СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рыжковская средняя школа»
Кардымовского района Смоленской области
Согласовано Принято Утверждено
Зам.директора Педагогический совет Директор школы
по УВР протокол №_______ _________ С.С. Мухина
_________ О.А.Баранова приказ № ____
«____» ___________2020 от «____» ________2020 от «____» ______2020
Рабочая программа
по биологии
11 класс
Учитель Баранова О.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для обучающихся 11 класса построена на основе:
Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Фундаментального ядра содержания среднего общего образования и требований к результатам среднего общего образования,
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
Примерной программы среднего общего образования по биологии,
Программы среднего общего образования по биологии под редакцией В.В. Пасечника,
Учебного плана МБОУ «Рыжковская средняя школа» на учебный год
и ориентирована на использование учебника «В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов. Общая биология. 10 – 11 классы – М.: Дрофа, 2018г.»
В ней также учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для среднего общего образования и соблюдена преемственность с программой по биологии для основного общего образования.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы В.В.Пасечника.
В программе для старшей школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности, представленных в программах для основного общего образования. Важнейшие отличительные особенности программы по биологии для средней школы состоят в следующем:
Основное содержание курса ориентировано на фундаментальное ядро содержания биологического образования;
Объем и глубина учебного материала определяются требованиями к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования на базовом уровне;
Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и тематическое планирование ограничивают объем содержания, изучаемого на базовом уровне.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход.
Основные цели и задачи изучения биологии
Большой вклад в достижение главных целей среднего общего образования вносит изучение биологии, которое призвано обеспечить:
Формирование системы биологических знаний как компонента естественно-научной картины мира;
Развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
Выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как возможной области будущей практической деятельности.
Цели биологического образования в старшей школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями. Глобальными целями биологического образования являются:
Социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций;
Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование на старшей ступени призвано обеспечить:
Ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;
Развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания;
Овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;
Формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.
Это определило задачи обучения биологии в 11 классе:
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени среднего общего образования направлен на формирование у обучающихся целостной системы знаний о живой природе, её системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.
В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования наряду с уроком разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.
Программа по биологии для среднего общего образования строится с учётом следующих содержательных линий:
•отличительные особенности живой природы;
• уровневая организация живой природы;
• эволюция.
Содержание предмета предусматривает формирование у учащихся специальных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В настоящее время биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность.
Знания в области основных биологических законов, теорий и идей формируют нравственные нормы и принципы отношения к живой природе. В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентации содержания курса биологии позволяет сформировать:
• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
• понимание необходимости здорового образа жизни;
• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
• правильному использованию биологической терминологии и символики;
• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
• развитию способности открыто выражать и аргументирование отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Место курса биологии в учебном плане
Учебный предмет «Биология» является частью предметной области «Естественнонаучные предметы». Рабочая программа разработана в соответствии с образовательной программой среднего общего образования МБОУ «Рыжковская средняя школа». Биология в школе на ступени среднего общего образования изучается с 10 по 11 классы. На изучение биологии в 11 классе в соответствии с учебным планом отводится 68 часов в год (2 часа в неделю). Согласно учебному календарному плану-графику МБОУ «Рыжковская средняя школа» на 2020 – 2021 учебный год на изучение курса биологии в 11 классе отводится 67 часов.
В соответствии с учебным планом школы курсу биологии на ступени среднего общего образования предшествует курс биологии, включающий элементарные сведения о биологических объектах: клетке, организме, виде, экосистеме. По сути, в основной школе преобладает содержание, нацеленное на изучение организменного уровня организации жизни и некоторых общебиологических закономерностей.
В старшей школе, опираясь на эти сведения, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы (обмен веществ и превращение энергии, фотосинтез, эволюция, закономерности наследственности и изменчивости и т.д.).
Содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое внимание приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой последующей уровневой и профильной дифференциации.
Содержание программы
Биология. Введение в общую биологию. 11 класс
(67 часов, 2 часа в неделю)
РАЗДЕЛ 5. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ (19 часов)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Определение биологической эволюции. Доказательства эволюции живой природы. Роль эволюционной биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и решении практических проблем.
Развитие эволюционных идей. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции: палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, молекулярные. Прямые наблюдения эволюции.
Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции: мутации, рекомбинации, отбор. Результаты эволюции. формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Основные направления эволюционного процесса.
Демонстрация.
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимация и др.): гербарии, коллекции, модели, муляжи, живые растения и животные, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты естественного отбора, основные направления эволюции.
Лабораторные и практические работы.
Изучение морфологического критерия вида.
Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
Экскурсия.
Многообразие видов в природе.
РАЗДЕЛ 6. ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ И БИОТЕХНОЛОГИИ (7 часов)
Основы селекции и биотехнологии. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции и биотехнологии. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
Демонстрация.
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимация и др.): «Результаты искусственного отбора», «Методы селекции и биотехнологии», «Результаты селекции».
Лабораторные и практические работы.
Составление простейших схем скрещивания.
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
РАЗДЕЛ 7. АНТРОПОГЕНЕЗ (8 часов)
Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Основные стадии и движущие силы антропогенеза. Расселение человека по Земле. Происхождение человеческих рас, их единство. Критика расизма и социального дарвинизма.
Демонстрация.
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимация и др.): «Доказательства родства человека с млекопитающими животными», «Основные стадии и движущие силы антропогенеза», «Человеческие расы».
Лабораторные и практические работы.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.
РАЗДЕЛ 8. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (21 час)
Экология как наука. Экологические факторы. Экологическая ниша. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, мутуализм.
Функциональная и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы.
Пищевые связи в экосистеме. Потоки веществ и превращения энергии в экосистеме. Динамика экосистем и их устойчивость. Основные типы воздействия человека на экосистемы и их результаты. Экосистемы, трансформированные и созданные человеком.
Демонстрация.
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимация и др.): «Межвидовые отношения», «Пищевые цепи и сети», «Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме». Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем.
Лабораторные и практические работы.
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Составление сравнительной характеристики природных и искусственных экосистем своей местности.
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
Решение экологических задач.
Экскурсия в биогеоценоз.
РАЗДЕЛ 9. ЭВОЛЮЦИЯ БИОСФЕРЫ И ЧЕЛОВЕК (10 часов)
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы развития органического мира на Земле. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
Демонстрация.
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимация и др.); модель-аппликация «Биосфера и человек»; окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.
Лабораторные и практические работы.
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Анализ и оценка последствий деятельности человека в окружающей среде и глобальных экологических проблем и путей их решения.
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА (2 часа)
Тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||
Лабораторно-практические работы, экскурсии | Контрольные работы | Зачеты | |||
1 | Раздел 5: «Основы учения об эволюции» | 19 | Л.р. 2 Экс. 1 | 1 |
|
2 | Раздел 6: «Основы селекции и биотехнологии» | 7 | Л.р. 2 |
| 1 |
3 | Раздел 7: «Антропогенез» | 8 | Л.р. 1 | 1 |
|
4 | Раздел 8: «Основы экологии» | 21 | Л.р. 3 П.р. 2 Экс. 1 |
| 2 |
5 | Раздел 9: «Эволюция биосферы и человек» | 10 | Л.р. 2 | 1 | 1 |
6 | Повторение и обобщение пройденного материала | 2 |
|
| |
| ИТОГО | 67 | 10 + 2 + 2 | 3 | 4 |
Информация о контрольных, лабораторных, практических работах и экскурсиях
№ п/п контрольной, лабораторной работы и экскурсии | Тема контрольной, лабораторной работы и экскурсии |
Контрольная работа № 1 | «Основы учения об эволюции» |
Контрольная работа № 2 | «Антропогенез» |
Контрольная работа № 3 | Контрольная работа на промежуточной годовой аттестации |
Лабораторная работа №1 | «Изучение морфологического критерия вида» |
Лабораторная работа №2 | «Выявление приспособлений организмов к среде обитания» |
Лабораторная работа №3 | «Составление простейших схем скрещивания» |
Лабораторная работа №4 | «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» |
Лабораторная работа №5 | «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека» |
Лабораторная работа №6 | «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» |
Лабораторная работа №7 | «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» |
Лабораторная работа №8 | «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)» |
Лабораторная работа №9 | «Изучение палеонтологических доказательств эволюции» |
Лабораторная работа №10 | «Анализ и оценка последствий деятельности человека в окружающей среде и глобальных экологических проблем и путей их решения» |
Практическая работа № 1 | «Составление сравнительной характеристики природных и искусственных экосистем своей местности» |
Практическая работа № 2 | «Решение экологических задач» |
Экскурсия №1 | «Многообразие видов в природе. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)» |
Экскурсия №2 | «Биогеоценозы (в окрестностях школы)» |
Результаты освоения курса биологии
В соответствии с реализуемой ФГОС СОО деятельностной парадигмой образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы.
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения:
Реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни;
Сформированность познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются:
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии на базовом уровне являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
Характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере, законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки;
Выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере);
Объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
Приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;
Умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
Решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
Описание особей видов по морфологическому критерию;
Выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;;
Сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.
В ценностно-ориентационной сфере:
Анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из различных источников;
Оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
В сфере трудовой деятельности:
Овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.
В сфере физической деятельности:
Обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания); правил поведения в природной среде;
Вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).
Требования к результатам изучения курса биологии
Выпускник научится:
Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения роли биологии в формировании познавательной культуры, научного мировоззрения и современной естественно-научной картины мира; происхождения и развития жизни на Земле; причин биологической эволюции;
Применять методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) для проведения исследований живых объектов и объяснения полученных результатов;
Владеть приемами работы с разными источниками биологической информации: отбирать, анализировать, систематизировать, переводить из одной формы в другую;
Ориентироваться в системе познавательных ценностей; признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях и осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе.
Выпускник получит возможность научиться:
Соблюдать меры профилактики отравлений, ВИЧ-инфекции, наследственных, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
Оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
Формировать познавательные мотивы и интересы, направленные на получение нового знания в области биологии в связи с решением бытовых проблем, сохранением собственного здоровья и экологической безопасности;
Развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы, формулировать собственное мнение, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, сотрудничать при выработке общего решения;
Проводить ученические проекты по исследованию свойств биологических объектов, имеющих важное практическое значение.
Формы организации познавательной деятельности
фронтальная;
групповая;
парная;
индивидуальная.
Методы и приемы обучения
объяснительно-иллюстративный метод обучения;
самостоятельная работа с электронным учебным пособием;
поисковая беседа;
метод проектов;
эвристическая беседа;
анализ;
дискуссия;
практическая деятельность.
Формы контроля
тестирование;
контрольная работа;
устный контроль;
самоконтроль и взаимоконтроль;
выполнение заданий у ИД (интерактивная доска);
результаты практических и лабораторных работ;
выполненные проекты.
Форма проведения промежуточной годовой аттестации – всероссийская проверочная работа.
Содержание контроля
знание понятия, термины;
умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения.
умение использовать полученные знания на практике.
Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по биологии
Общедидактические
Отметка «5» ставится в случае:
Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «4» ставится в случае:
Знания всего изученного программного материала.
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «3» ставится в случае:
Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «2» ставится в случае:
Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «1» ставится в случае:
Нет ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Отметка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Отметка "3" ставится, если ученик:
Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
Отметка "2" ставится, если ученик:
Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Отметка «1» ставится в случае:
Нет ответа.
Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся
для анализа ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные работы.
Отметка «5» ставится, если ученик:
Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Отметка «4» ставится, если ученик:
Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но
-допускает небольшие помарки при ведении записей.
Отметка «3» ставится, если ученик:
Правильно выполняет не менее половины работы.
Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «2» ставится, если ученик:
Правильно выполняет менее половины письменной работы.
Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «1» ставится в случае:
Нет ответа.
Примечание. - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
Отметка «5» ставится, если:
Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно
формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Отметка «4» ставится, если ученик:
Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Отметка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым относятся ошибки:
неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная
неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 - 3 из этих признаков второстепенными;
ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;
ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной литературой;
Недочётами являются:
нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
арифметические ошибки в вычислениях;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
орфографические и пунктационные ошибки.
Учебно-методическое обеспечение
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология: Общая биология. 10 – 11 классы: учебник. – 7-е изд., стереотип. – М.Дрофа, 2018.
Биология. 10 – 11 классы: Рабочие программы / сост. И.Б. Морзунова, Г.М. Пяльдяева. – 3-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2015.
Материально-техническое обеспечение
Печатные пособия
Портреты ученых биологов
Комплект таблиц на мягкой основе по курсу «Биология. Общая биология».
Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
Видеофильмы по курсу биологии 11 класса (общая биология).
Мультимедийные презентации по курсу биологии 11 класса.
Оборудование и приборы
Гербарии
Гербарии по курсу общей биологии
Аналогичные органы защиты растений от травоядных животных
Гомология плечевого и тазового пояса позвоночных
Муляжи
Дикая форма и культурные сорта яблони
Календарно-тематическое планирование. Биология. 11 класс
№ п/п | Раздел Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | Дата | |
план | факт | |||||
I. Основы учения об эволюции. (19 часов) | ||||||
1. | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. | 1 | Эволюция. Систематические категории, закон зародышевого сходства. Происхождение видов. Факторы эволюции. Система органической природы К. Линнея. Основные положения эволюционного учения Ж.Б.Ламарка. Успехи сравнительной анатомии, палеонтологии, эмбриологии. Значение работ Ж. Кювье, К. Бэра, Ч. Лайеля, Т. Мальтуса, А. Уолеса. | Объясняют сущность эволюционных преобразований. Дают определение ключевому понятию – креационизм. Описывают представления о живой природе в древнем мире. Отличают научную точку зрения от ненаучной. Характеризуют научные представления об эволюции живой природы. Определяют характер мировоззрения К. Линнея. Характеризуют значение работ К. Линнея. Излагают основные положения эволюционного учения Ж.Б.Ламарка. Характеризуют значение эволюционного учения Ламарка. Дают оценку эволюционным взглядам Ж.Б.Ламарка. Характеризуют естественно-научные предпосылки формирования эволюционных взглядов. | 02.09. |
|
2. | Чарльз Дарвин и основные положения его теории. | 1 | Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Эволюция, наследственная изменчивость, естественный отбор, борьба за существование. | Формулируют основные положения эволюционной теории. Приводят доказательства эволюции на примерах из жизни животных и растений. Описывают значение эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Находят в интернет ресурсах значение эволюционной теории для физики, химии, геологии, космологии. | 04.09. |
|
3. | Вид, его критерии. Лабораторная работа №1 «Изучение морфологического критерия вида». | 1 | Биологический вид, критерии вида: морфологический, генетический, физиологический, экологический, географический, исторический, этологический. | Дают определение ключевому понятию – вид и популяция. Называют критерии вида и обосновывают важность критериев для определения вида. Доказывают, что вид объективно существует в природе. Используют элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов наблюдений за биологическими объектами. | 09.09. |
|
4. | Популяции. | 1 | Популяции. Существование вида в форме популяций. Популяция – единица эволюции. | Характеризуют элементарную единицу эволюции (популяцию), обосновывают роль популяций в экологических системах. Проводят сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы. Дают определение понятию «популяция». Описывают структуру популяции по ее критериям. | 11.09. |
|
5. | Генетический состав популяций. | 1 | Генофонд популяции. Генофонд популяции. Мутационный процесс – источник наследственной изменчивости. | Формулируют популяционно-генетические закономерности, выявленные С.С.Четвериковым. Характеризуют эволюционную роль мутаций. Дают определение понятию «генофонд популяции». Обосновывают способность популяции адаптироваться к новым условиям. | 16.09. |
|
6. | Изменения генофонда популяций. | 1 | Генетическое равновесие, случайные изменения состава генофонда, дрейф генов, направленные изменения генофонда. | Называют процессы, изменяющие частоты встречаемости генов в популяциях. Доказывают, что популяция – элементарная единица эволюции. Приводят примеры ненаправленных и направленных изменений генофонда популяций | 18.09. |
|
7. | Экскурсия № 1 «Многообразие видов в природе. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)». | 1 | Разнообразие организмов, их приспособленность к условиям среды. Сезонные изменения в жизни растений и животных. | Дают определение понятию «адаптация». Выявляют в природе приспособленность организмов к условиям среды, сезонные изменения в жизни растений и животных; обосновывают относительность приспособленности. | 23.09. |
|
8. | Борьба за существование и её формы. | 1 | Борьба за существование, формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями. | Дают определение ключевому понятию. Называют формы борьбы за существование. Выделяют наиболее напряженную форму борьбы за существование. Доказывают на конкретных примерах способность живых организмов к размножению в геометрической прогрессии. Объясняют причины борьбы за существование. | 25.09. |
|
9. | Естественный отбор и его формы. | 1 | Естественный отбор, биологические адаптации, формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, дизруптивный, полиморфизм, половой. | Дают определение ключевому понятию. Описывают действие естественного отбора на конкретных примерах. Характеризуют положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Объясняют причины существования в природе естественного отбора. Доказывают, что естественный отбор – движущая сила эволюции. Обосновывают влияние факторов, определяющих интенсивность действия отбора. Дают сравнительную характеристику естественному и искусственному отборам. | 30.09. |
|
10. | Естественный отбор и его формы. Лабораторная работа №2 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания»
| 1 | Естественный отбор, биологические адаптации, формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, дизруптивный, полиморфизм, половой. Основные постулаты синтетической теории эволюции | Дают определения ключевым понятиям. Приводят примеры приспособлений организмов на разных уровнях организации. Доказывают относительный характер приспособлений. Объясняют возникновение физиологических адаптаций. Осуществляют самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. Приводят примеры адаптаций как результата действия естественного отбора, происходящего под давлением борьбы за существование. | 02.10. |
|
11. | Изолирующие механизмы. | 1 | Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы: предзиготические, постзиготические. | Дают определения ключевым понятиям. Характеризуют виды и значение изолирующих механизмов. Показывают значение различных механизмов изоляции в видообразовании. | 07.10. |
|
12. | Видообразование. | 1 | Микроэволюция, аллопатрическое (географическое) видообразование, симпатрическое (экологическое) видообразование. | Дают определения ключевым понятиям. Называют эволюционно значимые результаты видообразования. Описывают генетические механизмы, лежащие в основе симпатрического видообразования. Приводят примеры способов видообразования и доказывают реальное их существование. Объясняют роль эволюционных факторов в процессе видообразования. | 09.10. |
|
13 – 14. | Макроэволюция, её доказательства. | 2 | Макроэволюция. Палеонтологические доказательства макроэволюции. Переходные формы. Филогенетические ряды. Эмбриологические доказательства макроэволюции | Проводят сравнение макро- и микроэволюции (выделяют различия). Приводят примеры переходных форм и их роли в эволюционном процессе. Объясняют значение исследования филогенетических рядов.
| 14.10. 16.10. |
|
15. | Система растений и животных – отображение эволюции. | 1 | Биноминальное название видов, естественная классификация. Принципы современной классификации | Называют основные систематические группы, используемые при классификации растений и животных. Находят отображение эволюции в современной системе органического мира. | 21.10. |
|
16 – 17. | Главные направления эволюции органического мира. | 2 | Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс. Ароморфозы у растений. Ароморфозы у животных. Соотношения путей эволюции. | Характеризуют типы эволюционных изменений (параллелизм, конвергенция, дивергенция); главные линии эволюции. Обосновывают разницу понятий «параллелизм» и «конвергенция»; проводят сравнение двух линий эволюции (идиоадаптации и дегенерации). Дают определения ключевым понятиям. Характеризуют основные направления органической эволюции. Приводят примеры ароморфозов, идиоадаптаций, дегенераций у растений и животных. | 23.10. 06.11. |
|
18. | Обобщение и повторение материала по теме «Основы учения об эволюции» | 1 | Термины и понятия темы «Основы учения об эволюции». |
| 11.11. |
|
19. | Контрольная работа № 1 по теме «Основы учения об эволюции» | 1 | Термины и понятия темы «Основы учения об эволюции». |
| 13.11. |
|
II. Основы селекции и биотехнологии. (7 часов) | ||||||
20. | Анализ контрольной работы по теме «Основы учения об эволюции». Основные методы селекции и биотехнологии. | 1 | Селекция, порода, сорт, штамм, аутбридинг, инбридинг, гетерозис, биотехнология, клеточная инженерия; гибридизация близкородственная, неродственная и отдалённая. | Дают определения ключевым понятиям. Раскрывают сущность основных методов селекции и биотехнологии | 18.11. |
|
21 – 22. | Методы селекции растений. | 2 | Массовый и индивидуальный отбор. Гибридизация с последующим отбором. Гетерозис. Межлинейное скрещивание. Полиплоидия. Отдаленная гибридизация. Центры происхождения культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости, протопласт. | Называют основные методы селекции растений. Обосновывают виды гибридизации, явление гетерозиса. Характеризуют методы, позволяющие преодолеть стерильность межвидовых (межродовых) гибридов. Приводят примеры селекционных работ. Показывают значение закона гомологических рядов наследственности | 20.11. 25.11. |
|
23. | Методы селекции животных. Лабораторная работа №3 «Составление простейших схем скрещивания». | 1 | Гибридизация и индивидуальный отбор. Гетерозис. Отдаленная гибридизация. Искусственное осеменение. Полиэмбриония, генетическое клонирование. | Называют основные методы селекции животных. Сравнивают методы селекции растений и животных. Обосновывают виды гибридизации, явление гетерозиса. Характеризуют методы, позволяющие преодолеть стерильность межвидовых (межродовых) гибридов. Приводят примеры селекционных работ. Показывают особенности, проблемы, перспективы и значение метода клеточной инженерии в селекции животных. | 27.11. |
|
24. | Селекция микроорганизмов. | 1 | Клон, штамм. Искусственный мутагенез | Называют основные методы селекции микроорганизмов. Приводят примеры селекционных работ. Характеризуют особенности селекции микроорганизмов, достижения в этой области. Обосновывают значение генной инженерии микроорганизмов для медицины. | 02.12. |
|
25. | Современное состояние и перспективы биотехнологии. Лабораторная работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» | 1 | Биологические удобрения, биогумус, культура тканей, экологические виды топлива. | Объясняют перспективы развития биотехнологии. Характеризуют современные аспекты развития биотехнологии. | 04.12. |
|
26. | Зачётно-обобщающий урок по теме «Основы селекции и биотехнологии». | 1 | Термины и понятия уроков темы «Основы селекции и биотехнологии». |
| 09.12. |
|
III. Антропогенез. (8 часов) | ||||||
27. | Положение человека в системе органического мира. | 1 | Антропология, Человек разумный (Homo sapiens). Систематическое положение современного человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными
| Дают определения ключевым понятиям. Называют признаки, доказывающие принадлежность человека к подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие. Доказывают с позиций биогенетического закона животное происхождение человека. Сравнивают человека и человекообразных обезьян. Характеризуют систематическое положение человека. | 11.12. |
|
28. | Лабораторная работа № 5 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека». | 1 | Гипотезы: божественного творения; человек произошел от обезьян благодаря изготовлению орудий труда; приматы превратились в человека вследствие различных аномалий; космическая гипотеза; водная гипотеза. Взгляды ученых на происхождение человека (К.Линней, Ж.Б.Ламарк, Ч.Дарвин) | Сравнивают религиозные и материалистические взгляды на происхождение человека. Называют научные гипотезы происхождения человека. Приводят и обосновывают доказательства происхождения человека на Земле. | 16.12. |
|
29 – 30. | Основные стадии антропогенеза. | 2 | Парапитеки. Дриопитеки. Австралопитеки. Архантропы. Палеоантропы. Неоантропы. Питекантропы. Неандертальцы. Кроманьонцы. Человек умелый. Человек прямоходящий | Называют представителей древнейших людей. Описывают образ жизни древнейших людей. Характеризуют прогрессивные черты эволюции древнейших людей. Осуществляют самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. Описывают образ жизни неандертальцев. Характеризуют прогрессивные черты в эволюции древних людей. Описывают образ жизни кроманьонцев. Выделяют ведущие факторы, по мнению Ф. Энгельса, в эволюции современного человека. | 18.12. 23.12. |
|
31. | Движущие силы антропогенеза. | 1 | Социальные факторы антропогенеза: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление. Биологические факторы антропогенеза | Характеризуют роль генетической и социальной наследственности в эволюции человека. Характеризуют влияние биологических и социальных факторов в эволюции человека. Доказывают, что человек – биологическое и социальное существо. Осуществляют самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. Называют группу млекопитающих, от которых произошёл отряд Приматы. Перечисляют биологические особенности человека, связанные с прямохождением. Выделяют черты строения и образа жизни обезьяноподобных предков, предопределивших развитие признаков вида Человек разумный. Характеризуют особенность направления отбора мутаций под влиянием трудовой деятельности. Объясняют, почему не все группы австралопитеков можно считать предками человека. | 25.12. |
|
32. | Прародина человека. | 1 | Прародина человека, молекулярно-генетические методы исследования. | Характеризуют современный этап эволюции человека. Называют основные гипотезы и предположения о родине предков человека
| 13.01. |
|
33. | Расы и их происхождение. | 1 | Человеческие расы: европеоидная, негроидная, монголоидная, расогенез, расизм. | Называют основные расы внутри вида Человек разумный. Выделяют признаки различий человеческих рас и объясняют причины различий. Приводят факты, доказывающие ложность расизма. Объясняют причины единства человеческих рас. Обосновывают механизм формирования человеческих рас. | 15.01. |
|
34. | Контрольная работа №2 по теме «Антропогенез». | 1 | Понятия и термины темы «Антропогенез». |
| 20.01. |
|
IV. Основы экологии.(21 час) | ||||||
35. | Анализ контрольной работы по теме «Антропогенез». Что изучает экология. | 1 | Экология: популяционная, географическая, химическая, промышленная. Экология растений, животных, человека, глобальная экология. | Дают определения ключевым понятиям. Называют основные задачи экологии. Характеризуют основные методы экологических исследований. Обосновывают роль современной экологии в системе биологических наук. Приводят примеры современных глобальных экологических проблем | 22.01. |
|
36. | Среда обитания организмов и её факторы. | 1 | Среда обитания, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), толерантность, лимитирующие факторы, закон минимума. Гидробионты. Педобионты. Аэробионты, симбионты, эндобионт.
| Дают определения ключевым понятиям. Называют виды факторов среды, характеризуют их влияние на растительные и животные организмы. Составляют кривую толерантности | 27.01. |
|
37. | Среда обитания организмов и её факторы. Лабораторная работа №6 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» | 1 | Среда обитания, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), толерантность, лимитирующие факторы, закон минимума. | 29.01. |
| |
38. | Местообитание и экологические ниши. | 1 | Местообитание, экологическая ниша. | Умеют определять конкретные экологические ниши некоторых видов организмов. | 03.02. |
|
39 – 40. | Основные типы экологических взаимодействий. | 2 | Экологическое взаимодействие, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция. | Решают задачи по теме «Взаимоотношения между организмами». Объясняют роль взаимоотношений между организмами в обеспечении биологического равновесия в экосистеме. Называют формы симбиоза и выделяют их особенности. Объясняют эволюционное значение симбиоза. Приводят примеры хищничества у различных групп организмов. Объясняют биологическую роль хищничества. Обосновывают проявление математической модели системы «Хищник-жертва». Характеризуют проявление хищничества. Отличают хищничество от паразитизма. Характеризуют проявление паразитизма. | 05.02. 10.02. |
|
41. | Конкурентные взаимодействия. | 1 | Внутривидовая конкуренция, межвидовая конкуренция. | Объясняют влияние конкуренции на интенсивность жизнедеятельности соперничающих видов. Осуществляют самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | 12.02. |
|
42. | Основные экологические характеристики популяции. | 1 | Демографические характеристики: обилие, плотность, рождаемость, смертность; возрастная структура. | Характеризуют популяцию, определяют на графиках динамику популяции. Называют основные демографические показатели. Выявляют значение демографических показателей в жизни популяции и практическое значение. | 17.02. |
|
43. | Динамика популяции. | 1 | Динамика популяции. Факторы популяционной динамики | Дают определение понятию «динамика популяций». Характеризуют факторы популяционной динамики. Приводят примеры регуляторных механизмов; называют причины колебания | 19.02. |
|
44. | Экологические сообщества.
| 1 | Биотические сообщества (биоценозы), экосистема, биогеоценоз, биосфера, искусственные (антропогенные экосистемы), агробиоценоз. | Дают определения основным понятиям. Отличают понятия: сообщество, биоценоз, экосистема, биогеоценоз. Сравнивают природные и искусственные сообщества | 24.02. |
|
45. | Экологические сообщества. Практическая работа №1 «Составление сравнительной характеристики природных и искусственных экосистем своей местности» | 1 | 26.02. |
| ||
46. | Структура сообщества. | 1 | Структура сообщества, видовая структура, морфологическая структура, трофическая структура, пищевая сеть. | Характеризуют структуру сообщества (видовую, морфологическую и трофическую), взаимосвязь организмов. Различают и сравнивают разные показатели структуры. | 03.03. |
|
47. | Взаимосвязь организмов в сообществах. | 1 | Пищевая сеть, автотрофные организмы, гетеротрофные организмы, продуценты, консументы, редуценты. | Дают определения основным понятиям. Описывают трофическую структуру сообщества. приводят примеры автотрофных и гетеротрофных организмов, продуцентов, консументов, редуцентов. Показывают взаимосвязь между компонентами сообщества | 05.03. |
|
48. | Пищевые цепи. Лабораторная работа №7 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» | 1 | Детрит, пастбищная пищевая сеть, круговорот веществ, биогенные элементы. | Приводят примеры пастбищной и детритной цепей питания. Отличают понятия пищевая цепь и сеть питания. Описывают пищевые цепи. Объясняют проявление правила пирамиды биомассы. Составляют цепи питания. | 10.03. |
|
49. | Экологические пирамиды. | 1 | Экологическая пирамида, пирамида биомассы, пирамида численности. | Называют виды экологических пирамид. Описывают основные правила построения экологических пирамид. Составляют экологические пирамиды | 12.03. |
|
50. | Экологические сукцессии. Лабораторная работа №8 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)» | 1 | Сукцессия, общее дыхание сообщества, первичная и вторичная сукцессия. | Описывают механизм сукцессии. Объясняют причины смены экосистем. Находят сходства и различия в функционировании наземных и водных экосистем. Дают характеристику деятельности человека как одному из регулирующих факторов в экологических системах. Обосновывают значение сукцессий. | 17.03. |
|
51. | Влияние загрязнений на живые организмы. | 1 | Токсичные вещества, диоксины, Предельно допустимая концентрация (ПДК), соли тяжёлых металлов, аллергены. | Описывают влияние загрязнения воздуха, природных вод на биоценоз. Объясняют причины и последствия загрязнения атмосферы, пресных и морских вод, почвы. Приводят примеры истощения природных ресурсов. Характеризуют способы уменьшения вредных последствий от различных сельскохозяйственных загрязнений. Обосновывают необходимость бережного отношения к природе и её охраны. Объясняют значение рационального, научно обоснованного природопользования для сохранения многообразия животного и растительного мира. | 19.03. |
|
52. | Основы рационального природопользования. Практическая работа №2 «Решение экологических задач» | 1 | Природные ресурсы, экологическое сознание. | 31.03. |
| |
53. | Экскурсия № 2 «Биогеоценозы (в окрестностях школы)» |
| Экосистема смешенного леса, реки, озера. Агроэкосистема поля, пришкольного участка | Проводят описание биогеоценозов | 02.04. |
|
54 – 55. | Зачётно-обобщающий урок по теме «Основы экологии». | 2 | Понятия и термины темы «Основы экологии». |
| 07.04. 09.04. |
|
V. Эволюция биосферы и человек (10 часов.) | ||||||
56. | Гипотезы о происхождении жизни. | 1 | Креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза панспермии, гипотеза биохимической эволюции, коацерваты, пробионты. | Имеют представление о многообразии теорий и гипотез на вопрос происхождения жизни. Знают основные этапы химической эволюции по теории Опарина. Характеризуют условия первичной атмосферы, первичного океана. Объясняют процессы, происходящие в этих средах и результаты этих процессов | 14.04. |
|
57. | Современные представления о происхождении жизни | 1 | Гипотеза абиогенного происхождения жизни на Земле. | Характеризуют современные представления о возникновении жизни на Земле; основные этапы развития жизни на Земле; методы и результаты палеонтологических исследований. Обосновывают появление процесса фотосинтеза и его значение для развития жизни на Земле. Называют основные ароморфозы растений и животных и их роль в эволюции, идиоадаптации в органическом мире, направления эволюции растений и животных. Обосновывают проявления сопряженной эволюции растений и животных на протяжении развития жизни на Земле. Называют фамилии ученых, гипотезы зарождения жизни, основные этапы развития жизни на Земле. | 16.04. |
|
58. | Основные этапы развития жизни на Земле. | 1 | Гипотеза биопоэза, гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток, гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органелл путём втягивания клеточной мембраны. | 21.04. |
| |
59. | Основные этапы развития жизни на Земле. Лабораторная работа №9 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции» | 1 | 23.04. |
| ||
60. | Эволюция биосферы. | 1 | Биосфера, учение В.И. Вернадского. Гидросфера, атмосфера, литосфера. Живое вещество. Косное вещество, биокосное вещество, концентратор
| Описывают компоненты биосферы. Характеризуют верхние и нижние пределы распространения жизни в биосфере. Характеризуют среды жизни живых организмов; особенности, приспособления живых организмов к жизни в определенной среде, которые выработались в процессе эволюции; границы и свойства биосферы. Характеризуют развитие учения о ноосфере В.И.Вернадским | 28.04. |
|
61. | Эволюция биосферы. Геохронологическая таблица развития жизни на Земле. | 1 | Эры и периоды развития жизни на Земле. Архей. Протерозой. Кембрий. Ордовик. Силур. Девон. Карбон. Пермь. Триас. Юра. Меловой период. Третичный период. Четвертичный период | Называют крупнейшие ароморфозы архея и протерозоя, значение ароморфозов. Объясняют значение фотосинтеза для развития жизни на Земле. Описывают развитие растительного и животного мира в палеозое, мезозое и кайнозое. Характеризуют ароморфозы, позволившие растениям и животным выйти на сушу. Объясняют ароморфозы мезозоя и кайнозоя, их значение. | 30.04. |
|
62. | Антропогенное воздействие на биосферу. | 1 | Заповедники, заказники, национальные парки, Конвенция о биоразнообразии. | Характеризуют антропогенное воздействие человека на биосферу. Оценивают возможные вредные последствия влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу. | 05.05. |
|
63. | Лабораторная работа №10 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в окружающей среде и глобальных экологических проблем и путей их решения» | 1 | Рост народонаселения. Изменение состава атмосферы и климата. Загрязнение природных вод. Истощение и загрязнение почвы. Сокращение природного разнообразия. Правила поведения в природной среде | Характеризуют основные экологические проблемы; все основные виды антропогенного воздействия на природу. Находят решение экологических проблем; применяют меры, снижающие силу антропогенного воздействия | 07.05. |
|
64. | Зачётно-обобщающий урок по теме «Эволюция биосферы и человек». | 1 | Основные понятия и термины темы. |
| 12.05. |
|
65. | Промежуточная годовая аттестация | 1 |
|
| 14.05. |
|
VI. Повторение и обобщение пройденного материала (3 часа) | ||||||
66. | Повторение темы «Основы цитологии». Повторение темы «Размножение, индивидуальное развитие». Повторение темы «Основы генетики». | 1 | Основные термины и понятия темы. |
| 19.05. |
|
67. | Повторение темы «Генетика человека». Повторение темы «Основы селекции и биотехнологии». Повторение темы «Основы учения об эволюции». Повторение темы «Антропогенез». | 1 | Основные термины и понятия темы. |
| 21.05. |
|