РАССМОТРЕНО на заседании МО УТВЕРЖДАЮ ПРОВЕРЕНО
Протокол № __1__ от Директор МБОУ «Гимназия №6 г. Брянска Зам. Директора по УВР
Руководитель МО __________ ____________В.А. Корнеенков ---------------А.В.Магон
Приказ №_______ от
СОГЛАСОВАНО на заседании ЭМС
Протокол №__1___от
Председатель ЭМС
_____________В.А. Корнеенков
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по БИОЛОГИИ
10 класс__
Год реализации: 2019 – 2020 учебный год
Составлена на основе авторской программы среднего (полного) общего образования
Биология. Рабочие программы. 10-11 классы: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций: углубл. уровень / Г. М. Дымшиц, О. В.
Саблина. — М. : Просвещение, 2017. — 60 с. .
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус рабочей программы
Рабочая программа по общей биологии 10 класс составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального компонента Государственного образовательного стандарта
- примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень) и авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы (профильный уровень), авторы: Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина. М.: Просвещение, 2017. – 60 с.
Рабочая программа опирается на УМК:
учебник – Бородин П.М., Л.В.Высоцкая Л.В., Г.М.Дымшиц, А.О. Рувинский и др.; под ред. В.К.Шумного и Г.М. Дымшица Учебник Биология. Общая биология 10-11 классы. Профильный уровень. В двух частях. М.: Просвещение, 2014 .-303 с.: ил. – (Академический школьный учебник).
Дымшиц Г.М., Саблина О.В., Высоцкая Л.В. и др. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Практикум по общей биологии для 10—11 классов профильного уровня. М. : Просвещение, 2014.
Дымшиц Г.М., Саблина О.В. Рабочая тетрадь. Биология. Общая биология. 10-11 классы. М. : Просвещение, 2012. 64 с.
Место учебной дисциплины учебном плане образовательного учреждения:
Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение предмета общая биология отведены 3 час в неделю, 102 часа в год.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 3часа в неделю.
Срок реализации программы – 1 год.
I ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
В результате изучения общей биологии на базовом уровне в 10 классе ученик должен
знать /понимать
• основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• биологическую терминологию и символику;
уметь
•объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций.
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
• выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
• анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
выявлять приспособления биосистем на уровне организма, клетки и молекулярном уровне к среде обитания, антропогенные изменения в различных уровнях организации живого;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Предметно-информационная составляющая образованности:
знание (понимание) основных положений биологических теорий; строения биологических объектов: клеток, генов и хромосом, видов и экосистем (структура); сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах; вклада выдающихся ученых в развитие биологии и экологии; биологической терминологии и символики;
умение объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; описывать особей видов по морфологическому критерию;
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
умение решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
умение выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
умение осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, анализировать и оценивать получаемую информацию и собственные действия;
владение навыками самообразования и саморазвития;
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
представление о возможности личного участия в решении экологических проблем;
владение практическими навыками получения и умелого использования информации о конкретных экологических ситуациях в области, муниципальном образовании и своем населенном пункте;
отрабатывание навыков постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживания.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
соблюдение основных нравственных норм и правил, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих);
проявление активной позиции в решении вопросов экологической безопасности.
II СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Содержание программы учебного предмета базируется на содержании авторской программы. Однако, в программу внесены изменения в связи с количеством часом учебного плана образовательного учреждения.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса, характеристика которых дана ниже:
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Введение
Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками1. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Единство живого. Основные свойства живых организмов. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.
Раздел I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ
Тема 1. Молекулы и клетки
Цитология — наука о клетке. История изучения клетки. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории.
Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Роль ионов в клетке и организме. Роль воды. Гидрофильные и гидрофобные молекулы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул.
Биополимеры. Регулярные и нерегулярные полимеры.
Строение белков. Аминокислоты. Пептидная связь. Уровни организации белковой молекулы. Биологические функции белков.
Углеводы. Моносахариды: рибоза, дезоксирибоза, глюкоза. Дисахариды: сахароза, лактоза. Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Функции углеводов.
Липиды. Химическое строение липидов. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жиры, воски, фосфолипиды. Функции липидов.
Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеиновых кислот. Типы нуклеиновых кислот. Функции нуклеиновых кислот.
АТФ, макроэргические связи.
Тема 2. Клеточные структуры и их функции
Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Химический состав, строение и функции хромосом.
Биологические мембраны. Строение и функции плазматической мембраны.
Мембранные органеллы. Ядро. Вакуолярная система клетки. Митохондрии. Пластиды.
Опорно-двигательная система клетки. Рибосомы. Клеточные включения
Многообразие форм и размеров клеток в зависимости от их функций. Клетка как целостная система. Прокариоты и эукариоты.
Вирусы. Строение вирусов. Размножение вирусов. Вирус иммунодефицита человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.
Тема 3. Обеспечение клеток энергией
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Понятия метаболизма, анаболизма, катаболизма.
Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание.
Источники энергии для живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы.
Расщепление полисахаридов — крахмала и гликогена. Анаэробное расщепление глюкозы.
Цикл Кребса. Окислительное фосфорилирование. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы.
Пластический обмен. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Фиксация энергии солнечного света растениями. Хлорофилл. Строение хлоропласта. Фотолиз воды.
Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.
Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке
Клетка – генетическая единица живого. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код и его свойства. Белки - основа специфичности клеток и организмов.
Пластический обмен. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза белка. Транскрипция. Трансляция. Транспортные РНК. Регуляция транскрипции и трансляции.
Удвоение ДНК. Принципы репликации. Особенности репликации ДНК эукариот. Теломераза.
Современные представления о строении генов. Геном. Строение хромосом. Генная инженерия.
Размножение вирусов. ВИЧ. Обратная транскрипция.
Деление клеток про- и эукариот. Соматические и половые клетки.
Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Амитоз.
Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.
Определение пола у животных. Половое и бесполое размножение. Соматические и половые клетки. Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле. Партеногенез.
Образование половых клеток у животных и растений.
ОРГАНИЗМ
Тема 5. Индивидуальное развитие и размножение организмов
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы).
Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение.
Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений.
Развитие зародыша животных. Дифференцировка клеток.
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Эмбриогенез растений.
Постэмбриональное развитие животных и растений. Апоптоз. Многоклеточный организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация. Взаимодействие клеток в организме. Контроль целостности организма. Иммунитет.
При составлении программы имеет место перераспределение часов между темами с соблюдением их логического выстраивания.
Во Введение добавлен 1 час из темы «Основные закономерности явлений изменчивости». В связи с этим здесь увеличилось количество часов (4 часа) и соответственно уменьшилось в главе 7 (8 часов).
III Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Биология как наука | 4 |
2 | Молекулы и клетки | 17 |
3 | Клеточные структуры и их функции | 7 |
4 | Обеспечение клеток энергией | 7 |
5 | Наследственная информация и реализация ее в клетке | 14 |
6 | Индивидуальное развитие и размножение организмов | 15 |
7 | Основные закономерности явлений наследственности | 15 |
8 | Основные закономерности явлений изменчивости | 8 |
9 | Генетические основы индивидуального развития | 5 |
10 | Генетика человека | 7 |
| Итого | 102 |
В 10 классе лабораторных работ – 13, практических – 10.
.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема и тип урока | Кол-во часов | |
| |
Введение. Биология как наука. Методы научного познания. 4часа |
1 | Краткая история развития биологии. Развитие биологии на современном этапе | 1 | | |
2 | Теоретические и прикладные методы исследования в биологии. Практическая работа (ПР): Анализ информации о новейших достижениях биологии в СМИ | 1 | | |
3 | Сущность жизни и свойства живого | 1 | | |
4 | Уровни организации живой материи. | 1 | | |
Биологические системы. Клетка. Организм. Тема 1 Молекулы и клетки. 17 часов |
5 | Методы цитологии. Клеточная теория. История открытия и изучения клетки | 1 | | |
6 | Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. Лабораторная работа (ЛР): Устройство световых микроскопов и техника микроскопирования. | 1 | | |
7 | Особенности химического состава клетки. | 1 | | |
8 | Макро- и микроэлементы | | | |
9 | Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. ПР: Физические и химические свойства воды | 1 | | |
10 | Многообразие неорганических ионов в клетке | 1 | | |
11 | Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. | 1 | | |
12 | Многообразие углеводов и липидов в клетке | 1 | | |
13 | Строение и функции белков. ЛР: Обнаружение биополимеров в биологических объектах. | 1 | | |
14 | Биополимеры. Биологические функции белков. ЛР: Определение каталитической активности ферментов в живых клетках. ПР: Причины денатурация белков на примере яичного белка | 1 | | |
15 | Биологические полимеры - нуклеиновые кислоты. Дезоксирибонуклеиновая кислота. | 1 | | |
16 | Рибонуклеиновые кислоты. АТФ. | 1 | | |
17 | Биологические полимеры - нуклеиновые кислоты. Репликация ДНК. | 1 | | |
18 | АТФ – строение и свойства, сравнительная характеристика органических полимеров. | 1 | | |
19 | Витамины, их биологическая роль. Обобщение по разделу «Биополимеры» | 1 | | |
20 | Обобщение темы «Молекулы и клетки». Работа с тестами. | 1 | | |
21 | Обобщение темы «Молекулы и клетки». Работа с тестами. | 1 | | |
Тема 2. Клеточные структуры и их функции. 7 часов |
22 | Биологические мембраны. Функции плазмалеммы. ЛР: Физиологические свойства клеточной мембраны | 1 | | |
23 | Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы | 1 | | |
24 | Строение клетки. Комплекс Гольджи. Эндоплазматическая сеть. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения | 1 | | |
25 | Обобщённые характеристики немембранных органелл | 1 | | |
26 | Обобщённые характеристики мембранных органелл. ЛР: Строение клетки. Размеры внутриклеточных структур | 1 | | |
27 | Сходства и различия в строении эукариотических и прокариотических клеток. Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов. ЛР: Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки растений, животных и бактерий и грибов | 1 | | |
28 | Ядро и ядерные компоненты. ЛР: Изучение хромосом на готовых микропрепаратах | 1 | | |
Тема 3. Обеспечение клеток энергией. 7 часов |
29 | Обмен веществ и энергии в клетке. | 1 | | |
30 | Способы и типы питания клетки. | 1 | | |
31 | Этапы энергетического обмена: подгогтовительный, бескислородный, кислородный. Решение задач по биохимическим процессам | 1 | | |
32 | Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. ПР: Сравнение процессов брожения и дыхания. | 1 | | |
33 | Пластический обмен. Фотосинтез. | 1 | | |
34 | Темновая фаза фотосинтеза. Цикл Кальвина. Хемосинтез. ПР: Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза. | 1 | | |
35 | Обобщение темы «Обеспечение клеток энергией» | 1 | | |
Глава 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке. 14 часов |
36 | Реализация наследственной информации в клетке. | 1 | | |
37 | Генетическая информация. Генетический код. транскрипция | 1 | | |
38 | Репликация ДНК. Особенности репликации ДНК у эукариот. Теломераза. | 1 | | |
39 | Регуляция процессов биосинтеза белков в клетке. Особенности биосинтеза белка у прокариот. | 1 | 1 | |
40 | Современные представления о строении генов. Геном. Строение хромосом | 1 | | |
41,42 | Решение задач по теме «Биосинтез белка» | 2 | | |
43 | Генетическая инженерия. Прокариоты и эукариоты | 1 | | |
44 | Вирусы | 1 | | |
45 | Жизненные циклы вирусов. Бактериофаги. | 1 | | |
46 | Генная инженерия и вирусы | 1 | | |
47 | Организм - единое целое. Многообразие живых организмов. | 1 | | |
48 | Решение задач по молекулярной биологии. | 1 | | |
49 | Обобщение материала по теме | 1 | | |
Тема 5. Индивидуальное развитие и размножение организмов 15 часов |
50 | Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Половое размножение. ПР: Сравнение процессов полового и бесполого размножения. | 1 | | |
51 | Виды размножения у эукариот и прокариот. | 1 | | |
52 | Развитие половых клеток. | 1 | | |
53 | Спермато- и овогенез. Строение половых клеток. ПР: Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных. | 1 | | |
54 | Индивидуальное развитие организма Онтогенез. | 1 | | |
55 | Постэмбриональное развитие. | 1 | | |
56 | Проблемы старение и продолжительности жизни. геронтология | 1 | | |
57 | Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Постэмбриональный период. Последствие влияния вредных привычек на развитие зародыша человека. ЛР: Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. | 1 | | |
58 | Жизненный и клеточный цикл. | 1 | | |
59 | Митоз и амитоз. ЛР: Изучение фаз митоза в клетках корешка лука. | 1 | | |
60 | Мейоз. ЛР: Изучение мейоза в пыльниках цветков. | 1 | | |
61 | Жизненный цикл растений, грибов и чередование типов делений клеток. ПР: Сравнение процессов митоза и мейоза. | 1 | | |
62 | Обобщение по теме «Метаболизм. Деление клетки» | 1 | | |
63 | Оплодотворение и его типы. ПР: Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных. | 1 | | |
64 | Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития | 1 | 1 | |
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ. 38 часов Тема 6. Основные закономерности явлений наследственности. 16 часов |
65 | История развития генетики. Гибридологический метод. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. | 1 | | |
66 | Первый и второй закон Менделя, прикладная характеристика, цитологические основы | 1 | | |
67 | ПР: Решение задач «Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание» | 1 | | |
68 | Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Взаимодействие неаллельных генов. | 1 | | |
69 | Практикум «Решение задач по анализирующему скрещиванию» | 1 | | |
70 | Решение задач на множественный аллелизм | 1 | | |
71 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков | 1 | | |
72 | Цитологические основы дигибридного скрещивания | 1 | | |
73 | ПР: Решение задач по дигибридному скрещиванию | 1 | | |
74 | Цитоплазматическая наследственность. Хромосомная теория наследственности. | 1 | | |
75 | ПР: Решение задач по сцеплённому наследованию. | 1 | | |
76 | Картирование хромосом. ПР: Решение генетических задач на взаимодействие генов. | 1 | | |
77 | Генетическое определение пола. | 1 | | |
78 | Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | | |
79 | ПР: Решение задач по теме «Генетика пола и признакам, сцепленных с полом» | 1 | | |
80 | Обобщение по теме «Основные закономерности явлений наследственности» | 1 | | |
Тема 7. Основные закономерности явлений изменчивости. 8 часов |
81 | Изменчивость. Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. | 1 | | |
82 | Комбинативная изменчивость. | 1 | | |
83 | Причины мутаций. Мутагенные факторы среды. Экспериментальные мутагенез | 1 | | |
84 | Мутационная изменчивость и её виды. Решение задач «Типы изменчивости» | 1 | | |
85 | Внеядерная наследственность. Митохондриальные и хлоропластные гены. ЛР: Геномные и хромосомные мутации | 1 | | |
86 | Взаимодействие генотипа и среды. Качественные и количественные признаки. | 1 | | |
87 | Статистические закономерности модификациионной изменчивости. ЛР: «Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой нормы реакции | 1 | | |
88 | Обобщение материала «Основные закономерности явлений изменчивости» | 1 | | |
Тема 8. Генетические основы индивидуального развития. 5часов |
89 | Внеядерная наследственность. | 1 | | |
90 | Перестройки генома в онтогенезе | 1 | | |
91 | Проявление генов в онтогенезе. Генетические основы поведения. | 1 | | |
92 | Наследование дифференцированного состояния клеток. | 1 | | |
93 | Обобщающий урок по теме «Особенности онтогенеза биосистем» | 1 | | |
Тема 9. Генетика человека. 7 часов |
94 | Методы исследования в генетике человека | 1 | | |
95 | Генные заболевания. ЛР: Составление родословных и их анализ. | 1 | | |
96 | Генетика и здоровье человека. Проблемы генетической безопасности. | 1 | | |
97 | Генетические консультации и их значение для здоровья человека. ЛР: Кариотип человека. Хромосомные болезни человека. | 1 | | |
98 | Проблемы генетической безопасности. Генная инженерия. | 1 | | |
99 | Современные биотехнологии и использование организмов. | 1 | | |
100 | Решение задач по теме «Генетика человека». | 1 | | |
101 | Обобщающий урок по теме «Организм» | 1 | | |
102 | Решение задач по разделу «Клетка и организм» как биологические системы | 1 | | |
103-105 | Решение задач формата ЕГЭ по разделам | 3 | | |
Информационно-методическое обеспечение для учителя:
Бородин П.М., Высоцкая Л.В, Дымшиц Г.Н, Рувинский А.О. и др.; под ред. В.К.Шумного и Г.М. Дымшица. Учебник Биология. Общая биология 10-11 классы. Профильный уровень. В двух частях. М.: «Просвещение,. 2014 .-303 с.: ил. – (Академический школьный учебник)
Дымшиц Г.М., Саблина О.В., Высоцкая Л.В. и др. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Практикум.
Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Общая биология. Базовый и углубленный уровени: Учебник навигатор, 10 класс, 11 класс для общеобразовательных учреждений с СД-дисками. - М.: Дрофа, 2014.
Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / - М.: Дрофа, 2010. -368 с
II Дополнительная литература для учителя
Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005.
Биология: тематические и итоговые контрольные работы. 10-11 классы. Дидактические материалы. М., «Вентана-Граф», 2017.
Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.:Дрофа, 2002;
Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
Кулев А.В. Общая биология.10-11 классы. Метод. Пособие. – СПб.: ПАРИТЕТ, 2002.
Петунин О.В. Уроки биологии. 11 класс. Развернутое планирование.- Ярославль, 2003.
Лернер Г.И. Биология. Тесты и задания для поступающих в ВУЗы.- М.: Аквариум. ГИППВ, 1998.
Фнусбаев Б.Х. Биология. Общая биология. - М, 2001
Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Т. В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002.
Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. - 96с.
Сухова Т. С., Козлова Т. А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11'кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2005. - 171с.;
Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк./Л. В. Высоцкая, С.М. Глаголев, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. В. К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2010.- 462 с.
Калинова Г.С. Биология: Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. М., «Просвещение», 2016.
Интернет-материалы
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных материалов
8. Информационное обеспечение для ученика:
Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2009;
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
Бондарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. 10-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007.
Биология. Сборник заданий для подготовки к ГИА. Лернер Г.И, Кирилленко А.А, Колесников С.И, 2012-2015.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3 томах. М.:, «Мир», 1996.
Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.
Ерыгин В.Н. Биология для выпускников и поступающих в ВУЗы. УМ.: КноРус, 2014.
Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/J.B. Иванова, ГС. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2008- 2013(Проверь свои знания);
Козлова ТА., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2009;
Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ. Ростов-на-Дону:Легион, 2009.
Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: ФИПИ, 2008-2014;
Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2009;
Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997;
Фросин В., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
Электронное сопровождение:
Биология. Общая биология 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Навигатор. Мультимедийное учебное пособие. И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов.
Биология. Общая биология 11 класс. Базовый и углубленный уровни. Навигатор. Мультимедийное учебное пособие. И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов.
Биология 9-11 классы. Дидактический и раздаточный материал.
Биология 6-11 (Часть 1,2).
Биология. Мультимедийное сопровождение уроков 7-11 классы.
Биология в школе. Электронные уроки и тесты.
Биология абитуриенту. ЕГЭ.
Биология. Готовимся к ЕГЭ.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (2 диска).
Биология. 1С: Репетитор. Для абитуриентов, старшеклассников и учителей.
Биология, 6 – 11 класс. Часть 1,2.Лабораторный практикум.
Открытая биология. Версия 2,5. Автор курса Д.И.Мамонтов.
Интернет-ресурсы:
http://old.fipi.ru/ (Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ))
http://www.fcior.edu.ru/ (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, ФЦИОР)
http://school-collection.edu.ru/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, ЕК ЦОР)
http://festival.1september.ru/ (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»)
http://www.chemistry48.ru (Личный сайт)
http://www.uroki.net/docxim.htm (Для учителя химии и биологии)
http://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/46 (Энциклопедия Кругосвет)
http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass (Видеоуроки. Биология 10 кл)
http://interneturok.ru/ru/school/biology/11-klass (Видеоуроки. Биология 11 кл)
http://biology-online.ru/ (Современные уроки биологии. Биология онлайн)
http://luts.ucoz.ru/load/27-1-0-109 (Занимательная биология)
http://multiring.ru/course/biology/content/index.html#.VDoJ3FfgX5Q (Открытая биология)
http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Biology-8class-99/Default.aspx (Тесты онлайн)
http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/afrms.php?proj= (Открытый банк заданий ЕГЭ)
http://ege.yandex.ru/ (ЕГЭ и ГИА на Яндексе)
http://bio.reshuege.ru/ (Решу ЕГЭ по биологии. Тематические тесты)
http://bio-faq.ru/map3.html (Тесты, задачи по биологии)
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.biolog188.narod.ru/ В помощь моим ученикам: сайт учителя биологии А.П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология - конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи, методические разработки.
http://biology.ru/раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.
http://www.skeletos.zharko.ru/ "Опорно-двигательная система человека". Образовательный сайт по предмету Биология, курс Человек. Строение скелета. Мышечная система. Как это работает. Приложения: 2 скелетных энциклопедии; для учителя - уроки, лабораторные, 6 тестов с ответами.
http://www.biodan.narod.ru/ "БиоДан" - Биология от Даны. Новости и обзоры по биологии, экологии. Проблемы и теории. Есть тематические выпуски, фотогалереи, биографии великих ученых, спецсловарь.
http://bio.1september.ru/urok/ - для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.http://bio.1september.ru/ - газета "Биология"
http://nrc.edu.ru - "Биологическая картина мира" - раздел электронного учебника "Концепции современного естествознания". Концепции происхождения жизни и теории эволюции. (Переход по ссылке внизу "Далее...".)
http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования
http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.
http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.
http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.
http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html -тесты по биологии.
http://www.kokch.kts.ru/cdo/ - тестирование On-line по биологии для учащихся 5-11классов.
1