© 2020, Пястолова Татьяна Борисовна 144 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа предназначена для учащихся 10 классов, обучающихся по углубленному уровню.
Планируемые результаты среднего общего образования по биологии.
Личностные:
10 класс: постепенное формирование истинного отношения к:
трудовой деятельности как естественной физической и интеллектуальной потребности;
труду как творческой деятельности, позволяющей применять знания на практике;
понимание необходимости:
полной реализации физических и умственных возможностей, знаний, умений, способностей при выполнении конкретного вида трудовой деятельности;
соблюдения гигиенических норм и правил; сохранения и поддержания собственного здоровья и здоровья окружающих, в том числе путем организации правильного питания с учетом знаний основ обмена веществ и энергии;
осознания достижения личного успеха в трудовой деятельности за счет собственной компетентности в соответствии с социальными стандартами и последующим социальным одобрением достижений науки биологии и биологического производства для развития современного общества. Опыт эмоционально-ценностных отношений, который учащиеся получают при изучении курса биологии в старшей школе, способствует выстраиванию ими своей жизненной позиции. Содержание учебного предмета включает совокупность нравственных ценностей:
11 класс: понимание жизни как высшей ценности во всех ее проявлениях;
осознание собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, осознание необходимости самосовершенствования; помощи другим людям (гуманизм, взаимное уважение между людьми, товарищеская взаимопомощь и требовательность, коллективизм, забота о других людях, выполнение общественных поручений, формирование собственной позиции по отношению к событиям мирового, федерального, регионального, муниципального уровней, уважение, принятие и правильное понимание других культур, расовая и национальная толерантность;
проявление правильного отношения к природе: бережное отношение к ее богатству, нетерпимость к нарушениям экологических норм и требований, экологически грамотное отношение к сохранению всех компонентов биосферы;
понимания необходимости уважительного отношения к достижениям отечественной науки, исследовательской деятельности российских биологов, формирование негативного отношения к нарушению норм языка (обычного и специального) в различных источниках информации (литература, СМИ, Интернет и др.).
Метапредметные:
10 класс: формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения. Понимание необходимости:
получать информацию из различных источников, при этом аргументировано и критически оценивать полученную информацию;
грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой;
вести диалог для выявления разных точек зрения, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения;
уважать, принимать, поддерживать существующие традиции и общие нормы языка.
Развивать эстетическое отношение человека к действительности, творчество и сотворчество при восприятии природы в целом и отдельных ее объектов, в том числе человека. Ценностные ориентиры, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают:
11 класс: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные:
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего образования:
выпускник на углубленном уровне научится:
– оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;
– оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;
– устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;
– обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;
– проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;
– выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;
– устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;
– решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;
– делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;
– сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;
– выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;
– обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;
– определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;
– решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;
– раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;
– сравнивать разные способы размножения организмов; – характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
– выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;
– обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
– обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;
– характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;
– устанавливать связь структуры и свойств экосистемы; – составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
– аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;
– обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
– оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;
– выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументировано ее объяснять;
– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;
– прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;
– выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;
– анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
– аргументировать необходимость синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
– моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;
– выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы; – использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, 6 предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
Содержание учебного предмета, курса.
Изучение биологии на уровне среднего общего образования должно обеспечить решение задач, направленных на выявление фундаментальных явлений и закономерностей живой природы, на сохранение окружающей среды и здоровья человека, экологизацию содержания учебного предмета. При этом особое внимание уделено развитию у молодёжи экологической, валеологической и профессионально-биологической культуры. Это позволяет рассматривать биологическое образование как элемент общей культуры человека, как систему усвоения фундаментальных основ науки биологии и как средство компетентностного развития личности учащегося в процессе обучения. Программа курса биологии ориентирует на подготовку компетентностных людей, способных к активной творческой деятельности; развитие самостоятельности и натуралистической инициативности; формирование современной природосообразной картины мира в мировоззрении, гражданской ответственности, духовности и культуры. Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на выявление фундаментальных явлений и закономерностей живой природы, на сохранение окружающей среды и здоровья человека, экологизацию содержания учебного предмета. При этом особое внимание уделено развитию у молодёжи экологической, валеологической и профессионально-биологической культуры. Это позволяет рассматривать биологическое образование как элемент общей культуры человека, как систему усвоения фундаментальных основ науки биологии и как средство компетентностного развития личности учащегося в процессе обучения. Программа курса биологии ориентирует на подготовку компетентностных людей, способных к активной творческой деятельности; развитие самостоятельности и натуралистической инициативности; формирование современной природосообразной картины мира в мировоззрении, гражданской ответственности, духовности и культуры.
Введение в биологию
Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи. Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология — учебная дисциплина об основных закономерностях возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности — основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Роль биологии в формировании научных представлений о мире. Жизнь как форма существования материи; определение понятия «жизнь». Жизнь и живое вещество; косное, биокосное и биогенное вещество биосферы. Уровни организации живой материи и принципы их выделения; молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого. Основные свойства живого. Многообразие живого мира. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ (метаболизм) и саморегуляция в биологических системах; понятие о гомеостазе как об обязательном условии существования живых систем. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи, их проявления на различных уровнях организации живого. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия (безусловные и условные рефлексы; таксисы, тропизмы и настии). Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их адаптивное значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие крупных систематических групп и основные принципы организации животных, растений, грибов и микроорганизмов
Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира; царства живой природы, естественная система классификации живых организмов. Неорганические и органические молекулы и вещества; клетка, ткань, орган, системы органов. Понятие о целостном организме. Вид и популяция (общие представления). Биогеоценоз. Биосфера.
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле
История представлений о возникновении жизни на Земле Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теории вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле.
Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки; химические предпосылки эволюции материи в направлении возникновения органических молекул: первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли.
Современные представления о возникновении жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни; теория А. И. Опарина, опыты С. Миллера. Теории происхождения протобиополимеров. Свойства коацерватов: реакции обмена веществ, самовоспроизведение. Эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода. Значение работ С. Фокса и Дж. Бернала. Гипотезы возникновения генетического кода. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности
Основные понятия. Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле. Химическая эволюция. Небиологический синтез органических соединений. Коацерватные капли и их эволюция. Протобионты. Биологическая мембрана. Возникновение генетического кода. Безъядерные (прокариотические) клетки. Клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно - функциональная единица всего живого.
Учение о клетке
Химическая организация живого вещества. Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки. Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Буферные системы клетки и организма. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их образующие). Свойства и функции белков. Биологические катализаторы — белки, классификация, их свойства, роль белков в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы. Структурно-функциональные особенности организации моно-и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементарности, двойная спираль; биологическая роль ДНК. Генетический код, свойства кода. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура, виды и функции.
Строение и функции прокариотической клетки. Строение цитоплазмы бактериальной клетки. Генетический аппарат бактерий; особенности реализации наследственной информации. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы.
Структурно-функциональная организация клеток эукариот. Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. Кариоплазма; химический состав и значение для жизнедеятельности ядра. Дифференциальная активность генов; эухроматин. Хромосомы. Структура хромосом в различные периоды жизненного цикла клетки; кариотип, понятие о гомологичных хромосомах. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.
Обмен веществ в клетке (метаболизм). Обмен веществ и превращение энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Каталитический характер реакций обмена веществ. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Реализация наследственной информации. Биологический синтез белков и других органических молекул в клетке. Транскрипция; ее сущность и механизм. Процессинг иРНК; биологический смысл и значение. Трансляция; сущность и механизм. Энергетический обмен; структура и функции АТФ. Этапы энергетического обмена. Сопряжение расщепления глюкозы в клетке с распадом и синтезом АТФ. Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза; процессы темновой фазы; использование энергии. Хемосинтез. Принципы нервной и эндокринной регуляции процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Жизненный цикл клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления: обновляющиеся, растущие и стабильные. Размножение клеток. Митотический цикл. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Вирусы — внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии
Лабораторные работы:
1.Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма. 2.Определение крахмала в растительных тканях. 3.Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом. 4.Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.
Размножение организмов.
Бесполое размножение растений и животных. Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения
Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения млекопитающих. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Период созревания (мейоз); профаза I и процессы, в ней происходящие: конъюгация, кроссинговер. Механизм, генетические последствия и биологический смысл кроссинговера. Биологическое значение и биологический смысл мейоза. Период формирования половых клеток; сущность и особенности течения. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Моно- и полиспермия; биологическое значение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения. Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Органы половой системы; принципы их строения и гигиена. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Осеменение и оплодотворение.
Индивидуальное развитие организмов
Эмбриональное развитие животных. Типы яйцеклеток; полярность, распределение желтка и генетических детерминант. Оболочки яйца; активация оплодотворенных яйцеклеток к развитию. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка. Первичный органогенез (нейруляция) и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; детерминация и эмбриональная индукция. Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития организмов. Управление размножением растений и животных.
Постэмбриональное развитие животных. Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития (личинка, куколка, имаго). Прямое развитие: дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни.
Онтогенез высших растений. Биологическое значение двойного оплодотворения. Эмбриональное развитие; деление зиготы, образование тканей и органов зародыша. Постэмбриональное развитие. Общие закономерности онтогенеза . Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы академика А. Н. Северцова, посвященные эмбриональной изменчивости (изменчивость всех стадий онтогенеза; консервативность ранних стадий эмбрионального развития; возникновение изменений как преобразование стадий развития и полное выпадение предковых признаков).
Развитие организма и окружающая среда. Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Критические периоды развития. Влияние изменений гомеостаза организма матери и плода в результате воздействия токсичных веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков и т. д.) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов развития (врожденные уродства). Понятие о регенерации; внутриклеточная, клеточная, тканевая и органная регенерация. Влияние вредных воздействий курения, употребления наркотиков, алкоголя, загрязнения окружающей среды на развитие организма и продолжительность жизни
Основы генетики и селекции.
История представлений о наследственности и изменчивости. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд. Основные закономерности наследственности. Молекулярная структура гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции, процессинга и-РНК и трансляции. Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. Связь между генами и признаками. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования. Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом. Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система.
Основные закономерности изменчивости. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида (кроссинговер, независимое расхождение гомологичных хромосом в первом и дочерних хромосом во втором делении мейоза, оплодотворение). Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Свойства модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой характер, ненаследуемость. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием. Лабораторные и практические
Генетика человека. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека. Сравнительный анализ хромосом человека и человекообразных обезьян. Характер наследования признаков у человека. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Генетическое консультирование. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность.
Лабораторные работы: 1.Решение генетических задач. 2.Изучение изменчивости.3. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся). 4.Составление родословных.
Селекция животных, растений и микроорганизмов. Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Трансгенные растения; генная и клеточная инженерия в животноводстве. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование; закон Т. Моргана. Генетическое определение пола у животных и растений. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.
11 класс
Эволюционное учение
Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина. Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных; принципы линнеевской систематики. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.
Дарвинизм. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Лабораторные и практические работы. Выявление изменчивости у особей одного вида. Вид и его критерии. Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений.
Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Генофонд популяций. Идеальные и реальные популяции (закон Харди — Вайнберга). Генетические процессы в популяциях. Резерв наследственной изменчивости популяций. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции. Лабораторные и практические работа: Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
Основные закономерности эволюции. Макроэволюция. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Возникновение крупных систематических групп живых организмов — макроэволюция. Аллогенез и прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.
Лабораторные работы: Изучение морфологического критерия вида. Вид и его критерии. Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений. Изучение приспособленности организмов к среде обитания. Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых.
Основные черты эволюции животного и растительного мира. Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Общая характеристика и систематика вымерших и современных беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных животных. Первые хордовые. Направления эволюции низших хордовых; общая характеристика бесчерепных и оболочников. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся. Главные направления эволюции позвоночных; характеристика анамний и амниот. Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих. Сравнительная характеристика вымерших и современных наземных позвоночных. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся. Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества. Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма».
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.
Понятие о биосфере. Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.
Жизнь в сообществах. История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области.
Взаимоотношения организма и среды. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы: экотоп и биоценоз. Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Интеграция вида в биоценозе; экологические ниши. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Взаимоотношения между организмами. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм, нахлебничество, квартирантство. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, собственно антибиоз (антибиотики, фитонциды и др.). Происхождение и эволюция паразитизма. Нейтральные отношения — нейтрализм. Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов
Биосфера и человек.
Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.
Бионика. Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.). Основные понятия. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки; Красная книга. Бионика. Генная инженерия, биотехнология. Умения. Объяснять необходимость знания и умения практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Тематическое планирование.
10 класс
Содержание учебного предмета | Тема раздела (количество часов) |
Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология — учебная дисциплина об основных закономерностях возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Роль биологии в формировании научных представлений о мире. Жизнь как форма существования материи; определение понятия «жизнь». Жизнь и живое вещество; косное, биокосное и биогенное вещество биосферы. Уровни организации живой материи и принципы их выделения; молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого. Основные свойства живого. Многообразие живого мира. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы | Введение в биологию (6 часов)
|
История представлений о возникновении жизни на Земле. Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теории вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле. Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки; химические предпосылки эволюции материи в направлении возникновения органических молекул: первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни; теория А. И. Опарина, опыты С. Миллера. Теории происхождения протобиополимеров. Свойства коацерватов: реакции обмена веществ, самовоспроизведение. Эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода. Значение работ С. Фокса и Дж. Бернала. Гипотезы возникновения генетического кода. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности.
| Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (7 часов)
|
Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки. Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений; роль воды в компартментализации и межмолекулярных взаимодействиях, теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Буферные системы клетки и организма. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их образующие). Свойства белков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и др.; денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация; биологический смысл и практическое значение. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, классификация, их свойства, роль белков в обеспечении процессов жизнедеятельности. | Учение о клетке (37часов)
|
Бесполое размножение растений и животных. Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения Половое размножение. Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения млекопитающих. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Период созревания (мейоз); профаза I и процессы, в ней происходящие: конъюгация, кроссинговер. Механизм, генетические последствия и биологический смысл кроссинговера. Биологическое значение и биологический смысл мейоза. Период формирования половых клеток; сущность и особенности течения. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Моно- и полиспермия; биологическое значение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения. | Размножение организмов (7 часов)
|
Эмбриональное развитие животных. Типы яйцеклеток; полярность, распределение желтка и генетических детерминант. Оболочки яйца; активация оплодотворенных яйцеклеток к развитию. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка. Первичный органогенез (нейруляция) и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; детерминация и эмбриональная индукция. Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития организмов. Управление размножением растений и животных. Искусственное осеменение, осеменение in vitro, пересадка зародышей. Клонирование растений и животных; перспективы создания тканей и органов человека. Постэмбриональное развитие животных. Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития | Индивидуальное развитие организмов (20 часов)
|
Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд. Основные закономерности наследственности. Молекулярная структура гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции, процессинга и-РНК и трансляции. Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. Связь между генами и признаками. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования. Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом. Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. | Основы генетики и селекции (27часов)
|
| Резерв:1час |
11 класс
Содержание учебного предмета | Тема раздела (количество часов) |
Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина. Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных; принципы линнеевской систематики. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты. Дарвинизм. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Лабораторные и практические работы. Выявление изменчивости у особей одного вида. Вид и его критерии. Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Генофонд популяций. Идеальные и реальные популяции (закон Харди — Вайнберга). Генетические процессы в популяциях. Резерв наследственной изменчивости популяций. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции. Основные закономерности эволюции. Макроэволюция. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. | Эволюционное учение (40 часов)
|
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Общая характеристика и систематика вымерших и современных беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных животных. Первые хордовые. Направления эволюции низших хордовых; общая характеристика бесчерепных и оболочников. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся. Главные направления эволюции позвоночных; характеристика анамний и амниот. Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих. Сравнительная характеристика вымерших и современных наземных позвоночных. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся. Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека.
| Развитие органического мира (17 часов)
|
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Схемы, отражающие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в природе. История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм, нахлебничество, квартирантство. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, собственно антибиоз (антибиотики, фитонциды и др.). Происхождение и эволюция паразитизма. Нейтральные отношения — нейтрализм. Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз.
| Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (31 час)
|
Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование. Бионика. Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.) Генная инженерия, биотехнология. | Биосфера и человек (12 часов)
|
| Резерв: 2 часа |
Календарно-тематическое планирование 10 класс
Тема, кол-во часов | Тема урока | Дата проведения | Планируемые результаты освоения обучающимися программы | Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей | Корректировка | ||||
план | факт | ||||||||
Введение в биологию (6 часов)
| 1.Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин | 04.09 |
| Личностные: сформировать познавательный интерес к уровням организации живого; научного мировоззрения к проведению биологических исследований, духовного восприятия природы. Метапредметные: объяснять ценность методов биологических исследований, участвовать в обсуждении проблем. Предметные: объяснять основные свойства живого, характеризовать методику биологических исследований, объяснять принципы классификации живых организмов, характеризовать структуру царств живой природы, Ученик получит возможность научиться: грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой; вести диалог для выявления разных точек зрения, выслушивать мнение оппонента, характеризовать уровни организации жизни. |
|
| |||
| 2. Жизнь как форма существования материи.
| 07,09 |
|
|
| ||||
| 3. Уровни организации жизни. | 07,09 |
|
|
| ||||
| 4. Основные свойства живого (единство состава, клеточное строение, обмен веществ | 11,09 |
|
|
| ||||
| 5. Основные свойства живого (самовоспроизведение, рост и развитие, дискретность) | 14,09 |
|
|
|
| |||
| 6. Проверочная работа по теме: Введение в биологию. | 14.09 |
|
|
|
| |||
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (7 часов)
| 7. Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни | 18.09 |
| Личностные: развивать познавательные потребности, формировать ценностно-смысловые установки к попыткам теоретического разрешения вопроса о происхождении жизни. Метапредметные: учатся сравнивать и обобщать выводы разных философов, выявляя их положительные моменты и недостатки; работать с разными источниками информации Предметные: объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом Ученик получит возможность научиться: объяснять предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки; химические предпосылки эволюции материи; анализировать современные представления о возникновении жизни. |
|
| |||
|
| ||||||||
| 8. Предпосылки возникновения жизни: космические и планетарные. | 21.09 |
|
|
| ||||
| 9. Современные представления о возникновении жизни: теория А.Опарина. | 21.09 |
|
|
| ||||
| 10. Теория происхождения протобиополимеров. | 25.09 |
|
|
|
| |||
| 11. Эволюция протобионтов. | 28.09 |
|
|
|
| |||
| 12. Начальные этапы биологической эволюции. | 28.09 |
|
|
|
| |||
| 13. Обобщение темы «Происхождение и начальные этапы развития жизни» | 02.10 |
|
|
|
| |||
Учение о клетке (37часов)
| 14. Элементарный состав живого вещества биосферы. Неорганические молекулы. | 05.10 |
| Личностные: развивать познавательные потребности, формировать ценности здорового образа жизни, построение экологической культуры поведения. Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные: расширять сведения о химических соединениях живой материи; формировать представления о биохимических процессах в клетке; расширять знания о биосинтезе органических молекул; обобщать представления о структурных компонентах клетки; объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и локализовать отдельные их этапы в различных клеточных структурах. Ученик получит возможность научиться: Объяснять элементный состав живого вещества биосферы; выявлять роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности; различать структурно-функциональная организация клеток прокариот и эукариот. |
|
| |||
| 15. Органические молекулы. Белки: структурная организация. | 05.10 |
|
|
| ||||
| 16. Свойства и функции белков. ЛР №1: Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма | 9.10 |
|
|
| ||||
| 17. Углеводы. Моно и дисахариды. | 12.10 |
|
|
| ||||
| 18. Строение и биологическая роль полисахаридов. ЛР №2 Определение крахмала в растительных тканях. | 12.10 |
|
|
| ||||
| 19. Особенности строения жиров и липоидов. | 16.10 |
|
|
| ||||
| 20. Нуклеиновые кислоты: ДНК | 19.10 |
|
|
| ||||
| 21. Нуклеиновые кислоты: РНК. | 19.10 |
|
|
|
| |||
| 22. Генетический код, свойства кода. | 23.10 |
|
|
|
| |||
| 23. Решение задач по молекулярной биологии. | 26.10 |
|
|
|
| |||
| 24. Ген: структура и функции. | 26.10 |
|
|
|
| |||
| 25. Геном растений, животных и человека. | 06.11 |
|
| Изучение геномов растений, животных и человека Южноуральскими генетиками. |
| |||
| 26.Проверочная работа по теме: «Химическая организация живого вещества» | 09.11 |
|
|
|
| |||
| 27. Совокупность реакций биологического синтеза - пластический обмен | 09.11 |
|
|
|
| |||
| 28. Передача наследственной информации: транскрипция. | 13.11 |
|
|
|
| |||
| 29. Механизм обеспечения синтеза белка: трансляция. | 16.11 |
|
|
|
| |||
| 30. Каталитический характер реакций обмена веществ. | 16.11 |
|
|
|
| |||
| 31. Энергетический обмен. Этапы обмена. | 20.11 |
|
|
|
| |||
| 32. Понятие о гомеостазе. Принципы нервной и эндокринной регуляции метаболизма. | 23.11 |
|
|
|
| |||
| 33. Фотосинтез: световая и темновая фаза. Хемосинтез. | 23.11 |
|
|
|
| |||
| 34. Проверочная работа по теме: «Реализация наследственной информации». |
|
|
|
|
| |||
| 35. Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки. | 27.11 |
|
|
|
| |||
| 36. Строение бактериальной клетки. Особенности жизнедеятельности. | 30.11 |
|
| Наиболее частые бактериальные заболевания в Кыштыме. |
| |||
| 37. Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации. | 30.11 |
|
|
|
| |||
| 38. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. | 04.12 |
|
|
|
| |||
| 39. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. | 07,12 |
|
|
|
| |||
| 40. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельности клеток. | 07.12 |
|
|
|
| |||
| 41. Хромосомы. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. | 11.12 |
|
|
|
| |||
| 42. Решение задач по молекулярной биологии. | 14.12 |
|
|
|
| |||
| 43. Проверочная работа по теме: «Структурно-функциональная организация клеток эукариот» | 14.12 |
|
|
|
| |||
| 44. Особенности строения растительных клеток. | 18.12 |
|
|
|
| |||
| 45. ЛР № 3. Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом. | 21.12 |
|
|
|
| |||
| 46. Жизненный цикл клеток. Размножение клеток. Митотический цикл. | 21.12 |
|
|
|
| |||
| 47. Биологический смысл и значение митоза. | 25.12 |
|
|
|
| |||
| 48. Нарушения клеточного размножения и заболевания человека и животных. | 28.12 |
|
| Примеры заболеваний человека при нарушении клеточного размножения в Челябинской области. |
| |||
| 49. Вирусы – внутриклеточные паразиты. | 28.12 |
|
| Наиболее частые штаммы вирусов, поражающие население Южного Урала. |
| |||
| 50. Клеточная теория строения организмов. | 15.01 |
|
|
|
| |||
Размножение организмов (7 часов)
| 51. Формы бесполого размножения. | 18.01 |
| Личностные: осознания достижения личного успеха в трудовой деятельности за счет собственной компетентности в соответствии с социальными стандартами и последующим социальным одобрением достижений науки биологии и биологического производства для развития современного общества. Метапредметные: получать информацию из различных источников, при этом аргументировано и критически оценивать полученную информацию; грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой; вести диалог для выявления разных точек зрения, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения; Предметные: объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. Объяснять этапы эмбрионального развития, выявлять роль факторов среды на развитие организма. Ученик получит возможность научиться: выявлять биологический смысл и эволюционное значение бесполого и полового размножения; определять период формирования половых клеток; сущность и особенности течения. Особенности сперматогенеза и овогенеза.
|
|
| |||
| 52. Половое размножение растений и животных. | 18.01 |
|
|
| ||||
| 53. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток. | 22.01 |
|
|
| ||||
| 54. Биологическое значение и смысл мейоза. | 25.01 |
|
|
| ||||
| Осеменение и оплодотворение. | 25.01 |
| Использование осеменения и оплодотворения в хозяйствах Челябинской обл. |
| ||||
| 56. Эволюционное значение полового размножения. | 29.01 |
|
|
| ||||
| 57. Проверочная работа по теме: «Размножение растений и животных». | 31.01 |
|
|
| ||||
Индивидуальное развитие организмов (20 часов) | 58. Краткие исторические сведения об индивидуальном размножении. | 31.01 |
| Личностные: соблюдения гигиенических норм и правил; сохранения и поддержания собственного здоровья и здоровья окружающих; Метапредметные: грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой; вести диалог для выявления разных точек зрения, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения; Предметные: выделять периоды эмбрионального и постэмбрионального развития; устанавливать роль нервной и эндокринной систем этих процессов. Ученик получит возможность научиться: определят этапы дифференцировки тканей; устанавливать генетический контроль развития; устанавливать характер влияния токсичных веществ на организм.
|
|
| |||
| 59. Эмбриональный период развития. Типы яйцеклеток. | 05.02 |
|
| Влияние внешних факторов региона на протекание эмбрионального развития животных и человека. |
| |||
| 60. Основные закономерности дробления, образование бластулы. | 08.02 |
|
|
|
| |||
| 61. Гаструляция – закономерности образования двухслойного зародыша. | 08.02 |
|
|
|
| |||
| 62. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов. | 12.02 |
|
|
|
| |||
| 63. Регуляция эмбрионального развития. | 15.02 |
|
|
|
| |||
| 64. Генетический контроль развития. | 15.02 |
|
|
|
| |||
| 65. Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития | 19.02 |
|
|
|
| |||
| 66. Постэмбриональный период развития. Закономерности. Непрямое развитие | 22.02 |
|
| Влияние внешних факторов на этапы развития человека в Челябинской области. |
| |||
| 67. Прямое развитие: дорепродуктивный, репродуктивный, пострепродуктивный периоды | 22.02 |
|
|
|
| |||
| 68. Биология продолжительности жизни | 26.02 |
|
| Продолжительность жизни населения в Кыштыме. |
| |||
| 69.Биогенетический закон | 01.03 |
|
|
|
| |||
| 70. Работы академика А.Н.Северцова об эмбриональной изменчивости | 01.03 |
|
|
|
| |||
| 71. Роль факторов окружающей среды в развитии организма | 05.03 |
|
| Проявление действия внешних факторов на организмы на территории Южного Урала. |
| |||
| 72. Критические периоды развития | 12.03 |
|
|
|
| |||
| 73.. Влияние воздействия токсических веществ на ход эмбрионального развития. | 15.03 |
|
|
|
| |||
| 74.. Влияние воздействия токсических веществ на ход постэмбрионального развития. | 15.03 |
|
| Влияние выбросов предприятий Кыштыма на протекание постэмбрионального развития организмов. |
| |||
| 75. Понятие о регенерации | 19.03 |
|
|
|
| |||
| 76. Обобщение темы «Онтогенез» | 22.03 |
|
|
|
| |||
| 77. Проверочная работа «Индивидуальное развитие организмов | 22.03 |
|
|
|
| |||
Основы генетики и селекции (27 часов)
| 78. История развития генетики | 02.04 |
| Личностные: постепенное формирование истинного отношения к: трудовой деятельности как естественной физической и интеллектуальной потребности; труду как творческой деятельности, позволяющей применять знания на практике; понимание необходимости: полной реализации физических и умственных возможностей, знаний, умений, способностей при выполнении конкретного вида трудовой деятельности. Метапредметные: формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения. Понимание необходимости: получать информацию из различных источников, при этом аргументировано и критически оценивать полученную информацию; грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой; Предметные: объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение у потомков отличий от родительских форм. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия. Ученик получит возможность научиться: выявлять основные закономерности наследственности и изменчивости; устанавливать связь между генами и признаками; объяснять роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств; показывать эволюционная роль мутаций.
|
|
| |||
| 79. Основные понятия генетики. | 05.04 |
|
|
| ||||
| 80. Методы изучения наследственности и изменчивости | 05.04 |
|
|
| ||||
| 81. Закономерности наследования признаков, установленные Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон | 09.04 |
|
|
| ||||
| 82. Второй закон Менделя. Полное и неполное доминирование | 12.04 |
|
|
| ||||
| 83. Анализирующее скрещивание | 12.04 |
|
|
| ||||
| 84. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | 16.04 |
|
|
| ||||
| 85. ЛР № 4. Решение генетических задач | 19.04 |
|
|
|
| |||
| 86. Хромосомная теория наследственности, законы сцепления генов. | 19.04 |
|
|
|
| |||
| 87. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана | 23.04 |
|
|
|
| |||
| 88. Генетическое определение пола: гомо- и гетерогаметный пол | 26.04 |
|
|
|
| |||
| 89.ЛР №5 Составление родословных | 26.04 |
|
|
|
| |||
| 90. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. | 30.05 |
|
|
|
| |||
| 91.Проверочная работа: основные закономерности наследования признаков. | 03.05 |
|
|
|
| |||
| 92. Основные формы изменчивости. Мутации, свойства и причины мутаций. | 03.05 |
|
| Проявление мутаций у растений и животных Южного Урала. |
| |||
| 93. Комбинативная изменчивость. | 07.05 |
|
|
|
| |||
| 94. Фенотипическая изменчивость. | 10.05 |
|
|
|
| |||
| 95. Статистические закономерности модификационной изменчивости. ЛР № 6. Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой. | 10.05 |
|
|
|
| |||
| 96. Центры происхождения и многообразия культурных растений | 14.05 |
|
|
|
| |||
| 97. Центры происхождения и многообразия культурных растений | 17.05 |
|
|
|
| |||
| 98. Методы селекции. | 17.05 |
|
|
|
| |||
| 99. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия | 21.05 |
|
|
|
| |||
| 100.Селекция растений | 24.05 |
|
| Методы селекции растений в Челябинской области. |
| |||
| 101.Селекция животных | 24.05 |
|
| Селекционная работа в животноводстве Южного Урала. |
| |||
| 102 Достижения и основные направления современной селекции. | 28.05 |
|
| Известные селекционеры Южного Урала. |
| |||
| 103 Значение селекции для сельского хозяйства, медицины и др. отраслей | 31.05 |
|
| Применение данных селекции в с/х Челябинской области. |
| |||
| 104. Итоговое тестирование по теме «Селекция». | 31.05 |
|
|
|
| |||
| 105. Повторение |
|
|
|
|
|