СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рыжковская средняя школа»
Кардымовского района Смоленской области
Согласовано Принято Утверждено
Зам.директора Педагогический совет Директор школы
по УВР протокол №_______ _________ С.С. Мухина
_________ О.А.Баранова приказ № ____
«____» ___________2020 от «____» ________2020 от «____» ______2020
Рабочая программа
по биологии
10 класс
Учитель Баранова О.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для обучающихся 10 класса построена на основе:
Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Фундаментального ядра содержания среднего общего образования и требований к результатам среднего общего образования,
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
Примерной программы среднего общего образования по биологии,
Программы среднего общего образования по биологии под редакцией В.В. Пасечника,
Учебного плана МБОУ «Рыжковская средняя школа» на учебный год
и ориентирована на использование учебника «В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов. Общая биология. 10 – 11 классы – М.: Дрофа, 2018г.»
В ней также учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для среднего общего образования и соблюдена преемственность с программой по биологии для основного общего образования.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы В.В.Пасечника.
В программе для старшей школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности, представленных в программах для основного общего образования. Важнейшие отличительные особенности программы по биологии для средней школы состоят в следующем:
Основное содержание курса ориентировано на фундаментальное ядро содержания биологического образования;
Объем и глубина учебного материала определяются требованиями к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования на базовом уровне;
Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и тематическое планирование ограничивают объем содержания, изучаемого на базовом уровне.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход.
Основные цели и задачи изучения биологии
Большой вклад в достижение главных целей среднего общего образования вносит изучение биологии, которое призвано обеспечить:
Формирование системы биологических знаний как компонента естественно-научной картины мира;
Развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
Выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как возможной области будущей практической деятельности.
Цели биологического образования в старшей школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями. Глобальными целями биологического образования являются:
Социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций;
Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование на старшей ступени призвано обеспечить:
Ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;
Развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания;
Овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;
Формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени среднего общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, её системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.
В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования наряду с уроком разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.
Программа по биологии для среднего общего образования строится с учётом следующих содержательных линий:
•отличительные особенности живой природы;
• уровневая организация живой природы;
• эволюция.
Содержание предмета предусматривает формирование у учащихся специальных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В настоящее время биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность.
Знания в области основных биологических законов, теорий и идей формируют нравственные нормы и принципы отношения к живой природе. В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентации содержания курса биологии позволяет сформировать:
• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
• понимание необходимости здорового образа жизни;
• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
• правильному использованию биологической терминологии и символики;
• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
• развитию способности открыто выражать и аргументирование отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Место курса биологии в учебном плане
Учебный предмет «Биология» является частью предметной области «Естественно-научные предметы». Рабочая программа разработана в соответствии с образовательной программой среднего общего образования МБОУ «Рыжковская средняя школа». Биология в школе на ступени среднего общего образования изучается с 10 по 11 классы. На изучение биологии в 10 классе в соответствии с учебным планом отводится 68 часов в год (2 часа в неделю). Согласно учебному календарному плану-графику МБОУ «Рыжковская средняя школа» на 2020 – 2021 учебный год на изучение курса биологии в 10 классе отводится 68 часов.
В соответствии с учебным планом школы курсу биологии на ступени среднего общего образования предшествует курс биологии, включающий элементарные сведения о биологических объектах: клетке, организме, виде, экосистеме. По сути, в основной школе преобладает содержание, нацеленное на изучение организменного уровня организации жизни и некоторых общебиологических закономерностей.
В старшей школе, опираясь на эти сведения, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы (обмен веществ и превращение энергии, фотосинтез, эволюция, закономерности наследственности и изменчивости и т.д.).
Содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое внимание приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой последующей уровневой и профильной дифференциации.
Содержание программы
Биология. Введение в общую биологию. 10 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (4 часа)
Биология как наука. Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественно-научная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира. Методы познания живой природы.
Демонстрация.
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы». Портреты ученых.
РАЗДЕЛ 1. КЛЕТКА ( 31 час)
Цитология – наука о клетке. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр). М.Шлейден, Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Клеточная теория. Роль клеточной теории в формировании современной естественно-научной картины мира.
Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Макромолекулы. Биополимеры.
Строение клетки. Доядерные и ядерные клетки. Основные части и органоиды эукариотической клетки, их функции. Ядро. хромосомы. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.
Многообразие клеток. Соматические и половые клетки. Строение прокариотической клетки. Бактерии. Инфекционные заболевания. Роль бактерий на Земле. Использование бактерий человеком.
Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Энергетический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Геном. Удвоение молекулы ДНК. Информационная РНК. Генетический код. Биосинтез белка.
Жизненный цикл клетки. Деление клетки: митоз, амитоз, мейоз.
Демонстрация.
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): «Строение молекул белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот», «Биологические катализаторы», «Строение и размножение вирусов». Модели клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука, хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток, расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторные и практические работы.
Знакомство со строением клеток разных организмов на готовых препаратах (световая микроскопия) и на микрофотографиях, полученных с помощью современных электронных, конфокальных и атомно-силовых микроскопов.
Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Сравнение строения клеток растений и животных.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Качественные реакции на основные органическое вещества клетки (белки, углеводы, нуклеиновые кислоты).
РАЗДЕЛ 2. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (8 часов)
Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Образование половых клеток. Оплодотворение. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Особенности эмбрионального развития млекопитающих. Дифференцировка клеток. Стволовые клетки. Причины нарушений развития организмов. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): «Многообразие организмов», «Половое и бесполое размножение», «Оплодотворение у растений и животных», «Индивидуальное развитие организмов». Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ (15 часов)
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Современные представления о гене и геноме.
Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации, их причины. Мутагены.
Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): «Закономерности наследования», «Закономерности изменчивости», «Мутации, их причины», «Мутагены».
Лабораторные и практические работы
Выявление изменчивости организмов, построение вариационного ряда и вариационной кривой. Решение элементарных генетических задач.
РАЗДЕЛ 4. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА (10 часов)
Методы исследования генетики человека. Влияние мутагенов на организм человека. Проблемы генетической безопасности.
Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.
Демонстрации
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): «Методы исследования генетики человека», «Влияние мутагенов на организм человека», «Профилактика наследственных заболеваний человека».
Лабораторные и практические работы
Выявление мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм.
Составление родословных.
Тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||
Лабораторно-практические работы | Контрольные работы | Зачеты | |||
1 | Введение | 4 |
|
|
|
2 | Раздел 1: «Клетка» | 31 | Л.р. 7 | 1 | 2 |
3 | Раздел 2: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» | 8 | Л.р. 1 |
| 1
|
4 | Раздел 3: «Основы генетики» | 15 | Л.р. 1 П.р. 2 |
| 1 |
5 | Раздел 4: «Генетика человека» | 10 | Л.р. 2 | 1+1 | |
| ИТОГО | 68 | 11 + 2 | 2+1 | 4 |
Информация о контрольных, лабораторных работах и экскурсиях
№ п/п контрольной, лабораторной работы и экскурсии | Тема контрольной, лабораторной работы и экскурсии |
Контрольная работа № 1 | «Основы цитологии». |
Контрольная работа № 2 | «Основы генетики. Генетика человека» |
Контрольная работа № 3 | Контрольная работа на промежуточной годовой аттестации |
Лабораторная работа №1 | «Знакомство со строением клеток разных организмов на готовых препаратах (световая микроскопия) и на микрофотографиях, полученных с помощью современных электронных, конфокальных и атомно-силовых микроскопов». |
Лабораторная работа №2 | «Качественные реакции на основные органические вещества клетки (углеводы)» |
Лабораторная работа №3 | «Качественные реакции на основные органические вещества клетки (липиды)» |
Лабораторная работа №4 | «Качественные реакции на основные органические вещества клетки (белки)» |
Лабораторная работа №5 | «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом» |
Лабораторная работа №6 | « Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» |
Лабораторная работа №7 | « Сравнение строения клеток растений и животных». |
Лабораторная работа №8 | «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». |
Лабораторная работа №9 | «Выявление изменчивости организмов, построение вариационного ряда и вариационной кривой» |
Лабораторная работа №10 | «Составление родословных». |
Лабораторная работа №11 | « Выявление мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм». |
Практическая работа № 1 | «Решение элементарных генетических задач». |
Практическая работа № 2 | «Решение элементарных генетических задач». |
Предполагаемые результаты обучения
В соответствии с реализуемой ФГОС СОО деятельностной парадигмой образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы.
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения:
Реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни;
Сформированность познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются:
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии на базовом уровне являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
Характеристика содержания биологических теорий (клеточная), законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки;
Выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение);
Объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;
Приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;
Умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
Решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания;
Выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно);
Сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих), процессов (половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.
В ценностно-ориентационной сфере:
Анализ и оценка различной биологической информации, получаемой из различных источников;
Оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
В сфере трудовой деятельности:
Овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.
В сфере физической деятельности:
Обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания); правил поведения в природной среде;
Вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).
Требования к результатам обучения
Обучающиеся научатся |
Предметные результаты |
Раскрывать понятия: - свойства живого; - методы исследования в биологии; - значение биологических знаний в современной жизни; - профессии, связанные с биологией; - уровни организации живой природы. - состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого; представления о молекулярном уровне организации живого; - особенности вирусов как неклеточных форм жизни. - проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов. основные методы изучения клетки;
Объяснять: - особенности строения клетки эукариот и прокариот; - функции органоидов клетки; - основные положения клеточной теории; - химический состав клетки; - клеточный уровень организации живого; - строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни; - обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности клетки; - рост, развитие и жизненный цикл клеток; - особенности митотического деления клеток; - использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты сущность биогенетического закона;
Объяснять понятия: мейоз; особенности индивидуального развития организма; основные закономерности передачи наследственной информации; закономерности изменчивости; основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов; особенности развития половых клеток. именты для изучения клеток живых организмов. описывать организменный уровень организации живого; раскрывать особенности бесполого и полового размножения организмов; характеризовать оплодотворение и его биологическую роль. объяснять критерии вида и его популяционную структуру; экологические факторы и условия среды; основные положения теории эволюции Ч. Дарвина; движущие силы эволюции; пути достижения биологического прогресса; популяционно-видовой уровень организации живого; развитие эволюционных представлений; синтетическую теорию эволюции. использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения морфологического критерия видов определения понятий: «сообщество», «экосистема» «биогеоценоз»; структуру разных сообществ; процессы, происходящие при переходе с одного трофи ческого уровня на другой. выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов; характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов. знать основные гипотезы возникновения жизни на Земле; особенности антропогенного воздействия на биосферу; основы рационального природопользования; основные этапы развития жизни на Земле; взаимосвязи живого и неживого в биосфере; круговороты веществ в биосфере; этапы эволюции биосферы; экологические кризисы; развитие представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы; значение биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды. характеризовать биосферный уровень организации живого; рассказывать о средообразующей деятельности организмов; приводить доказательства эволюции; демонстрировать знание основ экологической грамотности: оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных. |
Метапредметные результаты обучения |
Учащиеся смогут: определять понятия, формируемые в процессе изучения темы; классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации; самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования; при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами; формулировать выводы; устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями; применять модели и схемы для решения учебных И познавательных задач; владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций; демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.
|
Личностные результаты обучения |
Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни; понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; признание права каждого на собственное мнение; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.
|
Ученик получит возможность научиться |
Характеризовать сущности биологических процессов, явлений; применять умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы; Устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений; выявлять общие и отличительные признаки; составлять схемы пищевых цепей; применять знания в измененной ситуации. Самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления; Применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания; обобщать и формулировать выводы; Решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике. |
|
Формы организации познавательной деятельности
фронтальная;
групповая;
парная;
индивидуальная.
Методы и приемы обучения
объяснительно-иллюстративный метод обучения;
самостоятельная работа с электронным учебным пособием;
поисковая беседа;
метод проектов;
эвристическая беседа;
анализ;
дискуссия;
практическая деятельность.
Формы контроля
тестирование;
контрольная работа;
устный контроль;
самоконтроль и взаимоконтроль;
выполнение заданий у ИД (интерактивная доска);
результаты практических и лабораторных работ;
выполненные проекты.
Форма проведения промежуточной годовой аттестации – контрольная работа.
Содержание контроля
знание понятия, термины;
умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения.
умение использовать полученные знания на практике.
Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по биологии
Общедидактические
Отметка «5» ставится в случае:
Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «4» ставится в случае:
Знания всего изученного программного материала.
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «3» ставится в случае:
Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «2» ставится в случае:
Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «1» ставится в случае:
Нет ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Отметка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Отметка "3" ставится, если ученик:
Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
Отметка "2" ставится, если ученик:
Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Отметка «1» ставится в случае:
Нет ответа.
Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся
для анализа ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные работы.
Отметка «5» ставится, если ученик:
Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Отметка «4» ставится, если ученик:
Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но
-допускает небольшие помарки при ведении записей.
Отметка «3» ставится, если ученик:
Правильно выполняет не менее половины работы.
Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «2» ставится, если ученик:
Правильно выполняет менее половины письменной работы.
Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «1» ставится в случае:
Нет ответа.
Примечание. - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
Отметка «5» ставится, если:
Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно
формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Отметка «4» ставится, если ученик:
Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Отметка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым относятся ошибки:
неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная
неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 - 3 из этих признаков второстепенными;
ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;
ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной литературой;
Недочётами являются:
нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
арифметические ошибки в вычислениях;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
орфографические и пунктационные ошибки.
Учебно-методическое обеспечение
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология: Общая биология. 10 – 11 классы: учебник. – 7-е изд., стереотип. – М.Дрофа, 2018.
Биология. 10 – 11 классы: Рабочие программы / сост. И.Б. Морзунова, Г.М. Пяльдяева. – 3-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2015.
Материально-техническое обеспечение
Печатные пособия
Портреты ученых биологов
Комплект таблиц на мягкой основе по курсу «Биология. Общая биология».
Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
Видеофильмы по курсу биологии 10 класса (общая биология).
Мультимедийные презентации по курсу биологии 10 класса.
Оборудование и приборы
Гербарии
1. Гербарии по курсу общей биологии
Календарно-тематическое планирование. Биология. 10 класс
№ п/п | Раздел Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | Дата | |
план | факт | |||||
Введение (4 часа) | ||||||
1. | Краткая история развития биологии. | 1 | Биология. Связи биологии с другими науками. Современная естественно-научная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира. | Объясняют роль биологии в формировании научного мировоззрения. Оценивают вклад различных ученых-биологов в развитие науки биологии, вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира. Устанавливают связи биологии с другими науками. | 02.09. |
|
2. | Методы исследования в биологии. | 1 | Методы познания живой природы: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «наука», «научное исследование», «научный метод», «научный факт», «наблюдение», «эксперимент», «гипотеза», «закон», «теория». Характеризуют основные методы научного познания, этапы научного исследования. Самостоятельно формулируют проблемы исследования. Составляют поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования | 04.09. |
|
3. | Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. | 1 | Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Общие признаки биологических систем. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «жизнь», «жизненные свойства», «биологические системы», «обмен веществ», «процессы биосинтеза и распада», «раздражимость», «размножение», «наследственность», «изменчивость», «развитие», «уровни организации живого». Дают характеристику основных свойств живого. Объясняют причины затруднений, связанных с определением понятия «жизнь». Приводят примеры биологических систем разного уровня организации. Сравнивают свойства, проявляющиеся у объектов живой и неживой природы Выделяют существенные признаки живой природы и биологических систем (клетки, организма, вида, экосистем). Объясняют различия и единство живой и неживой природы. | 09.09. |
|
4. | Обобщающий урок по теме «Общая биология – наука об изучении общебиологических закономерностей живой природы». | 1 |
| Анализируют и корректируют полученные знания, исправляют ошибки | 11.09. |
|
Раздел 1. Клетка (31 час) | ||||||
5. | Методы цитологии. Клеточная теория.
Лабораторная работа №1 « Знакомство со строением клеток разных организмов на готовых препаратах (световая микроскопия) и на микрофотографиях, полученных с помощью современных электронных, конфокальных и атомно-силовых микроскопов». | 1 | Цитология – наука о клетке. развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в формировании современной естественно-научной картины мира. | Определяют предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. Характеризуют содержание клеточной теории. Объясняют вклад клеточной теории в формирование современной естественно-научной картины мира; вклад ученых-исследователей клетки в развитие биологической науки. Приводят доказательства (аргументацию) родства живых организмов с использованием положений клеточной теории. Проводят наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, изучают и описывают их (лабораторная работа). | 16.09. |
|
6. | Особенности химического состава клетки. | 1 | Макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. | Характеризуют химический состав клетки, неорганические вещества в клетке. Определяют понятия: Химические элементы. Элементы-биогены: Макроэлементы. Микроэлементы. Ультрамикроэлементы. Вода. Диполь. Водородная связь. Гидрофильность, гидрофобность. Тургор. Минеральные вещества. Буферные системы. Анализируют текст учебника. Приводят доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы на примере сходства их химического состава. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы и делают выводы на основе сравнения | 18.09. |
|
7. | Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. | 1 | Диполь, водородные связи, гидрофильные и гидрофобные вещества. Неорганические ионы, буферная система. | 23.09. |
| |
8. | Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. Лабораторная работа №2 «Качественные реакции на основные органические вещества клетки (углеводы)» | 1 | Углеводы. Углеводы, или сахариды. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «углеводы, или сахариды», «моносахариды», «дисахариды», «полисахариды», «рибоза», «дезоксирибоза», «глюкоза», «фруктоза», «галактоза», «сахароза», «мальтоза», «лактоза», «крахмал», «гликоген», «хитин». Характеризуют состав и строение молекул углеводов. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями углеводов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры углеводов, входящих в состав организмов, места их локализации и биологическую роль Выполняют лабораторную работу | 25.09. |
|
9. | Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. Лабораторная работа №3 «Качественные реакции на основные органические вещества клетки (липиды)» | 1 | Липиды. Жиры. Гормоны. Функции липидов: энергетическая, запасающая, защитная, строительная, регуляторная | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «липиды», «жиры», «гормоны», «энергетическая функция липидов», «запасающая функция липидов», «защитная функция липидов», «строительная функция липидов», «регуляторная функция липидов». Дают характеристику состава и строения молекул липидов. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями углеводов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры липидов, входящих в состав организмов, места их локализации и биологическую роль. Обсуждают в классе проблемы накопления жиров организмами в целях установления причинно-следственных связей в природе Выполняют лабораторную работу | 30.09. |
|
10. | Строение и функции белков. Лабораторная работа №4 «Качественные реакции на основные органические вещества клетки (белки)» | 1 | Состав и строение белков. Белки, или протеины. Простые и сложные белки. Аминокислоты. Полипептид. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. Денатурация белка | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «белки, или протеины», «простые и сложные белки», «аминокислоты», «полипептид», «первичная структура белков», «вторичная структура белков», «третичная структура белков», «четвертичная структура белков». Характеризуют состав и строение молекул белков, причины возможного нарушения природной структуры (денатурации) белков. Приводят примеры денатурации белков Выполняют лабораторную работу | 02.10. |
|
11. | Строение и функции белков. | 1 | Функции белков: строительная, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая, каталитическая . Понятие о катализаторах. Биологические катализаторы. Фермент. Кофермент. Активный центр фермента.
| Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями белков на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры белков, входящих в состав организмов, мест их локализации и биологической роли Определяют понятия формируемые в ходе изучения темы: «катализатор», «фермент», «кофермент», «активный центр фермента». Характеризуют роль биологических катализаторов в клетке. Описывают механизм работы ферментов. Приводят примеры ферментов, их локализации в организме и их биологической роли. Устанавливают причинно-следственные связи между белковой природой ферментов и оптимальными условиями их функционирования. Отрабатывают умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты на основе содержания лабораторной работы | 07.10. |
|
12. | Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. | 1 | Нуклеиновые кислоты. Дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК. Рибонуклеиновая кислота, или РНК. Азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил. Комплементарность. Транспортная РНК (тРНК). Рибосомная РНК (рРНК). Информационная РНК (иРНК). Нуклеотид. Двойная спираль. Правила Чаргаффа | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «нуклеиновая кислота», «дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК», «рибонуклеиновая кислота, или РНК», «азотистые основания», «аденин», «гуанин», «цитозин», «тимин», «урацил», «комплементарность», «транспортная РНК (тРНК)», «рибосомная РНК (рРНК)», «информационная РНК (иРНК)», «нуклеотид», «двойная спираль ДНК». Дают характеристику состава и строения молекул нуклеиновых кислот. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями нуклеиновых кислот на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры нуклеиновых кислот, входящих в состав организмов, мест их локализации и биологической роли. Составляют план параграфа учебника. Решают биологические задачи (на математический расчет; на применение принципа комплементарности | 09.10. |
|
13. | АТФ и другие органические соединения клетки. | 1 | Аденозинтрифосфат (АТФ). Аденозиндифосфат (АДФ). Аденозинмонофосфат (АМФ). Макроэргическая связь. Витамины жирорастворимые и водорастворимые Фитогормоны и гормоны животных | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аденозинтрифосфат (АТФ)», «аденозиндифосфат (АДФ)», «аденозинмонофосфат (АМФ)», «макроэргическая связь», «жирорастворимые витамины», «водорастворимые витамины». Характеризуют состав и строение молекулы АТФ. Приводят примеры витаминов, входящих в состав организмов, и их биологической роли. Готовят выступление с сообщением о роли витаминов в функционировании организма человека (в том числе с использованием компьютерных технологий). Обсуждают результаты работы с одноклассниками | 14.10. |
|
14. | Зачет по теме «Химическая организация клетки». | 1 |
|
| 16.10. |
|
15. | Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Лабораторная работа №5 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом» | 1 | Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Общие сведения о строении клеток. Цитоплазма. Ядро. Органоиды. Мембрана. Клеточная мембрана. Фагоцитоз. Пиноцитоз Ядро, его строение и функции в клетке. Прокариоты. Эукариоты. Хромосомный набор клетки | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «клетка». Характеризуют клетку как структурную и функциональную единицу жизни, ее химический состав, методы изучения. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «цитоплазма», «ядро», «органоиды», «мембрана», «клеточная мембрана», «фагоцитоз», «пиноцитоз». Характеризуют и сравнивают процессы фагоцитоза и пиноцитоза. Описывают особенности строения частей и органоидов клетки. Устанавливают причинно-следственные связи между строением клетки и осуществлением ею процессов фагоцитоза, строением и функциями клеточной мембраны. Составляют план параграфа Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», «хроматин», «хромосомы», «кариотип», «соматические клетки», «диплоидный набор», «гомологичные хромосомы», «гаплоидный набор хромосом», «гаметы», «ядрышко». Характеризуют строение ядра клетки и его связи с эндоплазматической сетью. Решают биологические задачи на определение числа хромосом в гаплоидном и диплоидном наборе | 21.10. |
|
16. | Строение клетки. ЭПС. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. | 1 | Рибосомы. Цитоплазма. Цитоскелет. Клеточный центр. Микротрубочки. Центриоли. Веретено деления. | Определяют понятия Цитоплазма. Цитозоль Гиалоплазма. Цитоскелет. Циклоз. Клеточный центр. Центриоли. Рибосомы (немембранные органоиды ). | 23.10. |
|
17. | Строение клетки. Комплекс Гольджи. | 1 | Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи.
| Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эндоплазматическая сеть», «комплекс Гольджи», «лизосомы». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение) | 06.11. |
|
18. | Строение клетки. Лизосомы. Клеточные включения. Эндоплазматическая сеть | 1 | Лизосомы. Клеточные включения. Клеточные включения | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «лизосомы». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение) | 11.11. |
|
19. | Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. Лабораторная работа №6 « Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» | 1 | Митохондрии. Кристы. Пластиды: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. Граны. Реснички. Жгутики. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «митохондрии», «кристы», «пластиды», «лейкопласты», «хлоропласты», «хромопласты», «граны», «реснички», «жгутики», «клеточные включения». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение) Выполняют лабораторную работу | 13.11. |
|
20. | Сходство и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. | 1 | Прокариоты. Эукариоты. Анаэробы. Споры. Черты сходства и различия клеток прокариот и эукариот.
| Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», «анаэробы», «споры». Характеризуют особенности строения клеток прокариот и эукариот. Сравнивают особенности строения клеток с целью выявления сходства и различия | 18.11. |
|
21. | Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов.
Лабораторная работа №7 « Сравнение строения клеток растений и животных». | 1 | Сапротрофы, пара- зиты, симбионты, гифы | Определяют понятия Сапрофиты. Паразиты. Симбионты. Гифы. Выполняют лабораторную работу | 20.11. |
|
22. | Неклеточная форма жизни. Вирусы и бактериофаги. | 1 | Вирусы. Капсид. Самосборка вирусных частиц. Цикл развития вируса. Вирион. Сердцевина. Обратная транскрипция. ВИЧ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вирусы», «капсид», «самосборка». Характеризуют вирусы как неклеточные формы жизни, описывают цикл развития вируса. Описывают общий план строения вирусов. Приводят примеры вирусов и заболеваний, вызываемых ими. Обсуждают проблемы происхождения вирусов | 25.11. |
|
23. | Зачет по теме «Клетка – структурная единица живого». | 1 |
| Определяют понятия, сформированные в ходе изучения темы. Отрабатывают умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты | 27.11. |
|
24. | Обмен веществ и энергии в клетке. | 1 | Ассимиляция. Диссимиляция. Метаболизм. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ассимиляция», «диссимиляция», «метаболизм». Обсуждают в классе проблемные вопросы, связанные с процессами обмена веществ в биологических системах. | 02.12. |
|
25. | Энергетический обмен в клетке. | 1 | Неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы. Гликолиз. Полное кислородное расщепление глюкозы. Клеточное дыхание | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы», «гликолиз», «полное кислородное расщепление глюкозы», «клеточное дыхание». Характеризуют основные этапы энергетического обмена в клетках организмов. Сравнивают энергетическую эффективность гликолиза и клеточного дыхания | 04.12. |
|
26. | Питание клетки. | 1 | Автотрофы. Гетеротрофы. Фототрофы. Хемотрофы. Сапрофиты. Паразиты. Голозойное питание | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «автотрофы», «гетеротрофы», «фототрофы», «хемотрофы», «сапрофиты», «паразиты», «голозойное питание». Сравнивают организмы по способу получения питательных веществ. Составляют схему «Классификация организмов по способу питания» с приведением конкретных примеров (смысловое чтение) | 09.12. |
|
27. | Пластический обмен. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез. | 1 | Значение фотосинтеза. Световая фаза фотосинтеза. Темновая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Хемосинтез. Хемотрофы. Нитрифицирующие бактерии | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «световая фаза фотосинтеза», «темновая фаза фотосинтеза», «фотолиз воды», «хемосинтез», «хемотрофы», «нитрифицирующие бактерии». Раскрывают значение фотосинтеза. Характеризуют темновую и световую фазы фотосинтеза по схеме, приведенной в учебнике. Сравнивают процессы фотосинтеза и хемосинтеза. Решают расчетные математические задачи, основанные на фактическом биологическом материале | 11.12. |
|
28. | Генетический код. Транскрипция. Синтез белка в клетке. | 1 | Синтез белков в клетке. Ген. Генетический код. Триплет. Кодон. Транскрипция. Антикодон. Трансляция. Полисома
| Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ген», «генетический код», «триплет», «кодон», «транскрипция», «антикодон», «трансляция», «полисома», «стопкодон», «промотор», «терминатор», «РНК-полимераза». Характеризуют процессы, связанные с биосинтезом белка в клетке. Описывают процессы транскрипции и трансляции, применяя принцип комплементарности и генетического кода, Центры рибосомы: аминоацильный, пептидильный. Этапы трансляции: инициация, элонгация, терминация. Инициаторная тРНК. Характеризуют Этапы транскрипции: инициация, элонгация, терминация. Сплайсинг. Анализируют текст учебника | 16.12. |
|
29. | Генетический код. Трансляция. Синтез белка в клетке. | 1 | 18.12. |
| ||
30. | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме. | 1 |
| Определяют понятия Гены структурные, регуляторные, оператор, оперон, белок-активатор. Белок-репрессор. Анализируют текст учебника | 23.12. |
|
31. | Обобщающий урок по теме «Обмен веществ и энергии в клетке». | 1 |
|
| 25.12. |
|
32. | Жизненный цикл клетки. | 1 | Жизненный цикл клетки. Митоз. Интерфаза. Профаза. Метафаза. Анафаза. Телофаза. Редупликация. Хроматиды. Центромера. Веретено деления.
| Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «митоз», «интерфаза», «профаза», «метафаза», «анафаза», «телофаза», «редупликация», «хроматиды», «центромера», «веретено деления». Характеризуют биологическое значение митоза. Описывают основные фазы митоза. Устанавливают причинно-следственные связи между продолжительностью деления клетки и продолжительностью остального периода жизненного цикла клетки | 13.01. |
|
33. | Митоз. Амитоз. | 1 | 15.01. |
| ||
34. | Мейоз. | 1 | Мейоз: мейоз I и мейоз II. Конъюгация. Кроссинговер. Направительные тельца. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «мейоз I», «мейоз II», «конъюгация», «кроссинговер». Характеризуют стадии развития половых клеток и стадий мейоза по схемам. Сравнивают митоз и мейоз. Объясняют биологическую сущность мейоза | 20.01. |
|
35. | Контрольная работа №1 по теме «Основы цитологии». | 1 |
|
| 22.01. |
|
Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (8 часов) | ||||||
36. | Анализ контрольной работы по теме «Основы цитологии». Формы размножения организмов. Бесполое размножение. | 1 | Общая характеристика организменного уровня. Размножение организмов. Бесполое размножение. Почкование. Деление тела надвое. Споры. Вегетативное размножение. Половое размножение. Гаметы. Гермафродиты. Семенники. Яичники. Сперматозоиды. Яйцеклетки | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «размножение организмов», «бесполое размножение», «почкование», «деление тела», «споры», «вегетативное размножение», «половое размножение», «гаметы», «гермафродиты», «семенники», «яичники», «сперматозоиды», «яйцеклетки». Характеризуют организменный уровень организации живого, процессы бесполого и полового размножения, сравнивают их. Описывают способы вегетативного размножения растений. Приводят примеры организмов, размножающихся половым и бесполым путем | 27.01. |
|
37. | Формы размножения организмов. Половое размножение. | 1 | 29.01. |
| ||
38. | Развитие половых клеток. | 1 | Стадии развития половых клеток. Гаметогенез. Период размножения. Период роста. Период созревания. Направительные тельца. Оплодотворение. Зигота. Наружное оплодотворение. Внутреннее оплодотворение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных. Эндосперм | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гаметогенез», «период размножения», «период роста», «период созревания», «направительные тельца», «оплодотворение», «зигота», «наружное оплодотворение», «внутреннее оплодотворение», «двойное оплодотворение у покрытосеменных», «эндосперм»., «микроспоры», «пыльцевое зерно», «мегаспоры», «восьмиядерный зародышевый мешок», «синергиды», «антиподы», «гаметофит», «спорофит», «антеридии», «архегонии», «заросток» Характеризуют стадии развития половых клеток. Объясняют биологическую сущность оплодотворения | 03.02. |
|
39. | Оплодотворение. | 1 | 05.02. |
| ||
40. | Онтогенез – индивидуальное развитие организмов. | 1 | Онтогенез. Эмбриональный период онтогенеза (эмбриогенез). Постэмбриональный период онтогенеза. Прямое развитие. Непрямое развитие. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства. Биогенетический закон. Филогенез. Типы онтогенеза, метаморфоз, плацента, морула, бластула, бластоцель, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма, эмбриональная индукция. Периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «онтогенез», «эмбриональный период онтогенеза (эмбриогенез)», «постэмбриональный период онтогенеза», «прямое развитие», «непрямое развитие», «закон зародышевого сходства», «биогенетический закон», «филогенез». Характеризуют периоды онтогенеза. Описывают особенности онтогенеза на примере различных групп организмов. Объясняют биологическую сущность биогенетического закона. Устанавливают причинно-следственные связи на примере животных с прямым и непрямым развитием Характеризуют Периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение. Прямое и непрямое развитие. Метаморфоз: полный, неполный. Личинка. Рост. Старение. Смерть. Геронтология. | 10.02. |
|
41. | Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Биогенетический закон. Лабораторная работа №8 « Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». | 1 | 12.02. |
| ||
42. | Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период | 1 | 17.02. |
| ||
43. | Зачет по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов». | 1 |
| Определяют понятия, сформированные в ходе изучения темы. Отрабатывают умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты | 19.02. |
|
Раздел 3. Основы генетики (15 часов) | ||||||
44. | История развития генетики. Гибридологический метод. | 1 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Гибридологический метод. Чистые линии. Моногибридные скрещивания. Аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Доминантные и рецессивные признаки. Расщепление. Закон чистоты гамет. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гибридологический метод», «чистые линии», «моногибридные скрещивания», «аллельные гены», «гомозиготные и гетерозиготные организмы», «доминантные и рецессивные признаки», «расщепление», «закон чистоты гамет». Характеризуют сущность гибридологического метода. Описывают опыты, проводимые Г.Менделем по моногибридному скрещиванию. Составляют схемы скрещивания. Объясняют цитологические основы закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании. Решают задачи на моногибридное скрещивание | 24.02. |
|
45. | Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. | 1 | 26.02. |
| ||
46. | Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. | 1 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.
| Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное доминирование», «генотип», «фенотип», «анализирующее скрещивание». Характеризуют сущность анализирующего скрещивания. Составляют схемы скрещивания. Решают задачи на наследование признаков при неполном доминировании | 03.03. |
|
47. | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | 1 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Полигибридное скрещивание. Решетка Пеннета.
| Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «дигибридное скрещивание», «закон независимого наследования признаков», «полигибридное скрещивание», «решетка Пеннета». Дают характеристику и объясняют сущность закона независимого наследования признаков. Составляют схемы скрещивания и решетки Пеннета. Решают задачи на дигибридное скрещивание | 05.03. |
|
48. | Моно- и дигибридное скрещивание. Решение генетических задач. | 1 |
| Решают задачи на моно- и дигибридное скрещивание | 10.03. |
|
49. | Хромосомная теория наследования. | 1 | Закон Моргана, хромосомная теория наследственности, кроссинговер, генетические карты | Раскрывают значение Хромосомная теория наследственности. Закон сцепленного наследования генов. Работы и закон Моргана. Закон нарушения сцепления генов. Рекомбинация генов. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Морганида. Решение задач | 12.03. |
|
50. | Взаимодействие неаллельных генов. | 1 | Дополнительное взаимодействие, эпистаз, полимерия, плейотропизм. | Определяют понятия: Комплементарное взаимодействие, эпистаз: доминантный, рецессивный. Полимерное действие генов. Плейотропность. Решение задач | 17.03. |
|
51. | Практическая работа №1 «Решение элементарных генетических задач». | 1 |
| Составляют схемы скрещивания. Решают задачи по основным законам наследования | 19.03. |
|
52. | Цитоплазматическая наследственность. | 1 | Цитоплазматическая наследственность. | Определяют понятия: Цитоплазматическая наследственность Аутосомы. Половые хромосомы. Пол: гомогаметный, гетерогаметный. Сцепленное с полом наследование. Решение задач | 31.03. |
|
53. | Генетическое определение пола.
| 1 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Аутосомы. Половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Сцепление гена с полом.
| Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «сцепление гена с полом». Дают характеристику и объясняют закономерности наследования признаков, сцепленных с полом. Составляют схемы скрещивания. Устанавливают причинно-следственные связи на примере зависимости развития пола особи от ее хромосомного набора. Решают задачи на наследование признаков, сцепленных с полом | 02.04. |
|
54. | Практическая работа №2 «Решение элементарных генетических задач». | 1 |
| Составляют схемы скрещивания. Решают задачи по основным законам наследования | 07.04. |
|
55. | Изменчивость. Лабораторная работа №9 «Выявление изменчивости организмов, построение вариационного ряда и вариационной кривой» | 1 | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Модификации. Норма реакции.
| Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «изменчивость», «модификации», «модификационная изменчивость», «норма реакции». Характеризуют закономерности модификационной изменчивости организмов. Приводят примеры модификационной изменчивости и проявлений нормы реакции. Устанавливают причинно-следственные связи на примере организмов с широкой и узкой нормой реакции. Выполняют лабораторную работу по выявлению изменчивости у организмов | 09.04. |
|
56. | Виды мутаций. | 1 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Причины мутаций. Генные, хромосомные и геномные мутации. Утрата. Делеция. Дупликация. Инверсия. Синдром Дауна. Полиплоидия. Колхицин. Мутагенные вещества | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «генные мутации», «хромосомные мутации», «геномные мутации», «утрата», «делеция», «дупликация», «инверсия», «синдром Дауна», «полиплоидия», «колхицин», «мутагенные вещества». Характеризуют закономерности мутационной изменчивости организмов. Приводят примеры мутаций у организмов. Сравнивают модификации и мутации. Обсуждают проблемы изменчивости организмов. | 14.04. |
|
57. | Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. | 1 | 16.04. |
| ||
58. | Зачет по теме «Основы генетики». | 1 |
|
| 21.04. |
|
Раздел 4. Генетика человека (10 часов) | ||||||
59. | Методы исследования генетики человека. | 1 | Методы исследования генетики человека: генеалогический, популяционный, близнецовый, цито генетический, биохимический. | Определяют понятия: Геном человека. Идиограмма. Секвенирование. Карты хромосом: генетические, физические, секвенсовые. Методы генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, популяционно-статистический. Пробанд. Близнецы: однояйцевые, разнояйцевые. Выполняют лабораторную работу | 23.04. |
|
60. | Методы исследования генетики человека. Лабораторная работа №10 «Составление родословных». | 1 | 28.04. |
| ||
61. | Генетика и здоровье. | 1 | Генные заболевания, аутосомно-доминантное наследование, сцепленное с полом наследование, хромосомные болезни. | Описывают Болезни: моногенные, полигенные, генные, хромосомные. Анализируют текст учебника | 30.04. |
|
62. | Генетические болезни | 1 | Характеризуют Медико-генетическое консультирование. Определяют понятия: Дородовая диагностика. Амниоцентез. Болезни: наследственные, врожденные. | 05.05. |
| |
63. | Проблемы генетической безопасности. Лабораторная работа №11 « Выявление мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм». | 1 | Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами |
| 07.05. |
|
64. | Обобщающий урок по теме «Генетика человека» | 1 |
|
| 12.05. |
|
65-66. | Контрольная работа №2 по теме «Основы генетики. Генетика человека» | 2 |
|
| 14.05. 19.05. |
|
67. | Контрольная работа на промежуточной годовой аттестации | 1 |
|
| 21.05. |
|
68. | Итоговое занятие. | 1 |
|
| 26.05. |
|