СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по БИОЛОГИИ 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  БИОЛОГИИ

 

  10 класс__

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по БИОЛОГИИ 10 класс»


РАССМОТРЕНО на заседании МО УТВЕРЖДАЮ ПРОВЕРЕНО

Протокол № __1__ от Директор МБОУ «Гимназия №6 г. Брянска Зам. Директора по УВР

Руководитель МО __________ ____________В.А. Корнеенков ---------------А.В.Магон

Приказ №_______ от



СОГЛАСОВАНО на заседании ЭМС

Протокол №__1___от

Председатель ЭМС

_____________В.А. Корнеенков



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по БИОЛОГИИ


10 класс__


Год реализации: 2019 – 2020 учебный год



Составлена на основе авторской программы среднего (полного) общего образования

Биология. Рабочие программы. 10-11 классы: учеб. пособие для

общеобразоват. организаций: углубл. уровень / Г. М. Дымшиц, О. В.

Саблина. — М. : Просвещение, 2017. — 60 с. .

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус рабочей программы

Рабочая программа по общей биологии 10 класс составлена в соответствии с требованиями:

- Федерального компонента Государственного образовательного стандарта

- примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень) и авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы (профильный уровень), авторы: Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина. М.: Просвещение, 2017. – 60 с.

Рабочая программа опирается на УМК:

учебник – Бородин П.М., Л.В.Высоцкая Л.В., Г.М.Дымшиц, А.О. Рувинский и др.; под ред. В.К.Шумного и Г.М. Дымшица Учебник Биология. Общая биология 10-11 классы. Профильный уровень. В двух частях. М.: Просвещение, 2014 .-303 с.: ил. – (Академический школьный учебник).

Дымшиц Г.М., Саблина О.В., Высоцкая Л.В. и др. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Практикум по общей биологии для 10—11 классов профильного уровня. М. : Просвещение, 2014.

Дымшиц Г.М., Саблина О.В. Рабочая тетрадь. Биология. Общая биология. 10-11 классы. М. : Просвещение, 2012. 64 с.


Место учебной дисциплины учебном плане образовательного учреждения:

Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение предмета общая биология отведены 3 час в неделю, 102 часа в год.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 3часа в неделю.

Срок реализации программы – 1 год.


I ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА

В результате изучения общей биологии на базовом уровне в 10 классе ученик должен

знать /понимать

• основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,

• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

• биологическую терминологию и символику;

уметь

•объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций.

• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

• выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

• анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

  • выявлять приспособления биосистем на уровне организма, клетки и молекулярном уровне к среде обитания, антропогенные изменения в различных уровнях организации живого;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • знание (понимание) основных положений биологических теорий; строения биологических объектов: клеток, генов и хромосом, видов и экосистем (структура); сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах; вклада выдающихся ученых в развитие биологии и экологии; биологической терминологии и символики;

  • умение объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; описывать особей видов по морфологическому критерию;


Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • умение решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • умение выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

  • умение осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, анализировать и оценивать получаемую информацию и собственные действия;

  • владение навыками самообразования и саморазвития;

  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

  • представление о возможности личного участия в решении экологических проблем;

  • владение практическими навыками получения и умелого использования информации о конкретных экологических ситуациях в области, муниципальном образовании и своем населенном пункте;

  • отрабатывание навыков постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживания.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение основных нравственных норм и правил, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих);

  • проявление активной позиции в решении вопросов экологической безопасности.


II СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

Содержание программы учебного предмета базируется на содержании авторской программы. Однако, в программу внесены изменения в связи с количеством часом учебного плана образовательного учреждения.

Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса, характеристика которых дана ниже:

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Введение

Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками1. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Единство живого. Основные свойства живых организмов. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.
Раздел I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ

Тема 1. Молекулы и клетки

Цитология — наука о клетке. История изучения клетки. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории.

Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Роль ионов в клетке и организме. Роль воды. Гидрофильные и гидрофобные молекулы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул.

Биополимеры. Регулярные и нерегулярные полимеры.
Строение белков. Аминокислоты. Пептидная связь. Уровни организации белковой молекулы. Биологические функции белков.

Углеводы. Моносахариды: рибоза, дезоксирибоза, глюкоза. Дисахариды: сахароза, лактоза. Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Функции углеводов.
Липиды. Химическое строение липидов. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жиры, воски, фосфолипиды. Функции липидов.

Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеиновых кислот. Типы нуклеиновых кислот. Функции нуклеиновых кислот.
АТФ, макроэргические связи.
Тема 2. Клеточные структуры и их функции

Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Химический состав, строение и функции хромосом.

Биологические мембраны. Строение и функции плазматической мембраны.
      Мембранные органеллы. Ядро. Вакуолярная система клетки. Митохондрии. Пластиды.
      Опорно-двигательная система клетки. Рибосомы. Клеточные включения

Многообразие форм и размеров клеток в зависимости от их функций. Клетка как целостная система. Прокариоты и эукариоты.

Вирусы. Строение вирусов. Размножение вирусов. Вирус иммунодефицита человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.
Тема 3. Обеспечение клеток энергией

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Понятия метаболизма, анаболизма, катаболизма.

Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание.

Источники энергии для живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы.
Расщепление полисахаридов — крахмала и гликогена. Анаэробное расщепление глюкозы.
      Цикл Кребса. Окислительное фосфорилирование. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы.

Пластический обмен. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Фиксация энергии солнечного света растениями. Хлорофилл. Строение хлоропласта. Фотолиз воды.
Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке

      Клетка – генетическая единица живого. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код и его свойства. Белки - основа специфичности клеток и организмов. 

Пластический обмен. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза белка. Транскрипция. Трансляция. Транспортные РНК. Регуляция транскрипции и трансляции.
      Удвоение ДНК. Принципы репликации. Особенности репликации ДНК эукариот. Теломераза.
      Современные представления о строении генов. Геном. Строение хромосом. Генная инженерия.
Размножение вирусов. ВИЧ. Обратная транскрипция.

Деление клеток про- и эукариот. Соматические и половые клетки.

Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Амитоз.

Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.

Определение пола у животных. Половое и бесполое размножение. Соматические и половые клетки. Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле. Партеногенез.

      Образование половых клеток у животных и растений.

ОРГАНИЗМ

Тема 5. Индивидуальное развитие и размножение организмов

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы).

Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение.

Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений.

Развитие зародыша животных. Дифференцировка клеток.

Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Эмбриогенез растений.
       Постэмбриональное развитие животных и растений. Апоптоз. Многоклеточный организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация. Взаимодействие клеток в организме. Контроль целостности организма. Иммунитет.
При составлении программы имеет место перераспределение часов между темами с соблюдением их логического выстраивания.

Во Введение добавлен 1 час из темы «Основные закономерности явлений изменчивости». В связи с этим здесь увеличилось количество часов (4 часа) и соответственно уменьшилось в главе 7 (8 часов).


III Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

1

Биология как наука

4

2

Молекулы и клетки

17

3

Клеточные структуры и их функции

7

4

Обеспечение клеток энергией

7

5

Наследственная информация и реализация ее в клетке

14

6

Индивидуальное развитие и размножение организмов

15

7

Основные закономерности явлений наследственности

15

8

Основные закономерности явлений изменчивости

8

9

Генетические основы индивидуального развития

5

10

Генетика человека

7


Итого

102

В 10 классе лабораторных работ – 13, практических – 10.



.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема и тип урока

Кол-во часов





Введение. Биология как наука. Методы научного познания. 4часа


1

Краткая история развития биологии. Развитие биологии на современном этапе

1



2

Теоретические и прикладные методы исследования в биологии.

Практическая работа (ПР): Анализ информации о новейших достижениях биологии в СМИ

1



3

Сущность жизни и свойства живого

1



4

Уровни организации живой материи.

1



Биологические системы. Клетка. Организм.

Тема 1 Молекулы и клетки. 17 часов

5

Методы цитологии. Клеточная теория. История открытия и изучения клетки

1



6

Значение цитологических исследований для других

биологических наук, медицины, сельского хозяйства.

Лабораторная работа (ЛР): Устройство световых микроскопов и техника микроскопирования.

1



7

Особенности химического состава клетки.

1



8

Макро- и микроэлементы




9

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в жизнедеятельности клетки.

ПР: Физические и химические свойства воды

1



10

Многообразие неорганических ионов в клетке

1



11

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

1



12

Многообразие углеводов и липидов в клетке

1



13

Строение и функции белков.

ЛР: Обнаружение биополимеров в биологических объектах.

1



14

Биополимеры. Биологические функции белков.

ЛР: Определение каталитической активности ферментов в живых клетках.

ПР: Причины денатурация белков на примере яичного белка

1



15

Биологические полимеры - нуклеиновые кислоты. Дезоксирибонуклеиновая кислота.

1



16

Рибонуклеиновые кислоты. АТФ.

1



17

Биологические полимеры - нуклеиновые кислоты. Репликация ДНК.

1



18

АТФ – строение и свойства, сравнительная характеристика органических полимеров.

1



19

Витамины, их биологическая роль. Обобщение по разделу «Биополимеры»

1



20

Обобщение темы «Молекулы и клетки». Работа с тестами.

1



21

Обобщение темы «Молекулы и клетки». Работа с тестами.

1



Тема 2. Клеточные структуры и их функции. 7 часов

22

Биологические мембраны. Функции плазмалеммы.

ЛР: Физиологические свойства клеточной мембраны

1



23

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы

1



24

Строение клетки. Комплекс Гольджи. Эндоплазматическая сеть. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения

1



25

Обобщённые характеристики немембранных органелл

1



26

Обобщённые характеристики мембранных органелл.

ЛР: Строение клетки. Размеры внутриклеточных структур

1



27

Сходства и различия в строении эукариотических и прокариотических клеток. Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.

ЛР: Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки растений, животных и бактерий и грибов

1



28

Ядро и ядерные компоненты.

ЛР: Изучение хромосом на готовых микропрепаратах

1



Тема 3. Обеспечение клеток энергией. 7 часов

29

Обмен веществ и энергии в клетке.

1



30

Способы и типы питания клетки.

1



31

Этапы энергетического обмена: подгогтовительный, бескислородный, кислородный. Решение задач по биохимическим процессам

1



32

Энергетический обмен в клетке. Питание клетки.

ПР: Сравнение процессов брожения и дыхания.

1



33

Пластический обмен. Фотосинтез.

1



34

Темновая фаза фотосинтеза. Цикл Кальвина. Хемосинтез.

ПР: Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

1



35

Обобщение темы «Обеспечение клеток энергией»

1



Глава 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке. 14 часов

36

Реализация наследственной информации в клетке.

1



37

Генетическая информация. Генетический код. транскрипция

1



38

Репликация ДНК. Особенности репликации ДНК у эукариот. Теломераза.

1



39

Регуляция процессов биосинтеза белков в клетке. Особенности биосинтеза белка у прокариот.

1

1


40

Современные представления о строении генов. Геном. Строение хромосом

1



41,42

Решение задач по теме «Биосинтез белка»

2



43

Генетическая инженерия. Прокариоты и эукариоты

1



44

Вирусы

1



45

Жизненные циклы вирусов. Бактериофаги.

1



46

Генная инженерия и вирусы

1



47

Организм - единое целое. Многообразие живых организмов.

1



48

Решение задач по молекулярной биологии.

1



49

Обобщение материала по теме

1



Тема 5. Индивидуальное развитие и размножение организмов 15 часов


50

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Половое размножение.

ПР: Сравнение процессов полового и бесполого размножения.

1



51

Виды размножения у эукариот и прокариот.

1



52

Развитие половых клеток.

1



53

Спермато- и овогенез. Строение половых клеток.

ПР: Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.

1



54

Индивидуальное развитие организма Онтогенез.

1



55

Постэмбриональное развитие.

1



56

Проблемы старение и продолжительности жизни. геронтология

1



57

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Постэмбриональный период. Последствие влияния вредных привычек на развитие зародыша человека.

ЛР: Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

1



58

Жизненный и клеточный цикл.

1



59

Митоз и амитоз.

ЛР: Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.

1



60

Мейоз.

ЛР: Изучение мейоза в пыльниках цветков.

1



61

Жизненный цикл растений, грибов и чередование типов делений клеток.

ПР: Сравнение процессов митоза и мейоза.

1



62

Обобщение по теме «Метаболизм. Деление клетки»

1



63

Оплодотворение и его типы.

ПР: Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных.

1



64

Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития

1

1


ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ. 38 часов

Тема 6. Основные закономерности явлений наследственности. 16 часов

65

История развития генетики. Гибридологический метод. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

1



66

Первый и второй закон Менделя, прикладная характеристика, цитологические основы

1



67

ПР: Решение задач «Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание»

1



68

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Взаимодействие неаллельных генов.

1



69

Практикум «Решение задач по анализирующему скрещиванию»

1



70

Решение задач на множественный аллелизм

1



71

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

1



72

Цитологические основы дигибридного скрещивания

1



73

ПР: Решение задач по дигибридному скрещиванию

1



74

Цитоплазматическая наследственность. Хромосомная теория наследственности.

1



75

ПР: Решение задач по сцеплённому наследованию.

1



76

Картирование хромосом.

ПР: Решение генетических задач на взаимодействие генов.

1



77

Генетическое определение пола.

1



78

Наследование признаков, сцепленных с полом.

1



79

ПР: Решение задач по теме «Генетика пола и признакам, сцепленных с полом»

1



80

Обобщение по теме «Основные закономерности явлений наследственности»

1



Тема 7. Основные закономерности явлений изменчивости. 8 часов


81

Изменчивость. Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.

1



82

Комбинативная изменчивость.

1



83

Причины мутаций. Мутагенные факторы среды. Экспериментальные мутагенез

1



84

Мутационная изменчивость и её виды. Решение задач «Типы изменчивости»

1



85

Внеядерная наследственность. Митохондриальные и хлоропластные гены. ЛР: Геномные и хромосомные мутации

1



86

Взаимодействие генотипа и среды. Качественные и количественные признаки.

1



87

Статистические закономерности модификациионной

изменчивости. ЛР: «Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой нормы реакции

1



88

Обобщение материала «Основные закономерности явлений изменчивости»

1



Тема 8. Генетические основы индивидуального развития. 5часов

89

Внеядерная наследственность.

1



90

Перестройки генома в онтогенезе

1



91

Проявление генов в онтогенезе. Генетические основы поведения.

1



92

Наследование дифференцированного состояния клеток.

1



93

Обобщающий урок по теме «Особенности онтогенеза биосистем»

1



Тема 9. Генетика человека. 7 часов


94

Методы исследования в генетике человека

1



95

Генные заболевания.

ЛР: Составление родословных и их анализ.

1



96

Генетика и здоровье человека. Проблемы генетической безопасности.

1



97

Генетические консультации и их значение для здоровья человека.

ЛР: Кариотип человека. Хромосомные болезни человека.

1



98

Проблемы генетической безопасности. Генная инженерия.

1



99

Современные биотехнологии и использование организмов.

1



100

Решение задач по теме «Генетика человека».

1



101

Обобщающий урок по теме «Организм»

1



102

Решение задач по разделу «Клетка и организм» как биологические системы

1



103-105

Решение задач формата ЕГЭ по разделам

3




Информационно-методическое обеспечение для учителя:

    1. Бородин П.М., Высоцкая Л.В, Дымшиц Г.Н, Рувинский А.О. и др.; под ред. В.К.Шумного и Г.М. Дымшица. Учебник Биология. Общая биология 10-11 классы. Профильный уровень. В двух частях. М.: «Просвещение,. 2014 .-303 с.: ил. – (Академический школьный учебник)

    2. Дымшиц Г.М., Саблина О.В., Высоцкая Л.В. и др. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Практикум.

    3. Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Общая биология. Базовый и углубленный уровени: Учебник навигатор, 10 класс, 11 класс для общеобразовательных учреждений с СД-дисками. - М.: Дрофа, 2014.

    4. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / - М.: Дрофа, 2010. -368 с


II Дополнительная литература для учителя

Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005.

Биология: тематические и итоговые контрольные работы. 10-11 классы. Дидактические материалы. М., «Вентана-Граф», 2017.

Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.:Дрофа, 2002;

Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.

Кулев А.В. Общая биология.10-11 классы. Метод. Пособие. – СПб.: ПАРИТЕТ, 2002.

Петунин О.В. Уроки биологии. 11 класс. Развернутое планирование.- Ярославль, 2003.

Лернер Г.И. Биология. Тесты и задания для поступающих в ВУЗы.- М.: Аквариум. ГИППВ, 1998.

Фнусбаев Б.Х. Биология. Общая биология. - М, 2001

Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Т. В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002.

Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Из­дательский Дом «Генджер», 1997. - 96с.

Сухова Т. С., Козлова Т. А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11'кл.: рабочая тетрадь к учеб­нику. - М.: Дрофа, 2005. - 171с.;

Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк./Л. В. Высоцкая, С.М. Глаголев, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. В. К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2010.- 462 с.

Калинова Г.С. Биология: Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. М., «Просвещение», 2016.

Интернет-материалы

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных материалов


8. Информационное обеспечение для ученика:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2009;

  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.

  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

  4. Бондарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. 10-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007.

  5. Биология. Сборник заданий для подготовки к ГИА. Лернер Г.И, Кирилленко А.А, Колесников С.И, 2012-2015.

  6. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3 томах. М.:, «Мир», 1996.

  7. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.

  8. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.

  9. Ерыгин В.Н. Биология для выпускников и поступающих в ВУЗы. УМ.: КноРус, 2014.

  10. Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/J.B. Иванова, ГС. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2008- 2013(Проверь свои знания);

  11. Козлова ТА., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2009;

  12. Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ. Ростов-на-Дону:Легион, 2009.

  13. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: ФИПИ, 2008-2014;

  14. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2009;

  15. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.

  16. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997;

  17. Фросин В., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;


Электронное сопровождение:

  1. Биология. Общая биология 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Навигатор. Мультимедийное учебное пособие. И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов.

  2. Биология. Общая биология 11 класс. Базовый и углубленный уровни. Навигатор. Мультимедийное учебное пособие. И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов.

  3. Биология 9-11 классы. Дидактический и раздаточный материал.

  4. Биология 6-11 (Часть 1,2).

  5. Биология. Мультимедийное сопровождение уроков 7-11 классы.

  6. Биология в школе. Электронные уроки и тесты.

  7. Биология абитуриенту. ЕГЭ.

  8. Биология. Готовимся к ЕГЭ.

  9. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (2 диска).

  10. Биология. 1С: Репетитор. Для абитуриентов, старшеклассников и учителей.

  11. Биология, 6 – 11 класс. Часть 1,2.Лабораторный практикум.

  12. Открытая биология. Версия 2,5. Автор курса Д.И.Мамонтов.

Интернет-ресурсы:

  1. http://old.fipi.ru/ (Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ))

  2. http://www.fcior.edu.ru/ (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, ФЦИОР)

  3. http://school-collection.edu.ru/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, ЕК ЦОР)

  4. http://festival.1september.ru/ (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»)

  5. http://www.chemistry48.ru (Личный сайт)

  6. http://www.uroki.net/docxim.htm (Для учителя химии и биологии)

  7. http://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/46 (Энциклопедия Кругосвет)

  8. http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass (Видеоуроки. Биология 10 кл)

  9. http://interneturok.ru/ru/school/biology/11-klass (Видеоуроки. Биология 11 кл)

  10. http://biology-online.ru/ (Современные уроки биологии. Биология онлайн)

  11. http://luts.ucoz.ru/load/27-1-0-109 (Занимательная биология)

  12. http://multiring.ru/course/biology/content/index.html#.VDoJ3FfgX5Q (Открытая биология)

  13. http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Biology-8class-99/Default.aspx (Тесты онлайн)

  14. http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/afrms.php?proj= (Открытый банк заданий ЕГЭ)

  15. http://ege.yandex.ru/ (ЕГЭ и ГИА на Яндексе)

  16. http://bio.reshuege.ru/ (Решу ЕГЭ по биологии. Тематические тесты)

  17. http://bio-faq.ru/map3.html (Тесты, задачи по биологии)

  18. http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

  19. http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

  20. http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

  21. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  22. http://www.biolog188.narod.ru/ В помощь моим ученикам: сайт учителя биологии А.П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология - конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи, методические разработки.

  23. http://biology.ru/раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.

  24. http://www.skeletos.zharko.ru/ "Опорно-двигательная система человека". Образовательный сайт по предмету Биология, курс Человек. Строение скелета. Мышечная система. Как это работает. Приложения: 2 скелетных энциклопедии; для учителя - уроки, лабораторные, 6 тестов с ответами.

  25. http://www.biodan.narod.ru/   "БиоДан" - Биология от Даны. Новости и обзоры по биологии, экологии. Проблемы и теории. Есть тематические выпуски, фотогалереи, биографии великих ученых, спецсловарь.

  26. http://bio.1september.ru/urok/ - для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.http://bio.1september.ru/ - газета "Биология" 

  27. http://nrc.edu.ru - "Биологическая картина мира" - раздел электронного учебника "Концепции современного естествознания". Концепции происхождения жизни и теории эволюции.  (Переход по ссылке внизу "Далее...".)

  28. http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования

  29. http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  30. http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  31. http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.

  32. http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.

  33. http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.

  34. http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".

  35. http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html -тесты по биологии.

  36. http://www.kokch.kts.ru/cdo/ - тестирование On-line по биологии для учащихся 5-11классов.







1