СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составлена на основе:  авторской программы  Пасечник  В. В. Биология. Базовый уровень. 10—11 классы: рабочая программа к линии УМК В. В. Пасечника : учебно-методическое пособие / В. В. Пасечник. — М. : Дрофа, 2017. —25с.

 

Учебник: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. –М.: Дрофа, 2014.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 класс»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ПРИ ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ».

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______/_______/

Ф.И.О.

Протокол № ___ от

«___»______2019 г

«Согласовано»

Заместитель по УВР ________/____________/

Ф.И.О.

«_____»___________2019 г

«Утверждаю»

Директор ГКОУ СОШ № 1 при ИУ

________/_________/

Ф.И.О.

Приказ №____ от

«___»_______ 2019 г













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

биология

10



Составитель: учитель биологии В.Н. Лизина

Составлена на основе: авторской программы Пасечник В. В. Биология. Базовый уровень. 10—11 классы: рабочая программа к линии УМК В. В. Пасечника : учебно-методическое пособие / В. В. Пасечник. — М. : Дрофа, 2017. —25с.


Учебник: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. –М.: Дрофа, 2014.


Количество часов: очная форма : 1 час








с. Кочубеевское

2019-2020 уч. год.









I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.


  • Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 10– 11-х классах являются следующие:

  • – осознавать и называть свои стратегические цели саморазвития – выбора

  • жизненной стратегии (профессиональной, личностной и т.п.);

  • – постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения; учиться осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения своего жизненного опыта;

  • – использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего углублённого (профильного) образования;

  • – приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;

  • – учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;

  • – учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования;

  • – использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

  • Средством достижения личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать:

  • – риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);

  • – поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития). Также важную роль в становлении качеств исследователя играют специальные исследовательские задачи и задания в конце глав.

  • Метапредметными результатами изучения курса «Биология» в 10– 11-м классах является формирование универсальных учебных действий (УУД).

  • Регулятивные УУД:

  • – самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

  • – планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

  • – работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернете);

  • – уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология

  • проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

  • Познавательные УУД:

  • – самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения;

  • – самостоятельно делать предварительный отбор источников информации для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;

  • – сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из азличных источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;

  • – преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;

  • – представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

  • – понимать систему взглядов и интересов человека;

  • – владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания как средством самообразования.

  • Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1, 2, 3 и 4-ю линии развития:

  • – осознание роли жизни (1-я линия развития);

  • – рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);

  • – использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);

  • – объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).

  • Также важную роль в овладении приёмами чтения играет использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

  • Коммуникативные УУД:

  • – при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения);

  • – понимать систему взглядов и интересов человека;

  • – толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы.

  • Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.


Предметными результатами изучения предмета «Биология» в 10– 11-м классах являются следующие умения:

  • 1-я линия развития – осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значении биологии в жизни человека и общества.

  • характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;

  • – классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;

  • объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.

  • 2-я линия развития – формирование представления о природе как развивающейся системе.

  • объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (следствия эволюционной теории, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, синтетической теории эволюции, учения о виде и видообразовании, о путях эволюции А.Н. Северцова);

  • приводить примеры приспособлений у растений и животных и объяснять их биологический смысл;

  • характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;

  • объяснять место человека среди животных и биологические предпосылки происхождения человека;

  • характеризовать основные этапы происхождения человека.

  • 3-я линия развития – освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии.

  • пользоваться знаниями по генетике и селекции для поддержания породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб и др.);

  • использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;

  • характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;

  • использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства, для организации и планирования собственного здорового образа жизни и благоприятной среды обитания человечества.

  • 4-я линия развития – овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использованием в практической жизни.

  • объяснять специфику биологии как науки;

  • находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их;

  • характеризовать основные уровни организации живого;

  • объяснять специфику методов, использующихся при изучении живой природы;

  • характеризовать основные положения клеточной теории;

  • перечислять основные органеллы клетки, характеризовать их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, объяснять особенности строения клеток разных царств живых организмов;

  • характеризовать обмен веществ в клетке: важнейшие особенности фотосинтеза, энергетического обмена и биосинтеза белка;

  • характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;

  • уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;

  • объяснять биологический смысл координации частей организма, их приспособительное значение;

  • объяснять причины многообразия живых организмов;

  • объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;

  • 5-я линия развития – оценка биологического риска взаимоотношений

  • человека и природы.

  • характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;

  • находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий;

  • объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

  • 6-я линия развития – оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни.

  • применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности;

  • применять биологические знания для обеспечения генетической безопасности (профилактика наследственных заболеваний, защита наследственности от нарушений окружающей среды).


Выпускник на базовом уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

  • понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

  • понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

  • использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

  • формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

  • сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

  • приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

  • распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

  • распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

  • описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

  • объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

  • классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

  • объяснять причины наследственных заболеваний;

  • выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

  • выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

  • приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

  • оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

  • оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

  • объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

  • объяснять последствия влияния мутагенов;

  • объяснять возможные причины наследственных заболеваний.


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:


  • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

  • характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

  • сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

  • решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

  • решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

  • решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

  • устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

  • оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.




















II. Содержание учебного предмета

10 класс

Содержание

Количество часов

Из них – п/р( л/р)

Из них – к/р

Введение

4

-

1

РАЗДЕЛ 1. Клетка

15

-

1

РАЗДЕЛ 2.Размножение и индивидуальное развитие

6

-

-

РАЗДЕЛ 3. Основы генетики

8

1

-

РАЗДЕЛ 4.Генетика человека

2

1

1

Итого

35

2

3


III. Календарно – тематическое планирование.

10 класс 1 час в неделю ( 35 часов)

урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Введение 4


Краткая история развития биологии.

1


Методы биологии. Лабораторная работа № 1

1


Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.

1


Дигностическая контрольная работа

1

РАЗДЕЛ 1. Клетка 15


Методы цитологии. Клеточная теория.

1


Особенности химического состава клетки. Неорганические вещества.

1


Органические вещества. Липиды и углеводы.

1


Вода и её роль в жизнедеятельности клетки.

1


Минеральные вещества и их роль в клетке

1


Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток

1


Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

1


Обмен веществ и энергии в клетке

Лабораторная работа № 2

1


Энергетический обмен в клетке.

1


Питание клетки.

1


Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез

1


Синтез белков в клетке.

1


Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

1


Жизненный цикл клетки.

1


Обобщение знаний по теме «Клетка».

1

РАЗДЕЛ 2.Размножение и индивидуальное развитие ( 4 часа+ 2 часа из резерва) 6


Формы размножения организмов.

Бесполое размножение.

1


Формы размножения организмов.

Половое размножение

1


Оплодотворение.

1


Онтогенез — индивидуальное развитие организма

1


Индивидуальное развитие. Эмбриональный период.

1


Индивидуальное развитие. Постэмбриональный

период

1

РАЗДЕЛ 3. Основы генетики 6часов+2 часа из резерва) 8


История развития генетики. Гибридологический метод.

1


Закономерности наследования.

Моногибридное скрещивание.

1


Множественные аллели. Анализирующее скрещивание

1


Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Практическая работа: 1. «Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач».

1


Хромосомная теория наследственности.

1


Генетическое определение пола. Изменчивость: наследственная и ненаследственная.

1


Виды мутации. Причины мутаций.

1


Итоговая контрольная работа за год

1

РАЗДЕЛ 4. Генетика человека 2


Методы исследования генетики человека.

Генетика и здоровье.

1


Проблема генетической безопасности

1


Лист корректировки календарно-тематического планирования



Предмет Биология

Класс ______________

Учитель Лизина В.Н.


2019-2020 учебный год


урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!