СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по биологии для 11 класса отражает специфику деятельности учителя. Позволяет выполнить программный материал по данному предмету.
1.Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по биология» для 11 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования ( Приказ МО и Науки РФ от 17.12.2010 № 1897) и примерной программы по биологии среднего общего образования.
Направленность курса. Основные цели учебного курса: формировании у обучающихся знаний о живой природе, её отличительных признаках- уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы
Нормативно-методические материалы, используемые при составлении программы | Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом МО и Науки РФ №1897 от 17.12.2010 и приказа Минобрнауки РФ № 1577 от 31.12.2015 о внесении в него изменений Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ «Каркалайская СОШ» Примерная программа среднего общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии А.А.Каменский, Е.К. Касперская, В.И.Сивоглазова |
Реализуемые УМК | 10 класс А.А.Каменский, Е.К.Касперская, В.И. Сивоглазов «Биология» Просвещение 11 класс А.А.Каменский, Е.К.Касперская, В.И. Сивоглазов «Биология» Просвещение |
Место учебного предмета в учебном плане | 10 кл 1 час в неделю ( 34 час за учебный год) 11 кл 1 час в неделю ( 34 час за учебный год) |
Основные задачи реализации содержания учебного предмета
Реализация воспитательного процесса на уроках биологии | учебные: формирование системы биологических знаний как компонента естественнонаучной картины мира; • освоение важнейших знаний об основных понятиях биологии и биологической терминологии; • овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить лабораторный эксперимент; • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения лабораторных и практических работ, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; • применение полученных знаний и умений для безопасного использования и общения с объектами живой природы, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. показать связь биологии с окружающей средой и жизнью, с важнейшими сферами жизнедеятельности человека; развивающие: развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности; создать условия для формирования и развития у учащихся самостоятельно работать со справочной и учебной литературой, конспектами, иными источниками информации; научить учащихся работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. воспитательные: • воспитание отношения к биологии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
предоставить учащимся возможность применять биологические знания на практике, формировать общенаучные и биологические умения и навыки, необходимые в деятельности экспериментатора и полезные в повседневной жизни; Реализация воспитательного потенциала урока биология предполагает следующее: установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. |
2.. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса общая биологии
Личностными результатами обучения общей биологии в средней школе являются: реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей,
реализации установок здорового образа жизни;
сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасностью
Метапредметными результатами обучения общей биологии в средней школе являются:
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами обучения биологии в школе являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере: характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционна я теория Ч. Дарвина),; учения В.И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки
выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительной и животной, половых и соматических, доядерных и ядерных; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы)
и процессов (обмен веществ и энергии, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие естественного отбора, образование видов, круговорот веществ)
объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения, вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций
приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов и окружающей среды; необходимости сохранения видов
умение пользоваться биологической терминологией и символикой
Решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания)
описание особей видов по морфологическому критерию выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания
сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих,
природные экосистемы и агроэкосистемы) и формулировка выводов на основе сравнения
2.В ценностно-ориентационной сфере: анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде
оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)
3.В сфере трудовой деятельности: овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснение их результатов
4. В сфере физической деятельности: Обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) правил поведения в природной среде
Основу структурирования содержания курса биологии в средней школе составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука; Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Выпускник на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
– распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
– описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
– объяснять причины наследственных заболеваний;
– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
– выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
– приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
– объяснять последствия влияния мутагенов;
– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
– характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
– решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
– оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ
3.Содержание курса биология
11 класс
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.
Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.
Организм
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность
Развитие жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.
Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук.
11 класс
№ | Тема. | Количество | |||
Количество часов. | Лабораторных работ. | Практических работ. | Экскурсий. | ||
1 | Развитие эволюции | 11 | 3 | 1 | 0 |
2 | Организм | 5 | 2 | 0 | 1 |
3 | Развитие жизни на Земле | 8 | 0 | 2 | 0 |
4 | Организмы и окружающая среда | 10
| 0 | 4 | 0 |
6 | Итого за год | 34 | 5
| 7
| 1
|
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 11 класс
Тема раздела, количество часов отводимых на тему | № урока | Поурочное планирование | Срок проведения урока |
Развитие эволюции (11 час.) | 1 | Развитие представлений об эволюции живой природы. Эволюционное учение Ч. Дарвина | 07.09 |
| 2 | Входная контрольная работа. | 14.09 |
| 3 | Вид и его критерии. Лабораторная работа №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию» | 21.09 |
| 4 | Популяции | 28.09 |
| 5 | Борьба за существование и ее формы | 05.10 |
| 6 | . Естественный отбор. Формы естественного отбора. Практическая работа №1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора» | 12.10 |
| 7 | Видообразование. Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида» | 19.10 |
| 8 | Макроэволюция и ее доказательства. Система растений и животных – отображение эволюции | 26.10 |
| 9 | .Главные направления эволюции органического мира | 09.11 |
| 10 | . Лабораторная работа №3 «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных» | 16.11 |
| 11 | . Контрольная работа №1 по теме: «Основы учения об эволюции». | 23.11 |
Организм (5 час.) | 12 | Анализ контрольной работы. Основные методы селекции и биотехнологии | 30.11 |
| 13 | . Методы селекции растений | 07.12 |
| 14 | . Методы селекции животных.
| 14.12 |
| 15 | Селекция микроорганизмов | 21.12 |
| 16 | . Контрольная работа №2 по теме: «Основы селекции и биотехнологии». | 28.12 |
Развитие жизни на Земле (8 часов) | 17 | Анализ контрольной работы. Положение человека в системе животного мира | 11.01 |
| 18 | Основные стадии антропогенеза | 18.01 |
| 19 | Движущие силы антропогенеза. Практическая работа №2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»
| 25.01 |
| 20 | Прародина человека. Расы и их происхождение | 01.02 |
| 21 | Контрольная работа №3 по теме: «Антропогенез» | 08.02 |
| 22 | Анализ контрольной работы. Основные этапы развития жизни на Земле
| 15.02 |
| 23 | Эволюция биосферы | 22.02 |
| 24 | Антропогенное воздействие на биосферу. Практическая работа №3 «Оценка антропогенных изменений в природе»
| 01.03 |
Организмы и окружающая среда (10 часов). | 25 | Что изучает экология | 22.03 |
| 26 | Среда обитания организмов и ее факторы. Практическая работа №4 «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов»
| 29.03 |
| 27 | Местообитание и экологические ниши
| 05.04 |
| 28 | Основные типы экологических взаимодействий. Практическая работа №5 «Определение основных форм экологических взаимодействий»
| 12.04 |
| 29 | Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяции.
| 19.04 |
| 30 | Экологические сообщества. Практическая работа №6 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем»
| 26.04 |
| 31 | Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. Сукцессии.
| 10.05 |
| 32 | Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Практическая работа №7 «Составление пищевых цепей»
| 17.05 |
| 33 | Итоговая тестовая работа за курс «Общая биология» | 24.05 |
| 34 | Проектная работа «Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования». | 25.05 |
5.Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа №1
по теме «Основы учения об эволюции»
Вариант 1
Часть 1
К каждому заданию А1-А15 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
А1. Кто из ученых считал движущей силой эволюции стремление к совершенству и утверждал наследование благоприобретенных признаков?
Карл Линей
Жан-Батист Ламарк
Чарльз Дарвин
А.Н. Четвериков
А2. Совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, которая длительно существует в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида, называется:
Вид
Популяция
Сорт
Колония
А3. К какому критерию вида относят особенности внешнего и внутреннего строения полевой мыши?
Морфологическому
Генетическому
Экологическому
Географическому
А4. К какому критерию вида относят совокупность факторов внешней среды, к которым приспособлен белый медведь?
Морфологическому
Генетическому
Экологическому
Географическому
А5. К статистическим показателям популяции относят:
Смертность
Численность
Рождаемость
Скорость роста
А6. Как называется случайное ненаправленное изменение частот аллелей и генотипов в популяциях?
Мутационная изменчивость
Популяционные волны
Дрейф генов
Изоляция
А7. Как называются периодические и непериодические колебания численности популяции в сторону увеличения или в сторону уменьшения численности особей?
Волны жизни
Дрейф генов
Изоляция
Естественный отбор
А8. Примером внутривидовой борьбы за существование являются отношения:
Черных тараканов между собой
Черных и рыжих тараканов
Черных тараканов с ядохимикатами
Черных тараканов и черных крыс
А9. Какая форма борьбы за существование является наиболее напряженной?
Конкуренция
Паразитизм
Нахлебничество
Хищничество
А10. Какая форма естественного отбора действует при постепенно изменяющихся условиях окружающей среды?
Стабилизирующий естественный отбор
Движущий естественный отбор
Разрывающий естественный отбор
Дизруптивный естественный отбор
А11. Биологическая изоляция обусловлена:
Небольшой численностью видов
Невозможностью спаривания и оплодотворения
Географическими преградами
Комбинативной изменчивостью
А12. К какой группе доказательств эволюции органического мира относится сходство зародышей пресмыкающихся и птиц?
Сравнительно-анатомическим
Эмбриологическим
Палеонтологическим
Биогеографическим
А13. Укажите правильную схему классификации животных:
Вид род семейство отряд класс тип
Вид род семейство порядок класс тип
Вид род семейство порядок класс отдел
Вид род отряд семейство класс тип
А14. Какие органы возникают в результате конвергенции?
Гомологичные
Аналогичные
Атавистические
Рудиментарные
А15. Какое из перечисленных приспособлений не является ароморфозом?
Возникновение позвоночника у хордовых
Возникновение хобота у слона
Образование 2-х кругов кровообращения
Образование 3-х камерного сердца у земноводных
Часть 2
При выполнение заданий В1-В2 выберите три верных ответа из шести.
При выполнение заданий В3-В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
В1. Какие эволюционные изменения можно отнести к ароморфозам?
Появление цветка
Образование органов и тканей у растений
Появление термофильных бактерий
Атрофия корней и листьев у повилики
Специализация некоторых растений к определенным опылителям
Постоянная температура тела
В2. К эволюционным факторам относят:
Дивергенция
Наследственная изменчивость
Конвергенция
Борьба за существование
Параллелизм
Естественный отбор
В3. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.
Б) растения гибнут от сильных морозов и засухи
В) семена погибают в пустынях и Антарктиде
Г) растения вытесняют друг друга
Д) плоды поедают птицы
Е) растения гибнут от бактерий и вирусов
1) внутривидовая
2) межвидовая
3) борьба с неблагоприятными условиями
В4. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции, которому он соответствует
Б) образование у китообразных ластов
В) возникновение 4-х камерного сердца
Г) возникновение автотрофного способа питания
Д) превращение листьев в колючки у растений пустынь
Е) утрата листьев, корней и хлорофилла у повилики
1) ароморфоз (арогенез)
2) идиоадаптация (аллогенез)
3) общая дегенерация (катагенез)
С1. Какой тип естественного отбора представлен на рисунке? В каких условиях среды он наблюдается? Какие мутации сохраняет?
Контрольная работа №1
по теме «Основы учения об эволюции»
Вариант 2
Часть 1
К каждому заданию А1-А15 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
А1. Кто является автором первого эволюционного учения?
Карл Линей
Жан-Батист Ламарк
Чарльз Дарвин
А.Н. Четвериков
А2. Структурной единицей вида является…
Особь
Популяция
Колония
Стая
А3. К какому критерию вида относят характерный для Человека разумного набор хромосом: их число, размеры, форму?
Морфологическому
Генетическому
Экологическому
Географическому
А4. К какому критерию вида относят произрастание Рябчика крупноцветного в лесах на скалистых местах?
Географическому
Морфологическому
Экологическому
Этологическому
А5. К динамическим показателям популяции относят:
Смертность
Численность
Плотность
Структуру
А6. Причиной популяционных волн не является:
Сезонные колебания температуры
Природные катастрофы
Агрессивность хищников
Мутационная изменчивость
А7. Что препятствует обмену генетической информацией между популяциями?
Мутационная изменчивость
Популяционные волны
Дрейф генов
Изоляция
А8. Как называется комплекс разнообразных отношений между организмами и факторами неживой и живой природы:
Естественный отбор
Борьба за существование
Приспособленность
Изменчивость
А9. Какой формой борьбы за существование является поедание речным окунем своих мальков?
Межвидовой
Внутривидовой
С неблагоприятными условиями среды
Внутривидовой взаимопомощи
А10. Какая форма естественного отбора направлена на сохранение мутаций, ведущих к меньшей изменчивости средней величины признака?
Движущий естественный отбор
Разрывающий естественный отбор
Стабилизирующий естественный отбор
Дизруптивный естественный отбор
А11. Какой фактор эволюции способствует возникновению преград к свободному скрещиванию особей?
Волны жизни
Естественный отбор
Модификации
Изоляция
А12. К какой группе доказательств эволюции органического мира относятся филогенетический ряды?
Сравнительно-анатомическим
Эмбриологическим
Палеонтологическим
Биогеографическим
А13. Укажите правильную схему классификации растений:
Вид род семейство отряд класс тип
Вид род семейство порядок класс тип
Вид род семейство порядок класс отдел
Вид род отряд семейство класс тип
А14. Какие органы возникают в результате дивергенции?
Гомологичные
Аналогичные
Атавистические
Рудиментарные
А15. Какое из перечисленных приспособлений относят к идиоадаптациям?
Возникновение хорды
Возникновение ползучего стебля у клубники
Образование 2-х кругов кровообращения
Утрата органов кровообращения у бычьего цепня
Часть 2.
При выполнение заданий В1-В2 выберите три верных ответа из шести.
При выполнение заданий В3-В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
В1. Какие признаки характеризуют биологический прогресс?
Сокращение численности видов
Расширение ареала вида
Возникновение новых популяций, видов
Сужение ареала вида
Упрощение организации и переход к сидячему образу жизни
Увеличение численности видов
В2. Какие особенности иллюстрируют стабилизирующую форму естественного отбора?
Действует в изменяющихся условиях среды
Действует в постоянных условиях среды
Сохраняет норму реакции признака
Изменяет среднее значение признака либо в сторону уменьшения его значения, либо в сторону увеличения
Контролирует функционирующие органы
Приводит к смене нормы реакции
В3. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.
Б) растения гибнут от вирусов, грибов, бактерий
В) семена погибают от сильных заморозков и засухи
Г) растения погибают от недостатка влаги при прорастании
Д) люди, машины вытаптывают молодые растения
Е) плодами растений питаются птицы и млекопитающие
1) межвидовая
2) внутривидовая
3) борьба с неблагоприятными условиями
В4. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции, которому он соответствует
Б) наличие присосок у печеночного сосальщика
В) возникновение теплокровности
Г) возникновение 4-х камерного сердца
Д) утрата нервной и пищеварительной системы у свиного цепня
Е) уплощенное тело камбалы
1) ароморфоз (арогенез)
2) идиоадаптация (аллогенез)
3) общая дегенерация (катагенез)
С1. Какой тип естественного отбора представлен на рисунке? В каких условиях среды он наблюдается? Какие мутации сохраняет?
Ответы на задания контрольной работы №1
по теме «Основы учения об эволюции»
Вариант 2
А1 – 2
А2 – 2
А3 – 1
А4 – 3
А5 – 2
А6 – 3
А7 – 1
А8 – 1
А9 – 1
А10 – 2
А11 – 2
А12 –2
А13 – 1
А14 – 2
А15 – 2
А1 – 2
А2 – 2
А3 – 2
А4 – 3
А5 – 1
А6 – 4
А7 – 4
А8 – 2
А9 – 2
А10 – 3
А11 – 4
А12 – 3
А13 – 3
А14 – 1
А15 – 2
В1 – 1, 2, 6
В2 – 2, 4, 6
В3 –
В4 -
В1 – 2, 3, 6
В2 – 2, 3, 5
В3 –
В4 -
С1 :
Стабилизирующий отбор
Наблюдается в относительно постоянных условиях окружающей среды
Сохраняет мутации, ведущие к меньшей изменчивости средней величины признака
С1 :
1) Движущий отбор
2) Наблюдается в однонаправленном изменении условий окружающей среды
3) Сохраняет мутации, ведущие к другим крайним проявлениям величины признака (или в сторону усиления или в сторону ослабления)
Контрольная работа №2
по теме: «Основы селекции и биотехнологии»
Вариант 1
Коллекция семян культурных растений, собранная Н.И. Вавиловым из центров их многообразия и происхождения, имеет большое значение для развития
1) цитологии 2) систематики
3) эволюционного учения 4) селекции
Какой метод исследования используют в селекции?
1) исторический 2) центрифугирования
3) генеалогический 4) инбридинг
Как называется отрасль хозяйства, которая получает различные вещества на основе использования микроорганизмов, клеток и тканей других организмов?
бионика 2) биотехнология 3) микология 4) растениеводство
Искусственный перенос наследственной информации из ДНК одного вида в ДНК другого вида лежит в основе
искусственного мутагенеза
генной инженерии
микробиологического синтеза
клеточной инженерии
Растения, выращенные из черенков.
лучше выживают в неблагоприятных условиях
генетически сходны с материнским организмом
имеют признаки двух родителей
неспособны к половому размножению
При каком размножении дочерний организм отличается от двух родительских организмов?
1) половом 2) фрагментации 3) вегетативном 4) партеногенезе
Все многообразие современных пород животных и сортов растений сформировалось под влиянием
модификационной изменчивости
стабилизирующего отбора
искусственного отбора
биологического прогресса
Близкородственное скрещивание в селекции животных применяют для
получения гомозиготного потомства
проявления вредных мутаций
получения новых видов
увеличения числа гетерозиготных особей
Отдаленные гибриды обычно бесплодны, так как у них
клетки не делятся митозом
в клетках не происходит репликация ДНК
гаметы различаются по размеру
нарушена конъюгация хромосом в мейозе
Повышение продуктивности плесневых грибов, вырабатывающих антибиотики, достигается путём
1) полиплоидизации 2) внутривидовой гибридизации
3) массового отбора 4) искусственного мутагенеза
Межлинейная гибридизация в селекции растений способствует
получению чистой линии
проявлению эффекта гетерозиса
получению межвидовых гибридов
усилению мутагенеза
12. Отбор, производимый по генотипу, называется:
1) естественным 2) бессознательным 3) индивидуальным
4) методическим
Знание центров происхождения культурных растений используется селекционерами при
1)создании средств химической защиты от вредителей
2) определении числа мутантных генов у сорта
3) подборе исходного материала для получения нового сорта
4) изучении дрейфа аллельных генов в популяции
14. Значение биотехнологии для развития селекции состоит в том, что благодаря ей можно получать
возбудителей заболеваний 2)антибиотики
3)межвидовые гибриды растений 4)минеральные соли
15.В селекции животных применяют
1)искусственный мутагенез 3)полиплоидию
движущий отбор 4)межпородную гибридизацию
16. Клонированием организмов занимается
1)клеточная инженерия 2)генетика
3)эволюционная биология 4)микробиология
Побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев ранней весной проводят, чтобы
1)защитить дерево от морозов
2)уменьшить газообмен
3)улучшить сокодвижение
4)защитить дерево от солнечных ожогов
Появление сходных мутаций у генетически близких видов и родов подтверждается законом
1)независимого наследования признаков
2)гомологических рядов наследственной изменчивости
3)единообразия гибридов первого поколения
4)расщепления признаков
Какие биологические особенности капусты надо учитывать при её выращивании?
1)небольшую потребность в воде и удобрениях
2)большую потребность во влаге и освещённости
3)засухоустойчивость и тенелюбивость
4)быстрый рост на рыхлых песчаных почвах
20. Верны ли следующие суждения о методах селекции?
А. Близкородственное скрещивание как метод селекции позволяет получить гетерозиготные гибриды повышенной жизнеспособности.
Б. Методы биотехнологии применяют для получения необходимых человеку веществ с использованием живых организмов и биологических процессов в производстве.
1)верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
В1. Установите правильную последовательность действий селекционера по выведению нового сорта
А) гибридизация
Б) искусственный отбор
В) отбор родительских форм
Г) размножение гибридных особей
С1. Хвост японского петуха достигает 10 м. Поясните, как эта порода была выведена человеком? Почему такие птицы не встречаются в природе?
С2. В результате межвидового скрещивания рыб белуги и севрюги получается межвидовой гибрид – бестер. Эта рыба отличается ценными пищевыми свойствами, повышенной жизнеспособностью. Однако бестеры, как и все межвидовые гибриды животных, не дают потомства. Объясните, почему они бесплодны. Возможно ли преодолеть их бесплодие?
Контрольная работа №2
по теме: «Основы селекции и биотехнологии»
Вариант 2
Метод гибридизации соматических клеток применяют в
гистологии
клеточной инженерии
микробиологическом синтезе
эмбриологии
Какой метод используют селекционеры для получения новых комбинаций нуклеотидов в молекуле ДНК?
микробиологический синтез
генную инженерию
клеточную инженерию
гибридизацию клеток
Клеточная и генная инженерия – это направления
цитологии 2) биотехнологии 3)селекции
4) микробиологии
Клевер высевают в качестве предшественника зерновых культур, так как почва обогащается
фосфорными и калийными солями
органическими веществами
микроэлементами
соединениями азота
При выращивании растений рыхлят почву для
улучшения минерального питания
усиления притока воздуха
активизации испарения
обогащения почвы гумусом
«Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами в наследственной изменчивости» – это закон
биогенетический
сцепленного наследования
гомологических рядов
независимого наследования
Чтобы у кукурузы быстрее образовались придаточные корни, человек
прикрывает всходы тёмным укрывным материалом
удаляет верхушки главного надземного побега
проводит перекрёстное опыление растений
окучивает растения
В результате близкородственного скрещивания увеличивается число особей с наследственными заболеваниями в связи с переходом
доминантных генов в гомозиготное состояние
доминантных генов в гетерозиготное состояние
рецессивных генов в гетерозиготное состояние
рецессивных генов в гомозиготное состояние
По какому признаку можно отличить штаммы определенного вида плесневого гриба?
продуктивность синтеза белков
способ полового размножения
наличие гиф
особенности митоза
В селекции растений при вегетативном размножении в потомстве
усиливается генотипическая изменчивость
наблюдается гетерозис
сохраняются признаки родителя
проявляются новые мутации
Известны сорта риса и кукурузы, имеющие зерно чёрной окраски. У какого растения можно получить подобный сорт согласно закону гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова?
1) рожь 2) подсолнечник 3) горох 4) морковь
Начальный этап в селекции животных –
близкородственное скрещивание
получение мутаций
гибридизация
одомашнивание
Выращивание тканей вне организма – пример метода
1) культуры клеток 2) микроскопирования
3) центрифугирования 4) генной инженерии
Для преодоления бесплодия межвидового редечно-капустного гибрида Г.Д. Карпеченко использовал метод
полиплоидии
массового отбора
гетерозиса
культуры ткани
У самоопыляющихся растений наблюдается повышение
1)гомозиготности 3) гетерозисного эффекта
2) гетерозиготности 4)жизнестойкости
Чем характеризуется гетерозис?
превосходством гибридов по ряду свойств над родительскими формами
подавлением действия генов одного из родителей генами другого родителя
кратным увеличением числа хромосом
наследованием признаком родительских форм
Искусственно выведенную человеком группу животных называют
1) породой 2)видом 3) популяцией 4) сортом
Полиплоидия применяется в селекции
1) домашних животных 2) культурных растений
3) шляпочных грибов 4) плесневых грибов
Верны ли следующие суждения о методах селекции?
А. Близкородственное скрещивание как метод селекции позволяет получить гетерозиготные гибриды повышенной жизнеспособности.
Б. Методы биотехнологии применяют для получения необходимых человеку веществ с использованием живых организмов и биологических процессов в производстве.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
4)оба суждения неверны
20. При искусственном отборе у организмов формируются признаки, полезные
1) человеку 2)виду 3) биогеоценозу 4) породе
В1. Установите правильную последовательность этапов работы селекционера при создании новой породы животных
А) скрещивание производителей для создания новой породы
Б) скрещивание потомков и индивидуальный отбор по породным признакам
В) методический отбор особей среди полученного потомства от исходных форм
Г) индивидуальный подбор родительских форм для скрещивания
С1. В плодах ряда растений отсутствуют семена (апельсины, мандарины). Что лежит в основе получения таких сортов и как сохраняется этот признак?
С2.В настоящее время нашли широкое применение в птицеводстве гетерозисные бройлерные цыплята. Почему именно их широко используют для решения продовольственных задач? Как их выводят?
Ответы на задания контрольной работе №2
по теме «Основы селекции и биотехнологии»
2-4
3-2
4-2
5-2
6-1
7-3
8-1
9-4
10-4
11-2
12-3
13-3
14-3
15-4
16-1
17-4
18-2
19-2
20-2
В1. В,А,Б,Г
1-2
2-2
3-2
4-4
5-2
6-3
7-4
8-4
9-1
10-3
11-3
12-4
13-4
14-1
16-1
17-1
18-2
19-2
20-4
В1. Г,А,В,Б
Контрольная работа №3 по теме «Антропогенез»
1 Вариант
Часть I.
1.Антропогенез – это:
1 – индивидуальное развитие человека;
2 – наследственные изменения обезьяноподобных предков человека;
3 – историческое развитие приматов;
4– нет правильного ответа.
2. Значение социальных факторов в эволюции человека раскрыл:
1 – Бюффон
2 – Рулье;
3 – Линней;
4 – Ламарк;
5 – Дарвин;
6 – Энгельс.
3. Книга Ч.Дарвина, объясняющая происхождение человека от животных, – это:
1 – «Происхождение видов путем естественного отбора»;
2 – «Изменение домашних животных и культурных растений»;
3 –«Происхождение человека и половой отбор»;
4 – «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»;
5 – «Основные этапы антропогенеза».
4. Социальные движущие силы антропогенеза – это:
1 – наследственная изменчивость;
2 – труд;
3 – общественный характер труда;
4 – естественный отбор;
5 – борьба за существование;
6 – членораздельная речь;
7 – высокоразвитое сознание;
8 –отвлеченное мышление;
9 –нечленораздельная речь;
10 – все выше перечисленное
5. Органы, доказывающие происхождение человека от животных, – это:
1 – рудименты;
2 –атавизмы;
3 – гомологичные органы;
4 –аналогичные органы.
6. Борозды и извилины коры больших полушарий характерны для представителей всех классов позвоночных животных:
1 – да; 2 – нет.
7. Атавизмы – это:
1 –органы, имеющие сходное строение и происхождение;
2 –органы, утратившие в процессе эволюции свое значение;
3 –многососковость;
4 –волосяной покров на лице человека;
5 –нет правильного ответа.
8. Значение прямохождения в процессе антропогенеза заключалось в том, что:
1 – обезьяны получили возможность сбивать палкой высоко подвешенные фрукты или дотягиваться до них;
2 – обезьяны в поисках добычи могли прыгать на большие расстояния;
3 – разделились функции рук и ног, рука стала свободной;
4 – крестец стал более подвижным, что облегчило роды.
9. Современный человек относится к виду:
1 – Обезьяночеловек;
2 – Человек прямоходящий;
3 – Человек умелый;
4 – Человек неандертальский;
5 – нет правильного ответа.
10. Абстрактное мышление, членораздельная речь, способность к коллективной трудовой деятельности развиваются у человека:
1 – в процессе филогенеза;
2 – в процессе анабиоза;
3– в процессе онтогенеза.
11. Австралопитеки обитали:
1 – в лесах с пышной тропической растительностью;
2 – в горах;
3– на равнинных безлесных пространствах, среди скал.
12. Объем черепа австралопитеков:
1 – 1000–1200см3;
2 – 1300–1500см3;
3–нет правильного ответа.
13. Признаки, характерные для монголоидов:
1 –прямые или волнистые, часто светлые волосы;
2 –значительное развитие на лице у мужчин волосяного покрова;
3–жесткие, прямые и темные волосы;
4– лицо широкое, уплощенное;
5–скулы сильно выступают;
6–складка верхнего века развита слабо;
14. Для кроманьонцев были характерны зачатки речи в виде нечленораздельных звуков:
– да; 2 – нет.
15. Членораздельная речь хорошо развита у Человека:
1 – умелого;
2 – прямоходящего;
3 – неандертальского;
4– разумного.
16. Техника обработки камня впервые появилась у:
1 – питекантропов;
2 – синантропов;
3 – неандертальцев;
4 – кроманьонцев;
5 – Человека умелого.
17. Неандертальцы одевались в:
1 – шкуры;
2 – маскировочные халаты;
3 – одежды не было совсем.
18. В антропогенезе на ранних стадиях развития:
1 – социальные факторы преобладали над биологическими;
2 – биологические факторы преобладали над социальными;
3 – действие биологических и социальных факторов уравновесилось;
4 – социальные факторы не действовали;
Часть II
Какое систематическое положение занимает человек в системе органического мира?
Что относится к социальным факторам движущего антропогенеза?
Установите, соответствие рас и их признаков:
Расы
Признаки
А) австрало-негроидная
Светлая или смуглая кожа
Б) монголоидная
Жесткие волосы
В) европеоидная
Темная кожа
Широкий нос
Уплощенное лицо
Хорошо развитый волосяной покров
Тонкие губы
Сильно выступающие скулы
Толстые губы
Борода и усы растут слабо
Заметно развитое «третье веко»
Узкий выступающий нос
Контрольная работа №3 по теме «Антропогенез»
2 вариант
Часть I
Копчик в скелете человека – это атавизм:
1 – да; 2 – нет.
Предпосылки антропогенеза:
1–прямохождение;
2–стадность обезьяноподобных предков человека;
3 – использование мясной пищи и огня;
4 – трудовая деятельность в обществе;
5 – членораздельная речь;
Причины возникновения членораздельной речи:
1 – общественный характер труда;
2– высокий уровень развития мозга;
3 – наследственная изменчивость и естественный отбор;
Социальные особенности человека способны передаваться от предков к потомству:
1 – да; 2 – нет.
Современный человек относится к виду:
1 – Человек разумный;
2– Человек умелый;
3 – Человек прямоходящий;
4 – Человек неандертальский.
Образ жизни австралопитеков:
– стадный; 2 – парами; 3 – одиночный.
7. Австралопитеки изготавливали грубые каменные ножи:
1 – да; 2 – нет.
Человек умелый отличается от австралопитеков:
1 – внешним видом;
2 – способностью использовать предметы в качестве готовых орудий труда;
3 – способностью изготавливать орудия труда;
Биологические факторы антропогенеза:
1 – использование и поддержание огня;
2 – наследственная изменчивость;
3 – борьба за существование;
4 – искусственный отбор;
5 – естественный отбор;
6 – членораздельная речь;
7 – отвлеченное мышление;
8 – сознание;
Рудиментарными являются органы:
1 – третье веко;
2 – аппендикс;
3 – имеющие сходное строение и происхождение;
4 – выполняющие однородные функции
Основные человеческие расы:
1 – малайская;
2 – европеоидная;
3 – монголоидная;
4 – негроидная;
Питекантроп относится к виду:
1 – Человек умелый;
2 – Человек разумный;
3 – Человек прямоходящий;
4 – Человек неандертальский;
5– нет правильного ответа.
13. Для древнейших людей характерны зачатки речи в виде нечленораздельных звуков:
1–да; 2–нет.
Развитый подбородочный выступ питекантропа указывает на хорошее развитие членораздельной речи:
1 – да; 2 – нет.
Неандертальцы жили в условиях наступления ледников:
1 – да; 2 – нет.
Признаки, характерные для европеоидов:
1 – прямые или волнистые, часто светлые волосы;
2 – значительное развитие волосяного покрова на лице;
3 – жесткие, прямые и темные волосы;
4 – лицо широкое, уплощенное;
5 – складка верхнего века развита слабо
Расизм – это:
1 – наука о расах;
2 – наука о происхождении человека;
3 – учение о неравноценности человеческих рас;
4 – учение о делении общества на классы.
В антропогенезе на современном этапе:
1 – социальные факторы преобладают над биологическими;
2 – биологические факторы преобладают над социальными;
3 – действие биологических и социальных факторов уравновесилось;
4 – биологические факторы полностью утратили значение;
Часть II
Какие признаки характерны для человеческих рас?
Что относится к биологическим факторам движущего антропогенеза?
Установите, в какой хронологической последовательности появились группы людей на Земле:
А) кроманьонец
Б) рамапитеки
В) питекантроп
Г) человек умелый
Д) австралопитек
Е) неандерталец
Ответы на задания контрольной работе №3 по теме «Антропогенез»
Часть I
4
6
3
2,3,6,7,8
1,2
2
3,4
3
5
3
3
3
3,4,5
2
4
5
1
2
1 вариант Часть II
Тип – Хордовые
Подтип – Позвоночные
Класс – Млекопитающие
Отряд – Приматы
Семейство – Гомминид
Род – Человек
Вид – Человек разумный.
Речь, трудовая деятельность, мышление, общественный образ жизни.
А -3,4,9
Б) – 2,5,8,10,11
В) – 1,6,7,12
Часть I
2
1,2,3
1,2,3
2
1
1
2
3
2,5
1,2
2,3,4
3
1
2
1
1,2,5
3
1
2.вариант Часть II
1) К человеческим раса характерны такие признаки, как физиологические: тип, цвет глаз и кожи, структура волос, пропорции тела, разрез глаз.
2) наследственная изменчивость, естественный отбор, мутации, изоляции, дрейф генов.
3) Б, Д, Г, В, Е, А.
Контрольная работа №4 по теме «Основы экологии»
Часть А. Выбрать один правильный ответ
А1. В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером: А) хищничества Б) паразитизма В) комменсализма г) симбиоза А2. Отношения «паразит-хозяин» состоит в том, что паразит: А) не оказывает существенного влияния на хозяина Б) всегда приводит хозяина к смерти В) приносит определенную пользу хозяину Г) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина А3 Хищники в природном сообществе: А) уничтожают популяцию жертв Б) способствуют росту популяции жертв В) оздоровляют популяцию жертв и регулируют ее численность Г) не влияют на численность популяции жертв А4. Популяцию характеризуют следующие свойства: А) рождаемость, смертность Б) площадь территории В) распределение в пространстве Г) среда обитания, условия жизни А5. Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют: А) одну популяцию одного вида Б) две популяции одного вида В) две популяции двух видов Г) одну популяцию двух видов А6.Показателем процветания популяций в экосистеме служит: А) связь с другими популяциями Б) связь между особями популяций В) их высокая численность Г) колебания численности популяций А7. Истребление хищниками больных и ослабленных животных способствует тому, что численность популяций жертв: А) сокращается Б) увеличивается В) изменяется по сезонам года Г) поддерживается на определенном уровне А8 Примером природной экосистемы служит: А) пшеничное поле Б) оранжерея В) дубрава Г) теплица А9. Наибольшее число видов характерно для экосистемы: А) березовой рощи Б) экваториального леса В) ельника Г) тайги А10. Азотфиксирующие бактерии относятся: А) к продуцентам Б) консументам 1 порядка В) консументам 2 порядка Г) редуцентам
В 1. Составьте пищевую цепь и определите консумента второго порядка, используя всех названных представителей: ястреб, цветки яблони, большая синица, жук яблонный цветоед.
С1. Почему считают конкурентными отношения между щукой и окунем в экосистеме реки?
С2 Объясните преимущество биологических методов борьбы вредителями над химическими
Ответы на задания контрольной работы №4 по теме «Основы экологии»
№ задания
1в
2г
3в
4а
5в
6в
7г
8в
9б
10а
В1. 1) цветки яблони - жук яблонный цветоед – большая синица - ястреб
2) консумент второго порядка - большая синица
С1. 1) являются хищниками, питаются сходной пищей;
2) обитают в одном водоеме, нуждаются в сходных условиях
С2. Предотвращается загрязнение среды, при этом сохраняется фауна и флора.
Список литературы
:
1.Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997.
2.Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
3.Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
4.Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1986.
5.Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005
6.Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003
7.Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
8.Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
9.Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
10Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 19
11Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
12.Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
13Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 200
14.Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
15.Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
16.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
17.Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
18.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.:
1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
2.Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
3.Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
4.Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. Пособие по биологии для абитуриентов. – Мн.: Вышэйшая школа, 1996.
5.Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
6.Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
7.Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
8.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
9.Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
10Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: А.А. Биология. – Киев: Высшэйшая школа, 1987.
11.Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
Электронные издания:
1 Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
2. Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
3.Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
4.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик В.Б. Захаров5.Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
5.Единый государственный экзамен 2012. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан
MULTIMEDIA – поддержка курса « биология»
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;
Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
Кроме того, при ведении курса в 6 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем Мяделец М.В. и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пасечника В.В..) (http://school-collection.edu.ru/) .
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»