СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10-11 класс фгос

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10-11 класс фгос»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» разработана в соответствии:

1.Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)

3.Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «Соколовская СОШ».

4.С учетом примерной программы по биологии к учебнику для 10–11 классов общеобразовательных учреждений под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2019.

5. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность".

В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественные науки».

По учебному плану школы - в 10 классе -70часов (2 часа в неделю); в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю). Всего 138 часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные

1) реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

2) признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализацию установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.


Метапредметные:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  2. умения работать с разными источниками биологической  информации:  находить биологическую  информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;

  4. умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.


Предметные:

  1. В познавательной (интеллектуальной сфере):

• характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;

• выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере);

• объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;  отрицательного влияния никотина, алкоголя, наркотических веществ на развитие человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических фактор на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

• приведения доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

• умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

• решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

• описание особей видов по морфологическому критерию;

• выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;

• сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыша человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение)  и формулировка выводов на основе сравнения.

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

• анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения человека и возникновения жизни, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде;  биологической информации полученной из разных источников;

• оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).

  1. В сфере трудовой деятельности:

• овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.

  1. В сфере физической деятельности:

• обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомании); правил поведения в окружающей среде.

5. В эстетической сфере:

•  выявление эстетических достоинств объектов живой природы


10- класс:

Личностные:

1.Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

2.Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

3.Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

4.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

5.Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

6.Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.



Метапредметные :

Регулятивные УУД:

1.Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

2.Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных, и искать самостоятельно средства достижения цели.

3.Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

2.Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).                               

3.Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

5.Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

6. Вычитывать все уровни текстовой информации.

7.Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

1.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные:

1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

По окончанию 10 класса ученик на базовом уровне научится:

– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид;

– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

– объяснять причины наследственных заболеваний;

– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; ненаследственную изменчивость;

– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

– объяснять последствия влияния мутагенов;

– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

По окончанию 10 класса ученик на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя клеточную закономерности изменчивости;

  • сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

  • решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

  • решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

  • решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

  • устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме

  • родословной, применяя законы наследственности.

11 класс

Личностные

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира (взаимосвязь органов в организме, строения органа и функции, которую он выполняет, взаимосвязи организмов друг с другом в растительном сообществе, с факторами неживой природы и т.д.), возможности его познаваемости.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

  • Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего углублённого (профильного) образования.

  • Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

  • Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

  • Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.

  • Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.


Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута.

  • Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали.

  • Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях.

  • Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели.

  • Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты.

  • Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели.

  • Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


Познавательные УУД:

  • Искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный  поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи.

  • Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках.

  • Использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках.

  • Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; Спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.

  • Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия.

  • Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.

  • Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.


Коммуникативные УУД:

  • Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми

  • (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий.

  • При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.).

  • Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.

  • Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.

  • Распознавать конфликтногенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.


Предметные

  • характеризовать процессы трансляции, транскрипции, генной и клеточной инженерии, процессы регуляции биосинтеза белка: поменять знания: о строении и функциях ДНК и-РНК для объяснения процесса биосинтеза, генной и клеточной инженерии, выявлять черты сходства и различия процессов трансляции и транскрипции: делать выводы о принципе передачи наследственной информации, единым для всех живых организмов.

  • формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

  • обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

  • распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

  • описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

  • объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

  • классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

  • выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

  • приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

  • оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

  • оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

  • оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ;

  • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

  • характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

  • обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;

  • проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;

  • обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;

  • обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;

  • характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;

  • устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;

  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;

  • аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;

  • обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;

  • оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку.

 

По окончанию 11 класса выпускник на базовом уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

  • понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

  • понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

  • использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

  • формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

  • сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

  • приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

  • распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

  • распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

  • описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

  • объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

  • классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

  • объяснять причины наследственных заболеваний;

  • выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

  • выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

  • приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

  • оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

  • оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

  • объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

  • объяснять последствия влияния мутагенов;

  • объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

По окончанию 11 класса выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную); учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

  • характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

  • сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

  • решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

  • решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

  • решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

  • устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

  • оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

Содержание предметного курса «Биология» с 10 по 11 класс

Изучение биологии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников. Изучение биологии на углубленном уровне ориентировано на: подготовку к последующему профессиональному образованию; развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем предусматривается базовым уровнем, овладения основами биологии и методами изучения органического мира. Изучение биологии на углубленном уровне обеспечивает: применение полученных знаний для решения практических и учебно-исследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации, умение систематизировать и обобщать полученные знания; овладение основами исследовательской деятельности биологической направленности и грамотного оформления полученных результатов; развитие способности моделировать некоторые объекты и процессы, происходящие в живой природе. Изучение предмета на углубленном уровне позволяет формировать у обучающихся умение анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции экологической безопасности последствия деятельности человека в экосистемах.

Содержание тем учебного курса Биология

10 класс 2 часа в неделю

70 часов в год

Введение (1ч)

Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний. Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные критерии живого. Уровни организации живой природы.

Раздел I КЛЕТКА — ЕДИНИЦА ЖИВОГО (32 ч)

Тема 1. Химический состав клетки (7 ч)

Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.

Л. Р. №1. Активность фермента каталазы в животных и растительных тканях.

Тема 2. Структура и функции клетки (10 ч)

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты

Л.Р. №2 Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

Л.Р. №3:«Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»

Тема 3. Обеспечение клеток энергией (6 ч)

Обмен веществ и превращение энергии — свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.

Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (9 ч)

Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Вирусы. Профилактика СПИДа. Демонстрации: схемы, таблицы, пространственные модели, иллюстрирующие: строение молекул белков, молекулы ДНК, молекул РНК, прокариотической клетки, клеток животных и растений, вирусов, хромосом; удвоение молекул ДНК; транскрипцию; генетический код; биосинтез белков; обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез. Динамические пособия «Биосинтез белка», «Строение клетки».

Раздел II РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (13 ч)

Тема 5. Размножение организмов (6 ч)

Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (7 ч)

Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое. Демонстрации Схемы, таблицы, транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: деление клетки (митоз, мейоз); способы бесполого размножения; формирование мужских и женских половых клеток; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Динамическое пособие «Деление клетки. Митоз и мейоз». Сорусы комнатного папоротника (нефролеписа или адиантума).

Раздел III ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (24 ч)

Тема 7. Основные закономерности наследственности (10 ч)

Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом.

П.Р. №1 Решение задач на моногибридное скрещивание.

П.Р. №2 Решение задач на дигибридное скрещивание.

Тема 8. Основные закономерности изменчивости (6 ч)

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

Лабораторная работа №4. Фенотипы местных сортов растений.

Лабораторная работа №5 «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой (на примере гербарных образцов или живых листьев деревьев, крупных семян растений, клубней, луковиц и т. п. или на примере сравнения антропометрических показателей школьников)».

Тема 9. Генетика и селекция (8 ч)

Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование. Демонстрации Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание; перекрест хромосом; неполное доминирование; наследование, сцепленное с полом; мутации (различные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений, если есть возможность — культуры мутантных линий дрозофилы); модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений; искусственный отбор; гибридизацию; исследования в области биотехнологии. Динамическое пособие «Перекрест хромосом». Семена гороха с разным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые).

11 класс

(2 часа в неделю, 68 часов)


Раздел I.ЭВОЛЮЦИЯ (39 ч)


Глава 1.Свидетельства эволюции (6 ч)

Возникновение и развитие эволюционной биологии. Молекулярные свидетельства эволюции. Морфологические и эмбриологические свидетельства эволюции. Палеонтологические и биогеографические свидетельства.


Глава 2. Факторы эволюции (13 ч)

Популяционная структура вида. Наследственная изменчивость - исходный материал для эволюции. Направленные и случайные изменения генофондов в ряду поколений. Формы естественного отбора. Возникновение адаптаций в результате естественного отбора. Видообразование. Прямые наблюдения процесса эволюции. Макроэволюция.


Лабораторные работы:

№1. Морфологические особенности растений различных видов.

№2. Изменчивость организмов.

№3. Приспособленность организмов к среде обитания. Ароморфозы у растений.


Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (11 ч)

Современные представления о возникновении жизни. Основные этапы развития жизни. Развитие жизни в криптозое. Развитие жизни в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. Многообразие органического мира.


Глава 4. Происхождение человека (9 ч)

Положение человека в системе органического мира. Предки человека. Первые представители рода Homo. Появление человека Разумного. Факторы эволюции человека. Эволюция современного человека.


Раздел II.ЭКОСИСТЕМЫ (29 ч.)


Глава 5. Организмы и окружающая среда (12 ч)

Взаимоотношения организма и среды. Популяция в экосистеме. Экологическая ниша и межвидовые отношения. Сообщества и экосистемы. Экосистема: устройство и динамика. Биоценоз и биогеоценоз. Влияние человека на экосистемы.


Практические работы:

№1. Оценка влияния температуры воздуха на человека.

№2. Аквариум как модель экосистемы.


Глава 6. Биосфера (6 ч)

Биосфера и ее биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек.


Практическая работа:

№3. Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем.

№4. Определение качества воды водоема


Глава 7. Биологические основы охраны природы (4 ч)

Охрана видов и популяций. Охрана экосистем. Биологический мониторинг.


Глава 8. Общие закономерности развития живых организмов (7 ч)

Вид. Критерии и структура. Способы видообразования. Движущие силы и факторы эволюции. Главные направления эволюции. Основные ароморфозы растений и животных. Генетика. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Законы Г. Менделя. Изменчивость признаков у организмов. Виды мутаций. Систематика. Основные систематические категории живой природы, уровни организации. Клетка как биологическая система. Клеточная теория. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.


Тематическое планирование

10 класс

( 2 часа в неделю – 70 часов)

Содержание разделов примерной программы


Характеристика основных видов деятельности обучающихся



Введение (1 ч)

Биология — наука о живой природе. Основные признаки живого. Уровни организации жизни. Методы изучения живой природы. Значение биологии. Основные понятия: Биология, микология, бриология, биотехнология, биофизика, биохимия, радиобиология. Биология как наука. Становление биологии как науки.

Самостоятельно определять цель учебной деятельности. Определять значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества и формировании научного мировоззрения в системе современной естественнонаучной картины мира. Давать определение термину Биология. Приводить примеры: практического применения достижений современной биологии; дифференциации интеграции биологических наук. Выделять предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира в практической деятельности людей.

Раздел 1. Клетка-единица живого (32 ч)

Химический состав клетки (7 ч)

Неорганические соединения клетки. Основные понятия: Микроэлементы, макроэлементы, ультрамикроэлементы, гидрофильные и гидрофобные соединения. Факты химический состав клетки. Вода и её биологическая роль, особенности строения и свойства: растворимость, высокая теплоемкость, теплопроводность, высокая интенсивность испарения. Роль неорганических веществ в жизни клетки и организма человека.

Оценивать роль воды и других неорганических веществ в жизнедеятельности клетки. Давать определение ключевым понятиям. Перечислять биоэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения. Характеризовать биологическое значение химических элементов; минеральных веществ и воды в жизни клетки и организма человека.

Биополимеры. Углеводы. Органические вещества, биополимеры, низкомолекулярные вещества. Классификация углеводов: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Роль углеводов: источник энергии, резерв питательных веществ и энергии, структурная и защитная функции.

Устанавливать связь между строением молекул углеводов и выполняемыми ими функциями. Давать определение ключевым понятиям. Описывать элементарный состав углеводов и липидов. Приводить примеры углеводов. Характеризовать биологическую роль углеводов в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов. Находить информацию о углеводах в различных источниках и критически оценивать ее.

Липиды. Жиры. Классификация жиров: нейтральные жиры, воски, жироподобные вещества. Роль липидов, липоидов в клетке: источник метаболистической воды, защитная роль.

Устанавливать связь между строением молекул липидов и выполняемыми ими функциями. Характеризовать биологическую роль липидов в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов. Находить информацию о липидах в различных источниках и критически оценивать ее.

Состав и свойства белков.

Строение белков.

биополимеры, полипептиды, белки, пространственная структура: первичная, вторичная, третичная и четвертичная. Специфичность белковых молекул. Практическое использование денатурации, денатурация и ренатурация. Причины денатурации.

Характеризовать строение и функции белков. Описывать проявление функций белков. Объяснять, опираясь на знания специфичности белковых молекул, трудности при пересадке органов и тканей. Овладеть методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения лабораторной работы «Активность ферментов каталазы в животных и растительных тканях». Развить умение объяснять результаты биологических экспериментов. Соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием.

Функции белков. Роль белков в клетке: структурная, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая, белки-ферменты, белки-гормоны

Лабораторная работа № 1. Каталитическая активность ферментов в живых клетках.

Нуклеиновые кислоты.

Характеризовать строение и функции нуклеиновых кислот. Знать сходства и различия между белками и нуклеиновыми кислотами. Различать типы нуклеиновых кислот.

АТФ и другие органические соединения в клетке.

Уметь объяснить значение аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) в клетке. Объяснить биологическую роль витаминов в организме.

Структура и функции клетки (10 ч)

Клетка — элементарная единица живого. Плазмалемма. Пиноцитоз. Фагоцитоз. Клеточная теория Шванна и Шлейдона. Этапы создания клеточной теории: сбор фактов, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, доказательства теории. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Основные положения клеточной теории Шлейдена и Шванна. Дополнение Р. Вирхова. Основные положения современной клеточной теории

Давать определение ключевым понятиям. Называть и описывать этапы создания клеточной теории. Объяснять роль клеточной теории в формировании естественнонаучной картины мира. Выделять существенные признаки строения клетки. Уметь пользоваться цитологической терминологией.

Цитоплазма. Плазматическая мембрана. ЭПС. Комплекс Гольджи и лизосомы.




Давать определения ключевым понятиям

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки. Выделять особенности строения эукариотической клетки

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки. Называть мембранные и немембранные органоиды клетки. Сравнивать строение растительной и животной клеток. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

Сравнивать митохондрии и пластиды

Умение работать с разными источниками биологической информации; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Овладеть методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения лабораторной работы «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука». Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать процессы, происходящие в клетке, и описывать их

Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука».






Цитоплазма. Митохондрии, пластиды






Немембранные органоиды движения, включения, рибосомы, веретено деления

Ядро. Хромосомный набор клетки. Строение и функции хромосом. Строение ядра: ядерная оболочка, кариоплазма, 1хроматин, ядрышко. Функции ядра: деление клетки, регуляция обмена веществ и энергии.

Давать определения ключевым понятиям

Называть элементы ядра.

Описывать строение ядра.

Умение работать с разными источниками биологической информации; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; сформированность познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями структурных элементов ядра. Перечислять функции структурных частей ядра.Характеризовать строение и состав хромосом

Прокариоты и эукариоты.






Лабораторная работа

«Строение растительной, животной, грибной, бактериальной клетки под микроскопом»

Овладеть методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения лабораторной работы «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом». Совершенствовать навык приготовления микропрепаратов. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изоб ражать их. Соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием. Развить умение объяснять результаты биологических экспериментов. Сформировать навык самостоятельного контроля и коррекции учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей. Сравнивать строение клеток разных организмов. Сформировать представление о единстве живого

Обобщение по теме "Строение и функции клетки"

Обобщают, умеют раскрывать содержание новых понятий проводят сравнение, приводят примеры.

Самостоятельная работа по теме «Структура и функции клетки».

Использовать ранее полученные знания, обобщать, анализировать, строить обобщающие таблицы, схемы, работать с разными источниками информации.

Обеспечение клеток энергией (6 ч)

Обмен веществ. Ассимиляция. Диссимиляция.

Давать определение ключевым понятиям «метаболизм», «ассимиляция», «диссимиляция». Объяснять различия между типами питания живых организмов. Выявлять планетарную роль фотосинтетиков.


Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей.

Объяснять роль фотосинтеза. Записывать уравнения реакций световой и темновой фаз фотосинтеза. Объяснять экологический аспект фотосинтеза. Устанавливать связь между строением пластид и фотосинтезом. Характеризовать сущность световой и темновой фаз. Сравнивать световую и темновую фазы фотосинтеза. Умение работать с разными источниками биологической информации.

Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода.

Объяснять роль АТФ в обмене веществ в клетке, потребность большинства организмов в кислороде. Умение работать с разными источниками биологической информации; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Давать определения ключевым понятиям: сущность гликолиза, значение анаэробного гликолиза.

Биологическое окисление при участии кислорода.

Объяснять роль АТФ в обмене веществ в клетке, потребность большинства организмов в кислороде. Умение работать с разными источниками биологической информации, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов.

Обобщающий урок по теме "Обеспечение клеток энергией".

Использовать ранее полученные знания, обобщать, анализировать, строить обобщающие таблицы, схемы, работать с разными источниками информации.

Наследственная информация и её реализация в клетке ( 9 ч.)

Генетическая информация. Удвоение ДНК, ДНК-матрица для синтеза белков, репликация.

Давать определения ключевым понятиям. Принцип удвоения молекул ДНК. Называть основные свойства генетического кода.

Характеризовать процесс ассимиляции

Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа рисунков.

Образование и-РНК по матрице ДНК, генетический код, транскрипция, кодон.

Давать определения ключевым понятиям

Называть основные свойства генетического кода, принципа процесса синтеза и-РНК

Характеризовать процесс ассимиляции

Решать задачи по молекулярной биологии

Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа рисунков.

Биосинтез белков.

Давать определения ключевым понятиям: и-РНК, т-РНК, этапы биосинтеза белков.

Называть этапы биосинтеза белка.

Характеризовать сущность процессов транскрипции и трансляции.

Объяснять значение понятия реакции матричного синтеза, роль ДНК, иРНК, тРНК, рибосом в биосинтезе белка

Представлять принципы записи, хранения, воспроизведения, передачи и реализации генетической информации в живых системах. Объяснять матричный принцип процессов репликации, транскрипции и трансляции. Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа рисунков. Умение работать с разными источниками биологической информации ; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Регуляция работы генов у бактерий.

Объяснять особенности регуляции работы генов прокариот и эукариот. Приводить доказательства (аргументацию) родства живых организмов, используя знания о геноме. Называть способы регуляции биосинтеза. Характеризовать сущность процессов регуляции транскрипции.

Регуляция работы генов у эукариот.

Вирусы. Профилактика СПИДа.

Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

Иметь представление о способах передачи вирусных инфекций и мерах профилактики вирусных заболеваний. Находить информацию о вирусных заболеваниях в разных источниках, анализировать и оценивать её. Описывать процесс проникновения вируса в клетку. Объяснять сущность воздействия вирусов на клетку. Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для профилактики заболеваний. Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её.

Генная и клеточная инженерия. Биотехнология. МБС органических веществ.

Называть этапы получения рекомбинантной иРНК. Характеризовать сущность процессов создания библиотеки генов, получения рекомбинативной РНК. Оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии. Самостоятельно осуществлять информационно-познавательную деятельность с различными источниками информации. Развить познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала. Использовать средства информационных и коммуникационных технологий для создания мультимедиа презентаций.

Обобщение и повторение темы «Наследственная информация и ее реализация в клетке»

Использовать ранее полученные знания, обобщать, анализировать, строить обобщающие таблицы, схемы, работать с разными источниками информации.

Контрольная работа по теме «Клетка - функциональная и генетическая единица живого».

Использовать ранее полученные знания, обобщать, анализировать, строить обобщающие таблицы, схемы, работать с разными источниками информации.

Раздел 2. Размножение и развитие организмов. (13 ч.)

Тема 5. Размножение организмов (6 ч.)

Бесполое и половое размножение. Жизненные циклы разных групп организмов.

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы

Сравнивать бесполое и половое размножение, сперматозоид и яйцеклетку и делать выводы на основе сравнения. Сравнивать особенности разных способов размножения организмов. Характеризовать этапы гаметогенеза, сущность, типы и значение оплодотворения. Обосновывать зависимость типа оплодотворения от условий среды. Изображать циклы развития организмов в виде схем. Определять, какой набор хромосом содержится в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла. Использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для создания мультимедиапрезентации.

Деление клетки. Митоз. Митотический цикл. Биологическое значение митоза: рост, регенерация, деление зиготы.

Описывать процесс репликации ДНК,

периоды интерфазы, последовательно фазы митоза. Объяснять значение процесса удвоения ДНК сущность и значение митоза. Находить информацию о способах деления клетки в различных источниках и критически оценивать. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы. Умение работать с разными источниками биологической информации; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Стадии митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Изменения ядра, клеточного центра на различных стадиях митоза

Решать задачи на подсчёт хромосом в клетках многоклеточных организмов в разных фазах митотического цикла. Определять митоз как основу бесполого размножения и роста многоклеточных организмов. Объяснять биологическое значение митоза.

Мейоз.

Описывать процесс репликации ДНК,

периоды интерфазы, последовательно фазы митоза, фазы 1 и 2 делений мейоза.

Выделять отличия мейоза от митоза

Находить информацию о способах деления клетки в различных источниках и критически оценивать. Выделять особенности мейоза. Определять мейоз как основу полового размножения многоклеточных организмов. Объяснять биологическое значение мейоза и процесса оплодотворения. Умение работать с разными источниками биологической информации ; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Образование половых клеток и оплодотворение у животных.

Образование половых клеток и оплодотворение у растений.

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы. Характеризовать этапы гаметогенеза,

сущность, типы и значение оплодотворения

Обосновывать зависимость типа оплодотворения от условий среды

Умение работать с разными источниками биологической информации; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Типы оплодотворения: двойное, наружное оплодотворение. Искусственное опыление у растений.

Давать определение ключевым понятиям. Называть типы оплодотворения.

Тема 6. Индивидуальное развитие организмов. (7 ч.)

Зародышевое развитие организмов. Онтогенез, эмбриогенез. Факты эмбриональный этап развития. Дробление зиготы. Гаструляция. Образование листков и органов.



Давать определения ключевым понятиям. Называть периоды онтогенеза,

зародышевые листки. Описывать сущность процесса эмбриогенеза. Сравнивать стадии бластулы, гаструлы, нейрулы. Осуществлять самостоятельный поиск информации и критически оценивать.

Умение работать с разными источниками биологической информации; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Постэмбриональное развитие организмов. Онтогенез. Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое постэмбриональное развитие. Дифференцировка клеток.

Называть периоды онтогенеза, типы постэмбрионального развития, причины нарушения развития организмов. Осуществлять самостоятельный поиск информации и критически оценивать. Умение работать с разными источниками биологической информации ; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Дифференцирование клеток. Определение пола. Аутосомы. Половые хромасомы. Гомогаметные и гетерогаметные организмы.

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать процесс дифференциальной активности генов. Обосновывать влияние дифференциальной активности генов на развитии. Объяснять значение регенерации в жизни организма. Умение работать с разными источниками биологической информации; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Развитие взрослого организма. Гомеостаз. Саморегуляция. Уровни приспособленности организмов к изменяющимся условиям. Иммунитет. Стволовые клетки.

Давать определения ключевым понятиям. Объяснять значение гомеостаза и иммунитета, саморегуляции в жизни организмов. Умение работать с разными источниками биологической информации; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Влияние внешних условий на раннее развитие организмов.

Объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека, причины нарушений развития организмов. Выявлять источники мутагенов в окружающей среде. Формировать собственную позицию по отношению к здоровому образу жизни. Использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для создания мультимедиа-презентации. Реализовать информационно-коммуникативную компетенцию путём продуктивного общения и взаимодействия в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников. Развить познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала.

Обобщающий урок по теме "Размножение и развитие организмов".

Использовать ранее полученные знания, обобщать, анализировать, строить обобщающие таблицы, схемы, работать с разными источниками информации.

Контрольная работа №2 по теме "Размножение и развитие организмов"

Выполняют контрольную работу.

Раздел 3. Основы генетики и селекции. (24 ч.)

Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности (7 ч.)

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генетическая символика. Задачи и методы генетики. Аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание, статистический характер законов Г. Менделя. Условия проявления законов доминирования, расщепления и независимого наследования.

Давать определения ключевым понятиям.

Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости. Объяснять причины наследственности и изменчивости роль генетики в формировании современной ЕНКМ, в практической деятельности человека значение гибридологического метода Менделя. Формулирование правил единообразия и расщепления. Воспроизводить формулировки правила единообразия и закона расщепления. Описывать механизм проявления законов моногибридного скрещивания. Составлять схемы моногибридного скрещивания,

схемы анализирующего скрещивания

Описывать механизм проявления моногибридного скрещивания, неполного доминирования. Умение работать с разными источниками биологической информации ; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Генотип и фенотип. Гибриды первого поколения. Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования. Правило чистоты гамет. Кодоминирование.

Давать определения ключевым понятиям.

Определять по фенотипу генотип и по генотипу фенотип, по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Описывать механизм неполного доминирования. Анализировать содержание схем наследования при неполном доминировании. Составлять схемы неполного доминирования.

Решение генетических задач

Уметь пользоваться генетической терминологией и символикой. Составлять схемы скрещивания. Выявлять алгоритм решения генетических задач. Решать биологические (генетические) задачи. Развить познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительной литературы. Умение решать задачи на моногибридное скрещивание.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Цитологические основы проявления третьего закона Г. Менделя. Расположение генов в разных гомологичных хромосомах, отсутствие взаимодействия между генами. Особенности расщепления по генотипу и фенотипу.

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Формулировать закон независимого наследования. Называть условия закона независимого наследования. Составлять схемы дигибридного скрещивания, решетку Пеннета. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Умение работать с разными источниками биологической информации ; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Решение задач на дигибридное скрещивание

Решать биологические (генетические) задачи на дигибридное скрещивание. Реализовать информационно-коммуникативную компетенцию путём продуктивного общения и взаимодействия в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении закономерностей наследования признаков.

Сцепленное наследование генов. Группа сцепления. Генетические карты. Перекрест хромосом. Рекомбинация. Генетика пола. Аутосомы, гомогаметный и гетерогаметный пол. Половые хромосомы. Наследование сцепленное с полом. Нарушения сцепления.

Формулировать закон Моргана, основные положения хромосомной теории. Объяснять сущность сцепленного наследования причины нарушения сцепления биологическое значение кроссинговера. Обосновывать цитологические основы проявления закона сцепленного наследования. Составлять схемы скрещивания. Приводить примеры гомо- и гетерогаметного пола у животных.

Объяснять цитологический механизм расщепления по полу. Выделять особенности наследования, сцепленного с полом. Составлять схемы хромосомного определения пола и объяснять их механизм. Сравнивать кариотип мужчины и женщины. Умение работать с разными источниками биологической информации ; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Практикум по решению задач.

Решать задачи на сцепленное наследование.

Отношения ген – признак. Внеядерная наследственность. Множественное действие гена. Летальные гены. Новообразование признака. Неаллельное подавление.

Выявить отличительные особенности внеядерной наследственности и ядерной (менделевской) наследственности. Продолжить формирование умения анализировать биологический текст.

Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. Норма реакции. Генетические основы поведения.

Различать качественные и количественные признаки. Продолжить формировать умение работать в группах. Научиться анализировать информацию и работать с текстом.

Обобщение по теме "Основные закономерности наследственности"

Давать определения ключевым понятиям

Умение работать с разными источниками биологической информации; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Тема 8. Основные закономерности изменчивости (6 ч.)

Модификационная изменчивость

Определять основные формы изменчивости организмов. Приводить примеры модификационной и комбинативной изменчивости. Уверенно использовать биологическую терминологию в пределах темы. Использовать дополнительные источники информации в учебном процессе.

Комбинативная изменчивость

Мутационная изменчивость. Закономерности мутагенеза. Мутации. Мобильные генетические элементы. Закон гомологичных рядов наследственной изменчивости.

Выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно). Уметь давать определения терминам. Объяснять возможные причины возникновения мутаций.

Лабораторная работа. Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

Приводят примеры.

Наследственная изменчивость человека. Методы генетики человека. Хромосомные болезни

Объяснять важнейшие различия наследственной и ненаследственной изменчивости. Называть методы классической генетики. Применять теоретические знания в практической деятельности. Развивать навыки работы с различными видами информации. Научиться анализировать, критически оценивать и систематизировать информацию. Развивать учебную компетенцию в процессе групповой и индивидуальной работы. Реализовать информационно-коммуникативную компетенцию путём продуктивного общения и взаимодействия в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала.

Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

Сформировать представление о наследственных заболеваниях человека, причинах их возникновения, предупреждении и лечении. Самостоятельно осуществлять информационно-познавательную деятельность с различными источниками информации. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала. Использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач, связанных с изучением наследственных болезней человека

Глава 9. Генетика и селекция (8 ч.)

Одомашнивание как начальный этап селекции. Центры происхождения культурных растений.

Объяснять значение селекции для развития биологии и других наук. Оценивать достижения мировой и отечественной селекции. Находить информацию о центрах происхождения культурных растений. Определять главные задачи и направления современной селекции.

Методы современной селекции. Искусственный отбор. Гибридизация. Гетерозис.


Называть методы, используемые в селекции животных и растений. Выделять признаки породы, сорта. Сравнивать отдалённую гибридизацию у растений и животных. Умение работать с разными источниками биологической информации. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Полиплоидия, отдаленная гибридизация. Искусственный мутагенез.


Давать определения ключевым понятиям

Осуществлять самостоятельный поиск информации из различных источников. Умение работать с разными источниками биологической информации, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Сформированность познавательных мотивов , направленных на получение нового знания в области биологии.

Успехи селекции.


Оценивать достижения мировой и отечественной селекции. Осуществлять самостоятельный поиск информации из различных источников.

Обобщение по темам "Генетика и селекция", "Основные закономерности изменчивости"


Умение работать с разными источниками биологической информации ; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Контрольная работа по темам "Генетика и селекция", "Основные закономерности изменчивости"

Выполняют контрольную работу.

Подготовка к итоговой контрольной работе за курс изученного в 10 классе.

Давать определения ключевым понятиям

Умение работать с разными источниками биологической информации; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Годовая контрольная работа.

Выполняют контрольную работу

11 класс

68 часов (2 ч. в неделю)


Содержание разделов примерной программы

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Раздел 1. Эволюция (39 ч)

Глава 1.Свидетельства эволюции (6ч)

Возникновение и разви­тие эволюционной био­логии. Изменяемость видов. Борьба за существование. Естественный отбор. Дивергенция. Теории эволюции Ч. Дарвина. Научные взгляды Ж. Кювье, К. Линнея и Ж.-Б. Ламарка.

Самостоятельно определять цель учебной деятельности. Оценивать роль теории эволюции Ч. Дарвина в формировании современ­ной научной картины мира. Находить информацию о гипотезах про­исхождения жизни в различных источ­никах и оценивать её. Характеризовать научные взгляды Ж. Кювье, К. Линнея и Ж.-Б. Ламарка. Объяснять сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов. Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни.

Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению гипотез сущности и происхождения жизни. Самостоятельно осуществлять информа­ционно-познавательную деятельность с различными источниками информации

Молекулярные свидетель­ства эволюции. Филогенез. Филогенетическое древо.

Уметь объяснять, почему идентичность способов хранения, передачи и реализа­ции наследственной информации сви­детельствует о единстве происхождения всего живого.

Входная контрольная работа.

Выполняют контрольную работу. Применяют знания, полученные в предыдущие годы обучения.

Морфологические свидетельства эволюции. Гомологичные органы.

Характеризовать данные, свидетельствую­щие об эволюции. Научиться сравнивать живые организмы. Находить сходства и различия по мор­фологическим признакам. Объяснять причины сходства ранних ста­дий эмбрионального развития животных. Научиться работать с биологическим ри­сунком. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала.

Эмб­риологические свидетельства эволюции. Гены – регуляторы развития. Рудименты. Атавизмы.

Палеонтологические свидетельства эволюции. Палеонтологическая летопись. Переходные формы. В.О. Ковалевский. Биогеографические свидетельства эволюции. Эндемичный вид. Особи-основатели. Биогеография.

Использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и орга­низационных задач, связанных с изуче­нием эволюции живых организмов. Использовать дополнительную литературу с целью подготовки сообщения по теме. Сформировать умения самостоятельного контроля и коррекции учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей.

Глава 2. Факторы эволюции (13ч)

Популяционная структу­ра вида. Критерии вида. Популяция. Кариотип. Виды-двойники. Репродуктивная изоляция. Генофонд.

Выделять существенные признаки вида.

Объяснять популяционную структуру вида. Характеризовать основные критерии ви­да. Характеризовать популяцию как элемен­тарную единицу эволюции. Характеризовать факторы (движущие си­лы) эволюции. Оценивать относительную роль дрейфа генов и отбора в эволюции популяций. Различать формы естественного отбора. Объяснять роль естественного отбора в возникновении адаптаций. Различать разные типы видообразова­ния.

Характеризовать основные направления эволюции. Объяснять значение биологического раз­нообразия для сохранения биосферы.

Л/р.№1. Морфологические особенности растений различных видов.

Овладеть методами научного познания,

используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения лабораторной работы. Научиться описывать биологические объ­екты. Развивать умение объяснять результаты биологических экспериментов, делать выводы. Реализовать самостоятельную информа­ционно-познавательную деятельность с различными источниками информации.

Наследственная изменчивость — исходный материал для эволюции. Нейтральные мутации. Вредные мутации. Полезные мутации. Частота возникновения мутаций.

Освоить методы научного познания, используемые при биологических исследованиях в процессе выполнения лабораторной работы «Изменчивость организмов». Научиться объяснять причины возник­новения наследственной изменчивости в популяциях. Раскрывать роль хромосомных и геном­ных мутаций в эволюции. Развивать умение объяснять результаты биологических экспериментов, делать выводы.

Л/р.№2. Изменчивость организмов.

Направленные и случайные изменения генофондов в ряду поколений. Приспособленность. Дрейф генов. Эффект основателя. Эффект бутылочного горлышка.

Характеризовать естественный отбор. Объяснять эффективность естественно­го отбора и дрейф генов. Научиться анализировать полученную информацию и делать выводы. Пользуясь доступными источниками ин­формации, научиться давать определе­ния понятиям.

Формы естественного отбора. Движущий, стабилизирующий, дизруптивный, половой.

Уметь сравнивать различные формы естественного отбора и выделять черты сходства и различия между ними. Приводить примеры разных форм отбо­ра в природе. Научиться работать с графиками и ри­сунками. Составлять схемы и таблицы. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала.

Возникновение адаптаций в результате естественного отбора. Покровительственная окраска. Предостерегающая окраска. Подражательная окраска (мимикрия). Ароморфоз. Идиоадаптация. Биологический прогресс. Общая дегенерация.

Различать пути эволюции живой приро­ды и знать их характерные особенности. Приводить примеры мимикрии и объяс­нять преимущества, которые даёт подра­жательная окраска животному. Подготавливать сообщения, используя информационные ресурсы и дополни­тельную литературу. Создавать мультимедийную презентацию с использованием ИКТ. Развивать познавательный интерес к из­учению биологии на примере материа­лов о приспособленности организмов к среде обитания. Овладеть методами научного познания, используемыми при биологических ис­следованиях в процессе выполнения ла­бораторной работы «Приспособленность организмов к среде обитания». Научиться описывать приспособления оргазмов и объяснять их значение. Развивать умение объяснять результаты биологических экспериментов, делать выводы. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала.

Л/р.№3. Приспособленность организмов к среде обитания. Ароморфозы у растений.

Видообразование. Географическое, экологическое видообразование. Изоляция. фрагментация ареалов.

Образование. Наблюдения эволюции

Перечислять возможные причины гео­графического и экологического видооб­разования. Анализировать статистические данные и делать выводы на основе анализа. Использовать дополнительные источни­ки информации для развития познава­тельного интереса к биологии на при­мере материалов об образовании новых видов в природе. Сформировать знания о лекарственной устойчивости организмов, эволюции рас­тений в антропогенных ландшафтах и об устойчивости к инсектицидам.

Прямые наблюдения процесса эволюции. Лекарственная устойчивость. Вавиловская мимикрия.

Макроэволюция. Микроэволюция. Дивергенция. Конвергенция. Параллелизм. Аналогичные органы. Вымирание. Единое дерево жизни.

Определять макроэволюцию как про­цесс образования надвидовых таксонов. Охарактеризовать составляющие макро­эволюции: дивергенцию и вымирание. Формировать умения самостоятельного контроля и коррекции учебной деятель­ности с использованием всех возмож­ных ресурсов.

Обобщение и систематизация знаний по темам: «Свидетельства эволюции. Факторы эволюции»

Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы. Выполнять итоговые задания. Находить в Интернете дополнительную информацию о свидетельствах и факторах эволюции. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации или сообщения.

Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (11ч).

Теория возникновения жизни на Земле. Луи Пастер. Гипотеза А. И. Опарина. Абиогенез. Биогенез.

Характеризовать гипотезы происхожде­ния жизни на Земле. Оценивать роль биологии в формирова­нии современных представлений о воз­никновении жизни на Земле. Реализовать самостоятельную информа­ционно-познавательную деятельность с различными источниками информации, научиться её критически оценивать и интерпретировать. Сформировать собственную позицию по отношению к биологической информа­ции, получаемой из разных источников.

Современные представления о возникновении жизни.

Основные этапы развития жизни. Геохронология. Эон. Эра. Криптозой. Фанерозой. «Кислородная катастрофа».

Перечислять ключевые эволюционные события в истории развития жизни. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала.

Находить информацию об основных этапах развития жизни на Земле в раз­личных источниках и оценивать её.

Развитие жизни в криптозое. Архей. Строматолиты. Протерозой. Озоновый экран.

Реализовать самостоятельную информа­ционно-познавательную деятельность с различными источниками информации. Развивать учебную компетенцию в про­цессе групповой и индивидуальной ра­боты. Уверенно использовать биологическую терминологию в пределах темы, используя доступные источники инфор­мации, доказывать влияние процессов жизнедеятельности организмов на ат­мосферу и литосферу Земли. Перечислять основные ароморфозы в эволюции живых организмов, приобре­тённые на разных этапах развития жиз­ни на Земле. Уметь описывать основные события раз­вития жизни, происходящие на разных хронологических отрезках времени гео­логической летописи. Научиться оформлять материал парагра­фа в виде таблиц или схем. Использовать средства информацион­ных и коммуникационных технологий для создания мультимедиа-презентации.

Развитие жизни в палеозое. Кембрий. Трилобиты. Членистоногие. Ордовик. Силур. Девон. Карбон. Пермь.

Развитие жизни в мезозое. Триас. Юра. Мел.

Развитие жизни в кайнозое. Палеоген. Неоген. Антропоген.

Современные представления о возникновении жизни.

Оценивать роль биологии в формирова­нии современных представлений о воз­никновении жизни на Земле. Реализовать самостоятельную информа­ционно-познавательную деятельность с различными источниками информации, научиться её критически оценивать и интерпретировать. Сформировать собственную позицию по отношению к биологической информа­ции.

Многообразие органического мира. Систематика. Бинарная номенклатура.

Приводить доказательства родства, общности происхождения и эволюции жи­вых организмов на примере сопоставле­ния отдельных систематических групп. Использовать средства информацион­ных и коммуникационных технологий (ИКТ) для создания мультимедиа-пре­зентации.

Развивать познавательный интерес к

изучению биологии в процессе изучения. Дополнительного материала. Сформировать представление о единстве живого.

Контрольная работа по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

Выполняют контрольную работу.

Глава 4. Происхождение человека (9 ч).

Положение человека в системе живого мира. Прямохождение. Данные сравнительной анатомии. Цитогенетические данные. Данные молекулярной биологии. Данные биологии развития.

Характеризовать систематическое поло­жение человека. Выявлять черты строения человеческого тела, обусловленные прямохождением. Сравнивать строение тела шимпанзе и человека. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала.

Предки человека. Австралопитеки.



Характеризовать основные этапы ан­тропогенеза. Находить информацию о предках чело­века в различных источниках и оцени­вать её. Использовать средства ИКТ для созда­ния мультимедиа-презентаций. Реализовать информационно-коммуни­кативную компетенцию путём продук­тивного общения и взаимодействия в процессе совместной учебной деятель­ности с учётом позиций других участ­ников. Сформировать умения самостоятельного контроля и коррекции учебной деятельности с использованием всех возмож­ных ресурсов для достижения постав­ленных целей.

Первые представители рода Ноmо. Человек умелый, Чело­век прямоходящий. Другие виды доисторических людей. Социальная жизнь древних людей.

Появление Человека разумного. Неандертальский человек. Человек современного типа.

Самостоятельно определять цель учеб-

Ной деятельности. Реализовать информационно-коммуникативную компетенцию путём продук­тивного общения и взаимодействия в процессе совместной учебной деятель­ности с учётом позиций других участ­ников. Использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для создания мультимедиа-презентаций. Сформировать умения самостоятельного контроля и коррекции учебной деятель­ности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала.

Факторы эволюции человека. Антропосоциогенез.

Объяснять роль биологических и социальных факторов в эволюции человека. Научиться анализировать полученную Информацию и делать выводы. Пользуясь доступными источниками ин­формации, научиться давать определения понятиям. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала.

Эволюции современного человека. Культурная информация. Расы.

Объяснять возможные причины уменьшения размеров мозга у современных людей по сравнению с неандертальцами и кроманьонцами.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Происхождение человека».

Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы. Выполнять итоговые задания. Находить в Интернете дополнительную информацию о происхождении и эволюции человека. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации или сообщения.

Раздел 2. Экосистема. (29 ч.)

Глава 5. Организмы и окружающая среда (12 ч).

Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Закон толерантности. Лимитирующий фактор. Биологические ритмы.

Определять главные задачи современной экологии. Характеризовать организмы и популя­ции по их отношению к экологическим факторам.

Находить различия между факторами среды. Приводить примеры факторов среды. Уверенно использовать биологическую терминологию в пределах темы. Ставить биологические эксперименты и проводить исследования по изучению взаимоотношений организма и среды. Развивать умение объяснять результаты, делать выводы. Самостоятельно осуществлять информа­ционно-познавательную деятельность с различными источниками информации.

Пр/р.№1. Оценка влияния температуры воздуха на человека.

Популяция в экосистеме. Структура популяции. Динамика популяции. Популяционные волны. Внутривидовые отношения.

Анализировать структуру и динамику по­пуляций. Описывать отношения между особями внутри популяции. Реализовать информационно-коммуни­кативную компетенцию путём продук­тивного общения и взаимодействия в процессе совместной учебной деятель­ности. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изуче­ния дополнительного материала.

Экологическая ниша межвидовые отношения. Ареал вида. Экологическая ниша. Фитофагия. Паразитизм. Симбиоз. Закон конкурентного исключения.

Характеризовать экологические ниши и определять жизненные формы видов. Уметь пользоваться биологической тер­минологией и символикой. Научиться составлять таблицы и схемы. Используя дополнительные источники информации, подготовить сообщение о возможных вариантах межвидовых от­ношений.

Сообщества. Биомасса. Продукция.

Пользуясь доступными источниками информации, научиться давать определения понятиям. Уверенно использовать биологическую терминологию в пределах темы. Объяснять роль сообщества живых организмов в экосистеме. Характеризовать разнообразие экосистем. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изуче­ния дополнительного материала об эко­логических пирамидах.

Экосистемы. Экологическая пирамида. Трофическая сеть.

Экосистема: устойчивость и динамика. Консорция. Флуктуации. Сукцессии.

Уверенно использовать биологическую терминологию в пределах темы. Продолжить формировать умения рабо­тать с биологической информацией. Овладеть методами экологических иссле­дований на примере выполнения лабо­раторной работы «Аквариум как модель экосистемы». Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изуче­ния дополнительного материала. Продолжить формировать умения са­мостоятельного контроля и коррекции учебной деятельности с использовани­ем всех возможных ресурсов для дости­жения поставленных целей. Развивать умение объяснять результаты биологических экспериментов, делать выводы на основе полученных данных. Самостоятельно реализовать информа­ционно-познавательную деятельность с различными источниками информации. Развивать учебную компетенцию в про­цессе групповой и индивидуальной ра­боты.

Пр/р.№2. Аквариум как модель экосистемы.

Биоценоз и биогеоценоз. Биотоп. Формирование биоценоза.

Научиться давать определения биологи­ческим терминам. Используя дополнительные источники информации, подготавливать сообщения по выбранной теме. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изуче­ния дополнительного материала.

Влияние человека на экосистемы. Агроэкосистемы.

Объяснять причины устойчивости и смены экосистем. Воздействия на экосистемы своего ре­гиона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экоси­стемы. Приводить примеры воздействия чело­века на экосистемы. Сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности и де­лать выводы на основе сравнения. Анализировать и оценивать глобаль­ные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; био­логическую информацию о глобальных экологических проблемах, получаемую из разных источников; целевые и смыс­ловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружаю­щей среде. Научиться составлять развёрнутый план параграфа.

Обобщение темы «Организм и окружающая среда»

Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы. Выполнять итоговые задания. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации или сообщения.

Глава 6. Биосфера (6ч).

Биосфера и биомы. Эубиосфера. Границы биосферы. Аридные биомы.

Характеризовать биосферу как уникаль­ную экосистему. Научиться давать определения биологи­ческим терминам. Реализовать самостоятельную информа­ционно-познавательную деятельность с различными источниками информации, научиться её критически оценивать и интерпретировать.

Живое вещество. Биогеохимический круговорот.

Перечислять основные функции живых организмов в биосфере. Оценивать, используя дополнительные источники информации, подготовить сообщение о вкладе в развитие учения о биосфере и научных достижениях В. И. Вернадского.

Биогеохимические круговороты в биосфере

Биосфера и человек. Законы Коммонера. Концепция устойчивого развития.

Характеризовать концепцию устойчиво­го развития. Овладеть методами экологических ис­следований на примере выполнения ла­бораторной работы «Сравнительная ха­рактеристика природных и нарушенных экосистем». Развивать умение объяснять результаты биологических экспериментов. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала. Использовать средства информационных и коммуникационных технологий для создания мультимедиа-презентаций.

Пр/р.№3. Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем.

Глава 7. Биологические основы охраны природы (4 ч).

Охрана видов и популяций. Разнообразие видов и популяций. Красные книги. Возможные причины вымирания видов и популяций. Реинтродукция.

Оценивать возможности поддержания биологического разнообразия на популяционно-видовом, генетическом и экологических уровнях. Проанализировать красную книгу своего региона. Используя дополнительные источники информации, подготавливать сообщения об особо охраняемых природных терри­ториях вашего региона. Сформировать собственную позицию по отношению к проблеме охраны окружающей среды.

Охрана экосистем. Особо охраняемые природные территории. Заповедники. Национальные парки. Биосферные резервы. Инсуляризация.

Биологический мониторинг. Биоиндикация.

Характеризовать основные методы био­логического мониторинга. Овладеть методами биологического мо­ниторинга на примере выполнения прак­тической работы «Определение качества воды водоёма». Развивать умение объяснять результаты биологических экспериментов. Реализовать самостоятельную инфор­мационно-познавательную деятельность с различными источниками информа­ции. Реализовать информационно-коммуни­кативную компетенцию путём продук­тивного общения и взаимодействия в процессе совместной учебной деятель­ности с учетом позиций других участников.

Пр/р. №4. Определение качества воды водоема

Глава 8. Общие закономерности развития живых организмов (7 ч)

Вид. Критерии и структура. Движущие силы и факторы эволюции.

Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы. Находить в Интернете дополнительную информацию о свидетельствах и факторах эволюции. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации или сообщения.

Генетика. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Законы Менделя.

Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы. Находить в Интернете дополнительную информацию о генетике и закономерностях наследственности. Описывать законы Менделя, решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации или сообщения.

Изменчивость признаков у организмов. Виды мутаций.

Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы.. Находить в Интернете дополнительную информацию об изменчивостях организмов и видах мутаций. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации или сообщения.

Систематика. Основные систематические категории живой природы, уровни.

Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы. Вести диалог с педагогом и сверстниками. Обсуждать систематическое положение растений и животных, в том числе и человека. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации или сообщения.

Клетка как биологическая система. Клеточная теория. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Решение цитологических задач.

Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы. Формулировать положения клеточной теории Шлейдена и Шванна. Равнивать растительную, животную, грибную и бактериальную клетки. Делать выводы о сходстве и различиях. Решать цитологические задачи.

Подготовка к итоговой контрольной работе

Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы. Знакомиться со структурой итоговой контрольной работой за курс 11 класса. Выполнять тренировочные итоговые задания.

Итоговая контрольная работа

Выполнять итоговую контрольную работу.