Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии в 11 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В.В. Пасечника. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для среднего (полного) общего образования и требованиям к уровню подготовки. Рабочая программа по биологии разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
Конвенция по правам ребенка;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
Федеральный базисный учебный план общего образования № 1312 от 09.03.2004г.;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 233 от 8 мая 2019 г. «О внесении изменений в федеральный перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г № 345»;
7. Приказ Министерства образования и науки Ростовской области «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2019-2020 учебный год»;
8.Приказ Министерства образования и науки Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» №24/4.11-485 от 08.08.2014г.;
9.Постановление Главного государственного санитарного врача «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» №189 от 29.12.2010г.;
10.Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 г. Белая Калитва, Ростовской области;
11.Основная общеобразовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ №1 на 2019-2021гг;
12.Учебный план МБОУ СОШ №1 на 2019-2020 учебный год.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы полного(общего) образования. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом полного общего образования по биологии и авторской программой по биологии В.В. Пасечника.
УМК: Общая биология. 10-11 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013.
Срок реализации программы – 1 год
Количество часов в 11 классе - 1 час в неделю, учебных недель – 34, всего - 34 часа.
По программе – 33 часа.
Количество часов уменьшилось в связи с изменением количества рабочих дней в году. Урок выпал на 5 мая(перенос выходных – 1 урок).
Планируемые результаты освоения учебного предметв
В результате изучения биологии на базовом уровне
Ученик должен знать /понимать/:
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
Ученик должен уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Содержание учебного предмета
Повторение курса 10 класса
Тема. Основы учения об эволюции
История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Демонстрации
Критерии вида
Популяция – структурная единица вида, единица эволюции
Движущие силы эволюции
Возникновение и многообразие приспособлений у организмов
Образование новых видов в природе
Редкие и исчезающие виды
Формы сохранности ископаемых растений и животных
Лабораторные работы:
1.Изучение морфологического критерия вида
2.Изменчивость организмов
3.Приспособленность к среде обитания
4.Выявление изменчивости у особей одного вида
5.Ароморфохы у насекомых и идиоадаптации у растений
Тема. Основы селекции и биотехнологии
Понятие селекции. Методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Достижения биотехнологии.
Практические работы:
1.Анализ и синтез современных достижений биотехнологии
Тема. Антропогенез
Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.
Демонстрации
Движущие силы антропогенеза
Происхождение человека
Происхождение человеческих рас
Практические работы:
1.Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека
Тема. Основы экологии
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы
Биологические ритмы
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз
Ярусность растительного сообщества
Пищевые цепи и сети
Экологическая пирамида
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
Экосистема
Агроэкосистема
Практические работы:
1.Характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности
2.Составление схем передачи веществ и энергии (пищевые цепи)
Лабораторные работы:
1.Исследование изменений в экосистемвх на биологических моделях (аквариум)
2.Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
Тема. Эволюция биосферы и человек
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Демонстрации
Биосфера
Круговорот углерода в биосфере
Биоразнообразие
Глобальные экологические проблемы
Последствия деятельности человека в окружающей среде
Биосфера и человек
Заповедники и заказники России
Редкие и исчезающие виды
Эволюция растительного мира
Эволюция животного мира
Формы сохранности ископаемых растений и животных
Практические работы:
1.Анализ и оценка различных гипотез о происхождении жизни на Земле
2.Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и пути их решения
Обобщение и систематизация знаний (5 ч)
Обобщение, корректировка и систематизация знаний по темам
«Введение. Цитология», «Размножение и онтогенез», «Основы генетики. Генетика человека Основы селекции и биотехнологии», «Основы экологии. Эволюция биосферы и человека», Тестирование в форме ЕГЭ.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Лабораторные, практические работы | Контрольные работы |
| Повторение курса 10 класса | 2 | | входная |
1. | Основы учения об эволюции | 10 | л/р №1-5 | №1 |
2. | Основы селекции и биотехнологии | 4 | п/р№1 | |
3. | Антропогенез | 4 | п/р№2 | №2 |
4. | Основы экологии | 8 | л/р №6 п/р№3,4 | №3 |
5. | Эволюция биосферы и человек | 4 | л/р №7 ,8 п/р №5,6 | |
6. | Повторение и обобщение материала курса 11 класса | 1 | | Годовая |
Всего: | 33 | 6,8 | 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел, тема урока в поурочном планировании | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1 | Клетка. Состав, строение и функции. Органические и неорганические вещества клетки. Генетика. Основные законы генетики. | 03.09 | |
2 | Входная контрольная работа. | 10.09 | |
3 | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. | 17.09 | |
4 | Вид, его критерии. Лабораторная работа №1 «Изучение морфологического критерия вида». | 24.09 | |
5 | Популяции. Лабораторная работа №2 «Изменчивость организмов». | 01.10 | |
6 | Генетический состав популяций. Изменение генофонда популяций. Лабораторная работа №3 «Выявление изменчивости у особей одного вида». Текущий инструктаж по ПТБ. | 08.10 | |
7 | Борьба за существование и ее формы. | 15.10 | |
8 | Естественный отбор и его формы. Лабораторная работа №4 «Приспособленность к среде обитания». | 22.10 | |
9 | Изолирующие механизмы. Видообразование. Макроэволюция, ее доказательства. | 05.11 | |
10 | Система растений и животных – отображение эволюции. | 12.11 | |
11 | Главные направления эволюции органического мира. Лабораторная работа №5 «Ароморфозы у животных и идиоадаптации у растений». | 19.11 | |
12 | Контрольная работа «Основы учения об эволюции». | 26.11 | |
13 | Основные методы селекции и биотехнологии. | 03.12 | |
14 | Методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 10.12 | |
15 | Современное состояние и перспективы биотехнологии. Практическая работа №1 «Анализ и синтез современных достижений в биотехнологии». | 17.12 | |
16 | Контрольная работа №3 по теме «Основы селекции и биотехнологии». | 24.12 | |
17 | Положение человека в системе органического мира. | 14.01 | |
18 | Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. | 21.01 | |
19 | Прародина человека. Практическая работа №2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождение человека». Текущий инструктаж по ПТБ. Расы и их происхождение. | 28.01 | |
20 | Контрольная работа №5 по теме «Антропогенез». | 04.02 | |
21 | Что изучает экология? Среда обитания организмов и ее факторы. | 11.02 | |
22 | Среда обитания организмов и ее факторы. Местообитание и экологические ниши. | 18.02 | |
23 | Основные типы экологического взаимодействия. Конкурентные взаимоотношения. | 25.02 | |
24 | Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяций. Лабораторная работа №6 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности». | 03.03 | |
25 | Экологические сообщества. Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществе.Практическая работа №3 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности». Текущий инструктаж по ПТБ. | 10.03 | |
26 | Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Практическая работа №4 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)». Текущий инструктаж по ПТБ. | 17.03 | |
27 | Экологические сукцессии. Лабораторная работа №7 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)». Текущий инструктаж по ПТБ.и. | 31.03 | |
28 | Контрольная работа по теме «Основы экологии». | 07.04 | |
29 | Современные представления о происхождении жизни. Практическая работа №5 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле. Текущий инструктаж по ПТБ. | 14.04 | |
30 | Эволюция биосферы Практическая работа №6 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения». Текущий инструктаж по ПТБ | 21.04 | |
31 | Антропогенное влияние на биосферу. Лабораторная работа №8 «Решение экологических задач». Текущий инструктаж по ПТБ. | 28.04 | |
32 | Промежуточная аттестация по итогам года | 12.05 | |
33 | Час занимательной биологии | 19.05 | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол №1
заседания методического совета
МБОУ СОШ № 1
от 30.08.2019года
___________Г.И.Резанова
подпись руководителя МС