Рабочая программа по биологии 10 класс

Категория: Биология

Рабочая программа по биологии в 10 классе (базовый уровень) по учебнику Каменского на 70 часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 класс»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования. Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2004). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В.Пасечника (автор-составитель Г. М. Пальдяева - М: Дрофа, 2010 г.); Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Биология 5-11 кл. - М: Дрофа, 2001(автор В.В. Пасечник) полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Пасечник В.В.), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2002 году (стр. 171). При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации Т. А. Козловой по использованию учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология. 10 - 11 классы», допущенное Министерством образования РФ и опубликованные издательством «Дрофа» в 2005 году.

Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентации.

Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Изучение курса «Биология» в 10 — 11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач.

На изучение биологии на базовом уровне отводиться 70 часов, в том числе 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе. Из школьного компонента учебного плана на изучение биологии добавляется дополнительно 70 часов. В связи с этим общее число часов (в рабочей программе) становится 140. В 10 классе 70 часов (2часа в неделю) и 11 классе 70 часов (2часа в неделю)

В этом случае число часов, отводимое на каждую тему, увеличивается. Наличие дополнительных часов дает возможность уделить больше внимания сложным темам, подготовить контрольно-обобщающие уроки, организовать экскурсии, провести больше лабораторных и практических работ, а также отводится время для обобщения и повторения  изученного материала.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:


- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

Результаты изучения курса "Общая биология" приведены в разделе "Требования к уровню подготовки обучающихся", который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);

- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

- аттестация по итогам года;

- формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность - участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

В основе осуществления целей образовательной программы гимназического обучения используется личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.

Одним из условий формирования компетенций является - внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство "знаниевого" подхода в пользу "деятельностного", что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования.


Содержание учебной программы.


Введение - 4ч

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.


Основы цитологии -29 ч

Методы цитологии. Клеточная теория. Химический состав клетки. Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. Строение и функции белков. Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки. Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Органоиды клетки. Сравнение прокариотических и эукариотических клеток. Сравнение клеток растений, животных и грибов. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез. Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

Лабораторная работа «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках листа элодеи».

Лабораторная работа «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука».

Лабораторная работа «Строение эукариотических и прокариотических клеток, растений, животных и грибов».

Лабораторная работа «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках».

Урок контроля – зачет.


Размножение и индивидуальное развитие организмов – 11 ч

Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. Мейоз. Бесполое размножение. Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение. Онтогенез - индивидуальное развития организма. Эмбриональный период. Постэмбриональный период.

Лабораторная работа «Выявление признаков сходства зародышей человека и млекопитающих как доказательства их родства».

Урок контроля – зачет.



Основы генетики – 17 ч

История развития генетики. Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола. Изменчивость. Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.

Практическая работа «Составление простейших схем скрещивания».

Практическая работа «Решение генетических задач на моногибридное и анализирующее скрещивание».

Практическая работа «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание».

Практическая работа «Решение генетических задач»

Лабораторная работа «Описание фенотипа комнатных и сельскохозяйственных растений».

Лабораторная работа «Построение вариационного ряда и вариационной кривой на примере листа лавра»

Урок контроля – зачет.


Генетика человека – 9 ч

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.

Лабораторная работа «Составление и анализ родословной»

Повторение

Цитология. Обмен веществ. Размножение и онтогенез. Генетика.

Урок контроля – итоговая проверочная работа.

Резервное время – 2 часа




Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

- описывать особей видов по морфологическому критерию;

- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



Учебно-тематический план по биологии 10класс


№ п.п

Разделы

Количество часов

Практические и лабораторные работы

1

Введение

4


2

Основы цитологии

29

4

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов

11

1

4

Основы генетики

17

6

5

Генетика человека

9

1


Всего

68

12


Лабораторных работ – 9

Практических работ – 3

Уроков контроля - 4


Учебно-методическое обеспечение

Биология 10 класс Пасечник В. В., Пакулова В. М., Латюшин В. В. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 кл. - 7-е изд. - Москва: "Дрофа", 2006.

(Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа. 2007, .)

Примерные программы основного общего образования Биология .Естествознание .-М.; Просвещение 2010 ( стандарты второго поколения)

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. -М. : Дрофа, 2010 Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: АСТ-пресс, 2008.

Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. - М.: Оникс 21 век, 2008

Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. - М.: Просвещение, 2009

Р.М.Евдокимова «Внеклассная работа по биологии, - Саратов: «Лицей», 2005

В.В. Пасечник Г.Г. Швецов Общая биология 10-11классы рабочая тетрадь к учебнику Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс:

Москва ,Дрофа,2011 Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Общая биология: 10-11 классы". - М.: Издательство "Экзамен", 2008.


Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. - М.: Айрис-пресс, 2008


И.В. Лысенко Биология 10 класс поурочные планы

к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника- Волгоград Из-во "учитель".2009


М.М.Бондарук, Н.В. Ковылина: Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии 10-11 класс Волгоград ; из-во Учитель.2009

Единый государственный экзамен 2011. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова - М.: Интеллект-Центр, 2010.


ЕГЭ-2011: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2010.


ТА Ловкова подготовка к олимпиадам по биологии 8-11классы

М; Айрис-пресс. 2008



Календарно-тематическое планирование

Биология – 10 класс

Автор А.А.Каменский

70 часов (2 часа в неделю)

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Вводимые понятия

Практическая часть

Домашнее задание

Дата провед. урока

ВВЕДЕНИЕ (4ч)

1

Краткая история развития биологии

1

Вводный урок

Что изучает биология? «»История биологии в лицах» Ученые: Гипократ, Аристотель, К.Гален, К.Линей, Ч.Дарвин, И.И.Мечников, Г.Мендель, И.П.Павлов

С.Р. по заполнению таблицы см.учебник П.1 с.5-8

П.1 подг.

сообщ.

по вопросам



2

Методы исследования в биологии

1

Комбинированный урок

Методы исследования биологии:

описательный, сравнительный, исторический, экспериментальный.

Сообщения уч-ся о методах исследования

П.2 законч.

заполн.

таблицу


3

Сущность жизни и свойства живого

1

Комбинированный урок

Решение учебной проблемы «Чем живое отличается от неживого?»

С.Р. по учебнику П.1 с.13-14

П.3 зад-е

стр.15


4

Уровни организации живой материи

1

Комбинированный урок

Уровни организации: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный

Тренировочное упражнение: распределить понятия по уровням

П.4 подг.

сообщ.о клеточн. теории


ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ (29ч)

5/1

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.

1

Урок получения новых знаний

Цитология – наука о клетке. Клеточная теория. История изучения клетки. Положения клеточной теории М.Шлейдана и Т.Шванна. Методы изучения клетки.

Тесты по теме

П.5


6/2

Химический состав клетки.

1

Комбинированный урок



П.6


7/3

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки.

1

Комбинированный урок


Транспорт веществ в клетку. Вода. Диполь, водородные связи, гидрофильные и гидрофобные вещ-ва.

Вопросы 1-2 с.29

П.7


8/4

Минеральные вещества и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

Комбинированный урок

Минеральные вещ-ва клетки. Понятие о буферной системе. Неорганические ионы

Вопросы 1-6 с.31

П.8


9/5

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки

1

Комбинированный урок


Классификация углеводов: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Функции углеводов: энергетическая, запасающая, структурная, защитная

Задание на с.37


П.9


10/6

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

Комбинированный урок

Липиды. Воска. Фосфолипиды. Липопротеиды. Гликолипиды.

Вопросы с.39

П.10


11/7

Строение белков

1

Урок изучения нового материала


Белки. Протеины, Протеиды. Пептидная связь. Пространственная структура: первичная, вторичная, третичная, четвертичная.


П.11

с.40-43


12/8

Функции белков.

1

Комбинированный урок

Денатурация и ренатурация белка. Функции белков

Л.Р.Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках листа элодеи

П.11

С. 43-47


13/9

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

Комбинированный урок


Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК, строение и функции. Азотистые основания: аденин, тимин, цитозин, гуанин, урацил, Дезоксирибоза, рибоза. Виды РНК: т-РНК; и-РНК; р-РНК Комплементарность.

Задание с.53-54

П.12


14/10

АТФ и другие органические соединения

1

Комбинированный урок

АТФ, макроэргическая связь.


П.13


15/11

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

1

Комбинированный урок


Цитоплазматическая мембрана. Эндоцитоз. Экзоцитоз. Ядро.

Работа с рисунками учебника

П.14


16/12

Л.Р. «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука».

1

Лабораторная работа

Правила работы с микроскопом. Приготовление препарата кожицы лука. Клеточное строение листа, корня, стебля.

Л.Р. «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука»

Повторить п.14

Оформить лаборат. Работу


17/13

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

1

Комбинированный урок

Цитоплазма. Гиалоплазма. Цитоскелет. Клеточный цент. Рибосомы.

Вопросы 1-3 с.64

П.15


18/14

Строение клетки. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.

1

Комбинированный урок


ЭПС: гладкая и шероховатая. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.

Работа над рисунками учебника.

вопросы 1-3 с.64

П.16


19/15

Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения

1

Комбинированный урок

Митохондрии. Пластиды. Тилакоиды. Граны. Строма. Органоиды движения.

Задание с.71

П.17


20/16

Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.

1

Комбинированный урок


Мезосома. Аэробы. Анаэробы. Споры. Плазмиды.

задание с.75

вопросы 1-4 с.75

работа с таблицей

П.18


21/17

Л.Р. «Строение эукариотических и прокариотических клеток»

1

Лабораторная работа

Основные понятия темы

Л.Р. «Строение эукариотических и прокариотических клеток»

Повторить п.14-18 оформить работу


22/18

Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.

1

Комбинированный урок

Сапрофиты. Паразиты. Симбионты. Гифы.

Работа с таблицами, иллюстрирующими строение растительной, животной, грибной клетки.

П.19 ответить на вопросы с.78


23/19

Л.Р. «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках»

1

Лабораторная работа

Основные понятия темы

Л.Р. «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках»

Повторить п.19 оформить лабор. работу


24/20

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Меры профилактики вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

1

Урок изучения нового материала

Капсид. Бактериофаг. Открытие, строение и размножение вирусов.

Описание рисунков учебника

П.20


25/21

Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов.

1

Урок изучения нового материала

Гомеостаз. Пластический и энергетический обмен веществ. Метаболизм.

Вопросы 1-4 с.81

П.21



26/22

Энергетический обмен

1

Комбинированный урок

Фосфорилирование. Подготовительный этап. Гликолиз. Спиртовое брожение. Кислородное расщепление.

Уравнения гликолиза, спиртового брожения. Суммарное уравнение энергетического обмена.

П.22


27/23

Питание клетки.

1

Комбинированный урок


Автотрофы. Гетеротрофы.


П.23

текст с.89


28/24

Автотрофное питание. Фотосинтез.

1

Урок изучения нового материала

Световая и темновая фазы фотосинтеза.

Вопросы 1-3 с.89 перед п.24

П.24


29/25

Автотрофное питание. Хемосинтез.

1

Комбинированный урок

Железобактерии, нитрифицирующие бактерии, серобактерии.

Вопросы 1-4 с.93

П.25


30/26

Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

1

Комбинированный урок

Генетический код. Кодон. Антикодон. Транскрипция. Промотор. Терминатор. Трансляция. Стоп-кодон. Полисома.

Вопросы 1-2 перед п.26

П.26


31/27

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке.

1

Урок изучения нового материала

Оперон. Структурные гены. Оператор. Репрессор.

Ответить на вопросы с.105

П. 27


32/28

Взаимосвязь строения и жизнедеятельности клеток

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Основные термины и понятия темы.

Работа с таблицами и учебником

Изучить «Краткое содержание главы»


33/29

Зачет по теме «Основы цитологии»

1

Урок контроля

Письменная тестовая работа из заданий разного вида.



РАЗНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (11ч)

34/1

Размножение – свойство организмов. Жизненный цикл клетки. Способы деления клетки. Митоз. Амитоз.

1

Урок изучения нового материала

Жизненный цикл клетки. Апоптоз. Интерфаза. Пресинтетический, синтетический, постсинтетический период. Репликация.

Работа с презентацией по теме: «Митоз»

П.28


35/2

Митоз. Амитоз.

1

Комбинированный урок

Митоз. Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Кариокинез. Цитокинез. Амитоз. Веретено деления.

Описание рис. на с.112

п.29


36/3

Мейоз.

1

Комбинированный урок

Мейоз: 1и 2 деление мейоза. Конъюгация. Кроссинговер.

Вопросы 1-2 перед п.30 задание с.116

П.30


37/4

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

1

Комбинированный урок

Бесполое размножение: вегетативное размножение и размножение спорами.

Дополнительный материал с.118-119

П.31


38/5

Формы размножения организмов. Половое размножение.

1

Комбинированный урок

Гаметы, гермафродиты, конъюгация, копуляция, яичники, семенники.

Описание рис.51-53 с.123 вопросы 1-2 с.120 вопросы перед п.33

П.32

повторить п.31


39/6

Развитие половых клеток.

1

Комбинированный урок

Гаметогенез. Оогенез. сперматогенез.


П.33


40/7

Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.

1

Комбинированный урок

Оплодотворение. Зигота. Двойное оплодотворение. Микроспоры. Пыльцевое зерно. Мегаспоры. Зародышевый мешок.

Описание рис.53 с.127

П.34


41/8

Индивидуальное развитие организма –

онтогенез.

1

Комбинированный урок

Онтогенез. Периоды онтогенеза. Метаморфоз. Плацента.

Вопросы 1-4

с. 131

П.35


42/9

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период развития. Причины нарушения развития организмов.

1

Комбинированный урок

Лабораторная работа

Морула. Бластула. Бластоцель. Гаструла. Нейрула. Эктодерма.

Энтодерма. Мезодерма. Эмбриональная индукция.

Описание рис.55 с.132 Л.Р. «Выявление признаков сходства зародышей человека и млекопитающих как доказательства их родства»

П.36


43/10

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период. Последствия алкоголя и никотина, наркотических веществ на развитие зародыша.

1

Урок изучения нового материала

Постэмбриональные периоды развития: ювениальный, пубертатный, старение. Прямое и непрямое развитие.

Краткое содержание главы с.137-138

П.37


44/11

Зачет по темам «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

1

Урок контроля.

Письменная тестовая работа из заданий разного вида



ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ (17ч)

45/1

История развития генетики. Гибридологический метод.

1

Урок изучения нового материала

Г.Мендель – основоположник генетики. Гибридологический метод. Чистые линии.


П. 38


46/2

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

1

Комбинированный урок

Единообразие первого поколения. Расщепление признаков у гибридов второго поколения. Гомозиготные и гетерозиготные особи.

Л.Р. «Составление простейших схем скрещивания»



47/3

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

1

Комбинированный урок

Множественный аллелизм. Кодоминирование. Неполное доминирование. Сверхдоминирование. Фенотип. Генотип. Анализирующее скрещивание. Генофонд вида.

Решение задач на неполное доминирование и анализирующее скрещивание.

П.40


48/4

П.Р. Решение генетических задач на моногибридное и анализирующее скрещивание

1

Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа

Аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы, доминантные и рецессивные признаки.

П.Р. Решение генетических задач на моногибридное и анализирующее скрещивание

Задачи из сборника генетич. Задач


49/5

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования.

1

Комбинированный урок

Дигибридное скрещивание. Решётка Пиннета. Закон независимого наследования признаков – третий закон Менделя. Цитологические основы дигибридного скрещивания.

Решение задач на дигибридное скрещивание

П.41


50/6

П.Р. Решение генетических задач на дигибридное скрещивание

1

Урок комплексного применения ЗУН Практическая работа

Дигибридное скрещивание. Решётка Пиннета. Закон независимого наследования признаков.

П.Р. «Решение задач на дигибридное скрещивание»

Задачи из сборника генетич. Задач


51/7

Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

.

1

Комбинированный урок

Закон Т.Моргана. Кроссинговер. Генетические карты. Взаимодействие генов. Множественное действие генов.

Вопросы 1-3 с.152

П.42


52/8

Взаимодействие неаллельных генов

1

Комбинированный урок

Дополнительное взаимодействие. Эпистаз. Полимерное действие гена. Плейотропность.


П.43


53/9

Цитоплазматическая (нехромосомная) наследственность.

1

Комбинированный урок

Цитоплазматическая наследственность – это наследование по линии матери. Признаки, сцепленные с полом; аутосомы, половые хромосомы, гетерогаметный пол.

Вопросы 1-3 перед п.44

П.44


54/10

Генетическое определение пола.

1

Комбинированный урок

Признаки, сцепленные с полом. Аутосомы, половые хромосомы, гетерогаметный пол. Гомогаметный пол.


П.45


55/11

П.Р. «Решение генетических задач».

1

Урок комплексного применения ЗУН Практическая работа

Задачи на сцепленное с полом наследование; генетическое определение пола;

П.Р. « Решение генетических задач»

Задачи из сборника генетич. задач


56/12

Изменчивость

1

Урок изучения нового материала

Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная.

Вопросы 1-2 перед п.46 вопросы 1-5 после п.46

П.46


57/13

Л.Р. «Описание фенотипа комнатных и сельскохозяйственных растений»

1

Урок комплексного применения ЗУН Лабораторная работа

Основные понятия темы

Л.Р. «Описание фенотипа комнатных и сельскохозяйственных растений»

Повторить

п. 46.


58/14

Л.Р. «Построение вариационного ряда и вариационной кривой на примере листа лавра»

1

Урок комплексного применения ЗУН Лабораторная работа

Вариационный ряд, вариационная кривая.

Л.Р. «Построение вариационного ряда и вариационной кривой на примере листа лавра»

Оформить лаборат. работу


59/15

Виды мутаций.

1

Комбинированный урок

Генные, хромосомные и геномные мутации. Виды хромосомных мутации: утрата, делеция, дупликация, инверсия, транслокация. Полиплоидия.

Описание рис.66 вопросы 1-2 с.167

П. 47


60/16

Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации


1

Комбинированный урок

Мутагенные факторы. Соматические и генеративные мутации. Летальные, полулетальные, нейтральные и полезные мутации.

Вопросы 1-2 с.169 перед п.48

П.48

Текст с.173-174


61/17

Зачет по теме «Основы генетики»

1

Урок контроля

Письменная тестовая работа из заданий разного вида



ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА (9ч)

62/1

Методы исследования генетики человека

1

Урок изучения нового материала

Методы исследования человека: генеалогический, популяционный, близнецовый, цитогенетический, биохимический

Работа над презентацией.

П.49


63/2

Генетика и здоровье.

1

Комбинированный урок

Генные заболевания. Хромосомные болезни Наследование, сцепленное с полом.

Вопросы 1-2 с.180 и с.181 перед П.51

П.50


64/3

Проблемы генетической безопасности



Медико-генетическое консультирование.


П.51


65/4

Л.Р. «Составление и анализ родословной»

1

Урок комплексного применения ЗУН Практическая работа


Л.Р. «Составление и анализ родословной»

Оформить работу


66/5-67/6

Повторение

2

Уроки повторения и обобщения знаний



Подготовка к итоговой работе


68/7

Итоговая проверочная работа

1

Урок контроля и оценки знаний

Письменная тестовая работа из заданий разного вида.



69-70

Резервное время

2















Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас