизнедеятельности клетки. Давать определение ключевым понятиям. Перечислять биоэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения. Характеризовать биологическое значение химических элементов; минеральных веществ и воды в жизни клетки и организма человека. | ||
Биополимеры. Углеводы. Органические вещества, биополимеры, низкомолекулярные вещества. Классификация углеводов: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Роль углеводов: источник энергии, резерв питательных веществ и энергии, структурная и защитная функции. | Устанавливать связь между строением молекул углеводов и выполняемыми ими функциями. Давать определение ключевым понятиям. Описывать элементарный состав углеводов и липидов. Приводить примеры углеводов. Характеризовать биологическую роль углеводов в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов. Находить информацию о углеводах в различных источниках и критически оценивать ее. | ||
Липиды. Жиры. Классификация жиров: нейтральные жиры, воски, жироподобные вещества. Роль липидов, липоидов в клетке: источник метаболистической воды, защитная роль. | Устанавливать связь между строением молекул липидов и выполняемыми ими функциями. Характеризовать биологическую роль липидов в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов. Находить информацию о липидах в различных источниках и критически оценивать ее. | ||
Состав и свойства белков. Строение белков. биополимеры, полипептиды, белки, пространственная структура: первичная, вторичная, третичная и четвертичная. Специфичность белковых молекул. Практическое использование денатурации, денатурация и ренатурация. Причины денатурации. | Характеризовать строение и функции белков. Описывать проявление функций белков. Объяснять, опираясь на знания специфичности белковых молекул, трудности при пересадке органов и тканей. Овладеть методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения лабораторной работы «Активность ферментов каталазы в животных и растительных тканях». Развить умение объяснять результаты биологических экспериментов. Соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием. | ||
Функции белков. Роль белков в клетке: структурная, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая, белки-ферменты, белки-гормоны | |||
Лабораторная работа № 1. Каталитическая активность ферментов в живых клетках. | |||
Нуклеиновые кислоты. | Характеризовать строение и функции нуклеиновых кислот. Знать сходства и различия между белками и нуклеиновыми кислотами. Различать типы нуклеиновых кислот. | ||
АТФ и другие органические соединения в клетке. | Уметь объяснить значение аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) в клетке. Объяснить биологическую роль витаминов в организме. | ||
Структура и функции клетки (10 ч) | |||
Клетка — элементарная единица живого. Плазмалемма. Пиноцитоз. Фагоцитоз. Клеточная теория Шванна и Шлейдона. Этапы создания клеточной теории: сбор фактов, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, доказательства теории. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Основные положения клеточной теории Шлейдена и Шванна. Дополнение Р. Вирхова. Основные положения современной клеточной теории | Давать определение ключевым понятиям. Называть и описывать этапы создания клеточной теории. Объяснять роль клеточной теории в формировании естественнонаучной картины мира. Выделять существенные признаки строения клетки. Уметь пользоваться цитологической терминологией. | ||
Цитоплазма. Плазматическая мембрана. ЭПС. Комплекс Гольджи и лизосомы.
| Давать определения ключевым понятиям Называть мембранные и немембранные органоиды клетки. Выделять особенности строения эукариотической клетки Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки. Называть мембранные и немембранные органоиды клетки. Сравнивать строение растительной и животной клеток. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки Сравнивать митохондрии и пластиды Умение работать с разными источниками биологической информации; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Овладеть методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения лабораторной работы «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука». Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать процессы, происходящие в клетке, и описывать их | ||
Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука».
| |||
Цитоплазма. Митохондрии, пластиды
| |||
Немембранные органоиды движения, включения, рибосомы, веретено деления | |||
Ядро. Хромосомный набор клетки. Строение и функции хромосом. Строение ядра: ядерная оболочка, кариоплазма, 1хроматин, ядрышко. Функции ядра: деление клетки, регуляция обмена веществ и энергии. | Давать определения ключевым понятиям Называть элементы ядра. Описывать строение ядра. Умение работать с разными источниками биологической информации; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; сформированность познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями структурных элементов ядра. Перечислять функции структурных частей ядра.Характеризовать строение и состав хромосом | ||
Прокариоты и эукариоты.
| |||
Лабораторная работа «Строение растительной, животной, грибной, бактериальной клетки под микроскопом» | Овладеть методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения лабораторной работы «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом». Совершенствовать навык приготовления микропрепаратов. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изоб ражать их. Соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием. Развить умение объяснять результаты биологических экспериментов. Сформировать навык самостоятельного контроля и коррекции учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей. Сравнивать строение клеток разных организмов. Сформировать представление о единстве живого | ||
Обобщение по теме "Строение и функции клетки" | Обобщают, умеют раскрывать содержание новых понятий проводят сравнение, приводят примеры. | ||
Самостоятельная работа по теме «Структура и функции клетки». | Использовать ранее полученные знания, обобщать, анализировать, строить обобщающие таблицы, схемы, работать с разными источниками информации. | ||
Обеспечение клеток энергией (6 ч) | |||
Обмен веществ. Ассимиляция. Диссимиляция. | Давать определение ключевым понятиям «метаболизм», «ассимиляция», «диссимиляция». Объяснять различия между типами питания живых организмов. Выявлять планетарную роль фотосинтетиков. | ||
Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. | Объяснять роль фотосинтеза. Записывать уравнения реакций световой и темновой фаз фотосинтеза. Объяснять экологический аспект фотосинтеза. Устанавливать связь между строением пластид и фотосинтезом. Характеризовать сущность световой и темновой фаз. Сравнивать световую и темновую фазы фотосинтеза. Умение работать с разными источниками биологической информации. | ||
Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. | Объяснять роль АТФ в обмене веществ в клетке, потребность большинства организмов в кислороде. Умение работать с разными источниками биологической информации; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Давать определения ключевым понятиям: сущность гликолиза, значение анаэробного гликолиза. | ||
Биологическое окисление при участии кислорода. | Объяснять роль АТФ в обмене веществ в клетке, потребность большинства организмов в кислороде. Умение работать с разными источниками биологической информации, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов. | ||
Обобщающий урок по теме "Обеспечение клеток энергией". | Использовать ранее полученные знания, обобщать, анализировать, строить обобщающие таблицы, схемы, работать с разными источниками информации. | ||
Наследственная информация и её реализация в клетке ( 9 ч.) | |||
Генетическая информация. Удвоение ДНК, ДНК-матрица для синтеза белков, репликация. | Давать определения ключевым понятиям. Принцип удвоения молекул ДНК. Называть основные свойства генетического кода. Характеризовать процесс ассимиляции Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа рисунков. | ||
Образование и-РНК по матрице ДНК, генетический код, транскрипция, кодон. | Давать определения ключевым понятиям Называть основные свойства генетического кода, принципа процесса синтеза и-РНК Характеризовать процесс ассимиляции Решать задачи по молекулярной биологии Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа рисунков. | ||
Биосинтез белков. | Давать определения ключевым понятиям: и-РНК, т-РНК, этапы биосинтеза белков. Называть этапы биосинтеза белка. Характеризовать сущность процессов транскрипции и трансляции. Объяснять значение понятия реакции матричного синтеза, роль ДНК, иРНК, тРНК, рибосом в биосинтезе белка Представлять принципы записи, хранения, воспроизведения, передачи и реализации генетической информации в живых системах. Объяснять матричный принцип процессов репликации, транскрипции и трансляции. Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа рисунков. Умение работать с разными источниками биологической информации ; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. | ||
Регуляция работы генов у бактерий. | Объяснять особенности регуляции работы генов прокариот и эукариот. Приводить доказательства (аргументацию) родства живых организмов, используя знания о геноме. Называть способы регуляции биосинтеза. Характеризовать сущность процессов регуляции транскрипции. | ||
Регуляция работы генов у эукариот. | |||
Вирусы. Профилактика СПИДа. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. | Иметь представление о способах передачи вирусных инфекций и мерах профилактики вирусных заболеваний. Находить информацию о вирусных заболеваниях в разных источниках, анализировать и оценивать её. Описывать процесс проникновения вируса в клетку. Объяснять сущность воздействия вирусов на клетку. Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для профилактики заболеваний. Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её. | ||
Генная и клеточная инженерия. Биотехнология. МБС органических веществ. | Называть этапы получения рекомбинантной иРНК. Характеризовать сущность процессов создания библиотеки генов, получения рекомбинативной РНК. Оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии. Самостоятельно осуществлять информационно-познавательную деятельность с различными источниками информации. Развить познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала. Использовать средства информационных и коммуникационных технологий для создания мультимедиа презентаций. | ||
Обобщение и повторение темы «Наследственная информация и ее реализация в клетке» | Использовать ранее полученные знания, обобщать, анализировать, строить обобщающие таблицы, схемы, работать с разными источниками информации. | ||
Контрольная работа по теме «Клетка - функциональная и генетическая единица живого». | Использовать ранее полученные знания, обобщать, анализировать, строить обобщающие таблицы, схемы, работать с разными источниками информации. | ||
Раздел 2. Размножение и развитие организмов. (13 ч.) Тема 5. Размножение организмов (6 ч.) | |||
Бесполое и половое размножение. Жизненные циклы разных групп организмов. | Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы Сравнивать бесполое и половое размножение, сперматозоид и яйцеклетку и делать выводы на основе сравнения. Сравнивать особенности разных способов размножения организмов. Характеризовать этапы гаметогенеза, сущность, типы и значение оплодотворения. Обосновывать зависимость типа оплодотворения от условий среды. Изображать циклы развития организмов в виде схем. Определять, какой набор хромосом содержится в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла. Использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для создания мультимедиапрезентации. | ||
Деление клетки. Митоз. Митотический цикл. Биологическое значение митоза: рост, регенерация, деление зиготы. | Описывать процесс репликации ДНК, периоды интерфазы, последовательно фазы митоза. Объяснять значение процесса удвоения ДНК сущность и значение митоза. Находить информацию о способах деления клетки в различных источниках и критически оценивать. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы. Умение работать с разными источниками биологической информации; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. | ||
Стадии митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Изменения ядра, клеточного центра на различных стадиях митоза | Решать задачи на подсчёт хромосом в клетках многоклеточных организмов в разных фазах митотического цикла. Определять митоз как основу бесполого размножения и роста многоклеточных организмов. Объяснять биологическое значение митоза. | ||
Мейоз. | Описывать процесс репликации ДНК, периоды интерфазы, последовательно фазы митоза, фазы 1 и 2 делений мейоза. Выделять отличия мейоза от митоза Находить информацию о способах деления клетки в различных источниках и критически оценивать. Выделять особенности мейоза. Определять мейоз как основу полового размножения многоклеточных организмов. Объяснять биологическое значение мейоза и процесса оплодотворения. Умение работать с разными источниками биологической информации ; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. | ||
Образование половых клеток и оплодотворение у животных. Образование половых клеток и оплодотворение у растений. | Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы. Характеризовать этапы гаметогенеза, сущность, типы и значение оплодотворения Обосновывать зависимость типа оплодотворения от условий среды Умение работать с разными источниками биологической информации; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. | ||
Типы оплодотворения: двойное, наружное оплодотворение. Искусственное опыление у растений. | Давать определение ключевым понятиям. Называть типы оплодотворения. | ||
Тема 6. Индивидуальное развитие организмов. (7 ч.) | |||
Зародышевое развитие организмов. Онтогенез, эмбриогенез. Факты эмбриональный этап развития. Дробление зиготы. Гаструляция. Образование листков и органов.
| Давать определения ключевым понятиям. Называть периоды онтогенеза, зародышевые листки. Описывать сущность процесса эмбриогенеза. Сравнивать стадии бластулы, гаструлы, нейрулы. Осуществлять самостоятельный поиск информации и критически оценивать. Умение работать с разными источниками биологической информации; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. | ||
Постэмбриональное развитие организмов. Онтогенез. Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое постэмбриональное развитие. Дифференцировка клеток. | Называть периоды онтогенеза, типы постэмбрионального развития, причины нарушения развития организмов. Осуществлять самостоятельный поиск информации и критически оценивать. Умение работать с разными источниками биологической информации ; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. | ||
Дифференцирование клеток. Определение пола. Аутосомы. Половые хромасомы. Гомогаметные и гетерогаметные организмы. | Давать определения ключевым понятиям. Описывать процесс дифференциальной активности генов. Обосновывать влияние дифференциальной активности генов на развитии. Объяснять значение регенерации в жизни организма. Умение работать с разными источниками биологической информации; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. | ||
Развитие взрослого организма. Гомеостаз. Саморегуляция. Уровни приспособленности организмов к изменяющимся условиям. Иммунитет. Стволовые клетки. | Давать определения ключевым понятиям. Объяснять значение гомеостаза и иммунитета, саморегуляции в жизни организмов. Умение работать с разными источниками биологической информации; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. | ||
Влияние внешних условий на раннее развитие организмов. | Объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека, причины нарушений развития организмов. Выявлять источники мутагенов в окружающей среде. Формировать собственную позицию по отношению к здоровому образу жизни. Использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для создания мультимедиа-презентации. Реализовать информационно-коммуникативную компетенцию путём продуктивного общения и взаимодействия в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников. Развить познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала. | ||
Обобщающий урок по теме "Размножение и развитие организмов". | Использовать ранее полученные знания, обобщать, анализировать, строить обобщающие таблицы, схемы, работать с разными источниками информации. | ||
Контрольная работа №2 по теме "Размножение и развитие организмов" | Выполняют контрольную работу. | ||
Раздел 3. Основы генетики и селекции. (24 ч.) Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности (7 ч.) | |||
Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генетическая символика. Задачи и методы генетики. Аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание, статистический характер законов Г. Менделя. Условия проявления законов доминирования, расщепления и независимого наследования. | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости. Объяснять причины наследственности и изменчивости роль генетики в формировании современной ЕНКМ, в практической деятельности человека значение гибридологического метода Менделя. Формулирование правил единообразия и расщепления. Воспроизводить формулировки правила единообразия и закона расщепления. Описывать механизм проявления законов моногибридного скрещивания. Составлять схемы моногибридного скрещивания, схемы анализирующего скрещивания Описывать механизм проявления моногибридного скрещивания, неполного доминирования. Умение работать с разными источниками биологической информации ; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. | ||
Генотип и фенотип. Гибриды первого поколения. Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования. Правило чистоты гамет. Кодоминирование. | Давать определения ключевым понятиям. Определять по фенотипу генотип и по генотипу фенотип, по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Описывать механизм неполного доминирования. Анализировать содержание схем наследования при неполном доминировании. Составлять схемы неполного доминирования. | ||
Решение генетических задач | Уметь пользоваться генетической терминологией и символикой. Составлять схемы скрещивания. Выявлять алгоритм решения генетических задач. Решать биологические (генетические) задачи. Развить познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительной литературы. Умение решать задачи на моногибридное скрещивание. | ||
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Цитологические основы проявления третьего закона Г. Менделя. Расположение генов в разных гомологичных хромосомах, отсутствие взаимодействия между генами. Особенности расщепления по генотипу и фенотипу. | Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Формулировать закон независимого наследования. Называть условия закона независимого наследования. Составлять схемы дигибридного скрещивания, решетку Пеннета. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Умение работать с разными источниками биологической информации ; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. | ||
Решение задач на дигибридное скрещивание | Решать биологические (генетические) задачи на дигибридное скрещивание. Реализовать информационно-коммуникативную компетенцию путём продуктивного общения и взаимодействия в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении закономерностей наследования признаков. | ||
Сцепленное наследование генов. Группа сцепления. Генетические карты. Перекрест хромосом. Рекомбинация. Генетика пола. Аутосомы, гомогаметный и гетерогаметный пол. Половые хромосомы. Наследование сцепленное с полом. Нарушения сцепления. | Формулировать закон Моргана, основные положения хромосомной теории. Объяснять сущность сцепленного наследования причины нарушения сцепления биологическое значение кроссинговера. Обосновывать цитологические основы проявления закона сцепленного наследования. Составлять схемы скрещивания. Приводить примеры гомо- и гетерогаметного пола у животных. Объяснять цитологический механизм расщепления по полу. Выделять особенности наследования, сцепленного с полом. Составлять схемы хромосомного определения пола и объяснять их механизм. Сравнивать кариотип мужчины и женщины. Умение работать с разными источниками биологической информации ; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. | ||
Практикум по решению задач. | Решать задачи на сцепленное наследование. | ||
Отношения ген – признак. Внеядерная наследственность. Множественное действие гена. Летальные гены. Новообразование признака. Неаллельное подавление. | Выявить отличительные особенности внеядерной наследственности и ядерной (менделевской) наследственности. Продолжить формирование умения анализировать биологический текст. | ||
Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. Норма реакции. Генетические основы поведения. | Различать качественные и количественные признаки. Продолжить формировать умение работать в группах. Научиться анализировать информацию и работать с текстом. | ||
Обобщение по теме "Основные закономерности наследственности" | Давать определения ключевым понятиям Умение работать с разными источниками биологической информации; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. | ||
Тема 8. Основные закономерности изменчивости (6 ч.) | |||
Модификационная изменчивость | Определять основные формы изменчивости организмов. Приводить примеры модификационной и комбинативной изменчивости. Уверенно использовать биологическую терминологию в пределах темы. Использовать дополнительные источники информации в учебном процессе. | ||
Комбинативная изменчивость | |||
Мутационная изменчивость. Закономерности мутагенеза. Мутации. Мобильные генетические элементы. Закон гомологичных рядов наследственной изменчивости. | Выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно). Уметь давать определения терминам. Объяснять возможные причины возникновения мутаций. | ||
Лабораторная работа. Построение вариационного ряда и вариационной кривой. | Приводят примеры. | ||
Наследственная изменчивость человека. Методы генетики человека. Хромосомные болезни | Объяснять важнейшие различия наследственной и ненаследственной изменчивости. Называть методы классической генетики. Применять теоретические знания в практической деятельности. Развивать навыки работы с различными видами информации. Научиться анализировать, критически оценивать и систематизировать информацию. Развивать учебную компетенцию в процессе групповой и индивидуальной работы. Реализовать информационно-коммуникативную компетенцию путём продуктивного общения и взаимодействия в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала. | ||
Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. | Сформировать представление о наследственных заболеваниях человека, причинах их возникновения, предупреждении и лечении. Самостоятельно осуществлять информационно-познавательную деятельность с различными источниками информации. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала. Использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач, связанных с изучением наследственных болезней человека | ||
Глава 9. Генетика и селекция (8 ч.) | |||
Одомашнивание как начальный этап селекции. Центры происхождения культурных растений. | Объяснять значение селекции для развития биологии и других наук. Оценивать достижения мировой и отечественной селекции. Находить информацию о центрах происхождения культурных растений. Определять главные задачи и направления современной селекции. | ||
Методы современной селекции. Искусственный отбор. Гибридизация. Гетерозис.
| Называть методы, используемые в селекции животных и растений. Выделять признаки породы, сорта. Сравнивать отдалённую гибридизацию у растений и животных. Умение работать с разными источниками биологической информации. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. | ||
Полиплоидия, отдаленная гибридизация. Искусственный мутагенез.
| Давать определения ключевым понятиям Осуществлять самостоятельный поиск информации из различных источников. Умение работать с разными источниками биологической информации, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Сформированность познавательных мотивов , направленных на получение нового знания в области биологии. | ||
Успехи селекции.
| Оценивать достижения мировой и отечественной селекции. Осуществлять самостоятельный поиск информации из различных источников. | ||
Обобщение по темам "Генетика и селекция", "Основные закономерности изменчивости"
| Умение работать с разными источниками биологической информации ; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. | ||
Контрольная работа по темам "Генетика и селекция", "Основные закономерности изменчивости" | Выполняют контрольную работу. | ||
Подготовка к итоговой контрольной работе за курс изученного в 10 классе. | Давать определения ключевым понятиям Умение работать с разными источниками биологической информации; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. | ||
Годовая контрольная работа. | Выполняют контрольную работу |
11 класс
68 часов (2 ч. в неделю)
Содержание разделов примерной программы | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Раздел 1. Эволюция (39 ч) | |
Глава 1.Свидетельства эволюции (6ч) | |
Возникновение и развитие эволюционной биологии. Изменяемость видов. Борьба за существование. Естественный отбор. Дивергенция. Теории эволюции Ч. Дарвина. Научные взгляды Ж. Кювье, К. Линнея и Ж.-Б. Ламарка. | Самостоятельно определять цель учебной деятельности. Оценивать роль теории эволюции Ч. Дарвина в формировании современной научной картины мира. Находить информацию о гипотезах происхождения жизни в различных источниках и оценивать её. Характеризовать научные взгляды Ж. Кювье, К. Линнея и Ж.-Б. Ламарка. Объяснять сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов. Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни. Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению гипотез сущности и происхождения жизни. Самостоятельно осуществлять информационно-познавательную деятельность с различными источниками информации |
Молекулярные свидетельства эволюции. Филогенез. Филогенетическое древо. | Уметь объяснять, почему идентичность способов хранения, передачи и реализации наследственной информации свидетельствует о единстве происхождения всего живого. |
Входная контрольная работа. | Выполняют контрольную работу. Применяют знания, полученные в предыдущие годы обучения. |
Морфологические свидетельства эволюции. Гомологичные органы. | Характеризовать данные, свидетельствующие об эволюции. Научиться сравнивать живые организмы. Находить сходства и различия по морфологическим признакам. Объяснять причины сходства ранних стадий эмбрионального развития животных. Научиться работать с биологическим рисунком. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала. |
Эмбриологические свидетельства эволюции. Гены – регуляторы развития. Рудименты. Атавизмы. | |
Палеонтологические свидетельства эволюции. Палеонтологическая летопись. Переходные формы. В.О. Ковалевский. Биогеографические свидетельства эволюции. Эндемичный вид. Особи-основатели. Биогеография. | Использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач, связанных с изучением эволюции живых организмов. Использовать дополнительную литературу с целью подготовки сообщения по теме. Сформировать умения самостоятельного контроля и коррекции учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей. |
Глава 2. Факторы эволюции (13ч) | |
Популяционная структура вида. Критерии вида. Популяция. Кариотип. Виды-двойники. Репродуктивная изоляция. Генофонд. | Выделять существенные признаки вида. Объяснять популяционную структуру вида. Характеризовать основные критерии вида. Характеризовать популяцию как элементарную единицу эволюции. Характеризовать факторы (движущие силы) эволюции. Оценивать относительную роль дрейфа генов и отбора в эволюции популяций. Различать формы естественного отбора. Объяснять роль естественного отбора в возникновении адаптаций. Различать разные типы видообразования. Характеризовать основные направления эволюции. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы. |
Л/р.№1. Морфологические особенности растений различных видов. | Овладеть методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения лабораторной работы. Научиться описывать биологические объекты. Развивать умение объяснять результаты биологических экспериментов, делать выводы. Реализовать самостоятельную информационно-познавательную деятельность с различными источниками информации. |
Наследственная изменчивость — исходный материал для эволюции. Нейтральные мутации. Вредные мутации. Полезные мутации. Частота возникновения мутаций. | Освоить методы научного познания, используемые при биологических исследованиях в процессе выполнения лабораторной работы «Изменчивость организмов». Научиться объяснять причины возникновения наследственной изменчивости в популяциях. Раскрывать роль хромосомных и геномных мутаций в эволюции. Развивать умение объяснять результаты биологических экспериментов, делать выводы. |
Л/р.№2. Изменчивость организмов. | |
Направленные и случайные изменения генофондов в ряду поколений. Приспособленность. Дрейф генов. Эффект основателя. Эффект бутылочного горлышка. | Характеризовать естественный отбор. Объяснять эффективность естественного отбора и дрейф генов. Научиться анализировать полученную информацию и делать выводы. Пользуясь доступными источниками информации, научиться давать определения понятиям. |
Формы естественного отбора. Движущий, стабилизирующий, дизруптивный, половой. | Уметь сравнивать различные формы естественного отбора и выделять черты сходства и различия между ними. Приводить примеры разных форм отбора в природе. Научиться работать с графиками и рисунками. Составлять схемы и таблицы. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала. |
Возникновение адаптаций в результате естественного отбора. Покровительственная окраска. Предостерегающая окраска. Подражательная окраска (мимикрия). Ароморфоз. Идиоадаптация. Биологический прогресс. Общая дегенерация. | Различать пути эволюции живой природы и знать их характерные особенности. Приводить примеры мимикрии и объяснять преимущества, которые даёт подражательная окраска животному. Подготавливать сообщения, используя информационные ресурсы и дополнительную литературу. Создавать мультимедийную презентацию с использованием ИКТ. Развивать познавательный интерес к изучению биологии на примере материалов о приспособленности организмов к среде обитания. Овладеть методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения лабораторной работы «Приспособленность организмов к среде обитания». Научиться описывать приспособления оргазмов и объяснять их значение. Развивать умение объяснять результаты биологических экспериментов, делать выводы. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала. |
Л/р.№3. Приспособленность организмов к среде обитания. Ароморфозы у растений. | |
Видообразование. Географическое, экологическое видообразование. Изоляция. фрагментация ареалов. | Образование. Наблюдения эволюции Перечислять возможные причины географического и экологического видообразования. Анализировать статистические данные и делать выводы на основе анализа. Использовать дополнительные источники информации для развития познавательного интереса к биологии на примере материалов об образовании новых видов в природе. Сформировать знания о лекарственной устойчивости организмов, эволюции растений в антропогенных ландшафтах и об устойчивости к инсектицидам. |
Прямые наблюдения процесса эволюции. Лекарственная устойчивость. Вавиловская мимикрия. | |
Макроэволюция. Микроэволюция. Дивергенция. Конвергенция. Параллелизм. Аналогичные органы. Вымирание. Единое дерево жизни. | Определять макроэволюцию как процесс образования надвидовых таксонов. Охарактеризовать составляющие макроэволюции: дивергенцию и вымирание. Формировать умения самостоятельного контроля и коррекции учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов. |
Обобщение и систематизация знаний по темам: «Свидетельства эволюции. Факторы эволюции» | Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы. Выполнять итоговые задания. Находить в Интернете дополнительную информацию о свидетельствах и факторах эволюции. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации или сообщения. |
Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (11ч). | |
Теория возникновения жизни на Земле. Луи Пастер. Гипотеза А. И. Опарина. Абиогенез. Биогенез. | Характеризовать гипотезы происхождения жизни на Земле. Оценивать роль биологии в формировании современных представлений о возникновении жизни на Земле. Реализовать самостоятельную информационно-познавательную деятельность с различными источниками информации, научиться её критически оценивать и интерпретировать. Сформировать собственную позицию по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников. |
Современные представления о возникновении жизни. | |
Основные этапы развития жизни. Геохронология. Эон. Эра. Криптозой. Фанерозой. «Кислородная катастрофа». | Перечислять ключевые эволюционные события в истории развития жизни. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала. Находить информацию об основных этапах развития жизни на Земле в различных источниках и оценивать её. |
Развитие жизни в криптозое. Архей. Строматолиты. Протерозой. Озоновый экран. | Реализовать самостоятельную информационно-познавательную деятельность с различными источниками информации. Развивать учебную компетенцию в процессе групповой и индивидуальной работы. Уверенно использовать биологическую терминологию в пределах темы, используя доступные источники информации, доказывать влияние процессов жизнедеятельности организмов на атмосферу и литосферу Земли. Перечислять основные ароморфозы в эволюции живых организмов, приобретённые на разных этапах развития жизни на Земле. Уметь описывать основные события развития жизни, происходящие на разных хронологических отрезках времени геологической летописи. Научиться оформлять материал параграфа в виде таблиц или схем. Использовать средства информационных и коммуникационных технологий для создания мультимедиа-презентации. |
Развитие жизни в палеозое. Кембрий. Трилобиты. Членистоногие. Ордовик. Силур. Девон. Карбон. Пермь. | |
Развитие жизни в мезозое. Триас. Юра. Мел. | |
Развитие жизни в кайнозое. Палеоген. Неоген. Антропоген. | |
Современные представления о возникновении жизни. | Оценивать роль биологии в формировании современных представлений о возникновении жизни на Земле. Реализовать самостоятельную информационно-познавательную деятельность с различными источниками информации, научиться её критически оценивать и интерпретировать. Сформировать собственную позицию по отношению к биологической информации. |
Многообразие органического мира. Систематика. Бинарная номенклатура. | Приводить доказательства родства, общности происхождения и эволюции живых организмов на примере сопоставления отдельных систематических групп. Использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для создания мультимедиа-презентации. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения. Дополнительного материала. Сформировать представление о единстве живого. |
Контрольная работа по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле» | Выполняют контрольную работу. |
Глава 4. Происхождение человека (9 ч). | |
Положение человека в системе живого мира. Прямохождение. Данные сравнительной анатомии. Цитогенетические данные. Данные молекулярной биологии. Данные биологии развития. | Характеризовать систематическое положение человека. Выявлять черты строения человеческого тела, обусловленные прямохождением. Сравнивать строение тела шимпанзе и человека. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала. |
Предки человека. Австралопитеки.
| Характеризовать основные этапы антропогенеза. Находить информацию о предках человека в различных источниках и оценивать её. Использовать средства ИКТ для создания мультимедиа-презентаций. Реализовать информационно-коммуникативную компетенцию путём продуктивного общения и взаимодействия в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников. Сформировать умения самостоятельного контроля и коррекции учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей. |
Первые представители рода Ноmо. Человек умелый, Человек прямоходящий. Другие виды доисторических людей. Социальная жизнь древних людей. | |
Появление Человека разумного. Неандертальский человек. Человек современного типа. | Самостоятельно определять цель учеб- Ной деятельности. Реализовать информационно-коммуникативную компетенцию путём продуктивного общения и взаимодействия в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников. Использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для создания мультимедиа-презентаций. Сформировать умения самостоятельного контроля и коррекции учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала. |
Факторы эволюции человека. Антропосоциогенез. | Объяснять роль биологических и социальных факторов в эволюции человека. Научиться анализировать полученную Информацию и делать выводы. Пользуясь доступными источниками информации, научиться давать определения понятиям. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала. |
Эволюции современного человека. Культурная информация. Расы. | Объяснять возможные причины уменьшения размеров мозга у современных людей по сравнению с неандертальцами и кроманьонцами. |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Происхождение человека». | Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы. Выполнять итоговые задания. Находить в Интернете дополнительную информацию о происхождении и эволюции человека. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации или сообщения. |
Раздел 2. Экосистема. (29 ч.) | |
Глава 5. Организмы и окружающая среда (12 ч). | |
Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Закон толерантности. Лимитирующий фактор. Биологические ритмы. | Определять главные задачи современной экологии. Характеризовать организмы и популяции по их отношению к экологическим факторам. Находить различия между факторами среды. Приводить примеры факторов среды. Уверенно использовать биологическую терминологию в пределах темы. Ставить биологические эксперименты и проводить исследования по изучению взаимоотношений организма и среды. Развивать умение объяснять результаты, делать выводы. Самостоятельно осуществлять информационно-познавательную деятельность с различными источниками информации. |
Пр/р.№1. Оценка влияния температуры воздуха на человека. | |
Популяция в экосистеме. Структура популяции. Динамика популяции. Популяционные волны. Внутривидовые отношения. | Анализировать структуру и динамику популяций. Описывать отношения между особями внутри популяции. Реализовать информационно-коммуникативную компетенцию путём продуктивного общения и взаимодействия в процессе совместной учебной деятельности. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала. |
Экологическая ниша межвидовые отношения. Ареал вида. Экологическая ниша. Фитофагия. Паразитизм. Симбиоз. Закон конкурентного исключения. | Характеризовать экологические ниши и определять жизненные формы видов. Уметь пользоваться биологической терминологией и символикой. Научиться составлять таблицы и схемы. Используя дополнительные источники информации, подготовить сообщение о возможных вариантах межвидовых отношений. |
Сообщества. Биомасса. Продукция. | Пользуясь доступными источниками информации, научиться давать определения понятиям. Уверенно использовать биологическую терминологию в пределах темы. Объяснять роль сообщества живых организмов в экосистеме. Характеризовать разнообразие экосистем. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала об экологических пирамидах. |
Экосистемы. Экологическая пирамида. Трофическая сеть. | |
Экосистема: устойчивость и динамика. Консорция. Флуктуации. Сукцессии. | Уверенно использовать биологическую терминологию в пределах темы. Продолжить формировать умения работать с биологической информацией. Овладеть методами экологических исследований на примере выполнения лабораторной работы «Аквариум как модель экосистемы». Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала. Продолжить формировать умения самостоятельного контроля и коррекции учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей. Развивать умение объяснять результаты биологических экспериментов, делать выводы на основе полученных данных. Самостоятельно реализовать информационно-познавательную деятельность с различными источниками информации. Развивать учебную компетенцию в процессе групповой и индивидуальной работы. |
Пр/р.№2. Аквариум как модель экосистемы. | |
Биоценоз и биогеоценоз. Биотоп. Формирование биоценоза. | Научиться давать определения биологическим терминам. Используя дополнительные источники информации, подготавливать сообщения по выбранной теме. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала. |
Влияние человека на экосистемы. Агроэкосистемы. | Объяснять причины устойчивости и смены экосистем. Воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы. Приводить примеры воздействия человека на экосистемы. Сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе сравнения. Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; биологическую информацию о глобальных экологических проблемах, получаемую из разных источников; целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающей среде. Научиться составлять развёрнутый план параграфа. |
Обобщение темы «Организм и окружающая среда» | Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы. Выполнять итоговые задания. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации или сообщения. |
Глава 6. Биосфера (6ч). | |
Биосфера и биомы. Эубиосфера. Границы биосферы. Аридные биомы. | Характеризовать биосферу как уникальную экосистему. Научиться давать определения биологическим терминам. Реализовать самостоятельную информационно-познавательную деятельность с различными источниками информации, научиться её критически оценивать и интерпретировать. |
Живое вещество. Биогеохимический круговорот. | Перечислять основные функции живых организмов в биосфере. Оценивать, используя дополнительные источники информации, подготовить сообщение о вкладе в развитие учения о биосфере и научных достижениях В. И. Вернадского. |
Биогеохимические круговороты в биосфере | |
Биосфера и человек. Законы Коммонера. Концепция устойчивого развития. | Характеризовать концепцию устойчивого развития. Овладеть методами экологических исследований на примере выполнения лабораторной работы «Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем». Развивать умение объяснять результаты биологических экспериментов. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала. Использовать средства информационных и коммуникационных технологий для создания мультимедиа-презентаций. |
Пр/р.№3. Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем. | |
Глава 7. Биологические основы охраны природы (4 ч). | |
Охрана видов и популяций. Разнообразие видов и популяций. Красные книги. Возможные причины вымирания видов и популяций. Реинтродукция. | Оценивать возможности поддержания биологического разнообразия на популяционно-видовом, генетическом и экологических уровнях. Проанализировать красную книгу своего региона. Используя дополнительные источники информации, подготавливать сообщения об особо охраняемых природных территориях вашего региона. Сформировать собственную позицию по отношению к проблеме охраны окружающей среды. |
Охрана экосистем. Особо охраняемые природные территории. Заповедники. Национальные парки. Биосферные резервы. Инсуляризация. | |
Биологический мониторинг. Биоиндикация. | Характеризовать основные методы биологического мониторинга. Овладеть методами биологического мониторинга на примере выполнения практической работы «Определение качества воды водоёма». Развивать умение объяснять результаты биологических экспериментов. Реализовать самостоятельную информационно-познавательную деятельность с различными источниками информации. Реализовать информационно-коммуникативную компетенцию путём продуктивного общения и взаимодействия в процессе совместной учебной деятельности с учетом позиций других участников. |
Пр/р. №4. Определение качества воды водоема | |
Глава 8. Общие закономерности развития живых организмов (7 ч) | |
Вид. Критерии и структура. Движущие силы и факторы эволюции. | Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы. Находить в Интернете дополнительную информацию о свидетельствах и факторах эволюции. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации или сообщения. |
Генетика. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Законы Менделя. | Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы. Находить в Интернете дополнительную информацию о генетике и закономерностях наследственности. Описывать законы Менделя, решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации или сообщения. |
Изменчивость признаков у организмов. Виды мутаций. | Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы.. Находить в Интернете дополнительную информацию об изменчивостях организмов и видах мутаций. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации или сообщения. |
Систематика. Основные систематические категории живой природы, уровни. | Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы. Вести диалог с педагогом и сверстниками. Обсуждать систематическое положение растений и животных, в том числе и человека. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации или сообщения. |
Клетка как биологическая система. Клеточная теория. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Решение цитологических задач. | Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы. Формулировать положения клеточной теории Шлейдена и Шванна. Равнивать растительную, животную, грибную и бактериальную клетки. Делать выводы о сходстве и различиях. Решать цитологические задачи. |
Подготовка к итоговой контрольной работе | Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы. Знакомиться со структурой итоговой контрольной работой за курс 11 класса. Выполнять тренировочные итоговые задания. |
Итоговая контрольная работа | Выполнять итоговую контрольную работу. |