Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской Программы среднего (полного) образования по биологии для 11 класса базовый уровень «Биология» В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. В 11 классе изучают материал следующих глав: «Эволюционное учение», «Происхождение жизни на Земле», «Происхождение человека», «Экосистема», «Бионика».
На изучении биологии на базовом уровне, согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 11 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю, но в последнее время очень актуальной стала поступление детей в медицинские ВУЗы и колледжи и поэтому было выделено 1 час из вариативной части базисного плана. Программа по биологии адресована учащимся 11 класса ориентирована для работы по учебнику для 10-го класса (авторы В.Б. Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин), 2 часа в неделю.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Всего часов – 68 часов, резервное время – 4 часа.
Контрольные работы – 4.
Лабораторные и практические работы – 4.
№ | ТЕМА | К-во часов | Дата проведения | Форма контроля Д/З |
Раздел 1.Эволюционное учение(19ч) |
1 | История представления о развитии жизни на Земле. | 1ч | | Сообщения |
2 | Работы К.Линнея по систематике растений и животных | 1ч | | С.347-349 вопросы с 354 |
3 | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка | 1ч | | С.350-352 вопросы с.354 (4,5) |
4 | Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина | 1ч | | С357-360 вопр.с361, заполнить табл |
5 | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе | 1ч | | С.361-368 , тест |
6 | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе | 1ч | | С.368-372 |
7 | Борьба за существование и естественный отбор | 1ч | | Повторить №12 |
8 | Вид, его критерий, структура | 1ч | | С.376-379 вопр.с379 |
9 | Эволюционная роль мутаций | 1ч | | С379-381 |
10 | Генетические процессы в популяциях. Закон Харди-Вайнберга | 1ч | | С381-385 |
11 | Формы естественного отбора( | 1ч | | С386-390 |
12 | Приспособленность организмов к среде обитания как действие естественного отбора | 1ч | | С391-399 , заполнить табл |
13 | Лабораторная работа» Изучение приспособленности организмов к среде обитания | 1ч | | Повторить с376-399 |
14 | Микроэволюция. Современные представления о видообразовании ( С.С. Четвериков, Л.Л.Шмальгаузен) | 1ч | | С.406-407 |
15 | Микроэволюция (обобщение) | 1ч | | С399-409 |
16 | Главные направления эволюции. Биологический прогресс Арогенез, аллогенез | 1ч | | С.415-420 |
17 | Пути достижения биологического прогресса Главные направления эволюционного процесса.Катагенез | 1ч | | С.420-422 |
18 | Основные закономерности эволюции | 1ч | | С423-429 |
19 | Обобщение знаний по теме: «Учение об эволюции органического мира» | 1ч | | Повторить с406-429 |
Раздел 2. Развитие органического мира( 14 ч) |
20 | Развитие жизни в архейскую, протерозойскую эры | 1ч | | С435-443, реферат с презентациями |
21 | Развитие жизни в палеозойскую эру | 1ч | | С444-450 реферат с презентациями |
22 | Развитие жизни в мезозойскую эру | 1ч | | С.450-453 реферат с презентациями |
23 | Развитие жизни в кайнозойскую эру | 1ч | | С.456-460 реферат с презентациями |
24 | Обобщение знаний по теме: «Развитие жизни на Земле» | 1ч | | Повторить с.453-460 |
25 | Происхождение человека Положение человека в системе животного мира | 1ч | | С.466-467 сообщения об истории взглядов на происх. Чел. |
26 | Эволюция приматов. Древние люди | 1ч | | С468-470 |
27 | Стадии эволюции человека | 1ч | | С471-474 |
28 | Современный этап эволюции человека. Человеческие расы | 1ч | | С474-479 |
29 | Происхождение человека ( обобщение) | 1ч | | Повторить с 466-479 |
30 | . Развитие органического мира. Обобщение. Контрольная работа. Эволюционное учение. Развитие органического мира. | 1ч | | Повторение тем Эволюция и развитее орган. мира |
Раздел 3. Взаимодействие организма и среды( 14 ч) |
31 | Биосфера, ее структура и функции Структура биосферы | 1ч | | С.487-490 |
32 | Круговорот веществ в природе. | 1ч | | С491-495 |
33 | Жизнь в сообществах. Основы экологии. | 1ч | | С500-504 |
34 | История формирования сообществ живых организмов Биологические области | 1ч | | С 505-515 конспект |
35 | Взаимоотношения организма и среды. Биогеоценозы, биоценозы и их характеристика | 1ч | | С516-518 |
36 | Абиотические факторы среды | 1ч | | С519-525 |
37 | Взаимоотношения организма и среды. Взаимодействия факторов среды | 1ч | | С526-533 |
38 | Биотические факторы среды. | 1ч | | С535-536 |
39 | Цепи и сети питания. | 1ч | | С537-541 |
40 | Смена биоценозов | 1ч | | С542-543 творч. Задание : все изменения в лесу после пожара |
41 | Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения- симбиоз | 1ч | | С546-550 сообщения о разных формах симбиоза |
42 | Антибиотические отношения | 1ч | | С.551-564 вопросы с 568 |
43 | Конкуренция. Нейтрализм | 1ч | | С565-568 |
44 | Обобщение по теме Взаимодействие организма и среды | 1ч | | Повторить с 505-668 |
Раздел 4 Биосфера и человек . Основы экологии( 11 ч) |
45 | Биосфера и человек | 1ч | | С 573-574 |
46 | Биосфера и человек. Ноосфера Воздействие человека на природу в процессе становления общества. | 1ч | | С.574 реферат с презентациями |
47 | Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы | 1ч | | С 575-578 |
48 | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды | 1ч | | С 579 реферат с презентациями |
49 | Загрязнение воздуха, пресной воды, Мирового океана, озера Байкал | 1ч | | С 581-584 реферат с презентациями |
50 | Радиоактивное заражение биосферы | 1ч | | С585-586 |
51 | Антропогенное влияние человека на природу Иволгинского района | 1ч | | С 575-586 |
52 | Проблемы рационального природопользования. Заповедники и заказники Бурятии | 1ч | | С 587-591 |
53 | Охрана окружающей среды. Охрана озера Байкала | 1ч | | С.591-592Защита рефератов, сообщений |
54 | Охрана природы и перспективы рационального природопользования. Красная книга Бурятии. | 1ч | | С 593сообщения |
55 | Бионика | 1ч | | С 596 |
Раздел 5 Повторение курса общей биологии( 11ч) |
56 | Уровни организации живой материи. Подготовка к ЕГЭ | 1ч | | повторить с 12-19 |
57 | Клетка-структурно-функциональная единица живого. Химическая организация клетки. Подготовка к ЕГЭ | 1ч | | Повторить с 85-249 |
58 | Метаболизм – основа существования живых организмов. Подготовка к ЕГЭ | 1ч | | С 118-126 |
59 | Автотрофный тип обмена веществ. Подготовка к ЕГЭ | 1ч | | С 126 |
60 | Строение и функции клеток. Подготовка к ЕГЭ | 1ч | | С 135-181 |
61 | Размножение организмов. Подготовка к ЕГЭ | 1ч | | С 191-199 |
62 | Индивидуальное развитие организмов. Подготовка к ЕГЭ | 1ч | | С 214-238 |
63 | Основы генетики. Закономерности наследования признаков. Подготовка к ЕГЭ | 1ч | | С 251-292 Решить задачи |
64 | Закономерности изменчивости. | 1ч | | С 300-310 |
65 | Основы селекции. Подготовка к ЕГЭ | 1ч | | С318-336 |
66 | Учение об эволюции органического мира. Подготовка к ЕГЭ | 1ч | | С343-406 |
67 | Подготовка к ЕГЭ | 1ч | | повторить |
68 | Итоговая контрольная по биологии | 1ч | | повторить |
Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997.
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1986.
Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. Пособие по биологии для абитуриентов. – Мн.: Вышэйшая школа, 1996.
Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».