СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10-11 класс ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10-11 класс ФГОС»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Биология 10-11 классы (ФГОС)





СОСТАВИТЕЛИ:



КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ



КЛАСС


УЧЕБНЫЙ ГОД


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

Государственная.

Авторы Сивоглазов В. И.; Беляев Д.К.


34 (1 час в неделю) – 10, 11 классы Всего – 68ч.


УЧЕБНИКИ: Сивоглазов В. И.,И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова

«Общая биология. Базовый уровень. 10 кл.», изд. «Дрофа», 2017;

Сивоглазов В. И.,И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова

«Общая биология. Базовый уровень. 11 кл.», изд. «Дрофа», 2017.








Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы явились:


Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 года.


Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1645

"О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской

Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253

«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Примерные основные образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования (в соответствии со ст. 14 п.5 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»).

Устав МКОУ Дупленская СОШ имени Дергача А.Н.;

Положение о рабочей программе МКОУ Дупленская СОШ имени Дергача А.Н

Учебный план МКОУ Дупленская СОШ имени Дергача А.Н на 2020 – 2021 учебный год.



Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии в средней школе направлен на формировании у обучающихся знаний о живой природе, её отличительных признаках- уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. В основе курса лежит концентрическая система изучения, при которой сведения о биологических системах формируются на базе знаний учащихся, полученных ими из систематических и заключительного разделов биологического образования основной школы. Учитывая то, что учащиеся средней школы уже имеют начальную общебиологическую подготовку, в материал программы вошли сведения, дополняющие и развивающие их знания о живой природе как наиболее сложной форме движения материи и способствующие формированию естественно - научной картины мира.

В 10 классе обобщаются знания о клеточном уровне жизни, видах клеток и неклеточных форм жизни, расширяются представления о самовоспроизведение организмов, генетических законах наследственности и изменчивости, о многообразии пород, сотров и штаммов организмов, полученных человеком в селекции.

В 11 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов

Программа по биологии определяет цели изучения биологии в средней школе, содержание тем курса, дает распределение учебных часов по разделам курса, перечень рекомендуемых

практических и лабораторных работ, выполняемых учащимися, а также планируемые результаты обучения биологии.

На изучении биологии в 10-11 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год для учащихся 10 классов, 34 часа в год для учащихся 11 классов.



Цели изучения биологии в средней школе следующие:

социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность-носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки)

ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки

развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания

овладение учебно-познавательными и ценностно- смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований

формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.


Задачи изучения биологии в средней школе следующие:

освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии);о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества;

самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных

исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки

последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.



Личностными результатами обучения биологии в средней школе являются:

реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам

признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасностью


Метапредметными результатами обучения биологии в средней школе являются:

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения

видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснить, доказывать, защищать свои идеи

умение работать с разными источниками биологической информации: находит биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих

Предметными результатами обучения биологии в школе являются: 1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционна я теория Ч. Дарвина),; учения В.И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки

выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительной и животной, половых и соматических, доядерных и ядерных; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы)и процессов (обмен веществ и энергии,

размножение, деление клетки, оплодотворение, действие естественного отбора, образование видов, круговорот веществ)

объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения, вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного

влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций

приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов и окружающей среды; необходимости сохранения видов

умение пользоваться биологической терминологией и символикой

Решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания)

описание особей видов по морфологическому критерию

выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания

сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы) и формулировка выводов на основе сравнения

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной

деятельности в окружающей среде

оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

  1. В сфере трудовой деятельности:

овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснение их результатов

  1. В сфере физической деятельности:

Обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) правил поведения в природной среде

Основу структурирования содержания курса биологии в средней школе составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса:

Биология как наука;

Методы научного познания; Клетка;

Организм; Вид; Экосистемы.


В результате изучения биологии на базовом уровне в 10-11 классе ученик должен

знать /понимать

основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная); сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).






Введение (1 ч)

Основное содержание курса

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.


Клетка (14 ч)

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика

СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Демонстрации

Строение молекулы белка Строение молекулы ДНК Строение молекулы РНК Строение клетки

Строение клеток прокариот и эукариот Строение вируса

Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

Каталитическая активность ферментов


Организм (6 ч)

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Демонстрации

Многообразие организмов

Обмен веществ и превращения энергии в клетке Фотосинтез

Деление клетки (митоз, мейоз) Способы бесполого размножения Половые клетки

Индивидуальное развитие организма


Наследственность и изменчивость (10 ч)

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Основы селекции (3 ч)

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).


Эволюция (22 ч)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрации

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира Редкие и исчезающие виды

Формы сохранности ископаемых растений и животных Происхождение человека

Происхождение человеческих рас

Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию Выявление изменчивости у особей одного вида

Основы экологии (12 ч)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Демонстрации

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз Ярусность растительного сообщества

Пищевые цепи и сети Экологическая пирамида

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме Экосистема

Агроэкосистема Биосфера

Круговорот углерода в биосфере Заповедники

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


10 класс



п/п



Тема урока



Решаемые проблемы

Планируемые результаты (в соответствие с ФГОС)


Понятия


Предметные результаты


УУД


Личностные результаты


1/1

Введение. Уровни

организации живой материи. Инструктаж по технике

безопасности.

недостаточность знаний об общей биологии, уровнях организации жизни

Живая система,

уровни жизни, методы

исследования

Овладение научной терминологией, способность различать

понятийный смысл

Формирование учебно- познавательного интереса к новому материалу

Осознание важности

изучения курса общей биологии, формирование познавательных интересов

Клетка- единица живого (15ч)

2/1

Развитие знаний о клетке. Клеточная

теория. Методы изучения клетки

недостаточность знаний о методах изучения клетки, развитии клеточной теории и знаний о клетке

Шлейден, Шванн и Вирхов- основоположники клеточной теории

Овладение умением характеризовать содержание клеточной теории

понимание различий между исходными

фактами и гипотезами для их объяснения, овладение универсальными учебными

действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам

биологических открытий, исследований

3/2

Химический состав клетки. Неорганические

вещества.

недостаточность знаний о химических

веществах клетки,

Биоэлементы, диполь

Овладение умением

сравнивать

развитие монологической

и диалогической

устанавливать причинно-

следственные



неорганических веществах


химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сранения

речи, умения выражать свои мысли и

способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

связи, строить логическое

рассуждение

4/3

Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды.

недостаточность знаний о

органических веществах клетки, углеводов, липидов

Биополимеры, глюкоза, лактоза, сахароза, хитин. Фосфолипиды, стероиды, воски

Овладение умением выделять существенные признаки органических веществ клетки, устанавливать взаимосвязей строения и функций молекул углеводов и липидов в клетке

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и

способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право

другого человека на иное мнение;

устанавливать причинно- следственные

связи, строить логическое

рассуждение

5/4

Органические вещества клетки. Белки.

Л/р № 1

«Каталитическая активность ферментов»

Недостаточность практических умений по проведению лабораторной работы и оформлению результатов

Аминокислота, аминогруппа, пептидная связь, денатурация, ренатурация

Овладение умением и навыками постановке

биологических экспериментов и объяснение их результатов

самостоятельно контролировать свое время, адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы

соблюдать технику

безопасности, самостоятельно проводить работу, делать умозаключения развитие внимательности

собранности и аккуратности

6/5

Нуклеиновые кислоты.

Недостаточность

Нуклеотид,

Овладение

развитие

устанавливать



ДНК РНК

знаний о нуклеиновых кислотах

комплементарность, репликация ДНК

умением выделять существенные признаки нуклеиновых кислот, устанавливать взаимосвязей строения и функций молекул ДНК И РНК в

клетке

монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и

способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека

на иное мнение;

причинно- следственные

связи, строить логическое

рассуждение

7/6

АТФ и другие органические вещества

Недостаточность знаний о АТФ

АТФ, витамины, гормоны

Овладение умение устанавливать взаимосвязей строения и функций молекул АТФ в клетке

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и

способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право

другого человека на иное мнение;

устанавливать причинно- следственные

связи, строить логическое

рассуждение

8/7

Строение клетки

Недостаточность знаний о строении клетки

Лизосомы, комплекс Гольджи . ЭПС, вакуоль, рибосомы, цитоскелет.

Митохондрии, хлоропласты,

Ядерная оболочка, хроматин, ядрышко

Овладение умение устанавливать взаимосвязей строения и функций

органоидов клетки

анализировать и перерабатывать полученную

информацию в

соответствии с поставленными задачами

Описывать строение клетки

9/8

Особенности строения

недостаточность

Вакуоли,

Овладение

самостоятельно

соблюдать



растительной клетки. Л/р № 2 «Строение клеток грибов, растений и животных»

практических умений по проведению лабораторной работы и оформлению результатов

хлоропласты, лейкопласты, хромопласты

умением и навыками постановке

биологических экспериментов и объяснение их результатов, умением сравнивать и описывать клетки растений , грибов

и животных

контролировать свое время, адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы

технику

безопасности, самостоятельно проводить работу, делать умозаключения развитие внимательности собранности и аккуратности

10/9

Прокариоты и эукариоты. Вирусы- неклеточные формы жизни. Вирус СПИДа

Недостаточность знанийо эукариотах и прокариотах, о строении вирусов

Прокариоты, эукариоты, ВИЧ- инфекция, аэробы, анаэробы

Овладение умением выделять существенных признаков клеток эукариот и прокариот., обосновывать меры профилактики распространению вирусных

заболеваний (в том числе и ВИЧ)

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и

способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека

на иное мнение;

устанавливать причинно- следственные

связи, строить логическое

рассуждение

11/10

Обобщение, систематизация знаний темы: «Химический состав и структура клетки»

выявление уровня подготовки учащихся и типичных недочетов в изученном материале



овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями

предвидеть возможные результаты своих действий;

формирование ценностных отношений к результатам обучения


12/11

Энергетический и пластический обмен

Недостаточность знаний об

энергетическом и пластическом обмене

Ассимиляция, диссимиляция,

синтез АТФ, анаэробный гликолиз

Овладение умением выделять существенные признаки пластического и энергетического обмена

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и

способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека

на иное мнение;

выражать свои мысли и

описывать

действия в устной и письменной речи

13/12

Фотосинтез. Хемосинтез

Недостаточность знаний о процессах фотосинтеза и хемосинтеза

Автотрофы, уравнение

фотосинтеза

Овладение умением выделять существенные признаки

фотосинтеза и хемосинтеза

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять

информацию в словесной, образной, символической

формах

выражать свои мысли и

описывать

действия в устной и письменной речи

14/13

Генетическая информация.

Генетический код.

Недостаточность знаний о генетическом коде

Репликация ДНК, комплементарность, триплет, кодон

Овладение умением пользоваться

биологической терминологией

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять

информацию в словесной, образной, символической

формах

сформированность познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся;

15/14

Биосинтез белка. Генная и клеточная

инженерия.

Недостаточность знаний о биосинтезе

белка, генной и

Транскрипция, трансляция

Овладение умением выделять

существенные

развитие монологической и

диалогической

сформированность познавательных

интересов и




клеточной инженерии


признаки процесса биосинтеза

речи, умения выражать свои мысли и

способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

интеллектуальных способностей учащихся;

16/15

Обобщающий урок по теме «Клетка-единица живого»

выявление уровня подготовки учащихся и типичных недочетов в изученном материале



овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями

предвидеть возможные результаты своих

действий;

формирование ценностных отношений к результатам обучения


Размножение и развитие организмов (6 ч)

17/1

Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Митоз. Амитоз.

Недостаточность знаний о жизненном цикле клетки, митозе, амитозе

Диплоидный

набор хромосом, хроматиды. Фазы митоза.

Овладение умением выделять существенные признаки процессов митоза и амитоза

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять

информацию в словесной, образной, символической

формах

устанавливать причинно- следственные

связи, строить логическое

рассуждение

18/2

Бесполое и половое размножение. Половые

клетки.

Недостаточность знаний о бесполом и

половом размножении

Деление надвое, почкование,

вегетативное

Овладение умением выделять

существенные

развитие монологической и

диалогической

устанавливать причинно-

следственные





размножение, спорообразование. Половые железы, гаметы, сперматозоид,

яйцеклетка

признаки полового и бесполого размножения, овладение умением сравнивать полове и бесполое размножение и формулировать выводы

речи, умения выражать свои мысли и

способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение

связи, строить логическое

рассуждение

19/3

Мейоз

Недостаточность знаний о процессе мейоз

Конъюгация, кроссинговер. Гаплоидный набор хромосом

Овладение умением выделять существенные признаки процессов мейоза

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять

информацию в словесной, образной, символической

формах

устанавливать причинно- следственные

связи, строить логическое

рассуждение

20/4

Образование половых клеток. Гаметогенез. Оплодотворение

Недостаточность знаний о процессе образования половых клеток

Сперматогенез, оогенез, из

стадии. Этапы оплодотворения.

Овладение умением выделять существенные признаки процессов

процесса оплодотворения

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и

способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека

на иное мнение

сформированность познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся;

21/5

Зародышевое и

послезародышевое

Недостаточность

знаний о зародышевом

Онтогенез,

эмбриогенез,

Овладение

умением выделять

формирование

умений

сформированность

познавательных



развитие организма.

и послезародышевом развитии организма

бластула, гаструла, нейрула, органогенез, прямое и

непрямое развитие

существенные признаки зародышевого и послезародышевого развития организма

воспринимать, перерабатывать и предъявлять

информацию в словесной, образной, символической

формах

интересов и интеллектуальных способностей учащихся;

22/6

Организм как единое целое.

Тест «Размножение организмов. Онтогенез»

выявление уровня подготовки учащихся

и типичных недочетов в изученном материале



овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями

предвидеть возможные результаты своих действий;

формирование ценностных отношений к результатам обучения

Наследственность и изменчивость (10 ч)

23/1

История развития генетики. Первый и Второй закон Менделя

Недостаточность знанийо истории

генетики, законах Менделя

Генетика,

наследственность, генотип,

генофонд, локус, аллельные гены, рецессивный,

доминантный, гомозигота, гетерозигота

Овладение умением объяснять вклад Г. Менделя в развитие

биологической науки

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,

представлять и отстаивать свои взгляды и

убеждения, вести дискуссию.

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

24/2

Цитологические основы моногибридного скрещивания. Второй

закон Менделя.

Недостаточность практических знаний по составлению схем

скрещивания

Неполное и полное

доминирование, анализирующее

Овладение умением составлять

элементарные

формирование умений воспринимать,

перерабатывать и

самостоятельность в приобретении новых знаний и

практических





скрещивание

схемы скрещивания

предъявлять

информацию в словесной,

умений;








образной,

символической формах


25/3


Третий закон менделя

Недостаточность практических знаний по составлению схем скрещивания

Дигибридное скрещивание, закон чистоты

гамет. Решетка Пеннета

Хромасомная теория

наследственности. Томас Морган


Овладение умением решать элементарные генетические

задачи

овладение умением решать элементарные генетические

задачи

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и

способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;


26/4


Взаимодействие генов.

Сцепленное наследование.


Недостаточность практических знаний по составлению схем скрещивания



Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять

информацию в словесной, образной, символической

формах

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

27/5

Генетика пола

Недостаточность практических знаний по составлению схем скрещивания

Аутосомы и половые хромосомы,

наследование, сцепленное с полом: гемофилия, дальтонизм

Овладение умением решать генетические

задачи

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и

способности выслушивать

собеседника, понимать его

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;







точку зрения, признавать право другого человека

на иное мнение


28/6

Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака.

Недостаточность знаний о

взаимодействии генотипа и среды обитания

Полимерия, эпистаз, комплементарность

Овладение умением выявлять изменчивость, приспособлений организмов к

среде обитания

Формирование познавательного интереса

выражать свои мысли и

описывать

действия в устной и письменной речи

29/7

Виды изменчивости.

Недостаточность

Фенотипическая

Овладение

формирование

сформированность


Модификационная и

знаний о видах

изменчивость,

умением выявлять

умений

работать

познавательных


комбинативная

изменчивости

норма реакции

изменчивость,

в группе с

интересов

и


изменчивость.



приспособлений

выполнением

интеллектуальных





организмов

к

различных

способностей





среде обитания

социальных

учащихся;






ролей,







представлять и







отстаивать свои







взгляды

и







убеждения, вести







дискуссию.


30/8

Мутационная

Недостаточность

Мутации

Овладение

Формирование

сформированность


изменчивость.

знаний о мутационной

геномные,

умением выявлять

познавательного

познавательных



изменчивости

хромосомные

и

мутационную

интереса

интересов

и




генные, мутагены

изменчивость,


интеллектуальных





объяснять

роли


способностей





мутаций


учащихся;

31/9

Генетика человека.

Недостаточность

Близнецовый,

Овладение

формирование

сформированность


Методы изучения,

знаний о генетике

цитогенетический,

умением

умений

работать

познавательных


лечение, профилактика

человека, методах её

генеалогический

объяснять

в группе с

интересов

и



изучения, лечения

методы генетики.

причины

выполнением

интеллектуальных





наследственных

различных

способностей





заболеваний

социальных

учащихся;





человека

ролей,







представлять и







отстаивать свои








взгляды и убеждения, вести

дискуссию.


32/10

Тест «Основы

выявление уровня



овладение

формирование


генетики»

подготовки учащихся

навыками

ценностных



и типичных недочетов

самоконтроля и

отношений к



в изученном материале

оценки

результатам




результатов своей

обучения




деятельности,





умениями





предвидеть





возможные





результаты своих





действий;


Основы селекции (2 ч)

33/1

Возникновение и

Недостаточность

Селекция, порода,

Овладение

Формирование

сформированность


развитие селекции.

знаний о

сорт, штамм

умением

познавательного

познавательных



возникновении и


характеризовать

интереса

интересов и



развитии селекции


вклад Н.И.


интеллектуальных





Вавилова в


способностей





развитие


учащихся;





биологической







науки



34/2

Методы и достижения

Недостаточность

Полиплоидия и

Овладение

развитие

сформированность


современной селекции.

знаний о методах

гибритизация,

умением выделять

монологической и

познавательных



современной селекции

мутагенез,

существенные

диалогической

интересов и




биотехнология

признаки

речи, умения

интеллектуальных





процесса

выражать свои

способностей





искусственного

мысли и

учащихся;





отбора

способности







выслушивать







собеседника,







понимать его







точку зрения,







признавать право







другого человека







на иное мнение



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС



п/п


Тема урока (страницы учебника, тетради)


Решаемые проблемы

Планируемые результаты (в соответствие с ФГОС)


Понятия


Предметные результаты


УУД


Личностные результаты


Эволюция органического мира (22 ч)

1/1

Первое эволюционное учение. Ж.Б.Ламарк

Недостаточность знаний об

эволюционном учении Ж.Б. Ламарка

Эволюция, креационизм, трансформизм

Овладение научной терминологией, овладение

умением объяснять вклад Ж.Б.Ламарка развитие теории эволюции

Формирование учебно- познавательного интереса к новому материалу

Осознание

важности изучения курса общей биологии,

формирование познавательных интересов

2/2

Возникновение и развитие теории Ч.Дарвина

Недостаточность знаний о

возникновение и развитие теории Ч.Дарвина

Борьба за

существование, естественный отбор

овладение

умением объяснять вклад Ч.Дарвина развитие теории эволюции

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий

3/3

Синтетическая теория эволюции.

Доказательства

Недостаточность знаний о

синтетической теории

Макроэволюция, микроэволюция

Овладение умением

приводить

задавать вопросы,

необходимые

формирование ценностных

отношений друг к


эволюции

эволюции


доказательства родства живых организмов

для организации собственной

деятельности и сотрудничества с партнёром; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей;

другу, учителю, авторам открытий

4/4

Вид и его критерии. Популяция- элементарная единица эволюции. ЛР № 1

«Изучение морфологического критерия вида»

недостаточность практических умений по проведению

лабораторной работы и оформлению результатов

Критерии вида: морфологический, генетический, географический,

физико-

биохимический, экологический

Овладение умением и навыками постановке

биологических экспериментов и объяснение их результатов, умением

описывать особей одного вида по морфологическому критерию

самостоятельно контролировать свое время,

адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы

соблюдать технику безопасности, самостоятельно проводить работу, делать умозаключения развитие внимательности собранности и аккуратности

5/5

Роль изменчивости в эволюционном процессе

Недостаточность знаний о роли

изменчивости в эволюционном процессе

Наследственная изменчивость

Овладение умением выявлять изменчивость организмов

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника,

понимать его

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений







точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;


6/6

Естественный отбор и его формы

Недостаточность знаний о

естественном отборе и его формах

Естественный отбор, стабилизирующий,

движущий

Овладение умением сравнивать естественный и искусственный отбор

задавать вопросы, необходимые

для организации собственной

деятельности и сотрудничества с партнёром; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей;

устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение

7/7

Эволюционные

факторы: изоляция, дрейф генов.

Недостаточность знанийо эволюционных факторах

Дрейф генов, географическая и экологическая изоляция

Овладение умение объяснять эволюционные

факторы

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах,

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

8/8

Л/р №2

«Изменчивость организмов»

недостаточность практических умений

по проведению


Овладение умением и

навыками

самостоятельно контролировать

свое время,

соблюдать технику безопасности,

самостоятельно




лабораторной работы и оформлению результатов


постановке

биологических экспериментов и объяснение их результатов

адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы

проводить работу, делать умозаключения развитие внимательности собранности и аккуратности

9/9

Приспособленность организмов.

Недостаточность знаний о

приспособленности организмов

Покровительственная и предупреждающая окраска, маскировка, мимикрия

Овладение умением выявлять приспособленность организмов к среде обитания

самостоятельнос ть в

приобретении новых знаний и практических умений

устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение

10/10

Видообразование-как результат микроэволюции

Недостаточность знаний о

микроэволюции

Дивергенция, конвергенция

Овладение умением объяснять

причины эволюции

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение

11/11

Основные направления макроэволюции

Недостаточность знаний о

макроэволюции

Прогресс и регресс эволюции, ароморфоз и

идиоадаптация, общая дегенерация

Овладение умением объяснять

причины эволюции

задавать вопросы,

необходимые для организации собственной

деятельности и

устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое

рассуждение







сотрудничества с партнёром; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей;


12/12

Развитие

представлений о возникновении жизни на Земле

Недостаточность знаний о развитие представлений возникновении жизни на Земле

Креационизм, абиогенез

Овладение умением анализировать гипотезы возникновения жизни

овладение универсальными учебными

действиями на примерах гипотез для объяснения известных

фактов

оценивать ответы одноклассников, осуществлять расширенный поиск информации формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий

13/13

Современные

Недостаточность

Теория Опарина

Овладение

развитие

оценивать ответы


гипотезы о

знаний о современных


умением

монологической

одноклассников,


возникновении жизни.

теориях развития


анализировать

и диалогической

осуществлять


Гипотеза Опарина.

жизни на Земле


гипотезы

речи, умения

расширенный





возникновения

выражать свои

поиск информации





жизни

мысли и

формирование






способности

ценностных






выслушивать

отношений друг к






собеседника,

другу, учителю,






понимать его

авторам открытий






точку зрения,







признавать право







другого человека







на иное мнение



14/14

Развитие жизни

в

Недостаточность

Архей, протерозой

Знания

о

задавать

устанавливать


архее и протерозое


знаний о развитии


возникновение


вопросы,

причинно-




жизни в архее и


жизни в архее

и

необходимые для

следственные




протерозое


протерозое


организации

связи, строить








собственной

логическое








деятельности и

рассуждение








сотрудничества с









партнёром;









строить









логическое









рассуждение,









включающее









установление









причинно-









следственных









связей


15/15

Развитие жизни

в

Недостаточность

палеозой


формирование

самостоятельность


палеозое


знаний о развитии


умений

в приобретении




жизни в палеозое


воспринимать,

новых знаний и






перерабатывать

практических






и предъявлять

умений






информацию в







словесной,







образной,







символической







формах


16/16

Развитие жизни

в

Недостаточность

Мезозой, кайнозой

Знания о развитие

задавать

устанавливать


мезозойскую

и

знаний о развитии


жизни в мезозое и

вопросы,

причинно-


кайнозойскую эру.


жизни в мезозой и


кайнозое

необходимые

следственные




кайнозой



для организации

связи, строить







собственной

логическое







деятельности и

рассуждение







сотрудничества








с партнёром;








строить








логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;


17/17

Многообразие

Недостаточность

Бинарная

Овладение

развитие

мотивация


органического

мира.

знаний

о

принципах

номенклатура,

умением

монологической

образовательной


Принципы

систематике

таксоны

царств

классифицировать

и диалогической

деятельности


систематики


растений

и

живые организмы

речи, умения

школьников на




животных


выражать свои

основе личностно






мысли и

ориентированного






способности

подхода;






выслушивать







собеседника,







понимать его







точку зрения,







признавать







право другого







человека на иное







мнение;


18/18

Гипотезы

Недостаточность

Антропогенез,

Овладение

овладение

оценивать ответы


происхождения

знаний

о

гипотезах

положение человека

умением

универсальными

одноклассников,


человека Доказательства

происхождения

в царстве животных

сравнивать

учебными

осуществлять


происхождения человека

человека


различные

действиями на

расширенный


от животных



гипотезы,

делать

примерах

поиск информации





выводв

гипотез для

формирование






объяснения

ценностных






известных

отношений друг к






фактов

другу, учителю,







авторам открытий


19/19

Эволюция человека

Недостаточность знаний об эволюции человека


Овладение умением характеризовать этапы эволюции человека

задавать вопросы, необходимые

для организации собственной

деятельности и сотрудничества с партнёром; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей;

устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение

20/20

Эволюция человека

Недостаточность знаний об эволюции человека

Человек разумный

Овладение умением характеризовать этапы эволюции человека

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение

21/21

Человеческие расы

Недостаточность знаний о

человеческих расах


Овладение умением характеризовать

расы человека

формирование умений воспринимать,

перерабатывать

мотивация образовательной деятельности

школьников на







и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах,

основе личностно ориентированного подхода;

22/22

Тест по теме

«Эволюция органического мира»

выявление уровня подготовки учащихся и типичных недочетов в изученном материале



овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей

деятельности, умениями предвидеть возможные результаты

своих действий;

формирование ценностных отношений к результатам обучения

Основы экологии (12 ч)

23/1

Экология как наука. Экологические факторы. Основные среды жизни.

Недостаточность знаний об экологии

Экология,

биотические, абиотические, антропогенные факторы среды

Овладение научной терминологией, способность различать

понятийный смысл

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах,

устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение

24/2

Законы экологии. Взаимодействие популяций.

Недостаточность знаний о законах экологии


Объяснять законы экологии

развитие монологической и диалогической

речи, умения

мотивация образовательной деятельности

школьников на







выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

основе личностно ориентированного подхода;

25/3

Сообщества. Поток энергии в сообществах.

Недостаточность знаний о сообществах

Биоценоз,

биогеоценоз, экосистема, агроценоз

Выделять существенные признаки экосистем


задавать вопросы, необходимые

для организации собственной

деятельности и сотрудничества с партнёром; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей;

устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение

26/4

Свойства сообществ. Смена сообществ.

Недостаточность знаний о свойствах сообществ

сукцессия

Овладение умением объяснять причины устойчивости и смены экосистем

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в

словесной,

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного

подхода;







образной, символической формах,


27/5

Искусственные экосистемы .

Недостаточность знанийо искусственных экосистемах

Искусственная экосистема, агроценоз

Овладение умением сравнивать естественные и искусственные экосистемы

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение

28/6

Применение экологических знаний в практической деятельности человека

Недостаточность знаний о применение экологических знаний в практической деятельности

человека


Овладение умением объяснять о значении экологических знаний в

практической деятельности человека


задавать вопросы, необходимые

для организации собственной

деятельности и сотрудничества с партнёром; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей;

сформированность познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся;









29/7

Состав и функции биосферы

Недостаточность знаний о составе и функции биосферы

Биосфера, границы биосферы, живое вещество, биогенное вещество

Характеризовать содержание учения В.И. Вернандского

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение

30/8

Круговорот химических элементов

Недостаточность знаний о круговороте химических элементов

Круговорот углерода, азота

Овладение умением выделять существенные признаки процесса круговорота веществ

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах,

сформированность познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся;

31/9

Биогеохимические процессы в биосфере.

Недостаточность знаний о

биогеохимических процессах в биосфере

Биогенная миграция атомов

Овладение умением выделять существенные признаки процесса круговорота веществ и энергии

задавать вопросы, необходимые

для организации собственной

деятельности и сотрудничества

сформированность познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся;







с партнёром; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;


32/10

Антропогенная

деятельность человека

Недостаточность знанийо антропогенной

деятельности человека


Овладение умением выявлять антропогенные изменения в в окружающей среде

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение

33/11

Глобальные экологические проблемы и

возможные пути их решения

Недостаточность знаний о глобальных проблемах и возможных путей их решения

Парниковый эффект, кислотные дожди, озоновые дыры, загрязнение среды мутагенами

Овладение умением оценивать и анализировать глобальные экологические проблемы

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять

информацию в словесной, образной, символической формах,

сформированность познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся;


34/12

Итоговый урок

повторение материала



овладение




за курс биологии 11

навыками



класса

самоконтроля и




оценки




результатов




своей




деятельности,




умениями




предвидеть




возможные




результаты своих




действий;


Учебно-методический комплект

Учебники: 1. В.И. Сивоглазов и др. «Биология. Общая биология 10 кл. Базовый уровень » «Вертикаль» АО «Дрофа», Москва, 2017

2. В.И. Сивоглазов и др. «Биология. Общая биология 11 кл. Базовый уровень » «Вертикаль» АО «Дрофа», Москва, 2017


Методические пособия:
    1. Кулев А.В. «Общая биология. 10 класс: Методическое пособие. СПб, «Паритет», 2015

    2. Лернер Г.И. «Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс» М: «Аквариум», 2012

    3. Кузнецова В.Н. и др. Сборник тестовых заданий. Биология. Старшая школа. М.: Интеллект-Центр, 2007

Дополнительная литература
  1. Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2013 г

  2. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2016 г.

  3. Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника – М.: Дрофа, 2017.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!